Тема 9. Становление и развитие советской школы и педагогики в (1917 - 1945 Г. Г. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Становление и развитие советской школы и педагогики в (1917 - 1945 Г. Г. )



Революция 1917 г. и начало коренных преобразований школы России (1917-1921). Принципы социалистической школы в первых декретах Совнаркома и "Положении о единой трудовой школе"; демократизация образования, создание трудовой, политехнической, светской, единой школы; принципы коллективного образования и соучастие детей в управлении школой. Поиски новых форм организации учебно-воспитательной работы, использование зарубежных методов обучения.

Плюрализм как основа развития педагогики 20-х гг. Создание научных основ советской педагогики. Взгляды В.И.Ленина на проблемы воспитания. Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Н.К. Крупской и А.В.Луначарского. Разработка содержания и методов коммунистического воспитания, общего и политехнического образования.

Педагогическая концепция С.Т. Шацкого и организация опытной работы в области педагогики. Деятельность Первой опытной станции по народному образованию.

Педагогическая система А.С. Макаренко. Организация воспитательной работы в колониях для беспризорников. Разработка проблемы коллективного воспитания.

Школа для беспризорников и трудновоспитуемых детей и подростков им. Ф.М.Достоевского (В.Н. Сорока-Росинский).

Теория «отмирания школы» (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина).

Концепция монотехнического образования А.И.Гастева.

Антрополого-гуманистическое направление в педагогике как альтернатива официальной педагогике (П.Ф.Каптерев, К.Н.Вентцель, П.П. Блонский). «Трудовая школа» П.П. Блонского. Проблемы педологии.

Педагогическая мысль русского зарубежья (С.И.Гессен, В.В.Зеньковский, И.И.Ильин).

Общая характеристика 30-х гг. Контрреформа в области образования, партийные постановления о школе, отказ от демократических принципов построения школы, усиление авторитаризма, запрещение педологии.

Школа в годы Великой Отечественной войны.

Тема 10. Образование и педагогическая мысль в России (1945 –19 91 г.г)

Основные задачи в области образования в первые послевоенные годы. Введение всеобщего семилетнего образования (1949). Ориентация выпускников средней школы на поступление в ВУЗы. Низкая эффективность работы советской школы в 50-е гг., ее причины. Переход ко всеобщему восьмилетнему образованию (1958). Усиление политехнического содержания образования. Разработка новых учебных планов и программ.

Контрреформа в области образования в 60-70-е гг. Политика в области воспитания и образования. Модернизация содержания общего среднего образования в соответствии с задачами научно-технического прогресса. Развитие проблемного и программированного обучения. Нарастание кризисных моментов в сфере образования.

Общая характеристика состояния системы образования в 70-е гг. Стабилизационно-модернизаторский характер преобразований в сфере просвещения в 70-е гг. Переход на новые учебные планы и программы. Введение всеобщего среднего образования (нач. 70-х гг).

Реформа общеобразовательной и профессиональной школы 1984г. Введение одиннадцатилетней школы. Обучение с шести лет. Идея сближения общего и профессионального образования в условиях школы. Частичная модификация школы.

Развитие советской школы в конце 80-х гг. Появление новых типов учебных заведений. Усиление элитарности среднего образования. Снижение уровня обязательного обучения. Нарастание кризисных явлений в работе школы.

Гуманистическая педагогика В.А. Сухомлинского.

Концептуальные основы и методический инструментарий новых педагогических технологий гуманистической ориентации – "педагогики сотрудничества" (Ш. Амонашвили, В. Шаталов, И. Волков, Е. Ильин, и др.).

Тема 11. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Переход к постиндустриальному обществу, его характерные особенности; автоматизация и компьютеризация производства, систем обслуживания и коммуникации, сглаживание социальных противоречий благодаря сильной социальной политике; демократизация общества. Тенденции в развитии образовательных систем в постиндустриальном обществе: демократизация образовательных систем, реальное осуществление права на обучение и воспитание для всех социальных слоев население; модернизация содержания образования в соответствии с развитием науки и техники; революция в средствах обучения; изменения в системе воспитания, направленные на формирование личности, способной жить в демократическом обществе, принимающей ценности становящейся мировой цивилизации. Перспективы развития отечественной школы и педагогики; реформа школы 80-90 гг.XX в. в соответствии с социальными преобразованиями; развитие педагогической мысли в контексте мировой педагогики: демократизация, диверсификация и дифференциация образования, гуманизация и гуманитаризация, модернизация.

Процесс интеграции национальных систем образования. Создание общеевропейского образовательного пространства, его характерные особенности.

 

Основные понятия: парадигма, толерантность, альтернативное образование, классическое образование, материальное и формальное образование, религиозное образование и воспитание, светское образование, элитарное образование, национальная система образования, авторская педагогическая система, традиционное обучение, трудовая школа, классно-урочная система обучения, методы исторического анализа педагогических событий и явлений, народная педагогика, реформаторская педагогика, экспериментальная педагогика, «новое» воспитание, свободное воспитание, сословное воспитание, принципы социо- и – культуросообразности, народности, природосообразности, парадигмальный и цивилизационный подходы.

 

Планы семинарских занятий

План семинарского занятия по теме: "Школа учения"

 

1. Становление и развитие педагогической мысли и системы образования западной цивилизации до XVII века.

2. Критика средневековой схоластической школы в трудах Я.А. Коменского.

3. Школа Я.А. Коменского – "мастерская света, трудолюбия, гуманности": идея всеобщего образования; единой школы; цели воспитания; принцип природосообразного воспитания; содержание образования на разных ступенях единой школы; принципы, методы и средства обучения; организация процесса обучения и воспитания.

4. Модель «школы учебы» в дидактической системе И.Ф.Гербарта.

5. Модернизация "школы учения" в трудах А. Дистервега: цели воспитания, принципы природосообразного и культуросообразного воспитания; содержание образования в народной светской школе; принципы и методы обучения, развивающие способности ученика; учитель в школе А. Дистервега, изменение функции учителя.

Основная литература:

Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей.

Коменский Я.А. Великая дидактика.

Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания.

Дополнительная литература:

Кумарин В. Самая страшная «Глава в учебнике Дистервега, или как нам построить наконец школу для детей, а не против них. // Нар. Образование 2001, №1

Лордкипанидзе Д. Я. А. Коменский. – М., 1970, гл. 4, 5.

 

Дополнительная литература по этой и следующим темам семинаров – в журналах "Педагогика", "Народное образование", "Магистр", "Дидакт", "Частная школа" и др., в подборках материалов по деятельности известных педагогов в библиографическом отделе библиотеки академии.

Рекомендуется использовать статьи в "Педагогическом словаре" (в 2-х томах), в "Педагогической энциклопедии" (в 4-х томах), Российской педагогической энциклопедии (т.1).

 

План семинарского занятия по теме: "Школа труда"

 

1. Основные направления развития педагогической мысли индустриального общества (XVIII – нач.XX вв.); индивидуально-ориентированное воспитание; развивающее обучение и воспитание; "школа труда".

2. Народная трудовая школа И.Г. Песталоцци:

§ Цели школы, соответствующие развивающемуся индустриальному обществу;

§ Теория элементарного воспитания, принципы организации производительного труда школьников;

§ Причины неудачи реализации идей трудовой школы Песталоцци.

3. Идея соединения обучения и воспитания с трудом в социалистических теориях. Р. Оуэн.

§ Цели воспитания – всестороннее развитие и подготовка к труду; социологическое и педагогическое обоснование необходимости трудового воспитания;

§ Школа Р. Оуэна. Причины неудачи эксперимента.

4. К. Маркс, Ф. Энгельс о соединении воспитания с производительным трудом в политехническом образовании.

5. "Трудовая школа" Г. Кершенштейнера: критика одностороннего характера теории Г. Кершенштейнера и ее осуществления в Германии.

6. Американская прагматическая педагогика (Дж. Дьюи) о школе индустриального общества.

 

Основная литература:

1. Дьюи Д. Школа и общество.

2. Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы.

3. Маркс К. Высказывания о воспитании./ Хрестоматия по зарубежной педагогике.

4. Оуэн Р. Новый взгляд на общество, высказывания о воспитании в других произведениях. // Педагогические идеи Р. Оуэна. – М., 1970.

5. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Лебединая песня.

Дополнительная литература:

1. Добролюбов Н.А. Р. Оуэн и его попытки общественных реформ. // Избранные педагогические сочинения. – М., 1952.

2. Кларин В.М. И.Г. Песталоцци – подвижник педагогики. // Педагогика, 1996, №1.

3. Малькова З.А. Дж. Дьюи – философ, педагог-реформатор. // Педагогика, 1995, №4; Современная школа США. – М., 1971, гл.8.

4. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике 18 – начала 20 в. – М., 1976, гл. 6,.7.

5. Подмарков В.Г. Роберт Оуэн. – М., 1976.

6. Шевченко Л.П. И.Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок. // Педагогика. 1996, №3.

 

План семинарского занятия по теме "Школа жизни".

1. Общая характеристика развития системы образования и педагогической мысли в конце XIX- начале XX века, предпосылки создания альтернативной системы обучения и воспитания.

2. Основные принципы организации "Школы жизни":

- цели воспитания;

- школа и общество;

- содержание деятельности детей;

- содержание образования;

- принципы и методы обучения;

- взаимоотношения ребенка и учителя-воспитателя;

- проблема личности в обществе детей.

3. Осуществление идей "школы жизни" в деятельности:

§ О. Декроли

§ М. Монтессори

§ С. Френэ

§ Я. Корчака

§ Р. Штайнера

Основная литература:

1. Корчак Я. Как любить ребенка.

2. Мыслители образования (подборка материалов о выдающихся педагогах) в библиографическом отделе библиотеки.

3. Статьи о названных зарубежных педагогах. // Перспективы, Юнеско. 1994, №1, 2.

Дополнительная литература:

1. Вульфсон Б.Л. Выдающийся французский педагог – гуманист.// Педагогика. 1996, №3.

2. Горохова Т.А. Маленький в Вальдорфской школе. // Педагогика, 1994, №3.

3. Калнгрен К. Воспитание к свободе. Педагогика Р. Штайнера.- М., 1990.

4. Купцов В. Образование в современном мире.// Свободная мысль, 1991, №16.

5. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1993.

6. Малькова З.А. Тридцать лет спустя: американская школа.// Педагогика, 1996, №5.

7. Ривз Г.И., Корчак Я. Ребенка надо уважать. // Педагогика, 1996, №4.

8.Очерки по истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1991, ч.2.

 

 

План семинарского занятия по теме: «Идея народной национальной школы в отечественной педагогике.

1. Культурно-исторический подход к изучению истории образования в педагогике (К. Шмидт, Ш. Летурно, А. Тойнби, А. Дистервег) в отечественной педагогике:

• Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, декабристы, А. С. Пушкин (критика космополитической дворянской культуры и воспитания, оценка национальной культуры и ее роли в воспитании); Н. М. Карамзин, его значение в становлении русского национального самосознания.

• Формирование идеологии "официальности народности" (С. Уваров) в 30гг. XIX века.

• Славянофилы и западники о роли национальной культуры в развитии просвещении.

2. К. Д. Ушинский.

• Педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.

• Оценка зарубежной школы (достоинств и недостатков национальных систем европейского и американского воспитания и школы).

• Оценка состояния народного образования (начальной и средней школы) в России:

цели и содержание образования, отрыв от национальных культурных корней в обучении и воспитании.

• Идея демократического образования, создание народной национальной школы: цели.

Финансирование и управление народной школой. Содержание образования.

Воспитание детей (нравственное, религиозное, трудовое, национальное). Учитель народной школы. Учебные книги К. Д. Ушинского.

3. Реализация идей К. Д. Ушинского в к. XIX нач.XX веков:

• Земская школа;

• Официальная школьная политика МНП (русификаторская) в развитии национальной школы;

• К. Д. Ушинский и педагогическая мысль и школа национальных окраин Российской империи.

4. Идея национальной школы в социалистических теориях и истории советской школы:

• Декреты Совнаркома нач. XX гг. о национальной школе, обучении на родном языке, статусе русского языка.

• Развитие советской школы в национальных республиках СССР и национальных автономных образованиях РСФСР в 30-60гг.: достижения, противоречия и ошибки в осуществлении национальной политики, кризис 80гг.

• Национальная школа в современной России.

Основная литература:

1. Антология пед. мысли России в.XVIII М., 1985 (Новиков Н. И., Радищев А. Н.).

2. Антология педагогической мысли России 1 половины XIXв. М., 1987. (декабристы, Н. Карамзин, В. Белинский, Киреевский и др.)

3. Антология педагогической мысли России 2 половины XIX - нач. XX в. М., 1990. (А. И. Герцен, К. Д. Ушинский и др.)

4. Хрестоматия по истории педагогики и школы в России (до Октябрьской социалистической революции). Составитель и автор вводных очерков С. Ф. Егоров. М.,1974.

5. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики, /сост. М. И. Анисов. М.,1972.

Дополнительная литература:

1. Анисов М. И. Источники изучения истории педагогики в России. М., 1991.

2. Белозерцев Е. П. На пути к русскому образованию. //Педагогика, 1997, N 2, с. 39-42.

3. Белинский В. Г. "О детских книгах" и др.

4. Васильцева 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988.

5. Вендровская Р. Б. Проблемы русской национальной школы. //Педагогика, 1996, № 3,c. 75-81.

6. Герцен А. И. Разговоры с детьми и др.

7. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную педагогику. М., 1995, гл. 13, "Проблема национального образования".

8. Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1977.

9. Зейлигер-Рубинштейн И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л., 1978. (Радищев, Белинский, Герцен, Огарев, Добролюбов, Чернышевский, Писарев).

10. Карамзин Н. М. Странность. О любви к Отечеству и народной гордости и др. статьи//Антология пед. мысли России 1 пол. XIX века.

11. Киреевский И. В. 19 век и др. статьи, (о славянофилах)// Антология пед. мысли России 1 пол. 19 века. М., 1987.

12. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы.// Педагогика, 1995, N б, с. 84-89. Культурология. Основы тории и истории культуры. /Уч. пос. СПб, 1996/.

13. Национальная школа: что дальше? Наши интервью. // Педагогика, 1996, N 3, с. 57-61.

14. Новиков Н. И. Избранные сочинения. М., 1954

15. Национальная школа: пути становления. Подборки материалов// Педагогика, 1997, N 1, с. 64-78.

16. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. В XVIII - 1 пол. XIX в. М., 1973 (Белинский, Герцен, Карамзин, Ломоносов, Новиков, Пирогов, Пушкин, Уваров и др.)

17. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР 2 пол. XIX века. М., 1976. (Корф, Толстой, Ушинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский и др.)

18. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Конец XIX - нач. XX в. М., 1991.

19. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР /в З-х томах с 1917 по 1986. М.:1980,1988,1987.

20. Павлова С. "Вы помните, когда возник Лицей" / Из истории Царскосельского лицея/// Народное образование, 1991, № 7, с. 94-101.

21. Пашков А. Не будем обеднять свою историю: Воспитательная система школы им. Радищева (1918-1938). // Народное образование, 1992, 1-2, с. 57-68.

22. Пушкин А. С. О народном воспитании: Пол. соб. соч. в 10 т., т.7, с. 12.

23. СукуновX. X, Величук А. П. Разработка типовой модели национальной школы (для школ Северного Кавказа). // Педагогика, 1997, 4, с. 37-44.

24. Сысоева Е. К. Образовательная политика в России (60-90-е гг. 19 в.)// Педагогика, 1997, 2, с. 99-105.

25. Уваров С. С. - о нем, очерки истории школы и пед. мысли народов СССР, XVIII-1-я пол. XIX в.

26. Ушинский К. Д. О народности и общественном воспитании, гл. 1, о необходимости сделать русские школы русскими. Родное слово и др. статьи. Человек как предмет воспитания. Избранные пед. произведения. М., 1968.

27. Флит Н. Школа в России в к. XIX- нач. XX в. Л., 1991.

28. Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по отечественной педагогике. М., 1995 г.

 

План семинарского занятия по теме: «Идея "Свободной школы" – в отечественной педагогике.

1. Л. Н. Толстой - религиозный мыслитель и педагог.

2. Ж. Ж. Руссо и Л. Н. Толстой / оценка теории естественного и свободного воспитания Ж. Ж. Руссо в дневниках и статьях 60-х гг. Л. Н. Толстого/.

3. Критика Л. Н. Толстым авторитарного воспитания и авторитарной школы в России и на Западе.

4. Разработка идей демократической и свободной /общественной/ школы в статьях 60-х гг.:

• Цели народной школы, проблема соотношения педагогики и философии, религии, педагогики и науки.

• Педагогики и развития общества, педагогики и тенденций развития и интересов народной жизни.

• Управление и финансирование народной школы.

• Содержание образования, учитель народной школы.

4. Реализация идей "свободной школы" в Ясной Поляне:

• Организация жизни детей.

• Содержание и методы обучения.

• Взаимоотношения детей и взрослых, проблемы воспитания / нравственного, религиозного, дисциплины, поощрения и наказания/. Результаты деятельности Яснополянской школы в 60-70 гг.

5. Педагогическая деятельность и взгляды Л. Н. Толстого в 80-90 гг. Учебные книги Л. Н. Толстого. Оценка наследия Л. Н. Толстого.

7. Идеи свободного воспитания в либерально-демократической педагогике к. XIX -нач. XX в. на Западе и в России.

8. С. Т. Шацкий. Педагогическая деятельность до Октября: статьи, работа в Щелковской колонии, колонии "Бодрая жизнь": цели, содержание жизни детей, роль труда, учение и игра, воспитание и социальная среда.

9. К. Вентцель, "Дом свободного ребенка": цели общественной школы, управление школой и самоуправление учащихся, виды деятельности детей, содержание обучения и воспитания.

10.Идея свободной школы в первых государственных документах о советской школе. Оценка Н. К. Крупской и А. С. Макаренко идей свободного воспитания.

11. Педагогическая система В.А.Сухомлинского.

 

 

Основная литература:

1. Антология педагогической мысли России 2 половины XIX- нач. XX в. М., 1990.

2. Хрестоматия по истории педагогики и школы в России (до Октябрьской социалистической революции). Сост. и автор вводных очерков О. Ф. Егоров. М., 1974.

3. Вентцель К. Н. Свободное воспитание. М., 1993. О нем: Российская пед. энциклопедия. М.,1993.

4. Толстой Л. Н. О народном образовании. Яснополянская школа в ноябре, декабре. Дневник Яснополянской школы за 1862г. о воспитании (Ответ на письмо В. Ф. Булгакова). - Хрестоматия по истории педагогики и школы в России, м., 1974.

5.Шацкий С. Т. Дети-работники будущего. Бодрая жизнь. Годы исканий. - Избранные пед. соч.: в 2-х томах, Педагогика. М., 1980.

6. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Сердце отдаю детям.

 

Дополнительная литература:

1. Беляев В. И. Шацкий С. Т.: эволюция представлений о целях воспитания // Педагогика. 1995, 4.

2. Богуславский М. К. Н. Вентцель - соблазн свободного воспитания // Пед. вестник, 1995.

3. Гессен С. Я. Основы педагогики. М., 1995, гл. 1.

4. Дурилин С. И. Толстой и свободное воспитание // Свободное воспитание, 1995, №. 4.

5. Крупская Н. К. пед. соч. в 10-ти томах: М., 1957, т. 1, стр. 111-118, 196.

6. Макаренко А. С. Книга для родителей. Т. 4, с. 437.

7. Макаренко А. С. Выступления по вопросам семейного воспитания. Собр. Соч. в 7 томах: М., АПН РСФСР, 1958., т. 4, с. 437.

8. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Т. 5, с. 135.

9. Макаренко А. С. На пороге третьего десятилетия. Т. 5, с. 388-389, т.5, с. 427-480.

10. Ремизов В. Школа в Ясной Поляне. // Слово, 1990, № 9.

11. Решетникова Е. Ю. Л. Н. Толстой о свободном развитии личности ребенка. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. Пенза. 1993.

12. Опыт пед. деятельности С. Г. Шацкого, М., 1976.

13. Фоменко Н. В. Дидактические уроки Л. Н. Толстого // Начальная школа, 1994,

14. Хиллинг Г. Макаренко и Крупская. // Педагогика, 1994, № 3.

 

План семинарского занятия по теме: «Реформы русской школы в XIX – нач.ХХ в.

1. Русская школа в первой половине XIX века.

2. Реформы русской школы 60 гг. XIX в.

• Начальные народные училища.

• Гимназия.

• Женские училища.

• Высшая школа.

3. Контрреформы русской школы 70 - 80 гг. XIX в.

4. Развитие русской школы в конце XIX – начале ХХ в.

• Начальные народные училища.

• Гимназия.

• Женские училища.

• Частная школа

• Высшая школа.

 

Литература:

1. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974, с. 353-360.

2. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России XIX в., М., 1954.

3. Кондратьева М. А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы. - Педагогика, 1994.№1

4. К. П. Королева. Мемуарная и художественная литература как источник изучения истории педагогики, НТГПИ, 1992, гл. 2,3.

5.К. П. Королева. Семейное воспитание и школа в России (XIX - нач. XX в.) в мемуарной и художественной литературе. М., 1994.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины 19 в. / Отв. ред. Пискунов, 1976.

7. Кондратьева М.А. Из истории провинциальной гимназии в России 19 в. // Педагогика. 2001, №3.

8. Козлова Г.Н. Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (к 19 – нач 20 в.в) Педагогика 2001 №4.

9. Козлова Г.Н. «Образ жизни» отечественной гимназии конца 19-нач 20в.в //Педагогика 2001, №6.

10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 18 в. первой половины 19 в. / Отв. ред. Шабаева, 1973.

 

План семинарского занятия по теме: "Советская педагогика и школа 20 – 30 гг."

1. Идеи демократической и свободной школы в декретах Совнаркома и других документах и педагогических работах нач.20 гг., их реализация в советской школе этого периода:

§ Цели советской школы;

§ Принципы системы народного образования;

§ Финансирование и управление школой (элементы децентрализации);

§ Содержание общего и политехнического образования в единой трудовой школе;

§ Организация жизни (самоуправление), воспитание (политическое, нравственное, трудовое);

§ Учитель советской школы. По документам и статьям В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, В.Н. Шульгина, А.К. Гастева.

2. Экспериментальные школы 20 гг.: цели, характеристика школ В.Н.Сороки – Росинского, С.Т. Шацкого, М.М. Пистрака и др.

3. Развитие социальной педагогики, создание социального воспитания, социальной помощи, перевоспитания и исправления. Дискуссия о воспитании "трудных" детей в нач.20 гг. (позиция педологии, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко).

4. Деятельность А.С. Макаренко: анализ педагогических идей А.С. Макаренко (коллективного и трудового воспитания, всестороннего развития и др.), реализация его идей в трудовой колонии им. Горького и трудовой коммуне им. Дзержинского. Современная оценка взглядов и деятельности А.С. Макаренко.

5. Отход от идей демократической и свободной школы в 30 гг.:

§ Цели школы в Постановлениях ЦК ВКП/б/ нач. 30 гг.;

§ Изменения в содержании образования, принципах и методах организации обучения. Дальнейшая идеологизация обучения и воспитания – в соответствии с утверждением в 30 гг. тоталитарной политической системы в СССР.

Основная литература:

1. "О начальной и средней школе". Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 г.

2. "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе". Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г.

3.Основные принципы единой трудовой школы. Положение о единой трудовой школе РСФСР. Положение об организации дела народного образования в РСФСР.

4.Схемы системы народного образования в 20 гг.

5. Учебные планы советской школы (1920, 1927, 1929 гг.)

Эти и другие документы в "Хрестоматии по истории советской школы и педагогики" – М.: Просвещение, 1972.

Дополнительная литература:

1. Белых Г.Г., Пантелеев А.И. Республика ШКИД. - Л. 1988.

2. Блонский П.П. Трудовая школа. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.1979.

3. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети 20 века // Педагогика, 1996, № 3, с 72-75.

4. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987.

5. Красовитский М.Ю. Педагогика А.С. Макаренко: Какою она видится в конце 20 столетия. // Педагогика, 1996, №1. – с.61-68.

6. Крупская Н.К. О целях социалистической школы, Школьное самоуправление, Общественно-политическое воспитание в школе 2 ступени, Пионердвижение как педагогическая проблема, О политехнизме, Письмо А.А. Жданову по поводу проекта отмены преподавания труда в школе (от 9.02.1937 г.).

7. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях. Книга для родителей. Марш 30 года. Статьи: Проблемы школьного советского воспитания. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.

8. Опозоренная и позабытая (из истории педагогики). // Семья и школа, 1989, №1.

9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941). – М., 1980.

10. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентации. // Педагогика, 1995, №5 – с.87-90.

11. Сорока-Росинский В.Н. Избранные педагогические произведения. – М., 1990.

12. Степунина О.А. Педологическая концепция П.П. Блонского и современность. // Педагогика, 1995, №3 – с.108-110.

13. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.

14. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г. История расправы с педологией. // Воспитание школьников, 1991, №6. – с.21-24.

15. Шацкий С.Т. Работа для будущего – М., 1989.

16. Школа – коммуна Наркомпроса. Экспериментальная школа им. П.Н. Лепешинского./ Под ред. М.М. Пистрака. - М., 1990.

 

 

План семинарского занятия по теме: "Современная школа в развитых странах мира."

1. Современная система образования в развитых странах мира (Великобритания, США, Германия, Франция, Япония).

2. Принципы системы образования.

3. Управление и финансирование системы образования.

4. Структура системы образования.

5. Основное содержание, методы и средства обучения по ступеням общеобразовательной школы.

6. Частные школы, их специфика в разных странах.

7. Высшая школа, перспективы развития.

8. Новые тенденции в подготовке учителя.

 

Основная литература:

 

1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.

2. Сравнительная педагогика: история современного состояния /Под ред. В.А.Капрановой. Мн., 1998.

 

 

Дополнительная литература:

 

1. Боярчук Ю.В. Воспитательная работа в японской школе //Педагогика 1999 №8. С.85-90.

2. Веселова В.В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма воспитания и образования //Педагогика 1999. №8. С.91-99.

3. Вульфсон Б.Л. Проблемы «европейского воспитания» // Педагогика 2000. №2. С.71-81.

4. Вульфсон Б.Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика 1999. №2. С.84.

5. Лысова Е. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе // Педагогика 1994. №3. С.94-100.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика 1994. №5. С.104-109.

7. Малькова З.А. Актуализация проблем воспитания в США // Педагогика 2000. №7. С.79-89.

8. Митина В.С. Качество образования в современных школьных реформах на Западе // Советская педагогика 1991. №10. С.123-128.

 

Учебники и учебные пособия

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. М., 2003.

2. История педагогики. / Под ред. Лушникова А.М. – Екатеринбург, 1994.

3. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2006.

4. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /Под ред. З.И. Васильевой. М., 2001.

5. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.

6. Корнетов Г.Б. История образования и педагогической мысли. Ч. I. Первобытная эпоха — конец XVI века. М., 2002.

7. Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли). М., 2002.

8. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. Учебник – справочник. – М., 1995.

9. Степашко Л.А. Философия и история образования. М., 1999.

10. Торосян В.Г История образования и педагогической мысли. М., 2003.

 

 

Рекомендуемая литература

1. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. /Сост. С.Д. Бабишин, Б.Н. Митюров, вступ. ст. Д.С. Лихачева, Г.М. Прохорова, 1985.

2. Антология педагогической мысли России XVIII в. / вступ. ст. И.А. Соловьева, 1985.

3. Антология педагогической мысли России второй половины XVIII в., 1990.

4. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в., 1987.

5. Антология педагогической мысли христианского средневековья: В 2 т. М., 1994.

6. Антология педагогической мысли: В 3 т. / Сост. К.И. Салимова и ГБ. Корнетов. М., 1988.

7. Аввакум. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Иркутск, 1979.

8. Авилушкина С.С. К вопросу о месте «Хроники» Михаила Глики в системе византийского образования // Проблемы социальной истории и культуры Средних веков. Л., 1987.

9. Актуальные проблемы и историография истории зарубежной педагогики. М., 1987.

10. Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования / Пер. англ. М., 1993.

11. Аллен Ф. Песталоцци и его жизнь. М., 1981.

12. Альт Р. Прогрессивный характер педагогики Коменского. М., 1957.

13. Американские просветители. Избранные произведения: В 2 т. М., 1968-1969.

14. Андреева И.Н. Философия и история образования. М., 1999

15. Анисов М.И. Источники изучения истории педагогики в России. М., 1991.

16. Ансельм Кентерберийский. Сочинения. М., 1995.

17. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1981-1983.

18. Башляр Г. XIX век. Педагоги и мыслители. М, 1990.

19. Безрогов В.Г и др. Концептуальная модель историко-педагогического процесса в средневековой Европе // Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. М.,1996

20. Белинский В.Г Избранные педагогические сочинения. М., 1982.

21. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. М., 1994.

22. Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. М., 2003.

23. Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения – М., 1979

24. Бобровникова В.К. Педагогические идеи и деятельность М.В.Ломоносова. М., 1961.

25. Брежнев А. Пирогов. М., 1990.

26. Бунаков Н.Ф. Избранные педагогические сочинения. М.. 1953.

27. Буржуазная педагогика на современном этапе / Под ред. З.А. Мальковой и Б.Л. Вульфсона. М.. 1984.

28. Вахтерев В.П. Избранные педагогические сочинения. – М., 1987.

29. Вентцель К.Н. Свободное воспитание. – М., 1993.

30. Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании М.. 1989.

31. Вендровская Р.Б. Очерки истории советской дидактики. М., 1982.

32. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

33. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

34. Вопросы деятельности экспериментальных учебно-воспитательных учреждений в СССР, Западной Европе и США: Сб. науч. трудов. М.,, 1980.

35. Всемирно-исторический педагогический процесс. Концепции, модели, историография / Под ред. Г. Б. Корнетова и В.Г Безрогова. М., 1996.

36. Гельвеций К.А. Сочинения: В 2 т. М., 1974.

37. Герцен А.И., Огарев Н.П. О воспитании и образовании. М., 1990.

38. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 1988.

39. Гессен С.И. Основы педагогики. М., 1995.

40. Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. Исторический очерк. М., 1972.

41. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., 1974.

42. Гранстрем Е.М. Наука и образование // История Византии. М., 1967.

43. Домострой. М.. 1990.

44. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. Вып. 1. Ч. 1-2. М.. 1989-1990.

45. Губко А. Рыцарь суровой доброты (В.И. Сорока-Росинский). М., 1991.

46. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала Нового времени. М., 1990.

47. Гончаров Н.К. Историко-педагогические очерки. – М., 1963.

48. Гончаров Н.К. Очерки по истории советской педагогики. – М., 1970

49. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.

50. Дембицкий К. Близкий наш Корчак. Варшава, 1988.

51. Денисов А.П. Леонтий Филиппович Магницкий. М., 1967.

52. Деревцов И.А. Педагогические идеи А.Н. Радищева. М., 1962.

53. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М., 1992.

54. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. М., 1998.

55. Джуринский А.Н. История педагогики древнего и средневекового мира. М..2000.

56. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей. М.. 2001.

57. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М.. 1999.

58. Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. М.. 1989.

59. Дидро Д. Сочинения: В 2 т. М., 1991.

60. Дмитриев ГД. Критический анализ дидактической мысли США. М., 1987.

61. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. М., 1994.

62. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера и сегодня». М.. 1996.

63. Добролюбов Н.А. Избранные педагогические сочинения. М., 1986.

64. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. М., 1997.

65. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Ростов н/Д, 2000.

66. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., 1956.

67. Днепров Э.Д. Советская литература по истории школы и педагогики дореволюционной России: 1918-1977. – М., 1979.

68. Егоров С.Ф. Теория образования в педагогике России нач.20 в. – М., 1987.

69. Европейская педагогика от античности до Нового времени. Ч. 1-2. М.. 1994.

70. Егоров С.Ф. Педагогические взгляды В.П. Вахтерова. М.. 1984.

71. Егоров С.Ф., Волобуева Л.М., Лыков С.В. Учебно-методические материалы по истории педагогики. М., 2000.

72. Жураковский Г.В. Очерки по истории античной педагогики. – М., 1963.

73. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России, М.. 1978.

74. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. М., 1978.

75. Зейлигер-Рубинштейн Е.И. Педагогические взгляды А.И. Герцена. М.. 1962.

76. Зеньковский В.В. Педагогика. М., 1996.

77. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

78. Зеньковский В. В. Русская педагогика в XX веке. Париж. 1960.

79. Историко-педагогические исследования и проблемы стратегии развития современного отечественного образования. М.. 1993.

80. Историко-педагогический процесс и современные проблемы образования: методология, идеи, опыт. М.. 1993.

81. История воспитания и образования в России XVIII века. Хрестоматия. М.. 1992.

82. Йегер В. Пайдея. Воспитание античного грека / Пер. с нем. М., 1997.

83. Калгрен К. Воспитание к свободе. – М., 1993.

84. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982

85. Кларин В.М., Петров В.М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX-XX вв. М.. 1996.

86. Коменский Я.А.. Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987

87. Камин М.И. Проблемы нравственного воспитания молодого человека в трудах П.Ф. Лесгафта. Саратов, 1966.

88. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения - М., 1982.

89. Конфуций и его школа. М., 1996.

90. Константинов Н.А. Очерки по истории средней школы: гимназии и реального училища XIX в. до Февральской революции 1917 г. – М., 1956.

91. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирно-исторического процесса. – М., 1994.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.212.39.149 (0.25 с.)