IV. Допишите формулировки закономерностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IV. Допишите формулировки закономерностей



Содержательно-процессуальные

1. Результаты обучения продолжи- тельности обучения.

2. Результаты обучения зависят от

в учебную деятельность Занков).

3. Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений количеству изучаемого материала или требуемых действий.

4. Результаты обучения зависят от

5. Обучение путем «делания»

Гносеологические

1. Результаты обучения умению учиться.

2. Продуктивность обучения объему учебной деятельности учащихся.

3. Умственное развитие учащихся

усвоению объема взаимосвязанных действий, опыта твор- ческой деятельности (И.Я. Лернер).

4. Продуктивность творческого мышления улучшается

 

5. Результаты обучения зависят от

Психологические

1. Обученность обучаемости.

2. Продуктивность

познавательной активности учащихся.

3. Закон Йоста:

4. Продуктивность обучения интенсивности тренировки.

5. Результаты обучения зависят от

Кибернетические

1. Закономерность Воробьева:

2. Качество обучения качеству управления.

3. Закономерность Анохина:

4. Эффективность обучения частоте и объему обратной связи.

Социологические

1. Эффективность обучения зависит от

Организационные

1. Результаты обучения

отношению учащихся к учебному труду.

 


2. Результаты обучения работоспособности учащихся.

3. Закономерность

4. Закономерность Антроповой:

 

Контрольный тест

1. Что выражают понятия и «закон»?

2. Что значит идентификация закономерной связи?

3. Влияет ли формулировка закономерностей на ее объектив- ность?

4. Какие закономерности были установлены в античной педаго- гике?

5.
Какие закономерности установили ЯЛ.Коменский, Ф.А.В.Дис-

6. Сформулируйте закономерности Э. Э.

7. Сформулируйте закономерности К.

8. Опишите модель, предложенную для классификации законо- мерностей.

9. Какие группы конкретных закономерностей выделяются в ди- дактике?

10. Приведите примеры общих закономерностей.

11. Приведите примеры конкретных закономерностей.

Литература для самообразования

Процесс обучения. — 1962. Психология познания. — 1977.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. — 1972.

Данилов Процесс обучения в советской школе. —

1960.

Дреер A.M. Преподавание в средней школе США. —

1983.

Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. —

 

1970.
В. Процесс обучения. —

И.П. Исследование закономерностей дидакти- ческого процесса. — Киев,

Стоуне Э. Психопедагогика. — 1984.

Теоретические основы процесса обучения в советской школе/ Под ред. В.В. Краевского, И.Л. Лернера. — 1989.


 

ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ

 

Соотношение принципов и правил Система дидактических принципов Принцип сознательности и активности Принцип наглядности обучения

Принцип систематичности и последовательности

 

Принцип прочности Принцип доступности Принцип научности

Принцип связи теории с практикой

 

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ

Минимально необходимое время (в минутах)

изучения материала темы (МНВ)     Трудность (в условных единицах от 1.00)  
изучаемого материала 0,78
  Время (в минутах), необходимое для полно- ценного усвоения знаний    

 

 

I
Соотношение принципов и правил

Дидактика стремится прежде всего открыть объективные законы, отражающие существенные и необходимые связи меж- ду явлениями и факторами обучения. Эти законы дают учите- лям понимание общей картины объективного развития дидак- тических процессов. Однако они не содержат непосредствен- ных указаний для практической деятельности, а являются лишь теоретической основой для разработки и совершенство- вания ее технологии. Практические указания по осуществле- нию обучения закреплены преимущественно в принципах и правилах их реализации, носящих название дидактических принципов и правил. Рассмотрим их.

Дидактические принципы (принципы дидактики) — это ос- новные положения, определяющие содержание, организацион- ные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. В принципах обучения выражаются нормативные основы обучения, взятого в его кон- кретно-историческом виде (М.А. Данилов). Выступая как кате- гории принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В педагогической интерпретации правило — это основан- ное на общих принципах описание педагогической деятельно- сти в определенных условиях для достижения определенной цели. Чаще всего под правилами обучения понимают те руко- водящие которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного принципа обучения.

Правила обучения занимают низшую ступеньку в иерархии педагогической теории (см. рис. 34). Они являются как бы пере- ходным звеном от теории к практике. На основе правил обуче- ния нельзя прогнозировать развитие дидактических явлений — это лишний раз доказывает их практическую направленность. В правилах обычно предусматривается типичный способ дейст- вия учителей в типичных ситуациях обучения.

 


 

 

РИС. 34

В еще более популярном толковании дидактические прави- ла — это конкретные указания учителю о том, как нужно по- ступить в типичной педагогической ситуации. Именно поэтому целесообразность овладения ими у некоторых теоретиков ди- дактики и учителей-практиков вызывает возражения. Они счи- тают, что скрупулезное исполнение правил может отрицатель- но повлиять на развитие творческой инициативы учителей. Поэтому главное внимание следует уделять изучению теории обучения, усвоению навыков ее творческого применения на практике.

Старая дореволюционная школа, наоборот, главное внима- ние уделяла обучению учителей конкретным правилам учебной работы. Учебные пособия для учителей — это по сути сборни- педагогических рекомендаций, по возможности на все случаи школьной жизни. Не удивительно, что все новое в обучении решительно пресекалось и прогресс методики шел

темпами.

Истина, как всегда, находится между крайностями. Нельзя увлекаться правилами и требовать их педантичного поскольку чрезмерно рьяное исполнение их действительно привести к творческой ини-

учителей, но нельзя также совсем от них

 


ся, обрекая учебную работу на полную свободу действий. В обучении, как и во всех других трудовых процессах, очень много стандартных, типичных ситуаций, когда особого твор- чества учителю проявлять не нужно, более того, оно может повредить. Здесь как раз и необходимо действовать, соблюдая правила. Вспомним, какое значение для практики имели и имеют правила обучения Я. Коменского и А. Дистервега.

Правила предписывают учителю выполнять в той или иной ситуации определенные действия, ориентируют его на соблю- дение определенных требований, но, как это будет сделано, це- ликом и полностью зависит от учителя. Например, ученик опоздал к началу урока и появился в классе после звонка. Пра- вило предписывает учителю осуществить в данной ситуации воспитательное воздействие, поскольку любое нарушение дис- циплины не должно проходить незамеченным. Но как учитель отреагирует на это нарушение — целиком и полностью зависит от конкретной ситуации, личности учащегося, характера опоз- сложившихся отношений и многих других причин.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реа- лизуются через правила обучения, которые есть средство реа- лизации принципов. Остается добавить, что правила не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщени- ем практического опыта многих поколений учителей. Практи- ческий опыт обучения более всего закрепляется именно в пра- вилах (писаных или неписаных). С одной стороны, это играет положительную роль, так как сохраняется преемственность, утверждаются лучшие традиции обучения, с другой — отрица- тельную, потому что закрепляются не только хорошие, но и плохие (большей частью неписаные) изменить кото- рые бывает очень трудно.

Сколько же всего правил? На этот вопрос лучше всего от- ветить словами К.Д. Ушинского: эти правила не име- ют никаких границ: все их можно уместить на одном печатном листе, и из них можно составить несколько томов. Это одно уже показывает, что главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила выте-

Обычно правила имеют форму советов-напоминаний учите- лю о том, что нужно делать для возможно более полного

 

Избр. пед. соч.: В 2 т. - Т. 1. - М., 1953. - С. 199.

 


требований принципа. Ответа на вопрос, как дей- ствовать, они почти не содержат. Это обусловливает творчес- характер их применения.

 

I. Что вы понимаете под принципами обучения? Из ответов лишь один правильный. Укажите на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 662; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.065 с.)