Система коррекционно-педагогической помощи



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система коррекционно-педагогической помощи



Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной коррекционной педагоги­ки как в России, так и во всем мире. Процесс становления государственной системы специального образования в нашей стране начался в 20-30-х гг. К началу 70-х годов была выстроена достаточно широкая, дифференцированная сетьдошкольных учреждений специального назначения: ясли-сады; детские сады; дошкольные детские дома; дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детски; домах общего назначения, а также при специальных школах I школах-интернатах.

В ходе становления и развития сети специальных дошкольных учреждений учеными и практиками были разработаны принципы методы и приемы выявления, коррекции и профилактики отклонений в развитии детей, заложены многие традиции коррекционного обучения и воспитания дошкольников, на которых в целом строится система специального дошкольного образования и в на­стоящее время. Были заложены следующие организационные прин­ципы построения специального дошкольного образования.

Комплектование учреждений по принципу ведущего отклонения в развитии. Таким образом создавались дошкольные учреждения для детей: с нарушениями слуха (глухих, слабослышащих); с нарушениями зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией); с нарушениями речи (для детей с заиканием, общим недораз­витием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием); с нарушениями интеллекта (умственно отсталых); с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Меньшая по сравнению с массовыми детскими садами наполняемостъ групп (до 15 воспитанников). Введение в штат специальных дошкольных учреждений таких специалистов-дефектологов, как олигофренопедагоги, сурдопедагоги, тифлопедагоги, логопеды, а также дополнительных медицинских работников.

Образовательный процесс в специализированных дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания, разработанными для каждой категории детей дошкольного возраста с отклонения­ми в развитии.

Перераспределение видов занятий между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию эле­ментарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводятся не воспитателями, а учителями-дефектологами.

Организация специальных видов занятий, таких, как развитие слухового восприятия и коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий и, как пра­вило, не выделяются структурно в сетке занятий.

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих груп­пах детских садов комбинированного вида.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребы­вания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи таким детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адап­тация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивиду­ально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутст­вии родителей в удобное для них время. Эта новая организацион­ная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ, общая продолжительность которых ограничена пятью часами в неделю.

Дошкольники с отклонениями в развитии могут посещатьоб­разовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Образовательные учреждения общего типа создаются для детей с 3 до 10 лет. Основная цель учреждения - осуществление образо­вательного процесса путем обеспечения преемственности между дошкольным и начальным общим образованием, оптимальных условий для охраны и укрепления здоровья, физического и психи­ческого развития детей .

Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей со специальными потребностями, образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Здесь речь идет о различных центрах: диагностики и консуль­тирования; психолого-медико-социального сопровождения; пси­холого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной пе­дагогики и дифференцированного обучения и др. Дети школьного возраста, имеющие особые образовательные потребности, получают образование в соответствии со специаль­ными образовательными стандартами в различных образователь­ных учреждениях или на дому.

В течение XX в. складывалась система специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые являются преимущественно школами-интернатами.

В настоящее время существует восемь основных видов специ­альных школ для детей с различными нарушениями развития:

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение I вида (школа-интернат для глухих детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение II вида (школа-интернат для слабослышащих и позднооглохших детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение III вида (школа-интернат для незрячих детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение IV вида (школа-интернат для слабовидящих детей);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение V вида (школа-интернат для детей с тяжелыми нарушениями речи);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение VI вида (школа-интернат для детей с нарушениями опорно-двига­тельного аппарата);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение VII вида (школа или школа-интернат для детей с трудностями в обучении - задержкой психического развития);

- специальное (коррекционное) образовательное учреждение VIII вида (школа или школа-интернат для детей с умственной от­сталостью).

Во всех специальных (коррекционных) образовательных учреждениях реализуются спе­циальные образовательные стандарты. Образовательное учреждение самостоятельно, на основе спе­циального образовательного стандарта, разрабатывает и реализу­ет учебный план и образовательные программы, исходя из осо­бенностей психофизического развития и индивидуальных воз­можностей детей. Специальное (коррекционное) образовательное учреждение может быть учреждено федеральными органами ис­полнительной власти (Министерством образованияРФ), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (управ­лением, комитетом, министерством) образования области, края, республики) и органами местного (муниципального) самоуправ­ления.

Специальное (коррекционное) образовательное учрежде­ние может быть негосударственным. В последние годы создаются специальные образовательные уч­реждения и для других категорий детей с ограниченными возмож­ностями здоровья и жизнедеятельности: с аутистическими чертами личности, с синдромом Дауна. Имеются также санаторные (лесные) школы для хронически болеющих и ослабленных детей.

Каждое такое образовательное учреждение несет ответствен­ность за жизнь воспитанника и обеспечение его конституционного права на получение бесплатного образования в пределах специ­ального образовательного стандарта. Всем детям обеспечиваются условия для обучения, воспитания, лечения, социальной адапта­ции и интеграции в общество.

Выпускники специальных (коррекционных) образовательных учреждений (за исключением школы VIII вида) получаютцензовое образование (т.е. соответствующее уровням образования массовой общеобразовательной школы: например, основное общее образо­вание, общее среднее образование). Им выдается документ госу­дарственного образца, подтверждающий полученный уровень об­разования или свидетельство об окончании специального (коррекционного) образовательного учреждения.

В специальной школе может быть создан класс (или группа) для детей со сложной структурой дефекта по мере выявления та­ких детей в ходе психолого-медико-педагогического.

Помимо этого в специальной школе любого вида могут быть открыты классы для детей с выраженными нарушениями в умст­венном развитии и сопутствующими им другими нарушениями. Решение об открытии такого класса принимает педагогический совет специальной школы при наличии необходимых условий, специально подготовленных кадров. Главные задачи таких клас­сов - обеспечение элементарного начального образования, созда­ние максимально благоприятных условий для развития личности ребенка, получения им допрофессиональной или элементарной трудовой и социально-бытовой подготовки с учетом его индиви­дуальных возможностей.

Ученик специальной школы может быть переведен для обуче­ния в обычную общеобразовательную школу органами управле­ния образованием с согласия родителей (или лиц, их заменяющих) и на основании заключенияПМПК, а также в случае, если в об­щеобразовательной школе имеются необходимые условия для ин­тегрированного обучения.

Помимо образования специальная школа обеспечивает детям с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности медицинское и психологическое сопровождение, для чего в штате специальной школы имеются соответствующие специалисты. Они работают в тесном взаимодействии с педагогическим персоналом, осуществляя диагностическую деятельность, психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, поддерживая в специаль­ной школеохранительный режим, участвуя в профконсультировании. При необходимости дети получают медикаментозное и фи­зиотерапевтическое лечение, массаж, закаливающие процедуры, посещают занятия лечебной физкультурой.

Процесс социального адаптирования, социальной интеграции помогает осуществлять социальный педагог. Его роль особенно возрастает на этапе выбора профессии, окончания выпускниками школы и перехода в послешкольный период.

Каждая специальная школа уделяет значительное внимание тру­довой, предпрофессиональной подготовке своих воспитанников. Содержание и формы подготовки зависят от местных особенно­стей: территориальных, этнонациональных и культурных, от по­требностей местного рынка труда, возможностей воспитанников, их интересов. Сугубо индивидуально выбирается профиль труда, включающий в себя подготовку к индивидуальной трудовой дея­тельности.

Отбор детей с отклонениями в развитии во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-пе­дагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратить­ся на прием в ПМПК. Но обычно они приходят сюда уже с на­правлением из лечебно-профилактического учреждения (поликли­ники, детской больницы, сурдологического центра и пр.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

В настоящее время всё большую популярность приобретает деятельность психолого-медико-пе­дагогических консультаций (ПМПк), которые совмещают функции диагностики и патронажа детей с нарушениями развития. Под патронажем понимается особый вид помощи ребенку, его родителям, педагогам в решении сложных проблем, связанных с выживанием, восстановительным лечением, специальным обучением и воспитанием, социализацией, со становлением подрас­тающего человека как личности.

Медико-социально-педагогический патронаж предполагает широкий спектр долгосрочных мер комплексной реабилитацион­ной помощи, ориентированных на семью ребенка с отклонениями в развитии и осуществляемых в процессе согласованной («команд­ной») работы специалистов разного профиля.

Он представляет собой единство диагностики, информацион­ного поиска и помощи в выборе образовательного маршрута, проектирования индивидуальных реабилитационных программ, первичной помощи в реализации планов.

Комплексный медико-социально-педагогический (МСП) па­тронаж осуществляется психолого-педагогическими медико-со­циальными учреждениями и службами, создаваемыми как в струк­туре государственной системы образования и социальной защи­ты, так и вне их с привлечением возможностей учреждений него­сударственного сектора: общественных объединений, ассоциаций, благотворительных фондов. Дополняя работу государственных структур, они инициируют новые подходы к организации соци­ального пространства помощи детям с отклонениями в развитии, которое ориентировано на создание долгосрочных мер социаль­ного обслуживания их семей на междисциплинарной основе.

Базовой основой МСП патронажа являются психолого-медико-педагогические комиссии (консультации), психолого-медико-со­циальные центры, диагностические и реабилитационные центры, логопедические пункты, службы раннего и надомного обучения.

Система МСП патронажа формируется как часть системы спе­циального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития детей с ограниченным потенциалом возможностей, а также детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

Комплексный медико-социально-педагогический патронаж предполагает координацию своей деятельности с научно-методи­ческими учреждениями и другими образовательными структурами, а также с учреждениями систем здравоохранения и социальной защиты населения.

Система МСП патронажа реализует собственную деятельность по следующим направлениям:

- помощь в выборе индивидуального образовательного мар­шрута с привлечением возможностей всех действующих образова­тельных структур как государственной, так и негосударственной систем образования;

- разработка и реализация коррекционно-развивающих про­грамм в работе с детьми, находящимися за рамками образова­тельного пространства;

реализация специальных программ для обучения родителей и включения их в коррекционно-педагогический процесс;

- обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым, педагогическим), составляющими единый комплекс и вместе с тем являющимися самостоятельными компо­нентами;

- содействие развитию образовательных систем в рамках совме­стных проектов, направленных на создание вариативных иннова­ционных форм обучения и социализации детей;

- реализация современных педагогических технологий в сфере учреждений системы специального образования;

- поддержка общественно-педагогических инициатив, направ­ленных на совершенствование правовых гарантий для свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями;

- привлечение средств массовой информации для освещения ин­новационных подходов в области специального образования, со­действующих повышению статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества.

Становление в нашей стране системы медико-социально-пе­дагогического патронажа является сегодня одним из признаков развития системы специального образования, формирования новой модели комплексной поддержки ребенка с отклонениями в развитии в условиях семьи, предполагающей активное (субъ­ект-субъектное) участие всех членов семьи в реабилитационном процессе.

Основными критериями эффективной деятельности учреждений системы МСП патронажа являются следующие:

· рост востребованности услуг служб патронажа со стороны родителей, педагогов, детей;

· увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь;

· качественный рост показателей развития ребенка независимо степени ограничения жизнедеятельности (инвалидности);

· нормализация внутрисемейных отношений;

· качественный рост компетентности не только педагогов и других специалистов в области решения проблем современного детства, но и родителей.

Важнейшей составляющей процесса медико-социально-педаго-яческого патронажа являются ранняя диагностика и ранняя комплексная помощь, от эффективной организации которых в опре­деляющей степени зависят предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для (инвалидов, принятых Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г., определен комплексный по своему сущностному содержа­нию процесс предупреждения (профилактики) инвалидности.

Под предупреждением инвалидности понимается осуществление комплекса мер, направленных на профилактику возникновения физи­ческих, умственных, психических и сенсорных дефектов (профилак­тика первого уровня) или на предупреждение перехода дефекта в постоянное функциональное ограничение или инвалидность (профи­лактика второго уровня).

Предупреждение инвалидности может предусматривать не только осуществление мер медицинского характера, в частности, оказание первичной медико-санитарной помощи, предродовой и послеродовой уход, но и раннюю стимуляцию развития ребенка с целью профилактики возникновения вторичных отклонений в процессе становления психофизических функций.

Ранняя диагностика и ранняя педагогическая помощь являются актуальными проблемами современной коррекционной педагоги­ки как в России, так и во всем мире. В настоящее время практиче­ски во всех странах мира имеются научно обоснованные и прак­тически апробированные программы ранней диагностики и ран­ней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии.

Теоретическую базу для этих программ составляют основополагающие работы Л.С.Выготского о значимости практической дея­тельности для активации мыслительных процессов. Положения его теории о зонах ближайшего и актуального развития и о про­филактике вторичных дефектов - «социального вывиха» - оказы­вают сегодня значительное влияние на современные исследования в области специального образования детей с отклонениями в раз­витии и создание методического обеспечения для работы с ними.

Известные в мировой практике программы ранней помощи: Коннектикутский тест «Обследование развития новорожденных и детей до 3 лет», Каролинский учебный план для детей от рождения до 5 лет, Гавайский профиль раннего обучения, Мюнхенская функ­циональная диагностика, Программа ранней диагностики развития «Тандем» (Голландия), Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маккуэри» (Австралия) - харак­теризуют одно из успешно развивающихся направлений деятель­ности ученых и педагогов последней четверти нашего столетия.

В России также имеется ряд методических разработок отечест­венных ученых (Е.М.Мастюковой, Е.А.Стребелевой, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхиной, Э.Л.Фрухт и др.), представляющих программы ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии и являющихся основой для практическо­го применения в психолого-медико-социальных центрах, психо­лого-медико-педагогических консультациях (ПМПк).

Сравнительные исследования зарубежных ученых показали, что систематическая ранняя педа­гогическая помощь ребенку в условиях семьи с вовлечением роди­телей в процесс коррекционной и педагогической работы не толь­ко позволяет вывести на новый качественный уровень сам про­цесс развития ребенка, но и в значительной мере определяет про­гресс интеграции в общество человека с особыми потребностями его как равноправного члена. Одним из следствий такого прогресса является то, что подавляющее большинство детей с инвалидно­стью могут так же, как их здо­ровые сверстники, учиться в школе, активно отдыхать и работать.

В основе работы действующих в современной России служб ранней помощи лежат мультидисциплинарный подход к органи­зации практической деятельности и поэтапность формирования коррекционно-педагогической среды в условиях семьи.

Как отечественный, так и зарубежный опыт с убедительностью свидетельствуют о том, что оптимальной ситуацией для полноцен­ного развития ребенка является его пребывание в семье при усло­вии, что родители активно включаются в абилитационный про­цесс, организуемый специалистами службы ранней помощи. Ими ведутся не только стимуляция развития ребенка в ходе специаль­ных занятий в условиях семьи и отслеживание динамики развития, но и целенаправленное обучение родителей способам специфиче­ского взаимодействия с ребенком в повседневной жизни семьи.

В процессе регулярных визитов в семью специалисты службы проводят специальные занятия с ребенком и обучают родителей, фиксируют различные параметры развития ребенка, помогают создать в условиях семьи специальную развивающую среду, а в случае необходимости связывают родителей с соответствующими медицинскими, образовательными учреждениями, а также кор­ректируют систему семейных взаимоотношений. Подобный вид деятельности является инновационным для отечественной практики образования и предполагает иной тип организации коррекционно-педагогического процесса, основанный на привлечении параспециалистов (помощников педагогов и психологов) в лице родителей.

Становление в нашей стране системы ранней диагностики на­рушений развития и ранней комплексной помощи происходит че­рез развитие системы медико-психолого-педагогического патро­нажа и осуществляется на базе действующих ПМС центров и ПМП консультаций и служб.

Действующие сегодня в России учреждения, осуществляющие программы по ранней диагностике и ранней помощи детям с от­клонениями в развитии, крайне немногочисленны, часто работа­ют как экспериментальные площадки, но реальные позитивные результаты их работы позволяют прогнозировать переход от ло­кальных очагов эксперимента к широкой социально-педагогиче­ской практике.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.25.42.117 (0.042 с.)