Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Программа учебно-исследовательской практики
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Профиль «Специальная психология», «Логопедия», «Дошкольная дефектология»
Программа учебно-исследовательской практики для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Профиль «Специальная психология», «Логопедия», «Дошкольная дефектология»
Сроки проведения практики - 4 недели Цели производственной практики знакомство с профессиональной деятельностью специалиста дефектологического профиля; закрепление и углубление знаний, полученных при изучении специальных дисциплин; формирование умений и навыков профессиональной деятельности.
Задачи производственной практики расширение и конкретизация теоретических знаний по дисциплинам предметной подготовки; формирование навыков психолого-педагогического изучения лиц с ОВЗ; формирование практических навыков работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья; формирование умения взаимодействовать с общественными организациями, семьями лиц с ОВЗ; научить анализировать результаты медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ; научить осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия; формирование мотивации к выполнению профессиональной деятельности; формирование интереса к научно-исследовательской деятельности. Место производственной практики в структуре ООП ВПО Учебно-исследовательская практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование». Учебно-исследовательской практике предшествует изучение следующих дисциплин и блоков дисциплин вариативного компонента ФГОС ВПО нормативно-правовое обеспечение специального образования, основы речевой культуры дефектолога, информационные технологии в специальном образовании, специальная педагогика, специальная психология, построение индивидуальной образовательной траектории ребенка с ОВЗ.
Учебно-исследовательская практика проводится на 2 курсе в 4 семестре. Прохождение учебно-исследовательской практики является необходимой основой для последующего изучения дисциплин вариативной части и курсов по выбору педагогическая диагностика лиц с ОВЗ, логопсихология, основы сурдопедагогики, основы олигофренопедагогики, психология лиц с интеллектуальным недоразвитием, психология детей с задержкой психического развития, методы и методики психологической диагностики, а также подготовки и защиты выпускной квалификационной работы. Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимых при освоении учебно-исследовательской практики: владение навыками анализа, сбора и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности; умение формировать общую культуру лиц с ОВЗ; умение организовывать культурное пространство образовательного учреждения; владение навыками формирования толерантного отношения к лицам с ОВЗ среди широкой ответственности.
4. Место проведения учебно-исследовательской практики – практика проходит на базе учреждений, осуществляющих образовательно-воспитательную деятельность лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5. Содержание и характер деятельности студентов
На первом этапе проводится установочная конференция, на которой студентов знакомят с целями, задачами и содержанием учебно-исследовательской практики, получают консультацию по оформлению отчетной документации. На втором этапе студенты знакомятся с документацией и должностными специалиста дефектологического профиля, квалификационными характеристиками тьютора. На третьем этапе подбирают литературу и разрабатывают консультации по актуальным вопросам специального (дефектологического) образования для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ и педагогов образовательного учреждения, в котором проходит практика. Тематику консультаций студент выбирает самостоятельно или выполняет запрос администрации образовательного учреждения. Параллельно студент знакомится с планом работы специалиста дефектологического профиля учреждения. На протяжении всей практики студент осуществляет динамическое наблюдение (см. приложение 1) и тьюторство с одним учащимся с ОВЗ. Тьюторство включает: формирование доверительных и эмоционально насыщенных отношений с ребенком с ОВЗ; анализ состояния ребенка – эмоционального (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физического (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из помещения; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости помогает сходить в туалет) координацию общей деятельности ребенка с ОВЗ; обсуждение с педагогом цели и задачи своей работы; обсуждение с педагогом возможных трудностей (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; мониторинг деятельности коллектива; общение с родителями подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности. На четвертом этапе студент подбирает диагностический инструментарий, позволяющий изучить психологические особенности ребенка с ОВЗ. На пятом этапе студентыподготавливают отчетную документацию по практике. На шестом этапе проводится итоговая конференция, где групповой руководитель анализирует проведенные студентами мероприятия, а также представленную документацию. Студенты анализируют то, что получилось во время практики и те трудности, с которыми они столкнулись. Формы работы со студентами: выступление факультетского и группового руководителей на установочной и итоговой конференциях, консультации по видам деятельности, проверка конспектов, карты наблюдения, посещение образовательных учреждений, анализ отчетной документации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики Основная литература
1. Акатов, Л.И.Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб. пособие для студ. вузов / Л. И. Акатов. - М.: ВЛАДОС, 2003; 2004. - 368 с. - (Учебное пособие для вузов). - ISBN 5-691-01094-8 [Гриф УМО] 2. Бодалев, А. А. Общая психодиагностика: учебник / А. А. Бодалев, В. В. Столин. - СПб.: Речь, 2003, 2004. - 440 с. - ISBN 5-9268-0015-3 [Гриф]
3. Государев, Н.А.Специальная психология: учеб. пособие / Н. А. Государев. - М.: Ось-89, 2008. 4. Костяк Т.В. Психологическая адаптация первоклассников: учеб. пособие для студ. высших пед. учеб. заведений / Т. В. Костяк. - М.: Академия, 2008. - 176 с. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-4582-5 5. Крыжановская Л.М. Психолого-педагогическая реабилитация подростков: пособие для психологов и педагогов / Л. М. Крыжановская. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 123 с. - (Библиотека психолога). - ISBN 978-5-691-01611-0 6. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до полной зрелости: учеб. пособие студ. для вузов / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2004; 2005. - 464 с.: табл. - ISBN 5-89144-162-4 7. Макартычева Г.И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения / Г. И. Макартычева. - СПб.: Речь, 2008. - 192 с. - (Психологический тренинг). - ISBN 5-9268-0435-3 8. Начальное образование: психолого-педагогический практикум для студ. пед. вузов: учеб. пособие / под ред. Г. И. Вергелес, Л. А. Матвеевой. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Высш. шк., 2008. - 230 с.: ил. - ISBN 978-5-06-005452-1 9. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для студ. вузов по дисц. "Возрастная психология" / Л. Ф. Обухова. - М.: Юрайт, 2011;: МГППУ, 2011. - 460 с.: ил. - (Основы наук). - Библиогр. в конце глав. - ISBN 978-5-9916-1280-7(Юрайт). - ISBN 978-5-94051-045-1(МГППУ)[Гриф] 10. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. (ОПД.Ф.03 - основы спец. педагогики и психологии) / Н. М. Трофимова [и др.]. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.: ил. - (Учебное пособие). - ISBN 5-469-00748-0 [Гриф УМО] 11. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. - М.: Академия, 2009 12. Психология человека от рождения до смерти: полный курс психологии развития: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / под ред. А. А. Реана. - 3-е изд. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК; М.: Олма-Пресс, 2005. - 416 с.: ил. - (Психологическая энциклопедия). - ISBN 5-93878-158-2[Гриф] 13. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика" [и др.] / И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамная, Т. А. Добровольская и др.; под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2006. - 320 с. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-3213-0 [Гриф МО] 14. Соколова Е.В. Психология детей с задержкой психического развития: [учеб. пособие] / Е. В. Соколова. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 320 с. - (Учебное пособие). - Библиогр.: с. 310-318 (189 назв.). - ISBN 978-5-9949-0100-7
15. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л. И. Аксенова [и др.]; под ред. Н. М. Назаровой. - Изд. 4-е, стер. - М.: Академия, 2004, 2005. - 400 с. - (Высшее профессиональное образование). [Гриф УМО] 16. Специальная психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по дефектолог. спец. / [В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Рогозина и др.]; под ред. В. И. Лубовского. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009 [Гриф] 17. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего возраста и дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика" [и др.] / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 143 с. - (Коррекционная педагогика). - ISBN 978-5-691-01618-9 [Гриф] 18. Усанова О.Н. Специальная психология: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / О. Н. Усанова. - СПб.: Питер, 2006 [Гриф] 19. Шаповаленко, И. В.Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология): учебник для студ. вузов, обуч. по направл. и спец. психологии / И. В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2007. - 349 с. - (Psychologia universalis). - ISBN 5-8297-0176-6 [Гриф УМО 20. Шевандрин, Н. И.Психодиагностика, коррекция и развитие личности: учебник для вузов / Н. И. Шевандрин. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 512 с.: ил.
Дополнительная литература
1. Байярд, Р.Ваш беспокойный подросток: практ.руководство для отчаявшихся родителей / Р. Байярд, Д. Байярд; Научно-внедренческая лаборатория психопедагогики образования. - М.: Фонд"Мир": Академический Проект, 2003. - 208 с. - (Руководство практического психолога). - ISBN 5-8291-0340-0 2. Белкина, В. Н.Психология раннего и дошкольного детства: учеб. пособие для студ. вузов / В. Н. Белкина. - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005 3. Вальдес Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками: психотерапевт. виды худож. деятельности: метод. пособие / Вальдес Одриосола М. С. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 63 с.: ил., 16 с. цв. ил. - (Развитие и коррекция). - ISBN 5-691-01428-5 4. Венгер А. Л. Психологическое обследование младших школьников / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 159 с.: ил. - (Библиотека школьного психолога). - ISBN 5-305-00017-3. 5. Волков Б. С.Психология подростка: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. - М.: Академ. Проект: Гаудеамус, 2005. - 208 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0567-5. 6. Волков, Б. С.Психология младшего школьника: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект: Альма Матер, 2005. 7. Детская практическая психология: учебник для вузов / под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики,2004, 2005. [Гриф] 8. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития: учеб. пособие: хрестоматия / О. В. Защиринская. - Изд. 2-е, испр. и доп. - СПб.: Речь, 2007. - 168 с. - Библиогр.: с.163-165. - ISBN 5-9268-0630-5 9. Колесов Д.В. Современный подросток. Взросление и пол: учеб. пособие / Д. В. Колесов; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - М.: Флинта, 2003. - 200 с. - (Педагогическая сексология). - ISBN 5-89502-363-0 10. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие для студ.,обуч.по психолог.спец. / А. Г. Лидерс. - М.: Академия, 2003. - 256 с. - (Высшее образование). - ISBN 5-7695-0653-9
11. Младший школьник. Развитие познавательных способностей: пособие для учителя / И. В. Дубровина [и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. - М.: Просвещение, 2003. - 208 с. - (Психологическая наука - школе). - ISBN 5-09-011640-7[Гриф МО] 12. Мухина, В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов / В. С. Мухина. - 7-е изд., стер. - М.: Академия, 2003. 13. Психология дошкольника: хрестоматия: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / сост. Г. А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2000. 14. Психология подростка: практикум: тесты, методики для психологов, педагогов, родителей / под ред. А. А. Реана. - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 128 с. - (Мэтры психологии). - ISBN 5-93878-017-9. 15. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста: учеб. пособие для студ. и аспирантов психолог. фак., а также слушателей курсов психолог. дисциплин на гуманит. фак. вузов РФ / Ф. Райс; пер. с англ. Н. Мальгиной и др.; под общ. ред. А. А. Реана. - 8-е изд., междунар. - СПб.: Питер, 2000. - 616 с.: ил. - (Мастера психологии). - ISBN 5-88782-416-6 16. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: метод. пособие для детских практ. психологов учреждений образования / [И. В. Дубровина, А. Д. Андреева, Т. В. Вохмянина и др.]; под ред. И. В. Дубровиной. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2000. - 160 с. - ISBN 5-7695-0503-6 17. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции: учеб. пособие / Л. М. Семенюк; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т. - 2-е изд. - М.: Флинта, 2003. - 96 с. - (Библиотека школьного психолога). - ISBN 5-89502-041-0 18. Смирнова Е. О.Детская психология: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Дошк. педагогика и психология" / Е. О. Смирнова. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 366 с. - (Учебник для вузов). - ISBN 5-691-00893-5[Гриф] 19. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников: учеб. пособие для вузов / В. Г. Степанов. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Трикста: Академический Проект, 2004. 20. Хухлаева О. В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы) / О. В. Хухлаева; отв. ред. М. А. Ушакова. - М.: Сентябрь, 2003. - 176 с. - (Библиотека журнала "Директор школы"; вып. 5). - ISBN 5-88753-064-2 21. Хухлаева, О. В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 -"Педагогика и психология" / О. В. Хухлаева. - М.: Академия, 2004. [Гриф] Приложения Приложение 1
МГГУ
ДНЕВНИК ____________________ ПРАКТИКИ
Студента ___ курса Психолого-педагогического института, обучающегося по специальности _________________________________________________ Ф.И.О. ________________________________________________________________ С(К)ДОУ № __________ (СКОШ № ___________) Заведующая С(К)ДОУ № ___________ (Директор СКОШ № ____________) Ф.И.О. __________________________ ________________________________________________________________ Методист С(К)ДОУ № (СКОШ № ____________) Ф.И.О. ___________________________________ ________________________________________________________________ Дефектолог, логопед, психолог С(К)ДОУ № (СКОШ № ____________) Ф.И.О. ___________________________________ ________________________________________________________________ Далее отводятся страницы, где указывается список детей, сведения о них, режим работы и т.д.
Приложение 2
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
1. Общение: инициативность адекватность используемых средств содержательная насыщенность эмоциональный фон поведение в конфликтных ситуациях формы общения со взрослыми и сверстниками 2. Эмоции: преобладающий фон настроения колебания настроения сила эмоций адекватность эмоций вызвавшим раздражителям проявления саморегуляции эмоций 3. Познание: работоспособность, причины ее колебания произвольность внимания способность к интеллектуальному напряжению способность рассуждать и делать умозаключения наблюдательность познавательная активность, любознательность произвольность памяти 4. Личность: способность к волевому усилию в ситуациях помех, затруднений выполнение моральных норм и правил поведения соподчинение мотивов, следование общественных мотивам информативность представлений о себе реакции в ситуации достижения и неудачи реакции на педагогическую оценку 5. Деятельность: преобладающие интересы разнообразие и действенность интересов способность к целеполаганию, планированию, самоконтролю способность действовать по образцу, ориентируясь на способ деятельности, заданный взрослым
Приложение 3 ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ
Приложение 6 КАРТА САМОНАБЛЮДЕНИЯ
Приложение 7
ПЛАН САМОАНАЛИЗА (выполняется в текстовой форме) 1. Ожидания от практики, степень их реализации. 2. Понимание необходимости исследовательской работы для педагога (психолога) для реализации профессиональных функций. 3. Трудности (внешние и внутренние), возникшие в процессе практики, пути и способы их преодоления, эффективность и конструктивность использования способов. 4. Собственные достижения, возникшие в процессе практики. 5. Степень использования имеющихся теоретических знаний, необходимость их расширения для реализации задач практики. 6. Тенденции и показатели собственного личностного и профессионального роста в процессе практики. 7. Способность рефлексировать собственную деятельность. 8. Аргументированная оценка собственной деятельности.
ПРОГРАММА УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКИ
050700.62 Специальное (дефектологическое) образование Профиль «Специальная психология», «Логопедия», «Дошкольная дефектология»
Программа учебно-исследовательской практики для студентов, обучающихся по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.091 с.) |