Тема 11. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЗА РУБЕЖОМ В XVII–XVIII ВВ.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЗА РУБЕЖОМ В XVII–XVIII ВВ.



Практическое занятие(4 час.)

Педагогические идеи Нового времени: Ф. Бэкон о познании и воспитании; общие принципы обучения В. Ратке; новый взгляд на природу и человека Р. Декарта.

Педагогические воззрения французских энциклопедистов К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ф. Вольтера, их современное значение.

Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского: биографический очерк, характеристика основных философ­ских и педагогических трудов. «Великая дидактика», классно-урочная система, принцип природосообразности, принципы и правила обучения, роль учителя.

Отражение дидактических идей Я.А. Коменского в современной теории и практике обучения.

Педагогические идеи Просвещения: общая характеристика.

Дж. Локк: методологические основы педагогической системы. Сенсуалистическая теория познания. Значение воспитания. Воспитание джентльмена и воспитание детей рабочих. Обоснование педоцентристской позиции. Современное значение идей Дж. Локка, возможность их применения в образовательной практике.

Своеобразие и преемственность педагогических идей неогуманизма и филантропинизма, педагогические взгляды И.Б. Базедова, Ф. Фенелона, Ш. Роллена.

Ж.-Ж. Руссо: биографический очерк, основные педагогические идеи (принцип природосообразности, метод косвенных педагогических воздействий и метод естественных последствий).

Влияние педагогической системы Ж.-Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов, мера ее актуальности для современной педагогической теории и образовательной практики.

Тема 12. ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ В XIX ВЕКЕ

Лекция (2 час.)

Полемика о перспективах развития школьного образования в XIX в.: о социальной цели воспитания, о праве на образование всех общественных классов, о принципах участия церкви в школьном деле, об управлении школьной системой, о проблеме всеобщего, обязательного образования, о целесообразность двух ступеней образовательной школы.

Главные направления развития западноевропейской школы в XIX веке. Общая характеристика развития школьного дела в странах Западной Европы и Америке. Становление национальных систем образования. Дуалистический характер национальных систем образования. Роль религии в школьном воспитании. Организация управления школьным делом. Типы учебных заведений. Белл-Ланкастерская система обучения.

Особенности и общие тенденции развития школы в Англии, США, Германии, Франции в XX в.

Попытки модернизации обучения в школах Западной Европы и США.

Концепции свободного воспитания, развитие концепции экспериментальной педагогики. Экспериментальные школы. Дальтон план Е.Паркхерст. Внедрение в школу информационно-технических средств и технологий.

Тема 13. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ В XIX – XX ВВ.

Практическое занятие(4 час.)

Педагогические теории, Ф. Фребеля, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега, Г. Спенсера: степень их востребованности сегодня.

Концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века: представители социальной педагогики (Э. Дюркгейм, П. Наторп), концепция В. Дильтея, идеи сторонников неотомизма, экзистенциалистская концепция Сартра; расово-биологический подход, педагоги-марксисты, основные идеи теории свободного воспитания, система сенсорного воспитания М. Монтессори, основные идеи экспериментальной педагогики.

Педология: достоинства и недостатки с точки зрения современной педагогической теории и практики. Бихевиоризм. Педагогика действия. Педагогика прагматизма. Педагогические идеи Дж. Дьюи, их оценка с позиций современной педагогической теории и практики.

Трудовая школа. Сущность функциональной педагогики. Основные направления развития современной зарубежной педагогической мысли. Основные теоретические обоснования направления воспитания. Взгляды на обновление обучения и воспитания.

Вальдорфская педагогика; педагогические идеи А.Лая, Г. Кершенштейнера, Р. Кузине, М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчака, их современное педагогическое значение.

Тема 14. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XIX – XX ВВ.

Лекция (2 час.)

Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века. Реформа образования 1804 г. Школьная политика второй четверти XIX века. Устав о начальных и средних школах 1828 г. Православие, самодержавие и народность. Развитие гимназий, частных учебных заведений, университетов

Развитие российской школы во второй половине XIX века. Школьные реформы 1860-х гг. Законодательные акты в области образования 1870-1880-х гг. Земская школа, значение идей земской школы для современной образовательной политики.

Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.). Программа бесплатного обязательного начального обучения. Программа РСДРП. Правительственные проекты.

Отечественная школа в первые годы советской власти (1917 - 1920 гг.): принципы создания новой школы, руководство школьным делом, проекты документов 1918 года, типы образовательных учреждений. Положение школы в 20-е и в 30-е годы. Педагогические дискуссии 20-х гг. Проблема взаимоотношений школы и государства. Вопрос об организации образовательных учреждений, проблема политехнизма школы. Внедрение и запрещение педологии

Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Школа и педагогика в 50 - 80-е гг. XX века.

Общая характеристика образовательной системы в России в начале третьего тысячелетия. Современные подходы к реформированию образования. Изменение программ общеобразовательной школы. Организация экспериментальных школ.

Тема 15. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РОССИИ В XIX – XX вв.

Практическое занятие (4 час.)

Педагогическая мысль в первой половине XIX века. Западники и славянофилы; созвучность проблем дискуссий современным проблемам модернизации российской системы образования.

Педагогические идеи Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, П.Г. Редкина, возможность их экстраполяции в современную образовательную практику.

К.Д. Ушинский: биографический очерк, основные педагогические труды и идеи, их современное значение.

Педагогическая деятельность Н.А. Корфа, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, Н.Ф. Бунакова. Педагогическая деятельность С.А. Рачинского.

Педагогическая деятельность и идеи Л. Н. Толстого, современная мера актуальности идей Л.Н. Толстого.

Педагогическая концепция и деятельность П.Ф. Каптерева.

Вклад В. И. Вахтерова и П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической теории.

Образовательная деятельность и педагогические идеи П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А. В. Луначарского, их современное значение.

Педагогическая деятельность и педагогическое творчество А.С. Макаренко. Значение педагогических идей А.С. Макаренко для современной образовательной практики и педагогики.

Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Степень актуальности воззрений мыслителей русского зарубежья в современной России.

В.А. Сухомлинский. Педагогические системы педагогов-новаторов, возможность их реализации в рамках модернизации российской школы.


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

Структура содержания курса «История образования и педагогической мысли» представляет собой систему лекционных и практических занятий.

На лекционных занятиях раскрываются наиболее крупные теоретические проблемы, обобщающего и систематизирующего характера. При этом, преимущественно, монологическая речь учителя на лекции перемежается с мини-дискуссиями, стимулирующими познавательную активность студентов на занятии. Активная познавательная деятельность студентов на лекции будет инициирована в том случае, если преподаватель, постоянно рассуждая, знакомит с различными точками зрения, чем вовлекает студентов в свои рассуждения. Лекция призвана побуждать студентов задавать вопросы и формировать у них потребность найти ответы в разнообразных источниках.

Специфика практических занятий по «Истории образования и педагогической мысли» состоит в том, что важнейшим их назначением является сообщение и освоение новой учебной информации: объем учебного времени, выделенных на дисциплину, столь незначителен, что и лекционные, и практические занятия ориентированы на реализацию, прежде всего, информативной и когнитивной функций. При этом, реализация названных функций предполагает активную опору на самостоятельную работу, в процессе которой студенты из разнообразных источников черпают учебную информацию, осмысливают ее, оформляют в доклады и сообщения, которые воспроизводят уже на практических занятиях.

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Программой курса «История образования и педагогической мысли» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 46 часов, которая предусматривает решение следующих задач:

- самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины, вынесенных в содержание практических занятий;

- подготовку к вступлениям с сообщениями и докладами на практических занятиях;

- выполнение практических и учебно-исследовательских заданий;

- аннотирование педагогической литературы и периодики.

Задания для самостоятельной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» ориентированы на развитие умений:

- работать с историко-педагогической литературой, научными и справочными изданиями,

- анализировать и интерпретировать историко-педагогические факты и явления,

- устанавливать причинно-следственные связи, противоречия и тенденции, характеризующие историко-педагогический процесс.

Содержание самостоятельной работы студентов составляет:

- работа с историко-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления, реферирования, аннотирования, рецензирования и др.);

- сравнение педагогических парадигм, концепций, воззрений и взглядов;

- участие в теоретических дискуссиях, учебных диспутах и др.;

- сравнительный анализ оценочных суждений в различных источниках.

Важной особенностью заданий для самостоятельной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» является их ориентация на ознакомление студентов с историко-педагогическими исследованиями преподавателей академии и вузов региона.

При изучении курса «История образования и педагогической мысли» студенты могут вы­полнить факультативно[1] творческую работу. Темы работы предлагаются преподавателем из перечня, представленного в программе, либо формулируются студентом и утверждаются преподавателем. Темы должны быть сформулированы так, чтобы исключить возможность плагиата: реализации этого требования будет способствовать направленность содержания творческой работы на анализ региональной, муниципальной, вузовской научно-педагогиче­ской проблематики.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.227.117 (0.01 с.)