Специфика и типы уроков ТО в н.к. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика и типы уроков ТО в н.к.



По сравнению с другими учебными дисциплинами уроки ТО в Нач. кл. имеют свои специфи­ческие особенности. Основная масса учебного времени (не менее 30 мин) отво­дится на практ-ю работу.

Практ-я работа имеет четко выраженную общественно полезную направленность: все изготавливаемые детьми изделия находят практическое применение в школе, подшефном дет­ском саду, семье. Работа режущими инструментами обязывает учителя строго соблюдать правила техники безопасности. Изготовление общественно полезных вещей требует на каж­дом уроке постановки четких, конкретных дидактических целей.

Само содержание работы, имеющее общественно полезный характер, воспитывает уважение к труду взрослых, внутренние мотивы к трудовой деятельности, ответственность, аккурат­ность, дисциплинированность, коллективизм, бережливость, культуру труда, эстетический вкус.

Различные виды деятельности на уроках труда требуют раз­ностороннего и гибкого использования всех имеющихся в арсе­нале современного учителя форм, методов и приемов обучения, связи уроков трудового обучения с другими предметами, Типы уроков определяют по разным критериям. Одни методисты определяют типы уроков по содержанию, напри­мер урок по обработке ткани, бумаги, разных материалов, техническому моделированию; другие — по способу прове­дения, например уроки-экскурсии, киноуроки, уроки по самосто­ятельному изготовлению изделий; третьи — по целям обучения, например уроки по формированию политехнических зна­ний, трудовых умений, по закреплению знаний и умений, ком­бинированные уроки. Нетрудно заметить, что каждый подход

к определению типов уроков строится на основании какого-ни­будь одного признака. В настоящее время при определении типов уроков мето­дисты начинают учитывать различные признаки и в основу их характеристики берут структурные единицы. При таком подходе уроки рассматривают не изолированно друг от друга, а в виде серии и подразделяют уроки на простые и комбини­рованные (составные) типы. К простым типам относят уроки, включающие в себя несколько однородных элементов и посвященные выполнению одной дидактической цели, например уроки по изучению свойств бумаги, формированию умений сги­бать бумагу, закреплению умений резать бумагу и т. д. К комбинированным (составным) типам относят уроки, интегрирующие в себе несколько неоднородных элементов и посвященные выполнению нескольких дидактических целей. Сюда можно отнести уроки по изучению свойств бумаги и фор­мированию умений обрабатывать ее, уроки по обучению раз­метке бумаги и закреплению умений сгибать, резать, склеивать бумагу и др. В первом случае учитель, как правило, осуще­ствляет непосредственное руководство познавательной деятель­ностью учащихся: рассказывает, объясняет, инструктирует. Во втором случае учитель в основном осуществляет руководство познавательной деятельностью учащихся: создает проблемные ситуации, наблюдает и контролирует самостоятельную работу детей по обычным или программированным технологическим картам. Определение типов уроков по структурным единицам интегрирует дидактические задачи с организацией, содержани­ем и методами обучения

 

Структура уроков ТО

Стр-а урока ТО определяется в зави­сим-и от его целей, темы, содерж-я, уровня развития де­тей и учебно-матер-й базы школы. В каждом конкретном случае учитель выбирает такую стр-у, к-я наиболее эффективно решает поставл-е перед уч-ся учебно-восп-ые задачи. В практике школы наибольшее распрост-е получила стр-а урока, включающая в себя 5 основных этапа: 1) орг. урока; 2) вступи-ная беседа; 3) анализ образца 4) прак­тическую работу; 5) подвед-е итогов. На орг- урока, отводится до 1 мин, на вст. Беседу 3-5 мин, анализ образца 5-7 мин. на практ-ю работу с допол­нит-и разъяснениями 30—35 мин, на под. итогов 3—5 мин. Политехнически направл-й урок включает в себя сле­д-е элементы: 1. Проектиров-е продукта труда и планирование труд. процесса (конструкт-е фун-и). 2. Оснащение рабочего места (вспомогат-е фун-и). 3. Проведение размет-х, обработ-х, измерит-х, монтаж-х отделочных операций (технолог-ие фун-и). 4. Самок-ль и учет своего труда (психол-ие и технологи-е функции). Стр-а урока должна быть гибкой, она может изменять­ся в зависимости от окруж. условий. I. Орг-я урока чаще всего начинается с про­верки готов-и уч-я к уроку. Если у нек-х уч-­ся нет необход-х материалов, инструм-в, то учитель выдает их из дополнит-х запасов. Урок можно начинать, когда У убежден, что все уч-я имеют необход-е для урока материалы и инстр-ты. II. Излож-е нового матер-а на уроках ТО, провод-я в процессе бесед, к-я может носить ист-ие, куль-рно- худ-ые, произ-ые, технол-ие сведения. Проведение инстр-жа по использ-ю опред-ых материалов, инстр-ов. Затем определяет цель урока. 3 Анализ обр. Демонст-я образец или изображ-е, У спраш-ет, чем данное изделие нравится детям. В про­цессе беседы уч-я устанав-ют, какие материалы и в каком колич-е потребуются для изделия; к-и разметоч­-и, обработоч-и, монтажными и отделоч-и инструм-и необходимо пользоваться при его изготовлении; в какой послед-сти следует осуществлять раб-у; как контро­л-ть свою деят-ть. 4. Практ-я работа занимает основную часть урока. Наиболее ценными являются уроки, на к-х уч-я сам-но работают по программ-ным ин­формац-ым картам Об эф-сти са­мост-й работы У судит по тому, насколько само­с-о справляются уч-я с работой. Самос-я работа отнюдь не устраняет У от уч. процесса.,У осуществляет оперативный контроль за работой каж­дого уч-а, оказывает детям индивид-ю помощь, про­водит при необход-ти дополн-й инструктаж, В про­цессе, инструк-а У указывает на допущенные ошибки и объясняет, чем они вызваны, как их исправить. При этом он не выполняет работу за уч-я, а лишь управляет их дей­ствиями. Основная цель У состоит в том, чтобы пред­уп-ть возможные ошибки уч-я. Диапазон прак-й деят-и уч-я на уроках необычайно широк: он включает в себя разно-ую дея­т-ть по констру-ю продукта труда, планир-ю труд. процесса, орган-и раб. места, проведению технолог-х операций, осуществлению самок-я. При такой широкой деят-и на успех можно рассч-ть только в том случае, когда задание интересно и посильно для основной массы уч-ся. А этого можно достигнуть когда каждое послед-е задание включает в себя элементы старого, известного и в то же время вносит новое, неизвестное, практ-ю работу следует орган-ать так, чтобы каждый послед-й урок постепен­но прибавлял новые знания и умения. Основными стимулами эффек-и практ-й работы явл-тся общест-но полезная направлен-ь труда, соревнование на лучшую по­делку, конкурс на право представл-я выполняемой рабо­ты на класс-ю, шко-ю выставку технич-го твор-ва.

IV. Анализ и оценка работы, как правило, провод-я в конце урока. Подв-ие итогов обычно заверш-я оцен­кой учении-х поделок. В тех случаях, когда работа не за­кончена, У ограничивается общей характер-й деят-и уч--я. В анализе выполн-х работ актив­ное участие должны принимать дети, указывать на дост-ва и недос-и изделий. Эф-ой формой подв-я итогов следует считать оценку изделия У непосредственно на рабочем месте уч-а. В этом случае каждая оценка мотив-тся и уч-к осознает, за что ему ставится выс-й или низ-иий балл. При оценке ученич-х работ учитель учитывает след-е критерии: 1) точность обработки изделия; 2) норму време­ни; 3) знания уч-ка; 4) правильность выполнения труд. приемов; 5) рациональную орган-ю раб. места; 6) со­блюдение правил ТБ.

 

Планирование уроков ТО

При разработке календ-х планов по каж-у кл. У должен опираться на основные требования реформы общеобр-й и профес-ой школы, в к-х сказано, что «для соверш-вания содер-ия образов-я необходимо:

— предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи уч. дисциплин, обеспечить необх-е отражение в них новых достижений науки и практики; — коренным образом улучшить постановку труд-о восп-я, обучения и профес-ной ориентации в общеобра­з-й школе; усилить политехн-ю направл-ть содерж-я образования; больше уделять внимания практ-им и лабор-м занятиям, показу технологич-о при­менения законов физ, хим, биол и др наук, соз­давая тем самым основу для ТО и профес-й ориентации молодежи... — по к-у предмету и кл. определить оптимальный объем умений и навыков, обязательных для овладения уч-я». На уроках ТО уч-я нач кл овладевают необход-ми в жизни элементар-и приемами работы с различными материалами, выращивания с/х растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготов-я игрушек, различных полезных предметов для шко­лы, дет сада, дома и т. д. Уже на этой ступени начинается ознакомление с некот-и доступными для понимания детей профес-и. За основу темат-кого планиро-я на год и на все го­ды обучения в Нач. кл пед-ски наиболее це­лес-но принять продвижение уч-я в овладении ком­плексом программ-х зн-й и уме-й. Следует также учесть, что знания и умения, приобрет-е на уроках по одному виду технич-о труда, используются при проведении уроков по другим видам технич-о и в какой-то мере с/х труда. В методич-м отношении возможны различные варианты планирования уроков ТО, но при этом внима­ние У должно концентрироваться на том, чтобы с первых уроков технич-го и с/х труда начать продвижение детей в овладении целым комплексом программ-х знаний и умений, имеющим первонач-ое политехн-ое значение. Любой урок при всем разнообразии методов его проведения должен обеспечить на к-м этапе выполнение всего или какой-то части комплекса требов-й программы ТО. При подготовке к занятиям план-е уроков ТО занимает центральное место. У должен дать четкое предст-е о предметах труда, орудиях труда, про­дуктах труда, политех-х знаниях и умениях, труд. деят-ти. Все метод-ие, теоретич-е и практ-е задачи решаются У при составлении календарного пла­на на уч. год.

 

Подготовка учителя к уроку труда.

Эффект-ть ТО в основном зависит от подготовки У к занятиям: тщательного продум-я струк-ы урока, содер-я и методов преподавания, под­готовки матер-ов, инстр-ов, технолог-х карт, на­глядных пособий. В подготовке У к уроку можно вы­делить 2 основ-х этапа: предварительный и непосред­ственный. Предвар-ая подг-вка У к урокам заключ-я в изучении предназнач-х для обработки матер-в (бумаги, картона, ткани, полуфабр-тов), ознаком-и с промыш-ым производ-ом этих матер-в, способами их обработки, изучении техники работы с простейш-и инструм-ми. У необходимо хорошо знать все труд-е операции и приемы, к-е бу­дут осваивать уч-я на уроках труда и внеуроч-х занятиях. Важной задачей предварит-й подготовки следует считать изучение прогр-мы по ТО. В про­грамме уч. темы даются в общем виде, конкретное вопло­щение их па уроке определяет У. Он сам решает, какие свойства матер-ов, какие операции и приемы дол­жны освоить уч-я на уроке. На основе програм­мы У намечает перечень изделий и составляет кален­д-й план уроков. Полезно по каждой теме по­добрать неск-ко вариантов работ, с тем чтобы сильные уч-я имели дополнит-ый уч материал. Предва­рит-я подг-ка заверш-ся подбором матер-ов и инстр-в, необходимых для работы па определ-й от­резок времени.

Непосред-я подготовка У к уроку включает в себя разработку определ-х конкретных тем, Назва-я тем уроков целесо-о давать не по изготавли­ваемому предмету, а по содерж-ю формир-х зн-й н ум-й, напр-р «Ознако-е со свойств-и бумаги», «Сгибание и склад-е бумаги» и т. д. В разделе «Цели и задачи урока» У раскрывает об­раз-е, восп-е и развив-е цели, осуще­ствляя тем самым комплек-й.подход к учебно-воспит-у процессу. Далее У определяет продукты труда (изделия), указывает необх-е оборуд-е и планиру­ет ход урока.

 

13. Подготовка к выполнению труд. задания. Методика провед-ия опытов и наблюдений.

Опыты и набл-я не выделяются в спец-ые уроки, а включ-я в содерж-е разл-х уроков по изготов-ю кон­крет-х изделий, выполн-ю работ на уроках с/х и технич-о труда. В одних случаях набл-я и опыты целесо-но провести перед началом обработ-х операций при анализе образца. В других — непосред-но перед труд. операциями по заготовке, сборке или отделке изделий. Довольно ча­сто проведение опытов и набл-й завершает работу по изготов-ю изделия, используется при подвед-и итогов данного или не­ско-х уроков.

Знания и умения, приобретаемые в процессе и в результате опы­тов и набл-й, не носят законченного хар-ра. Речь идет об общем развитии наблюдат-сти и технич-й зоркости. Дети продолжают накапливать представления о сво-ах материалов, о действии различных инстр-ов, приспособлений, ко-е помогают использовать эти св-ва в процессе труд. действий. Фактически любое изделие или работа может служить основой для проведения самых разнообразных набл-й и опытов, преду­смот-х программой. Общее метод-ое требование, относящееся к набл-м и опытам, заключается в том, чтобы всю работу на уроках направить на развитие у детей умения, привычки и стремления извлекать зна­ния и делать выводы о св-вах материалов, об изменениях, которые происходят в них в результате труд. действий, с тем чтобы как можно лучше и полнее использовать полученные знания в дальн-й труд. деят-сти. Проведение опыта должно вытекать из по­требности получить ответ на вопрос, связанный с выбором наилучшего технич-о решения для выполнения изделия или работы. По своей форме и содержанию опыты должны быть разнообр-ми, остроум­ными, интересными. Учитывая возраст млад шк-в, реко­мендуется шире использовать элементы игры, содействующие про­явлению и развитию инициативы, сообразит-и, самост-и учеников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.013 с.)