Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. Для каких типов уроков характерны следующие струк- туры?Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Структура
I Актуализация чувственного опыта и 1. Мотивация учебной деятельности школь- ников 2. Урок формирования Сообщение темы, цели и задач урока ний Восприятие нового учебного материала Осмысление учебного материала Обобщение и систематизация знаний Подведение итогов урока Задание на дом
II
Подведение итогов урока Задание на дом
Повторение и систематизация основ- ных теоретических положений и ве- дущих идей предыдущих уроков Итоги урока Сообщение домашнего задания
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к заняти- ям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уроками, имеющими главной целью возбуж- дение и удержание интереса учащихся к учебному Анализ педагогической литературы позволил выделить не- сколько десятков типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике про- ведения таких занятий. Перечислим наиболее распространен- ные типы нестандартных уроков.
1. 2. Уроки — деловые игры 3. Уроки — пресс-конференции 4. Уроки-соревнования 5. Уроки типа КВН
7. Уроки-консультации 9. Уроки с групповыми формами работы 10. Уроки взаимообучения учащихся
12. Уроки-аукционы 13. Уроки, которые ведут учащиеся 14. Уроки-зачеты
17. Уроки-формулы 18. Уроки-конкурсы 19. Бинарные уроки 20. Уроки-обобщения 22. Уроки-игры 23. 24. Уроки поиска истины 25. Уроки — лекции «Парадоксы» 26. Уроки-концерты 27. Уроки-диалоги 28. Уроки «Следствие ведут знатоки» 29. Уроки — ролевые игры 30. Уроки-конференции 31. Уроки-семинары 32. Интегральные уроки 33. Уроки — «круговая тренировка» 34. Межпредметные уроки 35. Уроки-экскурсии 36. Уроки-игры «Поле чудес»
Легко заметить, что в разряд нестандартных уроков попали некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеуроч- ные формы организации учебной работы. Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, ор- ганизации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и уста- новленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уро- ки следует всем учителям. Но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, вводить их в систему нецелесообраз- но из-за большой потери времени, отсутствия серьезного по- знавательного труда, невысокой результативности и т. п.
Вот как организует их
такого сообщения (делает член жюри); затем — разминка (решение командами качественных задач; демонстрируется опыт — требуется его объяснить); далее — конкурс капита- нов (решение экспериментальных задач); в это время про- слушивается еще один рассказ. Потом — конкурс команд:
Уроки типа КВН Эти формы урока «пришли» с внеклассных занятий и ста- ли популярными. Область их применения — преимуще- ственно повторение тем и разделов. Вот как проводит такой урок учительница 21-й челябин- ской средней школы I этап — разминка. Задание: составить рассказ по II этап — конкурс «Проверка домашнего задания». Нужно сыграть сценку, где отражено все главное в теме.
IV V этап — конкурс «артистов» и «художников». «Художни- ки» команды уходят за дверь. Демонстратор показывает эксперимент и объясняет его. Приглашает «художника», и для него «артист» пантомимой изображает опыт; «худож- ник» должен его узнать и изобразить рисунком. Заключительный этап — подведение итогов.
Формула эффективности урока включает две составные час- ти: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроек- тированный и не согласованный с возможностями учащихся
урок качественным быть не может. Подготовка урока — это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно- воспитательного процесса, которая в данных конкретных усло- виях обеспечивает наивысший конечный результат. В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диа- гностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактичес- кий материал, свободно ориентируется в своем учебном пред- мете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тема- тические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д. Для успешной подготовки урока, подчеркнем еще раз, важно, чтобы у педагога не было проблем с фактическими заданиями, чтобы он уверенно владел учебным материалом. Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллектив- ного когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.
Прогнозирование направлено на оценку различных вариан- тов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозиро- вания позволяет выводить количественный показатель эффек- тивности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижа- ет этот идеальный показатель. Величина потерь (она определя- ется по специальной методике) вычитается из идеального ре- зультата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удов- летворяет Проектирование (планирование) — это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Програм- ма управления — это краткий и конкретный Начинающим педагогам следует писать подробные планы- конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех дета- лях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно перехо- дить к сокращенным записям, постепенно снижая объем пла- на, превращая его в конкретную программу действий. В плане начинающего педагога должны быть отражены сле- дующие моменты: • дата проведения урока и его номер по тематическому плану; • название темы урока и класса, в котором он проводится; • цели и задачи образования, воспитания, развития школь- ников; • структура урока с указанием последовательности его эта- пов и примерного распределения времени по этим этапам;
• содержание учебного материала; • методы и приемы работы учителя в каждой части урока; • учебное оборудование, необходимое для проведения урока; • задание на дом.
VII.
Вспомогательные формы обучения
формы. Следует отметить известную условность определения названных форм как вспомогательных. Некоторые из них пере- шли в разряд нестандартных уроков и начинают претендовать на статус основной формы. При нынешнем разнообразии учеб- ных заведений и плюрализме форм организации учебного про- цесса в них отдельные формы, как, например, семинары, до- машняя самостоятельная работа, факультативные занятия, экс- курсии, могут на время становиться основными формами орга- низации учебной работы. К числу основных и стабильных видов внешкольных заня- тий относится домашняя самостоятельная работа учащихся, рассматриваемая как составная часть процесса обучения. Глав- ная ее цель — расширить и углубить знания, Домашняя самостоятельная работа учащихся выполняет оп- ределенные дидактические функции, наиболее важные среди которых следующие: • закрепление знаний, умений, полученных на уроках; • расширение и углубление учебного материала, прорабо- танного в классе; • формирование умений и навыков самостоятельного вы- полнения упражнений; • развитие самостоятельности мышления путем выполнения индивидуальных заданий в объеме, выходящем за рамки про- граммного материала, но отвечающего возможностям учащегося; • выполнение индивидуальных наблюдений, опытов; сбор и подготовка учебных пособий, таких, как гербарии, природные образцы, открытки, иллюстрации, газетные и журнальные вы- резки, статистические данные и т.п., для изучения новых тем на уроках. Последнее десятилетие развития практики обучения озна- меновано пересмотром роли и функций домашней самостоя- тельной работы учащихся. Распространились призывы работать
|
|||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 712; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.015 с.) |