Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Открыть пути к системному анализу качеств педагога.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте 5. Все ответы верны. VIII. Идеальный педагог — это:
2. Абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки учителя. 3. Учитель, исповедующий определенные научные идеи. 4. Учитель, стремящийся к образцовому порядку в классе. 5. Все ответы верны.
Если посмотреть на программу профессионального потен- циала педагога практически, то здесь на первый план выдвига- ется интегральное качество — учительское мастерство. Опреде- лений педагогического мастерства столько, сколько есть жела- ющих высказаться по этому поводу. Поражает то, что (абсурд- ных определений нет) в любом из них подчеркивается какая-то новая изюминка, проявляется неведомая грань многообразного умения, именуемого мастерством. Мастерство — это «высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и
В педагогической теории исторически сложились два под- хода к пониманию учительского мастерства. Первый связан с пониманием методов педагогического труда, второй базируется на утверждении, что личности педагога, а не методу принадле- жит ведущая роль в воспитании. Но поскольку метод неотде- лим от личности педагога, то никакого противопоставления тут нет, разница только в том, под каким углом зрения рассматри- вается мастерство — как метод через личность его реализующе- го или через личность педагога, реализующую метод. Чтобы овладеть мастерством, надо многое знать и уметь. Надо знать законы и принципы воспитания, его слагаемые. Нужно уметь в совершенстве пользоваться эффективными тех- нологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выби- рать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать и проектировать процесс заданного уровня и качества.
Существует мнение, что подлинным мастером — учителем может стать лишь талантливый человек с определенным на- следственным предрасположением. Учителем надо родиться. Есть и другие утверждения: массовая профессия не может стать привилегией особенно одаренных. Почти все люди (за исклю- чением отдельных) наделены самой природой качествами вос- питателей. Задача состоит в том, чтобы научить педагогическо- му мастерству. «Разве мы можем полагаться на случайное распределение талантов? Сколько у нас таких особенно талантливых воспита-
телей? — спрашивал Исследуя различные аспекты психологии труда учителя,
Пожалуй, никто из педагогов так страстно не убеждал пе- дагогическую теорию заняться всерьез вопросами мастер- ства, как А.С. Макаренко. Выступая в Высшем коммунисти- ческом институте просвещения, он говорил: «Теория дол- жна разработать педагогическую технику, она должна по- вернуться лицом к практике. Ко мне приходит молодежь, окончившая советские вузы, она тоже не вооружена педаго- гически. Они знают и психологию, и физиологию, и педагоги- ку, и другие науки и даже «премудрости» педагогики, а пусти их усмирить двух расшалившихся В подготовительных материалах к «Педагогической поэ- ме» Макаренко высмеивает педагогическую литературу. «Наудачу достаю с полки, — пишет он, — одну из книг по педагогике. Я не могу это сделать наудачу потому, что во
В этой педагогической литературе выделялись такие главные качества педагога: чуткий, добрый, любящий де- тей, энтузиаст с сердцем, переполненным любовью даже к самому испорченному ребенку. Макаренко возмущал столь неделовой и сентиментальный подход к труду педагога. Он считал, что «сердце воспитателя» не должно постоянно ис- пользоваться в качестве регулятора отношений детей. Иначе воспитатель не только быстро состарится, но и не проживет 35 лет. Макаренко против «припадочных добрых сердец» изможденных педагогов-подвижников. Эта «система добрых сердец» приведет не только к ханжеству, но скоро ослож- нится борьбой за симпатии детей, за титул «наиболее люби- мого учителя». Макаренко призывает подойти к воспитателю не с пози- ций «гипертрофии сердца», а с позиций производства пред- лагает «посмотреть на воспитателя как на человека труда, на Проблема педагогического мастерства связывалась у Ма- каренко с проблемой рационализации труда воспитателя. «Нельзя же допустить, — говорит он, — чтобы наши нервы были педагогическим инструментом, нельзя допустить, что мы можем воспитывать детей при помощи наших сердеч- ных мучений, мучений нашей души. Ведь мы же люди. И если во всякой другой специальности можно обойтись без душевных страданий, то надо и у нас это А.С. Макаренко говорит о том, что педагогическое мастер- ство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в уп- равлении своим лицом. Нужно уметь владеть своей мими- кой, когда необходимо придавать своему лицу различное выражение. Воспитатель должен уметь владеть и своим на- строением, быть веселым, сердитым, уметь шутить, ходить, организовывать. «Воспитатель должен себя вести так, чтобы каждое дви- жение его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хо-
Итак, мастер — это учитель, в совершенстве владеющий со- временными методами преподавания. Можно ли этому научиться? Опыт многих учителей-масте- ров показывает, что можно. Большинство учителей при жела- нии и должных условиях в состоянии овладеть основными со- временными приемами обучения. Путь к этому нелегок, требует напряженной систематической работы. Этапы этого пути такие: наблюдение за работой Искусство учителя особенно проявляется в умении учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усвоения программного материала именно на уроке. Для него домашнее задание — это способ углубления,
управлять деятельностью учащихся. Еще одним важным показателем мастерства является уме- ние активизировать обучаемых, развивать их способности, са- мостоятельность, пытливость. Учитель-мастер должен обладать даром заставлять думать на уроке, используя разнообразные методы для активизации процесса обучения. Следующая составная часть педагогического мастерства — это умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе Учитель, не владеющий мастерством, как бы навязывает знания, не требуя рассуждения. Учитель-мастер умеет сделать корень познания не горьким, а сладким. Задача учителя — найти путь к выработке положительных эмоций в самом процессе учения. Это простые приемы: смена методов работы, эмоциональность, активность учителя, инте- ресные примеры, остроумные замечания и т. п. Нельзя повто- ряться, нужно находить новые оригинальные способы. Эти приемы дают не только временный успех, они способствуют росту симпатии к учителю, решают главную задачу — выраба- тывают устойчивый, постоянный интерес к предмету. Суть педагогического мастерства — это своеобразный сплав личной культуры, знаний и кругозора учителя, его всесторон- ней теоретической подготовки с совершенным овладением приемами обучения и воспитания, педагогической техникой и передовым опытом. Одним из важных признаков педагогического мастерства является высокий уровень педагогической техники учителя. Учитель-мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает из них наиболее экономные и эффективные, обеспе- чивающие достижение запроектированных с оптимальными УСИЛИЯМИ.
267 частью педагогического мастерства, требует глубоких специаль- ных знаний по педагогике и психологии и особой практичес- кой Прежде всего педагог должен владеть искусством общения с детьми, умением выбирать нужный тон и стиль общения с ними, т. е. должен иметь индивидуальный подход к обучае- мым. В отношении с детьми необходимы простота и естествен- ность. Нельзя говорить с учащимися, сбиваясь на искусствен- ный тон назидательности, панибратства. Составной элемент педагогической техники — умение вос- питателя управлять своим вниманием и вниманием учащихся. Педагог постоянно имеет дело с большой группой детей со значительным количеством выполняемых ими операций, и все это не должно уходить из-под его контроля. Очень важным для педагога является и умение по внешним признакам поведения обучаемого определять его душевное состояние. Этого нельзя не учитывать при выборе педагогических приемов. Учет действи- тельного психологического состояния воспитанника в каждый момент составляет основу педагогического такта и занимает важнейшее место в педагогической деятельности. Составная часть педагогической техники — чувство темпа в педагогических действиях. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педагоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат, или опаздывают, а это в любом случае снижает эффективность педагогического воздействия.
Педагогическое общение — установление контакта педа- гога с учащимися в воспитательных целях. Его можно опре- делить и как профессиональное воздействие педагога на учащихся, имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на оптимизацию учебно-воспитательной деятельности и отно- шений между ними. Важнейшее значение для техники педагогического обще- ния имеют овладение культурой речи (в том числе
Большое внимание проблемам педагогического общения уделяют современные американские педагоги. В вышедшей недавно книге В зависимости от стиля педагогического общения выде- лены три типа учителей: «сверхактивный». Первый инициативен в организации об-
1-- С. 41.
щения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении способствует дости- жению цели. Второй тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб. Не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели и откро- венно приспособленческое поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих уче- ников и выстраиванию нереальных моделей общения. Если ученик чуть активнее других — он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее — лодырь и кретин. Выдуманные им же оценки заставляют такого учителя действовать соответству- ющим образом: он то и дело впадает в Если общение для учителя не естественный и радостный процесс, а тяжелое бремя — такому педагогу пора уходить из школы, делают вывод Дж. Брофи и Т.
Кроме главного оружия педагога — слова в его арсена- ле — целый набор невербальных (неречевых) средств об- щения
Экспрессивно-выразительные движения — зрительно воспринимаемое поведение учителя, где особую роль в пе- редаче информации ифают поза, мимика, жест, взгляд. Ис- следования, к примеру, показали, что при неподвижном или невидимом лице учителя теряется до Установлено, что «закрытые» позы учителя (когда он как- то пытается закрыть Характеристики голоса относятся к просодическим и экстралингвистическим явлениям. Энтузиазм, радость и недоверие обычно передаются высоким голосом, гнев, страх — довольно высоким, горе, печаль, усталость обычно передаются мягким и приглушенным голосом. Вспомните, как раздражали вас в школе визгливые или скрипучие голо- са некоторых наставников, и вы поймете, что и голос может стать препятствием для занятия педагогическим делом. Кое-чего можно достичь самовоспитанием, но радикально помочь нельзя. Скорость речи также отражает учительские чувства: быстрая речь — взволнованность или обеспокоенность; медленная речь свидетельствует об угнетенном состоянии, высокомерии или усталости.
стимуляции, особенно для детей из неполных семей, кото- рым педагог замещает недостающего родителя. Погладив по голове шалуна или обиженного, вы иногда достигаете большего, чем всеми выбранными средствами, вместе взя- тыми. Право на это имеет не каждый педагог, а только тот, кто пользуется доверием воспитанников. Использование ди- намических прикосновений определяется многими фактора- ми. Среди них особую силу имеют статус, возраст, пол уча- щихся и учителей. К • • официальное общение в классе — • публичное общение при выступлении перед аудитори- ей — Особенностью педагогического труда является постоян- ное изменение («разрыв») дистанции
второй натурой, то педагогу: 1) надо срочно менять профессию; 2) попытаться справиться с проблемой; 3) приложить усилия для самовоспитания; 4) ничего не предпринимать; 5) «разряжаться» в классе.
X. Как должен выглядеть 1. Модным, экстравагантным, одетым 2. Внешность и одежда не имеют значения. 3. Как английский джентльмен: после его ухода остается хорошее впечатление, но бывает очень трудно вспомнить, во что он был одет. 4. На два-три шага отставать от моды.
Анализ проблемы Отдельного рассмотрения заслуживает соотношение квали- метрии и аттестации учителей. Под последней понимают изу- чение педагогов с целью установления соответствия занима- емой должности и присвоения одной из квалификационных ка- тегорий. В Положении о порядке аттестации Аттестация учителей основывается на принципах демокра- тичности, систематичности, коллегиальности, морального и материального поощрения, стимулирования непрерывного об-
|
|||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 546; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.016 с.) |