Классификация нарушений психического развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация нарушений психического развития



Положения Л. С. Выготского легли в основу выделенных
В. В. Лебединским параметров, определяющихтип нарушения пси­хического развития.

Первый параметр связан с функциональной локализацией нару­шения и определяет его вид – общий дефект, вызванный наруше­нием работы регуляторных систем (корковых и подкорковых), или частный дефект, обусловленный недостаточностью отдель­ных функций. Общие и частные нарушения выстраиваются в оп­ределенную иерархию. Нарушения регуляторных систем в той или иной степени влияют на все аспекты психического развития, част­ные нарушения нередко компенсируются сохранностью регуля­торных или других частных систем.

Второй параметр – время поражения – определяет характер на­рушения психического развития. Чем раньше произошло пораже­ние, тем вероятнее явление недоразвития психических функций; чем позднее возникло нарушение, тем более возможны явления по­вреждения с распадом структуры психических функций.

В ходе психического развития каждая функция проходит через сензитивный период, который отличается не только ее наиболее интенсивным развитием, но и наибольшей уязвимостью по отно­шению к воздействиям. Неустойчивость психических функций может привести к явлениям регресса, т.е. к возврату функции на более ранний возрастной, уровень, или к явлениям распада, т.е. грубой дезорганизации.

По мнению В. В. Лебединского, нарушение в развитии никогда не имеет равномерного характера: в первую очередь страдают те психические функции, которые находятся в это время в сензитивном периоде, затем функции, связанные с поврежденными. Поэтому у ребенка с каким-либо нарушением психического развития одни функции будут относительно сохранными, другие – повреж­денными, третьи – в разной степени задержанными.

Третий параметр вытекает из идеи Л. С. Выготского о систем­ном строении нарушения и характеризует взаимоотношения между первичными и вторичными дефектами. Вторичное нарушение является основным объектом психолого-педагогической коррекции аномального развития. Необходимость наиболее ранней коррекции вторичных нарушений обусловлена особенностями психического развития детей. Пропущенные сроки в обучении и воспитании ребенка с нарушенным психическим раз­витием автоматически не компенсируются в более старшем возрас­те, в этом случае потребуются более сложные специальные усилия по преодолению нарушения. В процессе психического развития изменяются иерархические отношения между первичными и вто­ричными нарушениями. На начальных этапах основным препят­ствием к обучению и воспитанию является первичный дефект. На последующих этапах вторично возникшие нарушения психиче­ского развития играют ведущую роль, препятствуя социальной адаптации ребенка.

Четвертый параметр – нарушение межфункциональных взаимо­действий. В нормальном психическом развитии ребенка выделяют такие типы взаимодействия психических функций, как временная независимость функций, ассоциативные и иерархические связи. Временная независимость функций характерна для ранних этапов онтогенеза, например относительная независимость развития мыш­ления и речи до двухлетнего возраста. С помощью ассоциативных связей разрозненные разномодальные чувственные впечатления объединяются в одно целое на основе пространственно-времен­ной близости (например, образ дома, времени года). Такая орга­низация указывает на малую дифференцированность психических процессов. Самый сложный – иерархический тип взаимодействия обладает высокой пластичностью и устойчивостью, которые по­зволяют в случае необходимости произвести компенсаторную пе­рестройку психической функции.

Каждая из психических функций имеет свой цикл развития, в котором чередуются периоды более быстрого (например, в сензитивном периоде) и более медленного ее формирования. В то же время перестройка и усложнение функций происходят в опреде­ленной последовательности с опережающим развитием одних по отношению к другим. При нарушениях психического развития появляются наруше­ния межфункциональных взаимодействий, возникновение диспро­порций в психическом развитии.

Перечисленные параметры по-разному выступают при различ­ных вариантах нарушений развития познавательной, моторной и эмоциональной сфер. Обобщая результаты исследований психоло­гов, дефектологов и психиатров, В. В. Лебединский предлагает вы­делять следующие типы нарушений психического развития:

· Недоразвитие – раннее время поражения, когда имеет место незрелость мозга. Различные психические функции недоразвиты неравномерно, наи­более выражена недостаточность высших психических функций.

· Задержанное развитие – замедление темпа фор­мирования познавательной и эмоциональной сфер с их временной фиксацией на более ранних возрастных этапах. Наблюдается мозаичность поражения, когда наряду с недостаточно развитыми функ­циями имеются и сохранные.

· Поврежденного развития – более позднее (после 2-3 лет) патологическое воздействие на мозг, когда большая часть мозговых систем уже сформирована, ха­рактерны расстройства эмоциональной сферы и личности, наруше­ния целенаправленной деятельности, грубый регресс интеллекта.

· Дефицитарное развитие связано с тяжелыми нарушениями от­дельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппа­рата. Первичный дефект ведет к недоразвитию функций, связан­ных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития других функций, связанных с пострадавшей опосредованно.

· Искаженное развитие – в процессе форми­рования психических функций наблюдается другая их последова­тельность по сравнению с нормальным развитием. При этом функции, развивающиеся ускоренно, не «подтягивают» развитие других.

· Дисгармоническое развитие – врожденная либо рано приобретенная диспропорциональность психики в ее эмоционально-волевой сфере. Степень выраженности зависит от условий воспитания и от окружения ребенка.

Основой для специальной психологии и специальной педаго­гики послужило заключение Л. С. Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным законо­мерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ре­бенка. Наряду с закономерностями общими для нормального и ано­мального психического развития выделяют закономерности общие для всех типов аномального развития. Они могут проявляться как на психосоматическом уровне, так и на психическом.

В. В. Ковалев дифференцирует возрастные уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков с нарушениями развития. Для каждого из этих уровней характерны свои преимуществен­ные «возрастные» симптомы.

Для сомато-вегетативного уровня реагирования (0—3 года) ха­рактерны повышенная общая и вегетативная возбудимость с на­рушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройства­ми. Данный уровень реагирования является ведущим на раннем возрастном этапе вследствие его уже достаточной зрелости.

Психомоторный уровень реагирования (4—10 лет) включает пре­имущественно гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторную возбудимость, тики, заикание.

Для аффективного уровня реагирования (7—12 лет) характерны синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной воз­будимости с явлениями негативизма и агрессии.

Эмоционально-идеаторный уровень реагирования (12—16 лет) является ведущим в пре- и особенно пубертатном возрасте. В пато­логии это прежде всего проявляется в так называемых «патологи­ческих реакциях пубертатного возраста», включающих, с одной стороны, сверхценные увлечения и интере­сы (например, «синдром философической интоксикации»), с дру­гой — сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого урод­ства (дисморфофобия, в том числе нервная анорексия), психоген­ные реакции — протеста, оппозиции, эмансипации.

Преимущественная симптоматика каждого возрастного уровня реагирования не исключает возникновения симптомов предыду­щих уровней.

К общим психическим проявлениям дизонтогенеза относятся сле­дующие.

Во-первых, общей особенностью при всех типах нарушений является снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Эта особенность может наблюдаться на протяжении длительного времени или быть характерной толь­ко для определенного периода онтогенеза.

Во-вторых, общей особенностью, наблюдающейся у всех кате­горий аномальных детей, является трудность словесного опосред­ствованы». Еще Л.С.Выготским было выдвинуто положение о том, что приблизительно с двух лет речь начинает играть определяющу роль в дальнейшем развитии всех психических процессов. Особенно большое значение имеет становление регулирующей функции речи, что неразрывно связано как с развитием собственно речевой функции, так и лобных отделов головного мозга как мозговой основы произвольности. Нейрофизиологические исследования показывают, что запаздывание в созревании лобных структур является общей патогенетической характеристикой ряда дизонтогений. При всех отклонениях психического развития большей или меньшей степени наблюдается дивергенция невербального и вербального поведения, что затрудняет нормально развитие.

В-третьих, для всех видов аномального развития характерно замедление процесса формирования понятий. Любой вид дизонтогенетического развития характеризуется нарушением нормального психического отражения действительности, полным или частичным выпадением «психического инструментария»: снижены интеллектуальные способности, или выявляется социальная неадекватность, или выпадает какой-либо вид информации об окружающей действительности.

В-четвёртых, риск возникновения состояний социально-психологической дезадаптированности. Этот параметр появился в последние годы в связи с усилением интеграционных процессов в образовании и со значением, кото­рое стало придаваться развитию социальной компетентности, независимо от тяжести и характера имеющихся у них откло­нений. Данный параметр означает, что любой дефект затрудняет дос­тижение человеком оптимального баланса между возможностью удовлетворения своих значимых и имеющимися для этого условиями.

Кроме всех перечисленных общих закономерностей проявления дизонтогенеза, выделяются специфические закономерности, характерны только для определённого вида нарушения психического развития.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 2053; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.011 с.)