Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6. Основные проблемы социальной работыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Социальная работа с семьей, молодежью, безнадзорными и беспризорными, беженцами, мигрантами, престарелыми, одинокими, инвалидами, безработными и др. категориями населения. Сущность и содержание управления социальной работой Социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Возрастает значение профессионального управления социальной работой. К основным целям управления социальной работой можно отнести следующие: а) увеличение степени самостоятельности клиентов, способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы; б) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону; в) адаптация или реадаптация людей в обществе; г) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих. Концептуальная платформа управления социальной работой должна опираться на следующие положения (по В. Г. Бочародой): 1. Профилактика социальных болезней в социальной работе: стратегия социальной политики предусматривает направленность согласованной работы всех социальных институтов, прежде всего на выявление и устранение причин, порождающих многочисленные социальные проблемы и трудности, а не на борьбу с их следствиями. Необходима своевременная профилактика различного рода отклонений нравственного, физического, психического, социального и т. п. плана. 2. Содействие самореализации личности: социальная помощь — не благотворительная подачка, она основывается на потребностях конкретного социума, сообщества людей и реализуется с их непосредственным участием. Главное в социальной работе — содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков, активизация усилий клиентов (групп, общин) по решению собственных проблем. 3. Приоритетность сфер — семья, дом, община: общество и государство должны, не подменяя семью, направлять усилия социальных институтов, учреждений на укрепление семьи, ее потенциала, оздоровление и нормализацию отношений в семье и по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты, гуманизма, милосердия. 4. Интегративность и межведомственность профессии социальной работы: работа социальных служб «поодиночке» малоэффективна и неэкономична. Нужна межведомственная система социальных служб, структурные компоненты которой органически взаимосвязаны так же, как все проблемы человека (психологические, медицинские, правовые, экономические, экологические и др.). Необходима интеграция средств и возможностей государственных учреждений, общественных формирований, устранение разобщенности и комплексное решение проблем каждого человека и его семьи; создание благоприятных условий для непрерывного развития и самореализации личности на всех возрастных этапах и в разных сферах ее микросреды. 5. Ранняя профессиональная ориентация социальных работников и социальных педагогов: этические и профессиональные стандарты социальной работы предполагают наличие мощного отряда волонтеров, добровольных помощников, а также более ранний отбор будущих специалистов, включение детей и подростков в доступные им формы проявления доброты, милосердия, заботы об окружающих. Социальная работа — это зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, общению, движение, направленное на создание? своеобразного саморазвивающегося механизма, способствующего проявлению взаимной заботы и взаимопомощи, ослаблению социальной и межнациональной напряженности формированию благоприятного микроклимата в социуме. Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает: — умение анализировать, выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы; — видение перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня; — решительную борьбу с любыми проявлениями ведомственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества. Совершенствование системы управления социальной сферой, изменение полномочий и ответственности местных, региональных и федеральных органов управления — основные вопросы социальной защиты населения, определяющие новые подходы к формированию бюджетов отдельных поселений, административных районов, краев и областей, автономных республик в составе России. Управление социальной работой направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.
Тема 7. Основные понятия теории управления Термин «управление» имеет регулирующее, влиятельно-деятельностное значение. Виды управления определяются особенностями объектов, которыми намереваются управлять» (для этого нужно создать, тировать систему управления) или которые реально существующие какое-то количество времени (функционирующие системы управления). Поэтому различают технико-технологическое управление (исследуется в естественных науках) и социальное управление (исследуется в целом ряде социальных организационных и экономических наук). Главная особенность социального управления состоит: в что его субъектом и объектом является человек. Социальное управление делится на виды: государственное, военное, экономическое, производственное и общественное. Термин «менеджмент» - это синоним термина «социальное управление», поэтому он не используется в технико-технологическом и биологическом управлении, для которых характерны другие понятия — регулирование, саморегуляция, поддержание. Управление социальной работой - это разновидность социального управления, имеющая несколько значений. Первое значение — организационно-структурное, т.е. решение следующих вопросов: «Кто должен выполнять (выполняет) социальную работу?», «Какие органы, подразделения должны этим заниматься (занимаются)?», «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?». При этом управление социальной работой организуется (организовано) на различных уровнях — федеральном, региональном (территориальном), локальном и имеет соответствующие организационные структуры — Министерство труда и социального развития Российской Федерации, комитеты (управления) социальной защиты (помощи), территориальные службы, центры социального обслуживания. Второе значение — функциональное, т.е. выполнение как общих, так и конкретных функций. Общими функциями, т.е. независимыми от уровня субъекта, его компетенции и т.д., считаются и прогнозирование, планирование (целеполагание), организация, координация, стимулирование (мотивация, маркетинг, учет и контроль). Конкретные функции — это виды работы применимые к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления деятельности). Третье значение понятия «управление социальной работой» — это деятельность руководителей разных уровней в системе социальной защиты, помощи. От профессионализма руководителей во многом зависит качество организации управления, его результативность. Следует учитывать, что среди и руководителей, и сотрудников системы управления социальной работой преобладают женщины, что накладывает отпечаток на стиль и методы управления, психологию взаимоотношений, эмоциональный фон и т. д. Разнообразные функции руководителя находят отражение в разнообразии выполняемых ролей — организатора, администратора, психолога, социального психолога, информационного работника, юриста, экономиста, политика, предпринимателя, педагога. Приходится учитывать и «домашние роли» женщины-руководителя — мать, жена. Важной проблемой является переход специалиста в ранг руководителя и приобретение в связи с этим необходимых профессиональных качеств. Деятельность руководителей считается важной основой для научных исследований, развития управления как науки. Четвертое значение управления социальной работой — это процесс, включающий ряд элементов: - целевая ориентация. Основа любого вида управления — информация, на базе которой определяются и закрепляются (в организационно-административных документах) цели, задачи; - распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров (персонала); - соответствие целей, задач и решений ресурсам — информационным, материальным, трудовым, финансовым, временным. Ресурсное обеспечение — важное условие выполнения намеченных целей, задач, принимаемых решений; - использование разнообразных форм и методов управления или средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов; - использование обратной связи — учет, контроль, проверка исполнения. Таким образом, управление социальной работой — это процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для их достижения, выполнения. Пятое значение — это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и человек, обладающий определенными знаниями, навыками и умениями. Соединение определенным образом этих трех составляющих называется организацией труда в системе социального управления, которое подразумевает решение таких проблем, как подготовка и подбор кадров, повышение их квалификации, составление квалификационных характеристик; организация труда специалистов и «полевых» социальных работников; использование информационных систем и технологий; труда; оценка и оплата труда управленческих работников. Наконец, шестое значение управления социальной работой - это наука и учебная дисциплина. Основа любой науки — методология, т.е. система методов, используемых в научных исследованиях. В науке управления применяется как общеметодологический (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрактное и конкретное, системный подход и т.д.), так и специфический инструментарий, обусловленный необходимостью исследования систем и процессов социального управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов. Другая составная часть науки управления — теория система обобщенного знания, которая на уровне отдельного человека (руководителя, специалиста) называется эмпирической теорией, а на уровне значительно больших обобщений — мак теорией. Необходимой частью управления как науки являются методики, помогающие получить научные знания, научную информацию (исследовательские методики); помогающие решать конкретные практические проблемы (деловые методики); используемые в консультативной деятельности (диагностические методики). Применяются также комплексные методики для решения определенных проблем. Совокупность методологии, теории, информации, функции, организационных структур, управленческих решений и т.д.) и методик представляет собой науку социального управления. Связующим звеном между наукой и практикой является система подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров. В этой системе происходит трансформация науки в учебные дисциплины на основе определения целей и задач учебного процесса, объема времени, отводимого на обучение кадров. При прочих равных условиях эффективность учебного процесса определяется квалификацией преподавателей, условия-ми их труда, уровнем организации учебы, обучающими технологиями, а также степенью развития (развитости) самой науки управления.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.86 (0.008 с.) |