Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Зарождение психологической мысли в странах Древнего Востока
Похожие статьи вашей тематики
С VIII по ХIIв. большое количество психологических исследований проводилось на Востоке, куда переместились основные психологические и философские школы из Греции и Рима. Важное значение имел следующий факт: арабские ученые настаивали на том, что изучение психики должно основываться не только на философских концепциях о душе, но и на данных естественных наук, прежде всего медицины.
Ибн аль-Хайсам (Альгазен)
(956-1039)
| Сделал ряд важнейших открытий в области психофизиологии восприятия. За основу зрительного восприятия Ибн аль-Хайсам принял построение в глазу по законам оптики образа внешнего объекта. Было экспериментально изучены такие важные явления, как бинокулярное зрение, смешивание цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явление контраста и др.
| Ибн Сина (Авиценна)
(980-1037)
| § Разработал так называемую теорию двух истин. В теории двух истин доказывалось, что существует две независимые, как параллельные прямые, истины – вера и знание. Истина знания не входит в соприкосновение и противоречия с религией и имеет право на собственную область исследований и на собственные методы изучения человека.
§ Изучая процесс познания, Ибн Сина подчеркивал, что в каждой вещи есть всеобщее, которое роднит ее с другими предметами данного класса, а также отличное от других, единичное – то, что характеризует именно эту вещь. Философия исследует сущее, множественное в каждой вещи, в то время как медицина и психология изучают конкретное, единичное.
§ Ибн Сина был одним из первых исследователей в области возрастной психофизиологии, изучал связь между физическим развитием организма и его психологическими особенностями в различные возрастные периоды. При этом важное значение он придавал воспитанию: именно посредством воспитания осуществляется воздействие психики на организм.
§ Изучал эмоциональную сферу (аффекты). Он связал аффективную сторону душевной жизни с телесными изменениями. Его опыты дают основания видеть зачатки экспериментальной психофизиологии эмоциональных состояний.
| Ибн Рошд (Аверроэс)
(1126-1198)
| Открыл, что чувствующей частью органа зрения является не хрусталик, а сетчатая оболочка.
Изучал устройство человеческого тела и его органов чувств, показав зависимость восприятия окружающего мира от свойств нервной системы.
Считал, что вместе с распадом тела индивидуальная душа тоже уничтожается.
Отделил бессмертный разум от смертной души.
|
Психологические идеи средневековой Европы
Философия раннего средневековья называлась апологетикой, а ее представители – апологетами. Это название они получили потому, что их сочинения нередко носили наименование и характер апологий, т.е. сочинений, направленных на защиту и оправдание христианского вероучения и деятельности христиан. Патристика – учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. Схоластика («школьная философия») – философия, которая была приспособлена для широкого обучения людей основам христианского мировоззрения. Схоластика предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь.
Психология в позднем Средневековье (XII-XVвека)
| Роджер Бэкон
(1214-1292)
| § Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Ратовал за развитие объективного знания, доказывая, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук.
§ Доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание.
§ Ему принадлежит известный афоризм «Знания – сила», доказывавший безграничность способностей и возможностей человека.
| Фома Аквинский
(1226-1274)
| § Разработал особую систему – томизм, в которой не только систематизировал накопленные в то время наукой знания, но и пытался примирить богословие с наукой.
§ Доказывал, что мышление – это имманентное, главное свойство души, без него душа не существует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии разума.
§ Душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. После томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активность – сознательность, которая противопоставлялась бессознательным проявлениям душевной жизни других живых существ.
§ СенсуализмАквинского: он писал, что для ощущений необходимо тело, органы восприятия. Разум, хотя и не пользуется непосредственно органами чувств, не может нормально работать без их данных, без образцов окружающего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному.
| Дунс Скот
(1270-1308)
| Ввел в психологию важное положение об активном характере ощущений и из связи с деятельностью. Считал, что познание должно быть направлено на познание индивидуального, конкретного в каждой вещи.
| Уильям Оккам
(1285-1349)
| § Развивая идеи номинализма, Оккам утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей.
§ «Бритва Оккама»: афоризм, выражающий позитивистский принцип экономии мышления – «Сущностей не следует умножать без необходимости».
§ Разграничил сферу разума и область веры.
§ Различал две разновидности знания (что вытекает из различия между душой чувствующей и душой разумной): интуитивное знание и абстрактное знание.
|
Психологические идеи в эпоху Возрождения: изменение стиля научного мышления
Леонардо да Винчи
(1452-1515)
| Он представлял новую науку, которая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. В своей практике они были преобразователями мира, их опыт радикально менял культуру и строй мышления. Высшей ценностью становился не божественный разум, а, говоря языком Леонардо, – «божественная наука живописи».
| Бернардино Телезио
(1509-1588)
| § Дал новую трактовку эмоций и развития аффектов.
§ Учение о движущих силах, являющихся источником энергии для разных форм развития. В качестве основных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность к расширению и сокращению и т.д. борьба противоположных сил и есть источник всякого развития.
§ Телезио считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, в его концепции впервые появилась идея гомеостаза. Закону самосохранения подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положительных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных – ее слабость, мешающая самосохранению.
| Хуан Луис (Людовик) Вивес (1492-1540)
| § В своей работе «О душе и жизни» Вивес обосновывал новый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построения понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных – индукцию (Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к общему).
§ Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного переживания является не его сдерживание или подавление разумом, а вытеснение другим, более сильным переживанием.
| Хуан Уарте
(1530-1592)
| Работа «Исследование способностей к наукам» - это первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индивидуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. Данную работу можно назвать первым исследованием по дифференциальной психологии. Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элементов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих дарований.
|
|