Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношения внутри сообщества в критерияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
АКТИВНОЙ ШКОЛЫ Критерий 1: Образовательная среда. Где уместнее всего говорить о роли сообщества, как не в связи с образовательной средой, частью которой это сообщество является? Американских работников образования всё больше занимает аутентичность обучения и его ориентированность на реальную практику, наличие у учащихся навыков и знаний, необходимых в реальной жизни. Профессор Чарльз Уайт из Бостонского университета рассматривает внеклассную деятельность как важное дополнение к обучению в классе. Различие между факультативными и внеклассными занятиями состоит не только в названии. Первое подразумевает, что учебная деятельность отделена от основной школьной программы и не является ее составной частью; второе предполагает, что деятельность протекает одновременно с выполнением обычной школьной программы, скоординирована с нею и является дополнением к освоению этой программы и классной работе. В своём исследовании профессор Уайт рассматривает обучение общественно-полезной деятельности как один из наиболее быстро развивающихся в школьных округах и штатах вид внеклассной работы учащихся. Учащиеся работают в коммерческих организациях, офисах (например, в юридических фирмах), некоммерческих и политических организациях, средствах массовой информации и правительственных учреждениях. Большинство школьных отчётов о партнёрстве с сообществом, приведённых в этой публикации, сосредоточивают свое внимание именно на этом виде деятельности, и на программах, создаваемых для использования ресурсов сообщества с целью улучшения качества обучения. Критерий 2: Профессиональное развитие. В США большинство возможностей профессионального развития возникает в результате естественного сотрудничества между учреждениями высшего образования и школами. Существуют и другие варианты: Федеральный банк проводит курсы повышения квалификации для преподавателей экономики и бизнеса; Американская ассоциация юристов (AmericanBarAssociation) и ассоциации юристов в отдельных штатах проводят курсы повышения квалификации для преподавателей правоведческих и общественных наук; Американский совет преподавателей русского языка и другие ассоциации преподавателей иностранных языков также проводят курсы повышения квалификации в своей области. Однако наиболее типичные программы профессионального развития преподавателей сосредоточены вокруг противоположных точек континуума «школа - ВУЗ». С одной стороны, каждая университетская программа подготовки учителей должна включать преподавательскую практику студентов в школе (на протяжении одного семестра) или интернатуру (длительностью в один год) — это обязательное условие получения диплома учителя. Многие университеты также проводят курсы повышения квалификации для школьных преподавателей по многим предметам: от точных наукдо общественных дисциплин. С другой стороны, существуют и более комплексные взаимоотношения между школой и ВУЗом, при которых университетские преподаватели и школьные учителя постоянно обмениваются опытом на совместных занятиях и семинарах. Наиболее широко распространенным примером последнего и более сложного типа сотрудничества между школой и ВУЗом является модель Школы профессионального развития (PDS-Professionaldevelopmentschool). Партнёрство, построенное в соответствии с этой моделью, обычно начинается как двустороннее сотрудничество, в рамках которого университетские профессора проводят больше времени в школе-партнёре, где они могут преподавать в старших классах, заниматься со старшеклассниками по университетской программе или преподавать курс по методике обучения студентам университета, которые затем будут проходить практику в школе под руководством и наблюдением университетского профессора. С другой стороны, модель Школы профессионального развития также предполагает, что школьные учителя должны больше преподавать на университетском уровне; однако, из-за финансовых и других соображений это менее осуществимо, потому что школы должны согласиться пожертвовать временем одного или нескольких учителей. Критерий 3: Школа в сообществе. Этот критерий демонстрируется примерами, предлагаемыми в других пяти критериях. Критерий 4: Безопасность школы. Существенным компонентом комплекса мер по обеспечению школьной безопасности является координация действий и сотрудничество с социальными службами, учреждениями здравоохранения и охраны общественного порядка. Примером этого может служить интеграция деятельности различных служб, связанных со школой, модель которой была предложена АндреаЗетлиным (Zetlin, с. 421). При использовании этой модели школа вовлекает в свою деятельность социальные службы, организации здравоохранения и семьи учащихся. Такой подход выходит за рамки собственно образовательного процесса; в нем отражен социально-педагогический аспект заботы о ребёнке, его семейной обстановке, условиях его становления и развития. Поэтому подобные программы обычно рассчитаны не на всю школу, а на учеников из группы риска, таких как дети из неполных семей, бездомные и учащиеся с особыми потребностями. Зетлин сформулировал семь условий эффективного проведения таких совместных программ: (1) качественное лидерство; (2) поощрение участия родителей в программе; (3) учет культурного состава школьного сообщества при выработке политики; (4) долгосрочность программы; (5) внимание к организационной стороне деятельности; (6) разнообразие моделей в соответствии с потребностями, целями и ограничениями; (7) наличие партнерских отношений с местными университетами (Zetlin, 422—426). Критерий 5: Школьное управление. Школа, конечно же, не существует в политическом вакууме. Как еще будет сказано ниже, школа является частью становящейся все более и более сложной и активной системы, состоящей из их школьных округов, департаментов образования штатов и федерального департамента образования. В течение последних двух десятилетий, эти управляющие структуры постоянно принимали на себя все больше руководящих функций. Они создавали все новые и новые правила и инструкции не только в области академических показателей, но и в ответ на всплеск общественного беспокойства, вызвавшего к жизни необходимость в процессе обучения уделять особое внимание выработке ценностей, навыков разрешения конфликтов, предотвращению наркомании, здоровому образу жизни, сексуальному образованию, воспитанию терпимости и уважения к представителям других групп, предотвращению насилия и, с недавних пор, формированию характера. В то же самое время, некоторые родители и родительские организации становятся все более активными в своих школах, хотя это удаётся не всем из-за занятости обоих родителей на работе или из-за отсутствия в семье одного из родителей. Больше, чем когда-либо школы ощущают на себе давление со стороны правительства и средств массовой информации из-за ставшего общеизвестным снижения показателей успеваемости и возросшего уровня насилия в школе. Критерий 6: Оценка работы учащихся. Нигде давление общественности не чувствуется более остро, чем в области оценки результатов обучения. Одним из важных следствий такого давления стал отказ от традиционной оценки знания содержания предмета и переход к новым моделям аутентичной оценки практических знаний и навыков. В шестой главе этого издания Марси Тейлор Тома (MarcieTaylorThoma) из Департамента образования штата Мэриленд освещает опыт работы своего штата по созданию системы оценки практических умений и навыков. Другим важным следствием общественного внимания к этой проблеме является расширение самого процесса оценки. Он больше не сводится к составлению тестов и подсчитыванию баллов. Сегодня в большинстве школьных округов требуется включение в процесс оценки третьей стадии. Ею является сообщение о результатах родителям и сообществу в целом. Об индивидуальных результатах учеников оповещаются их родители, о совокупных результатах учащихся - местное сообщество, а теперь еще и штат сообщает гражданам о результатах по каждой школе и каждому школьному округу. Более подробно об этом говорится в 6 главе книги. РОЛЬ ОТНОШЕНИЙ В СООБЩЕСТВЕ В ПЛАНИРОВАНИИ АКТИВНОЙ ШКОЛЫ Становится ясно, какие задачи встают перед школьным руководством в свете всего вышесказанного. Школе необходимо привлекать сообщество к участию в ее жизни, а также в процессах выработки и осуществления плана по созданию активной школы. Когда школы проводят оценку своих потребностей, они должны отдавать себе отчет в том, как осуществление их потребностей может отразиться на жизни сообщества, и каковы общественные истоки этих потребностей. Когда школы планируют, какие ресурсы могут потребоваться для удовлетворения их потребностей, необходимо учитывать не только доступность ресурсов сообщества, но и возможность привлечения этих ресурсов в рабочем порядке, а не только в чрезвычайных, экстренных случаях. В своём широко освещавшемся отчёте о приоритетах средней школы в меняющемся мире Национальная ассоциация директоров средних школ (NASSP - NationalAssociationofSecondarySchoolPrincipals) выделила три группы приоритетов. Первая группа относится к обновлению работы в классе, вторая — к лидерству, а третья - к взаимоотношениям школы и сообщества. Эта последняя группа связана с потребностью развивать и укреплять сеть общественной поддержки школы (NASSP, с. 6). С целью укрепления механизмов вовлечения сообщества в жизнь школы, Джордж Полас, бывший преподаватель и школьный администратор, ставший университетским профессором, написал своеобразное руководство по построению взаимоотношений школы и сообщества. Согласно мнению Поласа, «отношения "школа - сообщество" заключаются не в том, чтобы рассказывать людям, какая школа хорошая. Это, скорее, вовлечение сообщества в процесс двусторонней коммуникации со школой для улучшения взаимопонимания между ними, а не только для того, чтобы сообщество лучше понимало проблемы школы» (Pawlas, с. 2). Полас считает, что школы должны начать этот процесс двусторонней коммуникации с выработки эффективного плана взаимоотношений между школой и сообществом, который станет фундаментом «спланированного, систематического, двустороннего процесса коммуникации «(Pawlas, с. 5). Полас определил десять задач такого плана: (1) обеспечить людей информацией о школах; (2) обеспечить школы информацией об окружающих их сообществах; (3) выработать и поддерживать общественное доверие к школе; (4) заручиться общественной поддержкой для школы и её программ; (5) выработать общность цели, усилий и достижений; (6) развить в сообществе понимание жизненной важности образования для социальной и экономической жизни;(7) информировать сообщество о новых тенденциях и достижениях в образовании; (8) развить, посредством непрерывного обмена информацией, атмосферу сотрудничества между школой и другими общественными институтами; (9) обеспечить открытую - и честную - оценку программы школы в соответствии с образовательными потребностями, как их видит сообщество; (10) создать атмосферу доброжелательности по отношению к сообществу (Pawlas, с. 12-14). Для достижения этих целей могут использоваться различные средства: личные встречи, обзоры общественного мнения, периодические встречи членов сообщества, регулярные встречи (например, во время завтрака) с авторитетными фигурами сообщества, систематическая работа с информацией, поступающей от граждан по телефону, проведение регулярных пресс- конференций и публикация в печати официальных сообщений, установка горячей телефонной линии для звонков граждан (см.: Pawlas, с. 18). Какие бы методы они ни выбрали для своей работы, руководители школ должны осознавать, что их ответственность и полномочия выходят за рамки школы и охватывают всё школьное сообщество. ЛИТЕРАТУРА National Association of Secondary School Principals (NASSP) with the Carnegie Foundation for the Advancement of Teaching. Breaking Ranks: Changing an American Institution. Reston, VA: NASSP, 1996 Pawlas, G. The Administrator's Guide to School-Community Relations. Larchmont, NY: Eye on Education, 1995. Zetlin, A. "Commentary: Lessons Learned About Integrating Services." In School-Community Connections: Exploring Issues for Research and Practice edited by Leo C. Rigsby, Maynard C. Reynolds, and Margaret C. Wang. SanFrancisco, CA: Jossey-Bass, 1995, 421-426. 6 Реморенко И. Общественные отношения и образовательные потребности, www. lseptember.ru
Современная школа имеет массу новых возможностей, которые еще пятнадцать лет назад были недоступны большинству образовательных учреждений. Так, нижегородская лингвистическая гимназия № 67 решает проблему организации взаимодействия школы и местного сообщества на основе концепции PublicRelations. Авторы концепции развития школы - специалисты в области управления образованием, педагоги практики и родители, справедливо считают, что в массовой школе такому важному в современной социальной действительности компоненту управления, как созданию позитивного имиджа школы не уделяется достаточного внимания. Альтернативой этому может быть использование методов PublicRelations. Так как PR является предметом, который изучают учащиеся гимназии, в школе имеются необходимые предпосылки для привлечения их к проектам в области PR технологий, которые направлены на формирование позитивного имиджа школы в глазах местного сообщества. В гимназии регулярно проводятся конференции, издается школьная газета, ведется работа надИнтернет сайтом гимназии, родители и общественность регулярно информируются о достижениях школы. Одним из индикаторов успешности этой деятельности является создание и успешное функционирование при гимназии благотворительного фонда «Надежда - НОРЕ», за счет средств которого удается решать задачи развития материально-технической базы гимназии. Эти примеры показывают, что даже в ситуации, когда взаимодействие школы и местного сообщества не имеет длительных ресурсов в образовательной практике, инициативный и энергичный руководитель может найти в своем ближайшем социальном окружении, и прежде всего среди родителей своих учеников надежных помощников в своих начинаниях. Грамотное использование потенциала, которым обладает местное сообщество, как это происходит в большинстве стран с развитыми децентрализованными управленческими системами, позволяет в значительной степени облегчить процесс принятия и осуществления управленческих решений школы, получить поддержку в осуществлении миссии и стратегии образовательного учреждения. В самом деле, местное сообщество, являясь живым, динамичным социальным организмом обладает всем спектром профессиональных, культурных, общественных знаний, которые так востребованы в современной школе. Оно объединяет в себе людей, которым происходящее в школе глубоко небезразлично, поскольку у большинства из них в этой школе учатся их собственные дети, а часть их является выпускниками этой школы. В централизованной управленческой системе школа обращается к родителю, как правило, в том случае, когда их ребенок чем-то провинился и учитель хотел, чтобы родители приняли по отношению к нему дисциплинарные меры. Дополнительную путаницу вносит декларация бесплатности образования, в то время как образовательный бюджет формируется из отчислений налогоплательщиков, которые в массе своей являются родителями обучающихся в школах детей. Предприятия, находящиеся на территории микроучастка школы рассматриваются при этом как потенциальные «шефы», и хотят от них, как правило, материальной помощи разного вида (от обрезок досок для уроков труда до современных компьютеров). Взаимоотношения школы и предприятия по схеме «проситель - благотворитель» малопродуктивны, поскольку исходят из неравенства участников такого диалога. На самом же деле предприятия как никто другой заинтересованы в получении кадров высокого уровня, заинтересованных в поиске рабочих мест у себя в районе. А эта задача целиком находится в компетенции образовательных учреждений. При организации системы взаимодействия школы с сообществом нужно иметь в виду два больших направления такой работы: взаимодействие школы с родительским сообществом и профессиональные связи школы с предприятиями и организациями района. Современные специалисты в области взаимодействий школы и родительского сообщества7 (EpsteinJ. School, FamilyandCommunityPartnershipThousandOakes.CA. 1997) выделяют пять основных направлений, по которым может быть организовано такое сотрудничество:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-14; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.0.93 (0.011 с.) |