Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальные системы. Социальные технологии (СТАТЬИ)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
7.
8.
9.
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Контрольные вопросы для семинарских занятий
1. Сущность государства, особенности государственного управления общественными делами. 2. Главные функции государственного управления. 3. Первоочередные задачи, которые стоят перед госуправлением, приоритетные направления их решения. 4. Закон и закономерности управления. 5. Главные принципы управления. 6. Связь между законами и принципами управления. Ее проявления. 7. Приоритетные принципы управления, незнание или слабое использование которых усиливает кризисное состояние российского общества. 8. Финансирование социальной защиты населения Российской Федерации. 9. Государственных и негосударственных пенсионных фондах и их основных направлениях деятельности. 10. Комиссии по пенсионным вопросам, их роли в пенсионном обеспечении трудящихся. 11. Комиссия по назначению пенсий, ее состав, организация работы. 12. Многосубъектность как принцип социальной защиты населения. 13. Общественные объединения как субъект социальной защиты населения. 14. Работодатели как субъект социальной защиты. 15. Основные международные документы защиты прав человека. 16. Нормативно-правовые документы федерального уровня. 17. Законодательные акты регионального уровня. 18. Международные договоры, обеспечивающих защиту конкретных прав. 19. Международные организации. 20. Конституция - основной закон государства. 21. Правовые льготы. 22. Дееспособность. 23. Виды управления. 24. Управление социальной работой как разновидность социального управления. 25. Менеджмент в социальной работе. 26. Функции социального управления. 27. Типовые и индивидуальные должностные инструкции. 28. Объекты управления в социальном менеджменте. 29. Особенности социального управления. 30. Субъекты управления в социальном менеджменте. 31. Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях. 32. Социальный комплекс. 33. Этапы управления. 34. Законы управления. 35. Этапы логики построения социальной доктрины. 36. Принципы, содержание управленческой деятельности. 37. Методы социально-педагогического управления. 38. Классификация организационных методов по основным элементам процесса управления 39. Виды культуры управления. 40. Конфликты в организации. 41. Классификация Л. Коузера. 42. Основных причин конфликтов в организациях. 43. Формулы конфликта. 44. Основные функциональные последствия конфликтов для организации. 45. Основные стратегии поведения в конфликте. 46. Правила бесконфликтного общения. 47. Принципы, разрешения конфликта.
Примерные темы рефератов и докладов
1. История защиты прав детей. 2. Гуманистическая направленность международных документов по защите прав детей. 3. Основные направления совершенствования политики государства по социальной защите детства в РФ. 4. Государственная поддержка деятельности детских и молодежных организаций. 5. Специфика деятельности социального педагога в органах управления социальными службами. 6. Социальная защита детства в дореволюционной России. 7. Социальная защита детства в Советской России. 8. Организация социальной защиты детства в современной России. 9. Семья в системе социальной защиты детства 10. Зарубежный опыт социальной защиты детства. 11. Система социального обслуживания населения. 12. Приоритеты и задачи системы социального обслуживания населения. 13. Территориальные и специализированные институты социального обслуживания, деятельность социальных работников в данных учреждениях. 14. Социальные институты по работе с детьми и семьями. 15. Учреждения социального обслуживания клиентов с особыми нуждами и специфика работы с ними. 16. Территориальные учреждения по работе с инвалидами: типы и виды социального обслуживания. 17. Учреждения по обслуживанию пожилых людей. 18. Семья как фактор деструктивной социализации. 19. Семья как клиент социальной работы. 20. Деструктивное воспитание и детские невротические расстройства. 21. Жизненный семейный цикл и проблемы социальной работы. 22. Основные стратегии поддержки семьи. 23. Семья как фактор защиты детства. 24. Психологические проблемы детей, воспитывающихся вне семьи. 25. Перспективы развития системы защиты детства в Российской Федерации. 26. Проблемы семей, имеющих детей раннего возраста. 27. Социальная защита молодой семьи. 28. Профилактика сиротства. 29. Проблема беспризорности. Профилактика. 30. Положение детей в современной России. 31. Депривация детей. 32. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации. 33. Особенности социальной работы с вынужденными переселенцами. 34. реализация Конвенции. 35. Обеспечение прав детей на охрану здоровья. 36. Защита прав и интересов детей в сфере профессиональной ориентации. 37. Социальная защита детства за рубежом. 38. Становление и развитие системы защиты детства в РФ. 39. Реализация федеральной целевой программы «Дети России». 40. Особенности социальной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности. Задания для самостоятельной работы Тема 1. 1. Составьте схему видов управления. 2. Проанализируйте в чем состоит отличие государства от общественных структур. 3. Проанализируйте от чего зависит эффективность управления государства. 4. Опишите механизм реализации функций управления государством. 5. Для более полного усвоения темы предлагается разработать вопросы для дебатов, касающихся реализации государственной социальной политики в области социальной защиты детства в Российской Федерации 6. Сделайте аннотации на статьи из периодических изданий последних 2-х лет о проблемах управления социальными системами в РФ. 7. Найдите информацию об открытии в Вашем городе социальных гостиниц, приютов, комнат, квартир и т.д. для людей, остро нуждающихся в социальной помощи Тема 2. 1. Охарактеризуйте предмет социальной защиты населения в Российской Федерации. 2. Перечислите категории граждан, имеющих право на социальную защиту. 3. Составьте схему государственных органов социальной защиты. 4. Охарактеризуйте направление деятельности Министерства труда и социального развития РФ. 5. Дайте характеристику основным направлениям работы краевых (областных) органов социальной защиты населения. 6. Приведите структуру Пенсионного отдела, опишите особенности организации его работы. 7. Охарактеризуйте роль и значение в социальной защите таких органов, как МСЭК, ВОС, ВОГ и ВОИ. Тема 3. 1. Составьте сравнительную характеристику (таблицу) государственного и негосударственных пенсионных фондов. 2. Охарактеризуйте деятельность общественных объединений, их влияние на социальную защиту. 3. Составьте схему взаимодействия субъектов социальной защиты. 4. Проанализируйте концепцию современной социальной защиты, наметьте план ее дальнейшего развития. Тема 4. 1. Продемонстрируйте взаимосвязь социальной политики и прав человека. 2. Изучите международные, федеральные, региональные правовые документы. 3. Составьте сравнительную таблицу содержания основных международных стандартов в области прав и свобод ребенка (Декларация прав ребенка (1959г.), Конвенции ООН «О правах ребенка» (1989г.)). 4. Познакомьтесь с Законом города Новосибирска «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав». Как он соотносится с положением Правительства Российской Федерации «О межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации». 5. Назовите причины возникновения международного сотрудничества государства в области прав человека. 6. Перечислите формы международного сотрудничества государств в области прав человека. Тема 5. 1. Охарактеризуйте функции Комитета ООН по правам ребенка. 2. Определите каковы направления деятельности стран-участниц Конвенции ООН «О правах ребенка»? 3. Какую информацию должны содержать доклады, предоставляемые странами - участницами Конвенции «О правах ребенка» в Комитет ООН по правам ребенка? Каковы сроки их предоставления? 4. Какие еще международные правовые акты в области социальной защиты детства Вы знаете? (подготовьте доклад). 5. Охарактеризуйте основные федеральные документы по защите прав человека. Тема 6. 1. Составьте сравнительную характеристику различных категорий населения, с точки зрения социального работника. 2. Охарактеризуйте концепцию управления социальной работой. Тема 7. 1. Составьте типовые и индивидуальные должностные инструкции для сотрудников системы социальной защиты населения. 2. Составьте схему соотношения понятий «цель», «задача», «функции управления». Тема 8. 1. Сущность и принципы управления социальной работой. 2. Перечислите и охарактеризуйте функции управления социальной работой. 3. Как действуют административно-управленческие механизмы регулирования деятельности социальных служб со стороны исполнительных и законодательных органов власти? 4. Проанализируйте основные требования к личности руководителя в социальной сфере. Тема 9. 1. Проанализируйте, существующие закон и закономерности управления. Дайте оценку их эффективности. 2. Охарактеризуйте главные принципы управления. 3. Проанализируйте связь между законами и принципами управления. Могут ли меняться законы и принципы управления? Если да, то каким образом? 4. Какие из принципов управления являются приоритетными, незнание или слабое использование которых усиливает кризисное состояние российского общества? Тема 10. 1. Перечислите компоненты управленческой деятельности. 2. На основе существующих подходов. Составьте классификацию методов управления. 3. На основе существующих определений, составьте собственное определение «культуры управления». Тема 11. 1. Опишите и проанализируйте социально-трудовой и социально-педагогический конфликты, с точки зрения руководителя, участника конфликта, стороннего наблюдателя и т.д. 2. Спрогнозируйте поведение человека в конфликте, в зависимости от доминирующей стратегии, тактики поведения в конфликте. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Теории лидерства и стили управления. 2. Предпосылки, содержание и сущность социальной защиты детства. 3. Психологические требования к руководителю. 4. Социальная система семьи и детства. 5. Положение детей и соответствующие ему социальные условия. 6. Социальные проблемы детства. 7. Миграция и проблемы социальной работы с детьми. 8. Беспризорность и бродяжничество как социальные проблемы. 9. Развитие человека в социальном отношении. 10. Права человека, понятие и сущность. 11. Правовой статус человека и гражданина. 12. Понятие, структура прав человека и гражданина. 13. Права и свободы индивида, основания лишения прав и свобод человека. 14. Правовой статус ребенка; понятие прав ребенка; права детей; необходимость защиты прав ребенка; сущность защиты прав ребенка. 15. Гражданство и его специфика. 16. Приобретение и утрата гражданства детьми. 17. Приобретение гражданства в иностранном государстве. 18. Двойное гражданство, множественное гражданство. 19. История принятия конвенции о правах ребенка. 20. Основные положения Конвенции ООН о правах ребенка. 21. Отражение конвенции о правах ребенка в законодательстве Российской Федерации. 22. Возникновение международных организаций. 23. Юнеско - организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры; культура мира - важнейшее направление деятельности ассоциированных школ ЮНЕСКО. 24. Основные направления деятельности; развитие школ ЮНЕСКО в России. 25. Воспитание подрастающего поколения в РФ; проблемы российской школы и пути выхода из них. 26. Общее представление о программе «Дети России» на 2007-20010 гг. 27. Цели и задачи Программы «Дети России». 28. Система программных мероприятий. 29. Семья как специфическая педагогическая система. 30. Особенности развития современной семьи. 31. Социальная служба семьи, охраны материнства. 32. Центры усыновления, опеки и попечительства. 33. Центры реабилитации детей-инвалидов. 34. Медико-педагогические школы. Социальные гостиницы для детей, подростков, матерей с детьми. 35. Службы культурного досуга, профессиональной ориентации, профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков. 36. Государственный, общественный и общественно-государственный характер учреждений социальной защиты детства. 37. Прогнозирование развития социальных служб на основе анализа решения проблем детства. 38. Организационная структура управления. 39. Принципы управления. Функции управления. 40. Управленческая культура руководителя. ТЕЗИСНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ КУРСА ТЕМА 1. Государственное управление социальными системами в Российской Федерации По вопросу о сущности государства до сих пор идут споры, не утихают дискуссии, но ясно одно, что, во-первых, государство — многомерное образование, во-вторых, оно выступает как форма общества, которому делегировано главное право — правораспоряжения общественными делами. Следовательно, главное отношение, которое сегодня должно быть исследовано, — это отношение между обществом и властью, потому что само государство, как справедливо считает проф. Г.В. Атаманчук, есть “публичная и легитимная (нормативно выраженная) властная сила общества”. Государственное управление среди всех видов управления занимает особое место, что объясняется некоторыми, только ему присущими свойствами. Определяющее влияние на характер целенаправленных, организующих и регулирующих воздействий, осуществляемых данным видом управления, оказывает его субъект - государство. При всех различиях в трактовке государства и многообразии его проявлений почти все выделяют заложенную в нем мощную властную силу. М. Вебер писал: «Государство»... есть отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное насилие как средство”. Государство - структура, способная властно определять линию поведения людей и добиваться ее с помощью принуждения. В Краткой философской энциклопедии” государство понимается как “структура господства, которая постоянно возобновляется в результате совместных действий людей, действий, совершающихся благодаря представительству, и которая упорядочивает общественные действия в той или иной области”. Государство потому и является государством, тем самым отличаясь от общественных структур, что в нем сосредоточена и им реализуется в обществе (по отношению к людям) государственная власть. Власть представляет собой взаимосвязь, в процессе которой люди в силу разных причин (материальных, социальных, интеллектуальных, информационных) добровольно (осознанно) или по принуждению признают верховенство воли других, а также целевых, нормативных установлений и в соответствии с их требованиями совершают поступки и действия, строят свою жизнь. В этой связи и само государственное управление общественными делами отличается присущими только ему свойствами. Государственное воздействие, регулирование — это, прежде всего, воздействие властное, политическое, которое имеет в основе правовую обусловленность (легитимность), а в реализации — силу государственного аппарата, обладающего средствами принуждения. Государство, будучи сложным и многогранным общественным явлением и выступая в качестве субъекта управления, придает управлению общественными делами свойство системности, которое приобрело принципиальное значение. Только при наличии государства в обществе возможно достижение необходимой согласованности, координации, субординации, целеустремленности, следовательно, рациональности и эффективности в управлении. Государство реализует свое политическое воздействие посредством законодательства, устанавливая общие, типовые правила (нормы) поведения всех людей во всех сферах общественной жизни и обеспечивает их соблюдение не только силой власти, но и другими механизмами регулирования (экономического, ценностного, нормативного, нравственного), постоянно расширяя сферу их применения. Эффективность государственного управления зависит от многих факторов, но определяющим из них, на наш взгляд, является качество социальной связи общества и государства. Нет необходимости доказывать, что обществу необходимо сильное государство, ибо национальная и личная безопасность граждан может быть обеспечена только сильным и умным, правовым демократическим государством. Поэтому укрепление государственности — это постоянная забота граждан. Но укрепление возможно только на основе его совершенствования, демократизации, расширения связей с гражданским обществом, построения правовых основ. Если этого не происходит, то государство отрывается от общества, перестает защищать его интересы и тогда бессмысленно говорить об его усилении, поскольку оно преследует интересы коррумпированной верхушки, у которой собственные интересы нередко противоположны коренным интересам граждан. О противоречиях между обществом и государством написано много, но до сих пор остается неясным вопрос о том, как сделать государство подлинным центром управления общественными делами, генератором общественных идей и ценностей. Совершенно очевидно, что в соответствии с требованиями времени должна меняться сама сущность и теория государственного управления. Сегодня, чтобы выполнить свой долг перед обществом — обеспечить национальную и личную безопасность своих граждан, использовать свои властные полномочия в интересах общества, упорядочить распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие и силовые функции, государство обязано ответить на те вызовы времени, которые порождены тремя революциями: научно-технической, информационной, управленческой. Это задача каждого субъекта управления, но прежде всего государства как главного субъекта управления. А суть этих требований такова: сегодня нельзя упорядочить распорядительно-организационные, нормотворческие и силовые функции без коренного качественного изменения своих усилий в области информационно-аналитической концептуальной деятельности. Без этого, как показывают исследования многих ученых, государство не может разработать и принять выверенную стратегию развития общества на основе перспективной общественной доктрины, разработать и скоординировать разные политики (экономическую, социальную, культурную, национальную и др.), предложить обществу понятный и приемлемый для него курс. Как показывает мировой опыт, в деятельности цивилизованных государств происходит существенная перегруппировка функций, выдвижение новых приоритетов в государственной работе. Главный субъект управления делегирует многие распорядительно-организационные, регулятивные, нормотворческие, финансово-экономические функции разным субъектам управления, мотивируя реальное становление гражданского общества. Тем самым государство избавляется от ставших во многом рутинными функций управления, наполняет их новым содержанием, освобождая тем самым себя для решения наукоемких, творческих и трудозатратных работ: информационно-аналитических, стратегических. Без них решение глобальных и геополитических задач просто невозможно. Это существенным образом меняет всю систему государственного целеполагания, организующего и регулирующего воздействия государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования. Проблемная ситуация в этой области известна: командно-административная система разрушена, а новая (информационно-аналитическая, стратегическая, глобальная и геополитическая) не создана. Поэтому действия главного субъекта управления нередко носят спонтанный характер, управляемость общественными процессами резко снизилась, что наносит ущерб национальным интересам России. Характерно, что государство продолжает во многом по инерции наращивать свои организационно-распорядительные функции: растет аппарат управления, издаются законы и другие нормативно-правовые документы, наращиваются силовые структуры, а эффективность государственного управления падает, в обществе увеличиваются явления дезорганизации, деструктивности, следовательно, незащищенности каждого гражданина. Причем в общественном мнении осознание этого тревожного положения есть. Оно проявляется в резком отчуждении граждан от власти, в снижении их политической активности, в нарастании протестных движений, но в самой власти адекватных оценок сложившегося политического положения нет либо они явно ведомственные. Нарастающее противоречие между обществом и властью, между государством и гражданами таит в себе опасности социального взрыва, дестабилизирует общество. Есть ли выход из этого положения? Ответ на этот вопрос давно известен. Только поставив деятельность государства под эффективный социальный контроль со стороны общества, его демократических институтов путем расширения подлинной демократии самого народа, развития народного самоуправления возможно преодоление политического кризиса, достижение прочного общественного согласия
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.02 с.) |