Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тесты для контрольных заданий
Изучение постклассической философии сопряжено с необходимостью усвоения значительного объёма знаний по важнейшим направлениям, школам, персоналиям, стратегиям развития современного философского знания. С целью организации контроля этих знаний, усвоенных студентами на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы над курсом, предлагаются примеры тестовых заданий. Следует отметить, что содержательные и методические возможности тестирования как учебной процедуры достаточно ограничены в случае преподавания философии и, в особенности, неклассического и постнеклассического её этапов. В первую очередь это связано с высокой степенью семантической нагруженности философских произведений и наличием в них авторского мировоззренческого контекста, предполагающего не столько констатирующее знание, сколько его различные интерпретации. Тем не менее, для обеспечения проверки и контроля, усвоенных студентами знаний по одному из важнейших и объемных разделов курса, приведенные ниже тестовые задания вполне успешно могут быть использованы.
1. Укажите, какие две эпохи могут быть выделены в развитии европейской философии: а) протофилософия; б) классика; в) неоклассика; г) неклассика; д) постклассика.
2. Назовите предпосылки кризиса классического философствования: а) кризис рационалистического мировоззрения; б) революция в естествознании; в) фрагментация проблемного поля философии, г) появление новых философских концепций.
3. Определите черты, отличающие современную философию от классической: а) критика созерцательности предшествующей философии; б) отрицание познаваемости мира; в) критика объективизма предшествующей философии; г) борьба материализма и идеализма; д) лингвистический поворот в философии; е) плюрализм философской мысли.
4. Назовите черту философского знания, характерную как для философской классики, так и для постклассической философии: а) логическая строгость выводов; в) интерес к человеку; г) рефлексивность; д) противостояние материализма и идеализма.
5. Соотнесите предложенные характеристики с двумя эпохами в развитии европейской философии:
1. классика а) культ разума;
б) обращение к иррационализму; в) понимание истины как достоверного знания; 2. постклассика г) усиливающийся интерес к человеку; д) противостояние материализма и идеализма; е) фрагментация проблемного поля философии.
6. Выделите основные стратегии постклассического философствования: а) экзистенциально-феноменологическая; б) аналитическая; в) психологическая; г) социально-критическая; д) эвристическая.
7. Из приведенного перечня выделите основные направления развития неклассической философии: а) неотомизм; б) неоплатонизм; в) экзистенциализм; г) постпозитивизм; д) постмарксизм.
8. Назовите новые направления, возникающие в европейской философии на рубеже третьего тысячелетия: а) философия науки; б) философская герменевтика; в) позитивизм; г) постструктурализм; д) философия права.
9. Выделите философов классической эпохи: Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Лейбниц, Парменид, К. Ясперс, Н. Кузанский, Л. Фейербах, К. Поппер, Т. Кун
10. Назовите представителей постклассической философии: Аристотель, Э. Гуссерль, Дж. Локк, Р. Декарт, Л. Витгенштейн, Ю. Хабермас И. Кант, Фома Аквинский.
11. Определите, для какого из течений современной западной философии своеобразная интерпретация жизненного мира стала центральной философской проблемой: а) неотомизм; б) феноменология; в) персонализм; г) постпозитивизм.
12. Назовите основоположника феноменологии -- одного из самых влиятельных направлений современной философии: а) В. Дильтей; б) К. Ясперс; в) М. Хайдеггер; г) Э. Гуссерль.
13. Определите, что составляет содержание термина «иррационализм»: а) отказ от познания мира; б) отрицание возможности познания мира человеком; в) отрицание познавательных возможностей разума; г) сомнение в возможностях научного познания; д) переориентация познания на различные нерационалистические способы постижения мира.
14. Среди приведенных феноменов человеческого бытия выделите тот, к которому в ХХ веке приковано внимание аналитической философии ХХ века: а) рисунок; б) язык; в) разум; г) чувства.
15. Укажите представителей аналитической философии: К Маркс, Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, П. Фейерабенд, О. Шпенглер, Г. Башляр, И. Лакатос, С. де Бовуар.
16. Вставьте пропущенную дату: «Марксистская философия возникла во второй половине _______ века».
17. Назовите философов, чьи труды в первую очередь явились теоретическими источниками марксистской философии: а) Дж. Беркли; б) Г. Гегель; в) Л. Фейербах; г) И. Кант; д) И Фихте; е) Г. Лейбниц.
18. Выделите черты, отличающие диалектику марксизма от гегелевской диалектики: а) законченный характер; б) сочетание с материализмом; в) сочетание с идеализмом.
19. Назовите достижения науки XIX века, явившиеся естественнонаучными предпосылками формирования философии маркскизма: а) открытие клеточного строения живых организмов; б) теория химического строения Бутлерова; г) открытие закона сохранения и превращения энергии; д) эволюционная теория Дарвина; е) генетика.
20. Укажите основные достижения философии марксизма: а) открытие материалистического понимания истории; б) идея активности субъекта в познании; в) преодоление созерцательности предшествующего материализма; г) разработка диалектики как теории развития; д) достижение единства материализма и диалектики; е) формулировка категорического императива.
21. Вставьте имя философа: «Открытие материалистического понимания истории принадлежит _______».
22. Установите соответствие, позволяющее определить время жизни названных философов 1. Г. Гегель а) V в.; 2. И. Кант б) XIII в.; 3. Фома Аквинский в) XIX в.; 4. К. Маркс г) XV в.; д) XVIII в.; е) XVIII -- XIX вв.
23. Из приведенного перечня выделите характерную черту философского творчества К.Маркса: а) панлогизм; б) социоцентризм; в) пантеизм; г) деизм.
24. Расположите в правильной хронологической последовательности: а) немецкая классическая философия; б) новоевропейская философия; в) философия марксизма.
25. Укажите, исторические этапы эволюции философии марксизма в хронологической последовательности: а) неомарксисткий; б) ортодоксальный (классический); в) постмарксисткий; г) ленинский.
26. Установите соответствие, помогающее определить проблемные поля названных философских течений:
1. Экзистенциализм а) анализ различных типов языковой реальности; 2. Аналитическая философия б) рефлексия над бытием человека-в- мире; 3. Структурализм в) гендерные исследования социо- культурной реальности; 4. Феминистская философия г) инвариантные отношения в динамике социокультурных феноменов различного порядка; 5. Герменевтика д) исследование понимания как условия осмысления социального бытия.
17. Определите смысл понятия “гендер”. Оно характеризует у человека: а) биологический пол; б) принадлежность к определенному классу; в) социальный пол; г) возраст; д) принадлежность к одной из человеческих рас.
28. Укажите основные направления развития феминистской философии ХХ века: а) либеральное; б) капиталистическое; в) радикальное; г) социалистическое; д) культурологическое.
19. Выделите философа-марксиста, чья работа “ Происхождение семьи, частной собственности и государства” заложила фундамент социалистического направления в феминизме: а) Ф. Энгельс;
б) П. Лафарг, в) К. Маркс; г) Г.В. Плеханов; д) И. Дицген.
а) Ю. Хабермас; б) М. Хайдеггер; в) Э. Гуссерль; г) З.Фрейд.
31. В каком утверждении выражается позиция феноменологической традиции по отношению к современному статусу философии: а) выдвигает тезис о «конце философии»; б) призывает к отказу от научного статуса философии; в) требует образования строгой научной философии; г) утверждает отказ от рациональности и возврат к иррациональным методам философствования.
а) исследования самоорганизующихся и саморазвивающихся систем; б) глобальное моделирование мировой динамики; в) применение социальных и политических технологий; г) воссоздание непосредственного смыслового поля сознания.
а) функциональное свойство высокоразвитой материи мозга; б) «поток» переживаний, мыслей, ассоциаций, через которые реализуется осмысление реальности; в) отражение реально существующих объектов и связей действительности; г) индивидуальную проекция Мирового Разума;
а) невозмутимость, отрешенность от житейской суеты; б) единство истины, добра и красоты; в) требование «заключения в скобки» того содержания психики, которое не подверглось тщательной рефлексии; г) соблюдение нравственного закона, который опирается на понятие «долг».
35. Определите, в какой исторический период возникает философия экзистенциализма: а) в середине XIX века; б) накануне первой мировой войны; в) накануне второй мировой войны; г) в преддверии нового тысячелетия.
36. Укажите, как можно перевести термин «экзистенциализм» на русский язык: а) «философия сущности»; б) «философия существующего»; в) «философия существования».
37. Назовите философскую традицию, лежащую в основе экзистенциализма: а) рационализм; б) иррационализм; в) сенсуализм; г) эмпиризм; д) агностицизм.
38. Назовите форму бытия, находящуюся в центре проблематики экзистенциализма: а) бытие природы; в) бытие духовное, б) бытие общества; г) индивидуальное бытие человека;
39. Назовите исторические предпосылки, пробудившие интерес к индивидуальному бытию человека в философии экзистенциализма:
а) социальные кризисы, в том числе мировые войны; б) возможность использования достижений техногенной цивилизации во вред человеку; в) первый полет человека в космос; г) наличие в мире тоталитарных режимов; д) развитие наук и искусств; е) перестройка в СССР.
40. Перечислите основные модусы бытия человека, рассматриваемые в экзистенциализме: а) рефлексия; б) свобода; в) страх; г) наслаждение; д) любовь; е) коммуникация; ж) нирвана.
41. Укажите философов, представляющих экзистенциальное течение в философии ХХ века: О. Конт, К. Маркс, Н.А Бердяев, Л. Витгенштейн, М. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж. Маритен, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, П. Фейерабенд, М. Вебер, С. де Бовуар.
42. Определите, какого рода ситуации выдвигаются экзистенциализмом на первый план в понимании человеческого бытия: а) романтические ситуации; в) интересные ситуации; б) «пограничные ситуации»; г) переходные ситуации.
43. Укажите, какое понимание свободы характерно для экзистенциализма: а) свобода как осознанная необходимость; б) свобода как раскрытие природных задатков человека, раскрепощение его «сущностных» сил; в) свобода как возможность выбора. 44. Допишите пропущенное слово: «В экзистенциализме способ отношения человека с враждебным ему и лишенным смысла миром понимается как ____».
45. Установите соответствие, позволяющее определить место аналитической философии в историко-философском процессе: а) классическая философия б) неклассическая философия в) постнеклассическая философия
2. Укажите, что является задачей философского исследования в рамках аналитической традиции: а) критическая рефлексия над социокультурной реальностью, содействующая освобождению человека и общества; б) рефлексия над человеком-в-мире, способствующая достижению подлинности личностного бытия человека; в) анализ различных типов языковой реальности, способствующий достижению ясности, рациональной прозрачности содержания, как мышления, так и исследуемых философских и научных проблем.
3. Определите особенности стиля философского мышления, характерные для аналитической стратегии в философии XX века: а) обращение к художественно-образной форме выражения основных идей; б) предпочтение аргументированной убедительности философских выводов; в) опора на формальную логику, данные современной науки; г) обращение к опыту мистического философствования; д) переход от «поверхностного» грамматического анализа языка к «глубинному» логическому его анализу.
4. Определите, в чем заключается суть лингвистического поворота, осуществленного аналитической философией? В том, что: а) язык рассматривается как средство философского исследования; б) языку придается статус самостоятельного объекта исследования; в) уточняются функции языка, определяются пределы его применения.
5. Выделите представителей аналитической стратегии в развитии философии XX века: Г. Фреге, Ж.-П. Сартр, Б. Рассел, Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Дж. Мур, Л. Витгенштейн, Р. Карнап, К. Поппер, Ю. Хабермас, Т. Кун, Ж. Деррида, П. Фейерабенд, Ж. Бодрийяр.
6. Вставьте пропущенное слово в следующем суждении: «Создателем концепции «языковых игр» является» _________
7. Определите, какое из понятий шире по объему своего содержания: «аналитическая философия» или «неопозитивизм»?________
8. Укажите основные принципы неопозитивизма: а) принцип развития; б) принцип верификации; в) принцип физикализма; д) принцип конвенционализма; е) принцип всеобщей связи явлений.
9. Установите соответствие, позволяющее охарактеризовать различие в проблематике неопозитивизма и постпозитивизма:
1. неопозитивизм а) проблема структуры научного знания; б) проблема социокультурной обусловленности научного познания; 2. постпозитивизм в) проблема роста научного знания; д) проблема логического анализа языка науки;
10. Назовите представителей постпозивистской философии науки: К. Поппер, Г. Фреге, Б. Рассел, И. Лакатос, Дж. Мур, Л. Витгенштейн, П. Фейерабенд, Р. Карнап, Т. Кун.
1. Установите соответствие между основными историческими проекциями герменевтики и периодами в развитии общества, для которых они характерны:
1. античный период а) герменевтика – философский метод и онтология; 2. Средневековье б) герменевтика – искусство истолкования воли богов; 3. XIX век в) герменевтика – метод интерпретации библейских текстов; 4. XX век г) метод интерпретации в психологии и исторической науке.
2. Укажите, что составляет основное содержание философской герменевтики: а) исследование понимания как условия осмысления социального бытия; б) совокупность приемов истолкования текстов гуманитарного характера; в) учение о ноосфере.
3. Назовите мыслителей, чье творчество определило развитие герменевтики как метода социогуманитарного познания и как философского учения: И. Кант, Ж. Лакан, В. Дильтей, Э. Гуссерль, Т. Кун, М. Хайдеггер, Г. Гадамер, Ф. де Соссюр, В.И. Вернадский.
4. Определите, что является предметом философских исследований структурализма: а) объективная реальность, данная человеку в ощущениях; б) инвариантные отношения (структуры) в динамике преимущественно социокультурных феноменов различного порядка; в) структура деятельности индивида; г) структурные уровни организации материи.
5. Назовите представителей философии структурализма: Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, М. Хайдеггер, С. де Бовуар, Р. Барт, И. Лакатос, Ю. Хабермас, К. Поппер, Ж. Лакан, К. Ясперс.
6. Укажите метод социогуманитарного познания, характерный для философии структурализма: а) метод экстраполяции; б) гипотетико-дедуктивный метод; в) структурно-функциональный метод; г) диалектический метод.
7. Выделите процедуры постструктурализма, которые составляют основу его методологии: а) деидеологизация; б) децентрация; в) деконструкция; г) социальная стратификация; д) детерриториализация.
8. Назовите основных представителей философии постструктурализма: Ж. Деррида, Ф. де Соссюр, Ж.-П. Сартр, Ж. Делез, П. Фейерабенд, Ж. Бодрийяр, Ж. Маритен, Р. Барт.
9. Укажите основные значения понятия «постмодерн». Это: а) особая ситуация в современной культуре; б) одна из школ философии XIX века; в) философская парадигма на рубеже третьего тысячелетия.
10. Выделите черты европейской метафизики и культуры в целом, подвергнутые критике в философии постмодерна: а) логоцентризм; б) пессимизм; в) тотальная бинаризация культуры; г) претензия на преобладание реальности над знаком, представляющим ее.
11. Определите основные установки философской методологии постмодерна: а) плюрализм и фрагментация исследуемой реальности; б) агностицизм; в) повышенное внимание к проблемам языка; г) отказ от бинаризма; д) идеализм; е) игра интерпретаций (интерпретативная поливариантность); ж) симуляция.
12. Назовите философов, относящихся к постмодернистской традиции: Ж. Деррида, Ф. де Соссюр, А. Камю, М. Фуко, Ж. Делез, П. Фейерабенд, Р. Барт, Л. Витгенштейн, Ж. Бодрийяр, Ф. Гваттари, Ф. Лиотар, Э. Жильсон, Р. Рорти.
13. Определите позицию постмодерна в трактовке реальности, выраженную в следующем высказывании философа-постструктуралиста М. Фуко: «... мы живем без специальных разметок и изначальных координат, в мириадах затерянных событий»: а) мир – это совокупность различных комплексов ощущений; б) мир – это реальность, развивающаяся по определенным законам; в) мир – это Хаос.
14. Определите основное содержание термина «ризома», принадлежащего философской парадигме постмодерна. Это характеристика: а) способ неструктурной организации предметности; б) системы научного знания; в) одного из экзистенциалов существования человека.
15. Установите соответствие между основными традициями в западной философии конца ХХ века и персоналиями, их представляющими:
1. философская герменевтика а) П. Рикер; б) Ж. Делез; 2. философия постмодерна в) Ж. Деррида; г) Г. Гадамер; д) Р. Рорти; е) Ф. Лиотар; ж) Ж. Бодрийяр.
Установите взаимно-однозначное соответствие понятий и их определений:
1. Глобализация общества а) быстрый и всеобъемлющий процесс становления и распро странения информационно- телекоммуникационных техноло- гий;
2. Медиатизация общества б)процесс изменения всех сторон жизни общества под влиянием общемировой тенденции к взаимо- зависимости и открытости;
3. Информатизация общества в) стремительный процесс развития «4-й» власти – наряду с традиционными ветвями – средств массовой информацикоммуникации.
16. Определите, какой исторический период характеризуется процессом глобализации: а) от аграрного общества к индустриальному; б) от феодализма к капитализму; в) от стихийного капитализма к империализму; г) от индустриального общества к постиндустриальному.
17. Определите, какой процесс характеризует понятие «глобализация»: а) процесс объединения Европы; б) процесс консолидации мусульманского мира; в) процесс интеграции человеческого социума как целого; г) процесс интеграции западного мира.
18. Определите социальную сферу, изменения которой выступили основанием общеисторического процесса глобализации: а) экономика; б) культура; в) наука; г) искусство.
19. Закончите высказывание: «Развивающееся общественное движение с разнообразными требованиями и специфическими формами протеста против глобализации и ее последствий в различных сферах жизни общества называется __________».
ПРАКТИКУМЫ ДЛЯ КОЛЛОКВИУМА.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 1414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.137 с.) |