Французская эмпирическая психология в эпоху Просвещения: отличительные черты, направления развития психологической мысли (Ж.Ламетри,Э.Кондильяк,Д.Диддо,П.Ж.Кабанис) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Французская эмпирическая психология в эпоху Просвещения: отличительные черты, направления развития психологической мысли (Ж.Ламетри,Э.Кондильяк,Д.Диддо,П.Ж.Кабанис)



Заметным явлением в развитии эмпирического направления в психологии стали исследования психики, проводимые французскими учеными, которых объединяла идея о важности обучения, просвещения людей, благодаря чему это направление и назвали просвещение. Исходя из идеи Локка о том, что в основе всех знаний лежат ощущения, наш опыт, эти ученые считали, что главным фактором, который оказывает влияние на развитие психики, является среда. Именно среда, т.е. обучение и воспитание, которое получает ребенок, служит важнейшей образующей его судьбы, определяет его умственное и личностное развитие, социальный статус и успехи.

Жюльен Ламетри (1709-1751) § Трактат «Человек-машина»: в своей теории Ламетри соединил сенсуализм с учением Декарта о машинообразности поведения живых тел. Душа действительно существует, но ее невозможно отделить от тела. Поскольку тело – машина, то и человек в целом со всеми его душевными способностями представляет собой всего лишь чувствующий, мыслящий и стремящийся к наслаждению автомат. Утверждался принцип полной подчиненности сознания и характера людей природной необходимости. § Важно и положение Ламетри о том, что источником активности человека служат его потребности. Он впервые ввел понятие потребности в психологию, выделив биологические и психологические потребности и назвав последние причиной психической активности. § Утверждая, что психика представляет собой продукт особым образом устроенного тела, Ламетри стремился также ввести объективный критерий, отделяющий психическую жизнь от непсихической. Таким критерием, по его мнению, является степень сложности строения тела. Наиболее сложно устроено тело человека, и именно поэтому человек – царь природы. § Ламетри одним из первых психологов начал исследовать внимание, выделив его как отдельный психический процесс и указав его специфику, связанную с тем, что, не имея собственного продукта, внимание направлено на улучшение деятельности других когнитивных процессов.
Э. Кондильяк (1715-1780) § Доказывал ведущую роль ощущений в создании картины внешнего мира и возникновении таких психических процессов, как память, мышление, внимание и т.д. Отрицая наличие двух источников знания, он отказался от рефлексии, утверждая, что наш опыт основывается только на ощущениях. § Психическая деятельность есть преобразованные ощущения. Душа имеет только одну первичную способность – способность ощущения, а все прочие свойства, и теоретические (память, мышление и т.д.), и практические, развиваются позднее на ее основе (модель статуи). § Различные ощущения вызывают чувства удовольствия и неудовольствия, которые соотносятся с определенными действиями. Припоминание прошлых впечатлений, связанных с удовольствие, превращается в потребность, которая начинает руководить поведением. Впоследствии возникают аффекты, воля, речь для обозначения своих потребностей, формируется сознание. Превосходство человека над животными объясняется более совершенными ощущениями, разнообразием потребностей и идей, а также наличием речи.
Д. Дидро (1713-1784) § Говоря о познании, Дидро подчеркивал, что основой всех понятий являются ощущения. Он писал о том, что человек есть «инструмент, одаренный способностью ощущать и памятью. Наши чувства – клавиши, по которым ударяет окружающая нас природа…». Таким образом, внешний мир порождает ощущения, которые обобщают наш разум, формируя суждения и понятия.
Жан Жак Руссо (1712-1778) § Утверждал, что общество портит человека, который от природы добр и честен, прививая ему отрицательные качества и привычки. Свои взгляды на психическую природу ребенка он изложил в известном произведении «Эмиль, или О воспитании». Руссо писал о природосообразном характере воспитания. Однако он говорил не о внешнем подражании природе, но о необходимости следовать естественному ходу развития внутренней природы самого ребенка, внутренней гармоничности и естественности в развитии человека. § Руссо создал первую развернутую периодизацию психического развития: - первый период (от рождения до 2 лет) – физическое развитие ребенка; - второй период (от 2 до 12 лет) – сенсорное развитие ребенка; - третий период (от 12 до 15 лет) – целенаправленное обучение ребенка; - четвертый период (от 15 до совершеннолетия) – происходит развитие чувств у детей после накопления определенного жизненного опыта.
П. Ж. Кабанис (1757-1808) Дополнил исследования о взаимосвязи психики и телесной организации человека, выдвинув теорию о трех уровнях психической регуляции поведения: сознательный, полусознательный и рефлекторный (исследования о применении гильотины при казнях). В своих работах Кабанис также доказывал, что ощущения связаны с мозгом, который синтезирует их, образуя мысли, идеи. Мышление, сознание – функция мозга.

В психологических теориях французских просветителей было накоплено множество данных о роли ощущений и восприятия в создании целостной картины мира, о механизмах влияния образа мира, познания на поведение человека. Большое значение для психологии имели и исследования способностей, а также способов воздействия социальной среды на сознание человека.

 

 

Зарождение и становление психологии как самостоятельной науки (XIXв.): естественно-научные предпосылки

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологического знания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.009 с.)