V. Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите имена, даты,названияработ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V. Заполните таблицу. Вместо пропусков внесите имена, даты,названияработ



Имена Даты Идеи
  до н.э.  
Сократ, Платон, Аристотель    
    «Образование оратора»
Августин,    
   
Я.А.    
    «Мысли о воспитании»
Ж.Ж. Руссо    
   
Гербарт    
А.    
Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов, Чернышевский    
   
    «Педагогическая антро- пология»
Д. Дьюи, Э. Торндайк    
    «Педагогика»
С.Т. Шацкий    
   
    «Педагогическая поэма»
   

Основные категории педагогики


Основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения, принято называть также педагогическими катего- риями. К основным педагогическим категориям относятся вос- питание, обучение, образование. Наша наука широко опериру- ет также общенаучными категориями, такими, как развитие и

Воспитание целенаправленный и организованный про- цесс формирования личности. В педагогике понятие «воспита- ние» употребляется в широком и узком социальном смысле, а также в широком и узком педагогическом значении.

В широко м социальном смысле воспитание — это пе- редача накопленного опыта от старших поколений к младшим. Под опытом понимаются известные людям знания,

способы мышления, нравственные, этические, правовые нор- мы — словом, все созданное в процессе исторического разви- тия духовное наследие человечества.

Человечество выжило, окрепло и достигло современного уровня развития благодаря воспитанию, благодаря тому, что выстраданный предшествующими поколениями опыт исполь- зовался и приумножался последующими. История знает слу- чаи, когда опыт терялся, река воспитания пере- сыхала. Люди оказывались отброшенными в своем развитии далеко назад и вынуждены были заново восстанавливать утра- ченные звенья своей культуры; горькая участь и тяжелый труд ожидали этих людей.

Исторический процесс развития общества неопровержимо доказывает, что больших успехов в своем развитии всегда до- стигали те народы, у которых воспитание было поставлено лучше.

Воспитание имеет исторический характер. Оно возникло вместе с человеческим обществом, став органичной частью его жизни и развития, и будет существовать, пока существует об- щество. Именно поэтому воспитание — это общая и вечная ка- тегория.

Многие философы, анализируя законы, управляющие об- щественной жизнью, устанавливают объективные связи между воспитанием и уровнем развития производительных сил обще- ства. Воспитание воздействует на развитие общества, в свою очередь общество предоставляет возможности для воспитания.

 


Направленность, характер воспитания соответствуют уровню развития производительных сил и характеру производственных отношений. Поэтому воспитание имеет конкретно-историчес- кий характер.

Смена типа общественно-экономической формации влечет собой смену типа воспитания. С изменением общественных отношений коренным образом изменяются цели, задачи, фор- мы и организация воспитания. Социальные условия жизни также изменяют характер воспитания и его влияние на созна-

ние и поведение людей.

С появлением в обществе классов воспитание приобретает классовый характер. Оно начинает служить господствующему классу, который и определяет его направленность, цели, содер- жание и формы. Когда хорошее воспитание становится доро- гим удовольствием, недоступным для всех людей в обществе, оно превращается в орудие дискриминации людей, средство возвеличения одних над другими.

Рассмотрев понятие «воспитание» в широком социальном смысле, мы мало прояснили его конкретно-социальную, а тем более педагогическую сущность. Дело в том, что воспитанием — передачей накопленного опыта — занимаются не только про- фессиональные педагоги в специально созданных учебно-вос- питательных учреждениях. В современном обществе действует целый комплекс институтов, направляющих свои усилия на воспитание: семья, средства массовой информации, литерату- ра, искусство, трудовые коллективы, органы правопорядка. общее понятие «воспитание» нуждается в сужении и конкретизации.

В социальном смысле под воспитанием понима- ется направленное воздействие на человека со стороны общест- венных институтов с целью формирования у него определен- ных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей, политической ориентации, подготовки к жизни.

При таком понимании воспитания возникает ряд непро- стых вопросов: какой из общественных институтов более дру- гих ответствен за судьбы воспитания? Правильно ли винить только школу и педагогов в нередких еще неудачах воспита- ния, если возможности и сила воспитательного воздействия многих социальных институтов превосходят скромные возмож- ности учебно-воспитательных учреждений?


Не требует особых доказательств вывод о том, что при на- личии многих воспитательных сил успех воспитания может быть достигнут только путем жесткой координации действий всех причастных к воспитанию социальных институтов. При некоординированных воспитательных воздействиях человек подвергается очень сильным односторонним влияниям, спо- собным деформировать общую цель воспитания. Координато- рами воспитательного воздействия в хорошо организованном обществе выступают учебно-воспитательные учреждения, уп- равляемые высококвалифицированными педагогами.

В широком педагогическом смысле воспитание — это спе- циально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее учебно-воспитательный процесс.

В узком педагогическом смысле воспитание — это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

В педагогике, как и других социальных науках, понятие

«воспитание» часто используется для обозначения составных частей целостного воспитательного процесса. Говорят, напри- мер, «физическое «эстетическое воспитание».

Следующая основная категория педагогики — обучение. Это специально организованный, и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоз- зрения, развитие умственных сил и потенциальных возможно- стей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соот- ветствии с поставленными целями. Основу обучения составля- ют знания, умения, навыки (ЗУН), выступающие со стороны преподавателя в качестве исходных (базовых) компонентов со- держания, а со стороны учеников — в качестве продуктов усво- ения. Знания — это отражение человеком объективной дей- ствительности в форме фактов, представлений, понятий и за- конов науки. Они представляют собой коллективный опыт че- ловечества, результат познания объективной действительно- сти. Умения — готовность сознательно и самостоятельно вы- полнять практические и теоретические действия на основе ус- военных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. Навыки — компоненты практической деятельности, проявляю-

 


щиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения.

Сообщая обучаемым те или иные педагоги всегда придают им необходимую направленность, формируя как бы попутно, а на самом деле весьма обстоятельно важнейшие ми- ровоззренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитыва- ющий характер. Точно так же мы должны признать, что в любом воспитании всегда содержатся элементы обучения. Обу- чая — воспитывая — обучаем. Области понятий

«воспитание» и «обучение» частично перекрываются.

Образование результат обучения. В буквальном смысле оно означает формирование образов, законченных представле- ний об изучаемых предметах. Образование — это объем систе- матизированных знаний, умений, навыков, способов мышле- ния, которыми овладел обучаемый. В XIX в. получение образо- вания отождествлялось с формированием человека. Сейчас ог- ромный объем знаний, накопленных человечеством, не позво- ляет утверждать, что человек когда-нибудь овладеет всеми ими в полном объеме даже после очень длительного обучения.

Образованным принято называть человека, который овла- дел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить. Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостаю- щие звенья в системе знаний с помощью логических рассужде- ний. В древнем афоризме: «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» — большая доля истины.

Немало людей поражают нас феноменальной памятью, зна- нием огромного количества конкретных фактов. Начитанность, энциклопедическую осведомленность нередко принимают за образованность. Это не соответствует действительности, если человек не способен устанавливать причинно-следственные связи, если у него нет собственных мыслей. Вовсе не каждого, окончившего школу или даже университет, можно считать об- разованным. Также нельзя считать необразованным того, кто не получил высшее образование. «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого соб- ственной деятельностью, собственными силами, собственным


напряжением. Извне он получить только возбужде- ние...» — резюмировал А. Дистервег1.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнуто- го уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и по- литехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, об- ществе, человеке, формирует мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей разви- тия в окружающем человека мире, необходимые каждому чело- веку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки. Объем и направленность общего образования регули- руются государством, во многих развитых странах общее (оно же среднее) образование обязательно.

В начальных и профессиональных учебных заведениях (ПТУ, ТУ, школах мастеров) гото- вят рабочих высокой квалификации, а в средних и высших профессиональных учебных заведениях — специалистов сред- ней и высшей квалификации для различных отраслей народно- го хозяйства.

Политехническое образование знакомит с основными прин- ципами современного производства, вырабатывает навыки об- ращения с простейшими орудиями труда, которые применяют- ся в быту и повседневной жизни.

Педагогика широко использует междунаучные понятия «фор- мирование» и «развитие». Формирование процесс становле- ния человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов — экологических, социальных, эко- номических, идеологических, психологических и т. д. Воспита- ние — один из важнейших, но не единственный фактор фор- мирования личности. Формирование подразумевает некую за- конченность человеческой личности, достижение уровня зре- лости, устойчивости.

Понятие «формирование» мы считаем еще не установив- шейся педагогической категорией, несмотря на очень широкое

 

 

Дистервег А. Собр. соч. — 1961. — Т. 2. — С. 68.

 


его применение. Его смысл то чрезмерно сужается, то расши- ряется до безграничных пределов. В педагогической литературе прежних лет понятие «формирование» нередко употреблялось для обозначения неуправляемых, случайных воздействий на личность. Например, известный автор пособий по педагогике Груздев предлагал называть формированием только сти- хийное воспитание — «воздействие различных условий на лю- дей независимо от сознательной

Неопределенны границы применения в педагогике еще од- ного общенаучного понятия — развитие. Синтезируя наиболее устоявшиеся определения, приходим к выводу, что развитие — это процесс и результат количественных и качественных изме- нений в организме человека. Оно связано с постоянными, не- прекращающимися изменениями, переходами из одного состо- яния в другое, восхождением от простого к сложному, от низ- шего к высшему. В человеческом развитии проявляется дейст- вие универсального философского закона взаимоперехода ко- личественных изменений в качественные и наоборот.

Развитие личности — сложнейший процесс объективной действительности. Для углубленного изучения этого процесса современная наука пошла по пути дифференцирования состав- ных компонентов развития, выделяя в нем физическое, психи- ческое, духовное, социальное и другие стороны. Педагогика изучает проблемы духовного развития личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами.

К числу основных педагогических категорий некоторые ис- следователи предлагают отнести и такие достаточно общие по- нятия, как «самовоспитание», «самообразование», «саморазви- «педагогический процесс», «продукты педагогической дея- тельности», формирование» и др. Признавая выде- ленные понятия важными компонентами педагогической тео- рии, будем рассматривать их смысл в контексте изучения спе- циальных вопросов.

Соотношение между выделенными педагогическими кате- гориями представлено в виде условной схемы (рис. 1). Конеч- но, в живом педагогическом процессе взаимосвязи между ними намного сложнее, чем в теоретически очищенных построениях.

 

 

Груздев П.Н. Вопросы воспитания и обучения. — М., 1949. — С. 14.

 



Воспитание, как мы уже установили, есть категория об- щая и вечная. Означает ли это, что существует воспитание,

годное для всех времен и народов? Естественно, нет. Но вместе с тем каждая новая социально-экономическая фор- мация возникает на обломках старой; есть историческая преемственность достигнутого уровня культуры. Это озна- чает, что существуют и некоторые общие признаки воспита- ния, которые характерны для всех социально-экономичес- ких формаций и проявляются на всем протяжении его исто- рического развития. Какие из них вы смогли бы указать?

Для облегчения поиска правильного ответа приводятся опорные утверждения. Размышляйте доказательно, чтобы эти утверждения не сбили вас с толку.

Таких общих черт нет, потому что для каждого обще- ственного строя характерны свои цели, формы и методы воспитания.

2. Все, чем характеризуется воспитание, а именно нали- чие целей, передача накопленного опыта, организация вос- соответствие его уровня уровню производитель-

ных сил и производственных отношений, одинаково для всех общественно-экономических формаций.

3. Общее для всех исторических типов воспитания — за- бота о всестороннем развитии личности.


4. При любой формации воспитание передает подрастаю- щему поколению определенную сумму знаний, общечелове- ческого опыта, готовит к определенной роли в общественно- производственной жизни, формирует поведение.

5. Производя материальные блага, люди тем самым произ- водят и воспроизводят весь своей жизни; в производ- стве формируется и сам человек как социальное существо.

6. При всех принципиальных различиях в целях, формах воспитательной деятельности этой деятельности свой- ственна сознательная цель: сформировать личность опре- деленного типа, выработать у нее желаемые качества (мо- ральные, умственные, эстетические и др.).

 

VI. Почему в педагогике используется несколько дефи- воспитания? Найдите правильный ответ.

1. Наличие дефиниций позволяет отличать воспитание в теоретическом смысле от употребления аналогичного тер- мина в бытовой речи.

2. Обилие дефиниций придает педагогике статус развитой теоретической науки.

3. Бытовое употребление понятия «воспитание» неточно передает смысл последнего и не может быть использова- но для построения научной теории.

4. Воспитание — понятие настолько широкое и общее, что без специальных уточнений невозможно понять, о каком, собственно, воспитании идет речь.

5. Правильного ответа нет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 740; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.200.74.73 (0.061 с.)