Развитие психологии в период Античности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие психологии в период Античности



Психология как часть натурфилософии

1 этап – зарождение и становление психологии (VII-IVвв. до н.э.)   Душа как источник активности и энергии. Вопросы познания и регуляции поведения ещё не исследовались. Период атомистической материалистической античности
Милетская школа Фалес (VIв. до н.э.) считал, что первоосновой мира, а следовательно, и человека, т.е его душой, является вода, без которой нет жизни. Анаксимандр (VIв. до н.э.) писал о «беспредельном», т.е. о таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается. Анаксимен (Vв. до н.э.) вечно движущимся и вечно живым началом считал воздух. Эфесская школа Гераклит (VI-Vв. до н.э.) первоосновой всего сущего считал огонь, который посредством сгущения превращается в воздух, воду и землю. Считал, что становление и развитие мира, природы и человека осуществляется по непреложным законам, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Этот закон – Логос, выражающийся прежде всего в слове, и есть та сила, которую человек называет судьбой. Элейская школа Парменид Зенон Ксенофан
 
  Демокрит(470-370гг. до н.э.). Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Считал, что душа находится в нескольких частях тела – в голове (разумная часть), груди (мужественная часть), печени (вожделеющая часть) и в органах чувств. При этом в органах чувств атомы души находятся очень близко к поверхности и могут соприкасаться с микроскопическими, не видимыми глазу копиями окружающих предметов (эйдолами), которые носятся в воздухе, попадают и в органы чувств. Демокрит утверждал, что в мире нет случайностей и все происходит по заранее заданной причине. Он писал о том, что люди придумали случай, чтобы прикрыть незнание дела и неумение управлять. На самом деле случайностей нет и все причинно обусловлено. Такой подход носит название всеобщего детерминизма. Изначально Демокрит и др. ученые считали, что именно эмоции лежат в основе нашего выбора и регулируют нашу деятельность. Демокрит в своей теории познания доказывал, что истинное знание базируется на ощущениях, а разум привносит только заблуждения. Воспитание, по мнению Демокрита, должно научить человека хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо делать. Гиппократ(ок.460-ок.370гг. до н.э.) отстаивал эмпирический характер медицинского знания. Доказал, что оно не может строиться без опытных исследований, на основе одних рассуждений. Гиппократ использовал идею Гераклита о четырех началах, из которых состоит окружающее. Гиппократ разработал свое известное учение о темпераментах, основанное на сочетании четырех видов жидкости в организме – крови, слизи, желчи черной и желчи желтой. В учении Гиппократа впервые появились мысли о дифференциации, многообразии индивидуальных вариаций общего понятия человек. Поэтому в определенной степени можно говорить и о том, что Гиппократ был первым психологом, заговорившим об индивидуальных различиях, о дифференциальной психологии.
  Алкмеон.Принцип нервизма (связь психики с мозгом), принцип подобия. Выделял три уровня жизнедеятельности: прилив крови – движение, отлив – сон, отток крови – смерть. Анаксагор.За основу мира принимаются дробные частицы – гомеомерии. Все имеет душу, т.к. нус – это ум, первичная по отношению к материи субстанция, проникающая повсюду. Принцип противоположности: нельзя получить ощущения теплого, если наше тело и воздействующий на него предмет одинаковы теплы.
  Софисты.К VIв. до н.э. в греческом обществе ощущалась настоятельная потребность в учителях, которые могли бы обучать людей, занявших высокие политические должности, но не имевших хорошего начального образования. При этом важно было обучать их не столько начаткам знаний (грамоте, арифметике), сколько искусству излагать свои мысли, логично мыслить и убеждать окружающих. Преподаватели – преимущественно философы – обучали не только философии, но и психологии, риторике, т.е. общей культуре, мудрости, поэтому их называли «учителями мудрости» – софистами. Наиболее известными представителями этой школы были Протагор («Человек есть мера всех вещей») и его ученик Горгий.
         

 

 

2 этап – период классической греческой науки (III-IIвв. до н. э.) Период гуманистической идеалистической античности
Сократ(469-399гг. до н.э.) идеализм § Диалектика – метод, применявшийся Сократом в размышлениях (сократическая беседа). Диалог, основанный на способе «наводящих размышлений», при помощи которых ученика подводят к определенному знанию. Фактически это было первой попыткой разработать технологию проблемного обучения. § Сократ впервые подошел к душе прежде всего как к источнику разума и нравственности человека, а не как к источнику активности тела, что было принято до него. § Душа – это психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. § Существует абсолютное знание, абсолютная истина, которую человек в своем размышлении о природе вещей может познать и передать другим. В любом знании, несмотря на его относительность, есть зерно истины, общей для всех, тем более это касается истины нравственной. § Сократ одним из первых в психологии обратился к речи, утверждая, что истина зафиксирована в общих понятиях, в словах и в таком виде передается от поколения к поколению. Таким образом, он впервые связал мыслительный процесс со словом. § Познавая разницу между добром и злом, человек начинает познавать самого себя. Таким образом, Сократ пришел к важнейшему положению своей теории, к переносу исследовательского интереса с окружающей действительности на человека, выразившемуся в известном изречении: «Познай самого себя».
 
  Платон (428-348гг. до н.э.) объективный идеализм Школа «Академия» § В окружающем мире выделял бытие – душу и небытие – материю, которая ничто без души. § Связь души с этикой: душа человека отличается от души животного тем, что является не только источником активности, но и хранительницей его разума и нравственности. Душа – вожделеющая, страстная и разумная. Представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, испытывающую давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых вожделеющей и страстной душой, которые не всегда можно примирить при помощи разума (положение о внутреннем конфликте души). § Платон рассматривал несколько стадий в формировании знаний, говоря об ощущении, памяти и мышлении, впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Он дал ей определение «отпечаток перстня на воске» § Память и ощущения Платон считал пассивными процессами и противопоставлял их мышлению, подчеркивая его активный характер. Активность мышления обеспечивается его связью с речью. § Писал о необходимости профессионального отбора и тестирования детей, говоря о том, что уже в детстве можно определить не только интеллектуальный уровень, но и склонности ребенка и воспитать его согласно предназначению.
  Аристотель(384-322гг. до н.э.) Школа Лицей (Ликей) § Трактат «О душе» - существует три вида души – растительная, животная и разумная. Растительная душа способна к размножению и питанию. Животная душа обладает кроме них еще четырьмя функциями – стремлением (чувствами), движением, ощущением и памятью. А разумная душа, которая есть только у человека, обладает еще и способностью к мышлению. Более высокая форма души надстраивается над предыдущей. Так, в психологии впервые появилась идея генезиса, развития. § Соотносил развитие отдельного организма с развитием всего живого мира: в отдельном человеке повторяются при его превращении из младенца в зрелое существо те ступени, которые прошел за свою историю весь органический мир. В этом обобщении в зачаточной форме была заложена идея, названная впоследствии биогенетическим законом. § Первый этап познания – ощущение, которое Аристотель понимал как активный процесс взаимодействия органов чувств с внешним миром. На следующем этапе – памяти – психика сохраняет те первичные знания, которые она получила при восприятии внешнего мира. Аристотель выделил несколько видов памяти. § Впервые в психологии появляется понятие об ассоциациях как механизмах психической жизни, механизмах познания. Выделил несколько видов ассоциаций – по сходству, контрасту и смежности в пространстве и времени. § Выделил два вида мышления (в современной классификации – логическое и интуитивное). Логическое мышление завершает сенсуалистический путь познания, в то время как интуитивное помогает актуализации знаний из врожденной, разумной части души. § Аристотель впервые выделил несколько видов эмоций, разделив чувства и аффекты по степени их влияния на поведение. Чувства, с его точки зрения, могут быть осознаны разумом и поэтому не обязательно сказываются на поведении, придавая нашим разумным поступкам лишь некоторый эмоциональный контекст. В отличие от чувств аффекты как наиболее сильные и ярко выраженные виды эмоций мало поддаются рациональному осмыслению, и потому с ними очень сложно бороться.  

 

 

Период эллинизма (IIв. до н.э. – III-IVвв. н.э.) Период эпохи эллинизма
Киники (циники) В поисках свободы доказывали, что человек должен освободиться от всего, что мешает ему обрести независимость, т.е. должен стать самодостаточным. Самодостаточность понималась ими достаточно прямолинейно, прежде всего как независимость от достижений общества, цивилизации – хорошей одежды, пищи, дома. Киники также доказывали, что человек должен освободиться от стыда, не должен стыдиться нарушения моральных запретов, своей неграмотности и вообще не должен зависеть от тех знаний, которые изобрели до него, поэтому невежество, негативизм – это символы независимости.   Эпикурейцы Эпикур (341-270гг. до н.э.), исследовав разницу между душой животного и человека, выделил четыре части души, три из которых существуют как у животных, так и у человека. Это огонь, дающий тепло; пневма, обеспечивающая движение; и ветер, позволяющий дышать. Четвертая часть – душа души есть только у человека и связана с чисто психическими, а не психофизиологическими функциями души – чувствами, мышлением, нравственностью. В теории познания Эпикура присутствовали уже все этапы переработки знаний: помимо ощущений и мышления – еще память и воображение. Эпикур отстаивал мысль о том, что именно ощущения и есть основа всех наших знаний, в том числе и самых абстрактных. Таким образом, можно сказать, что Эпикур был первым в античной психологии последовательным сенсуалистом. Особенность позиции Эпикура не в отрицании разума, а в обосновании ведущей роли эмоций, которые и являются причиной активности. Стоики Стоики выделили восемь частей души, из которых только одна не связана с процессом познания, но отвечает за продолжение рода. Остальные пять – это пять органов чувств (обоняние, осязание, вкус, слух и зрение), а также мышление и речь. В процессе познания они выделили пять ступеней – ощущение, память, воображение, фантазию и мышление (внешнее и внутреннее). При этом под внешним мышлением стоики понимали речь, полностью отождествляя эти процессы. Главный постулат этой школы – человек не может быть абсолютно свободным, так как он живет по законам того мира, в который попадает. Главный нравственный закон стоиков: личная свобода проявляется в том, что каждый человек может сохранить свою сущность, свое достоинство в любых, самых тяжелых обстоятельствах. Стоики разработали теорию аффектов, в том числе и способы борьбы с ними, которым необходимо было обучать детей с первых лет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.191 (0.005 с.)