Образ философии в работе Э. Гуссерля «Кризис европейского человечества и философия» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ философии в работе Э. Гуссерля «Кризис европейского человечества и философия»



 

· Как трактует Э. Гуссерль понятие «окружающий мир»?

· Что такое «духовный образ Европы», с точки зрения Э. Гуссерля?

· Какое понимание философии Э. Гуссерль связывает с идеей изначального феномена духовной Европы?

· У какого народа впервые возникает и формируется теоретическая установка?

· Почему кризис европейского человечества связан с «овнешнением» рационализма и его извращением в «натурализме» и «объективизме»?

См.: Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 103–126.

Дополнительная литература

История философии: Запад–Россия–Восток. Кн. 3: Философия ХIX–XX вв. М., 1999. С. 167–181.

Свасьян К. А. Феноменологическое познание. Ереван, 1987, С. 260–190.

Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. Томск, 1997.

 

Новое понимание философии в работе М. Хайдеггера «Основные понятия метафизики»

 

· Какие пути не приводят к сущностному пониманию философии с точки зрения М. Хайдеггера?

· Как определяет М. Хайдеггер философию?

· Что означают слова М. Хайдеггера: «мы, философствующие, повсюду не дома»?

· Что является, согласно М. Хайдеггеру, «фундаментальным способом человеческого бытия»?

· В какой вопрос превращается вопрос о том, что есть метафизика?

См.: Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Хайдеггер М. Время и бытие. Статьи и выступления. М, 1993. С. 327–344.

Дополнительная литература

Мартин Хайдеггер и философия XX века. Мн., 1997.

Мотрошилова Н. В. Драма жизни, идей и грехопадений Мартина Хайдеггера //Квинтэссенция. Философский альманах. 1991. М., 1992.

 

Проблема единства истории и понятие «осевого времени» в сочинении К. Ясперса «Истоки истории и ее цель»

 

· Почему, согласно К. Ясперсу, единство истории не может быть завершенным?

· Что понимает К. Ясперс под «осью мировой истории»?

· В чем заключается смысл и цель истории?

· Каковы две характерные черты истории с точки зрения К. Ясперса?

· Какие изменения в жизни людей производит «осевое время»?

См.: Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 32–39, 48–50, 240, 242–243, 248–253, 262–264, 267–271.

Дополнительная литература

Гайденко П. П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.

Гуревич П. С. Философия в контексте человеческого существования // Путь в философию: Антология. М., 2001.

 

Характеристика экзистенциальной философии в работе Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»

 

· В чем состоит по мнению Ж.-П. Сартра, основное обвинение, выдвигаемое оппонентами против философии экзистенциализма?

· Кого относит Ж.-П. Сартр к представителям христианского экзистенциализма, а кого – к представителям атеистического экзистенциализма?

· Что означает выражение: «Существование предшествует сущности»?

· Как понимать выражение Ж.-П. Сартра: «Человек есть проект самого себя»?

· Почему экзистенциализм – это не только гуманизм, но и оптимизм?

См: Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1990. С. 319–344.

Дополнительная литература

История философии: Запад–Россия–Восток. Кн. 4. М., 1999, С. 61–75.

Киссель М. А. Философская эволюция Ж.-П. Сартра. Л., 1976.

Образ развивающейся науки в работе Т. Куна «Структура научных революций»

· Какой цикл лекций был прочитан Т. Куном в 1951 г. в Институте Лоуэлла?

· Какие две задачи ставит перед собой историк, интересующийся развитием науки?

· Что такое «нормальная наука» в понимании Т. Куна?

· Как трактует Т. Кун понятие «научная революция»?

См.: Кун Т. Структура научных революций. М., 1975. С. 6–26.

Дополнительная литература

Микулинский С. Р., Маркова Л. А. Чем интересна книга Т. Куна «Структура научных революций» // Кун Т. Структура научных революций. М., 1975.

Никифоров А. Л. Философия науки: история и методология. М., 1998.

М. Фуко о сущности и формах власти

· Как изменились природа и механизмы проявления власти в современном обществе по сравнению с традиционным?

· В каких формах и около каких полюсов центрируется власть над жизнью в европейской культуре, начиная с ХVII в.?

· Какие социальные технологии власти оформляются в связи с возникновением тотального контроля над жизнью?

· Что означает высказывание Фуко о переходе современного общества от символики крови к аналитике сексуальности? С какими режимами власти они связаны?

· Что такое «дисциплинарная власть»?

· Почему для Фуко история власти – это не история ментальности, но история тела?

· В чем состоит ирония диспозитива сексуальности в современной культуре?

См.: Фуко М. Воля к знанию // Воля к истине. М., 1996. С. 238–268.

Дополнительная литература

Визгин В. А. М. Фуко // Вопр. философии. 1995. № 4.

Делез Ж. Фуко. – М., 1998.

История философии: Запад–Россия-Восток. Кн. 4. М., 1999.

Концепция «постиндустриального общества» Д. Белла в работе «Грядущее постиндустриальное общество»

 

· Какие «осевые принципы» выделяет Д. Белл в современном западном обществе?

· Из каких компонентов складывается понятие «постиндустриальное общество»?

· Какие изменения в экономической жизни и социальной структуре свидетельствуют о формировании постиндустриального общества?

· В чем Д. Белл усматривает значение постиндустриального общества?

См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Введение //Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999. С. 15–22, 25, 33–36, 57–58.

Дополнительная литература

Иноземцев В. Л. Постиндустриальный мир Даниела Белла // Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. М., 1999.

Сачков Ю. В., Тяглов А. В. Вариации на тему Белла // Философские науки. 1990. № 11.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

 

  1. Проблема определения философии. Философия и мировоззрение. Предмет философии и его историческая динамика. Структура философского знания.
  2. Генезис философии, социально-исторические и культурные предпосылки ее возникновения.
  3. Специфика философской традиции древней Индии, ее культурно-мировоззренческие основания.
  4. Особенности философской мысли древнего Китая.
  5. Философские системы Древней Греции.
  6. Исторические этапы развития средневековой философии и динамика ее проблемного поля.
  7. Философия эпохи Ренессанса.
  8. Философия Нового времени. Социально-исторические и мировоззренческие основания философской мысли эпохи Просвещения.
  9. Немецкая классическая философия и ее роль в развитии европейской философской традиции.
  10. Классика и неклассика: две эпохи в развитии европейской философии.
  11. Социально-критическая стратегия в развитии философской мысли ХХ века. Философия Франкфуртской школы.
  12. Феноменологическая традиция в неклассической европейской философии.
  13. Аналитика человеческого в философии экзистенциализма.
  14. Аналитическая стратегия развития философии.
  15. Философская герменевтика как универсальная методология гуманитарного познания.
  16. Методологические программы исследования языка и культуры в структурализме и постструктурализме.
  17. Социокультурная ситуация на рубеже веков: специфика постнеклассической культуры
  18. Постнеклассическая философия. Феномен постмодернизма. Базовые характеристики постнеклассического типа философствования.
  19. Философия как форма осмысления национальных культурных традиций. Основные этапы развития философской мысли Беларуси.
  20. Онтология как философское учение о бытии. Категориальный аппарат онтологии в его классической и постклассической интерпретациях.
  21. Системная организация бытия, основные структурные уровни его организации бытия.
  22. Динамическая организация бытия. Развитие как атрибут бытия. Принцип глобального эволюционизма. Диалектика как философская теория развития, ее принципы, законы и категории. Диалектика и синергетика.
  23. Пространственно-временная организация бытия. Реальное, концептуальное и перцептуальное пространство и время. Основные концепции пространства и времени в развитии философии и науки. Специфика социально-исторического пространства и времени.
  24. Традиция метафизики в истории онтологии. Изменение статуса метафизического знания в историко-философской традиции.
  25. Традиция натурфилософии в истории онтологии. Феномен природы. Эволюция представлений о природе в философии и науке. Понятие биосферы и ноосферы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.
  26. Философия и экологические императивы современной цивилизации. Человек и природа в ракурсе экологической философии. Глобальные проблемы в системе «человек-общество-природа» и сценарии возможного будущего. Перспективы устойчивого развития и современные стратегии социодинамики.
  27. Учение о человеке в структуре философского знания. Тело, душа и дух как фундаментальные характеристики человека. Основные стратегии осмысления природы человека в классической философии.
  28. Сущность антропологического поворота в философии и постклассические версии философских учений о человеке.
  29. Проблема антропогенеза в философии и науке. Современные концепции антропогенеза: креационистская, эволюционная, игровая, др.
  30. Проблема биосоциальной природы человека в современной философии и науке. Социобиология, этология и экология человека о соотношении биологического и социального в развитии человека.
  31. Социокультурные модусы человеческого бытия. Деятельность как сущностная характеристика человека. Социализация, образование, коммуникация и их роль в становлении и развитии личности.
  32. Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности. Проблема смысла жизни; свобода и ответственность. Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества.
  33. Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии. Сознание и мозг. Сущность психофизиологической проблемы. Феномен идеального образа. Перспективы создания искусственного интеллекта.
  34. Творческая природа и социокультурная размерность сознания. Сознание и мышление. Культурные традиции и категориальные структуры мышления. Мышление и язык. Вербальные и невербальные параметры сознания.
  35. Культура и коммуникация как условия становления развитых форм сознания. Сознание, поведение, деятельность. Индивидуальное и общественное сознание.
  36. Понятие рациональности. Исторические типы рациональности. Типы рациональности в культуреXXI века.

37. Специфика познавательного отношения человека к миру и многообразие форм познания. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.

38. Проблема субъекта и объекта познания в историко-философской традиции.

39. Познание как постижение истины. Классическая концепция истины и ее альтернативы. Феномен релятивизма в современной эпистемологии. Специфика научной истины и формы ее объективации в естествознании и социально-гуманитарном познании.

40. Структура и основные характеристики познавательного процесса. Дилемма эмпиризма и рационализма в классической теории познания. Основные формы чувственного и рационального познания.

  1. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знания. Наука в её историческом развитии. Классическая, неклассическая и постнеклассическая наука. Функции науки в индустриальном и постиндустриальном обществе.
  2. Структура и динамика научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Понятие эмпирического базиса научной дисциплины. Факт как форма научного знания. Научная теория, её структура и функции. Проблема и гипотеза как формы научного поиска и роста знания.
  3. Метатеоретические основания науки. Природа научной революции. Типы научных революций. Современные стратегии развития научного знания.
  4. Понятие метода и методологии. Основные уровни методологического знания. Методы эмпирического и теоретического исследования. Общелогические приёмы и процедуры научного исследования.
  5. Идея диалога естественных и гуманитарных наук. Методология глобального эволюционизма и формирование синергетического стиля мышления.
  6. Наука в системе социальных ценностей. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности.
  7. Общество как предмет философского анализа. Специфика социальной реальности.
  8. Место социальной философии в системе философского знания и социально-гуманитарных наук.
  9. Эволюция представлений об обществе в истории философской мысли.
  10. Основные стратегии исследования социальной реальности в современной философии.
  11. Общество как система. Социальная структура общества. Современные концепции социальной стратификации и социальной мобильности общества.
  12. Общество как развивающаяся система. Детерминанты и механизмы социального развития. Проблема источников и движущих сил социальной динамики. Понятие логики истории.
  13. Техника и её роль в истории цивилизации. Система хозяйствования и её историческая динамика. Глобализация как предмет социально-философского анализа.
  14. Развитие общества как цивилизационный процесс. Понятие цивилизации. Типы цивилизаций в истории общества (доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный). Феномен информационного общества.
  15. Феномен власти в жизни общества. Политическая власть и социальный интерес.
  16. Политическая организация общества. Государство как важнейший компонент политической организации общества. Политика и право. Концепция правового государства.
  17. Феномен идеологии в политической жизни общества. Идеология современного белорусского государства и общечеловеческие ценности.

58. Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, деятельностная, семиотическая, игровая и др.)

59. Традиции и новации в динамике культуры. Механизмы возникновений новаций в культурной среде. Новации и инновационный процесс.

60. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса. Понятие диалога культур в современном мире. Культура и духовная жизнь общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.87.31 (0.041 с.)