Эволюционная теория Ч. Дарвина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюционная теория Ч. Дарвина



Чарльз Роберт Дарвин (1809-1882) Согласно Дарвину, естественный отбор безжалостно истребляет живые субстраты, которым не удается справиться с трудностями среды. Причем здесь имелась как бы двойная активность. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (стало быть, и психические), чтобы выжить, а среда изменялась, и организм вынужден был, опять-таки пуская в ход свои ресурсы, приспособляться (адаптироваться). Поэтому среда благодаря своим изменениям оказывалась творческой силой. В главном труде Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) показано, что окружающая среда является силой, способной не только вызывать реакции, но и изменять жизнедеятельность, поскольку от организма требуется приспособиться к ней. Изменилось и понятие о самом организме: предшествующая биология считала виды неизменными, а живое тело – своего рода машиной с раз и навсегда фиксированной физической и психической конструкцией. Рассматривая телесные процессы и функции в качестве продукта и орудия приспособления к внешним условиям жизни, Дарвин выдвинул новую модель анализа поведения в целом и его компонентов (включая психические) в частности. При этом психика становилась закономерным результатом развития жизни, инструментом адаптации. Среда до Дарвина мыслилась в виде совокупности стимулов, которые производят в организме эффект соответственно изначально заданному устройству. Столь же важное научное и мировоззренческое значение имела книга Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» (1871). Сравнивая человеческий организм с животным, Дарвин не ограничился анатомическими и физиологическими признаками. Он подверг тщательному сравнению выразительные движения, которые сопровождаются эмоциональными состояниями, установив сходство между этими движениями у человека и высокоорганизованных живых существ (обезьян). Свои наблюдения он изложил в книге «Выражение эмоций у животных и человека» (1972). Основная объяснительная идея Дарвина заключалась в том, что выразительные движения (оскал зубов, сжатие кулаков и др.) – это не что иное, как рудименты (остаточные явления) движений наших далеких предков. Некогда, в условиях непосредственной борьбы за жизнь, эти движения имели важный практический смысл. Учение Дарвина изменило сам стиль психологического мышления, стимулировало возникновение новых областей психологической науки – дифференциальной психологи (импульс которой придала идея Дарвина о том, что генетические факторы (наследственность) определяют различия между людьми), генетической психологии, зоопсихологии.

Развитие экспериментальной психологии в Европе на рубеже XIX-XXв. открытие первой психологической лаборатории.

Эрнест Вебер Вебер задался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное в ощущении. Вебером был сформулирован закон различной чувствительности. По этому закону для того, чтобы произошла разница в ощущениях, новый раздражитель должен находиться в известном отношении к исходному. Это отношение для каждого из органов чувств есть величина постоянная, она устанавливалась опытным путем. Этим обобщением Вебер подошел к мысли о возможности измерений в психологии.
Густав Теодор Фехнер (1801-1887) § Утверждал, что сознание разлито по Вселенной, небесные тела одушевлены, а материя – лишь оборотная, теневая сторона психического. Он задумывался над возможностью доказать это с помощью математики и эксперимента. § Фехнер делил психофизику на внешнюю и внутреннюю. Под внешней понимал закономерное соответствие между психическим и физиологическим. Под внутренней - соотношение между психическим и физиологическим. Разработал только внешнюю психофизику. Целью было – измерить ощущения. Фехнер предположил, что измерить ощущения можно измерив интенсивность физического раздражителя. Точкой отсчета выступала та минимальная величина раздражителя, при которой возникает первое едва заметное ощущение (нижний порог чувствительности). Фехнер обратил внимание на то, что сходные эксперименты проводил за четверть века до него его соотечественник Э.Вебер, который ввел понятие об «едва заметном различии между ощущениями». Причем это «едва заметное различие» не является одинаковым для всех видов ощущений. Появилось представление о порогах ощущений, т.е. о величине раздражителя, меняющего ощущение. Была установлена закономерность, гласящая: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула. Это отношение получило имя закона Вебера-Фехнера. Данное направление исследований было названо психофизикой, поскольку его содержание определялось экспериментальным изучением и измерением зависимости психических состояний от физических воздействий. § Фехнер стал создателем экспериментальной эстетики. Свой общий экспериментально-математический подход он применил к сравнению объектов искусства, пытаясь найти формулу, которая позволила бы определить, какие именно объекты и благодаря каким свойствам воспринимаются как приятные, а какие не вызывают ощущения красоты. Фехнер занялся тщательным измерением книг, карт, окон, предметов домашнего обихода, а также произведений искусства (в частности, изображений Мадонны) в надежде найти те количественные отношения между линиями, которые вызывают позитивные эстетические чувства.
Франц Дондерс (1818-1889) Провел эксперименты по изучению скорости протекания психических процессов и начал измерять скорость реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Так были заложены основы психометрии. При этом измерялось время как простых, так и сложных реакций.
Герман Людвиг Гельмгольц (1821-1894) § Гельмгольц был одним из авторов трансформации закона сохранения и превращения энергии к психологии, он впервые измерил скорость протекания физиологического процесса в нервном волокне (она считалась огромной и недоступной изучению) с помощью изобретенного им прибора – кинографа, позволяющего записывать реакцию на вращающемся барабане (1850г). § Труды Гельмгольца «Учение о слуховых ощущениях как функциональная основа теории музыки» (1873) и «Физиологическая оптика» (1867) составили фундамент знаний о строении и функциях органов чувств. К 60-м годам XIXв. Благодаря работам Гельмгольца и Вебера осязание, зрение и слух получила основательную разработку. § В трудах Гельмгольца частично была исследована идея о влиянии мышления на работу органов чувств. Ему принадлежит ряд выдающихся открытий и теорий, которые фактически положили начало новой отрасли психологии – психофизиологии. Психические процессы, будучи отделенными от физиологических (нервных), совершаются во времени и пространстве. § В. Карпентер ввел понятие «идеомоторный акт» - движение, которое автоматически вызывается не раздражением нервных окончаний самих по себе, а идеей, образом. Развил учение психофизиологии.
Эдуард Пфлюгер (1829-1910) Подверг экспериментальной критике схему рефлекса (опыты с лягушкой). Чисто физиологическое учение о рефлексе в его механическом варианте бессильно объяснить его адаптивные реакции. Пфлюгер установил дополнительный фактор и назвал его «сенсорной механикой». Пфлюгер доказал своими опытами различие между примитивной психикой (сенсорной функцией) и сознанием. Ввел психических фактор как регулятор поведения.  
Герман Эббингауз (1850-1909) § Эббингаузу принадлежит выдающаяся роль в развитии экспериментальной психологии. Он занялся ею, когда предметом этой науки считались процессы и акты сознания субъекта, а методом – интроспекция, контролируемая с помощью приборов. Эббингауз применил взамен субъективного метода объективный, соединив его с количественным анализом данных. В то время считалось, что экспериментально можно изучать лишь деятельность органов чувств – ведь только на них можно воздействовать различными приборами. Что же касается сложных психических процессов – таких как память и мышление, то их изучение опытными, лабораторными методами не вел никто. Заслуга Эббингауза прежде всего в том, что он отважился подвергнуть эксперименту память. Он ставил эксперименты на самом себе. § Эббингауз задался целью установить законы памяти в «чистом» виде и для этого изобрел особый материал. Единицей такого материала стали не целые слова (ведь они всегда связаны с понятиями), а части слов – отдельные бессмысленные слоги. Каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними («бов», «гис», «лоч» и т.п.). Составив список бессмысленных «слов» (около 2300), Эббингауз экспериментировал с ним на протяжении пяти лет. Итоги исследования он изложил в книге «О памяти». § Кривая забывания Эббингауза: быстро падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие часы и еще меньше – в ближайшие дни. § Эббингауз выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины и установил, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания.
Вильгельм Вундт (1832-1920) § В книге «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862) Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии. План ее формирования был изложен в «Лекциях о душе человека и животных» (1863) и включал два направления исследования: анализ индивидуального сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; изучение «психологии» народов, т.е. психологических аспектов культуры – языка, мифа, нравов различных народов и др. § В 1879г. В.Вундт создалпервую в мире лабораторию экспериментальной психологии в Лейпциге, преобразованную впоследствии в институт. В лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. § Десятитомная «Психология народов» (1900-1920): отличается обилием материала по этнографии, истории языка, антропологии и др. В этой работе Вундт высказал важную мысль о том, методом исследования психологии народов может стать анализ продуктов его творческой деятельности, например, языка, сказок, мифов, религии и других предметов культуры. § Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек (тогда как прежде эксперименты ставились только на животных), психология может разрабатываться как самостоятельная наука. Вундта в дальнейшем стали называть «отцом» экспериментальной психологии.

Дифференциальная психология

Френсис Гальтон (1822-1911) § Создал техники изучения индивидуальных различий, изобрел ряд специальных методик, которые стали истоком дифференциальной психологии. Гальтон использовал наряду с биографическим методом и анкеты. В дальнейшем к исследованию индивидуальных различий путем анкетирования Гальтон присоединил эксперимент. Он разработал специальные приборы для исследования индивидуальных особенностей – свисток для исследования звуковысотного слуха, дактилоскопию, глазомерную линейку и т.д. Среди достижений Гальтона следует выделить разработку метода тестов. Тест (испытание) стал одной из основных методик в лаборатории Гальтона. § Особо значимым явилось внедрение в психологию новых математических методов, главным образом статистических («Все, что возможно сосчитать, – считайте!»).
Д. М. Кеттел (1860-1944) Разработал новые методы диагностики индивидуальных различий – тесты («Умственные тесты и измерения» (1890г)). Разработал систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных). Использовал метод ранжирования.
Альфред Бине (1857-1911) Занимаясь исследованием большого круга вопросов (патология личности, развитие эмоций у детей, педагогическая психология, дефектология, психология искусства), Бине наибольшее внимание уделял проблеме интеллектуального развития и диагностике уровня этого развития. Получив заказ от Министерства просвещения Франции разработал тесты, позволяющие выделить детей с задержками развития при поступлении в их школу. Совместно с Симоном были разработаны и модифицированы тесты интеллекта (IQ) (1905, 1908 и 1911гг.).
Э. Крепелин (1856-1926) Перенес экспериментально-психологические методы в психиатрическую клинику. В статье «Психологический опыт в психиатрии» поставил задачу выяснения индивидуальных признаков и способов их сочетания в целостные картины душевной жизни, отличающие одного человека от другого.
Г. Мюнстерберг (1863-1916) Мюнстерберг считал, что индивидуальные различия между людьми должны проявляться и в их профессиональной деятельности, а потому существуют профессии, наиболее подходящие или, наоборот, не подходящие для конкретного человека. Исходя из этого, он разработал диагностические методики по проведению профессионального отбора. Свои взгляды на профессиональную ориентацию и организацию психологической службы на предприятии он изложил в работе «Основы психотехники» (1914).

В развитии тестологических исследований активное участие принимал и Штерн, который является одним из основателей дифференциальной психологии. Именно Штерн начал говорить об индивидуальной нормативности психики детей, выделив в качестве одного из важнейших свойств индивидуальный темп психического развития.

 

Психология развития

В конце XIX века в развитии возрастной психологии соединились два направления, которые до этого времени развивались параллельно и независимо друг от друга – исследования детского развития, которые были связаны с естествознанием и медициной, и этнографические исследования детства и языка, главным образом, изучение детских игр и сказок. В России о важности связи между педагогикой и психологией говорил К.Д.Ушинский. В своей работе "Человек как предмет воспитания" (1867) он писал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях".

 

Стэнли Холл (1846-1924) § Холл был основателем педологии – комплексной науки о ребенке, в основе которой лежит идея педоцентризма, т.е. идея о том, что ребенок представляет собой центр исследовательских интересов многих профессионалов – психологов, педагогов, биологов, педиатров, антропологов, социологов и др. специалистов. § Холл обратил внимание на то, как важно изучать становление психики конкретного ребенка, анализ этого процесса может стать генетическим методом для общей психологии. § В своей лаборатории Холл исследовал детей подросткового и юношеского возраста, разработав для них специальные вопросники, целью которых было изучение различных сторон психики ребят. § Исследуя психическое развитие ребенка, Холл пришел к выводу, что в его основе лежит биогенетический закон, сформулированный учеником Дарвина Э. Геккелем. Холл распространил действие биогенетического закона на психику человека, доказывая, что онтогенетическое развитие психики ребенка кратко повторяет все стадии филогенетического развития психики человека, данное утверждение получило название теории рекапитуляции.
Эдуард Клаперед (1873-1940) § Интерпретировал биогенетический закон: Клаперед считал, что известное сходство между фило- и онтогенетическим развитием психики существует не потому, что в психике ребенка заложены стадии развития вида и древние инстинкты, которые ребенок должен изживать (как это предполагает теория рекапитуляции), но потому, что существует общая логика развития психики и в филогенезе, и в онтогенезе. § Клаперед предложил разделить детскую психологию на прикладную и теоретическую. Задачей теоретической возрастной психологии он считал исследование законов психической жизни и этапов психического развития детей. Прикладную возрастную психологию он разделял на психогностику и психотехнику. Психогностика имела целью диагностику, измерение психического развития детей, а психотехника была направлена на разработку методов обучения и воспитания, адекватных для детей определенного возраста. § Клаперед развивал идею о саморазвитии, саморазвертывании тех задатков, которые существуют у ребенка уже при рождении. Механизмами этого саморазвития является игра и подражание. Клаперед выделял игры, развивающие индивидуальные особенности детей, игры интеллектуальные (развивающие их познавательные способности) и аффективные игры (развивающие чувства).
Джеймс Марк Болдуин (1861-1934) Исследовал не только познавательное, но и эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Пришел к вывода, что современное общество воздействует на формирование не только эмоций, но и личностных качеств детей. Настаивал на необходимости для всех детей общественного обучения, в том числе и обучения игре. Болдуин отмечал, что социальная среда и наследственность определяют уровень социальных достижений человека в данном обществе.
В. Штерн (1871-1938) § Штерн был одним из первых психологов, поставивших в центр своих исследовательских интересов анализ развития личности ребенка. Штерн также уделял внимание этапам развития мышления и речи. § Штерн считал, что личность – это самоопределяющаяся, сознательно и целенаправленно действующая целостность, обладающая определенной глубиной (сознательным и бессознательным слоями). Он исходил из того, что психическое развитие – это саморазвитие, саморазвертывание имеющихся у человека задатков, которое направляется и определяется той средой, в которой живет ребенок. Эта теория получила название теории конвергенции, так как в ней учитывалась роль двух факторов – наследственности и среды – в психическом развитии. Само развитие Штерн понимал как рост, дифференциацию и преобразование психических структур. § Штерн был одним из инициаторов экспериментального исследования, тестирования детей и, в частности, усовершенствовал способы измерения их интеллекта, разработанные А. Бине, предложив измерять не умственный возраст, но коэффициент умственного развития (IQ). § Работы Штерна повлияли на все области возрастной психологии – от исследования когнитивных процессов до изучения развития личности, эмоций или периодизации детского развития.

 

Зоопсихология

Зоопсихология – наука о психике животных, о проявлениях и закономерностях психического на этом уровне, изучает формирование психических процессов у животных в онтогенезе, происхождение психики и ее развитие в процессе эволюции, биологические предпосылки и предысторию зарождения человеческого сознания.

Э. Торндайк (1874-1949) В книге «Ум животных» (1901) он доказал, что высокоразвитые животные учатся совершенно «слепо» и выполняют действия объективно целесообразным и разумным, но без всякого понимания. Торндайк ввел новую экспериментальную технику – метод «проблемного ящика и лабиринта». После проведенных исследований пришел к выводу, что животные могут решать задачи только путем проб и ошибок. Торндайк ввел законы научения: закон эффекта, закон упражнения, закон готовности, закон сдвига.
Джон Романес (1848-1894) Интеллектуальные особенности человека дарвинисты трактовали как явления характерные для высшей фазы единого качественно однородного эволюционного ряда. Романес стремился утвердить преемственность и единство психики на протяжении всего эволюционного процесса. И вовсе не игнорировал различия между отдельными циклами и вариантами этого процесса. Его обвиняли в культивировании «метода анекдотов» - животным приписывались сугубо человеческие формы эмоций, переживаний.
Ллойд-Морган (1852-1936) Выдвинул «закон экономии», согласно которому недопустимо объяснять поведение исходя из более высокой психической способности, если оно может быть объяснено способностью, стоящей ниже в эволюционно-психологической шкале. Полагал, что в ряде случаев животные действуют по методу проб и ошибок, они достигают цели не сразу, но лишь после того, как перепробуют наугад разные возможности. В его понимании этот способ вовсе не означал "слепого" реагирования. Животное ищет путь, будучи вооружено определенными психическими средствами, недостаточными, однако, для вполне осмысленного действия.
Жак Леб (1859-1924) Теория тропизма: Идея единства всего органического мира привела к открытию такой фундаментальной формы жизни, по отношению к которой все остальные являются производными. Ее Леб обозначил термином «тропизм». Тропизм по своей структуре напоминает рефлекс, поскольку представляет закономерную и неотвратимую реакцию живого на внешнее воздействие. Однако он несравненно универсальнее рефлекса, так как определяет характер поведения не только живых существ, еще не обладающих нервной системой, но и растений. Между стимулом и поведенческим эффектом нет однозначной связи, действуют еще дополнительные факторы.
Г. С. Дженнингс (1868-1947) Выступал против тропизма. Он высказал положение, совпавшее с точкой зрения Ллойда-Моргана, что животное действует методом проб и ошибок.
В.А. Вагнер (1849-1934) Основоположник зоопсихологии в России. Отстаивая эволюционный подход, он провел цикл экспериментальных исследований деятельности животных, главным образом при возведении ими различных построек (строительный инстинкт у пауков, водяной жук-серебрянка, городская ласточка и ее постройки, жизнь шмелей). Все эти работы служили обоснованием выдвинутой автором программы построения зоопсихологического знания исходя из объективного метода (бионика).

 

Социальная психология

Мак-Дугалл Г. Тард (1843-1904) М. Лацарус (1824-1903) Г. Штейнталь (1823-1899) Г. Лебон (1841-1931) В 1908г. в работах Мак-Дугалла и Росса появился термин «социальная психология». Истоками социальной психологии являются три теории: - психология народов (М. Лацарус, Штейнталь, Вундт); - психология масс (Г.Тард, Г. Лебон); - теория инстинктов социального поведения (Мак-Дугалл). Психология народов сложилась в Германии. Ее создали философ М. Лацарус и языковед Штейнталь, далее работу в данном направлении продолжил В.Вундт. Теория психологии народов предлагала «коллективистическое» решение вопроса о соотношении личности и общества, в ней допускалось субстанциональное существование «сверхиндивидуальной» души. Основатель психология масс во Франции Г. Тард. Он считал, что социальное поведение можно объяснить с позиции подражания. Непосредственными создателями психологии масс выступают С. Сигеле и Г. Лебон. Теория инстинктов социального поведения (Мак-Дугалл): причина социального поведения лежит во врожденных инстинктах (инстинкт самосохранения, бегства и др.). Э. Дюркгейм создал концепцию первобытного мышления, а также противопоставлял индивидуальную жизнь личности ее социальной детерминации. В труде «Индивидуальные и коллективные представления» высказал предположение, что нравственные (общественные) факты – это самостоятельные «вещи», существующие сами по себе, они навязываются человеку. По Дюркгейму, коллективные представления – это своего рода самостоятельное бытие. Дюркгейм считал, что механизмы подражания (социального поведения) не дают содержательного объяснения коллективных представлений.
Э. Дюркгейм (1858-1917)

 

 

Психотехника

Ф. Тейлор (1856-1915) Разработал систему интенсификации труда для рациональной организации производства (тейлоризм). Научная организация производства, проектирование трудовых процессов требовали точных знаний о нервно-психическом потенциале рабочих и возможностях его эффективного использования. «Тейлоризм» способствовал непосредственной экономической заинтересованности предпринимателей и тем самым стимулировал развитие психотехники. Для ее построения использовались достижения экспериментальной и дифференциальной психологии. Предпринимаются попытки определить оптимальную продолжительность рабочего времени. Развертываются экспериментальные исследования проблемы утомления, создаются методы анализа профессий и профессиональной пригодности.
Г. Мюнстерберг   Оформил психотехнику в самостоятельную область. Широкий план разработки индустриальной психологии (психотехники) содержала книга Г. Мюнстерберга «Психология промышленной производительности» (1913), она стала важной вехой сближения психологии с практикой (вопросы руководства предприятием, профотбор и профориентация, приспособление техники к психологическим возможностям человека). Мюнстерберг, как и другие исследователи, создавшие психотехнику, первоначально вел работу в двух направлениях: с целью диагностики для профотбора он, исходя из предположения, что психическая деятельность каждого человека представляет комплекс функций (память, внимание, общий интеллект, быстрота реакции и т. д.), определял с помощью тестов уровень развития этих функций, необходимый для успешного выполнения данной работы. Здесь применялись логика и техника дифференциальной психологии. Другое направление исходило из анализа требований профессии к нервно-психическим функциям. Мюнстербергу принадлежит идея моделирования. Исходя из того, что задано производственным процессом, нужно было воспроизвести условия, в которых он осуществляется, т.е. смоделировать жизненную ситуацию. Преимущество модели в том, что она подобна символически обозначаемой реальности. Реакции испытуемого на символы в своих структурных особенностях также подобны действительным производственным операциям.  

 

Этнопсихология

Этнопсихология – это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая особенности психики различных народов и культур, проблемы национального характера, проблемы национальных особенностей мировосприятия, проблемы национальных особенностей взаимоотношений, закономерности формирования национального самосознания и этнических стереотипов, закономерности формирования сообщества.

 

М. Лацарус (1824-1903) Г. Штейнталь (1823-1899) Развитие ряда наук, прежде всего этнографии, психологии и языкознания, привело в середине XIXв. к зарождению этнопсихологии. Лацарус и Штейнталь основали «Журнал психологии народов и языкознания» (1859). В качестве главной выдвигалась задача изучения «духа» различных народов. Элементами «духа народа» выступали язык, народное творчество, письменность, религия, практическая жизнь.
В. Вундт (1832-1920) Создал психологию народов как одну из первых форм социально-психологического знания. По мнению Вундта, общие представления многих индивидов проявляются прежде всего в языке, мифах и обычаях, а остальные элементы духовной культуры вторичны и сводятся к ним.
К. Д. Кавелин (1818-1885) Кавелин высказал мысль о возможности «объективного» метода изучения народной психологии по продуктам духовной деятельности – памятникам культуры, обычаям, фольклору, верованиям. По его мнению, задача психологии народов – установление общих законов психической жизни на основе сравнения однородных явлений и продуктов духовной жизни у разных народов и у одного и того же народа в разные эпохи его исторической жизни.
Г. Г. Шпет (1879-1940) Изложил свои взгляды на этническую психологию в книге «Введение в этническую психологию» (1927). Критиковал Вундта. Шпет полагал, что продукты культуры – язык, мифы, нравы, религия, наука – вызывают у носителей культуры определенные переживания: как бы ни были люди различны, есть типически общее в их переживаниях как «откликах» на происходящее перед их глазами, умами и сердцем. По Шпету, «этническая психология имеет предметом…конкретный духовный уклад человека, народа, группы, который своеобразно сочетается с другими реальными силами исторической действительности и предопределяет действия и переживания не только индивида, но и всякой группы».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 549; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.31.247 (0.017 с.)