Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока



С VIII по ХIIв. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.

Ибн аль-Хайсам (Альгазен) (956-1039) Сделал ряд важнейших открытий в области психофизиологии восприятия. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Было экспериментально изучены такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешивание цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др.
Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) § Разработал так называемую теорию двух истин. В теории двух истин доказывалось, что существует две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Истина знания не входит в соприкосновение и противоречия с религией и имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека. § Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно эту вещь. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, в то время как медицина и психология изучают конкретное, единичное. § Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию: именно посредством воспитания осуществляется воздействие психики на организм. § Изучал эмоциональную сферу (аффекты). Он связал аффективную сторону душевной жизни с телесными изменениями. Его опыты дают основания видеть зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.  
Ибн Рошд (Аверроэс) (1126-1198) Открыл, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка. Изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы. Считал, что вместе с распадом тела индивидуальная душа тоже уничтожается. Отделил бессмертный разум от смертной души.

Психологические идеи средневековой Европы

Философия раннего средневековья называлась апологетикой, а ее представители – апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, т.е. сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан. Патристика – учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. Схоластика («школьная философия») – философия, которая была приспособлена для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения. Схоластика предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь.

 

Психология в позднем Средневековье (XII-XVвека)
Роджер Бэкон (1214-1292) § Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Ратовал за развитие объективного знания, доказывая, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. § Доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание. § Ему принадлежит известный афоризм «Знания – сила», доказывавший безграничность способностей и возможностей человека.
Фома Аквинский (1226-1274) § Разработал особую систему – томизм, в которой не только систематизировал накопленные в то время наукой знания, но и пытался примирить богословие с наукой. § Доказывал, что мышление – это имманентное, главное свойство души, без него душа не существует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии разума. § Душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. После томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активность – сознательность, которая противопоставлялась бессознательным проявлениям душевной жизни других живых существ. § СенсуализмАквинского: он писал, что для ощущений необходимо тело, органы восприятия. Разум, хотя и не пользуется непосредственно органами чувств, не может нормально работать без их данных, без образцов окружающего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному.
Дунс Скот (1270-1308) Ввел в психологию важное положение об активном характере ощущений и из связи с деятельностью. Считал, что познание должно быть направлено на познание индивидуального, конкретного в каждой вещи.
Уильям Оккам (1285-1349) § Развивая идеи номинализма, Оккам утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей. § «Бритва Оккама»: афоризм, выражающий позитивистский принцип экономии мышления – «Сущностей не следует умножать без необходимости». § Разграничил сферу разума и область веры. § Различал две разновидности знания (что вытекает из различия между душой чувствующей и душой разумной): интуитивное знание и абстрактное знание.

 

Психологические идеи в эпоху Возрождения: изменение стиля научного мышления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.2 (0.005 с.)