Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Основные этапы развития психологии
Похожие статьи вашей тематики
Основные этапы развития психологии
Этап и время
| Предмет психологии, его содержание
| Методы исследования психики
| Основные достижения
| Донаучный, до VII-VIвв. до н.э.
| Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций.
| Нет
| Общее представление об охранительной и активной роли души
| Философский, VII-VIвв. до н.э. – конец XVIII – начало XIXв.
| Античная психология
| Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения
| Специальных методов нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души
| Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека
| Психология Средневековья
| Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.
| Появление собственно психологического метода – интроспекции
| Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс
| Психология Возрождения и Нового времени
| Сознание – его содержание и пути его формирования
| Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д.
| Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теорий рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное
| Ассоцианистическая психология, конец XVIII – начало XIXв. - середина XIXв.
| Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение
| Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения)
| Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного.
| Экспериментальная психология, середина XIXв. – начало XXв.
| Элементы психики, отождествляемые главным образом с сознанием, их связи и законы
| Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов
| Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
| Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10-30-е годы ХХв.
| Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология)
| Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология)
| Появление первых концепций личности, теорий сознаний, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии.
| Дальнейшее развитие психологических школ, 40-60-е годы ХХв.
| Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциональная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология)
| Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта
| Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
| Современная психология, 60-е годы – конец ХХв.
| Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ
| Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик
| Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ
|
Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока
С VIII по ХIIв. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.
Ибн аль-Хайсам (Альгазен)
(956-1039)
| Сделал ряд важнейших открытий в области психофизиологии восприятия. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Было экспериментально изучены такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешивание цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др.
| Ибн Сина (Авиценна)
(980-1037)
| § Разработал так называемую теорию двух истин. В теории двух истин доказывалось, что существует две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Истина знания не входит в соприкосновение и противоречия с религией и имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека.
§ Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно эту вещь. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, в то время как медицина и психология изучают конкретное, единичное.
§ Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию: именно посредством воспитания осуществляется воздействие психики на организм.
§ Изучал эмоциональную сферу (аффекты). Он связал аффективную сторону душевной жизни с телесными изменениями. Его опыты дают основания видеть зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
| Ибн Рошд (Аверроэс)
(1126-1198)
| Открыл, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.
Изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.
Считал, что вместе с распадом тела индивидуальная душа тоже уничтожается.
Отделил бессмертный разум от смертной души.
|
Дифференциальная психология
Френсис Гальтон
(1822-1911)
| § Создал техники изучения индивидуальных различий, изобрел ряд специальных методик, которые стали истоком дифференциальной психологии. Гальтон использовал наряду с биографическим методом и анкеты. В дальнейшем к исследованию индивидуальных различий путем анкетирования Гальтон присоединил эксперимент. Он разработал специальные приборы для исследования индивидуальных особенностей – свисток для исследования звуковысотного слуха, дактилоскопию, глазомерную линейку и т.д. Среди достижений Гальтона следует выделить разработку метода тестов. Тест (испытание) стал одной из основных методик в лаборатории Гальтона.
§ Особо значимым явилось внедрение в психологию новых математических методов, главным образом статистических («Все, что возможно сосчитать, – считайте!»).
| Д. М. Кеттел
(1860-1944)
| Разработал новые методы диагностики индивидуальных различий – тесты («Умственные тесты и измерения» (1890г)). Разработал систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных). Использовал метод ранжирования.
| Альфред Бине
(1857-1911)
| Занимаясь исследованием большого круга вопросов (патология личности, развитие эмоций у детей, педагогическая психология, дефектология, психология искусства), Бине наибольшее внимание уделял проблеме интеллектуального развития и диагностике уровня этого развития.
Получив заказ от Министерства просвещения Франции разработал тесты, позволяющие выделить детей с задержками развития при поступлении в их школу. Совместно с Симоном были разработаны и модифицированы тесты интеллекта (IQ) (1905, 1908 и 1911гг.).
| Э. Крепелин
(1856-1926)
| Перенес экспериментально-психологические методы в психиатрическую клинику. В статье «Психологический опыт в психиатрии» поставил задачу выяснения индивидуальных признаков и способов их сочетания в целостные картины душевной жизни, отличающие одного человека от другого.
| Г. Мюнстерберг
(1863-1916)
| Мюнстерберг считал, что индивидуальные различия между людьми должны проявляться и в их профессиональной деятельности, а потому существуют профессии, наиболее подходящие или, наоборот, не подходящие для конкретного человека. Исходя из этого, он разработал диагностические методики по проведению профессионального отбора. Свои взгляды на профессиональную ориентацию и организацию психологической службы на предприятии он изложил в работе «Основы психотехники» (1914).
| В развитии тестологических исследований активное участие принимал и Штерн, который является одним из основателей дифференциальной психологии. Именно Штерн начал говорить об индивидуальной нормативности психики детей, выделив в качестве одного из важнейших свойств индивидуальный темп психического развития.
Психология развития
В конце XIX века в развитии возрастной психологии соединились два направления, которые до этого времени развивались параллельно и независимо друг от друга – исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, и этнографические исследования детства и языка, главным образом, изучение детских игр и сказок. В России о важности связи между педагогикой и психологией говорил К.Д.Ушинский. В своей работе "Человек как предмет воспитания" (1867) он писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".
Стэнли Холл
(1846-1924)
| § Холл был основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок представляет собой центр исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др. специалистов.
§ Холл обратил внимание на то, как важно изучать становление психики конкретного ребенка, анализ этого процесса может стать генетическим методом для общей психологии.
§ В своей лаборатории Холл исследовал детей подросткового и юношеского возраста, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики ребят.
§ Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Холл распространил действие биогенетического закона на психику человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека, данное утверждение получило название теории рекапитуляции.
| Эдуард Клаперед
(1873-1940)
| § Интерпретировал биогенетический закон: Клаперед считал, что известное сходство между фило- и онтогенетическим развитием психики существует не потому, что в психике ребенка заложены стадии развития вида и древние инстинкты, которые ребенок должен изживать (как это предполагает теория рекапитуляции), но потому, что существует общая логика развития психики и в филогенезе, и в онтогенезе.
§ Клаперед предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую. Задачей теоретической возрастной психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную возрастную психологию он разделял на психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определенного возраста.
§ Клаперед развивал идею о саморазвитии, саморазвертывании тех задатков, которые существуют у ребенка уже при рождении. Механизмами этого саморазвития является игра и подражание. Клаперед выделял игры, развивающие индивидуальные особенности детей, игры интеллектуальные (развивающие их познавательные способности) и аффективные игры (развивающие чувства).
| Джеймс Марк Болдуин
(1861-1934)
| Исследовал не только познавательное, но и эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Пришел к вывода, что современное общество воздействует на формирование не только эмоций, но и личностных качеств детей. Настаивал на необходимости для всех детей общественного обучения, в том числе и обучения игре. Болдуин отмечал, что социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе.
| В. Штерн
(1871-1938)
| § Штерн был одним из первых психологов, поставивших в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Штерн также уделял внимание этапам развития мышления и речи.
§ Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов – наследственности и среды – в психическом развитии. Само развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур.
§ Штерн был одним из инициаторов экспериментального исследования, тестирования детей и, в частности, усовершенствовал способы измерения их интеллекта, разработанные А. Бине, предложив измерять не умственный возраст, но коэффициент умственного развития (IQ).
§ Работы Штерна повлияли на все области возрастной психологии – от исследования когнитивных процессов до изучения развития личности, эмоций или периодизации детского развития.
|
Зоопсихология
Зоопсихология – наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического на этом уровне, изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.
Э. Торндайк
(1874-1949)
| В книге «Ум животных» (1901) он доказал, что высокоразвитые животные учатся совершенно «слепо» и выполняют действия объективно целесообразным и разумным, но без всякого понимания. Торндайк ввел новую экспериментальную технику – метод «проблемного ящика и лабиринта». После проведенных исследований пришел к выводу, что животные могут решать задачи только путем проб и ошибок.
Торндайк ввел законы научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности, закон сдвига.
| Джон Романес
(1848-1894)
| Интеллектуальные особенности человека дарвинисты трактовали как явления характерные для высшей фазы единого качественно однородного эволюционного ряда. Романес стремился утвердить преемственность и единство психики на протяжении всего эволюционного процесса. И вовсе не игнорировал различия между отдельными циклами и вариантами этого процесса. Его обвиняли в культивировании «метода анекдотов» - животным приписывались сугубо человеческие формы эмоций, переживаний.
| Ллойд-Морган
(1852-1936)
| Выдвинул «закон экономии», согласно которому недопустимо объяснять поведение исходя из более высокой психической способности, если оно может быть объяснено способностью, стоящей ниже в эволюционно-психологической шкале. Полагал, что в ряде случаев животные действуют по методу проб и ошибок, они достигают цели не сразу, но лишь после того, как перепробуют наугад разные возможности. В его понимании этот способ вовсе не означал "слепого" реагирования. Животное ищет путь, будучи вооружено определенными психическими средствами, недостаточными, однако, для вполне осмысленного действия.
| Жак Леб
(1859-1924)
| Теория тропизма: Идея единства всего органического мира привела к открытию такой фундаментальной формы жизни, по отношению к которой все остальные являются производными. Ее Леб обозначил термином «тропизм». Тропизм по своей структуре напоминает рефлекс, поскольку представляет закономерную и неотвратимую реакцию живого на внешнее воздействие. Однако он несравненно универсальнее рефлекса, так как определяет характер поведения не только живых существ, еще не обладающих нервной системой, но и растений. Между стимулом и поведенческим эффектом нет однозначной связи, действуют еще дополнительные факторы.
| Г. С. Дженнингс
(1868-1947)
| Выступал против тропизма. Он высказал положение, совпавшее с точкой зрения Ллойда-Моргана, что животное действует методом проб и ошибок.
| В.А. Вагнер
(1849-1934)
| Основоположник зоопсихологии в России. Отстаивая эволюционный подход, он провел цикл экспериментальных исследований деятельности животных, главным образом при возведении ими различных построек (строительный инстинкт у пауков, водяной жук-серебрянка, городская ласточка и ее постройки, жизнь шмелей). Все эти работы служили обоснованием выдвинутой автором программы построения зоопсихологического знания исходя из объективного метода (бионика).
|
Социальная психология
Мак-Дугалл
Г. Тард
(1843-1904)
М. Лацарус
(1824-1903)
Г. Штейнталь
(1823-1899)
Г. Лебон
(1841-1931)
| В 1908г. в работах Мак-Дугалла и Росса появился термин «социальная психология». Истоками социальной психологии являются три теории:
- психология народов (М. Лацарус, Штейнталь, Вундт);
- психология масс (Г.Тард, Г. Лебон);
- теория инстинктов социального поведения (Мак-Дугалл).
Психология народов сложилась в Германии. Ее создали философ М. Лацарус и языковед Штейнталь, далее работу в данном направлении продолжил В.Вундт. Теория психологии народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества, в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной» души.
Основатель психология масс во Франции Г. Тард. Он считал, что социальное поведение можно объяснить с позиции подражания. Непосредственными создателями психологии масс выступают С. Сигеле и Г. Лебон.
Теория инстинктов социального поведения (Мак-Дугалл): причина социального поведения лежит во врожденных инстинктах (инстинкт самосохранения, бегства и др.).
Э. Дюркгейм создал концепцию первобытного мышления, а также противопоставлял индивидуальную жизнь личности ее социальной детерминации. В труде «Индивидуальные и коллективные представления» высказал предположение, что нравственные (общественные) факты – это самостоятельные «вещи», существующие сами по себе, они навязываются человеку. По Дюркгейму, коллективные представления – это своего рода самостоятельное бытие. Дюркгейм считал, что механизмы подражания (социального поведения) не дают содержательного объяснения коллективных представлений.
| Э. Дюркгейм
(1858-1917)
|
Психотехника
Ф. Тейлор
(1856-1915)
| Разработал систему интенсификации труда для рациональной организации производства (тейлоризм). Научная организация производства, проектирование трудовых процессов требовали точных знаний о нервно-психическом потенциале рабочих и возможностях его эффективного использования. «Тейлоризм» способствовал непосредственной экономической заинтересованности предпринимателей и тем самым стимулировал развитие психотехники. Для ее построения использовались достижения экспериментальной и дифференциальной психологии. Предпринимаются попытки определить оптимальную продолжительность рабочего времени. Развертываются экспериментальные исследования проблемы утомления, создаются методы анализа профессий и профессиональной пригодности.
| Г. Мюнстерберг
| Оформил психотехнику в самостоятельную область. Широкий план разработки индустриальной психологии (психотехники) содержала книга Г. Мюнстерберга «Психология промышленной производительности» (1913), она стала важной вехой сближения психологии с практикой (вопросы руководства предприятием, профотбор и профориентация, приспособление техники к психологическим возможностям человека). Мюнстерберг, как и другие исследователи, создавшие психотехнику, первоначально вел работу в двух направлениях: с целью диагностики для профотбора он, исходя из предположения, что психическая деятельность каждого человека представляет комплекс функций (память, внимание, общий интеллект, быстрота реакции и т. д.), определял с помощью тестов уровень развития этих функций, необходимый для успешного выполнения данной работы. Здесь применялись логика и техника дифференциальной психологии. Другое направление исходило из анализа требований профессии к нервно-психическим функциям.
Мюнстербергу принадлежит идея моделирования. Исходя из того, что задано производственным процессом, нужно было воспроизвести условия, в которых он осуществляется, т.е. смоделировать жизненную ситуацию. Преимущество модели в том, что она подобна символически обозначаемой реальности. Реакции испытуемого на символы в своих структурных особенностях также подобны действительным производственным операциям.
|
Этнопсихология
Этнопсихология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая особенности психики различных народов и культур, проблемы национального характера, проблемы национальных особенностей мировосприятия, проблемы национальных особенностей взаимоотношений, закономерности формирования национального самосознания и этнических стереотипов, закономерности формирования сообщества.
М. Лацарус
(1824-1903)
Г. Штейнталь
(1823-1899)
| Развитие ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания, привело в середине XIXв. к зарождению этнопсихологии. Лацарус и Штейнталь основали «Журнал психологии народов и языкознания» (1859). В качестве главной выдвигалась задача изучения «духа» различных народов. Элементами «духа народа» выступали язык, народное творчество, письменность, религия, практическая жизнь.
| В. Вундт
(1832-1920)
| Создал психологию народов как одну из первых форм социально-психологического знания. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к ним.
| К. Д. Кавелин
(1818-1885)
| Кавелин высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. По его мнению, задача психологии народов – установление общих законов психической жизни на основе сравнения однородных явлений и продуктов духовной жизни у разных народов и у одного и того же народа в разные эпохи его исторической жизни.
| Г. Г. Шпет
(1879-1940)
| Изложил свои взгляды на этническую психологию в книге «Введение в этническую психологию» (1927). Критиковал Вундта. Шпет полагал, что продукты культуры – язык, мифы, нравы, религия, наука – вызывают у носителей культуры определенные переживания: как бы ни были люди различны, есть типически общее в их переживаниях как «откликах» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем.
По Шпету, «этническая психология имеет предметом…конкретный духовный уклад человека, народа, группы, который своеобразно сочетается с другими реальными силами исторической действительности и предопределяет действия и переживания не только индивида, но и всякой группы».
|
Основные этапы развития психологии
Этап и время
| Предмет психологии, его содержание
| Методы исследования психики
| Основные достижения
| Донаучный, до VII-VIвв. до н.э.
| Душа – без раскрытия ее конкретного содержания и функций.
| Нет
| Общее представление об охранительной и активной роли души
| Философский, VII-VIвв. до н.э. – конец XVIII – начало XIXв.
| Античная психология
| Душа – источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения
| Специальных методов нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души
| Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека
| Психология Средневековья
| Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира.
| Появление собственно психологического метода – интроспекции
| Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс
| Психология Возрождения и Нового времени
| Сознание – его содержание и пути его формирования
| Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д.
| Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теорий рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное
| Ассоцианистическая психология, конец XVIII – начало XIXв. - середина XIXв.
| Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение
| Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения)
| Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного.
| Экспериментальная психология, середина XIXв. – начало XXв.
| Элементы психики, отождествляемые главным образом с сознанием, их связи и законы
| Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов
| Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
| Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10-30-е годы ХХв.
| Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология)
| Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология)
| Появление первых концепций личности, теорий сознаний, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии.
| Дальнейшее развитие психологических школ, 40-60-е годы ХХв.
| Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциональная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология)
| Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта
| Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
| Современная психология, 60-е годы – конец ХХв.
| Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ
| Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик
| Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ
|
|