Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Материалы периодической печати↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги Поиск на нашем сайте
1. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: цивилизационный подход // Педагогика. 1995. №3. 2. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики: антропологический подход // Маgister. 1997. №7. 3. Беляев В.И. Современные подходы в историко-педагогических исследованиях // Педагогика. 1999, № 6. 4. Днепров Э.Д. Методологические проблемы истории педагогики // Советская педагогика. 1986. №8. 5. Равкин З.И. Современные проблемы историко-педагогических исследований // Педагогика. 1994. № 1. 6. Корнетов Г.Б. Гуманность Учителя Куна // Магистр. 1993. № 6. 7. Мукаева О.Д. Буддийское воспитание в контексте современности // Педагогика. 2002. № 2. 8. Клепиков В.3. Конфуций— выдающийся педагог Древнего Китая // Педагогика. 2001. №3. 9. Бим-Бад Б.М. Аристотель и Александр Великий. Материалы по политико-педагогической антропологии // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии УРАО. Вып. 4. М., 2001. 10. Корнетов Г.Б. Педагогическое наследие Аристотеля // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии УРАО. Вып. 17. М., 2002. 11. Корнетов Г.Б. Педагогика Ближневосточной исламской цивилизации: история и современность // Магистр. 1994. № 4. 12. Кошелева О.Е. Антропологические основания педагогики христианского Средневековья // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии УРАО. Вып. 2. М., 2001. 13. Кларин В.М., Петров В.М. Византийская образованность— Золотой мост тысячелетий //Педагогика. 1994. № 1. 14. Роуг В. Университеты как явление средневековой культуры // Alma Mater. 1991. № 7—8. 15. Вульфсон Б.Л. Великая французская революция и народное образование // Советская педагогика. 1989. № 6. 16. Алферов С.Ю. Борьба за создание народной школы в период Великой Французской революции // Советская педагогика. 1986. № 6. 17. Каримский A.M. Педагогические идеи Американской революции // Советская педагогика. 1976. № 7. 18. Степашко Л.А. Человек в концепции ЯА. Коменского // Педагогика. 1992. № 5—6. 19. Тангян С.А. Педагогические воззрения Гельвеция // Советская педагогика. 1965. № 2. 20. Алова В.Г, Православная педагогика в средневековой Руси: уроки для современности // Magister. 1997. №4. 21. Воробьев М.Н Православное просвещение на Руси {X—XVII вв.) // Педагогика. 1996. № 2. 22. Днепров Э.Д. Историография школы и педагогической мысли Древней Руси // Советская педагогика. 1984. № 4. 23. Бим-Бад Б.М И.Г, Песталоцци: Концепция развивающего обучения Советская педагогика. 1986.,№ 3. 24. Головашенко Ю. Роберт Оуэн и его социальная педагогика // Советская педагогика. 1971. №5. 25. Давыдов В.В. Труды Ф.А. Дистервега и современная педагогика // Педагогика. 1992. № 1—2. 26. Акульшин П.В. Граф С.С. Уваров и его роль в жизни российского общества // Педагогика 1993. №4. 27. Днепров Э.Д. Статья К.Д. Ушинского "О народности в общественном воспитании” педагогики, истории // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии УРАО. 1 Вып. 1.М., 2001. 28. И.Н., Новикова Л.И. Еще раз о записке А.С. Пушкина "О народном воспитании” Педагогика. 1999. № 4. 29. Кларин М.В. Песталоцци: подвижник педагогики //Педагогика. 1996. № 1. 30. Никольская А.А. Н.И. Пирогов: нравственный человек— цель воспитания // Педагогика.1990. №11. М., 1976. 31. Шевченко Л.И., Заплатников Л.Т. И.Г. Песталоцци: внутренний покой и внешней порядок // Педагогика. 1996. № 3. 32. Малькова З.А. Джон Дьюи — философ и педагог-реформатор // Педагогика. 1995. № 6. 33. Богуславский М.В. Генезис гуманистической парадигмы образования в отечественной педагогике начала XX в. // Педагогика. 2000. № 4. 34. Зеньковский В.В. Русская педагогика в начале XX века // Педагогика. 1997. № 2. 35. Игнатьев П.Н. Очерк о русской школе // Педагогика. 2000. № 2, 3. 36. Сластенин В.А. Педагогическое наследие П.Ф. Каптерева и современность // Педагогика. 1999. №6. 37. Богуславский М.В. Ценностные ориентиры российского образования в первой трети XX в. // Педагогика. 1996. № 6. 38. Доватор Р.Л. Русская "трудовая школа" конца XIX—начала XX в. проекты программы // Педагогика. 1990. № 10. 39. Козлова Г.Н. Образ учителя русской гимназии XIX—начала XX в. в литературе // Педагогика. 2000. № 2. 40. Никольская А.А. Отечественная педагогическая мысль накануне Октября 1917 г. // Педагогика. 1996. № 2. 41. Юдашина Н.И. Антропологическая педагогика П.Ф. Лесгафта // Педагогика. 2000. № 4. 42. Веселова В.В. Менталитет американского общества и гуманистическая парадигма образования и воспитания // Педагогика. 1999. № 8. 43. Малькова З.А. Исторический урок американской школы // Педагогика, 1998, № 4. 44. Пилиповский В.Я. Поиски новой модели школьного образования в США // Педагогика. 1996.№3. 45. Цырлина Т.В. На пути к совершенству: Антология интересных школ и педагогических находок XX века. М., 1997. (Б-ка журн. "Директор школы". 1997. Вып. 5). 46. Волков Г. Н. Парадокс Василия Сухомлинского // Педагогика. 1993. № 5. 47. Днепров Э.Д Проблемы образования в контексте общего процесса модернизации в России // Педагогика. 1996. № 6. 48. Осовский Е.Г. Образование и педагогическая мысль российского зарубежья // Педагогика. 1995.№3. 49. Степашко Л.А. Феномен советской педагогики // Педагогика. 1998. № 6. 50. Степунина О.А. Педологическая концепция П.П. Блонского и современность // Педагогика. 1995. №3 51. Стурова М.П. Живое наследие А.С. Макаренко // Педагогика. 2000. № 3. 52. Троицкий В.Ю. Национальные духовные традиции и будущее русского образования // Педагогика. 1998. № 2. 53. Хиллиг Г. А.С. Макаренко и Н.Н. Крупская // Педагогика. 1994. № 3 54. Вульфсон Б.Л. Западноевропейское образовательное пространство XXI века: прогностические модели //Педагогика. 1994. № 2. 55. Гинецинский В. И. Проблема структуризации мирового образовательного пространства//Педагогика. 1997. №3. 56. Гусинский Э., Турчанинова Ю. О Ричарде Рорти, постмодернизме и кризисе образования // Лицейское и гимназическое образование. 1998. № 1. 57. Корнетов Г.Б. Перспективы педагогики в контексте духовной ситуации постмодерна // Magister. 1999. №5. 58. Наукобаева С.У. Проблема поликультурного образования в американской педагогике // Педагогика 1993. №1. 59. Отечественное образование: тенденции и перспективы развития// Педагогика 1998 № 8. 60. Сенько Ю.В. Гуманитарное определение стиля нового педагогического мышления // Педагогика 1999 №8. 61. Тхангансов Х Т. О новой парадигме образования // Педагогика 1999 № 1 62. Гагаев П.А. Размышления о судьбах русской школы // Педагогика. – 1998. – №6. – С. 10-15. 63. Данилюк А.Я. Понятие и понимание русской национальной школы // Педагогика. – 1997. – №1. – С. 68-71. 64. Веселова В. В. Традиционные и новые ценности в системе образования США // Педагогика. – 1996. – №2. – С. 102-108. 65. Кларин В.М. И.Г. Песталоцци: Подвижник педагогики // Педагогика. – 1996. – № 1. 66. Давыдов В.В. Труды А. Дистервега и современная педагогика // Педагогика. – 1992. – № 1. 67. Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. – 1998. – №1. – С. 81-86. 68. Мухин М.М. Развитие педагогических методов в трудах и опыте Сухомлинского В.А // Советская педагогика. – 1991. – № 2. – С. 92-97.
Дополнительная литература (в частности по монографическим темам курса) предлагается преподавателями.
Список обязательной для изучения литературы (первоисточники) по курсу " История образования и педагогической мысли" 1. Я.А. Коменский. "Великая дидактика". 2. Дж. Локк. Мысли о воспитании. 3. Ж.Ж. Руссо. Эмиль, или о воспитании. 4. И.Г. Песталоцци. Как Гертруда учит своих детей, Лебединая песня. 5. А.Дистервег. Руководство к образованию немецких учителей. 6. И.Ф. Гербарт Общая педагогика выведенная из целей воспитания 7. Я. Корчак. Как любить ребенка. 8. В.Г. Белинский. О детских книгах. 9. Н.И Пирогов. Вопросы жизни. 10. К.Д. Ушинский. О народности в общественном воспитании. К вопросу о народных школах. Родной язык. Труд в его психическом и воспитательном значений, о пользе педагогической литературы. 11 Л.Н. Толстой. О народном образовании (1864г). Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы {1862 - хр 1864 - ук). 12. Н.А. Добролюбов. О значении авторитета в воспитании. 13. Д.И. Писарев. Наша университетская наука. 14.С.Т. Шацкий. Годы исканий. Бодрая жизнь. Трудовая школа. 15. Н.К. Крупская. О целях социалистической школы. О политехнизме (1929). 16. А.С. Макаренко. "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей", "Марш 30 года". Статьи: Проблемы школьного советского воспитания, О моем опыте. 17. В.А. Сухомлинский. Павлышская средняя школа. Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Мудрая власть коллектива. Родительская педагогика Разговор с молодым директором школы (одну из книг по выбору студента). 18. Сорока – Росинский В.Н. Избранные педагогические произведения. – М., 1990.
Темы рефератов по дисциплине " История образования и педагогической мысли"
1. Я.А Коменский о школе - "мастерская света, трудолюбия и гуманности". 2. Проблемы формирования познавательной активности и самостоятельности мышления в педагогике Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.Дистервега, Дж. Дьюи. 3. Народная школа И.Г. Песталоцци: теория и ее осуществление. 4. Европейские утопические социалисты о человеке и его воспитании. 5. Теория "Свободного воспитания": Ж.Ж. Руссо и Л.Н. Толстой. 6. Реформаторская педагогика (зарубежная) конец.ХIХ-ХХв .: теории и их осуществление. 7. Современная школа в развитых странах мира (по выбору студента): проблемы обучения и воспитания детей; подготовки педагогических кадров. 8. Реформы русской школы вXIX- нач. ХХ в.в. Основные тенденции развития народного образования. 9. Русская гимназия вXIX - нач.ХХв. 10. Женское образование в России в XIX- нач. ХХв. 11.Отечественная педагогическая журналистика во второй половинеХIХв. 12. Г.Ф. Лесгафт. О физическом и нравственном воспитании детей. 13. Идеи "свободного воспитания" в трудах и педагогической деятельности Л.Н. Толстого. 14. Реализация идей православной педагогики в русских школах XIX - нач XX в.в. 15. С.Т. Шацкий; педагогические взгляды и их осуществление. 16. А.С. Макаренко о трудовом воспитании. Значение его опыта для современной школы. 17. Коллектив и личность в педагогической системе А.С. Макаренко. Современная оценка его взглядов. 18. Игра в педагогической системе А.С. Макаренко. 19. Проблема педагогического таланта и мастерства в трудах и опыте А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. 20. Дидактические идеи В.А. Сухомлинского. 21. Проблемы нравственного воспитания в педагогической системе В.А. Сухомлинского. 22. Труд и красота в педагогической системе В.А. Сухомлинского. 23. В.А. Сухомлинский о воспитании мужчины и женщины. 24. В.А. Сухомлинский о "мудрой власти" коллектива. 25. В.А. Сухомлинский и Я. Корчак (сравнительный анализ педагогических взглядов). 26. Гуманизм педагогики В.А. Сухомлинского. 27. Альтернативная школа в современной России (характеристика альтернативной педагогики и школы по материалам периодической литературы). 28. Анализ материалов периодической печати по темам: семья, воспитание детей в современной семье; современные дети о себе (в России и за рубежом). 29. Семейное воспитание в России(ХIХ – ХХ в.) в мемуарной и художественной литературе (в разных социальных слоях). 30. Из истории школы в Нижнем Тагиле (в разные ее периоды). 31. Актуальные идеи античной педагогики. 32. Принцип природосообразности в западноевропейской педагогике и своеобразие его генезиса на разных исторических этапах. 33. Идея воспитывающего и развивающего обучения в классической западноевропейской педагогике. 34. Традиции Д.Локка в современной английской школе. 35. Генезис концепции свободного воспитания. 36. Антропологический принцип в педагогике: ретроспектива и перспектива. 37.Проблема детского самоуправления в педагогическом наследии А.С. Макаренко и Я.Корчака. 38. Проблема взаимоотношений педагога и воспитанников в произведениях Я.Корчака. 39. Известные учебно-воспитательные учреждения мира. 40. Проблема авторитета в воспитании в русской педагогике ХIХ века.
Студенты могут предложить также собственные темы рефератов. Программные вопросы по курсу истории образования и педагогической мысли 1. Цивилизационный и парадигмальный подходы к изучению истории образования. 2. Система воспитания в рабовладельческих государствах Древней Греции. Спартанская и Афинская система воспитания. Проблема воспитания в трудах античных философов (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан). 3. Педагогическая мысль эпохи Возрождения (В. де Фельтре, Ф. Рабле, Т. Мор, Т. Кампанелла). 4. Воспитание и школа в эпоху Средневековья (в Западной Европе). 5. Я.А. Коменский. Мировоззрение Коменского. Вопросы организации учебного процесса. Коменский о содержании образования, принципах и методах обучения, о нравственном воспитании и дисциплине, требования к учителю, "Великая дидактика".(гл. 6-12, 16-18, 19-20). 6. Педагогическая теория Д. Локка. 7. Педагогические идеи французских просветителей К.А. Гельвеция, Д. Дидро. 8. И.Г. Песталоцци. Педагогическая деятельность, разработка проблем воспитания и обучения. "Лебединая песня". "Как Гертруда учит своих детей", «Школа руда». 9. А. Дистервег. Дидактика. "Руководство к образованию немецких учителей". 10. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта. 11. Проблема воспитания в трудах социалистов-утопистов начала ХIХ в. А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна. 12. Идеи прагматической педагогики Дж. Дьюи. 13. Я. Корчак. Педагогические взгляды, "Как любить детей". 14. Общая характеристика школьных систем на современном этапе (США, Англия, Франция, ФРГ, Япония). 15. Просвещение и воспитание в Киевской Руси. 16. Особенности развития русской школы и педагогики в ХVI-ХVIIвв. 17. Просвещение и школа в России в ХVIII в., во второй половине XVIII в. 18. Педагогические взгляды русских просветителей ХVIII в., М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, А.Н. Радищева. 19. Просвещение и школа в России в первой половинеХIХв. 20. Педагогические идеи В. Г. Белинского, А.И. Герцена. 21. Школьные реформы 60-70гг. XIX в России. 22. Н.И. Пирогов. Педагогическая деятельность и взгляды на воспитание, ст. "Вопросы жизни". 23. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о воспитании. Статья Добролюбова "О значении авторитета в воспитании". 24. Педагогическая система К.Д. Ушинского. Дидактика, вопросы теории воспитания. Ушинский об учителе. Труд в его психическом и воспитательном значении. "О пользе педагогической литературы", "О народности в общественном воспитании", "О необходимости сделать русские школы русскими". 25. Педагогические идеи Л.Н. Толстого. "О народном образовании". 26. Становление советской школы в 1917-1920гг. «Положение о единой трудовой школе». 27. Становление и развитие советской школы и педагогики в 30-е годы. 28. С.Т. Шацкий. В.Н.Сорока-Росинский. Педагогическая деятельность и взгляды на воспитание. "Бодрая жизнь", «Школа имени Достоевского». 29. Развитие Советской школы в 1956-70 г.г. 30. Ж.Ж.Руссо «Эмиль или о воспитании». Теория естественного и свободного воспитания. 31. А.С. Макаренко о воспитании коллектива, личности в коллективе, нравственном, трудовом и эстетическом воспитании, воспитании детей в семье. "Проблемы школьного советского воспитания" (т. 5), "Некоторые выводы из моего педагогического опыта" (т.5), "Лекции о воспитании детей в семье", (т.4), "Книга для родителей". 32. Развитие советской школы 1970-1991 гг. 33. В.А. Сухомлинский. Педагогическая система "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", "Мудрая власть коллектива". 34. Н.К.Крупская. Разработка проблем воспитания и обучения: о целях и содержании воспитания в советской школе, о пионерском движении, воспитании в семье. Ст. «Воспитание», «К вопросу о целях школы», «Школа и пионерское движение», «Общественное воспитание», «О политехнизме». 35. Идеи трудовой школы Г.Кершенштейнера. 36. Экспериментальная педагогика Э.Меймана, В.Лая. 37. Идеи свободного воспитания М.Монтессори. с.Френе, О.Декроли. 38. Марксистская теория социирентированного воспитания. 39. Педагогические иде восточных цивилизаций. 40. Общественно-педагогическое движение 60-х гг. Х1Х в. в России. 41. Развитие советской школы и педагогики в 1946-58 гг. 42. Вальдорфская педагогика. Антропософия Р.Штайнера. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
КОЛЛОКВИУМ №1 Вопросы к собеседованию по разделу: " История зарубежной педагогики" 1. Какие элементы спартанского и афинского образования могут, с вашей точки зрения, быть использованы в современной педагогической практике? 2. Сравните педагогические взгляды Платона и Аристотеля. Чья позиция представляется вам более привлекательной и почему? 3. Что было общего и особенного в синтезе античных и христианских педагогических традиций, осуществленном в Византии в середине I тыс. и в Западной Европе эпохи Возрождения? 4. Какие общие черты объединяют средневековую христианскую и исламскую педагогику? 5. Сравните цели, содержание, методы и формы организации образования в школе Римской империи, схоластической школе Средних веков и школе, созданной деятелями Реформации? Что было общего у этих исторических типов школ? Чем они принципиально отличались друг от друга? 6. Какие педагогические механизмы, используемые иезуитами, представляют интерес для современной теории и практики образования? 7. Прослеживается ли в истории западной педагогической мысли ХVII—XVIII вв. "линия Платона" (образование как помощь душе в припоминании заложенного от рождения) и "линия Аристотеля" (образование как помощь душе в приобретении прижизненного опыта)? 8. Какие педагогические идеалы гуманистов Возрождения и идеологов Реформации нашли свое воплощение в педагогике рассматриваемого периода? 9. Сравните антропологическое обоснование роли и места образования в развитии человека в педагогических учениях К.А. Гельвеция, Д. Дидро и Ж.-Ж. Руссо. Какой из трех подходов представляется вам в наибольшей степени соответствующим современным знаниям о человеке? 10. Какие идеи деятелей Просвещения нашли свое воплощение в педагогических проектах Великой Французской революции? 11. Какие черты "школы учебы" сохранились в современном образования? 12. Какие черты "школы труда" прослеживаются в современной школе? 13. Почему идеи свободного воспитания не получили массового распространения в практике образования? 14. Какие проблемы, стоящие перед западным образованием на рубеже ХIХ- ХХв., успешно решала «школа учебы», а какие она была решить не в состоянии? 15. Выявите общее и особенное в подходах к организации образования у представителей "свободного воспитания", Я. Корчака и "гуманистической педагогики". 16. Дайте характеристику основных педагогических течений на Западе в 60—90-е гг. XXв., выделив присущую им интерпретацию природы человека, целей образования, способов их достижения. Каков позитивный потенциал и границы возможностей каждого из проанализированных вами течений?
При подготовке к коллоквиумам студенты самостоятельно готовят ответы на обозначенные вопросы, используя при этом список литературы представленный в программе. Терминологический диктант Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе. Спартанская система воспитания. Афинская система воспитания. Агеллы, педоном, педагог, дидаскал. Школа грамматиста, школа кифариста. Палестра, тривиум, квадривиум. Элементарная школа. Грамматическая школа. Общинная школа. Жреческая школа. Школа писцов. Гимнасий. Эфебия. Сократическая беседа. Воспитание, школа и развитие педагогической мысли в средние века в эпохуВозрождения. Рыцарское воспитание. Монастырские школы. Приходские школы. Система ремесленного ученичества. Катехизические методы. Цеховые школы. Семь свободных искусств. Артистический факультет. Городские школы. Сословное воспитание. Кафедральное воспитание. Схоластика. Мистика. Теология, богословие. Исповедь, проповедь. Гильдийские школы. Университет. Гуманизм, утопизм. Элитарность.
Педагогическая теория Яна Амоса Коменского. Реформация, дидактика, сенсуализм, природосообразность, всеобщность обучения, наглядность, последовательность систематичность обучения, посильность, прочность усвоения, классно-урочная система, материнская школа, школа родного языка, латинская школа-гимназия, академия, школьный год, четверть, учебная неделя, урок, каникулы, класс, демократическая единая школа. Педагогические взгляды Джона Локка. Воспитание джентльмена. «Естественное» право. Конечно-логичная польза. Классовый компромисс. «Рабочие» школы. Педагогические идеи Жан-Жака Руссо. Естественное воспитание, общечеловеческое воспитание, теория свободного воспитания "отрицательное" воспитание, дисциплина, метод естественных последствий, религия чувств. Педагогические взгляды французских материалистов XVIII века К.А. Гельвеция и Дидро. Сенсуалисты-материалисты, созерцательный материализм, просветительство, исторический идеализм, среда воспитания, человек-продукт воспитания и обстоятельств, новая мораль. Педагогическая теория Иоганна Генриха Песталоцци. Теория элементарного образования, элементарное обучение, развивающее обучение, арифметический ящик, звуковой метод обучения. Педагогические взгляды Иоганна Фридриха Гербарта. Воспитывающее обучение, апперцепция, порог, поле сознания, подсознание, ассоциативная психология, многосторонний интерес, реалии представления, чувствования, воля, примитивное, непроизвольное внимание, теория ступеней обучения: ясность, ассоциация, система, метод. Описательное, аналитическое, синтетическое обучение. Управление, обучение, нравственное воспитание, авторитарность.
Педагогические взгляды и деятельность Адольфа Дистервега. Культуросообразность, самодеятельность ребенка, конфессионализм, регулятивы, индуктивы, индуктивное преподавание. Педагогические взгляды Роберта Оуэна. Утопический социализм, обучение и производительный труд, общественное воспитание детей, ясли, детский сад, вечерняя школа, светская школа, рабочий клуб. Учение К. Маркса и Ф. Энгельса о воспитании. Всестороннее воспитание, классовое воспитание, умственное, физическое, нравственное воспитание, техническое обучение, политехнизм, социалистический гуманизм, коллективизм. Классовая мораль: аристократическая, буржуазная, пролетарская. Педагогическая мысль в странах Западной Европы и США конца XIX начала XX веков Экзистенциализм, иррационализм, неотомизм, неоруссизм, педоцентризм, тесты, гражданское воспитание, трудовая школа, педагогика действия, экспериментальная педагогика, педология, прагматическая педагогика, иллюстративная школа.
КОЛЛОКВИУМ № 2 Вопросы к собеседованию по разделу: «История русской педагогики» (дореволюционный период) 17. Дайте сравнительную характеристику древнерусских педагогических идей X—XIII вв. и западноевропейских педагогических идей того же времени. 18. Определите, какие идеи библейской педагогики стали ключевыми для отечественной педагогики XV—XVI вв.? Чем объяснялось их распространение в древнерусском обществе? 19. Какие социокультурные процессы определили новые тенденции в развитии отечественной педагогики XVII в.? 20. Какие уроки древнерусской педагогики могут быть полезны для решения современных проблем образования? 21. Какие основные различия характеризовали педагогические традиции России и Запада накануне реформ Петра I? В чем состояли "сильные" и "слабые" стороны каждой из этих традиций? Какие последствия для дальнейшего развития отечественного образования имел излишний радикализм петровских реформ? 22. Что было общего и особенного в интерпретации образования И.И. Бецким и Н.И. Новиковым? 23. Какие новые тенденции обнаружились в развитии теории и практики образования в России в конце XIX — начале XX в.? 24. Какие педагогические идеи славянофилов получили дальнейшее развитие в трудах русских религиозных философов? 25. Каким образом на рубеже XIX—XX вв. взаимодействовали западная и российская педагогика? Каковы были результаты этого взаимодействия?
Терминологический диктант
Воспитание, школа и педагогическая мысль народов СССР с древнейших времен до XVIII века. Протославяне, христианство, часослов, псалтырь, буквослагательный метод, азбуковник. Домострой, берестяные грамоты, братские школы, греко-латинская школа, мастера грамоты, благочестие, "вежество". Азбуковники. Апология Аталычество. Аскеза. Гридница. Дитя. Домострой. Изборник. Домовнее строение. Душевное строение. Киево-Могилянская Академия. Книжник. Мастера грамоты Мирское строение. Монастырские школы. Наказание. Приходская школа. Славяно-греко-латинская Академия. Секуляризация. Учение книжное Ученичество. Училище. Развитие школы и просвещения России в XVIII веке.
Государственная школа, энциклопедичность, профессионализм, Табель о рангах, сословное воспитание, принудительное обучение, школа математических и навигационных наук; морская академия, горнозаводская школа, цифирные училища, архиерейская школа, духовная семинария, академия наук, массовая школа, сословные воспитательные учреждения, институт благородных девиц, кадетский корпус, гимназия, "новая порода людей".
Развитие школы и просвещения в России в первой половине XIX века. Школьный устав, учебный округ, автономия университетов, лицей, приходские училища, уездные училища, кондуит, карцер, классицизм, реализм, система народного образования. Педагогические взгляды и деятельность К.Д. Ушинского Народность воспитания, учитель учителей, камеральные науки, звуковой метод, обучение грамоте, педагогическая антропология, мышление: формами, красками, звуками, ощущениями. Педагогическая теория В.Г. Белинского и А.И. Герцена Созерцательное воспитание, качество воспитания: достоинство, добро, долг. Человек-борец, гуманная личность, духовные средства воспитания, народность. Русская школа второй половины XIX века Общее образование, гимназия, прогимназия, реальные училища, лицей, коммерческая школа, епархиальное училище. Школы: министерские, земские, церковно-приходские, ведомственные, частные. Классовая школа, сословная школа, богословская школа, доступность образования. Реформы 60-х, контрреформы 70-х годов. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Л.Н. Толстого. Свободное воспитание, непротивление злу насилием, идеализация ребенка, религиозная нравственность, религиозное образование, религия сердца и души, развитие творчества, неутомленный ум, слуховой метод обучения, душевная школа. Народное образование и педагогическая мысль в России с конца XIX в. по октябрь 1917г. Противоречия классовой и сословной школ, внеклассный надзор, толстовско-деляновская школа, всеобщее обязательное образование, национально-культурная автономия, классная община, приготовительный класс, женская гимназия, реальное училище, частная школа, пансион, "даровая" школа, Всероссийский учительский союз. Педагогические взгляды К.Н.Вентцеля Дом свободного ребенка/свободное воспитание, богостроительство. Педагогические взгляды П.Ф.Каптерева и В.П.Вахтерова Децентрализация управления образованием, предметный метод обучения. Государственный комитет по народному образованию. КОЛЛОКВИУМ -№ 3 Вопросы к собеседованию по разделу: " История отечественной педагогики (1917 - 90-е г. г. 20в.,) 26. Оцените наследие официальной советской педагогики и опытной работы массовой советской школы с точки зрения их гуманистического потенциала. 27. Какие педагогические идеи, развиваемые в отечественной педагогике 20-х гг., стали популяризироваться во второй половине 80-х—начале 90-х гг. представителями педагогики сотрудничества? Какие из этих идей кажутся вам перспективными для развития воспитания и обучения в начале XXI в. и почему? 28. Сравните педагогические взгляды А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. Особое внимание обратите на то, как они определяли цели воспитания и обучения, а также средства их достижения. Традиции каких педагогов прошлого преимущественно развивал каждый из них? Чьи педагогические взгляды для вас более приемлемы и почему? 29. Как вы считаете, нужен ли отечественной школе образовательный стандарт, и если нужен, то какие к нему следует предъявлять требования? 30. Составьте таблицы "Реформы отечественной школы в 1917 – 1953 гг.", "Реформы отечественной школы в 1954—1985 гг.". "Реформы отечественной школы в 1986—2002 гг.". Выделите и заполните в каждой таблице четыре столбца — годы проведения реформы, провозглашенная цель реформы, реальные результаты реформы, историческое значение реформы. 31. Сравните идеалы философского и риторического образования с идеалами современной российской школы. Какой из античных идеалов при соответствующей модификации, с вашей точки зрения, в большей степени мог бы способствовать решению задач обновления отечественной школы?
Терминологический диктант Октябрьская социалистическая революция и первые преобразования в области просвещения, воспитания в 1917-20г. Школа-орудие преобразования общества, единая трудовая политехническая школа, наркомпрос, всеобщее, бесплатное обязательное обучение, "Союз учителей-интернационалистов", ликбез, беспризорность, производительный труд. Советская школа в 1921-30 г-г. Школа 1-й,2-й ступени, рабфак, ШКМ, ФЗС, ФЗУ, ГУС, комплексные программы, аккордное преподавание, рабочий, предметный, тематический комплекс. Коллективный учет знаний, само учет, Дальтон-план, метод проектов, бригадно-лабораторный метод, безрелигиозное воспитание, антирелегиозное воспитание. Советская школа в 1931-1941гг. Соцвос, аккорд, групповод, группа, шкраб, индивидуальный учет знаний, всеобщее начальное образование, проверочные испытания, историзм в преподавании, труд-центр школьной жизни, концентризм программ, предметный принцип преподавания. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность А.С.Макаренко Воспитательный коллектив: общий, первичный, этапы развития коллектива, разновозрастной отряд, сводный отряд, совет командиров, отношения взаимной ответственности, диалектичность педагогического действия, принцип параллельного воздействия, труд воспитывающий, труд нейтральный, "труд-работа", "труд-забота". Воспитанник как субъект воспитания, "перспективные линии, завтрашняя радость, проектирование личности, мажор, опора на лучшее, доверие. Доверие, уважение, требовательность, дисциплина борьбы и преодоления, единство управления и самоуправления. Колония, коммуна. Советская школа в 1941-45гг. Учет детей, патриотическое воспитание, военно-физическая подготовка, раздельное обучение, эвакуация, реэвакуация, однокомплектные школы. Советская школа в 1945-58 гг. Противоречия в воспитательной работе, космополитизм, производственное обучение, политехнизация, школы-интернаты, учительские институты. Советская школа в 1958-90-х гг. Профессиональный всеобуч, оптимизация обучения, проблемное обучение, школы продленного и полного дня, среднее ПТУ, техникум. Колледж, лицей, гимназия, УПК, одиннадцатилетняя школа, дифференциация обучения, факультативы, стабильный учебник, спецшколы, общественное воспитание детей, стажировка, аттестация учителя. Педагогические взгляды и деятельность В.А.Сухомлинского. Школа радости, воспитание без наказания, уроки мысли, воспитание чувств, воспитание доброты, материнская педагогика, культ матери, родительская школа, интеллектуальный фон, зона ближайшего развития личности ребенка, управление желаниями, воспитание привычек, эмоциональная чуткость.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.108.8 (0.01 с.) |