Составители программы: Лебедев С.В., Шемякин Б.П, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составители программы: Лебедев С.В., Шемякин Б.П,



Составители программы: Лебедев С.В., Шемякин Б.П,

Серикова Е.М, Семизоров В.В.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История образования и педагогической мысли – педагогическая дисциплина, изучающая закономерности возникновения и развития педагогической мысли и систем образования народов мира и являющаяся логическим продолжением курсов «Введение в педагогическую деятельность», «Теоретическая педагогика», «Практическая педагогика».

Изучение этой дисциплины студентами формированию у студентов системы знаний, т.е. готовности оценивать исторически конкретно педагогические процессы и явления в их социально-культурном контексте, понимать генезис современных педагогических концепций.

История образования и педагогической мысли, таким образом, выполняет логико-познавательную, развивающую и прогностическую функцию.

Отбор учебного материала обусловлен ведущими принципами развития высшего профессионального педагогического образования и связями данной дисциплины с другими педагогическими дисциплинами:

– принципом фундаментализации, определяющим проблемное построение содержания на основе целостного рассмотрения мирового историко-педагогического процесса в русле универсальной эволюции общечеловеческой цивилизации;

– принципом культуросообразности, позволяющим рассматривать педагогические системы как неразрывную часть мировой культуры, составными компонентами которой являются национальная культура и национальная педагогика;

– принципом историзма, предполагающим научную объективность в освещении исследуемых процессов; рассмотрение изучаемых явлений и фактов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает определенную актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы развития педагогической науки.

Цель дисциплины: формирование общепрофессиональной компетентности посредством ознакомления с историко-педагогическим знанием, методами историко-педагогического познания.

Задачи дисциплины:

- сформировать умение использовать различные методологические подходы и методические приемы при анализе конкретного историко-педагогического материала;

- сформировать умения и навыки работы с историко-педагогическим текстом;

- сформировать навыки сопоставительного анализа, описания и интерпретации общих и отдельных тенденций и закономерностей развития образования;

– сформировать знание основных понятий, ведущих идей и хронологии курса;

 

Программа предлагает рассмотрение истории педагогической мысли и школы с позиции цивилизационного подхода. С этой позиции историко-педагогический процесс рассматривается как процесс смены педагогических парадигм, как становление в русле Западной цивилизации и России гуманистической педагогики в ХVII-XX веках.

 

Организация самостоятельной работы студентов включает в себя следующие задания:

- самостоятельное изучение тем учебной программы, не включенных в лекционные материалы;

- составление понятийного и терминологического словаря;

- составление таблиц;

- работа с первоисточниками;

- аннотации к историко-педагогическим произведениям;

- организации дебатов, дискуссий;

- сравнительного анализа идей, позиций, концепций образования;

- творческих заданий с вопросами репродуктивного и проблемного характера;

 

Итоговая аттестация предполагает устный экзамен, на котором проверяется степень достижения целей изучения данной учебной дисциплины:

– сформированность историко-педагогического знания;

– сформированность умения сопоставительного анализа, описания и интерпретации;

– умений работы с историко-педагогическим текстом;

– умения выделять ключевые понятия дисциплины, объяснять их;

– умения актуализировать педагогические достижения прошлого и современного педагогического опыта и проецировать их в современную образовательную практику;

– умения участвовать в дискуссии, диалоге, обосновывать свою позицию.

 

Учебно-тематический план занятий

№ п/п Темы занятий Распределение часов
Трудо-емкость Аудит. Занятия Лекции Семи-нары Самост. работа
1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.       -  
2. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества       -  
3. Воспитание и школа в античном мире.   - - -  
4. Воспитание и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения.   - - -  
5. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХVII- XIX веках   -      
6. Зарубежная педагогика и школа в конце XIX- начале XX века.          
7. Воспитание и обучение в Киевской Руси и Русском государстве (до XIХ века).          
8. Школа и педагогика в России в XIX -начале XX вв. (до 1917 г.).            
9. Становление и развитие советской школы и педагогики (1917- 1945 г.г.).          
10. Образование и педагогическая мысль в СССР и России (1945 – 1991 г.г.)     -    
  Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.     -    
  ИТОГО:          

 

Содержание теоретического курса

Тема 1. История образования и педагогической мысли как область научного знания.

Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки. Теоретико-методологические основы изучения «Истории образования и педагогической мысли». Основные подходы (формационный, цивилизационный, компетентностный, парадигмальный) к анализу историко-педагогического опыта. Всемирный педагогический процесс в свете цивилизационного подхода. Обусловленность историко-педагогического процесса социально-культурным развитием, развитием собственно педагогических знаний (педагогики как науки)

Понятие педагогической парадигмы. Рассмотрение педагогического процесса в рамках Великих цивилизаций как процесса смены педагогических парадигм в связи с развитием общества:

- доиндустриальное общество, индустриальное общество постиндустриальное общество.

- в разные периоды развития общества педагогические парадигмы ориентируют либо на воспроизведение готовых образцов культуры, либо на свободное творчество, критически преобразующее отношение к накопленной культуре к способам ее передачи от поколения к поколению.

Тема 3. Воспитание и школа в античном мире.

Влияние экономических, социальных, культурных факторов на развитие воспитательных и образовательных систем античного мира. Полисная идеология как основа античной теории и практики воспитания. Построение античной системы образования на идеях рациональности и автономности личности; идея всестороннего развития и образования; сочетание семейного и общественного (государственного) воспитания.

Характер спартанской системы воспитания и причины, его обусловившие. Цель и задачи спартанской системы воспитания. Организация государственного воспитания.

Особенности экономической и политической жизни Афин и их влияние на цели и содержание воспитательной системы. Основные типы школ: школа грамматиста, школа кифариста, палестра, гимнасий, эфебия. Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов (Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля, Демокрита).

Просвещение в эпоху эллинизма. Смена идеалов воспитания. Распространение идей эллинистической философской мысли и школьных традиций.

Воспитание и обучение в Древнем Риме. Роль семьи в воспитании молодежи. Основные типы школ: элементарные, грамматические, риторские. Специальное и высшее образование. Вопросы воспитания и образования в трудах Сенеки, Цицерона, Плутарха, Квинтилиана.

Возникновение христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль. Цель христианской системы воспитания. Основные идеи христианской педагогики.

Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии. Система образования и воспитания в византийском обществе. Основные типы школ. Развитие педагогической мысли в трудах теологов и философов Византии (И.Златоуста, М.Исповедника, С.Богослова).

 

Тема 5. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХVII- XIX веке.

Развитие индустриального общества в Западной Европе после буржуазных революций XVII - XVIII веков. Изменение целей воспитания и образования. Попытки преобразования педагогики в самостоятельную область знаний. Педагогические идеи В.Ратке. Зарождение идей индивидуально ориентированного воспитания и развивающего обучения. Я.А. Коменский - основоположник педагогической науки и школы Нового времени. Критика Я.А.Коменским схоластической школы и авторитарного воспитания. Демократические идеи всеобщего образования, единой школы. Идея природосообразного воспитания и обучения: содержание образования.

Педагогические идеи Д.Локка. Теория «чистой доски». Элитарность образования и воспитания.

Общая характеристика эпохи Просвещения. Роль Просвещения в истории образования и педагогической мысли. Зарождение идей всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественных знаний, светскости обучения. Педагогические идеи французских просветителей Д. Дидро, К. Гельвеция, В.Вольтера. Теория естественного или свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. Идеи развивающего обучения (теория элементарного образования) соединение обучения и нравственного воспитания с трудом в педагогической деятельности И.Г.Песталоцци.

Основные тенденции и национальные особенности в развитии образования европейских государств в XIX в. Подчинение школы государству. Смена сословной школы классовой. Создание системы массового образования. Развитие двух направлений в среднем образовании: классического и реального. Широкое развитие реальной и профессиональной школы.

Педагогические идеи социалистов-утопистов (Р. Оуэна, Ш. Фурье, К.А.Сен-Симона).

Педагогика И.Ф. Гербарта: идеи авторитарного воспитания как управления детьми; воспитывающего обучения как процесса формирования личности в заданных целях. Влияние дидактические идей И.Ф. Гербарта, на теорию и практику обучения и воспитания.

Педагогическая концепция природосообразного и культуросообразного воспитания А. Дистервега. Идея общечеловеческого воспитания.

Педагогическая концепция Г.Спенсера. Обучение в соответствии с основными видами человеческой жизнедеятельности.

Марксистское учение о воспитании и образовании. Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса на формирование всесторонней гармонически развитой личности.

Отражение особенностей капиталистического развития конца XIX в. в сфере образования и педагогической мысли. Смена педагогической парадигмы. Замена школы учебы школой труда. Кризис буржуазной системы образования.

 

Педагогическая мысль и школа в Киевской Руси. Народная педагогика и ее роль в развитии системы воспитания. Воспитание в Киевской Руси до принятия христианства. Влияние христианства, Византийской, Западной культуры на педагогическую мысль Руси. Создание школ при православных монастырях, школ «книжного учения», частных школ. Педагогические памятники Киевской Руси (Ипатьевская летопись, «Слово о полку Игореве», «Поучение» В.Мономаха, Повесть временных лет, Слово о законе и благодати).

Воспитание и школа в Русском государстве XIV- XVII вв. Православные монастыри как образовательные центры. Преобладание нравственно-религиозного воспитания ориентированного на традиционный, консервативный уклад жизни. «Домострой» - вершина русской педагогической мысли XVI в. Проникновение элементов европейского образования в русскую школу. Открытие Славяно-греко-латинской академии (1687 г.).

Отражение основных идей воспитания и обучения православной педагогики в трудах К.Туровского, Н.Сорского, С.Полоцкого, М.Грека, Сильвестра, Аввакума.

 

Общая характеристика эпохи просвещения в России в XVIII в Социальные и просветительские реформы Петра I начала XVIII в, основные принципы образовательной политики. Организация государственных светских школ практической направленности. Особенности организации учебного процесса в петровских школах. Идеологи петровских образовательных реформ: Ф.Прокопович, И.Г.Посошков, В.Н.Татищев.

Распространение практики семейного воспитания в аристократической среде. Открытие сословных учебных учреждений. Закрытый характер учебных заведений для дворян. Создание Московского университета.

Эпоха Екатерины Великой. Политика "просвещенного абсолютизма" в области образования и воспитания. Усиление сословно-дворянских тенденций в сфере образования. Идея создания «новой породы людей». Просветительская деятельность и педагогические взгляды М.В. Ломоносова, И.И.Бецкого, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева.

 

 

Планы семинарских занятий

План семинарского занятия по теме: "Школа учения"

 

1. Становление и развитие педагогической мысли и системы образования западной цивилизации до XVII века.

2. Критика средневековой схоластической школы в трудах Я.А. Коменского.

3. Школа Я.А. Коменского – "мастерская света, трудолюбия, гуманности": идея всеобщего образования; единой школы; цели воспитания; принцип природосообразного воспитания; содержание образования на разных ступенях единой школы; принципы, методы и средства обучения; организация процесса обучения и воспитания.

4. Модель «школы учебы» в дидактической системе И.Ф.Гербарта.

5. Модернизация "школы учения" в трудах А. Дистервега: цели воспитания, принципы природосообразного и культуросообразного воспитания; содержание образования в народной светской школе; принципы и методы обучения, развивающие способности ученика; учитель в школе А. Дистервега, изменение функции учителя.

Основная литература:

Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей.

Коменский Я.А. Великая дидактика.

Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из целей воспитания.

Дополнительная литература:

Кумарин В. Самая страшная «Глава в учебнике Дистервега, или как нам построить наконец школу для детей, а не против них. // Нар. Образование 2001, №1

Лордкипанидзе Д. Я. А. Коменский. – М., 1970, гл. 4, 5.

 

Дополнительная литература по этой и следующим темам семинаров – в журналах "Педагогика", "Народное образование", "Магистр", "Дидакт", "Частная школа" и др., в подборках материалов по деятельности известных педагогов в библиографическом отделе библиотеки академии.

Рекомендуется использовать статьи в "Педагогическом словаре" (в 2-х томах), в "Педагогической энциклопедии" (в 4-х томах), Российской педагогической энциклопедии (т.1).

 

План семинарского занятия по теме: "Школа труда"

 

1. Основные направления развития педагогической мысли индустриального общества (XVIII – нач.XX вв.); индивидуально-ориентированное воспитание; развивающее обучение и воспитание; "школа труда".

2. Народная трудовая школа И.Г. Песталоцци:

§ Цели школы, соответствующие развивающемуся индустриальному обществу;

§ Теория элементарного воспитания, принципы организации производительного труда школьников;

§ Причины неудачи реализации идей трудовой школы Песталоцци.

3. Идея соединения обучения и воспитания с трудом в социалистических теориях. Р. Оуэн.

§ Цели воспитания – всестороннее развитие и подготовка к труду; социологическое и педагогическое обоснование необходимости трудового воспитания;

§ Школа Р. Оуэна. Причины неудачи эксперимента.

4. К. Маркс, Ф. Энгельс о соединении воспитания с производительным трудом в политехническом образовании.

5. "Трудовая школа" Г. Кершенштейнера: критика одностороннего характера теории Г. Кершенштейнера и ее осуществления в Германии.

6. Американская прагматическая педагогика (Дж. Дьюи) о школе индустриального общества.

 

Основная литература:

1. Дьюи Д. Школа и общество.

2. Кершенштейнер Г. Школа будущего – школа работы.

3. Маркс К. Высказывания о воспитании./ Хрестоматия по зарубежной педагогике.

4. Оуэн Р. Новый взгляд на общество, высказывания о воспитании в других произведениях. // Педагогические идеи Р. Оуэна. – М., 1970.

5. Песталоцци И.Г. Как Гертруда учит своих детей. Лебединая песня.

Дополнительная литература:

1. Добролюбов Н.А. Р. Оуэн и его попытки общественных реформ. // Избранные педагогические сочинения. – М., 1952.

2. Кларин В.М. И.Г. Песталоцци – подвижник педагогики. // Педагогика, 1996, №1.

3. Малькова З.А. Дж. Дьюи – философ, педагог-реформатор. // Педагогика, 1995, №4; Современная школа США. – М., 1971, гл.8.

4. Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике 18 – начала 20 в. – М., 1976, гл. 6,.7.

5. Подмарков В.Г. Роберт Оуэн. – М., 1976.

6. Шевченко Л.П. И.Г. Песталоцци: внутренний покой и внешний порядок. // Педагогика. 1996, №3.

 

План семинарского занятия по теме "Школа жизни".

1. Общая характеристика развития системы образования и педагогической мысли в конце XIX- начале XX века, предпосылки создания альтернативной системы обучения и воспитания.

2. Основные принципы организации "Школы жизни":

- цели воспитания;

- школа и общество;

- содержание деятельности детей;

- содержание образования;

- принципы и методы обучения;

- взаимоотношения ребенка и учителя-воспитателя;

- проблема личности в обществе детей.

3. Осуществление идей "школы жизни" в деятельности:

§ О. Декроли

§ М. Монтессори

§ С. Френэ

§ Я. Корчака

§ Р. Штайнера

Основная литература:

1. Корчак Я. Как любить ребенка.

2. Мыслители образования (подборка материалов о выдающихся педагогах) в библиографическом отделе библиотеки.

3. Статьи о названных зарубежных педагогах. // Перспективы, Юнеско. 1994, №1, 2.

Дополнительная литература:

1. Вульфсон Б.Л. Выдающийся французский педагог – гуманист.// Педагогика. 1996, №3.

2. Горохова Т.А. Маленький в Вальдорфской школе. // Педагогика, 1994, №3.

3. Калнгрен К. Воспитание к свободе. Педагогика Р. Штайнера.- М., 1990.

4. Купцов В. Образование в современном мире.// Свободная мысль, 1991, №16.

5. Малькова З.А. Школа и педагогика за рубежом. – М., 1993.

6. Малькова З.А. Тридцать лет спустя: американская школа.// Педагогика, 1996, №5.

7. Ривз Г.И., Корчак Я. Ребенка надо уважать. // Педагогика, 1996, №4.

8.Очерки по истории школы и педагогики за рубежом. – М., 1991, ч.2.

 

 

План семинарского занятия по теме: «Идея народной национальной школы в отечественной педагогике.

1. Культурно-исторический подход к изучению истории образования в педагогике (К. Шмидт, Ш. Летурно, А. Тойнби, А. Дистервег) в отечественной педагогике:

• Н. И. Новиков, А. Н. Радищев, декабристы, А. С. Пушкин (критика космополитической дворянской культуры и воспитания, оценка национальной культуры и ее роли в воспитании); Н. М. Карамзин, его значение в становлении русского национального самосознания.

• Формирование идеологии "официальности народности" (С. Уваров) в 30гг. XIX века.

• Славянофилы и западники о роли национальной культуры в развитии просвещении.

2. К. Д. Ушинский.

• Педагогическая деятельность К. Д. Ушинского.

• Оценка зарубежной школы (достоинств и недостатков национальных систем европейского и американского воспитания и школы).

• Оценка состояния народного образования (начальной и средней школы) в России:

цели и содержание образования, отрыв от национальных культурных корней в обучении и воспитании.

• Идея демократического образования, создание народной национальной школы: цели.

Финансирование и управление народной школой. Содержание образования.

Воспитание детей (нравственное, религиозное, трудовое, национальное). Учитель народной школы. Учебные книги К. Д. Ушинского.

3. Реализация идей К. Д. Ушинского в к. XIX нач.XX веков:

• Земская школа;

• Официальная школьная политика МНП (русификаторская) в развитии национальной школы;

• К. Д. Ушинский и педагогическая мысль и школа национальных окраин Российской империи.

4. Идея национальной школы в социалистических теориях и истории советской школы:

• Декреты Совнаркома нач. XX гг. о национальной школе, обучении на родном языке, статусе русского языка.

• Развитие советской школы в национальных республиках СССР и национальных автономных образованиях РСФСР в 30-60гг.: достижения, противоречия и ошибки в осуществлении национальной политики, кризис 80гг.

• Национальная школа в современной России.

Основная литература:

1. Антология пед. мысли России в.XVIII М., 1985 (Новиков Н. И., Радищев А. Н.).

2. Антология педагогической мысли России 1 половины XIXв. М., 1987. (декабристы, Н. Карамзин, В. Белинский, Киреевский и др.)

3. Антология педагогической мысли России 2 половины XIX - нач. XX в. М., 1990. (А. И. Герцен, К. Д. Ушинский и др.)

4. Хрестоматия по истории педагогики и школы в России (до Октябрьской социалистической революции). Составитель и автор вводных очерков С. Ф. Егоров. М.,1974.

5. Хрестоматия по истории советской школы и педагогики, /сост. М. И. Анисов. М.,1972.

Дополнительная литература:

1. Анисов М. И. Источники изучения истории педагогики в России. М., 1991.

2. Белозерцев Е. П. На пути к русскому образованию. //Педагогика, 1997, N 2, с. 39-42.

3. Белинский В. Г. "О детских книгах" и др.

4. Васильцева 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики. М., 1988.

5. Вендровская Р. Б. Проблемы русской национальной школы. //Педагогика, 1996, № 3,c. 75-81.

6. Герцен А. И. Разговоры с детьми и др.

7. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную педагогику. М., 1995, гл. 13, "Проблема национального образования".

8. Егоров С. Ф. К. Д. Ушинский. М., 1977.

9. Зейлигер-Рубинштейн И. Очерки по истории воспитания и педагогической мысли. Л., 1978. (Радищев, Белинский, Герцен, Огарев, Добролюбов, Чернышевский, Писарев).

10. Карамзин Н. М. Странность. О любви к Отечеству и народной гордости и др. статьи//Антология пед. мысли России 1 пол. XIX века.

11. Киреевский И. В. 19 век и др. статьи, (о славянофилах)// Антология пед. мысли России 1 пол. 19 века. М., 1987.

12. Колесникова И. А. Педагогические цивилизации и их парадигмы.// Педагогика, 1995, N б, с. 84-89. Культурология. Основы тории и истории культуры. /Уч. пос. СПб, 1996/.

13. Национальная школа: что дальше? Наши интервью. // Педагогика, 1996, N 3, с. 57-61.

14. Новиков Н. И. Избранные сочинения. М., 1954

15. Национальная школа: пути становления. Подборки материалов// Педагогика, 1997, N 1, с. 64-78.

16. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. В XVIII - 1 пол. XIX в. М., 1973 (Белинский, Герцен, Карамзин, Ломоносов, Новиков, Пирогов, Пушкин, Уваров и др.)

17. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР 2 пол. XIX века. М., 1976. (Корф, Толстой, Ушинский, Добролюбов, Герцен, Чернышевский и др.)

18. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Конец XIX - нач. XX в. М., 1991.

19. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР /в З-х томах с 1917 по 1986. М.:1980,1988,1987.

20. Павлова С. "Вы помните, когда возник Лицей" / Из истории Царскосельского лицея/// Народное образование, 1991, № 7, с. 94-101.

21. Пашков А. Не будем обеднять свою историю: Воспитательная система школы им. Радищева (1918-1938). // Народное образование, 1992, 1-2, с. 57-68.

22. Пушкин А. С. О народном воспитании: Пол. соб. соч. в 10 т., т.7, с. 12.

23. СукуновX. X, Величук А. П. Разработка типовой модели национальной школы (для школ Северного Кавказа). // Педагогика, 1997, 4, с. 37-44.

24. Сысоева Е. К. Образовательная политика в России (60-90-е гг. 19 в.)// Педагогика, 1997, 2, с. 99-105.

25. Уваров С. С. - о нем, очерки истории школы и пед. мысли народов СССР, XVIII-1-я пол. XIX в.

26. Ушинский К. Д. О народности и общественном воспитании, гл. 1, о необходимости сделать русские школы русскими. Родное слово и др. статьи. Человек как предмет воспитания. Избранные пед. произведения. М., 1968.

27. Флит Н. Школа в России в к. XIX- нач. XX в. Л., 1991.

28. Фрадкин Ф. А., Плохова М. Г., Осовский Е. Г. Лекции по отечественной педагогике. М., 1995 г.

 

План семинарского занятия по теме: «Идея "Свободной школы" – в отечественной педагогике.

1. Л. Н. Толстой - религиозный мыслитель и педагог.

2. Ж. Ж. Руссо и Л. Н. Толстой / оценка теории естественного и свободного воспитания Ж. Ж. Руссо в дневниках и статьях 60-х гг. Л. Н. Толстого/.

3. Критика Л. Н. Толстым авторитарного воспитания и авторитарной школы в России и на Западе.

4. Разработка идей демократической и свободной /общественной/ школы в статьях 60-х гг.:

• Цели народной школы, проблема соотношения педагогики и философии, религии, педагогики и науки.

• Педагогики и развития общества, педагогики и тенденций развития и интересов народной жизни.

• Управление и финансирование народной школы.

• Содержание образования, учитель народной школы.

4. Реализация идей "свободной школы" в Ясной Поляне:

• Организация жизни детей.

• Содержание и методы обучения.

• Взаимоотношения детей и взрослых, проблемы воспитания / нравственного, религиозного, дисциплины, поощрения и наказания/. Результаты деятельности Яснополянской школы в 60-70 гг.

5. Педагогическая деятельность и взгляды Л. Н. Толстого в 80-90 гг. Учебные книги Л. Н. Толстого. Оценка наследия Л. Н. Толстого.

7. Идеи свободного воспитания в либерально-демократической педагогике к. XIX -нач. XX в. на Западе и в России.

8. С. Т. Шацкий. Педагогическая деятельность до Октября: статьи, работа в Щелковской колонии, колонии "Бодрая жизнь": цели, содержание жизни детей, роль труда, учение и игра, воспитание и социальная среда.

9. К. Вентцель, "Дом свободного ребенка": цели общественной школы, управление школой и самоуправление учащихся, виды деятельности детей, содержание обучения и воспитания.

10.Идея свободной школы в первых государственных документах о советской школе. Оценка Н. К. Крупской и А. С. Макаренко идей свободного воспитания.

11. Педагогическая система В.А.Сухомлинского.

 

 

Основная литература:

1. Антология педагогической мысли России 2 половины XIX- нач. XX в. М., 1990.

2. Хрестоматия по истории педагогики и школы в России (до Октябрьской социалистической революции). Сост. и автор вводных очерков О. Ф. Егоров. М., 1974.

3. Вентцель К. Н. Свободное воспитание. М., 1993. О нем: Российская пед. энциклопедия. М.,1993.

4. Толстой Л. Н. О народном образовании. Яснополянская школа в ноябре, декабре. Дневник Яснополянской школы за 1862г. о воспитании (Ответ на письмо В. Ф. Булгакова). - Хрестоматия по истории педагогики и школы в России, м., 1974.

5.Шацкий С. Т. Дети-работники будущего. Бодрая жизнь. Годы исканий. - Избранные пед. соч.: в 2-х томах, Педагогика. М., 1980.

6. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. Сердце отдаю детям.

 

Дополнительная литература:

1. Беляев В. И. Шацкий С. Т.: эволюция представлений о целях воспитания // Педагогика. 1995, 4.

2. Богуславский М. К. Н. Вентцель - соблазн свободного воспитания // Пед. вестник, 1995.

3. Гессен С. Я. Основы педагогики. М., 1995, гл. 1.

4. Дурилин С. И. Толстой и свободное воспитание // Свободное воспитание, 1995, №. 4.

5. Крупская Н. К. пед. соч. в 10-ти томах: М., 1957, т. 1, стр. 111-118, 196.

6. Макаренко А. С. Книга для родителей. Т. 4, с. 437.

7. Макаренко А. С. Выступления по вопросам семейного воспитания. Собр. Соч. в 7 томах: М., АПН РСФСР, 1958., т. 4, с. 437.

8. Макаренко А. С. Проблемы школьного советского воспитания. Т. 5, с. 135.

9. Макаренко А. С. На пороге третьего десятилетия. Т. 5, с. 388-389, т.5, с. 427-480.

10. Ремизов В. Школа в Ясной Поляне. // Слово, 1990, № 9.

11. Решетникова Е. Ю. Л. Н. Толстой о свободном развитии личности ребенка. Психолого-педагогические особенности развития личности младшего школьника. Пенза. 1993.

12. Опыт пед. деятельности С. Г. Шацкого, М., 1976.

13. Фоменко Н. В. Дидактические уроки Л. Н. Толстого // Начальная школа, 1994,

14. Хиллинг Г. Макаренко и Крупская. // Педагогика, 1994, № 3.

 

План семинарского занятия по теме: «Реформы русской школы в XIX – нач.ХХ в.

1. Русская школа в первой половине XIX века.

2. Реформы русской школы 60 гг. XIX в.

• Начальные народные училища.

• Гимназия.

• Женские училища.

• Высшая школа.

3. Контрреформы русской школы 70 - 80 гг. XIX в.

4. Развитие русской школы в конце XIX – начале ХХ в.

• Начальные народные училища.

• Гимназия.

• Женские училища.

• Частная школа

• Высшая школа.

 

Литература:

1. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1974, с. 353-360.

2. Ганелин Ш. И. Очерки по истории средней школы в России XIX в., М., 1954.

3. Кондратьева М. А. Отечественная гимназия: исторический опыт и современные проблемы. - Педагогика, 1994.№1

4. К. П. Королева. Мемуарная и художественная литература как источник изучения истории педагогики, НТГПИ, 1992, гл. 2,3.

5.К. П. Королева. Семейное воспитание и школа в России (XIX - нач. XX в.) в мемуарной и художественной литературе. М., 1994.

6. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР второй половины 19 в. / Отв. ред. Пискунов, 1976.

7. Кондратьева М.А. Из истории провинциальной гимназии в России 19 в. // Педагогика. 2001, №3.

8. Козлова Г.Н. Отечественная средняя школа как воспитательное учреждение (к 19 – нач 20 в.в) Педагогика 2001 №4.

9. Козлова Г.Н. «Образ жизни» отечественной гимназии конца 19-нач 20в.в //Педагогика 2001, №6.

10. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР 18 в. первой половины 19 в. / Отв. ред. Шабаева, 1973.

 

План семинарского занятия по теме: "Советская педагогика и школа 20 – 30 гг."

1. Идеи демократической и свободной школы в декретах Совнаркома и других документах и педагогических работах нач.20 гг., их реализация в советской школе этого периода:

§ Цели советской школы;

§ Принципы системы народного образования;

§ Финансирование и управление школой (элементы децентрализации);

§ Содержание общего и политехнического образования в единой трудовой школе;

§ Организация жизни (самоуправление), воспитание (политическое, нравственное, трудовое);

§ Учитель советской школы. По документам и статьям В.И. Ленина, Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, П.П. Блонского, В.Н. Шульгина, А.К. Гастева.

2. Экспериментальные школы 20 гг.: цели, характеристика школ В.Н.Сороки – Росинского, С.Т. Шацкого, М.М. Пистрака и др.

3. Развитие социальной педагогики, создание социального воспитания, социальной помощи, перевоспитания и исправления. Дискуссия о воспитании "трудных" детей в нач.20 гг. (позиция педологии, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко).

4. Деятельность А.С. Макаренко: анализ педагогических идей А.С. Макаренко (коллективного и трудового воспитания, всестороннего развития и др.), реализация его идей в трудовой колонии им. Горького и трудовой коммуне им. Дзержинского. Современная оценка взглядов и деятельности А.С. Макаренко.

5. Отход от идей демократической и свободной школы в 30 гг.:

§ Цели школы в Постановлениях ЦК ВКП/б/ нач. 30 гг.;

§ Изменения в содержании образования, принципах и методах организации обучения. Дальнейшая идеологизация обучения и воспитания – в соответствии с утверждением в 30 гг. тоталитарной политической системы в СССР.

Основная литература:

1. "О начальной и средней школе". Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1931 г.

2. "Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе". Постановление ЦК ВКП (б) от 25 августа 1932 г.

3.Основные принципы единой трудовой школы. Положение о единой трудовой школе РСФСР. Положение об организации дела народного образования в РСФСР.

4.Схемы системы народного образования в 20 гг.

5. Учебные планы советской школы (1920, 1927, 1929 гг.)

Эти и другие документы в "Хрестоматии по истории советской школы и педагогики" – М.: Просвещение, 1972.

Дополнительная литература:

1. Белых Г.Г., Пантелеев А.И. Республика ШКИД. - Л. 1988.

2. Блонский П.П. Трудовая школа. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М.1979.

3. Богуславский М.В. Ценностные ориентации российского образования в первой трети 20 века // Педагогика, 1996, № 3, с 72-75.

4. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. – М., 1987.

5. Красовитский М.Ю. Педагогика А.С. Макаренко: Какою она видится в конце 20 столетия. // Педагогика, 1996, №1. – с.61-68.

6. Крупская Н.К. О целях социалистической школы, Школьное самоуправление, Общественно-политическое воспитание в школе 2 ступени, Пионердвижение как педагогическая проблема, О политехнизме, Письмо А.А. Жданову по поводу проекта отмены преподавания труда в школе (от 9.02.1937 г.).

7. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. Флаги на башнях. Книга для родителей. Марш 30 года. Статьи: Проблемы школьного советского воспитания. Некоторые выводы из моего педагогического опыта.

8. Опозоренная и позабытая (из истории педагогики). // Семья и школа, 1989, №1.

9. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР (1917-1941). – М., 1980.

10. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентации. // Педагогика, 1995, №5 – с.87-90.

11. Сорока-Росинский В.Н. Избранные педагогические произведения. – М., 1990.

12. Степунина О.А. Педологическая концепция П.П. Блонского и современность. // Педагогика, 1995, №3 – с.108-110.

13. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г., Осовский Е.Г. Лекции по истории отечественной педагогики. – М., 1995.

14. Фрадкин Ф.А., Плохова М.Г. История расправы с педологией. // Воспитание школьников, 1991, №6. – с.21-24.

15. Шацкий С.Т. Работа для будущего – М., 1989.

16. Школа – коммуна Наркомпроса. Экспериментальная школа им. П.Н. Лепешинского./ Под ред. М.М. Пистрака. - М., 1990.

 

 

План семинарского занятия по теме: "Современная школа в развитых странах мира."

1. Современная система образования в развитых странах мира (Великобритания, США, Германия, Франция, Япония).

2. Принципы системы образования.

3. Управление и финансирование системы образования.

4. Структура системы образования.

5. Основное содержание, методы и средства обучения по ступеням общеобразовательной школы.

6. Частные школы, их специфика в разных странах.

7. Высшая школа, перспективы развития.

8. Новые тенденции в подготовке учителя.

 

Основная литература:

 

1. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М., 1999.

2. Сравнительная педагогика: история современного состояния /Под ред. В.А.Капрановой. Мн., 1998.

 

 

Дополнительная литература:

 

1. Боярчук Ю.В. Воспитательная работа в японской школе //Педагогика 1999 №8. С.85-90.

2. Веселова В.В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма воспитания и образования //Педагогика 1999. №8. С.91-99.

3. Вульфсон Б.Л. Проблемы «европейского воспитания» // Педагогика 2000. №2. С.71-81.

4. Вульфсон Б.Л. Высшее образование на Западе на пороге XXI века: успехи и нерешенные проблемы // Педагогика 1999. №2. С.84.

5. Лысова Е. Новые тенденции в подготовке учителей на Западе // Педагогика 1994. №3. С.94-100.

6. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в современной зарубежной педагогике // Педагогика 1994. №5. С.104-109.

7. Малькова З.А. Актуализация проблем воспитания в США // Педагогика 2000. №7. С.79-89.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.206 с.)