Психологическая мысль Нового времени 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая мысль Нового времени



Френсис Бэкон (1561-1626) § В своей работе «Новый органон» (1620г.) Бэкон дал философское обоснование нового взгляда на цель и предназначение науки, разработал основные принципы индуктивного метода исследования. § В своих работах Бэкон сформулировал основы направления, которое получило название эмпиризм. В отличие от сенсуализма, в эмпиризме утверждается, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте, т.е. данные наших органов чувств должны дополняться и проверяться результатами эксперимента, показаниями приборов. Знание нельзя получить в готовом виде, утверждал Бэкон, его необходимо открывать, извлекать, добывать опытным путем. § Необходимой предпосылкой как для построения новой науки, так и для объективного познания является, по мнению Бэкона, очищение разума от идолов, или призраков (под ними Бэкон понимал заблуждения человеческого ума, недостатки, которые искажают правильное познание или мешают ему). «Учение об идолах» было одной из важнейших частей его методологии. Он выделял четыре вида идолов: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Первые два вида идолов Бэкон считает врожденными, вторые два вида – приобретенными. - идолы рода – недостатки, связанные с особенностями строения и функционирования органов чувств человека (например, невозможность видеть ультрафиолетовые лучи); - идолы пещеры отражают субъективность познания, так как человеку трудно признать чужую точку зрения; - идолы рынка связаны с использованием слов, которые не всегда адекватны реальности; - идолы театра – недостатки, которые являются результатом преклонения пред авторитетами, часто ложными, и стремления доверять им больше, чем собственному размышлению. § Метод индукции Бэкона предполагал постепенное и непрерывное восхождение от «ощущений и частностей» к общему на основе наблюдения и сопоставления максимально возможного количества фактов, как положительных, так и отрицательных, что позволяло избежать ошибочных обобщений. § Бэкон был приверженцем теории «двойственности истины», он признавал две истины – божественную и научную, философскую. Деизм Бэкона проявлялся в его взглядах на «двойственность души». Чувственная душа, по мысли Бэкона, у животных и человека общая. Но если у животных оно основная, а ее органом является тело, то у человека чувственная душа – это орган мыслящей души. Предметом науки Бэкон считал способности души, такие, как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты. § Задачу науки Бэкон видел в покорении природы и усовершенствовании человека.
Рене Декарт (1596-1650) § Основой достоверности знаний для Декарта стал разум. Декарт выдвинул методологический принцип – сомневаться во всем. Исследуя психологические основы самосознания, Декарт открыл, что утверждение «Я мыслю, следовательно, я существую» является единственным неоспоримым и достоверным. § Декарт писал, что существуют две независимые субстанции – душа и тело. Такая философская позиция получила название дуализм. Основным атрибутом, или свойством, души он считал мышление, а основным свойством тела – протяжение, или распространенность. § Под мышлением Декарт понимал не только мыслительные процессы, но и ощущения, представления, чувства, т.е. все, что осознается человеком. Поскольку мы осознаем все, что происходит у нас в душе, психику Декарт отождествлял с сознанием. § В содержании сознания Декарт выделял три вида идей, или понятий, – порожденные самим человеком, приобретенные и врожденные. Идеи, порожденные человеком, основываются на его собственном опыте и являются обобщением данных органов чувств. Это знания, полученные опытным путем и с помощью индукции. Приобретенные идеи есть результат обучения, общения с другими людьми и чтения книг. Идеи этого рода более полные и совершенные, поскольку являются обобщением опыта разных людей, а не одного человека, но все же и с их помощью человек не в состоянии познать сущность окружающего мира и себя. Только врожденные идеи, содержащиеся в разуме, открывают человеку истину. Эти знания настолько ясны, что открываются человеку сразу, полностью и не нуждаются в опоре на данные органов чувств или логическом обобщении. Такой подход к проблеме познания назвали рационализмом, а способ, при помощи которого человек открывает содержание врожденных идей – рациональной интуицией. § Наряду с рациональной интуицией основным методом проверки достоверности полученных знаний Декарт провозгласил дедукцию (метод доказательства от общего к частному). Таким образом, порядок познания, по мнению Декарта – постепенно сводить неясные, смутные положения к более простым и затем, исходя из интуитивного понимания простейших, восходить по тем же ступеням к познанию остальных. § Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса. Сам термин рефлекс в работах Декарта отсутствует, но в его описаниях строения и функционирования тела четко прочитываются основные компоненты рефлекторной дуги. Значительное влияние на создание Декартом его теории рефлекса оказало открытие Гарвеем процесса кровообращения (1628г.). С учение Декарта о рефлексе в психологии утвердился новый вид детерминизма – механистический детерминизм. § Декарт создал учение о страстях. В своей работе «Страсти души» он пришел к выводу, что существует два вида страстей – активные и страдательные. Страдательные состояния или страсти в его теории рассматриваются как результат взаимодействия с предметами окружающего мира и отождествляются с чувственным познанием. Это ощущения, восприятия, представления, чувства, идеи, которые не исходят из самой души, а привносятся извне, т.е. эти страсти душе навязываются, она не может их изменить. Активные состояния Декарт отождествлял с желаниями, которые исходят непосредственно от нашей души и зависят только от нее. Эти страсти представляют собой источник и волевого, и инстинктивного, стремящегося к самосохранению поведения.
Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677) § Монизм Спинозы: Спиноза утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции, Бога, или Природы, которая является и единственной реальностью. В учении Спинозы Бог не стоит над природой или вне ее, он растворен в ней и отождествляется с ней. Эти идеи объясняют пантеизм Спинозы («Бог во всем»). Субстанция обладает бесконечным числом атрибутов (свойств или характеристик). Человеческий ум способен понять только два – мышление и протяжения (распространенность). Таким образом, душа и тело, мышление и протяжение рассматриваются Спинозой как два свойства единой и неделимой субстанции. § Сущность человеческой души, по теории Спинозы, состоит в познавательной деятельности и связана с наличием в душе понятий, или идей. Он выделял три вида идей, или три ступени процесса познания: - мнение или воображение – знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте субъекта. Эти идеи неадекватные, смутные и искаженные, они не являются истинными, поскольку субъективны и не отражают внутреннюю природу вещи; - рассудок или разум – знания, полученные на основе умозаключений, логических рассуждений. Это общие понятия (прежде всего математические), адекватные идеи, ясные и отчетливые. На этой ступени человеческая душа постигает внутреннее сходство и различие вещей; - интуитивное знание – истинное, объективное знание о сущности вещей. Это идей, которые содержатся в разуме и открываются рефлексивно, с помощью интеллектуальной интуиции. Спиноза утверждал приоритет именно интуитивного знания, интуиции, связывал с ней безграничные возможности познания человеком себя и окружающего мира. § Большой вклад внес Спиноза в изучение природы человеческих чувств. Он рассматривал ненависть, гнев, зависть и другие аффекты не как недостатки, а как тягостные, но неотъемлемые свойства человеческой природы. Под аффектами Спиноза понимал состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. Он выделял три вида аффектов – влечение или желание, и аффекты удовольствия и неудовольствия (радость и печаль). Человек активен и естественным образом стремится к тому, что вызывает удовольствие, и отвращается от всего, что причиняет ему страдания. § Спиноза подчеркивал непреодолимую силу, которую страсти приобретают над человеком, раскрывал ошибочность утверждения о том, что люди сами выбирают свои страсти. Поведение человека жестко детерминировано аффектами, причем эта детерминация внешняя, а не внутренняя. § Спиноза занимался проблемой свободы воли. Люди осознают свои желания, но не осознают истинных причин своих поступков, поэтому, считал Спиноза, свобода воли является фикцией, вымыслом и как таковой не существует. Однако, отрицая свободу воли, Спиноза утверждал возможность свободы человека, связывая ее с необходимостью и противопоставляя принуждению, насилию. Таким образом, свобода в теории Спинозы – познанная необходимость. Познавая свои состояния, составляя ясные и отчетливые идеи своих аффектов, человек обретает власть над ними и становится свободным.  
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) § Мироздание Лейбниц мыслил в виде грандиозного механизма, первичными элементами которого являются неделимые и замкнутые в себе центры жизненных сил. Не разделяя положения о существовании единой субстанции, Лейбниц говорил о существовании множества субстанций, названных им монадами (от греч. monos – единое). Монада не занимает пространства, бестелесна. Каждой монаде присущи стремление (активность) и индивидуальность. § Душа в теории Лейбница – это тоже монада, которая отличается более отчетливым восприятием и памятью. Человеческая душа-монада обладает способностью к апперцепции, т.е. обладает сознанием и самосознанием, и представляет собой высший уровень развития монад. Душа-монада обладает единством и целостностью, организуя по этому принципу всю психическую жизнь человека. Лейбниц описывал ее как непрерывные процесс, охватывающий сознательное и бессознательное, все моменты которого объединены между собой таким образом, что новые элементы входят в органическую связь с предшествующими и изменяют их. Лейбниц выделил в душе-монаде три области – ясного, отчетливого сознания, смутного сознания и бессознательного. § Лейбниц считал, что душа и тело совершенно не зависят друг от друга и функционируют по разным законам, хотя и действуют так, что создается впечатление их взаимосвязи. Объясняется это не законами природы, а божественной мудростью. § Лейбниц выделял три ступени познания, или три вида идей. Первая ступень – это чувственное познание или понятие, которое мы образуем на основе данных наших органов чувств. Таким образом человек получает знание об отдельных качествах предметов, таких, как цвет, звук, запах, вкус и осязаемые качества. Но данные наших органов чувств не дают нам знания сущности познаваемых качеств. Вторая ступень – это одновременно чувственные и умопостигаемые понятия, которые открывают связи и отношения и строятся на основе обобщений данных органов чувств. Третья ступень – умопостигаемые понятия или знания, которые выводятся из разума и не нуждаются в опоре на чувственное восприятие. Чувственное познание Лейбниц трактовал как низшую ступень и смутное знание, вторая и третья ступени дают нам идеи понятные и отчетливые. § Лейбниц ввел понятие апперцепция – это особая сила духа, которая вместе с воздействием извне определяет наше познание и поведение. Он трактует ее как активность.
Томас Гоббс (1588-1679) § Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющей своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм (от лат. "эмпирио" – опыт), положения которого стали основой эмпирической психологии. § Гоббс отвергал существование разумной души как особой нематериальной субстанции. Согласно его воззрениям, в мире существуют лишь материальные тела, которые движутся по законам механики. § Поскольку движение может вызвать только движение, ощущение Гоббс понимал как результат воздействия материального тела на организм, как внутреннее движение. Таким образом, ощущение – это результат, эффект, который произведен внешним предметом в теле. Это своего рода призрак, тень, эпифеномен реальных процессов, имеющих материальный субстрат. § Из ощущений возникают представления, которые следуют друг за другом в таком порядке, в каком сменялись ощущения, составляя цепи мыслей. Впоследствии такую связь назвали ассоциацией.  
Джон Локк (1632-1704) § Продолжатель линии сенсуализма и эмпиризма Локк исповедовал опытное происхождение всех знаний человека. Постулат Локка гласит, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». Исходя из этого, он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. § Локк считал, что психика, сознание человека при рождении – это чистая доска («tabula rasa»), которую жизнь заполняет собственными письменами. § Локк утверждал, что наше знание (логическое, теоретическое, этическое) проистекает из опыта, из наших ощущений, которые и составляют основу разума. Единственным источником нашего знания Локк считал чувственный опыт человека. Он выделял два вида опыта – внешний или ощущения, и внутренний или рефлексию. Ощущения дают знания об окружающем мире. Являясь начальным этапом познания, ощущения поставляют информацию о конкретных свойствах окружающих предметов, которые человек получает с помощью различных органов чувств. Внутренний опыт или рефлексия, дает человеку знание о самом себе, различных процессах сознания и понятии об этих процессах. § Локк выделил три рода качеств: первичные качества находятся в самих вещах и являются их реальными качествами (протяженность, плотность, форма, покой, число). Вторичные качества не находятся в предметах, их возникновение связано со спецификой органов чувств (цвет, запах, вкус). Третичные качества Локк рассматривает как результат взаимодействия предметов и называл «способностями» или «силами» (способность солнца делать воск белым, способность огня делать свинец жидким). § По степени истинности Локк выделял три вида знания. Высшая ступень представляет знание интуитивное, когда душа сразу усматривает согласие или несогласие двух представлений. Вторая ступень – это демонстративное знание, которое состоит в усмотрении необходимых отношений между идеями посредством других идей. Низшую ступень составляют сенситивное знание, при котором сравнение представлений связано с теми данными, которые были получены органами чувств.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.006 с.)