Тесты для контрольных заданий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тесты для контрольных заданий



Изучение постклассической философии сопряжено с необходимостью усвоения значительного объёма знаний по важнейшим направлениям, школам, персоналиям, стратегиям развития современного философского знания. С целью организации контроля этих знаний, усвоенных студентами на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы над курсом, предлагаются примеры тестовых заданий. Следует отметить, что содержательные и методические возможности тестирования как учебной процедуры достаточно ограничены в случае преподавания философии и, в особенности, неклассического и постнеклассического её этапов.

В первую очередь это связано с высокой степенью семантической нагруженности философских произведений и наличием в них авторского мировоззренческого контекста, предполагающего не столько констатирующее знание, сколько его различные интерпретации.

Тем не менее, для обеспечения проверки и контроля, усвоенных студентами знаний по одному из важнейших и объемных разделов курса, приведенные ниже тестовые задания вполне успешно могут быть использованы.

 

1. Укажите, какие две эпохи могут быть выделены в развитии европейской философии:

а) протофилософия;

б) классика;

в) неоклассика;

г) неклассика;

д) постклассика.

 

2. Назовите предпосылки кризиса классического философствования:

а) кризис рационалистического мировоззрения;

б) революция в естествознании;

в) фрагментация проблемного поля философии,

г) появление новых философских концепций.

 

3. Определите черты, отличающие современную философию от классической:

а) критика созерцательности предшествующей философии;

б) отрицание познаваемости мира;

в) критика объективизма предшествующей философии;

г) борьба материализма и идеализма;

д) лингвистический поворот в философии;

е) плюрализм философской мысли.

 

4. Назовите черту философского знания, характерную как для философской классики, так и для постклассической философии:

а) логическая строгость выводов;

в) интерес к человеку;

г) рефлексивность;

д) противостояние материализма и идеализма.

 

5. Соотнесите предложенные характеристики с двумя эпохами в развитии европейской философии:

 

1. классика а) культ разума;

б) обращение к иррационализму;

в) понимание истины как достоверного знания;

2. постклассика г) усиливающийся интерес к человеку;

д) противостояние материализма и идеализма;

е) фрагментация проблемного поля философии.

 

6. Выделите основные стратегии постклассического философствования:

а) экзистенциально-феноменологическая;

б) аналитическая;

в) психологическая;

г) социально-критическая;

д) эвристическая.

 

7. Из приведенного перечня выделите основные


направления развития неклассической философии:

а) неотомизм;

б) неоплатонизм;

в) экзистенциализм;

г) постпозитивизм;

д) постмарксизм.

 

8. Назовите новые направления, возникающие в европейской философии на рубеже третьего тысячелетия:

а) философия науки;

б) философская герменевтика;

в) позитивизм;

г) постструктурализм;

д) философия права.

 

9. Выделите философов классической эпохи: Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Лейбниц, Парменид, К. Ясперс, Н. Кузанский, Л. Фейербах, К. Поппер, Т. Кун

 

10. Назовите представителей постклассической философии: Аристотель,

Э. Гуссерль, Дж. Локк, Р. Декарт, Л. Витгенштейн, Ю. Хабермас И. Кант, Фома Аквинский.

 

11. Определите, для какого из течений современной западной философии своеобразная интерпретация жизненного мира стала центральной философской проблемой:

а) неотомизм;

б) феноменология;

в) персонализм;

г) постпозитивизм.

 

12. Назовите основоположника феноменологии -- одного из самых влиятельных направлений современной философии:

а) В. Дильтей;

б) К. Ясперс;

в) М. Хайдеггер;

г) Э. Гуссерль.

 

13. Определите, что составляет содержание термина «иррационализм»:

а) отказ от познания мира;

б) отрицание возможности познания мира человеком;

в) отрицание познавательных возможностей разума;

г) сомнение в возможностях научного познания;

д) переориентация познания на различные нерационалистические способы постижения мира.

 

14. Среди приведенных феноменов человеческого бытия выделите тот, к которому в ХХ веке приковано внимание аналитической философии ХХ века:

а) рисунок;

б) язык;

в) разум;

г) чувства.

 

15. Укажите представителей аналитической философии: К Маркс, Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, П. Фейерабенд, О. Шпенглер, Г. Башляр, И. Лакатос, С. де Бовуар.

 

 

16. Вставьте пропущенную дату: «Марксистская философия возникла во второй половине _______ века».

 

17. Назовите философов, чьи труды в первую очередь явились теоретическими источниками марксистской философии:

а) Дж. Беркли;

б) Г. Гегель;

в) Л. Фейербах;

г) И. Кант;

д) И Фихте;

е) Г. Лейбниц.

 

18. Выделите черты, отличающие диалектику марксизма от гегелевской диалектики:

а) законченный характер;

б) сочетание с материализмом;

в) сочетание с идеализмом.

 

19. Назовите достижения науки XIX века, явившиеся естественнонаучными предпосылками формирования философии маркскизма:

а) открытие клеточного строения живых организмов;

б) теория химического строения Бутлерова;

г) открытие закона сохранения и превращения энергии;

д) эволюционная теория Дарвина;

е) генетика.

 

20. Укажите основные достижения философии марксизма:

а) открытие материалистического понимания истории;

б) идея активности субъекта в познании;

в) преодоление созерцательности предшествующего материализма;

г) разработка диалектики как теории развития;

д) достижение единства материализма и диалектики;

е) формулировка категорического императива.

 

21. Вставьте имя философа: «Открытие материалистического понимания истории принадлежит _______».

 

22. Установите соответствие, позволяющее определить время жизни названных философов

1. Г. Гегель а) V в.;

2. И. Кант б) XIII в.;

3. Фома Аквинский в) XIX в.;

4. К. Маркс г) XV в.;

д) XVIII в.;

е) XVIII -- XIX вв.

 

23. Из приведенного перечня выделите характерную черту философского творчества К.Маркса:

а) панлогизм;

б) социоцентризм;

в) пантеизм;

г) деизм.

 

24. Расположите в правильной хронологической последовательности:

а) немецкая классическая философия;

б) новоевропейская философия;

в) философия марксизма.

 

25. Укажите, исторические этапы эволюции философии марксизма в хронологической последовательности:

а) неомарксисткий;

б) ортодоксальный (классический);

в) постмарксисткий;

г) ленинский.

 

26. Установите соответствие, помогающее определить проблемные поля названных

философских течений:

 

1. Экзистенциализм а) анализ различных типов языковой

реальности;

2. Аналитическая философия б) рефлексия над бытием человека-в-

мире;

3. Структурализм в) гендерные исследования социо-

культурной реальности;

4. Феминистская философия г) инвариантные отношения в динамике

социокультурных феноменов различного

порядка;

5. Герменевтика д) исследование понимания как условия

осмысления социального бытия.

 

17. Определите смысл понятия “гендер”. Оно характеризует у человека:

а) биологический пол;

б) принадлежность к определенному классу;

в) социальный пол;

г) возраст;

д) принадлежность к одной из человеческих рас.

 

28. Укажите основные направления развития феминистской

философии ХХ века:

а) либеральное;

б) капиталистическое;

в) радикальное;

г) социалистическое;

д) культурологическое.

 

19. Выделите философа-марксиста, чья работа “ Происхождение семьи,

частной собственности и государства” заложила фундамент

социалистического направления в феминизме:

а) Ф. Энгельс;

б) П. Лафарг,

в) К. Маркс;

г) Г.В. Плеханов;

д) И. Дицген.

 

  1. Определите основателя философской феноменологии:

а) Ю. Хабермас;

б) М. Хайдеггер;

в) Э. Гуссерль;

г) З.Фрейд.

 

31. В каком утверждении выражается позиция феноменологической традиции по отношению к современному статусу философии:

а) выдвигает тезис о «конце философии»;

б) призывает к отказу от научного статуса философии;

в) требует образования строгой научной философии;

г) утверждает отказ от рациональности и возврат к иррациональным методам философствования.

 

  1. Определите ядро проблематики философской феноменология:

а) исследования самоорганизующихся и саморазвивающихся систем;

б) глобальное моделирование мировой динамики;

в) применение социальных и политических технологий;

г) воссоздание непосредственного смыслового поля сознания.

 

  1. Определите, как феноменология интерпретирует сознание:

а) функциональное свойство высокоразвитой материи мозга;

б) «поток» переживаний, мыслей, ассоциаций, через которые реализуется осмысление реальности;

в) отражение реально существующих объектов и связей действительности;

г) индивидуальную проекция Мирового Разума;

 

  1. Выберите характерную для философской феноменологии интерпретацию понятия «эпохе»:

а) невозмутимость, отрешенность от житейской суеты;

б) единство истины, добра и красоты;

в) требование «заключения в скобки» того содержания психики, которое не подверглось тщательной рефлексии;

г) соблюдение нравственного закона, который опирается на понятие «долг».

 

35. Определите, в какой исторический период возникает философия экзистенциализма:

а) в середине XIX века;

б) накануне первой мировой войны;

в) накануне второй мировой войны;

г) в преддверии нового тысячелетия.

 

36. Укажите, как можно перевести термин «экзистенциализм» на русский язык:

а) «философия сущности»;

б) «философия существующего»;

в) «философия существования».

 

37. Назовите философскую традицию, лежащую в основе экзистенциализма:

а) рационализм;

б) иррационализм;

в) сенсуализм;

г) эмпиризм;

д) агностицизм.

 

38. Назовите форму бытия, находящуюся в центре проблематики экзистенциализма:

а) бытие природы; в) бытие духовное,

б) бытие общества; г) индивидуальное бытие человека;

 

39. Назовите исторические предпосылки, пробудившие интерес к индивидуальному бытию человека в философии экзистенциализма:

а) социальные кризисы, в том числе мировые войны;

б) возможность использования достижений техногенной цивилизации во вред человеку;

в) первый полет человека в космос;

г) наличие в мире тоталитарных режимов;

д) развитие наук и искусств;

е) перестройка в СССР.

 

40. Перечислите основные модусы бытия человека, рассматриваемые в экзистенциализме:

а) рефлексия;

б) свобода;

в) страх;

г) наслаждение;

д) любовь;

е) коммуникация;

ж) нирвана.

 

41. Укажите философов, представляющих экзистенциальное течение в философии ХХ века: О. Конт, К. Маркс, Н.А Бердяев, Л. Витгенштейн, М. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Маритен, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, П. Фейерабенд, М. Вебер, С. де Бовуар.

 

42. Определите, какого рода ситуации выдвигаются экзистенциализмом на первый план в понимании человеческого бытия:

а) романтические ситуации; в) интересные ситуации;

б) «пограничные ситуации»; г) переходные ситуации.

 

43. Укажите, какое понимание свободы характерно для экзистенциализма:

а) свобода как осознанная необходимость;

б) свобода как раскрытие природных задатков человека, раскрепощение его «сущностных» сил;

в) свобода как возможность выбора.

44. Допишите пропущенное слово: «В экзистенциализме способ отношения человека с враждебным ему и лишенным смысла миром понимается как ____».

 

45. Установите соответствие, позволяющее определить место аналитической философии в историко-философском процессе:

а) классическая философия

б) неклассическая философия

в) постнеклассическая философия

 

2. Укажите, что является задачей философского исследования в рамках аналитической традиции:

а) критическая рефлексия над социокультурной реальностью, содействующая освобождению человека и общества;

б) рефлексия над человеком-в-мире, способствующая достижению подлинности личностного бытия человека;

в) анализ различных типов языковой реальности, способствующий достижению ясности, рациональной прозрачности содержания, как мышления, так и исследуемых философских и научных проблем.

 

3. Определите особенности стиля философского мышления, характерные для аналитической стратегии в философии XX века:

а) обращение к художественно-образной форме выражения основных идей;

б) предпочтение аргументированной убедительности философских выводов;

в) опора на формальную логику, данные современной науки;

г) обращение к опыту мистического философствования;

д) переход от «поверхностного» грамматического анализа языка к «глубинному» логическому его анализу.

 

4. Определите, в чем заключается суть лингвистического поворота, осуществленного аналитической философией? В том, что:

а) язык рассматривается как средство философского исследования;

б) языку придается статус самостоятельного объекта исследования;

в) уточняются функции языка, определяются пределы его применения.

 

5. Выделите представителей аналитической стратегии в развитии философии XX века: Г. Фреге, Ж.-П. Сартр, Б. Рассел, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Дж. Мур, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, К. Поппер, Ю. Хабермас, Т. Кун, Ж. Деррида, П. Фейерабенд, Ж. Бодрийяр.

6. Вставьте пропущенное слово в следующем суждении: «Создателем концепции «языковых игр» является» _________

 

7. Определите, какое из понятий шире по объему своего содержания: «аналитическая философия» или «неопозитивизм»?________

 

8. Укажите основные принципы неопозитивизма:

а) принцип развития;

б) принцип верификации;

в) принцип физикализма;

д) принцип конвенционализма;

е) принцип всеобщей связи явлений.

 

9. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать различие в проблематике неопозитивизма и постпозитивизма:

 

1. неопозитивизм а) проблема структуры научного знания;

б) проблема социокультурной

обусловленности научного познания;

2. постпозитивизм в) проблема роста научного знания;

д) проблема логического анализа языка науки;

 

 

10. Назовите представителей постпозивистской философии науки: К. Поппер, Г. Фреге, Б. Рассел, И. Лакатос, Дж. Мур, Л. Витгенштейн, П. Фейерабенд, Р. Карнап, Т. Кун.

 

 

1. Установите соответствие между основными историческими проекциями герменевтики и периодами в развитии общества, для которых они характерны:

 

1. античный период а) герменевтика – философский метод и онтология;

2. Средневековье б) герменевтика – искусство

истолкования воли богов;

3. XIX век в) герменевтика – метод

интерпретации библейских

текстов;

4. XX век г) метод интерпретации в психологии и исторической науке.

 

2. Укажите, что составляет основное содержание философской герменевтики:

а) исследование понимания как условия осмысления социального бытия;

б) совокупность приемов истолкования текстов гуманитарного характера;

в) учение о ноосфере.

 

3. Назовите мыслителей, чье творчество определило развитие герменевтики как метода социогуманитарного познания и как философского учения:

И. Кант, Ж. Лакан, В. Дильтей, Э. Гуссерль, Т. Кун, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Ф. де Соссюр, В.И. Вернадский.

 

4. Определите, что является предметом философских исследований структурализма:

а) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

б) инвариантные отношения (структуры) в динамике преимущественно социокультурных феноменов различного порядка;

в) структура деятельности индивида;

г) структурные уровни организации материи.

 

5. Назовите представителей философии структурализма: Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, М. Хайдеггер, С. де Бовуар, Р. Барт, И. Лакатос, Ю. Хабермас, К. Поппер, Ж. Лакан, К. Ясперс.

 

6. Укажите метод социогуманитарного познания, характерный для философии структурализма:

а) метод экстраполяции;

б) гипотетико-дедуктивный метод;

в) структурно-функциональный метод;

г) диалектический метод.

 

7. Выделите процедуры постструктурализма, которые составляют основу его методологии:

а) деидеологизация;

б) децентрация;

в) деконструкция;

г) социальная стратификация;

д) детерриториализация.

 

8. Назовите основных представителей философии постструктурализма:

Ж. Деррида, Ф. де Соссюр, Ж.-П. Сартр, Ж. Делез, П. Фейерабенд, Ж. Бодрийяр, Ж. Маритен, Р. Барт.

 

9. Укажите основные значения понятия «постмодерн». Это:

а) особая ситуация в современной культуре;

б) одна из школ философии XIX века;

в) философская парадигма на рубеже третьего тысячелетия.

 

10. Выделите черты европейской метафизики и культуры в целом, подвергнутые критике в философии постмодерна:

а) логоцентризм;

б) пессимизм;

в) тотальная бинаризация культуры;

г) претензия на преобладание реальности над знаком, представляющим ее.

 

11. Определите основные установки философской методологии постмодерна:

а) плюрализм и фрагментация исследуемой реальности;

б) агностицизм;

в) повышенное внимание к проблемам языка;

г) отказ от бинаризма;

д) идеализм;

е) игра интерпретаций (интерпретативная поливариантность);

ж) симуляция.

 

12. Назовите философов, относящихся к постмодернистской традиции:

Ж. Деррида, Ф. де Соссюр, А. Камю, М. Фуко, Ж. Делез, П. Фейерабенд, Р. Барт, Л. Витгенштейн, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ф. Лиотар, Э. Жильсон, Р. Рорти.

 

13. Определите позицию постмодерна в трактовке реальности, выраженную в следующем высказывании философа-постструктуралиста М. Фуко: «... мы живем без специальных разметок и изначальных координат, в мириадах затерянных событий»:

а) мир – это совокупность различных комплексов ощущений;

б) мир – это реальность, развивающаяся по определенным

законам;

в) мир – это Хаос.

 

14. Определите основное содержание термина «ризома», принадлежащего философской парадигме постмодерна. Это характеристика:

а) способ неструктурной организации предметности;

б) системы научного знания;

в) одного из экзистенциалов существования человека.

 

 

15. Установите соответствие между основными традициями в западной философии конца ХХ века и персоналиями, их представляющими:

 

1. философская герменевтика а) П. Рикер;

б) Ж. Делез;

2. философия постмодерна в) Ж. Деррида;

г) Г. Гадамер;

д) Р. Рорти;

е) Ф. Лиотар;

ж) Ж. Бодрийяр.

 

Установите взаимно-однозначное соответствие понятий и их определений:

 

1. Глобализация общества а) быстрый и всеобъемлющий

процесс становления и распро

странения информационно-

телекоммуникационных техноло-

гий;

 

2. Медиатизация общества б)процесс изменения всех сторон

жизни общества под влиянием

общемировой тенденции к взаимо-

зависимости и открытости;

 

3. Информатизация общества в) стремительный процесс развития

«4-й» власти – наряду с традиционными ветвями – средств массовой информацикоммуникации.

 

 

16. Определите, какой исторический период характеризуется процессом глобализации:

а) от аграрного общества к индустриальному;

б) от феодализма к капитализму;

в) от стихийного капитализма к империализму;

г) от индустриального общества к постиндустриальному.

 

17. Определите, какой процесс характеризует понятие «глобализация»:

а) процесс объединения Европы;

б) процесс консолидации мусульманского мира;

в) процесс интеграции человеческого социума как целого;

г) процесс интеграции западного мира.

 

18. Определите социальную сферу, изменения которой выступили основанием общеисторического процесса глобализации:

а) экономика;

б) культура;

в) наука;

г) искусство.

 

19. Закончите высказывание:

«Развивающееся общественное движение с разнообразными требованиями и специфическими формами протеста против глобализации и ее последствий в различных сферах жизни общества называется __________».

 

ПРАКТИКУМЫ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМА.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.137 с.)