Тема 2. Закономерности и принципы воспитательного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Закономерности и принципы воспитательного



ПРОЦЕССА

Занятие 1 - 2часа

ПЛАН

1. Проблема закономерностей и принципов воспитания.

2. Понятие закономерности воспитания. Характеристика закономерностей воспитания (воспитание на основе активности ребенка, актуальные потребности содержания деятельности учащихся, совместно-разделенная деятельность, демонстрация любви ребенку, создание ситуаций успеха, "скрытый характер" воспитания, целостность воспитательных влияний).

3. Понятие принципа воспитания. Специфика принципов воспитания (обязательность, комплексность, равнозначность).

4. Характеристика принципов воспитания: ориентация на ценностные отношения, принцип субъектности, принцип гуманистической направленности воспитания, личностный подход, принцип опоры на положительное в человеке, принятие ребенка как данность, принцип эстетизации детской жизни, принцип социальной адекватности воспитания, принцип социального закаливания детей, принцип создания воспитывающей среды и др.

5. Принципы культуросообразности и природосообразности.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения

На практическом занятии

1. Что такое закономерности воспитания? Перечислите и охарактеризуйте эти закономерности. Приведите примеры реализации названных закономерностей.

2. Дайте определение принципам воспитания. Назовите и охарактеризуйте принципы воспитания. Приведите примеры реализации данных принципов.

3. К какому принципу воспитания относятся следующие правила:постоянное изучение и знание воспитателем индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, привычек воспитанников; умение диагностировать и знание реального уровня сформированности таких важных личностных черт, как образ мышления, мотивы, интересы, установки, направленность личности, ценностные ориентации и др. А)Опоры на положительное в воспитании. Б) Принципу субъектности. В) Социального закаливания детей. Г) Ориентации на ценностные отношения. Д) Правильного ответа нет.

4. Раскройте требования принципа гуманистического воспитания.

5. Чем личностный подход отличается от традиционно пропагандируемых педагогикой возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов?

6. Проанализируйте следующие ситуации с позиций принципов и закономерностей воспитания.

А) По окончании школы выпускники признаются учителю: "Извините нас за то, что мы ссорились с Вами. Вы были лучшим для нас учителем. Спасибо".

Б) Что Вы скажете ребенку, который Вам радостно сообщает: "Наша кошка уже старая, и папа обещал принести нам ангорского котенка"?

В) Используйте один из принципов воспитания, дайте ответ юноше, обратившемуся к Вам за советом: "Я ее люблю, а она меня не любит. Что мне делать?"

Г) Оцените школьную традицию праздновать День учителя с позиции целостности воспитания: раскройте всю сумму отношенческих влияний этого праздника.

Литература:

1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1985. – 448с.

2. Круглый стол "Формирование образования в России" // Педагогика. - 1997. - № 5. - С. 34-35.

3. Морозова Р.П. Педагогический практикум: Учебные задания, задачи и вопросы: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2000. – 320с.

4. Мудрик А.В. Личностный подход // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 522.

5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних учебных заведений / С.А.Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000. – 512с.

6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей /В.И. Журавлев, П.И. Пидкасистый, М.Л. Портнов и др.; Под. ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 604 с.

7. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2 кн. - М.: Владос, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания. - 256 с.

8. Принципы воспитания // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – С. 190-191.

9. Реан А.А. Психология и педагогика / А.А.Реан, Н.В.Бордовская, С.И.Розум. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

10. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Владос, 2001. – 256с.

11. Ситаров В.А. Психология и педагогика ненасилия в образовательном процессе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.А. Ситаров, В.И. Маралов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2000.- 216с.

12. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Владос, 2002. - Ч 2. - 256с.

13. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 416 с.

Методические рекомендации

Работа над практическими заданиями требует серьезного, основательного изучения теоретических аспектов закономерностей и принципов воспитания. Студенту необходимо научиться видеть за конкретными педагогическими явлениями действие тех или иных воспитательных принципов и закономерностей. При подготовке задания №6 в предложенных ситуациях важно раскрыть, как проявляются закономерности и принципы воспитания. Особое внимание обратите на различия личностного и индивидуального подходов. Необходимо научиться приводить собственные примеры реализации изученных закономерностей и принципов, вырабатывать собственное видение будущей педагогической деятельности на их основе.

 

ТЕМА 3. СОВРЕМЕННЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ШКОЛЫ

Занятие 1 - 2 часа

ПЛАН

1. Системный подход в педагогической теории и практике.

2. Современные воспитательные системы школ: сущность, структура, этапы становления и развития воспитательных систем, критерии оценки.

3. Воспитательная система вальдорфских школ.

4. Вальдорфский детский сад.

5. Гуманистическая воспитательная система В.А.Караковского. Методика коллективной творческой деятельности в системе В.А. Караковского.

6. Воспитательная система школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы.

Вопросы и задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на практическом занятии

1. В чем заключается системный подход в педагогической теории и практике? Дайте определение системы.

2. Назовите структуру, этапы становления и развития воспитательных систем, критерии оценки.

3. Что такое антропософия и кто ее создатель? Назовите принципы вальдорфской педагогики, раскройте вопросы организации образовательного процесса в вальдорфской школе. Какова роль родителей в организации образовательного процесса?

4. Как осуществляется управление в вальдорфской школе?

5. Что такое эвритмия?

6. Почему в вальдорфском детском саду сказку рассказывают, а не прочитывают?

7. Какова история создания воспитательной системы В.А. Караковского? Назовите главную идею данной системы.

8. Каковы организационное строение, стиль взаимоотношений в системе В.А. Караковского?

9. Раскройте содержание методики коллективной творческой деятельности. Что такое весенний коммунарский сбор? Как организуются будни (ключевые общешкольные дела)? (В.А.Караковский).

10. Каковы взаимоотношения педагогов и учащихся в школе-комплексе?

11. В чем заключаются задачи школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы, каковы ее структурные подразделения?

12. Как реализуются в школе-комплексе № 18 г. Йошкар-Олы дифференцированный и индивидуальный подходы? Каковы новые подходы в построении учебного процесса?

13. Охарактеризуйте работу музыкальной, художественной, хореографической, спортивной школ, производственного комплекса (школа-комплекс № 18 г. Йошкар-Олы).

14. Назовите условия успешного развития школы-комплекса № 18 г. Йошкар-Олы.

Темы докладов

1. Справедливые сообщества

2. Школа диалога культур

3. Воспитательная система школ глобального образования

4. Воспитательная система "общей заботы"

Литература:

1. Адамский А.И. Караковский // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 418.

2. Библер В. Школа диалога культур / В.Библер // Учительская газета. – 1992. - 7 января. – С 15.

3. Боккескоф И. Что такое вальдорфская педагогика? / И.Боккескоф, А.Пинский // Семья и школа. - 1990. - № 10. – С. 29-34.

4. Бондарев Г.А. «Вальдорфская педагогика» // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 126-127.

5. Бондарев Г.А. Штейнер // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 2. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – С. 595.

6. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: УРАО, 1997. – 288с.

7. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Под ред. Н.Л. Селивановой. - М.: Педагогическое общество России, 1998. – 333с.

8. Караковский В.А. Воспитание? Воспитание…Воспитание! Теория и практика школьных воспитательных систем / В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Л.Н. Селиванова. - М.: Новая школа, 1996. – 155с.

9. Методика воспитательной работы: Учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.- Рязань: РПИ, 1993. – 216с.

10. Методика воспитательной работы: Учебное пособие для вузов/ Л.А. Байкова, Л.К.Гребенкина, О.В.Еремкина и др.; Под ред. В.А.Сластенина. – 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2005. – 143с.

11. Новикова Л.И., А.М.Сидоркин Воспитательная система // Российская педагогическая энциклопедия. В 2 т. Т. 1. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – С. 169-170.

12. Педагогическая психология: Учебник для педагогических вузов / Н.В.Клюева, С.Н.Батракова, Ю.А.Варенова и др.; Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: Владос - Пресс, 2003. – 398с.

13. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 2-х ч. / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов.- М.: Владос, 2002. - Ч 2. - 256с.

Методические рекомендации

При работе над предложенными заданиями необходимо четко понять, что такое воспитательная система школы, ее составляющие, уметь вычленять структурные компоненты системы вальдорфской школы, системы В.А.Караковского и других систем. При характеристике названных систем необходимо объяснять их популярность и актуальность, опираясь на идеи личностно-ориентированной педагогики. Для развития критического мышления студент должен уметь моделировать собственную воспитательную систему школы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.90.141 (0.015 с.)