Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И создание позитивной школьной средыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понимание необходимости изменений в самой организации образовательного процесса в сторону создания позитивного климата, который был бы не только комфортен для ученика и учителя, но поднял бы качество образования, его влияние на готовность молодежи жить и действовать в открытом, гражданском обществе послужило толчком к зарождению в России движения демократических школ. Начало было положено в 2000 году, когда несколько школ объединились в ассоциацию. Это - некоммерческая организация или как мы её называем - Ассоциация демократических школ. Содержание её деятельности зафиксировано в названии: содействие созданию в школах демократического уклада жизни. Её цели - распространение опыта, развитие сети школ с демократическим укладом и подготовка молодого поколения к жизни в правовом государстве. Однако мы должны преодолеть одно искушение. Вот у нас поменяли ориентацию образования, и школы стали «личностно ориентированными», не став ими по своему существу. Теперь расширяется движение демократических школ. Представьте, через какое-то время большинство школ станет называть себя демократическими. Однако известно, оттого что будешь говорить «Халва. Халва», во рту слаще не станет, а идея демократизации образования будет выхолощена. Опыт уже имеющихся демократических школ не должен пропасть, его нужно укреплять, использовать, осмысливать, он может стать коллективной ценностью. Поэтому нужна общественная организация, которая могла бы поддержать реальные демократические процессы в образовании. Нужно уметь защищать и отстаивать демократические преобразования в конкретных школах и в системе образования в целом. Они должны устоять перед авторитарными методами управления, которые, кстати, очень распространены. Весьма часто принимаются недемократические инструкции и подзаконные акты. К примеру, наша ассоциация могла бы давать им общественную экспертизу. Это не просто настоятельное требование времени, но и реальная помощь в деле модернизации образования. Общественная демократическая экспертиза со временем должна стать частью процессов развития образования. В этом её громадная польза. Например, если какой-либо проект не получит общественной демократической экспертизы, то он и не будет «запущен в практику», не станет тянуть образование назад. Или возьмём процедуру аттестации учителей. В её современном виде она формальна, забюрократизирована, недемократична. От учителей требуют массу документов и справок. Надо понять, если квалификация учителя связана с процентами успеваемости (да ещё в сравнении с данными других школ района), то можно представить, что учитель, стремящийся повысить категорию, будет «рисовать» своим ученикам хорошие оценки и тем самым вытеснять из школы средних учеников. Он никогда не создаст детям равных начальных условий для получения образования. А это несовместимо с демократическими нормами обучения. В системе образования многое взаимосвязано. Да, учебный процесс в каждой конкретной школе далеко не всегда демократичен. И беда в том, что в педагогических университетах и институтах повышения квалификации не учат тому, как обучение сделать демократическим. Чтобы сделать учебный процесс демократическим, нужна большая и серьёзная работа. Ассоциация может взять часть этой работы на себя, и она уже это делает. Мы проводим специальные семинары для учителей, где показываем, как можно изменить учебный процесс, демократизировать его. Проведено уже пять таких семинаров - в Москве, Астрахани, в Мурманской и Ивановской области. Под процессом демократизации мы понимаем многое из того, чего лишены многие школы. Назову лишь основное: - сотрудничество детей и взрослых (не показное временное взаимодействие, а действительно полноценная совместная деятельность, равно интересная для них) в разных сферах школьной жизни; - участие детей в определении целей и содержания занятий; - обеспечение для детей широкого права выбора, например, учебных предметов, формы изучения и учителей (там, где это возможно); - обеспечение возможности высказывать своё мнение без всяких опасений; - участие детей в оценке (самооценке) собственного продвижения в учёбе; - широкое участие в органах самоуправления (школы и класса); - отказ от единоличных решений в польку коллективных; - создание различных органов (конфликтной комиссии, например), куда можно обратиться за реальной помощью; - коллективно создание и обеспечение законов школьной жизни (они могут быть разные по количеству и содержанию, поскольку всё определяется самими детьми и взрослыми; в «Школе самоопределения их 27, а в Астраханском лицее - 12, но они действуют, обеспечивая демократический стиль взаимодействия взрослых и детей). Однако для некоторой части учителей понятие «демократизация», как не странно, имеет негативный смысл. О демократах говорят или с иронией, или даже с издёвкой, добавляя буквы. Видимо это происходит оттого, что здесь совершается логическая ошибка: неудачи и трудности социального развития страны переносят на принципы демократии вообще. В этом плане идеи демократизации школы могут кем-то рассматриваться чуть ли как ни угроза безопасности страны. Однако демократизация образования — продолжение общей гуманизации образовательных процессов, которая идёт повсеместно. Оттого, что в школе улучшится нравственный микроклимат, станут более открытыми и дружескими взаимоотношения детей и взрослых, а в системе управленческих отношений укрепятся партнёрские связи и будут преодолены, наконец, авторитаризм, бездушие и нажим на рядового учителя, - от этого выиграют все: и дети, и родители, и сами учителя. Демократические процессы в школе будут способствовать оздоровлению обстановки в школах, а значит, будут способствовать и повышению качества образования. Но мне хочется подчеркнуть, что школьную демократию надо уметь обеспечивать. После более чем полувекового засилия «педагогики воздействия» и авторитарного управления системой образования перейти к принципам демократического соуправления не так то просто. Демократия - более сложный механизм организации сообщества, чем авторитарное управление «сверху». Демократия предполагает сильное влияние на все социальные процессы общественного мнения, активное участие разных сообществ в принятии решений, учёт разнообразия точек зрения и мнений, широкую практику согласований позиций. Демократия - это обеспечение более широких прав и возможностей выбора. Это - вариативность, партнёрство, договорные отношения, обеспечивающие сотрудничество и взаимодействие различных социальных групп и сообществ. Но для части учителей и управленцев неудачи в практическом овладении демократическими нормами и ценностями порой оборачиваются полным в них разочарованием. Образно говоря, на демократические идеи начинают «навешивать собак». Демократию выставляют ответственной за недостаточный уровень бытовой культуры, за перегибы и ошибки политиков. Она выбирается «ответственной» за все грехи, накопленные предыдущим и нынешним обществом. В одной из статей Н. Е. Марковой в «Народном образовании» демократизация, связывается с деятельностью неких спецслужб, приравнивается к таким явлениям (на деле совершенно разноплановых и разноуровневых), как секс-пропаганда, уничтожение табу, культу-ринтервенция, наркотизация молодёжи, рок-музыка. Даже употребляется словосочетание «демократическая экспансия», что мне представляется лишь отражением путаницы в осознании сути демократии. Здесь смешены правда, полуправда, неправда и авторское специфическое видение этой смеси. На мой взгляд, демократизацию никак нельзя приравнивать к причинам социальных недугов. Наоборот, социальные недуги лечатся расширением демократии, которая, я особо хочу это подчеркнуть, повышает культурный, нравственный (но не пуританский) уровень сообщества. Борясь с социальными недугами, мы не демократию должны поносить как их причину, а духовное рабство и воспевание всевозможных запретов. История уже доказывала, что запреты только усиливают существующие в скрытом виде аморальные явления и агрессивные всплески социальных эмоций. Демократия, наоборот, обеспечивает больший спектр прав и возможностей людей, расширяет диапазон выбора. Поэтому оздоровление сообщества немыслимо без сохранения демократических приоритетов его развития. Обе задачи должны стать первостепенными. Демократические нормы взаимоотношений должны восприниматься детьми со школьной скамьи как естественные нормы жизни и деятельности. Как показывает опыт вполне возможно привлекать старших детей к общественной экспертизе разнообразных документов, которые требуют независимой оценки их содержания. Ведь не секрет, что многие законодательные инициативы, различные подзаконные акты и методические рекомендации опираются на недемократические установки. Наша задача - поддержать все процессы, которые могут обеспечить демократическое развитие общества. ШКОЛА В СООБЩЕСТВЕ Стивен Шехтер Школа является необходимым учреждением в жизни сообщества, частью которого она является. А сообщество, со своей стороны, представляет собой среду, в которой разворачивается жизнь школы. В результате у школы и сообщества появляется возможность двустороннего взаимодействия. В некоторых случаях такое взаимодействие выливается, например, в возможность для учащихся обучаться вне классной комнаты, а для преподавателей — принимать участие в программах профессионального развития, проводимых местными университетами, то есть, имеет положительный результат. В других случаях это взаимодействие приводит к отрицательным последствиям, известным в экономике как отрицательные внешние факторы, когда школьные проблемы негативно влияют на сообщество, и наоборот. Также можно отметить другие способы тесного взаимодействия между школой и сообществом, которые затрагивают управление школой. Образование остается главной заботой американцев, как показывают результаты общественных опросов, поэтому число правительственных инструкций, касающихся школ, увеличилось и расширилось в диапазоне за прошедшие два десятилетия. Характер сообществ также изменился в течение этого времени. Двадцать лет назад, посмотрев на состав учащихся в американских школах, можно было сказать, что нация состоит из двух сообществ: чернокожего городского населения, и белого населения пригородов. Такое четкое разграничение стало менее актуальным в 1990-е годы, когда в американские города начали вливаться сотни тысяч иммигрантов из стран бывшего Советского Союза и Центральной Европы, когда в результате экономического роста стало улучшаться положение менее обеспеченных слоев населения, когда возросло число небелых (афроамериканских, латиноамериканских, азиатско-американских и арабо-американских) семей, принадлежащих к среднему классу, которые стали перебираться в городские предместья. Тем не менее, в середине 90-х годов, треть всех детей в возрасте до 18 жило в неполных семьях. Пятая часть всех детей сегодня живет в бедности и каждый год более полумиллиона девочек-подростков рожают детей (NASSP, с. 3). Отношения «школа - сообщество» пронизывают все стороны деятельности активной школы. Ниже мы, критерий за критерием, проиллюстрируем важность этих отношений. Затем мы обратимся к их роли в школьном планировании и администрировании. Далее мы рассмотрим пример «обучения» общественно-полезной деятельности (служения обществу), представленный профессором Чарльзом Уайтом, в ходе которой учащиеся, в дополнение к традиционной школьной программе, проходят практику в различных организациях и учреждениях.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 481; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.013 с.) |