Тема: становление и развитие педагогической теории за рубежом В XVII–XVIII вв. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: становление и развитие педагогической теории за рубежом В XVII–XVIII вв.



Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.».

2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Р. Декарт об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия.

2.2. Д. Дидро об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

2.3. Я.А. Коменский об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

2.4. Дж. Локк об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

2.5. Ж.-Ж. Руссо об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

3. Подготовить доклады:

3.1. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Я.А. Коменского.

3.2. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Дж. Локка.

3.3. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Ж.-Ж. Руссо.

3.4. Влияние педагогической системы Я.А. Коменского, Дж. Локка, Ж.Ж. Руссо на воззрения зарубежных и русских педагогов.

Часть 1 практического занятия по теме: «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.». (2 часа)

План проведения 1 части занятия.

1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя: «Особенности выражения педагогических воззрений в России в условиях отсутствия специальной учебной и научной педагогической литературы».

2. Заслушивание сообщений студентов (см.: задания к практическому занятию).

3. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).

4. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

5. В процессе сообщений студентов и их обсуждения группа составляет таблицу по следующей форме:

  Р. Декарт Д. Дидро Я.А. Коменский Дж. Локк Ж.-Ж. Руссо
Об идеале человека          
О смысле его жизни          
О цели воспитания          
О доминирующих способах педагогического воздействия          
О стиле педагогического взаимодействия          

Часть 2 практического занятия по теме: «Становление и развитие педагогической теории за рубежом в XVII–XVIII вв.». (2 часа)

План проведения 2 части занятия

1. Заслушивание докладов студентов (см.: задания 3.1.–3.4. к практическому занятию).

2.Заслушивание выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из сообщений).

3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество аналитико-критического выступления.

4. В оставшееся после заслушивания и обсуждения докладов время можно провести следующие мини-дискуссии:

4.1. Я.А. КОМЕНСКИЙ утверждал: школа – место игр, дом наслаж­дений и удовольствий (в переводе с древнегреческого слова «школа» означает досуг).

ОППОНЕНТ (наш современник) с сожалением отмечает: Мы сделали школу местом тяжелой, не­интересной работы.

Кто прав? Студентам предлагается в обсуждении аргументировать свой ответ.

4.2. Ж.Ж. РУССО писал: «Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков, он должен получать их лишь из опыта; не на­лагайте на него никаких наказаний, ибо он не знает, что такое быть наказанным; никогда не заставляйте его просить прощения, ибо он не сумел бы вас оскорбить».

Студентам предлагается прокомментировать совет Ж.Ж. Руссо с педагогической точки зрения.

Литература практическому занятию по теме:

Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения / Сост. С.Я. Карп. М., 1992

Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего Средневековья и начала Нового времени / Под ред. В.Г. Безрогова. М., 1990.

Европейская педагогика от античности до Нового времени / Под ред. Б.Г. Безрогова. Ч.1-2. М.,1994.

Школа и педагогическая мысль средних веков, Возрождения и начала Нового времени. М., 1991.

Гельвеций К.А. Сочинения: В 2-х т. М., 1974.

Декарт Р. Сочинения в 2 т.: Т. I /Сост., ред., вступ. ст. В. В. Соколова. М., 1989.

Дидро Д. Последовательное опровержение книги Гельвеция «О человеке» // Сочинения: В 2-х т. Т.2. М.,1975.

Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.1. М., 1982.

Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т.2. М., 1982.

Коменский Я.А., Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г.: Педагогическое наследие / Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1987.

Образ человека в зеркале гуманизма: мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (XIV–XVII вв.) / Сост. Н. В. Ревякина, О.Ф. Кудрявцев. М., 1999.

Послушник и школяр, наставник и магистр. Средневековая педагогика в лицах и текстах: Учеб. пособие / Сост. и отв. ред. В.Г. Безрогов; Под общ. ред. Т.Н. Матулис. М., 1996.

Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М., 1981.

Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии // Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. Учеб. пособие для вузов. М., 1998.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2004.

Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М., 2000.

Корнетов Г.Б. Западная педагогика XVII–XVIII вв. М., 2002.

Корнетов Г.Б. Очерки истории педагогической мысли и образования за рубежом с древнейших времен до начала ХIX столетия. М., 2006.

Педагогика народов мира: История и современность / Сост. К. Салимова, Н. Додле. М., 2001.

Степашко Л.А. Человек в концепции Я.А. Коменского // Педагогика. 1992. № 5-6.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

Тема: Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв. (4 часа)

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.».

2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Представители социальной педагогики (Э. Дюркгейм, П. Наторп) об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и стиле взаимодействия

2.2. Сторонники теории свободного воспитания об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

2.3. Сторонники идей экспериментальной педагогики об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

2.4. Сторонники идей Вальдорфской педагогики об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

2.5. Сторонники идей функциональной педагогики об идеале человека, смысле его жизни, цели образования, доминирующих способах педагогического воздействия и взаимодействия.

3. Подготовить доклады:

3.1. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи И.Г. Песталоцци

3.2. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи И.Ф. Гербарта

3.3. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Ф. Дистервега

3.4. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Дж. Дьюи

3.5. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи Я. Корчака.

Часть 1 практического занятия по теме: «Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.» (2 часа)

План проведения 1 части практического занятия

1. Вводное краткое (5-7 мин.) сообщение учителя: «Особенности развития педагогической теории за рубежом в XIX – XX вв.»

2. Заслушивание сообщений студентов (см.: задания 2.1.-2.5. к практическому занятию).

3. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем выступлений).

4. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

5. В процессе сообщений студентов и их обсуждения группа составляет таблицу по следующей форме:

  Социальная педагогика Теория свободного воспитания Экспериментальная педагогика Вальдорфская педагогика Педагогика М. Монтессори
Об идеале человека          
О смысле его жизни          
О цели воспитания          
О доминирующих способах педагогического воздействия          
О стиле педагогического взаимодействия          

Часть 2 практического занятия по теме: «Развитие педагогики за рубежом в XIX – XX вв.» (2 часа)

План проведения 2 части практического занятия

1. Заслушивание докладов студентов (см.: задания 3.1.–3.5. к практическому занятию).

2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем лучших выступлений).

3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

4. В процессе выступлений студентов с докладами и их обсуждения группа составляет таблицу по следующей форме:

  И.Г. Песталоцци И.Ф. Гербарт Ф.А. Дистервег Дж. Дьюи Я. Корчак
Об идеале человека          
О смысле его жизни          
О цели воспитания          
О доминирующих способах педагогического воздействия          
О стиле педагогического взаимодействия          

Литература практическому занятию по теме:

Очерки истории школы и педагогики за рубежом (1917-1939) / Под ред. К.И. Салимовой и Б.М. Бим-Бада. М., 1982.

Очерки истории школы и педагогики за рубежом (с начала XX века до наших дней) \Под ред. К.И. Салимовой. Ч.1-3. М., 1989.

Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М., 1995.

Башляр Г. XIX век. Педагоги и мыслители.М.,1990.

Вестербук Р. Джон Дьюи // Мыслители образования. М., 1995. Т.1.

Вульфсон Б.Л. Стратегия образования на Западе на пороге XXI века. М., 2001.

Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т.1. М., 1940.

Давыдов В.В. Труды Ф.А. Дистервега и современная педагогика // Педагогика. 1992. №5.

Дистервег Ф.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1956.

Дьюи Д. Демократизация и образование. М., 2000.

Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Ч.1. Исторический очерк развития дидактики // Избранные педагогические сочинения. М.,1982.

Корчак Я. Педагогическое наследие. М., 1991.

Ленгборн Т. Эллен Кей // Мыслители образования. М., 1995. Т.2.

Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. М., 1981.

Френе С. Избранные педагогические сочинения. М., 1990.

Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. М., 1994.

Бражник Е.И. Интеграционные процессы в современном европейском образовании. СПб., 2001.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.

Джуринский А.Н. Модернизация образования и воспитания в США. М., 2000.

Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 2003.

Кларин В.М. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

Краних Э.М. Свободные вальдорфские школы. М., 1993.

Педагогика народов мира: История и современность / Сост. К. Салимова, Н. Додле. М., 2001.

Пискунов А.И. Очерки по истории прогрессивной немецкой педагогики конца XVIII – начала XIX века. М., 1960.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5.

Тема: Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв. (4 часа)

Задания к практическому занятию:

1. Самостоятельно прочитать в рекомендуемых учебных пособиях материал, представленный в содержании практического занятия по теме «Развитие педагогики в России в XIX – XX вв.».

2. Подготовить сообщения для десятиминутного выступления на практическом занятии. Темы сообщений:

2.1. Западники и славянофилы; созвучность проблем дискуссий современным проблемам модернизации российской системы образования.

2.2. Педагогические идеи Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского и Н.А. Добролюбова, возможность их экстраполяции в современную образовательную практику.

2.3. Педагогические идеи Н.И. Пирогова, П.Г. Редкина, Н.А. Корфа, возможность их экстраполяции в современную образовательную практику.

2.4. Педагогическая деятельность и идеи Л. Н. Толстого, В.Я. Стоюнина, В.П. Острогорского, современная мера актуальности их идей.

2.5. Педагогическая концепция и деятельность П.Ф. Каптерева.

2.6. Педагогические воззрения мыслителей русского зарубежья С.И. Гессена; В.В. Зеньковского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина.

3. Подготовить доклады:

3.1. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи К.Д. Ушинского.

3.2. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи П.П. Блонского.

3.3. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи А.С. Макаренко.

3.4. Жизнь, педагогическая деятельность и педагогические идеи В.А. Сухомлинского.

4. Оценить результаты своей работы по освоению учебного материала курса «общая педагогика» и отразить их в 2-х формах (см. Приложени3) [8]:

Часть 1 практического занятия по теме: «Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв.» (2 часа)

План проведения 1 части практического занятия

1. Вводное (10-15 мин.) сообщение учителя: «Особенности развития педагогической теории в России в XIX – XX вв.»

2. Заслушивание сообщений студентов (см.: задания 2.1.-2.5, 3.1. к практическому занятию).

3. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем выступлений).

4. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

5. В процессе выступлений студентов и их обсуждения группа составляет 2 таблицы по следующей форме:

  Д.И. Писарев Н.Г. Чернышевский Н.А. Добролюбов Н.И. Пирогов П.Г. Редкин
Об идеале человека          
О смысле его жизни          
О цели воспитания          
О доминирующих способах педагогического воздействия          
О стиле педагогического взаимодействия          
  К.Д. Ушинский Н.А. Корф Л.Н. Толстой П.Ф. Каптерев В.Я. Стоюнин
Об идеале человека          
О смысле его жизни          
О цели воспитания          
О доминирующих способах педагогического воздействия          
О стиле педагогического взаимодействия          

Часть 2 практического занятия по теме: «Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв.» (2 часа)

План проведения 2 части практического занятия

1. Заслушивание докладов студентов (см.: задания 3.2.–3.5. к практическому занятию).

2. Заслушивание 2-х выступлений аналитико-критического характера (один студент по каждому из 2-х, выбранных преподавателем выступлений).

3. Одному из студентов поручается охарактеризовать на выбор качество одного аналитико-критического выступления.

5. В процессе выступлений студентов с докладами и их обсуждения группа составляет таблицу по следующей форме:

  П.П. Блонский А.С. Макаренко В.А. Сухомлинский Педагоги-новаторы Педагоги русского зарубежья
Об идеале человека          
О смысле его жизни          
О цели воспитания          
О доминирующих способах педагогического воздействия          
О стиле педагогического взаимодействия          

План занятия

1. Заслушивание докладов (см.: задания к практическому занятию).

2. Провести блиц-опрос, направленный на выявление оценок и мнений студентов о состоянии и перспективах развития общего и высшего педагогического образования в России.

3. Преподаватель должен резервировать время для того что обобщить самооценки студентов о результатах их работы по освоению учебного материала курса «Теория обучения, представленные в формах 1 и 2 Приложения 3. Целесообразно с согласия студентов (!) озвучить самооценки 2-3 студентов и вместе с группой деликатно (!) определить степень их адекватности, опираясь на наблюдения преподавателя и членов группы.

Литература к практическому занятию по теме:

«Развитие педагогической теории в России в XIX –XX вв.»

Антология педагогической мысли России второй половины XIX в.– на­чала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990.

Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. М., 1987.

Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / Сост. А.В. Овчинников, Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков. М., 2000.

История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1999.

Очерки истории педагогической науки в СССР (1917-1980) / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Колмаковой и др. М., 1986.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1917 – 1941 / Под ред. Н.П. Кузина, З.И. Равкина. М., 1980.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1941 – 1961 / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой. М., 1986.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. 1961 – 1986 / Под ред. Ф.Г. Паначина, М.Н. Колмаковой. М., 1987.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII в. – первая половина XIX в. / Отв. ред. М.Ф. Шабаева. М., 1973.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. / Отв. ред. А.И. Пискунов. М,1976.

Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Конец XIX – начало XX в. / Под ред. Э.Д. Днепрова, С.Ф. Егорова, Ф.Г. Паначина, Б.К. Тебиева. М., 1991.

Педагогика российского зарубежья: Хрестоматия / Сост.Е.Г. Оссовский, О.Е. Оссовский. М., 1996.

Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б. Корнетов. М.,1995.

Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения. М., 1987.

Губко А. Рыцарь суровой доброты (О В.Н. Сороке-Росинском). М., 1991.

Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

Крупская Н.К. Педагогические сочинения: В 6-ти т. М., 1978-1980.

Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1988.

Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 4. – М., 1984.

Макаренко А.С. Методика организации воспитательного процесса // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. Т. 1. М., 1983.

Макаренко А.С. Педагогическая поэма // Макаренко А.С. Пед. соч.: В 8-ми т. Т.3. М., 1984.

Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания (лекции) // Пед. соч.: В 8 т. Т.4. М., 1984.

Острогорский А.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985.

Писарев Д.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1984.

Помяловский Н.Г. Очерки бурсы // Помяловский Н., Успенский Г. Очерки бурсы. Нравы Растеряевой улицы. Будка. «Выпрямила». М., 2003.

Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. М., 1991.

Степанова Л.А. С.Т. Шацкий в зеркале духовных исканий XX века // Педагогика. 2009. №1.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3 т. М.,1979-1981.

Толстой Л.Н. Избранные педагогические сочинения. М., 1989.

Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.2. М., 1974.

Чернышевский Н.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1983.

Белозерцев Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа: Беседы о великом педагоге. М., 1994.

Дридгер К.А. Проблема народности воспитания в России первой половины XIX в.: Официальная славянофильская позиция // Педагогика. 2008. № 2.

Трофимова Н.М. А.С.Макаренко: педагогика, устремленная в будущее // Педагогика. 2003. № 2.

Белозерцев Е.П. О смысле, содержании и результатах образования: Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М., 1996.

Беляев В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. М., 2000.

Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М., 1999.

Богуславский М.В. XX век российского образования. М., 2002.

Богуславский М.В. Очерки истории отечественного образования XIX –XX веков. М., 2002.

Богуславский М.В. Подвижники и реформаторы российского образования: историко-биографические очерки. М., 2005.

Богуславский М.В., Сумнительный К.Е. Российское образование на переломе эпох. Рост он/Д.,2002.

Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России начала XX века. М., 1987.

Зеньковский В.В. Русская педагогика в начале XX века // Педагогика. 1997. №2.

Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э.Д. Днепрова. М., 1997.

Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. Ч.1. Исторический очерк развития дидактики // Избранные педагогические сочинения. М.,1982.

Каптерев П.Ф. Общий ход развития русской педагогии и ее главные периоды // Избранные педагогические сочинения. М.,1982.

Королева К.П. Семейное воспитание и школа в России в мемуарной и художественной литературе (середина XIX.– на­чала XX в.). М., 1994.

Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X – начало XX века): Учебное пособие. М., 1998.

Малинин Г.А., Фрадкин Ф.А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М., 1993.

Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древнейших до наших времен Под ред. М.В. Захарченко. СПб., 2000.

Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М., 2000.

Осовский Е.Г. Педагогика русского зарубежья. М., 1997.

Педагогический поиск. М., 1988.

Равкин З.И. Творцы и новаторы школы, рожденной Октябрем. М., 1990.

Розанов В.В. Сумерки просвещения. М., 1990.

Соловейчик С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. Изд. 2-е. М.,1972.

Фролов А.А. Развитие идей А.С. Макаренко в теории и методике воспитания. М., 1989.

Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2.М.,1979.

Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2 т. Т.1-2.М.,1980.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 499; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.240.243 (0.093 с.)