Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концептуальные теории изучения и коррекции нарушенного развития.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В основе специальной (коррекционной) науки и практики легла теория На начальном этапе возникает «Первичный дефект» – биологическое нарушение. Оно проявляется в виде повреждения клеток ЦНС и их функционирования. Выделяют две основные группы причин, которые приводят к нарушениям на этом уровне развития: эндогенные, то есть внутренние (генетические) и экзогенные, то есть внешние (факторы среды).
Рис. 3. Структура дефекта по Л.С. Выготскому.
К эндогенным причинам относят следующие причины: 1) заболевания, связанные численностью и структурой хромосом, их изменением: а) транслокация — перенос участка или всей хромосомы на другую, не гомологичную ей хромосому от другой пары; б) полиплоидия — увеличение хромосомного набора в несколько раз; в) дупликация — удвоение отдельных участков хромосомы; г) моносамия — уменьшение хромосом в паре на одну; д) инверсия—уменьшение расположения участков хромосомы и т. д.; 2) различные наследственные заболевания; а) миопатия — нарушение обмена веществ в мышечной ткани, что приводит к мышечной слабости; б) аплазия — недоразвитие внутреннего уха, вследствие чего ребенок остается глухим; в) микрофтальм — структурное изменение глаза, приводящее к понижению остроты зрения и т. п. Ярким примером изменения в хромосомах является синдром Дауна (трисомия 21-й хромосомы). Внешние характеристики синдрома Дауна: раскосые глаза, маленькие деформированные уши, короткий нос с плоской широкой переносицей. Увеличенный язык, выступающая вперед челюсть, короткие пальцы, деформация черепа. У всех больных синдромом Дауна отмечается олигофрения. Продолжительность жизни до 40-50 лет. Излечению больные не подлежат. К экзогенным причинам относят следующие причины: 1) в пренатальный период: а) хронические заболевания, инфекционные болезни, отравления матери; б) недостаток питания матери во время беременности; в) резус-конфликт родителей (у родителей разные резус-факторы крови); г) травмы и т. п.; 2) в натальный период: родовые травмы; инфицирование плода; удушье плода; 3) в постнатальный период: а) различные инфекционные болезни; б) черепно-мозговые травмы, травмы конечностей и т. п.; в) отравления (алкогольные, наркотические, никотиновые, от таблеток).
Рис. 4. Мозговая локализация психических функций. Повреждение центральной нервной системы может возникнуть на любом уровне. Нарушение определённых отделов вызывает дисфункции соответствующих психических функций. (см. рис 4) При нарушениях психического характера к экзогенным причинам можно отнести неблагоприятные условия социальной среды, которые травмируют психику детей, что отражается на их поведении. Вслед за первичными биологическими нарушениями в процессе развития возникает «Вторичный дефект» – психические нарушения. Появляются симптомы и синдромы неблагополучия функционирования психических процессов. Возникновение второго уровня дефекта обязательно и неразрывно связано с первым. В современной специальной психологии разрабатывается теория, объясняющая механизмы нарушения психического развития – дизонтогенеза. Данная теория опирается на знания закономерностей развития психики в онтогенезе: 2. Становление психических функций происходит постепенно и последовательно во времени. 3. Все функции имеют свой период становления – сензитивный. 4. Каждая последующая функция формируется на основе предшествующих. Процесс нарушения психического развития развертывается в этих условиях (см. рис. 5). В определённый период психическая функция может не появится из-за грубого повреждения клеток мозга, которые отвечают за её реализацию. Этот недостаток психики называют ядерным нарушением психики.
Рис. 5. Структура дизонтогенеза.
Вслед за этим на следующем возрастном этапе не возникает целый ряд функций, сензитивно связанных с предыдущей. Данное проявление определяется как системное недоразвитие психики. Сочетание ядерного нарушения и системного недоразвития составляет структуру дизонтогенеза. При этом различные ядерные нарушения вызывают разные формы дизонтогенеза. Ядерные, нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции под непосредственным влиянием патогенного фактора. Системные недоразвития носят обратимый характер, т. е. поддаются коррекции. Чем теснее та или иная функция связана с первично нарушенной, тем более выраженным будет ее отклонение. И наоборот, чем «дальше» функция расположена от ядерно нарушенной, тем более она сохранна. Нарушения в работе функций, непосредственно не связанных с первично поврежденной, обычно обозначают как неспецифические нарушения. Исходя из того, что процесс развития есть изменение отношений между разными компонентами психики, можно сделать вывод, что набор вторичных нарушений (при одной и той же первично поврежденной функции, у одного и того же человека) с возрастом будет меняться. Равно как, впрочем, и то, что одно и то же первичное нарушение (у разных людей) в разном возрасте может приводить к различным по характеру и тяжести вторичным отклонениям. Соотношение первичных и вторичных нарушений часто описывается через такую характеристику как вектралыюсть. Выделяют два вида вектральности. Первый — «снизу вверх» — типичный для ситуаций, когда первично нарушена какая-то элементарная психическая функция, а вторично недоразви-ваются более сложные, базирующиеся на ее основе функции. Диалектика процесса психического развития такова, что, формируясь на базе элементарных функций, более сложные впоследствии оказывают на них активирующее влияние. На этом положении базируется представление о втором виде вектральности — «сверху вниз», — описывающем ситуации, при которых вторичное недоразвитие высших функций оказывает обратное, негативное влияние по отношению к более элементарной, первично нарушенной функции. Проблема соотношения первичных и вторичных симптомов дизонтогенеза не так проста, как может показаться на первый взгляд. В реальной диагностической практике бывает не так легко обнаружить первичное нарушение и отделить его от вторичных в силу того, что последние могут быть весьма выраженными и тем самым маскируют первичный симптом. В подобных ситуациях не исключена возможность ошибки, при которой вторичные отклонения принимаются за первичные. Следствием этого могут быть неверные рекомендации относительно характера и направления хода коррекционной работы с ребенком. Именно поэтому качественная квалификация нарушенного развития подразумевает дифференциацию, т. е. выделение трех групп психических функций — ядерно нарушенных, вторично недоразвитых и сохранных. Иногда в литературе такое соотношение называют профилем нарушенная развития. Но сложность анализируемой проблемы не ограничивается только вышесказанным. Процесс психического развития не является чем-то однородным, он имеет много сторон. Прежде всего, этоонтогенез — возрастные изменения психики, временные масштабы которых измеряются годами. Но между периодами возрастных сдвигов психика не остается неизменной. Возрастные изменения постепенно подготавливаются путем накопления более мелких изменений, обозначаемых понятием«микрогенез», т. е. изменениями в процессе непосредственного функционирования психики в данный момент (актуализация мысли, воспоминания, формирование перцептивного образа, новое эмоциональное состояние и т. п.). Соотношение микро- и онтогенеза психики можно представить в виде спирали, где каждый ее виток это микрогенез, а процесс перехода с одного витка на другой, более высокий — онтогенез. При этом надо иметь в виду, что эта спираль живая и обладает особым способом собственного роста. Каждый предыдущий виток спирали как бы врастает, встраивается в последующий как его составная часть по механизму иерархизации. Спираль растет вверх, последовательно увеличивая диаметр каждого нового витка и
Рис. 6. Модель соотношения микрогенеза и онтогенеза по В. М. Сорокину. Одновременно сокращается снизу за счет встраиания предыдущего. Данная модель является иллюстрацией классического филосского принципа единства прерывности и непрерывности любого процесса. Поскольку любой патогенный фактор всегда начинает действовать в какой-то строго определенный момент времени, постольку он всегда первично поражает именно микрогез психики как особую сторону ее развития. Нарушения на уровне микрогенеза в виде уже описанных соотношений первичных и вторичных отклонений, так или иначе, скажутся на темпах возрастного развития. Таким образом, онтогенез, как сторона развития психики, всегда страдает вторично. Отклоняющееся развитие — это обычное развитие, протекающее в необычных (неблагоприятных) условиях, патогенный характер которых превышает компенсаторные возможности индивида. Вследствие этого устойчиво изменяеюся параметры работы отдельных функций или систем на уровне микрогенеза психики. Последнее приводит к затруднениям усвоения социально-исторического опыта в процессе общения и деятельности, что создает условия для замедления возрастного развития и появления отклоняющегося поведения. Это составляет содержание третьего уровня дефекта (по Л.С. Выготскому) – личностные нарушения, которые формируются под воздействием неблагоприятных факторов социального воздействия. Наиболее ярко проявления личностных отклонений начинают прослеживаться к моменту завершения формирования психики – окончанию подросткового возраста, когда личность приобретает основные черты характера. И если у ребёнка с патологией центральной нервной системы возникают девиантные формы поведения, то исправить их практически невозможно, так как асоциальное поведение является средством компенсации дефекта. Особое место в трактовке проблемы компенсации занимает теория сверхкомпенсации австрийского психолога и психиатра А. Адлера, который выдвинул ряд идей. Среди них принцип внутреннего единства психологической жизни личности и подчеркивание роли социального, а не биологического фактора в психическом развитии человека. Так же как и З.Фрейд, А.Адлер считал, что формирование личности происходит в основном в первые пять лет жизни ребенка, когда у него развивается свой сгиль поведения, определяющий образ его мыслей и действий во все последующие периоды. С точки зрения А.Адлера, человек – самое биологически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение неполноценности, которое усиливается при наличии у какого-либо физического дефекта. Самоощущение неполноценности, дефективности является для человека постоянным стимулом к развитию его психики, т. е. Дефект, неприспособленность, малоценность – не только минус, но и плюс, источник силы, стимул к сверхкомпенсации. Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие возможности. По мнению Л.С. Выготского, А. Адлер выводит основной психологический закон превращения органической неполноценности – через субъективное чувство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции, в стремление к компенсации и сверхкомпенсации. В то же время сверхкомпенсация есть только крайняя точка годного из двух возможных исходов процесса компенсации, это один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс – неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асоциальность психологической позиции. Между этими двумя полюсами расположены всевозможные степени компенсации – от минимальной до максимальной. Идея сверхкомпенсации ценна тем, что она положительно оценивает не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы. Л.С.Выготский в своих работах критически проанализировал существовавшие взгляды на проблему компенсации психических функций и обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. Биологическая теория комренсации показывает, что при компенсации психических функций возможно вовлечение в действие новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации функций. Первый – это внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, при потере слуха развитие остаточного слухового восприятия). Второй – это межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур за счет выполнения ранее несвойственных им функций. Например, компенсация функций зрительного анализатора у слепорожденного ребенка происходит за счет развития осязания, т. е. Деятельности двигательного и кожного анализаторов. Чаще всего наблюдаются оба типа компенсации функций. Это имеет особое значение в случае врожденных или рано возникших нарушений психического развития. По мысли Л. С. Выготского, объектом дефектологии является не недостаток как таковой, а ребенок, отягощенный недостатком. Дефект не только затрудняет развитие ребенка, но и дает импульс к выработке социальной компенсации. Высшие, собственно человеческие формы компенсации обеспечивают возможности полноценного развития личности. Это как возможности овладения знаниями основ наук и трудовыми навыками, так и возможности формирования мировоззрения, нравственных качеств личности. Л.С.Выготский считал, что компенсаторные возможности индивида полностью раскрываются только при условии, что дефект становится осознанным. При этом уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а с другой стороны – внешними социальными условиями. Таким образом, в процессы компенсации психических функций включаются и биологические, и социальные факторы. В дальнейшем в работах отечественных психологов (А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, Р. Е. Левиной, И. М. Соловьева, В. В. Лебединского и др.) была продолжена разработка проблем компенсации психических функций.
|
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.127.13 (0.007 с.) |