Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Полноту или ошибочность остальных.

Поиск

Метод обучения — это путь движения мысли от учителя к учащимся с целью передачи знаний последним.

2. Под методом обучения следует понимать также исход- ные закономерности, которые определяют организацию учебного процесса.

3. Метод обучения является такой логической категорией, которая указывает на путь организации познавательной деятельности.

4. Метод обучения — это упорядоченная деятельность пе- дагога и учащихся, направленная на достижение цели обучения.

5. Метод обучения — это способ сотрудничества учителя с учащимися.

 

 

Классификация методов обучения

Как многомерное образование, метод обучения имеет мно- го сторон. По каждой из них методы можно группировать в системы. В связи с этим появляется множество классификаций методов, в которых последние объединяются на основе одного ряда общих признаков. Немаловажный вопрос, возникаю- щий при этом, — насколько целесообразна та или иная клас- Надуманные, искусственные построения лишь за- теорию методов, создают ненужные сложности для Лишь ту классификацию можно признать хорошей, согласуется с практикой обучения и служит основой

адя ее рационализации.

Классификация методов обучения — это упорядоченная по признаку их система. В настоящее время из-


десятки классификаций методов обучения. Однако ны- нешняя дидактическая мысль созрела до понимания что не следует стремиться установить единую и неизменную но- менклатуру методов. Обучение — чрезвычайно подвижный, диа- лектический процесс. Система методов должна быть динамич- ной, чтобы отражать эту подвижность, учитывать изменения, постоянно происходящие в практике применения методов.

Рассмотрим сущность и особенности наиболее обоснован- ных классификаций методов обучения.

Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего призна- ка выделяемых в ней методов берется источник знаний. Таких источников издавна известно три: сло- во. В ходе культурного прогресса к ним присоединился еще один — а в последние десятилетия все сильнее заявляет о себе мощный безбумажный источник информации — видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: нагляд- ный, словесный, работа с книгой, видеометод. Каждый из этих общих методов имеет модификации (способы выражения).

 

Метод

Практи- ческий Наглядный Работа с книгой Видеометод
Опыт Иллюстрация Объяснение Чтение Просмотр
Упражнение Демонстрация Разъяснение Изучение Обучение
Учебно-про- Наблюдения Рассказ Реферирование Упражнения
изводитель- учащихся Беседа Беглый под контролем
ный труд   Инструктаж просмотр «электронного
    Лекция Цитирование учителя»
    Дискуссия Изложение Контроль
    Диспут Составление  
      плана  
      Конспектиро-  
      вание  

2. Классификация методов по назначению Есипов). В качестве общего признака классификации вы- ступают последовательные этапы, через которые проходит цесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

 


• приобретение знаний;

• формирование умений и навыков;

• применение знаний;

• творческая деятельность;

• закрепление;

• проверка умений, навыков.

Нетрудно заметить, что данная классификация методов со- гласуется с классической схемой организации учебного занятия и подчинена задаче помочь педагогам в осуществлении учебно- воспитательного процесса и упростить номенклатуру методов.

3. Классификация методов по типу (характеру) познаватель- ной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познава- тельной деятельности — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого до- стигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уже извест- ными нам уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы:

• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецеп- тивный);

• репродуктивный;

• проблемное изложение;

• частично-поисковый (эвристический);

• исследовательский.

Если, например, познавательная деятельность, организо- ванная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых зна- ний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое быть и неосознанным, то здесь имеет место до- статочно низкий уровень мыслительной активности и соответ- ствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий — исследовательский метод обучения.

Данная классификация получила поддержку и распростра- Рассмотрим сущность выделенных в ней методов.

Сущность информационно-рецептивного метода выражается его характерных признаках:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель организует различными способами восприятие знаний;

 


3) учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и ос- мысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т. д.), логика изложения может разви- ваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляю- щая деятельность педагога ограничивается организацией вос- приятия знаний.

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:

1) знания учащимся предлагаются в «готовом» виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспро- изведение (репродукция) знаний;

4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода, как и рассмотрен- ного выше информационно-рецептивного метода, — эконом- ность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с не- большими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значи- тельной.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятель- ность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Ре- продуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

Метод проблемного изложения является переходным от ис- полнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно ре- шать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до кон- ца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обу- чения выражается в следующих его характерных признаках:

1) знания учащимся не предлагаются в «готовом» виде, их нужно добывать самостоятельно;

2) учитель организует не сообщение или изложение знаний,

а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

 


3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рас- суждают, решают возникающие познавательные задачи, созда- ют и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравни- вают, обобщают, делают выводы и т. в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся — учи- тель — учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из моди- фикаций данного метода является эвристическая (открываю- щая) беседа.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что

1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, раз- решению которой посвящается отрезок учебного времени;

2) знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоя- тельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых отве- тов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся;

3) деятельность учителя сводится к оперативному управле- нию процессом решения проблемных задач;

4) учебный процесс характеризуется высокой интенсив- ностью, учение сопровождается повышенным интересом, полу- ченные знания отличаются глубиной, прочностью, действен- ностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает твор- ческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные за- траты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагоги- ческой квалификации.

4. По дидактическим целям выделяется две группы методов

1)
методы, способствующие первичному усвоению учебного

2) методы, способствующие закреплению и совершенство- приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородни- и др.).

 


К первой группе относятся: информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические (поисковые) методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод.

Ко второй группе относятся: упражнения (по образцу, ком- ментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.

5. Предприняты многочисленные попытки создания бинар- ных и классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих при- знаков. Например, бинарная классификация методов обучения построена на сочетании: 1) методов препода- вания; 2) методов учения.

 

Методы обучения

Метод Метод учения
Информационно-сообщающий Исполнительный
Объяснительный Репродуктивный
Инструктивно-практический Продуктивно-практический
Объяснительно-побуждающий Частично-поисковый
Побуждающий Поисковый

классификацию методов обучения, в которой в единстве сочетаются источники знаний, уровни познаватель- ной активности, а также логические пути учебного познания, предложили и В.И.

Существует много других классификаций. Так, немецкий

дидакт Л. выделяет методы в сочетании с формами сотрудничества в обучении.

 

  Монологические методы   Формы сотрудничества Диалогические методы
  Лекция   Индивидуальные   Беседы
Рассказ Групповые  
Демонстрация Фронтальные  
  Коллективные  

 


Польский ученый К. Сосницкий считает, что существует метода учения, а именно искусственное (школьное) и ес- тественное которым соответствуют два метода

обучения: преподносящее и поисковое.

6. Наибольшее распространение в дидактике последних де- сятилетий получила классификация методов обучения, предло- женная академиком Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

1) методы организации и осуществления учебно-познава- тельной

2) методы стимулирования и мотивации учебно-познава- тельной деятельности;

3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

 

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Словесные Практические Индуктивные и дедуктивные Репродуктивные и проблемно- поисковые Методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя
Источники Логика Мышление Управление

Методы стимулирования и моти- интереса к учению
Методы стимулирования и моти- вации долга и ответственности в учении

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

Методы устного и само- Методы письменного контроля и самоконт- роля Методы лабораторно- контро- ля и самоконтроля

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не сво- бодна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем. Поэтому поиски бо- лее совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжаются.

Одна из последних (но не новых) тенденций в этой облас- ти — отказ от искусственного обособления методов в группы и вычленение только тех методов, которые содержат в себе но- вые признаки. Многомерность методов заставляет отказаться от надуманных построений и переходить к простому перечис- лению методов, раскрывать особенности их применения в раз-

условиях.

Этот подход наименее логически уязвим, хотя и не свобо- ден от недостатков. Дело в том, что «чистых» методов не быва- ет. В любом акте учебной деятельности одновременно сочета- ются несколько методов. Методы взаимопроникают друг в дру- га, характеризуя разностороннее взаимодействие учителей и учащихся. И если мы можем в данный момент сказать об ис- пользовании определенного метода, то это лишь означает, что он доминирует на определенном этапе Бабанский).

Установлено, что методы в учебно-воспитательном процес- се выполняют следующие функции: обучающую, развиваю- щую, воспитывающую, побуждающую и кон-

Посредством метода достигается цель обучения — в этом его обучающая функция, обусловливаются те или иные темпы и уровни развития учащихся (развивающая функция), а также результаты воспитания (воспитывающая функция). Метод служит для учителя средством побуждения учащихся к учению, является главным, а иногда и единствен- ным стимулятором познавательной деятельности — в этом за- ключается его побуждающая функция. Наконец, посредством всех методов, а не только контролирующих, учитель диагнос- тирует ход и результаты учебного процесса, вносит в него не- обходимые изменения функция). Функциональная пригодность различных методов не остается постоянной на всем протяжении учебного процесса. Она изме- няется от младших к средним и далее к старшим классам. Ин- тенсивность применения одних методов возрастает, других снижается.

Функциональный подход является основанием для созда-

ния системы методов, в которой они выступают как относи-

 


тельно обособленные пути и способы достижения дидактичес- ких целей. Метод определяется как самостоятельный, когда он имеет существенные признаки, отличающие его от других ме- тодов. На основе исторического наследия, существующей педа- гогической практики, исследований отечественных и зарубеж- ных исследователей выделяются следующие методы обучения (см. табл.).

 

Методы обучения и их функции

Метод обучения Теоретическая оценка пригодности для выполнения функций развива- ющей
Рассказ +++++ +++++ +++++ +++++ ++
Беседа +++++ +++++ +++++ +++++ ++
Лекция +++++ +++++ ++++ ++++++ +
Дискуссия +++ +++++ +++++ +++++ ++++
Работа с книгой +++++ +++++ +++++ +++++ +++++
Демонстрация +++++ +++++ +++++ +++++ ++
Иллюстрация +++++ +++++ +++++ +++++ ++
Видеометод ++++ ++++ +++++ +++ +++++
Упражнения +++++ +++++ +++++ +++++
Лабораторный метод +++++ +++++ ++++ +++++ +++
Практический метод +++++ +++++ +++++ ++++ +++
Познавательная игра ++++ +++++ +++++ +++++ ++++
Методы программи-          
рованногообучения +++++ +++ +++ ++++ +++++
Обучающий контроль ++ ++ ++ +++++ +++++
Ситуационный метод ++++ ++++++ ++++++ ++++++ +++

Проанализируем методы обучения в связи с их пригод- ностью для решения конкретных учебно-воспитательных

задач.

Сравнительная оценка эффективности метода (см. табл. ниже) выводилась экспертным путем. Знак (+!) означает, что метод лучше других способствует решению задачи, + или -, что метод пригоден или не пригоден для достижения цели.


Сравнительная эффективность методов обучения

  Формирование  
Метод кругозора, мировоз- зрения теорети- ческих знаний практи- ческих трудовых умений умений добывать, системати- зировать и применять знания умения учиться, навыков самообра- зования навыков упрочения знаний, умений
Рассказ Беседа Лекция Дискуссия Работа с книгой Демонстрация Иллюстрация Видеометод Упражнения Лабораторный метод Практический метод Познавательная игра Методы программированного обучения Обучающий контроль +! +! +! + + + + + + + + + +! +! + +! + + + +! + + +! +! + + + +! +! +! +! +! + + + + + + + + + +! +! +! + +! + + + + + + +! + +! + + + + + + +! + + +! +! +! + +! +! +!
Ситуационный метод +! +!        

Продолжение табл.

  Метод   Развитие
мышле- ния познава- тельного интереса актив- ности памяти воли   способ- ности выражать мысли   эмоций
Рассказ Беседа Лекция Дискуссия Работа с книгой Демонстрация Иллюстрация Видеометод Лабораторныйметод Практический метод Познавательная игра + +! + +!   + + + + + +!   + +! + +! +! +! +! + + + +!     +! + +! + + + + + + +!   + + +! + + + + + + + +!   + + +! + + + + + + + +!     +     +! + + + +     + +!   + +! + + + +! +! + + + +!
Методы программированного обучения +! + + +! +    
Обучающийконтроль Ситуационный метод + +!     +!     +! + + + +! +

 



 

 

Окончание табл.

 

  Метод Побуждение к
продук- тивному мышлению применению полученных знаний, умений проявлению инициативы, самостоя- тельности соревно- ванию коллек- тивному сотруд- ничеству
  Рассказ          
Беседа + + + + +
Лекция +        
Дискуссия +! +! +! +! +!
Работа с книгой + + +    
  +        
Иллюстрация +        
Видеометод +.        
Упражнения + + + +  
Лабораторный метод +! +!     +
Практический метод + + + + +
Познавательная игра +! +! +! +! +!
Методы программированного обучения +! +! +! +  
Обучающий контроль + + + + +
Ситуационный метод +! + +!   +!

Ответьте на вопросы, пользуясь предложенными вариан- тами ответов.

Можно ли считать анализ, синтез, индукцию, дедук- цию методами обучения? Опираясь на знания из облас- тифилософии,педагогики,психологии,проанализируй- те альтернативы и придите к правильному ответу, опре- делив тем самым свое отношение к правомерности вы- деления индуктивных и дедуктивных методов обуче- ния.

Можно, так как они показывают путь овладения знаниями.

2. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются основ- ными формами мышления учащихся, посредством кото- рых они овладевают знаниями, следовательно, это и есть методы обучения.

3. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются катего- риями психологии, а не дидактики, поэтому к методам обу- чения они никакого отношения не имеют.

4. Анализ, синтез, индукция и дедукция являются метода- ми логического мышления, а не обучения, поэтому непра- вомерно считать их методами обучения.

5. Нельзя, поскольку индукция и дедукция не ведут к до- стижению цели обучения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 364; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.241.205 (0.01 с.)