Тема 3. Роль общественных организаций в управлении социальными системами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Роль общественных организаций в управлении социальными системами



Принципом социальной защиты является ее многосубъектность. Важнейший субъект социальной защиты населения — государство. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области социальной защиты, стремится сделать ее сильной и эффективной, учитывает региональные факторы при ее проведении. Реализуя свои важнейшие функции — целеполагания и организационного воздействия на социальные процессы в обществе, эффективного регулирования и контроля социальной сферы, —государство обеспечивает минимальный уровень социальных гарантий, создает социально гарантированные условия для жизнедеятельности людей, поддерживает оптимальные отношения между доходами активной части населения и нетрудоспособных граждан, минимальными размерами оплаты труда, пенсий, стипендий, социальных пособий и величиной прожиточного минимума, создает условия для укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры, решения жилищных проблем.

Государство влияет на функционирование системы социальной защиты населения, утверждая государственный бюджет, а также бюджеты других находящихся в государственной собственности источников финансирования (в России к ним относятся внебюджетные социальные фонды — пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости).

Путем корректировки доходных или расходных статей проектов бюджета законодательные органы создают основу финансового обеспечения проектов социальной защиты (например, устанавливая заработную плату занятых на бюджетных предприятиях и в организациях, социальные пособия, трудовые и иные виды пенсий и др.). Органы законодательной власти конкретизируют порядок социальных выплат, подготавливают нормативные документы, регулирующие деятельность структур, аккумулирующих и использующих средства, предназначенные для социальной защиты граждан, и др.

Государство обеспечивает правовую основу социальной защиты, формирует и организует работу общественных фондов, использует их возможности для помощи социально защищенным слоям населения.

Вместе с тем нельзя не учитывать и опыт экономически развитых стран, свидетельствующий о том, что пара государственного регулирования проблем жизнеобеспечения населения ограничиваются 5—10% населения, находящегося за чертой бедности. Естественно, что в нашей стране, где свыше 30% населения находится за чертой бедности, государство в одиночку не сможет обеспечить защиту нуждающихся. Да государство и не единственная структура гражданского общества, которая осуществляет защиту населения. Среди субъектов социальной защиты важное место занимают профсоюзы, развивающие особенно бурную деятельность непосредственно на предприятиях, в учреждениях, трудовых коллективах.

Разработка комплексных планов социальной защиты; ведение ее единых принципов; обеспечение справедливой оплаты труда с учетом гарантированного минимума; создание дополнительных рабочих мест за счет увеличения сменности, развития подсобных хозяйств; организация процессов переквалификации персонала и овладения новыми профессиональными функциями, отражающими потребности рыночной экономики; формирование фондов на случай чрезвычайных обстоятельств; обеспечение гласности принимаемых решений и результатов хозяйственной деятельности — все функции профсоюзных организаций делают их в системе социальной защиты населения заметными и продуктивными.

Эффективным элементом их воздействия на решение вопросов социальной защиты населения являются коллективные договоры, которые в условиях рыночных отношений становятся основным документом хозяйствования. Реализуя социально защитные функции, профсоюзы обеспечивают необходимые производственные и социальные условия для жизнедеятельности членов коллектива их социальной защиты. Практика социального партнерства государства с профсоюзными организациями, предпринимателями становится важным условием активизации их роли в социальной помощи и поддержке нуждающимся членам.

Субъектом социальной защиты населения являются также общественные объединения, обеспечивающие общественную поддержку и заинтересованное участие миллионов граждан в создании и функционировании современной модели социальной защиты.

Потенциал общественных объединений огромен. По оценкам эксцертов, в стране функционирует свыше 40 тыс. зарегистрированных и незарегистрированных общественных объединений; 49% общественных организаций осуществляют свою деятельность в социальной сфере, 37% являются общественно-гражданскими объединениями, 11% — общественно-политическими, 15% — производственными.

Деятельность многих из них направлена на оказание помощи и поддержки конкретными категориям граждан, разработку и реализацию целевых социальных программ и формирование источников финансирования, вовлечение в процесс оказания помощи посредством развития добровольческого движения.

Отмечая особую роль в социальной защите населения профсоюзов и других общественных организаций, следует отметить, что их возможности влиять на социальную защиту ограничены: они не располагают значимыми финансовыми ресурсами, поэтому некоторым из них присуща увлеченность популистскими воззрениями и призывами. Требуя высокого уровня социальной защиты, фиксируя достигнутые соглашения с органами государственной власти и законодателями, они фактически не несут ответственности за срыв намеченных мероприятий по социальной защите, поэтому эффективность работы многих из них низка.

Еще один субъект социальной защиты — работодатели. Они обеспечивают обязательные условия социальной защиты и поддержки наемных работников (минимальный уровень заработной платы, обязательное страхование по установленным нормативам, пенсионное, социальное, медицинское, по безработице, социальные выплаты и компенсации, относимые на фонд оплаты труда, и др.). Возможности работодателей в качестве активных субъектов социальной защиты используются далеко не в полную меру. Располагая значительными финансовым ресурсами, многие из них могут создавать на своих предприятиях рабочие места, развивать социальную инфраструктуру, предоставлять различные социальные блага — бесплатные путевки, обеды, выдачу долгосрочных беспроцентных кредитов и т.д.

Современная концепция социальной защиты исходит из того, что она не должна сводиться к бесплатной помощи и поощрению ее пассивного ожидания. Ее суть должна заключаться в том, чтобы возрождать и поощрять в человеке чувство хозяина, формировать мотивы к высокопроизводительному труду и вовлекать его в такой труд; создавать в обществе относительно равные «стартовые возможности» для всех его членов. Вот почему важнейшим субъектом социальной защиты является сам человек, реализующий свой потенциал и силы, защищающий свои жизненные потребности и ресурсы. В обществе должны быть созданы условия — экономические, организационные, правовые финансовые и др. — формирования самосознания, системы знаний и ценностных представлений о роли и месте человека в защите своих и охране коренных жизненных интересов, способах собственной самореализации и самоутверждения, взаимодействии с другими субъектам и социальной защиты.

Названные принципы выражают объективные закономерности развития общества, его социально-экономической жизни, но имеют и субъективную сторону. Они реализуются они в процессе создания и развития системы социальной защиты, в процессе реализации функций социальной защиты и обогащения их новым содержанием. Функции — это относительно самостоятельные, но тесно связанные между собой виды деятельности по социальной защите человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации. Важнейшими из них являются:

— экономическая;

— хозяйственно-бытовая;

— психолого-педагогическая;

— социально-медицинская;

— юридическая;

— культурно-досуговая;

— организации труда и др.

В процессе развития системы социальной защите населения функции меняются, наполняются новым содержанием за счет инновационных технологических приемов, комплексности оказываемых услуг и расширения сферы их применения, повышения профессионализма специалистов.

В этом находит отражение процесс освоения нового содержания деятельности по социальной защите, его все более четкая ориентация на оказание многосторонней поддержки нуждающегося человека, обеспечение его личного участия в разрешении возникших проблем и трудностей, совершенствование отношений между людьми в рамках различных систем помощи населению.

 

Тема 4. Права граждан

К основным международным документам, связанным с проблемой защиты прав детей, относятся: Конвенция ООН о правах ребенка (1989), Всемирная Декларация и План действий, принятые на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей (1990), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (1985), Конвенция о гражданских аспектах международной практики насильственного увоза детей (1980), Конвенция о защите детей и сотрудничестве в вопросах международного усыновления (1993), Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов (1974) и др.

Основные нормативно-правовые документы федерального уровня: Президентская федеральная программа «Дети России», состоящая из целевых программ «Дети Севера», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Одаренные дети», «Дети-инвалиды», «Безопасное материнство», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев», «Организация летнего отдыха»; Президентская федеральная программа «Молодежь России»; Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» (1996), Федеральный закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998), Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1996), Федеральный закон Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999), Указы Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (1992), «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» (1993), Положение о приемной семье Правительства Российской Федерации (1996) и др.

Отдельное значение имеют законодательные акты регионального уровня, конкретизирующие основные положения документов федерального уровня и регламентирующие вопросы профессиональной деятельности социального педагога.

Международные документы по правам человека.

В соответствии с международными актами права человека являются универсальными и ими могут пользоваться все люди без какой-либо дискриминации. Уважение индивидуальных прав должно поощряться на постоянной основе, независимо от существующих условий или политической системы. Права какого-либо лица или группы лиц могут быть ограничены только в том случае, когда их осуществление ограничивает такие же или сопоставимые права других лиц.

В международном праве получили четкое определение принципы уважения прав человека, их международные нормы и стандарты. Так, общие принципы права — это принципы международного права, которые выражают общепризнанные нормы поведения субъектов международного нрава. В Статуте Международного Суда ООН (ст. 38) используется понятие «общие принципы права, признанные цивилизованными нациями».

Следует обратить внимание на тип и характер документов, в которых сформулированы принципы прав человека, принимаемых ООН, ЮНЕСКО, МОТ, международными конгрессами, конференциями и другими форумами. Дело в том, что принимаемые документы имеют различный правовой статус. Декларации, принципы, руководящие положения, стандартные правила и рекомендации не имеют обязательной юридической силы. Вместе с тем эти документы обладают неоспоримым морально-политическим воздействием и служат практическим руководством для государств при осуществлении ими своей политики. Ценность этих документов заключается в их признании и принятии значительным числом государств, и, даже не имея обязательной силы, они могут рассматриваться как документы, декларирующие общепринятые принципы в рамках международного сообщества.

Международные акты, к числу которых относятся конвенции, пакты, протоколы, обладают обязательной силой для тех государств, которые ратифицировали их или присоединились к ним. Договоры, принятые в рамках Организации Объединенных Наций, открыты для подписания и ратификации всеми государствами, в то время как условием для принятия договоров, утвержденных в рамках региональных организаций, является членство в соответствующей организации, например Совете Европы.

Рассмотрим содержание Всеобщей декларации прав человека и двух международных пактов, составляющих единое целое — Билль о правах человека и являющихся базовыми в понимании прав человека. Сформулированные в преамбуле и 30 статьях Всеобщей декларации права человека можно систематизировать по трем группам или, как сейчас принято, трем поколениям прав человека. Первое поколение включает «права, сформулированные в отрицательной форме», представляет собой гражданские и политические права, провозглашенные в ст. 2—21 Всеобщей декларации прав человека. Эти права призваны обеспечить человеку защиту от любого ограничения его свободы. Второе поколение — «права, сформулированные в положительной форме» (экономические, социальные и культурные), которые закреплены в ст. 22—27 Декларации и направлены на обеспечение социальной справедливости, свободы от нужды и участие в социальной, экономической и культурной жизни. Третье поколение — «коллективные» права, вскользь упоминаемые в ст. 28 Декларации, которая гласит, что «каждый человек имеет право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в настоящей Декларации, могут быть полностью осуществлены».

Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, которые были приняты в 1966 г. и вступили в силу в 1976 г. Их принятие было продиктовано необходимостью дополнить нормы Декларации, которые имеют нравственное и политическое значение, нормами и стандартами, имеющими юридическую силу, с помощью которой в судебном порядке может обеспечиваться прав человека в случаях их нарушения.

В 53 статьях Международного пакта о гражданских и политических правах и двух факультативных протоколах к нему сформулирована не только целая гамма прав человека, но и механизм их реализации на международном уровне и в масштабах отдельных стран. В этом пакте закреплены следующие права человека: право на жизнь, свободу и прикосновенность (ст. 6), право не подвергаться пыткам бесчеловечному обращению, не подвергаться произвольному аресту и задержанию (ст. 7, 9), право на свободное передвижение и выбор места жительства (ст. 12), права на свободу слова, религии, собрания, ассоциаций, включая членство в профсоюзах (ст. 18, 19, 21, 22), право голосовать на основе системы всеобщего избирательного права (ст. 25), права меньшинств на защиту (ст. 27) и другие права.

О важности международных пактов говорит тот факт, что по состоянию на 1 сентября 1997 г. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицировали или присоединились к нему 136 государств. Международный пакт о гражданских и политических правах ратифицировали или присоединились к нему 138 государств, а первый факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических нравах ратифицировали или присоединились к нему 92 государства.

Развитием международных документов стало принятие пяти договоров, обеспечивающих защиту конкретных прав: Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.), Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984 г.), Конвенция о правах ребенка (1989 г.), Международная конвенция о защите прав всех трудящихся — мигрантов и членов их семей (1990 г.).

После принятия Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) еще до вступления их в силу в 1976 г., пяти конвенций ООН по защите конкретных прав ее специализированные организации развернули значительную работу по информированию государственных деятелей, широкой общественности о важности норм и стандартов прав человека, изложенных в этих нормах.

Важная роль также отводится Декларации социального прогресса и развития, принятой в 1969 г. Генеральной Ассамблеей ООН. В ней получили дальнейшее развитие и углубление многие нормы прав человека, изложенные в пактах. В этой Декларации сказано, что целью социального прогресса и развития является постоянное повышение материального и духовного уровня жизни всех членов общества при уважении и осуществлении прав человека и основных свобод. В ней изложены основные направления социальной политики на национальном, региональном и международном уровнях; планирование социального прогресса и развития как составной части общего пропорционального развития; учреждение, где это необходимо, национальных систем по разработке и проведению в жизнь социальной политики и программ; содействие со стороны заинтересованных государств плановому региональному развитию.

В последующие годы после принятия международных пактов, Декларации социального прогресса и развития проведены многочисленные интернациональные акции, цель которых — решение конкретных задач социальной политики. Среди них: Международные конференции по проблемам народонаселения и развития (1974, 1994 гг.); Международный год женщины и Десятилетие женщины ООН: Равенство, Развитие, Мир (1976—1985 гг.) и соответствующие конференции (1975, 1980 и 1985 гг.); Всемирная конференция вопросам занятости (1976 г.); Международное десятилетие инвалидов Организации Объединенных Наций (1983—1992 гг.); Всемирная ассамблея по проблемам старения (1982 г.) Международный год молодежи (1985 г.); Международная конференция по борьбе со злоупотреблением наркотическими средствами и их незаконным оборотом (1987 г.); Международный год обеспечения жильем бездомного населения (1987 г.) других встреч и совещаний.

Рубежным этапом в защите прав человека в контексте соблюдения международных норм и стандартов стала ратификация беспрецедентно большим количеством стран международных пактов и вступление их в силу в 1976 г. В последующее десятилетие ООН приняла важные документы, в которых был сделан акцент на социальное развитие. Так, в декабре 1986 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о праве на развитие и резолюцию «Неделимость и взаимозависимость экономических, социальных, культурных, гражданских и политических прав».

Важное значение для понимания роли социальной политики в защите прав человека имело проведение в сентябре 1987 г. (Вена) Межрегионального консультативного совещания по политике и программам социального обеспечения в целях развития с участием представителей 90 стран. На совещании состоялся обмен профессиональным опытом на глобальном уровне в области социальной политики, социального развития и социального обеспечения.

В результате всесторонней и конструктивной дискуссии на основе консенсуса были приняты «Руководящие принципы» политики и программ социального обеспечения в целях развития на ближайшее будущее, которые позднее были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН в ее специальной резолюции.

Участники этого совещания акцентировали внимание на повышении роли социальной политики в решении жизненных проблем мирового сообщества. При этом было подчеркнуто, что «социальная политика должна быть достаточно гибкой, чтобы ее применять для решения возникающих новых проблем, чтобы она могла стать средством, содействующим развитию, а не барьером на его пути».

Большое значение имеет и Всемирная встреча на высшем уровне в интересах социального развития в марте 1995 г, (Копенгаген). Эта Встреча готовилась три года; делегации многих стран возглавляли президенты, вице-президенты, премьер-министры и другие государственные деятели высокого ранга.

Участники Встречи не могли обойти молчанием сложную и противоречивую ситуацию, характерную для современного мира. С одной стороны, несомненные достижения науки и техники, с другой — их плодами пользуется только 1 из почти 6 млрд.населения мира; 1,3 млрд. человека живут за чертой бедности; 1,5 млрд. человек не имеют возможности пользоваться самой элементарной медицинской помощью; свыше 900 млн. человек неграмотны и 100 млн. детей не посещают школу.

Внешняя задолженность развивающихся стран, включая страны Восточной Европы, составляет 1,3 трлн. долларов, на обслуживание которых ежегодно тратятся десятки и сотни миллиардов долларов.

В таких условиях, когда усиливается маргинализация целых стран и народов, растет разрыв между богатыми и бедными, на первый план выдвинулись вопросы бедности, социальной разобщенности и продуктивной занятости.

В принятой на этой Встрече Копенгагенской декларации о социальном развитии были сформулированы приоритетные цели социального развития: обеспечение социальной защиты индивида, содействие социальной интеграции и поддержание социального мира. Всемирная встреча на высшем уровне подчеркнула связь между борьбой с бедностью, изысканием возможностей социальной интеграции и созданием продуктивной занятости. Занятость сегодня представляет собой необходимый фактор интеграции. И наоборот, безработица — это форма изоляции, которая влечет за собой ряд социальных проблем.

Соблюдением прав человека, развитием социальной политики занимаются многие международные организации. Так, система ООН включает целый ряд специализированных международных организаций (МОТ, ЮНЕСКО, ВОЗ), призванных заниматься конкретными социальными проблемами.

Так, МОТ функционирует с 1919 г., и за это время нормотворческая деятельность в сфере социально-трудовых отношений составляет свыше 170 конвенций, которые сыграли важную роль в налаживаний социального партнерства работниками, работодателями и государством. Неслучайно при вручении МОТ Нобелевской премии было отмечено, что МТО «оказывала влияние на законодательство всех стран».

Права человека в области образования, науки, культуры и информации формирует на глобальном уровне ЮНЕСКО. За более чем 50-летний период деятельности эта организация при самом активном участии ведущих ученых и спецалистов разработала и приняла ряд принципиально деклараций, рекомендаций, программ, которые сыграли большую роль в ликвидации неграмотности, в доступе широких масс к культуре, пользованию достижениями науки и прогресса.

Наряду с конвенциями и декларациями всемирного масштаба имеются континентальные и региональные договоры по правам человека. Следует назвать Хартию Организации африканского единства (1963 г.), Африканскую Хартию прав человека и народов (1981 г.), Африканскую комиссию по правам человека и народов, Устав Организации американских государств — Американскую декларацию прав и обязанностей человека (1948 г.), Американскую конвенцию о правах человека (1969 г.), Межамериканскую комиссию по правам человека, Межамериканский суд по правам человека, Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейскую социальную хартию (1961 г.), Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г,), Европейский суд защиты прав человека, Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (1995 г.), Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994 г.)-

В ООН функционирует два вида контрольных механизмов: институциональные и конвенциональные (договорные). Институциональными структурами, т.е. постоянными институтами ООН, являются Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, Комиссия по правам человека, Комиссия по положению женщин, Центр по правам человека, а с 1993 г. - Управление Верховного комиссара по правам человека, призванное играть центральную роль в процедуре контроля за выполнением всех конвенций в области прав человека.

Соблюдение прав человека в социальной сфере в соответствии с принятыми международными актами наряду с вышеназванными институциональными органами ООН обеспечивают такие механизмы, как конвенциональные структуры, которые учреждаются для контроля за выполнением каждого международного договора, вступившего в силу. Такими Договорными органами ООН являются Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам ребенка, которые призваны осуществлять контроль за соблюдением положений соответствующих международных договоров.

В системе ООН за последнее десятилетие сформировался механизм и технология контроля за соблюдением положений международных договоров по правам человека в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН (1982 г.) касающейся эффективного осуществления документов по правам человека. С 1984 г. проводятся совещания председателей органов, которым поручено рассмотрение докладов государств — участников международных договоров, которые эти государства обязаны регулярно представлять, о выполнении взятых на себя обязательств по соблюдению прав человека.

Восьмое Совещание председателей договорных состоялось в сентябре 1997 г. (Женева). В его работе участие представители многих стран — участников народных договоров, руководители и сотрудники органов специализированных организаций ООН: Детского фонда (ЮНИСЕФ), Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНИДС), Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФА), УВКБ, МОТ, ВОЗ.

Участники этого совещания рассмотрели Доклад Генерального Секретаря ООН о совершенствовании функционирования договорных органов по правам человека, заслушали выступления Верховного комиссара ООН по правам человека Мэри Робинсон, председателя Комиссии по правам человека и других официальных лиц, органов и организаций системы ООН.

Анализ реализации интернациональных договоров по правам человека показывает, что на международном уровне сделано немало для обеспечения основных норм и стандартов прав человека. Этому способствовал тот факт, что благодаря принятым международным договорам по правам человека в международном праве восторжествовал принцип уважения прав человека, что, в свою очередь, внесло изменение в саму концепцию международного права. Если раньше субъектами международного права были только отношения между государствами, то сейчас отношение государства к своему населению, уважение его прав и свобод становится объектом внимания мирового сообщества, его обязанностью соблюдать международно-признанные нормы и стандарты прав человека.

При всей важности соблюдения прав человека на международном уровне следует иметь в виду, что решающее значение имеет внутригосударственное законодательство, его нормы, обычаи, практика. Российская Федерация ратифицировала большинство международных конвенций; Конституция 1993 г. признает примат международного права в международных делах. Российская Федерация после вступления в Совет Европы, например, ратифицировала три основополагающих документа — Европейскую конвенцию о правах и основных свободах, Конвенцию против пыток и Хартию о местном самоуправлении, что позволило Российской Феде-рации стать полноправным членом Совета Европы. Однако предстоит большая работа для того, чтобы высокие международные стандарты сделать нормами повседневной жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1016; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.70.167 (0.04 с.)