Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика принципов и закономерностей соц. работы

Поиск

Закономерности социальной работы.

Теория выявляет и описывает основные тенденции, закономерности функционирования всех компонентов социальной работы. Социальная практика, по своей сути, многогранна и интегративна, а потому закономерности социальной работы представляются как идеально усредненное отражение основных тенденций функционирования системы социальной помощи. Сложившийся опыт позволяет сформулировать закономерности социальной работы, в них сконцентрированы те условия, которые способствуют эффективности работы.

В специальной литературе к закономерностям социальной работы относят взаимосвязь социальной политики государства и содержания социальной работы в обществе, а также - взаимосвязь между целями социального развития и уровнем развития социальной работы

Результативность решения проблем обеспечения социальной защищенности групп населения во многом определяется уровнем развития социальных служб, научно грамотным содержанием работы, учетом мотивов, желаний людей, в связи, с чем следует выделить и такие закономерности:

1. Формирование индивида происходит под воздействием среды. 2. Потребности детерминированы обществом, культурными, национальными особенностями, городской или сельской спецификой. В самом общем виде закономерности социальной работы выражают наиболее существенные связи между специалистами органов социальной защиты населения и различными группами или индивидами, которые потребляют социальные услуги.

Существенные связи субъекта социальной работы и объекта, влияющие на эффективность достижения целей социальной работы, могут быть выражены закономерностями:

1. Общая заинтересованность социального работника и клиента в конечных результатах их взаимодействия. 2. Целостность воздействия специалиста социальной работы на клиента. 3. Реализация общих интересов клиента через частные (хочу стать нужным - посиди с внуком, хочу стать знаменитым - напиши статью, книгу, мемуары). 4. Соответствие уровня развития субъекта и объекта. 5. Закономерности проявляют себя независимо от воли, желания социального работника. Закономерности социальной работы наиболее полно выражают в интегрированном виде характер и направленность совокупности социальных связей и явлений, имеющих отношение к социальной ситуации.

Принципы социальной работы.

Одно из центральных мест в содержании механизма социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект. Принципы социальной работы - основополагающие идеи и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы, с одной стороны, связаны с закономерностями социальной работы, а с другой стороны, - с практическим опытом социальной работы, дающим устойчивые положительные результаты.

Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом, между объектом и субъектом объясняют множественность принципов социальной работы. Их можно объединить в три группы: - социально-политические; - организационные; - психолого-педагогические.

Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из характера социальной политики государства:

1. Государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе, что предполагает: - умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы; - видеть перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня; - борьба с любыми проявлениями ведомственности и бюрократизма, наносящих ущерб интересам личности, семьи, общества.

2. Принцип гуманизма и демократизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного проявления способностей личности. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых выражались бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальной равенство, справедливость, человечность были бы нормой отношений между людьми.

Принцип гуманизма социальной работы тесно связан с демократизмом взаимоотношений социального работника и клиента, их преимущественно неформальным характером.

В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными приказами, инструкциями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся на основе психологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий.

Демократизм взаимоотношений в социальной работе открывает огромные возможности для ее специалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностей добиваться в меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности клиента в правильности рекомендаций.

Демократизм социальной работы требует умения устанавливать контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважение и внимание к личности клиента, вовлечение его в активный поиск путей разрешения проблем и ненавязчивого влияния своего опыта, ума, знаний.

3. Важно отметить тесную связь демократизма и гуманизма с конкретными условиями жизнедеятельности людей. Жизнь всегда богаче теории. Постоянно меняются обстоятельства, разнообразны клиенты по полу, возрасту, здоровью, культуре, квалификации. Социальный работник постоянно должен ощущать новизну, анализировать конкретную ситуацию, выявлять специфику социальной ситуации.

4. Принцип законности подразумевает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов. В них облекается политика государства. Организационные принципы. Социальная политика тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле. Лозунги должны осуществляться на практике. И эта группа принципов способствует воплощению в конкретные дела провозглашенных идей:

1. Социально-технологическая компетентность подразумевает глубокую осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение реализовать свои знания на практике: четкая постановка проблемы, переподготовка и учеба, знание объектов социальной работы, их особенности; активность самого социального работника. 2. Стимулирование - это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности, заключается в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. При этом следует иметь в виду, что источником побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворенности. 3. Контроль и проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. 4. Единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Четкое функционирование достигается на основе ясного представления о своих функциях и задачах, о возможностях.

Жизнь убеждает, что большие полномочия при малой ответственности создают благоприятную почву для произвола, непродуманных решений, вседозволенности. Важно строгая соразмерность и полномочий, и ответственности.

Психолого-педагогические принципы можно охарактеризовать как способы психолого-педагогического воздействия на клиентов: 1. Комплексный подход, т.е. всесторонность воздействия на объект, подключение к решению его проблем всевозможных мер: учет внешних и внутренних факторов, связей, условий жизнедеятельности. Данный принцип предполагает: - учет интересов, потребностей, настроений, характеров, темпераментов; - учет влияния внешних условий (материально-бытовых, санитарно-гигиенических, политических); - применение всех средств и методов воздействия на клиента. 2. Дифференцированный подход - учет особенностей человека, принадлежащего к определенному классу, возрасту, т.к. у них разный подход к деньгам, идеалам, потребностям. Без учета этого нельзя воздействовать на волю, чувства людей. 3. Принцип целенаправленности. Цель воздействия на клиента определяет способ и характер действий социального работника. Достижение цели является мерилом эффективности предпринятых действий. Цель важна при выборе методов, форм работы с клиентом.

Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.169.56 (0.009 с.)