Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предпосылки и закономерности возникновения государства↑ Стр 1 из 6Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Предмет и методология ТГП ТГП – система знаний о наиболее общих закономерностях государства и права, о возникновении, сущности, функционировании и развитии государственно-правовых явлений. Предмет (что изучает): - общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права - сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права; - основные государственно-правовые категории, присущие юридической науке Методология (совокупность методов) – совокупность определённых теоретических принципов, категорий, логических приёмов и специальных методов исследования государственно-правовых явлений. Методы: 1) всеобщие (философские): - метафизика, - диалектика (наука о всеобщих законах развития природы, общества, человека, его мышления). 2) общенаучные - анализ - синтез - индукция - дедукция 3) частнонаучные А) специально-неюридические - социологический - статистический - структурного анализа Б) специально-юридические: - метод сравнительного правоведения. Состоит в сопоставлении, сравнении, выявления сходства, различий, правовых систем, институтов и категорий. - формально-юридический - историко-правовой метод Метод правового моделирования Предпосылки и закономерности возникновения государства Предпосылки возникновения государства: - экономические - социальные (основополагающие). Например: запрет инцеста. - политические - от врагов защищаться легче вместе; - идеологические - введение единобожия - психологические - люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие – руководить, - климато-географические - биологические - демографические. Например: рост населения. - разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли); Закономерности возникновения государства: - возникновение государства – это длительный исторический процесс - это объективный процесс - государство возникает, когда социальная структура не может управляться, а социальные противоречия – разрешаться в рамках родовой организации общества - государство является результатом внутреннего развития общества - однажды возникнув, государство, как правило, не исчезает.
Выделяют два основных способа возникновения государства: • - Европейский путь происхождения(главный фактор-классовое расслоение,обусловленное интенсивным формированием частной собственности); • - Восточный путь.(особ-родоплеменная знать плавно трансформируется в гос органы,а общ собственность в госуд)
Основные теории происхождения государства - теологическая – Фома Аквинский, Жан Маритен, исламские идеологи - патриархальная – Платон, Аристотель, Конфуций, Филмер. - насилия – Гумплович, Каутский, Дюринг - договорная (общественного договора) – Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Ж.-Ж Руссо, Радищев - органическая – Спенсер - ирригационная – Виттфогель - психологическая – Петражицкий, Фромм, Фрейд - материалистическая (классовая) – Маркс, Энгельс, Ленин Понятие и признаки государства государство – суверенная политическая организация социально неоднородного общества, обладающая аппаратом управления и механизмом общественного принуждения, призванными обеспечить нормальное функционирование и развитие общества. Признаки государства: - территория - наличие публичной власти. - наличие государственного аппарата - наличие казны, бюджета. - суверенитет – это полновластие внутри страны и независимость на международной арене. - связь с правом
Дополнительные признаки государства: - наличие армии - единый язык общения - государственная символика и атрибуты - гражданство (подданство)
Есть несколько подходов к понятию государства: - классический (арифметический). Государство – это совокупность 3х составляющих элементов: население, территория и власть - юридический. Государство – особое юридическое лицо - нормативистский. Государство – особый правопорядок - институциональный. Государство – один из институтов общества - социологический. Государство – инструмент в руках определённых социальных групп. Сущность и функции государства. Правовые формы осуществления функций государства сущность государства: основные концепции – совокупность наиболее важных, устойчивых свойств, определяющих природу государства: - теологический подход - арифметический (классический) подход - юридический подход - социологический подход (марксистская школа) - информационно-кибернетический (технико-кибернетический) подход - общефилософский подход - социальный подход
Функции государства – это основные направления его деятельности по решению стоящих перед государством задач: 1) по сферам политической направленности - внутренние: экономическая, налогообложения, финансовый контроль, социальная, духовная, политическая, экологическая, обеспечение законности и правопорядка, защита прав и свобод человека и гражданина, развитие НТП и др. - внешние: оборона страны, интеграция в мировую экономику, поддержание мира, охрана природы и окружающей среды и др. 2) по характеру осуществления - регулятивные - охранительные 3) по продолжительности действия - постоянные - временные 4) по степени значимости - основные - неосновные 5) по территориальному масштабу - в федеративном государстве: функции федерации и субъектов - в унитарном государстве – функции, осуществляемые на территории единого государства - в конфедерации – это координирующие функции всего сообщества (союза) государства 6) по принципу разделения властей: законодательные, исполнительные и судебные. Классификация государств Классификацию государств можно проводить по различным критериям. но в науке значительное распространение получило деление государства по двум типам: формационному и цивилизационный. В формационном в качестве основного критерия выступает экономическая формация, то есть исторчески тип общества, основанный на определенном способе производства и распределения материальных благ. А)Формационный подход: 1. Рабовладельческое государство 2. Профеодальное государство 3. Феодальное государство 4. Буржуазное государство 5. Социалистическое государство Некоторые ученые также выделяют профеодальные государства (Россия, Германия) и азиатский тип воспроизводства.
Б)Цивилизационный подход: - древневосточное - античное - средневековое -современное
Плюсом является, что данная типология 'приземленно' характеризует каждое государство, исходя из культурно-исторических признаков. Минусом является игнорирование экономического фактора и размытость критериев. В) по отношению к религии: -светское -клерикальное -теократическое -атеистическое Г)от вида политического режима: -демократическое -недемократическое Д)от формы правления: -монархия -республика
Е)от формы государственного устройства: -федерация -унитарное
Государство в политической системе общества Государство является центральным элементом политической системы поскольку именно оно является суверенным, обладает возможностью открытого применения силы, монопольным правом на законотворчество, а также является общепризнанным представителем общества. Роль государства в политической системе общества 1. объединяет всё население, проживающее на его территории 2. Выражает общие интересы общества 3. Определяет основные направления развития и функционирования общества 4. Принимает властные решения, обязательные для тех, кому адресованы 5. Обладает государственным суверенитетом 6. Располагает специальным аппаратом управления и принуждения 7. Является носителем политической власти и распространяется свою юрисдикцию на соответствующую территорию. !!! Государственная власть есть всегда политическая, но не наоборот.!!! Для того, чтобы стать государственной политическая власть должна выразиться в системе специальных государственных органов. Механизм государства Механизм государства - это система объединенных структурными и функциональными связями институтов, деятельность которых направлена на достижение целей и решения задач, определяемых системой функций государства. Механизм государства: - государственные органы - государственные организации - государственные учреждения и предприятия Признаки механизма государства: - система государственных органов, организаций, учреждений и предприятий, основанных на единстве принципов организаций и деятельности государственного аппарата - механизм характеризуется сложной структурой, где главенствующее положение занимают государственные органы - для выполнения стоящих задач механизм обеспечен необходимыми финансовыми, материальными и кадровыми ресурсами - механизм необходим для осуществления функций государства, а функции, в свою очередь, определяют структуру государственного механизма -- ! может быть вопрос! Первая точка зрения: механизм государства и состоит только из государственных органов. Понятие механизма и аппарата тождественны. Вторая точка зрения: механизм государства состоит из аппарата управления (госаппарата) и аппарата принуждения. Третья точка зрения: механизм государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения, а также государственные организации и предприятия. Некоторые авторы включают также в механизм государства и негосударственные элементы (органы местного самоуправления), а также публичные службы и корпорации.
Форма правления Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.
Монархия – форма правления, при которой: 1) высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.); 2) власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно; 3) монарх осуществляет функции как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие. Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).
Монархии: 1) абсолютная – верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя; 2) ограниченная – может быть конституционной, парламентской и дуалистической. Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом. Признаки парламентской монархии: 1) правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент; 2) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер). При дуалистической монархии: 1) государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом; 2) правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.
Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.
В президентской республике:
1) президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;
2) правительство сформировывается внепарламентским путем;
3) жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.
Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.
В парламентарной республике:
1) правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;
2) глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;
3) правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;
4) президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.
Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики. Теория естественного права Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства. Фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев. Суть теории естественного правасостоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т. п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться, источник прав человека находится не в законодательстве, а в самой природе человека. Основными положениями теории естественного права являются: » право и закон - не одно и то же; » законы (писаное, "позитивное" право) созданы законодателями (людьми) и приняты государственными органами; » право существует само по себе, имеет естественный (производный от природы) характер; » право - совокупность высших нравственных ценностей (свобода, равенство, справедливость); » фактически право и мораль едины, основу права составляют нравственные ценности; » не всегда законы соответствуют естественному праву; » права человека имеют естественный характер, принадлежат человеку от рождения и не зависят от воли законодателя. Достоинствами теории естественного праваявляются: ~ прогрессивность; ~ признание за человеком его неотъемлемых прав и свобод; ~ допущение, что официальные законы не всегда соответствуют естественному праву (то есть, нормам справедливости). ~ обосновывает необходимость приведения законов в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода и др. К основным недостаткам теории естественного праваотносятся: · прямое отождествление права и морали; · противопоставление писаного (позитивного) и неписаного (естественного) права, то есть конкретных формально-определенных юридических норм и абстрактных идей; · преувеличение роли неписаного права; · различное понимание людьми идей справедливости. · отрицание роли государства в правотворческом процессе. Историческая школа права Основоположниками данной теории, сложившейся в конце XVIII - начале XIX в., считаются Г. Гуго, Г. Ф. Пухта, Ф. К. Савиньи - австрийские и немецкие юристы. Право ими рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы. Суть теории права, выдвинутой представителями школы, в том, что: » право возникает само по себе и формируется постепенно (подобно языку и нравам); » основу права составляют сложившиеся и устоявшиеся правовые обычаи; » официальные законы являются юридическим оформлением (оболочкой) уже сложившихся обычаев. К достоинствам теории праваможно отнести те факты, что: ~ обычай действительно предшествовал появлению права; ~ принимая законы, законодатель должен учитывать сложившиеся общественные отношения, культурно-исторические и национальные особенности; ~ теория обращает внимание на исторические условия формирования права, особенности страны и эпохи, на естественность развития права. Главным недостатком теорииявляется ее обращенность в прошлое, непризнание естественной природы прав человека. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом. Реалистическая школа Одним из социологического направления является реалистическая теория права (Рудольф Иеринг). Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой). Отрицательные стороны правового реализма: — отсутствие прочной юридической основы предпринимаемых действий и уверенности в конечных их результатах; — решение юридических дел в пользу экономически и политически сильного, в ущерб слабым, малообеспеченным, не стоящим у кормила политической власти; — опасность некомпетентного решения и откровенного произвола со стороны нечистоплотных должностных лиц. Марксистская теория права Эта теория зародилась во второй половине XIX - начале XX в. и являлась господствующей в СССР и ряде социалистических стран вплоть до конца 80-х гг. XX в. Основоположники данной теории - К. Маркс (1818 - 1883); Ф. Энгельс (1820 - 1895); В. И. Ленин (1870 - 1924). В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Право представляет собой социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — явление производное от государства, в полной мере определяется его волей. Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его. Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством. Суть марксистской теории правасоставляют следующие положения: » в основе теории лежит классовый подход; » право - возведенная в закон воля правящего класса; » право отражает существующие производственные отношения, где основная масса средств производства сосредоточена в руках небольшой группы собственников; » право устанавливается и охраняется государством. Положительные стороны теории: ~ подведение экономического базиса под вопрос изучения права; ~ трезвая оценка роли государства и государственной элиты в создании права; ~ показывает зависимость права от социально-экономических факторов, наиболее существенно влияющих на него; ~ обращает внимание на тесную связь права с государством, которое устанавливает и обеспечивает его. Основные недостатки теории: · преувеличение роли классовых антагонизмов, · недооценка интегрирующей функции права (или средства решения противоречий в обществе); · отсутствие общечеловеческих критериев; · игнорирование культурных факторов, · ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества. Виды социальных норм Для упорядочения общественных отношений в обществе складывается система нормативных регуляторов. Таких как: мораль, право, политика, экономика, религия, обычаи и так далее. Данные регуляторы состоят из норм. Мы их называем социальными. Социальные нормы — это правила поведения людей в социально значимых ситуациях, правила их общежития. Характерные черты всех социальных норм: — Они отражают достигнутую степень экономического, политического, культурного развития общества — они являются правилами поведения людей и их групп — они являются правилами общего характера с абстрактным адресатом и многократностью действия — данные правила характеризуются обязательностью исполнения и общественным воздействием в случае их нарушения
Различаются следующие социальные нормы: — моральные. Они имеют неписаный характер и отражают представление людей о чести и бесчестии, добре и зле, правильном и неправильном. — Религиозные. Отражают убеждения, мировоззрения верующих к Богу, религиозным организациям, друг к другу. Источниками религиозных норм являются священные книги. Наказания за их нарушение носят САКРАЛЬНЫЙ характер. — Корпоративные. Это правила поведения людей в общественных организациях, коллективах. Закрепляются они, как правило, в уставных документах этой организации. — Политические. Регламентируют деятельность субъектов политической системы. Выражаются они, как правило, и в нормативных актах, и в программных документах политических объединений. — Экономические. Регулируют вопросы хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. — эстетические. Отражают представление о красоте, о прекрасном. Как правило, они касаются в большей степени вопросов искусства. — Нормы-обычаи. Это исторически сложившиеся правила поведения, которые в силу многократности вошли в привычку. — Правовые нормы. Отличаются тем, что: • они регулируют наиболее важные общественные отношения • поддерживаются силой государственного принуждения • выражают общественные потребности и государственную волю
Все социальные нормы можно классифицировать по следующим основаниям: — по способу образования • стихийно образованные нормы (не создаются целенаправленно) • установленные сознательно, целенаправленно. — По способу закрепления • письменные • устные — по сфере регулирования общественных отношений • моральные • правовые • корпоративные и так далее. Понятие и признаки права Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия Право является своеобразным феноменом, поскольку оно регулирует наиболее важные общественные отношения. Для него характерны признаки, как и для иных социальных регуляторов (мораль, религия и так далее) так и только как единичного феномена. Признаки, которые характерны как для права, так и для иных: — социальность — нормативность — многократность применения — не персонифицировано — процедурность Признаки, характерные только для права: — формальная определённость — общеобязательность — связь с государством — системность. Это означает, что нормы права расположены в строгой иерархичной системе. Системность предполагает построение правовых норм, исходя из их юридической силы, а также исходя из того какие общественные отношения регулирует право. Право — Это совокупность общеобязательных, формально определённых правил поведения (норм), установленных или санкционированных государством и охраняемых его принудительной силой. Сущность и функции права Сущность права — внутренняя устойчивая качественная характеристика права, которая определяет природу и назначение права в обществе.
Сущность права: — формальная сторона. Право есть регулятор общественных отношений. — содержательная сторона. Чьи интересы отражает данный регулятор. Исходя из двух составляющих выделяется два основных подхода к определению сущности: — классовый — общесоциальный
Функции права — это основные направления правового воздействия на общественные отношения, выражающие сущность права. Функции права: — внешние (общесоциальные) • политическая • экономическая • воспитательная • культурно-историческая • социального контроля • информационно-регулирующая • коммуникативная — внутренние (специально-юридические) • регулятивно-статическая. Закрепляет фундаментальные базовые ценности права. Они не изменяются. • регулятивно-динамическая. Право должно живо реагировать на изменяющиеся общественные отношения. • охранительно-оперативная. Как правило, заключается в реакции на совершённое правонарушение. • охранительно-превентивная. Предупреждающая. — неосновные юридические • компенсационная • ограничительная • восстановительная Принципы права Принципы права — это основополагающие идеи, начала, руководящие положения, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Принципы являются основами правового регулирования. Они позволяют уяснить "дух права" на определённом историческом этапе его развития. Служат также для преодоления пробелов в праве. Как правило, принципы выражаются в соответствующих нормах (нормы-принципы). Принципы уточняют линию судебной и иной юридической практики. Наибольшее распространение получила классификация принципов по сфере действия: — общие — межотраслевые — отраслевые
Общие — характерные для права в целом. — законности — справедливости — гуманизма — демократизма — верховенство закона — равенства перед судом и законом — равноправия — социальной свободы — гражданского долга — единства прав и обязанностей и так далее.
Межотраслевые принципы — характерные для двух или нескольких отраслей права. — состязательности сторон в судопроизводстве — равенства сторон — неотвратимости ответственности — гласности судопроизводства — др.
Отраслевые — присудив отдельной отрасли права. — презумпции невиновности в уголовно-процессуальном праве — презумпция виновности в гражданско-процессуальном праве — свободы договора в гражданском праве — полного возмещения ущерба в гражданском праве — целевого характера использования земель в земельном праве — свободы труда, материальной заинтересованности в трудовом праве и другое. Типология права Типология права — это своеобразная классификация права в целом. По формационному критерию: — рабовладельческое — феодальное — буржуазное — социалистическое По цивилизационному критерию: — древневосточное — античное — средневековое — современное и так далее По виду правовой системы: — Романо-германская — англосаксонская — религиозная — традиционная (обычная) Система права Система права — это обусловленное объективными факторами строение права, характеризующееся взаимообусловленностью и взаимодействием правовых норм, объединённых по соответствующим основаниям в институты и отрасли права.
Функции системы права: • формирование устойчивых связей между элементами права (нормами, институтами, отраслями). • накопление социальной информации • обеспечение совокупного регулятивного эффекта от реализации правовых норм • сохранение стабильности правового регулирования и реформах права • обеспечение преемственности правового прогресса
!!! Следует различать понятие "системы права" и "правовой системы" НЕ ОДНО И ТО ЖЕ. Если система права — это внутреннее строение самого права, то правовая система включает в себя право в целом, а также иные правовые явления: правоотношения, правовая культура, правосознание и т.д.
Структура системы права: (схема условная!) — внутригосударственное право (объективное право). — отрасль права (подотрасль). Отрасль права — это крупное правовое образование, состоящее из институтов и норм и регулирующие целую сферу общественных отношений. Подотрасль права — это правовое образование, не имеющее самостоятельного предмета правового регулирования, но обладающее специфическими особенностями. — институт права (субинститут, подинститут). Институт права — это совокупность правовых норм, регулирующих относительно однородные общественные отношения. — норма права.
Основные критерии деления права: — предмет правового регулирования. Предмет — это то, что подвергается правовому воздействию. Вводится с помощью права в определённые рамки. Большинство юристов полагает, что предметом правового регулирования являются общественные отношения. — метод правового регулирования. Метод правового регулирования — это совокупность средств правового воздействия. Метод включает в себя взаимное положение сторон соответствующих отношений, порядок наделения этих сторон правами и обязанностями, степень их автономии и порядок обеспечения прав субъектов отношений. Выделяется два основных метода: императивный и диспозитивный. Выделяются также и иные методы. Такие как: рекомендательный, поощрительный, метод автономии и равенства сторон и так далее.
Критерии деления права. — по характеру регулируемых отношений: отрасли частного и публичного права. Публичное право, как правило, отражает интересы государства и общества. А частное право отражает интересы отдельных частных лиц. Также публичное право преимущественно связано с государством, а частное — с отношениями между гражданами. Нормы публичного права по своему содержанию чаще бывают обезличены, а нормы частного права обращены к субъективным правам граждан. — по назначению: отрасли материального и процессуального права.
Виды правовых норм Классификация норм права позволяет установить место и роль конкретных правовых норм в общей системе права; определить сферу, регулирующую воздействие правовых норм; позволяет определить функционирование права как государственного регулятора и его совершенствование. Критерии классификации разнообразны. по функциональной роли: — исходные (отправные). Определяют цели, задачи, принципы и направление регулирования. А также закрепляет основные понятия и категории права. — нормы-правила поведения. Предписывают как должен поступить субъект или каковы возможные варианты его поведения.
По предмету правового регулирования: — конституционно-правовые — уголовно-правовые — гражданско-правовые — административно-правовые — и другие По методу правового регулирования: — императивные — диспозитивные — рекомендательные — поощрительные По средствам правового регулирования: — управомачивающие — обязывающие — запрещающие По кругу лиц: — общие — специальные — исключительные — индивидуальные По времени действия: — постоянные — временные По действию в пространстве: — общие — локальные — местные По субъекту правотворчества: — законодательные — подзаконные Публичное и частное право Деление на частное и публичное право в разных формах имеется во всех развитых правовых системах.
Деление на частное и публичное право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных лиц (гражданское, семейное, трудовое право и т. д.).
Публичное право непосредственно связано с публичной властью, которой обладает государство.
Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.
Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании следующих способов:
1) институционального (наставнического);
2) пандектного (свободного, совокупного).
Соотношение частного и публичного права:
1) частное право – это совокупность правовых норм, которые регулируют и охраняют интересы частных собственников свободных субъектов рынка, а также их отношения в процессе производства и обмена. В то же время публичное право составляют нормы, закрепляющие и регулирующие порядок работы органов государственной власти и управления, формирования и работы парламентов, иных государственных учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на действующий порядок;
2) частное право не может осуществляться без публичного, так как последнее служит для охраны и защиты первого;
3) частное право в своей реализации опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.
Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических и пр.). Иначе публично-правовая мотивация самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.
Основная функция частного права состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.
Основная функция публичного права состоит в регуляции отношений между людьми велениями, которые исходят от единственного центра, каким является государственная власть.
Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального баланса социальных интересов, более гибком взаимодействии динамично развивающихся общественных отношений, защите и осуществлении прав и свобод человека и гражданина.
Частное право является основой предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.
Частное п
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 1553; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.17.137 (0.021 с.) |