Понятие и виды функций социального управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и виды функций социального управления



Функция управления — это разнообразные виды работ, которые необходимо выполнять в процессе управления каким-либо объектом.

Выполнение функций может рассматриваться применительно к должности (функции работника, должностного лица), подразделению (функции отдела, службы и т.д.), органу управления (функции министерства, комитета и др.). Функции управления отражают разделение, специализацию и кооперацию управленческого труда как по горизонтали, так и по вертикали.

Соотношение понятий «цель», «задача», «функции управления».

Для реализации цели и задачи, как правило, требуется выполнение целого ряда функций, т.е. их реализация предусматривает определение функций, которые нужно выполнять, и определения, кто и как их выполняет.

Виды функций.

Функции разделяются на два вида: общие (основные) и конкретные (специализированные, специальные).

Впервые общие функции выделены А. Файолем (1841 — 1925), французским специалистом в области административного управления, прошедшим путь от рядового работника до руководителя крупной компании. Обобщая практический опыт деятельности руководителей, он относил к общим функциям предвидение, организацию, руководство, координацию и контроль. А. Файоль писал: «Управлять — это значит предвидеть, организовать, руководить, координировать и контролировать. Предвидеть — значит исследовать будущее и набрасывать программу действий. Организовать — значит создавать двойной организм предприятия, материальный и социальный. Руководить — значит заставлять функционировать личный состав. Координировать — значит связывать, объединять, гармонизировать все акты и все усилия. Контролировать — значит наблюдать за тем, чтобы все происходило сообразно установленным правилам и приказам.

В настоящее время к общим (основным) функциям относятся: прогнозирование (научно-техническое и социально-экономическое), планирование (научно-техническое, социально-экономическое и организационное), организация (имеет несколько смысловых значений), активизация (стимулирование, мотивация), координация, учет и контроль.

Общие функции охватывают весь цикл управления (от постановки целей, задач в планировании до последующего учета, контроля фактических результатов).

Конкретные функции, многообразие которых обусловлено выполнением общих функций, с разной степенью дробности (что находит отражение в их формулировках) отражают потребности (текущие и перспективные) процесса управления данным объектом, его частью или элементом.

При определении конкретных функций необходимо:

1) определить состав функций, которые надо выполнять при управлении (руководстве) данным объектом. Для этого используются аналоговый подход, рекомендуемые наборы (перечни), модульный принцип (количественно-качественные характеристик объектов и субъектов управления);

2) проследить соответствие функций организационной структуре или определить организационные формы, с помощью которых будут выполняться функции;

3) закрепить функции с помощью регламентов — положение должностных инструкций.

Распределение и закрепление функций происходит с помощью организационно-исполнительской системы (ОИС), назначение которой — создать определенность в работе: кто, что и какому времени должен делать. Элементами ОИС являются: цели, задачи (что необходимо достигнуть, выполнить); участники (кто выполняет работу); функции, обязанности (что нужно делать); права (что можно делать); ответственность (оценка действий и бездействий, гарантия выполнения работы); время (в какой срок выполняется работа).

ОИС используется как при формировании, уточнении организационной структуры, так и в повседневной деятельности, так и при организации выполнения тех или иных задач.

ОИС создается с помощью регламентирующих средств —положений и должностных инструкций.

Положение — это организационно-юридический документ, регламентирующий деятельность различных подразделений и правило, состоящий из следующих разделов: общая часть; основные задачи; функции (обязанности); права; организация управления; взаимосвязи с другими подразделениями; ответственность.

В разделе «Общая часть» определен статус подразделения в системе управления; указано, кем оно возглавляется, кому подчиняется; определены степень самостоятельности, участие (при необходимости) в реализации целевой программы.

Раздел «Основные задачи» содержит перечисление направлений деятельности подразделения, задач, за выполнение которых оно несет ответственность.

В разделе «Функции (обязанности)» перечислены функции подразделения с определенной конкретизацией работ применительно к каждой функции.

Раздел «Права» — это перечень прав подразделения, а также (имеется и такой вариант) руководителя подразделения.

Раздел «Организация управления» содержит описание организационной структуры подразделения.

Раздел «Взаимосвязи с другими подразделениями» разрабатывается на основе входящей и исходящей документации с определением основных взаимосвязей.

В разделе «Ответственность» установлена ответственность подразделения и его руководителя за выполнение задач и реализацию функций. Этот раздел отличается наибольшей сложностью разработки, так как здесь нужно указать применение санкций за невыполнение или за некачественное выполнение задач, функций, а также определить условия, при которых наступает та или иная ответственность. При этом чаще делается запись: «подразделение несет ответственность за выполнение закрепленных за ним функций и задач».

При разработке положений о подразделениях могут использоваться типовые положения, в которые при необходимости вносятся изменения и уточнения.

В табл.1 приведены различные ситуации, связанные с использованием положений о подразделениях, и меры, предпринимаемые руководителем.

Таблица 1

Ситуации   Принимаемые меры  
1.Положения о подразделениях давно не уточнялись и во многом устарели.   Обновление положений, приведение их соответствие со статусом подразделений, выполняемыми задачами, функциями.  
2. Положения существуют сами по себе, а подразделения работают по «неписаным» регламентам.   Вносятся изменения в существующие положения. Фактически выполняемые задачи и функции находят отражение в уточненных положениях.
3. Отсутствуют положения о подразделениях по причине сложности их разработки.   Использование типовых положений. Применение в качестве основы положений об аналогичных подразделениях в других системах.  
4. Подразделение выполняет свойственные ему задачи и функции, но не предусмотренные положением.   Внесение в положение необходимых уточнений. Перераспределение задач и функций между подразделениями.  
5. Подразделение выполняет несвойственные ему задачи и функции, не предусмотренные положением.   Закрепление задач и функций за подразделениями соответствующего профиля. Обеспечение работниками требуемой квалификации данного подразделения.  
6. Другие ситуации, с которыми вы сталкивались.   Какие меры вы предлагаете?  

 

Другим распространенным регламентом, с помощью которого определяются место и деятельность работников, являются должностные инструкции.

Различают типовые и индивидуальные должностные инструкции.

Типовые должностные инструкции разрабатываются применительно к должностям работников, имеют единую структуру и обеспечивают возможность индивидуализации содержания. Их наличие позволяет сократить время, необходимое для составления инструкций, учитывающих своеобразие данной системы и имеющихся должностей.

Индивидуальные должностные инструкции разрабатываются применительно к конкретной должности (и даже конкретному занимающему ту или иную должность) с учетом особенностей данного органа, подразделения и работника.

Должностные инструкции как юридические документы вводятся в действие решением или руководителя (утверждение инструкций подписью; приказ о введении инструкций), или органа управления.

Наиболее характерными разделами инструкций являются введение; общая часть; должностные обязанности; основные условия взаимосвязи с другими работниками, подразделениями, организациями; права; ответственность; критерии оценки деятельности.

Во введении записывается наименование должности и подразделения.

В разделе «Общая часть» указываются основные задачи рабочий; порядок замещения работника во время его отсутствия, кого и по каким обязанностям замещает данный работник; подчиненность по должности; порядок назначения и освобождения от должности; состав подчиненных (для руководителей).

Раздел «Обязанности» содержит перечисление основных и дополнительных обязанностей; требования к социальным знаниям; указание о необходимом уровне специальной подготовки и стаже практической работы.

В разделе «Основные условия взаимосвязи с другими работниками, подразделениями, организациями» перечислены документы, их количество, сроки получения, подготовки и передачи, предусмотрена совместная подготовка информации и др.

В разделе «Права» приводится перечень прав применительно к данной должности.

В разделе «Ответственность» указаны задачи или функции, за выполнение которых работник несет персональную ответственность.

В разделе «Критерии оценки деятельности» должно быть четко сформулировано, что и как оценивается применительно к данной должности.

Должностные инструкции, как и положения о подразделениях, вводятся в действие руководителем (утверждение подписью, издание соответствующего приказа).

В табл. 2 приведены типичные ситуации, связанные с использованием должностных инструкций, и меры, предпринимаемые руководителями.

Табл. 2.

Ситуации   Принимаемые меры  
1. Обязанности, выполняемые работником, не зафиксированы в должностной инструкции.   Уточнение должностной инструкции.  
2. Работники знают свои обязанности и права весьма приблизительно.   Ознакомление работников (в том числе вновь поступающих на работу) с должностными инструкциями и положениями о подразделениях.  
3. В должностных инструкциях записано одно, а фактически приходится выполнять несколько другие обязанности.   Уточнение (в том числе и периодическое) должностных инструкций.  
4. Некоторые виды работ «перебрасываются» или «блуждают» от одного работника к другому. Закрепление обязанностей относительно выполнения этих работ за вполне определенными работниками.  
5. Должностные инструкции существуют сами по себе, и поэтому обязанности работников не зависят от этих документов.   Приведение в соответствие с выполняемыми обязанностями должностных инструкций. Разработка новых должностных инструкций.  

 

Тема 8. Организационная структура управления

Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты общественного воздействия, но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества.

Социальное управление имеет свои специфические особенности, трудности, возможности и границы, не свойственные управлению техническими системами.

В то же время опыт, интуиция, здравый смысл занимают в управлении большое место, а иногда и господствуют в нем. Руководители, хорошо владеющие искусством управления, — ценное общественное достояние.

Различные интересы как сильный субъективный момент вносят большую трудность в управление социальными системами. Отношения по управлению, так же как и любые отношения между людьми, никогда не могут быть чисто рациональными, только служебными, исключительно официальными. В них неизбежно проявляются личные, групповые интересы, которые воздействуют на эти отношения, преломляя их через себя. Происходит сложное взаимодействие целей, причем вклад разных работников неодинаков и зависит от их статуса, активности и т. д.

Социальное управление везде имеет свои пределы. Некоторые из них порождаются самой природой управления, другие — особенностями процесса управления, его субъектами.

В общем виде социальное управление выступает как сознательное, планомерно организованное систематическое взаимодействие субъекта и объекта управления в целях его упорядочения, сохранения качественной определенности и развития.

Менеджмент в социальной работе — это система гибкого предприимчивого управления в обществе, направленная на эффективное регулирование социального положения всех участников общественной жизни и на обеспечение их развития как субъектов всех видов общественных отношений, на обеспечение достойного, цивилизованного существования.

Объектами управления в социальном менеджменте являются социальные работники, сотрудники служб и учреждений социальной защиты, а также вся система взаимоотношений, складывающихся между людьми при оказании социальной помощи населению.

Субъектами управления в социальном менеджменте являются руководящий состав служб и учреждений социальной защиты и формируемые ими органы управления, наделенные управленческими функциями.

Субъект и объект управления в любой социальной организации взаимодействуют между собой по каналам прямой и обратной связи. По прямому каналу связи передается управленческая информация (управленческие воздействия) от субъекта управления к объекту управления. По каналу обратной связи от объекта управления к субъекту управления передается информация о результатах деятельности и стоянии объекта управления. Субъект управления, объект управления и существующие между ними разнообразные связи составляют систему социального управления, в частности систему управления по оказанию социальной помощи населению.

Эффективность социальной работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется качеством организации и управления. В то же время теория управления социальной работой мало исследована, и в числе ее главных научных проблем можно назвать следующие:

— разработка теоретических основ менеджмента в социальной работе, формулировка его концепции и «дерева целей»;

— исследование организационных структур управления социальной работой, обоснование рекомендации по использованию их типовых форм на государственном и региональном уровнях;

— моделирование деятельности социальных служб, использование математических методов при исследовании проблем организации социальной работы;

— разработка критериев, позволяющих оценивать качество функционирования системы управления социальной работой, и методик оценки деятельности ее подразделений и персонала;

— исследование информационных основ менеджмента в социальной работе, создание современного банка данных;

— разработка научных методов прогнозирования социальной работы, совершенствование качественных и количественных методов прогнозирования;

— разработка алгоритмов организации личной работы социальных менеджеров и оптимальных вариантов делегирования полномочий сотрудникам органов управления социальной работой;

— исследование методов мотивации социальной работы, обоснования предложений по использованию содержательных и процессуальных теорий мотивации.

Необходимо отметить, что в управлении социальной работой все направления ее деятельности рассматриваются в комплексе экономических и социокультурных задач. Так, дерево целей социально-экономического развития в Юго-Восточном административном округе г. Москвы включает комплекс экономических реформ, социальный и жилищный комплексы, а также комплексы потребительского рынка, экологии и инженерной инфраструктуры, развития культуры, охраны памятников и улучшения архитектурного облика территории,

Социальный комплекс предусматривает:

— конкретную социальную защиту определенных категорий жителей;

— развитие системы медицинского обслуживания (в том числе страховой медицины);

— борьбу с преступностью и укрепление правопорядка;

— разработку и реализацию программ по трудоустройству и занятости населения;

— разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью;

— реализацию программ общего и специального образования и воспитания детей;

— торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения;

— развитие объектов и инфраструктуры социальной защиты населения.

Функции управления

Функции управления — это виды деятельности органов управления и должностных лиц, с помощью которых они воздействуют на управляемый объект.

Необходимым условием изучения функций управления является их классификация. Автором первой развернутой классификации функций управления был известный ученый, основатель классической школы управления Анри Файоль. В качестве основания классификации он взял фактор времени, а функции в его классификации были представлены последовательные этапы: предвидение, организация, распорядительство, согласование, контроль.

В настоящее время эти этапы представлены в виде дующей системы функций трехзвенного управления:

— предварительное управление (целеполагание, прогнозирование, планирование);

— оперативное управление (организация, координация, руководство, мотивация);

— заключительное управление (контроль, учет, анализ).

Рассмотрим подробнее некоторые из этих функций, наиболее проблемные для управления социальной работой: целеполагание, прогнозирование, организация, мотивация.

Целеполагание — это начальный момент управления, в который устанавливаются цели управления на определенный период и разрабатываются механизмы достижения этих целей.

Конкретные цели управления социальной работой формируются на основе анализа потребностей всех слоев общества в социальной защите. Причем процесс управления социальной работой лишь тогда будет полным, непрерывным и эффективным, когда он будет представлен во взаимодействии ближайших и долгосрочных, тактических и стратегических целей. В качестве стратегической цели может выступить наиболее полное удовлетворение потребностей всех слоев населения в социальной защите на базе передовых достижений мировой науки и научно-технического прогресса. Тактической целью на данном этапе развития нашего общества является удовлетворение потребностей наиболее нуждающихся в социальной защите слоев населения с учетом возможностей экономики.

Несмотря на известное противоречие между ближайшими и долгосрочными интересами людей, социальный закон взаимодействия конкретных целей управления состоит в том, что стратегическая цель не может быть достигнута в ущерб тактической цели. С другой стороны, если на первый план выдвигаются тактические, сиюминутные цели в ущерб стратегическим, это тормозит развитие социальной работы.

Стратегические и тактические цели управления социальной работой, главные направления ее развития могут быть изложены в основополагающем документе: концепции социальной работы и целевой модели управления социальной работой.

Прогнозирование. Прогнозирование социальной работы — одна из главных функций социального менеджмента, это научно-аналитический этап социального планирования, основа для составления перспективных, текущих и оперативных планов социальной работы.

Прогнозирование социальной работы — это выработка обоснованного суждения, предсказания о формах, видах, объемах и масштабах ее в будущем, о ее возможных вариантах и сроках осуществления изменений.

Качество прогнозирования во многом зависит от исполь-уемых методов получения прогнозных оценок. Эти методы делятся на качественные и количественные. Наиболее эффективными качественными методами прогнозирования являются методы массовых и специализированных экспертных оценок с использованием дельфийской техники. Количественные методы прогнозирования дают более достоверные оценки.

При прогнозировании социальной работы могут быть использованы аналитические, тендовые, регрессионные и факторные модели. В нормативном прогнозировании могут успешно применяться сетевые модели.

Например, с использованием метода прогнозирования в префектурах г. Москвы была внедрена компьютерная техника в управлениях социальной защиты населения, что позволило улучшить качество работы, а переход на безбумажную технологию обработки пенсионных документов способствовал выявлению и исправлению ошибок, сокращению сроков обработки лицевых счетов. В настоящее время действуют следующие информационные системы:

— «Пенсионер-справка» — позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя;

— «Пенсионер-транспорт» — дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги;

— «Пенсионер-путевка» — содержит данные о выдаче санаторно-курортных путевок и выплате компенсаций заиспользованную путевку;

— «Льготы-справка» — позволяет получить информацию о предоставляемых льготах отдельным категориям граждан.

— «Пенсия-норма» - информирует о пенсионном законодательстве;

«Платежные поручения» — дает возможность печатать и регистрировать платежные поручения;

— «Адрес-справка» — помогает определить, к какому муниципальному округу относится та или иная улица Москвы;

— «Баланс» — позволяет вести пенсионный бухгалтерский баланс;

— «Архив» — содержит фамилии и адреса пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии;

— «Обращение-учет»— содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию.

Организация. Эффективность деятельности социальных служб существенным образом зависит от типа используемой организационной структуры управления. Под организационной структурой управления (ОСУ) социальной работой понимается совокупность элементов органа управления и устойчивых связей между ними, обеспечивающая ее целостность, сохранение основных свойств при различных внутренних и внешних изменениях. Основные требования к ОСУ: минимальное число звеньев и уровней управления, четкое распределение функций, устойчивость, непрерывность, оперативность и гибкость управления.

Основными типами ОСУ, которые могут быть использованы при управлении социальной работой, являются следующие: линейные, функциональные, дивизионные, проектные и матричные. Линейные структуры, самые простые и экономичные, могут быть использованы на нижних уровнях управления однотипной деятельностью. Для управления разнотипными видами социальной работы на нижних уровнях применяются функциональные организационные структуры управления, на верхних — дивизионные. Проектные структуры целесообразно применять при управлении новыми или кратковременными видами социальной работы. Наиболее прогрессивными являются матричные ОСУ, которые могут быть эффективно использованы при проектировании и совершенствовании организации органов социальной защиты, научно-исследовательских и проектных учреждений.

Для создания эффективной системы социальной защиты населения важнейшим условием является структурное совершенствование на различных уровнях управления соци-альной работой. Всего можно выделить три уровня управления:

— верхний, институциональный уровень — это Российская Федерация и автономная республика;

— средний, управленческий уровень — это регион, т. е. органы социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, районов, округов, префектур, муниципалитетов;

— низовой уровень — это социальные организации, различные негосударственные (благотворительные) общественные организации.

На каждом из этих уровней управление социальной работой осуществляется в рамках трех ветвей власти:

— законодательной, в лице органов системы представительной власти;

— исполнительной, в лице Президента РФ и его властных структур, органов регионального управления и органов местного самоуправления; судебной.

Основным государственным органом в области социальной защиты населения в Российской Федерации и автономных республиках является Министерство здравоохранения и социального развития, в функции которого входит:

— разработка положения по основам федеральной политики для нуждающихся в государственной помощи;

— анализ и прогнозирование уровней жизни различных категорий населения;

— подготовка рекомендаций для разработки различных региональных программ по:

организации обслуживания и обеспечения пособиями; социальному обслуживанию;

медико-социальной экспертизе, реабилитации инвалидов и оказанию протезно-ортопедической помощи; социальной помощи семье и детям;

внешнеэкономическому и международному сотрудничеству.

Исполнительными органами управления социальной работой на региональном уровне, органов социальной защиты краев, областей, автономных образований, городов, комитетов управления, отделов департаментов социальной защиты селения в составе местных администраций являются учреждения социального обслуживания, как:

— центр, обеспечивающий оказание социально-экономической, медико-социальной, правовой помощи населению;

— центр или отделение, осуществляющее социальную помощь на дому, отделение дневного пребывания лиц пожилого возраста и инвалидов;

— центр, осуществляющий социальную реабилитацию несовершеннолетних;

— центр помощи детям, оставшимся без родителей; социальные гостиницы и т.д.

Управление социальной защитой населения по линии законодательной власти осуществляется Государственной Думой РФ, областными думами и думами автономных республик, законодательными собраниями на различных местных уровнях самоуправления.

В социальных организациях (предприятиях, вузах, научных институтах и т. д.) имеются различные организационные структуры по оказанию социальной помощи населению: администрация, профсоюзы, различные органы самоуправления трудовых коллективов. Социальная помощь населению оказывается также по линии негосударственных организаций: частных и благотворительных. Эти организации имеют свои структуры управления, свои учредительные документы (устав, положение и т. д.), в которых указываются состав и функции органов управления, их права и обязанности. Только в Москве таких организаций несколько сотен, а в целом по стране несколько тысяч.

Оперативное управление предполагает правильную расстановку сил и средств для решения поставленных задач и выполнения утвержденных планов, а также непосредственную организацию их исполнения. В процессе исполнения могут возникнуть неожиданные помехи, неучтенные факторы, совершаться ошибки — все это может привести к неудаче и даже провалу задуманного. Поэтому такое большое значение придается личностным качествам и профессиональной компетентности исполнителей. Умение и способности улавливать и адекватно реагировать на помехи и дополнительные факторы становятся определяющими в оперативном управлении. Также важно определить заранее союзников, «смежников», контрагентов, конкурентов и т. п., способных оказать существенное положительное или негативное воздействие на успешность проекта и его результаты. Координация планов и конкретных действий с заинтересованными лицами и структурами также является частью и важнейшей функцией оперативного управления.

Заключительное управление (контроль, учет, анализ) — этап реализации программы, проекта, плана, когда подводятся окончательные итоги. Однако даже непрофессиональный менеджер знает, что иногда полезно остановиться, проанализировать создавшуюся ситуацию, подвести промежуточные итоги, зафиксировать их в той или иной форме, возможно, обсудить с кем-то, кто имеет авторитет в данном вопросе, посоветоваться, доложить вышестоящему лицу получить новые инструкции, которые корректируют выбранный курс, методы, набор средств или состав участников и т. п.

Тема 9. Принципы управления

К законам науки управления относятся общие, существенные и необходимые связи, изучаемые наукой управления. Законы управления выражают важные внутренние устойчивые черты, особенности процесса управления. Они носят объективный характер и не зависят от воли людей, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Осознанное использование законов позволяет приводить деятельность людей в соответствие с объективными требованиями жизни.

Законы управления.

Закон необходимого разнообразия, по которому разнообразие управляющей системы должно быть не меньше разнообразия управляемого объекта. Чем сложнее объект управления, тем сложнее должен быть и орган, который им управляет.

Следовательно, суть этого закона состоит в том, что управляющая подсистема должна обладать достаточным разнообразием управляющих воздействий и пропускной способностью для переработки информации и выдачи управляющих решений, с тем чтобы успешно справиться с разнообразием системы и обеспечить ее функционирование и развитие в соответствии с заданной программой. Это означает, что информация должна содержать максимум сведений, позволяющих обеспечить формирование управляющих воздействий соответственно разнообразию объекта управления.

Закон специализации управления предполагает, что управление современными общественными делами ведет к расчленению его функций, к специфическому их проявлению в конкретных условиях, на разных уровнях управления, различных направлениях. Поэтому управление требует высокого профессионализма в различных сферах: экономической, социальной, политической, психологической, организационно-технической, правовой, экологической, демографической и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет многообразие в принятых управленческих решениях, проектах, программах и концепциях.

Закон интеграции управления означает объединение в управлении различных специализированных действий на разных уровнях и направлениях управления в единый управленческий процесс в рамках единого социального организма — системы. В качестве интегрирующих факторов выступают цели, задачи и интересы общества, которые требуют поддержания нормальной жизнедеятельности и развития сложной социальной системы в соответствии с постоянными изменениями внутренней и внешней среды.

Одним из основополагающих законов управления является закон экономии времени, который характеризует эффективность управления, следовательно, достижение поставленной цели с учетом наименьших временных потерь: материальных, человеческих и финансовых ресурсов, что во многом зависит от скорости и адекватности реакции субъекта управления на объект управления, решение любого вопроса в управлении в более короткое время, своевременно оказывает положительное влияние на конечный результат.

К числу основополагающих законов социального управления относятся также: закон приоритетности социальных целей, определяющих при целеполагании. Не производство, не политика, не экономика являются целью развития общества и условием поддержания его равновесия и развития, а постоянное повышение качества жизни его членов, их благосостояния, социального самочувствия, непрерывное совершенствование образа жизни.

Осознание этой закономерности привело цивилизованные страны к построению социального государства, социально-ориентированного рынка, к социальному партнерству. Более того, выявление этой закономерной связи обусловило установление не только качественных, но и количественных характеристик в достижении социальной справедливости: стабильность в обществе не может допустить 10-кратную разницу в доходах самых богатых и самых бедных. По объективным причинам не более 10 % населения могут проживать на пороге бедности. Это критическая отметка для большинства развитых стран. Иначе в обществе наблюдаются застой, стагнация, нарастание кризисных явлений, здесь невозможно развитие, в том числе и экономическое.

В конце XX века изменилась парадигма общественного развития — не экономика определяет вектор развития, не само по себе хозяйство, наращивание или сокращение его объемов, а развитие всей хозяйственной жизни для повышения качества жизни всех граждан. Улучшение социальных параметров, прежде всего здоровья граждан (физического и духовного), является и главным источником повышения эффективности экономических результатов: надежности продукции, ее качества, следовательно, более высокой эффективности производства.

Закон возрастающей субъективности и интеллектуальности в управлении упреждает характер управленческого воздействия. Закономерностью управленческих отношений является то, что, будучи по сути своей отношениями людей, складывающимися в процессе управления, все они в той или иной форме проходят через сознание людей, создаются и совершенствуются людьми, конечно, в зависимости от объективных изменений в производстве, обществе. Поэтому природа управленческих отношений двойственная — объективно-субъективная.

Никогда нельзя забывать, что управленческие отношения в конечном счете порождаются способом производства, экономическим базисом общества, но в такой же степени вредно непонимание того, что в определенных условиях, особенно происшедших научно-технической и информационной революций, управленческие отношения сами обретают базисный характер, оказывают огромное обратное воздействие на все стороны общественной жизни, а не только экономической, во многом определяют в целом темпы социального прогресса.

Следовательно, очень важно признать как неоспоримый факт, что управление, будучи субъективной деятельностью разных субъектов управления (государственный орган, общественный институт, отдельный человек), несет на себе печать этой субъективности в виде общей и управленческой культуры (ее наличия или отсутствия), специфики традиций и исторического опыта, интересов, потребностей, установок, позиций той или иной личности, являющейся лидером, и т. п. Поэтому, чем выше уровень управления, на котором расположен субъект управления, отдельный лидер, тем больше простор для проявления как позитивной, так и негативной субъективности.

Характер субъективности в управлении во многом зависит от выбора, обоснования генеральной цели общества. Закон доминирования глобальной цели в развитии социальной системы является основополагающим для социального управления. Суть его заключается в том, что каждая социальная система состоит из ряда подсистем: экономической, политической, технической, организационной, социальной, духовно-культурной. В своем единстве они составляют целостный организм, но поддержание целостности возможно только при доминировании генеральной главной цели над целями каждой подсистемы.

В целом в теории управления понятие закономерность обычно рассматривается как первоначальная стадия формулирования закона в начале его теоретического исследования. Следует подчеркнуть, что именно эта часть общей теории управления представляется наименее исследованной. Необходимо более обстоятельное изучение законов общественного развития и управления сложными



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 1161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.66.151 (0.085 с.)