Тема 1. Воспитание как часть педагогического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Воспитание как часть педагогического



СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Арзамас

АГПИ,


УДК 370.1 (075.8)

ББК 74.200 я 73

Р 77

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара»

 

 

Россова Ю.И.

Р 77 Методические рекомендации к практическим занятиям по дисциплине «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика». - Арзамас:

АГПИ, 2007. - 29 с.

 

 

Методические рекомендации посвящены основным разделам теории воспитания и социальной педагогики.

Рекомендации предназначены для использования на практических занятиях по теории воспитания и социальной педагогике студентами дневного и заочного отделений педагогических высших учебных заведений.

 

 

 

УДК 370.1 (075.8)

ББК 74.200 я 73

 

© Россова Ю.И., 2007.

© Арзамасский государственный педагогический институт

им. А.П. Гайдара, 2007

 

 
 

Оглавление

стр.

Введение    
 
Тема 1. Воспитание как часть педагогического процесса Занятие 1    
   
Тема 2. Закономерности и принципы воспитательного процесса Занятие 1    
   
Тема 3. Современные воспитательные системы школы Занятие 1    
   
Тема 4. Семейное воспитание. Взаимодействие педагогов и родителей Занятие 1  
   
Тема 5. Формирование воспитательного коллектива Занятие 1    
   
Тема 6. Методы воспитания Занятие 1    
   
Тема 7. Внеклассная воспитательная работа в школе. Формы организации воспитательного процесса Занятие 1    
   
Тема 8. Воспитательная работа классного руководителя Занятие 1    
   
Тема 9. Социальная педагогика как наука Занятие 1    
   
Тема 10. Формирование базовой культуры личности    
Тематика рефератов    
       

 


ВВЕДЕНИЕ

Современная педагогика переживает этап нового осмысления многих постулатов, долгие годы служивших основой процесса воспитания человека. Отказ от моноидеологии, тоталитаризма, утверждение гуманистических принципов образования не позволяют решать проблему формирования личности старыми средствами.

В настоящее время поиск новых средств воспитания детей становится все более актуальной задачей. Для школы как социального института проблема организации воспитательного процесса становится наиболее значимой. Необходима новая школа, педагогические ценности которой ориентированы, прежде всего, на интересы ученика, заботу о его настоящем и будущем.

Обновление педагогического процесса теснейшим образом связано с подготовкой учителя нового типа, творческой личности, глубоко владеющей достижениями наук о человеке и закономерностях его развития, новыми педагогическими технологиями, искусством обучения и воспитания. Особое значение на современной этапе приобретает педагогический профессионализм, высокий уровень психолого-педагогической и методической грамотности учителя.

Исходя из вышесказанного, можно определить цели курса "Теория и методика воспитания. Социальная педагогика":

¨ знакомство с новыми подходами к организации процесса воспитания в современной школе;

¨ вооружение студентов теоретическими и методическими основами организации воспитательного процесса;

¨ обеспечение становления творческой индивидуальности будущего учителя;

¨ выработка нового гуманистического мышления, нравственной направленности мировоззрения, развитие социальной и педагогической культуры, стимулирование самообразования и самовоспитания.

 

В ходе изучения курса у студентов необходимо сформировать следующие знания и умения:

¨ знание теоретических основ воспитательного процесса, категориального аппарата теории воспитания;

¨ знание теорий, концепций, систем воспитания, движущих сил, закономерностей, принципов, методов, средств, организационных форм воспитания;

¨ знание основных задач воспитания разносторонне развитой личности, вопросы взаимодействия участников воспитательного процесса;

¨ знание основных направлений деятельности классного руководителя, вопросов формирования детского сообщества;

¨ знание теоретических основ социальной педагогики, ее категориального аппарата;

¨ умения организовать воспитательную деятельность на уроке и во внеурочное время;

¨ умения видеть и решать проблемы, возникающие в сфере социального воспитания;

¨ умения диагностировать уровень воспитанности школьников;

¨ умение проводить социально-педагогическую диагностику;

¨ умения решать педагогические задачи;

¨ умения в области педагогического мастерства.

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕМА 1. ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

ПРОЦЕССА

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Сущность воспитания.

2. Условия, основное противоречие, субъект и объект воспитания, его содержание, методы.

3. Взаимосвязь понятия "воспитание" с понятием "социализация".

4. Виды воспитания.

5. Специфика воспитания. Отличие воспитания от обучения.

6. Особенности воспитательного процесса.

7. Цель и задачи гуманистического воспитания.

8. Движущие силы воспитания.

9. Диагностика воспитанности школьника.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

на практическом занятии

1. "Сегодня ясно одно: время отрицания воспитания как важнейшей задачи образования прошло. И школа должна найти новые формы и методы решения этой задачи, адекватные нашей действительности" (Шадриков В.Д. К проблеме духовных способностей / В.Д. Шадриков // Магистр - 1996. - № 5. - С. 15). Прокомментируйте это высказывание.

2. Почему в педагогике существует несколько дефиниций воспитания? Докажите.

3. В чем заключается сущность воспитания? В чем отличие процесса воспитания как руководства от воспитания как взаимодействия?

4. Каково основное противоречие воспитательного процесса?

5. Кто является субъектом воспитания? Назовите объект воспитания как деятельности?

6. Существует ли взаимосвязь между процессами воспитания и социализации? Приведите пример стихийной и целенаправленной социализации.

7. Раскройте особенности воспитания и его отличие от обучения. Имеются ли сходства между процессами обучения и воспитания?

8. Перечислите особенности воспитательного процесса.

9. Каковы трактовки цели воспитания в современной педагогике?

10. Какова цель гуманистического воспитания? Что отражает самость и социумность как сферы личностного проявления?

11. Каковы составляющие «базовой культуры личности»?

12. Какие социокультурные явления предопределили необходимость поиска новых подходов к содержанию воспитания?

13. Кто из современных ученых занимается разработкой новых концепций воспитания?

14. Если в воспитательной работе возникают вопросы "что?", "как?" и "кто?" - Какой их этих вопросов для Вас основополагающий?

15. Какие критерии диагностики вам известны?

16. В чем смысл диагностики воспитанности?

17. Раскройте содержание практических методов диагностики воспитанности: прямые вопросы, сочинения, позиция "умолчания", "метод воспитывающих ситуаций", проблемная воспитывающая ситуация.

18. Зафиксируйте методики для изучения воспитанности учащихся ("Акт добровольцев", ситуация выбора, "недописанный тезис", шкалирование для определения ведущих мотивов школьников и др.).

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Личность воспитателя

2. Содержание процесса воспитания

Темы докладов

1. Роль воспитания и его место в системе факторов развития личности

2. Технократическое воспитание

3. Гуманистическое воспитание

4. Гуманистические концепции воспитания Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова.

Литература:

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания / Е.В.Бондаревская // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 29-36.

2. Воспитание: Современные парадигмы: монография / А.К.Быков, И.А. Липский, Л.Е.Никитина и др. – М.: Московский Север,2006. – 159с.

3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2001 – 128с.

4. Кларин М.В. Гуманистическая педагогика // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С.239.

5. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 272с.

6. Мудрик А.В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 165-168.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512с.

8. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

9. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

10. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

11. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

12. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование / В.В.Сериков // Педагогика. - 1994. - №5. - С. 16-21.

13. Ситаров В.А. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Ситаров, В.И. Маралов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.- 216с.

14. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Владос, 2002. - Ч 2. - 256с.

15. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

16. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М.Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

17. Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистских концепций. - М.: Политиздат, 1989.- 512с.

Методические рекомендации

Теоретические основы воспитания, его сущность, цели, особенности, содержание, методы рекомендуем рассматривать с позиций личностно-ориентированной педагогики. Необходимо уметь давать сравнительный анализ технократического и гуманистического воспитания. Работа над вопросами для самостоятельного осмысления, особенно над вопросами 1, 3, 9, 12, 14 требует анализа современной социокультурной ситуации. В процессе изучения данной темы необходимо сформировать четкую собственную позицию по отношению к явлениям, происходящим в сфере воспитания.

ПРОЦЕССА

Занятие 1 - 2часа

ПЛАН

1. Проблема закономерностей и принципов воспитания.

2. Понятие закономерности воспитания. Характеристика закономерностей воспитания (воспитание на основе активности ребенка, актуальные потребности содержания деятельности учащихся, совместно-разделенная деятельность, демонстрация любви ребенку, создание ситуаций успеха, "скрытый характер" воспитания, целостность воспитательных влияний).

3. Понятие принципа воспитания. Специфика принципов воспитания (обязательность, комплексность, равнозначность).

4. Характеристика принципов воспитания: ориентация на ценностные отношения, принцип субъектности, принцип гуманистической направленности воспитания, личностный подход, принцип опоры на положительное в человеке, принятие ребенка как данность, принцип эстетизации детской жизни, принцип социальной адекватности воспитания, принцип социального закаливания детей, принцип создания воспитывающей среды и др.

5. Принципы культуросообразности и природосообразности.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. Что такое закономерности воспитания? Перечислите и охарактеризуйте эти закономерности. Приведите примеры реализации названных закономерностей.

2. Дайте определение принципам воспитания. Назовите и охарактеризуйте принципы воспитания. Приведите примеры реализации данных принципов.

3. К какому принципу воспитания относятся следующие правила:постоянное изучение и знание воспитателем индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек воспитанников; умение диагностировать и знание реального уровня сформированности таких важных личностных черт, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, ценностные ориентации и др. А)Опоры на положительное в воспитании. Б) Принципу субъектности. В) Социального закаливания детей. Г) Ориентации на ценностные отношения. Д) Правильного ответа нет.

4. Раскройте требования принципа гуманистического воспитания.

5. Чем личностный подход отличается от традиционно пропагандируемых педагогикой возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов?

6. Проанализируйте следующие ситуации с позиций принципов и закономерностей воспитания.

А) По окончании школы выпускники признаются учителю: "Извините нас за то, что мы ссорились с Вами. Вы были лучшим для нас учителем. Спасибо".

Б) Что Вы скажете ребенку, который Вам радостно сообщает: "Наша кошка уже старая, и папа обещал принести нам ангорского котенка"?

В) Используйте один из принципов воспитания, дайте ответ юноше, обратившемуся к Вам за советом: "Я ее люблю, а она меня не любит. Что мне делать?"

Г) Оцените школьную традицию праздновать День учителя с позиции целостности воспитания: раскройте всю сумму отношенческих влияний этого праздника.

Литература:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985. – 448с.

2. Круглый стол "Формирование образования в России" // Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 34-35.

3. Морозова Р.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2000. – 320с.

4. Мудрик А.В. Личностный подход // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 522.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512с.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

8. Принципы воспитания // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – С. 190-191.

9. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

10. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

11. Ситаров В.А. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Ситаров, В.И. Маралов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.- 216с.

12. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Владос, 2002. - Ч 2. - 256с.

13. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

Методические рекомендации

Работа над практическими заданиями требует серьезного, основательного изучения теоретических аспектов закономерностей и принципов воспитания. Студенту необходимо научиться видеть за конкретными педагогическими явлениями действие тех или иных воспитательных принципов и закономерностей. При подготовке задания №6 в предложенных ситуациях важно раскрыть, как проявляются закономерности и принципы воспитания. Особое внимание обратите на различия личностного и индивидуального подходов. Необходимо научиться приводить собственные примеры реализации изученных закономерностей и принципов, вырабатывать собственное видение будущей педагогической деятельности на их основе.

 

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Системный подход в педагогической теории и практике.

2. Современные воспитательные системы школ: сущность, структура, этапы становления и развития воспитательных систем, критерии оценки.

3. Воспитательная система вальдорфских школ.

4. Вальдорфский детский сад.

5. Гуманистическая воспитательная система В.А.Караковского. Методика коллективной творческой деятельности в системе В.А. Караковского.

6. Воспитательная система школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии

1. В чем заключается системный подход в педагогической теории и практике? Дайте определение системы.

2. Назовите структуру, этапы становления и развития воспитательных систем, критерии оценки.

3. Что такое антропософия и кто ее создатель? Назовите принципы вальдорфской педагогики, раскройте вопросы организации образовательного процесса в вальдорфской школе. Какова роль родителей в организации образовательного процесса?

4. Как осуществляется управление в вальдорфской школе?

5. Что такое эвритмия?

6. Почему в вальдорфском детском саду сказку рассказывают, а не прочитывают?

7. Какова история создания воспитательной системы В.А. Караковского? Назовите главную идею данной системы.

8. Каковы организационное строение, стиль взаимоотношений в системе В.А. Караковского?

9. Раскройте содержание методики коллективной творческой деятельности. Что такое весенний коммунарский сбор? Как организуются будни (ключевые общешкольные дела)? (В.А.Караковский).

10. Каковы взаимоотношения педагогов и учащихся в школе-комплексе?

11. В чем заключаются задачи школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы, каковы ее структурные подразделения?

12. Как реализуются в школе-комплексе № 18 г. Йошкар-Олы дифференцированный и индивидуальный подходы? Каковы новые подходы в построении учебного процесса?

13. Охарактеризуйте работу музыкальной, художественной, хореографической, спортивной школ, производственного комплекса (школа-комплекс № 18 г. Йошкар-Олы).

14. Назовите условия успешного развития школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы.

Темы докладов

1. Справедливые сообщества

2. Школа диалога культур

3. Воспитательная система школ глобального образования

4. Воспитательная система "общей заботы"

Литература:

1. Адамский А.И. Караковский // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 418.

2. Библер В. Школа диалога культур / В.Библер // Учительская газета. – 1992. - 7 января. – С 15.

3. Боккескоф И. Что такое вальдорфская педагогика? / И.Боккескоф, А.Пинский // Семья и школа. - 1990. - № 10. – С. 29-34.

4. Бондарев Г.А. «Вальдорфская педагогика» // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 126-127.

5. Бондарев Г.А. Штейнер // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – С. 595.

6. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: УРАО, 1997. – 288с.

7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Под ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. – 333с.

8. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996. – 155с.

9. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.- Рязань: РПИ, 1993. – 216с.

10. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для вузов/ Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 143с.

11. Новикова Л.И., А.М.Сидоркин Воспитательная система // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 169-170.

12. Педагогическая психология: Учебник для педагогических вузов / Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.; Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Владос - Пресс, 2003. – 398с.

13. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Владос, 2002. - Ч 2. - 256с.

Методические рекомендации

При работе над предложенными заданиями необходимо четко понять, что такое воспитательная система школы, ее составляющие, уметь вычленять структурные компоненты системы вальдорфской школы, системы В.А.Караковского и других систем. При характеристике названных систем необходимо объяснять их популярность и актуальность, опираясь на идеи личностно-ориентированной педагогики. Для развития критического мышления студент должен уметь моделировать собственную воспитательную систему школы

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Ретроспектива семьи и семейного воспитания.

2. Функции семьи.

3. Типология семей.

4. Специфика формирующего влияния семьи.

5. Основные факторы формирующего влияния семьи.

6. Причины неудовлетворительного воспитания в семье.

7. Модели отношений в семьях.

8. Проблема сотрудничества педагогов и родителей. Условия эффективности взаимодействия учащихся, родителей и учителей.

9. Задачи педагога в работе с родителями.

10. Изучение семьи школьника.

11. Формы взаимодействия педагогов и родителей.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. В чем причина кризиса современной семьи?

2. Каковы функции семьи?

3. Каковы причины снижения воспитательного влияния семьи?

4. Какие типы семей вы знаете?

5. Каковы особенности и факторы формирующего влияния семьи

6. Охарактеризуйте наиболее распространенные модели отношений в семье.

7. Что входит в содержание семейного воспитания?

8. В чем состоят особенности взаимодействия педагогов и родителей?

9. Каковы условия эффективного взаимодействия педагогов и родителей?

Зафиксируйте в тетрадь ПАСПОРТ СЕМЬИ, программу наблюдения за ребенком в семье (см. Методика воспитательной работы / Л.А. Байкова и др. - Рязань, 1993).

10. Проведите анализ форм сотрудничества педагога с родителями. Какие формы, на ваш взгляд, наиболее эффективны? Можно ли считать данные формы оптимальными? Какие изменения могут быть внесены? Оформите таблицу 1.

11. Почему тревожно чувствуют себя родители и учителя в случае, если преобладающей формой разрешения вопросов воспитания становится родительское собрание, а остальные формы контактов не практикуются?

12. Какие формы взаимодействия с семьей способствуют вовлечению ее в процесс воспитания детей класса?

 

 

 

Таблица 1

Темы докладов

1. Содержание воспитания в семье

2. Методы воспитания детей в семье

3. Система семейного воспитания Б.П. и Л.А. Никитиных

4. Правила семейного воспитания

Литература:

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М.: Политиздат, 1985.- 238с.

2. Буленкова Н. Семья – это любовь / Н. Буленкова // Воспитание школьников. – 2002. - №1. – С. 42-44.

3. Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей / Ю.В. Василькова Т.А. Василькова. - М.: Академия, 1999. – 440с.

4. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как?— М.: Черо, 2004. – 240с.

5. Диалоги о воспитании: Книга для родителей / О.Г. Свердлова; Под ред. В.Н. Столетова. - М.: Педагогика, 1985.- 288с.

6. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. - М.: Роспедагентство, 1995. – 108с.

7. Классному руководителю: Учебно-методическое пособие / Под ред.

М.И. Рожкова. - М.: Владос, 2001. – 279с.

8. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебн6ик для студентов средних педагогических учебных заведений. – 2-е изд., исп. И доп. – М.: Академия, 2000.- 232с.

9. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для вузов/ Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 143с.

10. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.- Рязань: РПИ, 1993. – 216с.

11. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

13. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

14. Сатир В. Вы и ваша семья. Руководство по личностному росту. Пер. с англ. - М.: Апрель Пресс, 2000. - 320с.

15. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Владос, 2002. - Ч 2. - 256с.

16. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

17. Фридман Л.М. Психология воспитания: Книга для всех, кто любит детей. – М.: Сфера, 1999. – 208с.

18. Фромм А. Азбука для родителей / Пер. И.Г. Константиновой. – Л.: Ленизат, 1991. – 319с.

19. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер,

В. Юстицкис. - Спб: Питер, 1999. - 656с.

Методические рекомендации

Вопросы данного занятия требуют глубокого теоретического осмысления. Особое внимание необходимо обратить на теоретический материал, раскрывающий типы воспитания в семье и их влияние на формирование личности подрастающего человека. В ходе анализа литературы по данной проблеме важно осознать ведущую роль семьи в формировании ребенка, в его социализации. При выполнении задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии № 9 целесообразно обратиться к литературному источнику № 10. В процессе подготовки данного вопроса необходимо выработать свое профессиональное отношение к формам взаимодействия родителей и педагогов.

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

На практическом занятии

1. Раскройте, как изменились педагогические взгляды на роль коллектива в воспитании личности. Проанализируйте приведенные ниже высказывания о коллективе и выразите свое отношение к ним.

«Мы хотим воспитать человека, который жил бы общественной жизнью го­раздо больше, чем личными интересами. Человек должен мыслить как "мы", стать живым полезным соответствующим органом, частью этого "мы"» (А. В. Луначарский).

«У каждого воспитанника есть сильные и слабые стороны... Влиять на че­ловека через коллектив нужно тонко и незаметно» (В. А. Сухомлинский).

2. На семинарском занятии по педагогике разгорелся спор: кто для кого — «личность для коллектива» или «коллектив для личности»? Вопрос остался открытым. А как думаете вы?

3. Что такое «детский коллектив»? Назовите признаки коллектива с высоким уровнем развития.

4. Формированию каких черт школьника способствует высокоразвитый коллектив?

5. Какие типы коллективов вы знаете?

6. Охарактеризуйте на основании изученной типологии коллективов коллектив вашего факультета, вашей учебной группы.

7. Какова структура детского коллектива? Чем характеризуются формальные и неформальные отношения в детской среде?

8. Какие модели взаимоотношений между коллективом и личностью Вы знаете?

9. Проанализируйте, пользуясь подходами А.С.Макаренко и Л.И.Уманского к определению динамики формирования коллектива, на каком уровне (этапе) развития находится ваша студенческая группа.

10.Что такое социометрия, социометрический статус? Кто предложил методику социометрии? Как вычисляется коэффициент удовлетворенности?

11. Зафиксируйте 3 любых методики изучения ученического коллектива.

Темы докладов

1. Показатели эффективности развития коллектива: психологическая сплоченность членов группы,социально-психологический климат

Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512с.

19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

20. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

21. Ситаров В.А. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Ситаров, В.И. Маралов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.- 216с.

22. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

23. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М.: Просвещение, 1981. – 192с.

24. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельно­сти школьников: Учебное пособие для педагогических институтов. - М.: Просвещение, 1980.- 160с.

25. Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов / Л.М.Фридман, Т.А. Пушкина, И.Я. Каплунович. - М.: Просвещение, 1988. - 207 с.

Методические рекомендации

В процессе подготовки к данному занятию важно сформировать собственное критическое отношение к проблеме «личность – коллектив», опираясь на изученные теоретические вопросы. Необходимо знать отличительные признаки высокоразвитого ученического коллектива от других коллективов. Особое внимание обратите на структуру детского коллектива, формальные и неформальные отношения в нем. Студент должен уметь характеризовать собственную студенческую группу: тип, стадию развития; уметь предложить способы дальнейшего развития группы и ее сплочения. Важно свободно владеть методикой социометрии, проводить ее в собственной студенческой группе и в дальнейшем в ученической группе в период педагогической практики. При выполнении заданий для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии №№ 10, 11 воспользуйтесь литературными источниками №№ 12, 25.

ТЕМА 6. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Понятие метода, средства, приема воспитания.

2. Условия, определяющие выбор методов воспитания.

3. Классификации методов воспитания.

4. Методы формирования сознания личности.

5. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

6. Методы стимулирования поведения и деятельности.

 

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. В чем состоит сущность метода воспитания?

2. Какова взаимосвязь понятий «средство», «метод», «прием» воспитания?

3. Укажите условия, определяющие выбор методов воспитания.

4. Что такое классификация методов воспитания? Назовите известные вам классификации методов воспитания.

5. Из перечисленных понятий выберите те, которые обозначают методы формирования сознания личности: 1. Авторитет учителя; 2. Этические беседы; 3. Рассказ; 4. Лекция; 5. Общественное мнение; 6. Наказание; 7. Соревнование; 8. Гласность; 9. Разъяснение; 10. Объяснение; 11. Увещевание; 12. Внушение; 13. Поручение; 14. Инструктаж; 15. Пример; 16. Справедливость; 17. Нотация; 18. Контроль; 19. Диспут; 20. Доклад.

6. Охарактеризуйте методы формирования сознания личности. Каковы условия их педагогической эффективности?

7. Назовите методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

8. Что такое педагогическое требование? Какие виды требований Вы знаете? Какие условия необходимо учитывать при использовании педагогического требования?

9. В чем сущность метода упражнений? Что такое прямые и косвенные упражнения? Приведите примеры таких упражнений.

10. От чего зависит эффективность упражнений?

11. В чем сущность приучения? Назовите условия эффективного применения названного метода.

12. Что такое поручение? Охарактеризуйте данный метод воспитания.

13. Что такое метода воспитывающих ситуаций? Чем отличаются естественные и искусственные ситуации? Создавали ли Вам классные учителя воспитывающие ситуации? Приведите примеры.

14. Перечислите методы стимулирования?

15. Что такое поощрение? На чем строится воспитательный механизм метода поощрения?

16. Назовите виды поощрения. Какие ошибки могут предостерегать педагога при использовании поощрения?

17. Что такое наказание? Какие наказания Вы считаете возможным использовать в школе?

18. Назовите педагогические условия, определяющие эффектив­ность метода наказания.

19. В чем сущность соревнования? Каковы важнейшие педагогические условия организации метода соревнования в детской среде?

20. Что такое субъективно-прагматический метод воспитания? Почему в современных условиях этот метод становится актуальным?

21. Какое значение имеет авторитет воспитателя при осуществлении мето­дов воспитания?

22. Чем отличается определение системы методов воспитания с позиции авторитарной и гуманистической педагогики?

Тема доклада

1. Перевоспитание

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. – Минск: Университетское, 1990. – 559с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогика в таблицах и схемах / МГОПИ. – М.: Альфа, 1993. – 93с.

3. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

5. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. – М.: Новая школа, 1996. – 158с.

6. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.20.205.228 (0.178 с.)