Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика социальной работы как особого вида практической деятельности↑ Стр 1 из 13Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вопросы к экзамену «Теория социальной работы»
Общая характеристика социальной работы как особого вида практической деятельности Особой формой деятельности является социальная работа, которая выступает в трех видах: научная, учебная и практическая деятельность. Социальная работа как вид практической деятельности отличается от других видов деятельности спецификой объекта. В узком смысле СР – это деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции, реабилитации. В широком смысле социальная работа – деятельность, направленная на решение социальных проблем личностей, слоев и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. Социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, цель которой – удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (прежде всего, социально уязвимых) слоев населения. Как вид практической деятельности СР работа включает объект, субъект, содержание, средства, управление, функции и цели. В качестве ее объекта выступают (при широкой трактовке) отдельные личности и группы, нуждающиеся в посторонней помощи, социально слабо защищенные: старики; пенсионеры; инвалиды; дети-сироты; люди, попавшие в беду, испытывающие сильный стресс; матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей; лица и группы с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, преступники, проститутки и др.); находящиеся в тюрьмах и вернувшиеся из них; безработные, обездоленные, беженцы и др. Субъектами социальной работы выступают государство с его структурами, общественные, благотворительные, милосердные и другие организации и учреждения, социальные работники как люди, занимающиеся социальной деятельностью в соответствующих службах или на общественных началах. Многообразны средства социальной работы: это деловые связи, личные контакты, слова, приемы психотерапии, личное обаяние и такие средства, как телефон, специальные учетные бланки и т.д. Управление как компонент СР включает анализ и оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание социальных работников. Указанные компоненты в практике объединяются в целостную систему с помощью функций и целей. В общем плане целью практической социальной работы выступает удовлетворение потребностей и интересов личностей и групп, оказание соответствующей помощи и поддержки.
Общая характеристика принципов и закономерностей соц. работы Принципы социальной работы. Одно из центральных мест в содержании механизма социальной работы принадлежит принципам и методам воздействия субъекта на объект. Принципы социальной работы - основополагающие идеи и нормы поведения органов социальной работы, обусловленные требованиями объективных закономерностей развития и функционирования социальных процессов, требованиями передовой практики. Принципы, с одной стороны, связаны с закономерностями социальной работы, а с другой стороны, - с практическим опытом социальной работы, дающим устойчивые положительные результаты. Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом, между объектом и субъектом объясняют множественность принципов социальной работы. Их можно объединить в три группы: - социально-политические; - организационные; - психолого-педагогические. Социально-политические принципы выражают требования, вытекающие из характера социальной политики государства: 1. Государственный подход к задачам, решаемым в социальной работе, что предполагает: - умение анализировать и выявлять тенденции социально-политического развития в общественной жизни и определять реальные и наиболее эффективные способы решения задач социальной работы; - видеть перспективы развития социальной работы, подчиненной интересам социальной защиты населения, и способность решать актуальные задачи сегодняшнего дня; - борьба с любыми проявлениями ведомственности и бюрократизма, наносящих ущерб интересам личности, семьи, общества. 2. Принцип гуманизма и демократизма социальной работы предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинства и гражданских прав, создание условий свободного проявления способностей личности. Гуманизм в социальной работе требует выдвижения на первый план таких критериев человеческой деятельности и межличностных отношений, в которых выражались бы единство задач и интересов отдельной личности и человечества в целом, в которых социальной равенство, справедливость, человечность были бы нормой отношений между людьми. Принцип гуманизма социальной работы тесно связан с демократизмом взаимоотношений социального работника и клиента, их преимущественно неформальным характером. В отличие от официальных отношений, регулируемых должностными приказами, инструкциями, неформальные связи между социальным работником и клиентом возникают и строятся на основе психологической совместимости личных качеств, интересов, симпатий. Демократизм взаимоотношений в социальной работе открывает огромные возможности для ее специалистов в проявлении своих творческих и профессиональных способностей добиваться в меняющихся обстоятельствах доверия и убежденности клиента в правильности рекомендаций. Демократизм социальной работы требует умения устанавливать контакт с клиентом, соблюдения норм и правил общения, уважение и внимание к личности клиента, вовлечение его в активный поиск путей разрешения проблем и ненавязчивого влияния своего опыта, ума, знаний. 3. Важно отметить тесную связь демократизма и гуманизма с конкретными условиями жизнедеятельности людей. Жизнь всегда богаче теории. Постоянно меняются обстоятельства, разнообразны клиенты по полу, возрасту, здоровью, культуре, квалификации. Социальный работник постоянно должен ощущать новизну, анализировать конкретную ситуацию, выявлять специфику социальной ситуации. 4. Принцип законности подразумевает строгое исполнение законов и основанных на них правовых актов. В них облекается политика государства. Организационные принципы. Социальная политика тогда чего-нибудь стоит, если она реализуется на деле. Лозунги должны осуществляться на практике. И эта группа принципов способствует воплощению в конкретные дела провозглашенных идей: 1. Социально-технологическая компетентность подразумевает глубокую осведомленность социального работника об условиях и технологии решения возникающих проблем и умение реализовать свои знания на практике: четкая постановка проблемы, переподготовка и учеба, знание объектов социальной работы, их особенности; активность самого социального работника. 2. Стимулирование - это побуждение человека к осознанному, заинтересованному проявлению активности, заключается в реализации его энергии, способностей, нравственного и волевого потенциала для достижения определенной цели. При этом следует иметь в виду, что источником побудительной силы в любом виде деятельности служат не интересы и потребности человека сами по себе, а степень их удовлетворенности. 3. Контроль и проверка исполнения. Смысл контрольно-проверочной деятельности социальных служб и органов управления заключается в том, чтобы обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения. 4. Единство полномочий и ответственности, прав и обязанностей кадров социальных служб. Четкое функционирование достигается на основе ясного представления о своих функциях и задачах, о возможностях. Жизнь убеждает, что большие полномочия при малой ответственности создают благоприятную почву для произвола, непродуманных решений, вседозволенности. Важно строгая соразмерность и полномочий, и ответственности. Психолого-педагогические принципы можно охарактеризовать как способы психолого-педагогического воздействия на клиентов: 1. Комплексный подход, т.е. всесторонность воздействия на объект, подключение к решению его проблем всевозможных мер: учет внешних и внутренних факторов, связей, условий жизнедеятельности. Данный принцип предполагает: - учет интересов, потребностей, настроений, характеров, темпераментов; - учет влияния внешних условий (материально-бытовых, санитарно-гигиенических, политических); - применение всех средств и методов воздействия на клиента. 2. Дифференцированный подход - учет особенностей человека, принадлежащего к определенному классу, возрасту, т.к. у них разный подход к деньгам, идеалам, потребностям. Без учета этого нельзя воздействовать на волю, чувства людей. 3. Принцип целенаправленности. Цель воздействия на клиента определяет способ и характер действий социального работника. Достижение цели является мерилом эффективности предпринятых действий. Цель важна при выборе методов, форм работы с клиентом. Специфические принципы социальной работы определяют основные правила деятельности в сфере оказания социальных услуг. К таковым относятся принципы универсальности, охраны социальных прав, социального реагирования, профилактической направленности, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности, толерантности.
Эволюция При конструктивном изменении, которое должно быть длительным и постоянным, клиент должен достигнуть необходимых перемен, и отношения между ним и социальным работником должны быть прекращены В процессе индивидуальной работы социальный работник должен исходить из того, что клиент имеет не только свои нужды, но и права. Основываясь на профессиональной этике социальной работы, в процессе взаимодействия с клиентом профессионалы руководствуются следующими принципами: § клиент индивидуален; § клиент имеет право на выражение своих чувств; § социальный работник должен проявлять контролируемое эмоциональное участие; § клиент не должен чувствовать со стороны социального работника отторжения, он должен быть «принят»; § он не должен чувствовать со стороны социального работника, что его «оценивают»; § клиент имеет право делать самостоятельный выбор и принимать самостоятельные решения; § клиент имеет право на конфиденциальность. Надо сказать, что, помимо перечисленных принципов, в практике индивидуальной работы формируются дополнительные принципы, запрещающие социальному работнику в определенных случаях следовать за клиентом, поскольку это будет ограничивать степень самостоятельности самого социального работника. Среди этих принципов можно выделить следующие: § никогда не следует помогать «третьему лицу» — тому, кого вы не видели и с кем не обсуждали его ситуацию; § никогда не верьте, что человек совершенно беспомощен (за исключением тех случаев, когда он без сознания); § не пытайтесь заставить другого человека во что бы то ни стало чувствовать себя лучше; § не принимайте решения за другого человека и не пытайтесь его убедить сделать, с вашей точки зрения, правильный выбор.
Вопросы к экзамену «Теория социальной работы»
Общая характеристика социальной работы как особого вида практической деятельности Особой формой деятельности является социальная работа, которая выступает в трех видах: научная, учебная и практическая деятельность. Социальная работа как вид практической деятельности отличается от других видов деятельности спецификой объекта. В узком смысле СР – это деятельность, которая помогает людям, организациям осознать трудности (личные, социальные и ситуативные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции, реабилитации. В широком смысле социальная работа – деятельность, направленная на решение социальных проблем личностей, слоев и групп, на создание условий, благоприятствующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. Социальная работа представляет собой интегрированный, универсальный вид деятельности, цель которой – удовлетворить социально гарантированные групповые и личностные интересы и потребности различных (прежде всего, социально уязвимых) слоев населения. Как вид практической деятельности СР работа включает объект, субъект, содержание, средства, управление, функции и цели. В качестве ее объекта выступают (при широкой трактовке) отдельные личности и группы, нуждающиеся в посторонней помощи, социально слабо защищенные: старики; пенсионеры; инвалиды; дети-сироты; люди, попавшие в беду, испытывающие сильный стресс; матери и отцы, воспитывающие в одиночку детей; лица и группы с девиантным поведением (алкоголики, наркоманы, преступники, проститутки и др.); находящиеся в тюрьмах и вернувшиеся из них; безработные, обездоленные, беженцы и др. Субъектами социальной работы выступают государство с его структурами, общественные, благотворительные, милосердные и другие организации и учреждения, социальные работники как люди, занимающиеся социальной деятельностью в соответствующих службах или на общественных началах. Многообразны средства социальной работы: это деловые связи, личные контакты, слова, приемы психотерапии, личное обаяние и такие средства, как телефон, специальные учетные бланки и т.д. Управление как компонент СР включает анализ и оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учет и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание социальных работников. Указанные компоненты в практике объединяются в целостную систему с помощью функций и целей. В общем плане целью практической социальной работы выступает удовлетворение потребностей и интересов личностей и групп, оказание соответствующей помощи и поддержки.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-09; просмотров: 2027; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.201 (0.012 с.) |