Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. Для каких типов уроков характерны следующие струк- туры?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Структура
I Актуализация чувственного опыта и 1. усвоения новых зна- знаний учащихся ний Мотивация учебной деятельности школь- ников 2. Урок формирования Сообщение темы, цели и задач урока ний Восприятие нового учебного материала Осмысление учебного материала Обобщение и систематизация знаний Подведение итогов урока Задание на дом
II Организация работы 3. Урок знаний, Мотивация учения школьников, умений цели, задач урока Применение изученных знаний в но- 4. Урок обобщения и систе- практических ситуациях матизации Подведение итогов урока Задание на дом
Мотивация учебной деятельности 5. и школьников Сообщение темы, цели и задач Повторение и систематизация основ- ных теоретических положений и ве- дущих идей предыдущих уроков Итоги урока Сообщение домашнего задания
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к заняти- ям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуж- дение и удержание интереса учащихся к учебному Не- стандартный урок — это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. Мне- ния педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в на- правлении демократизации школы, а другие, наоборот, счита- ют такие уроки опасным нарушением педагогических принци- пов, вынужденным отступлением педагогов под напором обле- нившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно тру- диться. Анализ педагогической литературы позволил выделить не- сколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике про- ведения таких занятий. Перечислим наиболее распространен- ные типы нестандартных уроков.
1. 2. Уроки — деловые игры 3. Уроки — пресс-конференции 4. Уроки-соревнования 5. Уроки типа КВН Театрализованные уроки 7. Уроки-консультации Компьютерные уроки 9. Уроки с групповыми формами работы 10. Уроки взаимообучения учащихся Уроки творчества 12. Уроки-аукционы 13. Уроки, которые ведут учащиеся 14. Уроки-зачеты
Уроки — творческие отчеты 17. Уроки-формулы 18. Уроки-конкурсы 19. Бинарные уроки 20. Уроки-обобщения Уроки-фантазии 22. Уроки-игры 23. 24. Уроки поиска истины 25. Уроки — лекции «Парадоксы» 26. Уроки-концерты 27. Уроки-диалоги 28. Уроки «Следствие ведут знатоки» 29. Уроки — ролевые игры 30. Уроки-конференции 31. Уроки-семинары 32. Интегральные уроки 33. Уроки — «круговая тренировка» 34. Межпредметные уроки 35. Уроки-экскурсии 36. Уроки-игры «Поле чудес»
Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеуроч- ные формы организации учебной работы. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, ор- ганизации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и уста- новленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уро- ки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообраз- но из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по- знавательного труда, невысокой результативности и т. п. Поделимся опытом Уроки-соревнования Вот как организует их Смирнова — учитель физики 19-й московской спецшколы. Цель урока — закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудо- вание для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. Начинается урок с одного
такого сообщения (делает член жюри); затем — разминка (решение командами качественных задач; демонстрируется опыт — требуется его объяснить); далее — конкурс капита- нов (решение экспериментальных задач); в это время про- слушивается еще один рассказ. Потом — конкурс команд: «на время» решение расчетных задач. За- вершается урок подведением итогов и объявлением коман- ды-победительницы.
Уроки типа КВН Эти формы урока «пришли» с внеклассных занятий и ста- ли популярными. Область их применения — преимуще- ственно повторение тем и разделов. Вот как проводит такой урок учительница 21-й челябин- ской средней школы Волкова в классе. ние состоит из пяти конкурсов-этапов. I этап — разминка. Задание: составить рассказ по денной теме; один ученик начинает рассказ, второй продол- жает и т. д. II этап — конкурс «Проверка домашнего задания». Нужно сыграть сценку, где отражено все главное в теме. этап — решение задач с выбором ответа. IV V этап — конкурс «артистов» и «художников». «Художни- ки» команды уходят за дверь. Демонстратор показывает эксперимент и объясняет его. Приглашает «художника», и для него «артист» пантомимой изображает опыт; «худож- ник» должен его узнать и изобразить рисунком. Заключительный этап — подведение итогов.
Подготовка урока Формула эффективности урока включает две составные час- ти: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроек- тированный и не согласованный с возможностями учащихся
урок качественным быть не может. Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно- воспитательного процесса, которая в данных конкретных усло- виях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диа- гностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактичес- кий материал, свободно ориентируется в своем учебном пред- мете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тема- тические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д. Для успешной подготовки урока, подчеркнем еще раз, важно, чтобы у педагога не было проблем с фактическими заданиями, чтобы он уверенно владел учебным материалом. Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллектив- ного которая даст максимальный эффект. Что- бы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его ос- нове — алгоритм подготовки урока, последовательное выполне- ние шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия. Реализация алгоритма начинается с диагностирования кон- кретных условий. Диагностика (о ней уже говорилось в связи с проектированием воспитательной работы) заключается в «про- яснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, — а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процес- се — на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап полу- чением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность заня- тия факторов. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.
Прогнозирование направлено на оценку различных вариан- тов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозиро- вания позволяет выводить количественный показатель эффек- тивности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижа- ет этот идеальный показатель. Величина потерь (она определя- ется по специальной методике) вычитается из идеального ре- зультата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удов- летворяет он приступает к заключительному этапу подготовки урока — планированию, а если нет, педагог вынуж- ден искать более совершенную схему организации, манипули- руя теми влияние которых он может менять. Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Програм- ма управления — это краткий и конкретный со- ставленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спро- сить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возни- кновения заранее предусмотренных затруднений и т. д. Про- грамма управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий. Начинающим педагогам следует писать подробные планы- конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех дета- лях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно перехо- дить к сокращенным записям, постепенно снижая объем пла- на, превращая его в конкретную программу действий. В плане начинающего педагога должны быть отражены сле- дующие моменты: • дата проведения урока и его номер по тематическому плану; • название темы урока и класса, в котором он проводится; • цели и задачи образования, воспитания, развития школь- ников; • структура урока с указанием последовательности его эта- пов и примерного распределения времени по этим этапам;
• содержание учебного материала; • методы и приемы работы учителя в каждой части урока; • учебное оборудование, необходимое для проведения урока; • задание на дом.
VII.
Вспомогательные формы обучения Вспомогательные формы организации учебной работы — это разнообразные занятия, дополняющие и развивающие классно-урочную деятельность учащихся. К как уже отме- чалось, относятся: кружки, практикумы, конферен- ции, консультации, факультативные занятия, учебные экскур- сии, домашняя самостоятельная работа учащихся и другие
формы. Следует отметить известную условность определения названных форм как вспомогательных. Некоторые из них пере- шли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать на статус основной формы. При нынешнем разнообразии учеб- ных заведений и плюрализме форм организации учебного про- цесса в них отдельные формы, как, например, семинары, до- машняя самостоятельная работа, факультативные занятия, экс- курсии, могут на время становиться основными формами орга- низации учебной работы. К числу основных и стабильных видов внешкольных заня- тий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Глав- ная ее цель — расширить и углубить знания, получен- ные на уроках, предотвратить их забывание, развить индивиду- альные склонности, дарования и способности учащихся. До- машняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей школь- ников, уровня их развития. Внеурочная учебная деятельность опирается на самодеятельность, сознательность, активность и инициативу учащихся. Правильно организованная внеурочная деятельность в развитии учащегося имеет не меньшее значе- ние, чем активная работа в классе. Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет оп- ределенные дидактические функции, наиболее важные среди которых следующие: • закрепление знаний, умений, полученных на уроках; • расширение и углубление учебного материала, прорабо- танного в классе; • формирование умений и навыков самостоятельного вы- полнения упражнений; • развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки про- граммного материала, но отвечающего возможностям учащегося; • выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вы- резки, статистические данные и т.п., для изучения новых тем на уроках. Последнее десятилетие развития практики обучения озна- меновано пересмотром роли и функций домашней самостоя- тельной работы учащихся. Распространились призывы работать без домашних заданий, которые многими воспринимались как прогрессивный шаг к перестройке учебной работы и дидакти- ческих отношений. Однако серьезных доказательств бесполез- ности домашних заданий нет. Наоборот, есть многовековая практика и педагогические законы, доказывающие, если дома знания, приобретенные на уроке, не повторяются, то они за- бываются. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения. Не а умело руко- водить этой работой, оптимизировать ее обязан педагог. Необ- ходимо соблюдать нормативы максимальных нагрузок школь- ников, тщательно диагностировать, прогнозировать и планиро- вать домашнюю нагрузку школьников.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 605; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.012 с.) |