Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дефектологические основы специальной помощи детям с нарушениями развития.

Поиск

 

Изучением особенностей психофизического развития и организацией помощи детям с проблемами в социализации занимается такая комплексная наука как дефектология. Дефектология (от латинского термина «недостаток» и греческого «учение») отрасль научного знания, которая исследует психофизиологические особенности детей с аномалиями развития, закономерности их обучения и воспитания, опре­деляет условия, способствующие преодолению имеющихся у детей недостатков в умственном и физическом развитии. Основной целью данной науки является выявление и преодоление (исправле­ние) недостатков в развитии ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной ин­теграции в социуме.

Появление и закрепление термина «дефектология» бы­ло обусловлено определенными событиями в истории педагогики. Становление и научное оформление отечественной дефектологии пришлись на тот исторический период, когда общая педагогика переживала бурное развитие педологии. Входя в структуру педа­гогического знания и педагогической практики, советская дефек­тология не могла не оказаться под влиянием этого процесса. Се­годня заслуга педологии видится в том, что она обогатила педа­гогику системным видением развивающейся личности ребенка, предусматривавшим необходимость всестороннего изучения рас­тущего человека в физиологическом, психологическом и социаль­ном аспектах и учета этих особенностей в педагогическом процес­се. Эти концептуальные основания были заложены и в основание зарождающейся научно-практической отрасли - дефектологии. Педология и дефектология были связаны не только концептуаль­ной общностью, но и складывающейся образовательной практи­кой, общим к ним вниманием выдающихся ученых той поры, которые сделали значительный вклад в развитие и психологии, и педологии, и дефектологии (Л. С. Выготский).

К середине XX в. зарубежная наука благополучно «пере­болела» педологией, от которой у нее остался системный подход к обучающемуся (психология, физиология, социокультурный контекст). В России с 1936 г., после известного постановле­ния «О педологических извращениях в системе наркомпросов», педология и все, связанное с ней, были уничтожены (педологиче­ская специальность, учебники и научные работы), репрессирова­ны выдающиеся ученые.

 

           
     

 


ЭКСПЕРИМЕН-ТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОФТАЛЬ- МОЛОГИЯ
НЕВРО– ПАТОЛОГИЯ
ПСИХИАТ-РИЯ
ГЕНЕТИКА

           
 
ОТОРИНО-ЛАРИНГОЛО- ГИЯ
 
КЛИНИЧ. ПСИХОЛОГИЯ
 
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 


Рис. 2. Структура дефектологии и её связь с другими науками.

Дефектология была отделена от педологии, но в отличие от нее проблемное поле дефектологии осталось почти нетронутым ре­прессиями. На протяжении более полувека в структуре дефекто­логии, практически закрытой по идеологическим причинам от­расли педагогического знания, продолжали свое развитие са­мостоятельные сферы психологического знания (специальная пси­хология, психодиагностика), коррекционная педагогика профориен­тация и др. Дефектология защитила и сохранила сопутствующие ей направления, начавшие развиваться в педагогике и психологии в 20-30-е годы. Большую роль в сохранении, защите и развитии этих направлений сыграли руководители Научно-исследовательского института дефектологии АНН СССР такие, как И. И. Данюшевский, А. И. Дьячков, Т. А. Власова.

Поэтому в структуру дефектологической науки входят различные отрасли специальной педагогики и психологии, клинические знания. Все составляющие дефектологии неразрывно связаны между собой и взаимодействуют с другими науками. (см. рис 2)

Базовую основу науки составляют специальные медицинские и психологические знания, которые направлены на решение педагогических проблем развития, обучения, воспитания. В центре их внимания находится подрастающий человек, чьё развитие не соответствует физиологическим, психологическим, социальным нормам.

Клиническая составляющая дефектологии изучает нарушения функций организма человека, имеющего различные заболевания и их влияние на психофизическое развитие субъекта. Основные знания об особенностях физического развития черпаются из взаимосвязи с такими отраслями медицины как: генетика, анатомия, физиология, отоларингология, офтальмология, психиатрия, невропатология, ортопедия. Задачей данной отрасли является диагностика и описание разных клинических форм – заболеваний.

Специальная психоло­гия – область психологической науки, изучающая людей, для ко­торых характерно отклонение от нормального психического раз­вития, связанное с врожденными или приобретенными наруше­ниями формирования нервной системы. На основе такого изуче­ния определяются возможности и пути компенсации дефектов различной сложности, строится система обучения и воспитания людей, имеющих аномалии психического развития. Специальная психология подразделяется на психологию слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), умственно отсталых (олигофренопсихология), детей с нарушениями речи (логопсихология), детей с задержками психического развития и других категорий детей с отклонениями.

Задачи специальной психологии:

- выявление общих и специфических закономерностей психиче­ского развития аномального ребенка в сравнении с нормально развивающимся ребенком;

- изучение особенностей развития отдельных видов познава­тельной деятельности людей с различными типами нарушений;

- изучение закономерностей развития личности человека с огра­ниченными возможностями жизнедеятельности;

- разработка диагностических методик и способов психологиче­ской коррекции различных типов нарушений психического разви­тия;

- изучение психологических проблем интеграции и интегриро­ванного обучения;

- психологическое обоснование наиболее эффективных путей и методов педагогического воздействия на психическое развитие детей и взрослых с различными типами нарушений.

Таким образом, значение специальной психологии определяется тем, что на основе ее данных строится система обучения, воспитания и социальной адаптации людей, имеющих различные типы нарушений психического развития, определяются наиболее эффективные методы обучения, строится система профессиональной консультации и профессиональной ориентации.

Объектом коррекционной педагогики, как составляющей дефектологии, является личность ребенка, имеющего отклонения в психо­физиологическом развитии или отклоне­ния в поведении, затрудняющие его адекватную социали­зацию и школьную адаптацию. Это дети, имеющие четыре особенности: дефект развития, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лишение), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (нарушение приспособление) и проявляющие девиацию (отклонение) в поведении.

Предметом коррекционной педагогики служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, пре­дупреждение и преодоление отклонений в развитии и по­ведении у данных детей и подростков.

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении — слож­ная социально-педагогическая проблема. Ее решение ле­жит в основе подготовки данной категории детей к актив­ной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наибо­лее полному освоению социальных ролей, к результатив­ной интеграции в социальную среду. Исходя из сложив­шейся социально-педагогической ситуации, в которой ока­зываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:

- Определить природу и сущность недостатков в раз­витии и отклонений в поведении детей и подростков, вы­явить причины и условия их появления.

- Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостат­ками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.

- Выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию (причинно-следственную обуслов­ленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка.

- Разработать технологии, совокупность методов, при­емов и средств коррекционно-педагогичёского воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и откло­нениями в поведения.

- Провести анализ общего и специального образова­ния детей с недостатками в развитии и поведении в усло­виях массовой школы.

- Определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных, коррекционно-развивающих уч­реждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков.

- Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической рабо­те с детьми и подростками с недостатками в психофизио­логическом развитии и девиациями в поведении.

Непременным условием выделения и функционирования любой науки является создание в ней собственного поня­тийного аппарата, раскрывающего суть деятельности на которую направлено научное знание.

Главный процесс, который реализует дефектологическая наука и практика это адаптация лиц с нарушениями развития – достижение ими максимально возможной самостоятель­ности и независимой жизни как высокого качества социализации и предпосылки для самореализации. Адаптация осуществляется путём реабилитации, компенсации и коррекции.

Реа­билитация – это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивыс­шего уровня его функциональных способностей.

Реабилитация социальная – это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адек­ватные взаимоотношения со сверстниками. Процесс реабилитации — это сложное и многогранное явление, поскольку полноценное возвращение, в социум происходит через медицинскую реабилитацию (лечение недостатков, ликвидация последствий дефекта), психоло­гическую реабилитацию (снятие психологических комп­лексов, восстановление психических процессов), педагоги­ческую реабилитацию (восстановление утраченных учеб­ных умений, познавательных навыков, формирование инди­видуальных личностных качеств). Реабилитация — это своего рода итог всей коррекционно-педагогической дея­тельности.

Применительно к детям раннего возраста с целесообразно применять термин – абилитация (от латинского – быть способным к чему-либо), так как в отноше­нии раннего возраста речь может идти не о возвращении способ­ности к чему-либо, утраченной в результате травмы, болезни и пр., а о первоначальном ее формировании.

Компенсация (от латинского возмещение, урав­новешивание) — это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразви­тых психофизиологических функций организма.

Компен­саторный процесс опирается на резервные или недоста­точно задействованные возможности организма человека. В процессе компенсации в организме ребенка происхо­дит формирование новых динамических систем и услов­ных связей, перестройка нарушенных или ослабленных функций (при дефекте зрительного анализатора усилива­ются возможности слуха и осязания; при недостаточном развитии речевых возможностей усиливается роль кинес­тетических анализаторов). Компенсаторные возможности организма ребенка проявляются на фоне мобилизации резервных ресурсов, активизации защитных средств, сопротивления наступле­нию патологических процессов в организме. В то же вре­мя сопротивляемость дефекту, его компенсация усилива­ются при активизации социальных факторов, действенной помощи ребенку со стороны педагогов, родителей.

Коррекция (латинского – исправление) определяется как система специальных и общепедагогических мер, на­правленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Коррекция может выступать как са­мостоятельное педагогическое явление, как специфические действия, направленные на частичное исправление недо­статка или преодоление дефекта (коррекция речи, произ­ношения отдельных звуков, исправление недостатков зре­ния), в то же время коррекция может быть составной ча­стью учебно-воспитательного процесса и выступать как целостное педагогическое явление, направленное на изме­нение формирующейся личности ребенка.

В рамках единого педагогического процесса коррекция выступает как совокупность коррекционно-воспитательной и коррекционно-развивающей деятельности.

Коррекционно-воспитательная деятельность охватыва­ет всю совокупность мер педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонени­ями в поведении. Она направлена на изменение познава­тельных возможностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы, улучшение индивидуальных личностных качеств (ответственности, дисциплинированности, собранности, организованности), на развитие его интересов и склонностей.

Коррекционно-развивающее обучение — это система мер дифференцированного образования, позволяющая решать задачи своевременной помощи детям, испытывающим труд­ности в обучении и школьной адаптации. Основная задача данной работы — систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня развития ребенка, восполне­ние пробелов его предшествующего развития и обучения, развитие недостаточно сформированных умений и навыков, коррекцию отклонений в Познавательной сфере ребенка, подготовку его к адекватному восприятию учебного мате­риала. Таким образом средствами коррекции являются педагогические процессы – обучение и воспитание.

Воспитание — основополагающая и смыслообразующая педагогическая категория, рассматривается как специаль­но организованная деятельность педагогов и воспитан­ников для реализации целей образования в едином педа­гогическом процессе, целенаправленное и организованное управление процессом формирования личности или от­дельных ее качеств.

Воспитание детей с отклонениями в развитии и поведе­нии осуществляется в рамках единого педагогического про­цесса и направлено на формирование в ребенке гуманисти­ческих, общечеловеческих ценностей, активной граждан­ской позиции, нравственно положительных черт и качеств. В воспитании используются как общепедагогйческие мето­ды и приемы, так и специальные меры воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонени­ями в поведении в зависимости от степени и структуры дефекта, сущности и характера аномалии, с учетом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Важной особенностью воспитания ребенка с отклонени­ями в развитии и поведении является оптимизм, уверен­ность в преодолении трудностей, надежда на достижение положительного результата, исключение из воспитатель­ного процесса фиксации внимания на дефекте, опора на положительное в личности ребенка, стимулирование его компенсаторных возможностей, в то же время формирова­ние умения объективно оценивать свои возможности, свои действия и поступки.

Обучение педагогической наукой рассматривается как специфический способ образования, процесс активного целенаправленного взаимодействия обучающего и обуча­емого, в результате которого у обучающегося формиру­ются определенные знания, умения, навыки, опыт дея­тельности и поведения, а также личностные качества.

Обучение в коррекционной педагогике носит специфи­ческий характер, определяемый глубиной и характером дефекта ребенка. Причем общедидактические методы и приемы, организация учебного процесса дифференцируют­ся в зависимости от отраслей специальной педагогики (сур-до-, тифло- или олигофренопедагогики).

Обучение и развитие — два взаимосвязанных явления. Развивающий характер обучения детей с отклонениями в развитии и поведении предполагает учет зоны ближайшего развития воспитанника (по Л.С. Выготскому), тот запас потенциальных возможностей, формирующихся функций, которые ребенок не в состоянии реализовать самостоятель­но в настоящий момент, но успешно их использует при непосредственной помощи учителя. Обучение активизирует переход зоны ближайшего развития в ее актуальное разви­тие и ведёт за собой развитие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.177.173 (0.015 с.)