Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Основные проблемы социальной работы

Поиск

Социальная работа с семьей, молодежью, безнадзорными и беспризорными, беженцами, мигрантами, престарелыми, одинокими, инвалидами, безработными и др. категориями населения.

Сущность и содержание управления социальной работой

Социальная работа является мощным сдерживающим средством социальных катаклизмов и конфликтов в обществе, более эффективным, чем больше ресурсов выделяет общество и государство. Возрастает значение профессионального управления социальной работой.

К основным целям управления социальной работой можно отнести следующие:

а) увеличение степени самостоятельности клиентов, способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;

б) создание условий, в которых клиенты могут в максимальной мере проявить свои возможности и получить все, что им положено по закону;

в) адаптация или реадаптация людей в обществе;

г) создание условий, при которых человек, несмотря на физическое увечье, душевный срыв или жизненный кризис, может жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе со стороны окружающих.

Концептуальная платформа управления социальной работой должна опираться на следующие положения (по В. Г. Бочародой):

1. Профилактика социальных болезней в социальной работе: стратегия социальной политики предусматривает направленность согласованной работы всех социальных институтов, прежде всего на выявление и устранение причин, порождающих многочисленные социальные проблемы и трудности, а не на борьбу с их следствиями. Необходима своевременная профилактика различного рода отклонений нравственного, физического, психического, социального и т. п. плана.

2. Содействие самореализации личности: социальная помощь — не благотворительная подачка, она основывается на потребностях конкретного социума, сообщества людей и реализуется с их непосредственным участием. Главное в социальной работе — содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, способностей, задатков, активизация усилий клиентов (групп, общин) по решению собственных проблем.

3. Приоритетность сфер — семья, дом, община: общество и государство должны, не подменяя семью, направлять усилия социальных институтов, учреждений на укрепление семьи, ее потенциала, оздоровление и нормализацию отношений в семье и по месту жительства, устранение дефицита общения, создание атмосферы доброты, гуманизма, милосердия.

4. Интегративность и межведомственность профессии социальной работы: работа социальных служб «поодиночке» малоэффективна и неэкономична. Нужна межведомственная система социальных служб, структурные компоненты которой органически взаимосвязаны так же, как все проблемы человека (психологические, медицинские, правовые, экономические, экологические и др.). Необходима интеграция средств и возможностей государственных учреждений, общественных формирований, устранение разобщенности и комплексное решение проблем каждого человека и его семьи; создание благоприятных условий для непрерывного развития и самореализации личности на всех возрастных этапах и в разных сферах ее микросреды.

5. Ранняя профессиональная ориентация социальных работников и социальных педагогов: этические и профессиональные стандарты социальной работы предполагают наличие мощного отряда волонтеров, добровольных помощников, а также более ранний отбор будущих специалистов, включение детей и подростков в доступные им формы проявления доброты, милосердия, заботы об окружающих. Социальная работа — это зона доверия между людьми, путь к взаимопониманию, общению, движение, направленное на создание? своеобразного саморазвивающегося механизма, способствующего проявлению взаимной заботы и взаимопомощи, ослаблению социальной и межнациональной напряженности формированию благоприятного микроклимата в социуме.

Обеспечение на практике государственного подхода к социальной работе предполагает:

— умение анализировать, выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы;

— видение перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня;

— решительную борьбу с любыми проявлениями ведомственности и местничества, наносящими ущерб интересам личности, семьи, общества.

Совершенствование системы управления социальной сферой, изменение полномочий и ответственности местных, региональных и федеральных органов управления — основные вопросы социальной защиты населения, определяющие новые подходы к формированию бюджетов отдельных поселений, административных районов, краев и областей, автономных республик в составе России.

Управление социальной работой направлено на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их достойного, цивилизованного существования.

 

Тема 7. Основные понятия теории управления

Термин «управление» имеет регулирующее, влиятельно-деятельностное значение.

Виды управления определяются особенностями объектов, которыми намереваются управлять» (для этого нужно создать, тировать систему управления) или которые реально существующие какое-то количество времени (функционирующие системы управления). Поэтому различают технико-технологическое управление (исследуется в естественных науках) и социальное управление (исследуется в целом ряде социальных организационных и экономических наук).

Главная особенность социального управления состоит: в что его субъектом и объектом является человек. Социальное управление делится на виды: государственное, военное, экономическое, производственное и общественное.

Термин «менеджмент» - это синоним термина «социальное управление», поэтому он не используется в технико-технологическом и биологическом управлении, для которых характерны другие понятия — регулирование, саморегуляция, поддержание.

Управление социальной работой - это разновидность социального управления, имеющая несколько значений.

Первое значение — организационно-структурное, т.е. решение следующих вопросов: «Кто должен выполнять (выполняет) социальную работу?», «Какие органы, подразделения должны этим заниматься (занимаются)?», «Какова эффективность (результативность) их деятельности, функционирования?». При этом управление социальной работой организуется (организовано) на различных уровнях — федеральном, региональном (территориальном), локальном и имеет соответствующие организационные структуры — Министерство труда и социального развития Российской Федерации, комитеты (управления) социальной защиты (помощи), территориальные службы, центры социального обслуживания.

Второе значение — функциональное, т.е. выполнение как общих, так и конкретных функций. Общими функциями, т.е. независимыми от уровня субъекта, его компетенции и т.д., считаются и прогнозирование, планирование (целеполагание), организация, координация, стимулирование (мотивация, маркетинг, учет и контроль). Конкретные функции — это виды работы применимые к должности (обязанности и права), подразделению (функции подразделения) и предприятию, организации, учреждению (направления деятельности).

Третье значение понятия «управление социальной работой» — это деятельность руководителей разных уровней в системе социальной защиты, помощи. От профессионализма руководителей во многом зависит качество организации управления, его результативность. Следует учитывать, что среди и руководителей, и сотрудников системы управления социальной работой преобладают женщины, что накладывает отпечаток на стиль и методы управления, психологию взаимоотношений, эмоциональный фон и т. д. Разнообразные функции руководителя находят отражение в разнообразии выполняемых ролей — организатора, администратора, психолога, социального психолога, информационного работника, юриста, экономиста, политика, предпринимателя, педагога. Приходится учитывать и «домашние роли» женщины-руководителя — мать, жена. Важной проблемой является переход специалиста в ранг руководителя и приобретение в связи с этим необходимых профессиональных качеств. Деятельность руководителей считается важной основой для научных исследований, развития управления как науки.

Четвертое значение управления социальной работой — это процесс, включающий ряд элементов:

- целевая ориентация. Основа любого вида управления — информация, на базе которой определяются и закрепляются (в организационно-административных документах) цели, задачи;

- распределение функций и формирование организационных структур, подбор и расстановка кадров (персонала);

- соответствие целей, задач и решений ресурсам — информационным, материальным, трудовым, финансовым, временным. Ресурсное обеспечение — важное условие выполнения намеченных целей, задач, принимаемых решений;

- использование разнообразных форм и методов управления или средств, которые обеспечивают достижение тех или иных результатов;

- использование обратной связи — учет, контроль, проверка исполнения.

Таким образом, управление социальной работой — это процесс постановки целей, задач и организация практической деятельности людей для их достижения, выполнения.

Пятое значение — это вид профессиональной деятельности, управленческий труд, включающий триаду: предмет труда (информация), средства труда (организационные и технические) и человек, обладающий определенными знаниями, навыками и умениями. Соединение определенным образом этих трех составляющих называется организацией труда в системе социального управления, которое подразумевает решение таких проблем, как подготовка и подбор кадров, повышение их квалификации, составление квалификационных характеристик; организация труда специалистов и «полевых» социальных работников; использование информационных систем и технологий; труда; оценка и оплата труда управленческих работников.

Наконец, шестое значение управления социальной работой - это наука и учебная дисциплина. Основа любой науки — методология, т.е. система методов, используемых в научных исследованиях. В науке управления применяется как общеметодологический (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрактное и конкретное, системный подход и т.д.), так и специфический инструментарий, обусловленный необходимостью исследования систем и процессов социального управления, функций и организационной структуры, деятельности руководителей и возглавляемых ими коллективов. Другая составная часть науки управления — теория система обобщенного знания, которая на уровне отдельного человека (руководителя, специалиста) называется эмпирической теорией, а на уровне значительно больших обобщений — мак теорией. Необходимой частью управления как науки являются методики, помогающие получить научные знания, научную информацию (исследовательские методики); помогающие решать конкретные практические проблемы (деловые методики); используемые в консультативной деятельности (диагностические методики). Применяются также комплексные методики для решения определенных проблем. Совокупность методологии, теории, информации, функции, организационных структур, управленческих решений и т.д.) и методик представляет собой науку социального управления. Связующим звеном между наукой и практикой является система подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров. В этой системе происходит трансформация науки в учебные дисциплины на основе определения целей и задач учебного процесса, объема времени, отводимого на обучение кадров. При прочих равных условиях эффективность учебного процесса определяется квалификацией преподавателей, условия-ми их труда, уровнем организации учебы, обучающими технологиями, а также степенью развития (развитости) самой науки управления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.86 (0.008 с.)