Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Полноту или ошибочность остальных.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Метод обучения — это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним. 2. Под методом обучения следует понимать также исход- ные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса. 3. Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности. 4. Метод обучения — это упорядоченная деятельность пе- дагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения. 5. Метод обучения — это способ сотрудничества учителя с учащимися.
Классификация методов обучения Как многомерное образование, метод обучения имеет мно- го сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одного ряда общих признаков. Немаловажный вопрос, возникаю- щий при этом, — насколько целесообразна та или иная клас- Надуманные, искусственные построения лишь за- теорию методов, создают ненужные сложности для Лишь ту классификацию можно признать хорошей, согласуется с практикой обучения и служит основой адя ее рационализации. Классификация методов обучения — это упорядоченная по признаку их система. В настоящее время из- десятки классификаций методов обучения. Однако ны- нешняя дидактическая мысль созрела до понимания что не следует стремиться установить единую и неизменную но- менклатуру методов. Обучение — чрезвычайно подвижный, диа- лектический процесс. Система методов должна быть динамич- ной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов. Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснован- ных классификаций методов обучения. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего призна- ка выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: сло- во. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: нагляд- ный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).
Метод
2. Классификация методов по назначению Есипов). В качестве общего признака классификации вы- ступают последовательные этапы, через которые проходит цесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:
• приобретение знаний; • формирование умений и навыков; • применение знаний; • творческая деятельность; • закрепление; • проверка умений, навыков. Нетрудно заметить, что данная классификация методов со- гласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно- воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов. 3. Классификация методов по типу (характеру) познаватель- ной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познава- тельной деятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого до- стигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уже извест- ными нам уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы: • объяснительно-иллюстративный (информационно-рецеп- тивный); • репродуктивный; • проблемное изложение; • частично-поисковый (эвристический); • исследовательский. Если, например, познавательная деятельность, организо- ванная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых зна- ний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое быть и неосознанным, то здесь имеет место до- статочно низкий уровень мыслительной активности и соответ- ствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий — исследовательский метод обучения. Данная классификация получила поддержку и распростра- Рассмотрим сущность выделенных в ней методов. Сущность информационно-рецептивного метода выражается его характерных признаках: 1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 2) учитель организует различными способами восприятие знаний;
3) учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и ос- мысление знаний, фиксируют их в своей памяти. При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может разви- ваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляю- щая деятельность педагога ограничивается организацией вос- приятия знаний. В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки: 1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде; 2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их; 3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспро- изведение (репродукция) знаний; 4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний. Главное преимущество данного метода, как и рассмотрен- ного выше информационно-рецептивного метода, — эконом- ность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с не- большими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значи- тельной. Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятель- ность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Ре- продуктивный метод должен сочетаться с другими методами. Метод проблемного изложения является переходным от ис- полнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно ре- шать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до кон- ца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений. Сущность частично-поискового (эвристического) метода обу- чения выражается в следующих его характерных признаках: 1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно; 2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;
3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рас- суждают, решают возникающие познавательные задачи, созда- ют и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравни- вают, обобщают, делают выводы и т. в результате чего у них формируются осознанные прочные знания. Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся — учи- тель — учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из моди- фикаций данного метода является эвристическая (открываю- щая) беседа. Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что 1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, раз- решению которой посвящается отрезок учебного времени; 2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоя- тельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых отве- тов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; 3) деятельность учителя сводится к оперативному управле- нию процессом решения проблемных задач; 4) учебный процесс характеризуется высокой интенсив- ностью, учение сопровождается повышенным интересом, полу- ченные знания отличаются глубиной, прочностью, действен- ностью. Исследовательский метод обучения предусматривает твор- ческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные за- траты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагоги- ческой квалификации. 4. По дидактическим целям выделяется две группы методов 1) 2) методы, способствующие закреплению и совершенство- приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородни- и др.).
К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод. Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, ком- ментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы. 5. Предприняты многочисленные попытки создания бинар- ных и классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих при- знаков. Например, бинарная классификация методов обучения построена на сочетании: 1) методов препода- вания; 2) методов учения.
Методы обучения
классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познаватель- ной активности, а также логические пути учебного познания, предложили и В.И. Существует много других классификаций. Так, немецкий дидакт Л. выделяет методы в сочетании с формами сотрудничества в обучении.
Польский ученый К. Сосницкий считает, что существует метода учения, а именно искусственное (школьное) и ес- тественное которым соответствуют два метода обучения: преподносящее и поисковое. 6. Наибольшее распространение в дидактике последних де- сятилетий получила классификация методов обучения, предло- женная академиком Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения: 1) методы организации и осуществления учебно-познава- тельной 2) методы стимулирования и мотивации учебно-познава- тельной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
Ни одна из рассмотренных классификаций методов не сво- бодна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем. Поэтому поиски бо- лее совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются. Одна из последних (но не новых) тенденций в этой облас- ти — отказ от искусственного обособления методов в группы и вычленение только тех методов, которые содержат в себе но- вые признаки. Многомерность методов заставляет отказаться от надуманных построений и переходить к простому перечис- лению методов, раскрывать особенности их применения в раз- условиях. Этот подход наименее логически уязвим, хотя и не свобо- ден от недостатков. Дело в том, что «чистых» методов не быва- ет. В любом акте учебной деятельности одновременно сочета- ются несколько методов. Методы взаимопроникают друг в дру- га, характеризуя разностороннее взаимодействие учителей и учащихся. И если мы можем в данный момент сказать об ис- пользовании определенного метода, то это лишь означает, что он доминирует на определенном этапе Бабанский). Установлено, что методы в учебно-воспитательном процес- се выполняют следующие функции: обучающую, развиваю- щую, воспитывающую, побуждающую и кон- Посредством метода достигается цель обучения — в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единствен- ным стимулятором познавательной деятельности — в этом за- ключается его побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагнос- тирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него не- обходимые изменения функция). Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса. Она изме- няется от младших к средним и далее к старшим классам. Ин- тенсивность применения одних методов возрастает, других снижается. Функциональный подход является основанием для созда- ния системы методов, в которой они выступают как относи-
тельно обособленные пути и способы достижения дидактичес- ких целей. Метод определяется как самостоятельный, когда он имеет существенные признаки, отличающие его от других ме- тодов. На основе исторического наследия, существующей педа- гогической практики, исследований отечественных и зарубеж- ных исследователей выделяются следующие методы обучения (см. табл.).
Методы обучения и их функции
Проанализируем методы обучения в связи с их пригод- ностью для решения конкретных учебно-воспитательных задач. Сравнительная оценка эффективности метода (см. табл. ниже) выводилась экспертным путем. Знак (+!) означает, что метод лучше других способствует решению задачи, + или -, что метод пригоден или не пригоден для достижения цели. Сравнительная эффективность методов обучения
Продолжение табл.
Окончание табл.
Ответьте на вопросы, пользуясь предложенными вариан- тами ответов. Можно ли считать анализ, синтез, индукцию, дедук- цию методами обучения? Опираясь на знания из облас- тифилософии,педагогики,психологии,проанализируй- те альтернативы и придите к правильному ответу, опре- делив тем самым свое отношение к правомерности вы- деления индуктивных и дедуктивных методов обуче- ния. Можно, так как они показывают путь овладения знаниями. 2. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются основ- ными формами мышления учащихся, посредством кото- рых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения. 3. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются катего- риями психологии, а не дидактики, поэтому к методам обу- чения они никакого отношения не имеют. 4. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются метода- ми логического мышления, а не обучения, поэтому непра- вомерно считать их методами обучения. 5. Нельзя, поскольку индукция и дедукция не ведут к до- стижению цели обучения.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.01 с.) |