Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. Становление и развитие педагогической теории за рубежом В XVII–XVIII вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Практическое занятие (4 час.) Педагогические идеи Нового времени: Ф. Бэкон о познании и воспитании; общие принципы обучения В. Ратке; новый взгляд на природу и человека Р. Декарта. Педагогические воззрения французских энциклопедистов К.А. Гельвеция, Д. Дидро, Ф. Вольтера, их современное значение. Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского: биографический очерк, характеристика основных философских и педагогических трудов. «Великая дидактика», классно-урочная система, принцип природосообразности, принципы и правила обучения, роль учителя. Отражение дидактических идей Я.А. Коменского в современной теории и практике обучения. Педагогические идеи Просвещения: общая характеристика. Дж. Локк: методологические основы педагогической системы. Сенсуалистическая теория познания. Значение воспитания. Воспитание джентльмена и воспитание детей рабочих. Обоснование педоцентристской позиции. Современное значение идей Дж. Локка, возможность их применения в образовательной практике. Своеобразие и преемственность педагогических идей неогуманизма и филантропинизма, педагогические взгляды И.Б. Базедова, Ф. Фенелона, Ш. Роллена. Ж.-Ж. Руссо: биографический очерк, основные педагогические идеи (принцип природосообразности, метод косвенных педагогических воздействий и метод естественных последствий). Влияние педагогической системы Ж.-Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов, мера ее актуальности для современной педагогической теории и образовательной практики. Тема 12. ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ В XIX ВЕКЕ Лекция (2 час.) Полемика о перспективах развития школьного образования в XIX в.: о социальной цели воспитания, о праве на образование всех общественных классов, о принципах участия церкви в школьном деле, об управлении школьной системой, о проблеме всеобщего, обязательного образования, о целесообразность двух ступеней образовательной школы. Главные направления развития западноевропейской школы в XIX веке. Общая характеристика развития школьного дела в странах Западной Европы и Америке. Становление национальных систем образования. Дуалистический характер национальных систем образования. Роль религии в школьном воспитании. Организация управления школьным делом. Типы учебных заведений. Белл-Ланкастерская система обучения. Особенности и общие тенденции развития школы в Англии, США, Германии, Франции в XX в. Попытки модернизации обучения в школах Западной Европы и США. Концепции свободного воспитания, развитие концепции экспериментальной педагогики. Экспериментальные школы. Дальтон план Е.Паркхерст. Внедрение в школу информационно-технических средств и технологий. Тема 13. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ ЗА РУБЕЖОМ В XIX – XX ВВ. Практическое занятие (4 час.) Педагогические теории, Ф. Фребеля, И.Ф. Гербарта, Ф. Дистервега, Г. Спенсера: степень их востребованности сегодня. Концепции и течения в общественно-педагогической мысли конца XIX века: представители социальной педагогики (Э. Дюркгейм, П. Наторп), концепция В. Дильтея, идеи сторонников неотомизма, экзистенциалистская концепция Сартра; расово-биологический подход, педагоги-марксисты, основные идеи теории свободного воспитания, система сенсорного воспитания М. Монтессори, основные идеи экспериментальной педагогики. Педология: достоинства и недостатки с точки зрения современной педагогической теории и практики. Бихевиоризм. Педагогика действия. Педагогика прагматизма. Педагогические идеи Дж. Дьюи, их оценка с позиций современной педагогической теории и практики. Трудовая школа. Сущность функциональной педагогики. Основные направления развития современной зарубежной педагогической мысли. Основные теоретические обоснования направления воспитания. Взгляды на обновление обучения и воспитания. Вальдорфская педагогика; педагогические идеи А.Лая, Г. Кершенштейнера, Р. Кузине, М. Монтессори, С. Френе, Я. Корчака, их современное педагогическое значение. Тема 14. ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ В XIX – XX ВВ. Лекция (2 час.) Развитие школьного дела в России в первой четверти XIX века. Реформа образования 1804 г. Школьная политика второй четверти XIX века. Устав о начальных и средних школах 1828 г. Православие, самодержавие и народность. Развитие гимназий, частных учебных заведений, университетов Развитие российской школы во второй половине XIX века. Школьные реформы 1860-х гг. Законодательные акты в области образования 1870-1880-х гг. Земская школа, значение идей земской школы для современной образовательной политики. Проблемы реформирования школьного образования в России (конец XIX - начало XX вв.). Программа бесплатного обязательного начального обучения. Программа РСДРП. Правительственные проекты. Отечественная школа в первые годы советской власти (1917 - 1920 гг.): принципы создания новой школы, руководство школьным делом, проекты документов 1918 года, типы образовательных учреждений. Положение школы в 20-е и в 30-е годы. Педагогические дискуссии 20-х гг. Проблема взаимоотношений школы и государства. Вопрос об организации образовательных учреждений, проблема политехнизма школы. Внедрение и запрещение педологии Советская школа в годы Великой Отечественной войны. Школа и педагогика в 50 - 80-е гг. XX века. Общая характеристика образовательной системы в России в начале третьего тысячелетия. Современные подходы к реформированию образования. Изменение программ общеобразовательной школы. Организация экспериментальных школ. Тема 15. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РОССИИ В XIX – XX вв. Практическое занятие (4 час.) Педагогическая мысль в первой половине XIX века. Западники и славянофилы; созвучность проблем дискуссий современным проблемам модернизации российской системы образования. Педагогические идеи Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.И. Пирогова, П.Г. Редкина, возможность их экстраполяции в современную образовательную практику. К.Д. Ушинский: биографический очерк, основные педагогические труды и идеи, их современное значение. Педагогическая деятельность Н.А. Корфа, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, Н.Ф. Бунакова. Педагогическая деятельность С.А. Рачинского. Педагогическая деятельность и идеи Л. Н. Толстого, современная мера актуальности идей Л.Н. Толстого. Педагогическая концепция и деятельность П.Ф. Каптерева. Вклад В. И. Вахтерова и П.Ф. Лесгафта в развитие педагогической теории. Образовательная деятельность и педагогические идеи П.П. Блонского, С.Т. Шацкого, Н.К. Крупской, А. В. Луначарского, их современное значение. Педагогическая деятельность и педагогическое творчество А.С. Макаренко. Значение педагогических идей А.С. Макаренко для современной образовательной практики и педагогики. Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья С.И. Гессена, В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина. Степень актуальности воззрений мыслителей русского зарубежья в современной России. В.А. Сухомлинский. Педагогические системы педагогов-новаторов, возможность их реализации в рамках модернизации российской школы. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ» Структура содержания курса «История образования и педагогической мысли» представляет собой систему лекционных и практических занятий. На лекционных занятиях раскрываются наиболее крупные теоретические проблемы, обобщающего и систематизирующего характера. При этом, преимущественно, монологическая речь учителя на лекции перемежается с мини-дискуссиями, стимулирующими познавательную активность студентов на занятии. Активная познавательная деятельность студентов на лекции будет инициирована в том случае, если преподаватель, постоянно рассуждая, знакомит с различными точками зрения, чем вовлекает студентов в свои рассуждения. Лекция призвана побуждать студентов задавать вопросы и формировать у них потребность найти ответы в разнообразных источниках. Специфика практических занятий по «Истории образования и педагогической мысли» состоит в том, что важнейшим их назначением является сообщение и освоение новой учебной информации: объем учебного времени, выделенных на дисциплину, столь незначителен, что и лекционные, и практические занятия ориентированы на реализацию, прежде всего, информативной и когнитивной функций. При этом, реализация названных функций предполагает активную опору на самостоятельную работу, в процессе которой студенты из разнообразных источников черпают учебную информацию, осмысливают ее, оформляют в доклады и сообщения, которые воспроизводят уже на практических занятиях. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ Программой курса «История образования и педагогической мысли» предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 46 часов, которая предусматривает решение следующих задач: - самостоятельное изучение отдельных тем дисциплины, вынесенных в содержание практических занятий; - подготовку к вступлениям с сообщениями и докладами на практических занятиях; - выполнение практических и учебно-исследовательских заданий; - аннотирование педагогической литературы и периодики. Задания для самостоятельной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» ориентированы на развитие умений: - работать с историко-педагогической литературой, научными и справочными изданиями, - анализировать и интерпретировать историко-педагогические факты и явления, - устанавливать причинно-следственные связи, противоречия и тенденции, характеризующие историко-педагогический процесс. Содержание самостоятельной работы студентов составляет: - работа с историко-педагогическими текстами (на основе технологий развития умений критического мышления, реферирования, аннотирования, рецензирования и др.); - сравнение педагогических парадигм, концепций, воззрений и взглядов; - участие в теоретических дискуссиях, учебных диспутах и др.; - сравнительный анализ оценочных суждений в различных источниках. Важной особенностью заданий для самостоятельной работы по курсу «История образования и педагогической мысли» является их ориентация на ознакомление студентов с историко-педагогическими исследованиями преподавателей академии и вузов региона. При изучении курса «История образования и педагогической мысли» студенты могут выполнить факультативно[1] творческую работу. Темы работы предлагаются преподавателем из перечня, представленного в программе, либо формулируются студентом и утверждаются преподавателем. Темы должны быть сформулированы так, чтобы исключить возможность плагиата: реализации этого требования будет способствовать направленность содержания творческой работы на анализ региональной, муниципальной, вузовской научно-педагогической проблематики.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.198 (0.01 с.) |