Тема 2. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Зарождение педагогической мысли на ранних этапах развития человечества.



Воспитание в эпоху дикости и варварства: осуществление социального наследования путем непосредственного включения детей в социально-трудовую деятельность взрослых. Цель, содержание первобытного воспитания, формы его осуществления. Характерные черты первобытного воспитания. Структурные элементы содержания исторически первого типа воспитания. Начало становления семейно- сословного воспитания. Усиление авторитарных тенденций в обществе и воспитании. Появление социально закрепленных образовательных институтов – прообразов первых школ. Значение первобытного воспитания для познания в исторической перспективе целостного процесса развития образования в условиях цивилизованного человеческого общества.

Страны Древнего Востока – прародина образования. Характерные черты воспитания и образования в древневосточных цивилизациях: воспитание как самостоятельная функция общества; классовая сущность воспитания; тесная связь воспитания и образования с религиозно-философскими учениями. Основные типы школ, получившие развитие в странах Древнего Востока.

Особенности в сфере обучения и воспитания в государствах древневосточных цивилизаций:

Шумеры. Эдуббы- первые учебные заведения. «Кодекс Хаммурапи» - свод правил жизни и воспитания в шумерском государстве. Содержание образования и методов обучения в шумерских школах.

Древний Египет. Идеал воспитания в Древнем Египте. Институт семейной школы. Цель обучения – подготовка к профессии. Характер основных типов школ: жреческих, дворцовых, военных, школ писцов-чиновников. Усиление специализации в древнеегипетской школе.

Древняя Индия. Возникновение буддизма, его влияние на систему образования и воспитания. Характеристика учебного процесса в школах для высших сословий (брахманов, кшатриев). Усиление практической направленности обучения в школах Древней Индии, расширение социального состава учащихся школ.

Древний Китай. Опыт семейно-общинного воспитания. Формула школьного обучения в Древнем Китае. Этико-политическое учение Конфуция как основа всей системы воспитания и образования в Древнем Китае. Система государственных экзаменов.

Историческое значение созданных дреневосточными цивилизациями образовательных систем для дальнейшего развития мировой духовной культуры.

Тема 3. Воспитание и школа в античном мире.

Влияние экономических, социальных, культурных факторов на развитие воспитательных и образовательных систем античного мира. Полисная идеология как основа античной теории и практики воспитания. Построение античной системы образования на идеях рациональности и автономности личности; идея всестороннего развития и образования; сочетание семейного и общественного (государственного) воспитания.

Характер спартанской системы воспитания и причины, его обусловившие. Цель и задачи спартанской системы воспитания. Организация государственного воспитания.

Особенности экономической и политической жизни Афин и их влияние на цели и содержание воспитательной системы. Основные типы школ: школа грамматиста, школа кифариста, палестра, гимнасий, эфебия. Зарождение педагогической теории в трудах древнегреческих философов (Сократа, Демокрита, Платона, Аристотеля, Демокрита).

Просвещение в эпоху эллинизма. Смена идеалов воспитания. Распространение идей эллинистической философской мысли и школьных традиций.

Воспитание и обучение в Древнем Риме. Роль семьи в воспитании молодежи. Основные типы школ: элементарные, грамматические, риторские. Специальное и высшее образование. Вопросы воспитания и образования в трудах Сенеки, Цицерона, Плутарха, Квинтилиана.

Возникновение христианства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль. Цель христианской системы воспитания. Основные идеи христианской педагогики.

Основные этапы развития культуры и просвещения в Византии. Система образования и воспитания в византийском обществе. Основные типы школ. Развитие педагогической мысли в трудах теологов и философов Византии (И.Златоуста, М.Исповедника, С.Богослова).

 

Тема 4. Воспитание и педагогическая мысль в средние века и эпоху Возрождения

Воспитание, школа и педагогическая мысль в средневековом обществе. Монополия церкви на образование. Развитие церковной культуры и появление церковных школ; содержание образования и методы обучения. «Семь свободных искусств» - содержание средневекового образования. Классификация наук в пределах «семи свободных искусств» (А.Блаженный).

Воспитание светских феодалов. Основы рыцарской системы воспитания.

Развитие христианской педагогики в трудах А.Алкуина и Ф. Аквинского. Схоластика и ее влияние на образование. Упадок старой церковной школы.

Социально-экономические обстоятельства возникновения новых типов школ светского типа. Открытие церковных и гильдейских школ. Университеты как центры средневековой культуры, образования, науки. Новые тенденции в развитии образования. Трехступенчатая школьная система. Оформление школьного дела в самостоятельную отрасль.

Изменение в направленности и характере образования в эпоху Возрождения. Синтез античных и средневековых элементов в духовной жизни эпохи Возрождения. Всесторонне развитая, социально-активная личность – главный педагогический идеал. Основные педагогические идеи в трудах гуманистов (Э. Роттердамского, Ф. Рабле, М. Монтеня, Т. Мора, Т.Кампанеллы). Попытки практического осуществления гуманистических идеалов в учебных заведениях. Школа радости В. да Фельтре. Возникновение нового типа учебного заведения общего среднего образования – гимназии.

Влияние идей Реформации на систему воспитания и образования. Организация учебных заведений. Организация системы первоначального национального образования. Педагогические идеи М.Лютера, Р.Агриколы, Ф. Меланхтона.

Контрреформационное движение и создание иезуитской системы воспитания. Содержание, формы и средства иезуитской системы воспитания. Педагогика ордена иезуитов (И.Лайола).

 

Тема 5. Образование и педагогическая мысль Западной Европы и США в ХVII- XIX веке.

Развитие индустриального общества в Западной Европе после буржуазных революций XVII - XVIII веков. Изменение целей воспитания и образования. Попытки преобразования педагогики в самостоятельную область знаний. Педагогические идеи В.Ратке. Зарождение идей индивидуально ориентированного воспитания и развивающего обучения. Я.А. Коменский - основоположник педагогической науки и школы Нового времени. Критика Я.А.Коменским схоластической школы и авторитарного воспитания. Демократические идеи всеобщего образования, единой школы. Идея природосообразного воспитания и обучения: содержание образования.

Педагогические идеи Д.Локка. Теория «чистой доски». Элитарность образования и воспитания.

Общая характеристика эпохи Просвещения. Роль Просвещения в истории образования и педагогической мысли. Зарождение идей всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественных знаний, светскости обучения. Педагогические идеи французских просветителей Д. Дидро, К. Гельвеция, В.Вольтера. Теория естественного или свободного воспитания Ж.Ж. Руссо.

Педагогическая деятельность И.Г. Песталоцци. Идеи развивающего обучения (теория элементарного образования) соединение обучения и нравственного воспитания с трудом в педагогической деятельности И.Г.Песталоцци.

Основные тенденции и национальные особенности в развитии образования европейских государств в XIX в. Подчинение школы государству. Смена сословной школы классовой. Создание системы массового образования. Развитие двух направлений в среднем образовании: классического и реального. Широкое развитие реальной и профессиональной школы.

Педагогические идеи социалистов-утопистов (Р. Оуэна, Ш. Фурье, К.А.Сен-Симона).

Педагогика И.Ф. Гербарта: идеи авторитарного воспитания как управления детьми; воспитывающего обучения как процесса формирования личности в заданных целях. Влияние дидактические идей И.Ф. Гербарта, на теорию и практику обучения и воспитания.

Педагогическая концепция природосообразного и культуросообразного воспитания А. Дистервега. Идея общечеловеческого воспитания.

Педагогическая концепция Г.Спенсера. Обучение в соответствии с основными видами человеческой жизнедеятельности.

Марксистское учение о воспитании и образовании. Взгляды К.Маркса и Ф.Энгельса на формирование всесторонней гармонически развитой личности.

Отражение особенностей капиталистического развития конца XIX в. в сфере образования и педагогической мысли. Смена педагогической парадигмы. Замена школы учебы школой труда. Кризис буржуазной системы образования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 887; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.32 (0.007 с.)