Методы и формы работы с детьми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и формы работы с детьми



Воспитание толерантности принесёт плоды только в том случае, если оно происходит в эмоционально благополучной обстановке. Этому способствуют игры и беседы для сплочения детей, формирования у них доброжелательного отношения друг к другу, сочувствия, сопереживания, содействия. У детей появляется потребность в общении со сверстниками, они учатся применять полученные знания и навыки в игровых и жизненных ситуациях.

Сказкотерапия, где используется психологическая, терапевтическая, развивающая работа. Сказку может рассказывать и взрослый, и это может быть групповое рассказывание, где рассказчиками может быть и группа детей.

Игротерапия – занятия могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. Игра – это наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка. В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Например, игры и игровые упражнения, направленные на:

· развитие умений невербального общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;

· развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;

· развитие умений, направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»:

· гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;

· развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;

· развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;

· регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;

· проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,

· обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Психогимнастика – включает в себя ритмику, пантомиму, игры на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы. Игры «Мое настроение», «Веселый – грустный». Этюды и упражнения направленные на:

на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми: «Подарок»;

воспитание уважения к людям различных национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы»

Арттерапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве и другие формы работы с ребенком. Основная задача состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка. «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля».

Использование художественного слова – стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира.

Использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.

Слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.

Одним из путей формирования толерантности, на наш взгляд, является также изучение в дошкольном учреждении иностранного языка. Иностранный язык преподносится как язык межнационального общения в современном мире, позволяет познакомить детей с жизнью зарубежных сверстников, с песенным и стихотворным творчеством, с доступными детям образцами детской художественной литературы на изучаемом языке. На занятиях дети приобщаются к новому социальному опыту с использованием иностранного языка за счёт проигрывания различных ролей в игровых ситуациях типичных для семейного, бытового, учебного общения. Всё это позволяет сформировать у дошкольников понимание важности изучаемого иностранного языка как средства осуществления взаимодействия с представителями других социумов. Языковое многообразие и разнообразие культур рассматривается в настоящее время как один из наиболее ценных элементов мирового, европейского и общероссийского культурного наследия. Наши усилия направлены на то, чтобы дети понимали, что у нас есть общий государственный язык — русский, на котором мы можем говорить друг с другом, каким бы ни был наш родной язык. Окружающий нас мир многоязычен, знать только один язык уже не достаточно.

Создание толерантности предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. В результате целенаправленной работы по формированию толерантности в условиях дошкольного образовательного учреждения могут быть достигнуты следующие результаты:

· Ребёнок начинает осознавать свои характерные особенности и предпочтения, понимать, что он уникален и неповторим как каждый человек.

· Ребёнок учится общаться с разными людьми.

· Дошкольник понимает, что он может совершенствоваться и развиваться — завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.

· Ребёнок чувствует постоянную поддержку в разных ситуациях — как успеха, так и неудач.

· Дети учатся осознанно воспринимать свои собственные эмоции и понимать эмоциональное состояние других людей.

· У детей формируются коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций.

· Дети знакомятся с нормами и правилами поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения.

· Педагоги помогают понять детям, как легко может возникнуть ссора или даже драка, способствуют осознанию причин конфликтов и приёмов их самостоятельного разрешения.

Заключение

Таким образом, все эти занятия позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.

Работа по воспитанию у детей толерантности предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для этого использовали разнообразные формы работы с родителями: собрания, консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы, фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы с родителями.

Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него нравственных форм поведения, правовой культуры.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность в общественном сознании России. М.,1998.

2. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми: Методические рекомендации. Л., 1991.

3. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12

4. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 №9, 2002 №1, 2002 №9

5. Риэрдон Б. Э. Толерантность – дорога к миру. М., 2001

6. Рожков М. И. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 2003.

7. Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007

8. Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

 


Семинар 1. Концепция воспитательной системы школы

Понятийный аппарат темы

воспитательная система школы, воспитанность личности

Вопросы для обсуждения:

· концептуальные основы воспитательной системы школы

· характеристика компонентов воспитательной системы школы: целевого, субъект-субъектного, организационно-деятельностного, средового, управленческого.

· организация деятельности воспитательной системы.

· критерии воспитанности личности.

Практический блок

Подготовиться к обсуждению вопросов и заданий практического блока.

1. Реализация учебного проекта «Диагностика воспитанности школьника»

2. Составление памятки «Как поддерживать социальную защищенность ребенка в школе?»

3.«Как разработать концепцию воспитательной системы школы?»

Составьте список рекомендаций. После коллективного обсуждения, добавьте в свой список рекомендации, которые вы считаете наиболее важными.

Моделирование воспитательной системы школы.

Тема. Компоненты:целевой, субъект-субъектный, организационно-деятельностный, средовой, управленческий. Представление/ презентация воспитательной системы школы. Критерии оценки эффективности воспитательной системы школы.

Блок самостоятельной работы

В процессе изучения раздела аргументируйте положение: воспитательная система школы как способ: реализация системного подхода.

Подготовьте учебно-методическое портфолио, которое состоит из разделов: «Педагогический словарь», «Концепции воспитания», «Педагогическая диагностика в воспитании», «Методические разработки», «Литературно-художественное творчество: стихи, песни, афоризмы, притчи и др.», «Научно исследовательская работа: рефераты, рецензии, аннотации, микроисследования» и др.

Интерактивные образовательные технологии. Групповая дискуссия «Учитель в воспитательной системе современной школы»

Список литературы

Асташова Н.А., Борисова В.И. Воспитательная система школы: теория, практика, мониторинг. - Брянск, 2008. – 132 с.

Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. 2-е изд., перераб., доп. – М., 2008.- 1 глава.

Шамова Т.И., Шибанова Г.Н. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. – М.: Центр гуманитарной литературы «РОН», 2005. – 199 с.

 

Семинар 2. Культурологическая концепция Е.В. Бондаревской

Понятийный аппарат темы

культурологический подход в воспитании, воспитанность личности, диалог культур

Вопросы для обсуждения:

· определение воспитания в контексте культурологической концепции.

· цель и задачи, принципы воспитания

· содержание воспитания в контексте культурологической концепции.

· диалог культур и наполнение образования смыслами.

Практический блок

Реализация проекта «Один день из жизни школы»

Подготовка опорной схемы «Подходы к педагогической деятельности

Блок самостоятельной работы

Провести опрос среди студентов на тему «Культура как процесс самореализации личности», обобщить результаты

Интерактивные образовательные технологии.

Обсуждение концепции самоорганизуемой педагогической деятельности (С.В. Кульневич) - семинар-диалог

Список литературы

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб.пособие для студентов сред. и высш. пед. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК.- Ростов н/Д: Учитель, 1999. – С. 16-24, 259-266.

2. Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и встречи культур. – М.: МПСИ, 2009. – 80 с.

3. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. 2-е изд., перераб., доп. – М., 2008.- 224 с.

 


Практическое занятие 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 703; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.88.254.50 (0.043 с.)