Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика и типы уроков ТО в н.к.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
По сравнению с другими учебными дисциплинами уроки ТО в Нач. кл. имеют свои специфические особенности. Основная масса учебного времени (не менее 30 мин) отводится на практ-ю работу. Практ-я работа имеет четко выраженную общественно полезную направленность: все изготавливаемые детьми изделия находят практическое применение в школе, подшефном детском саду, семье. Работа режущими инструментами обязывает учителя строго соблюдать правила техники безопасности. Изготовление общественно полезных вещей требует на каждом уроке постановки четких, конкретных дидактических целей. Само содержание работы, имеющее общественно полезный характер, воспитывает уважение к труду взрослых, внутренние мотивы к трудовой деятельности, ответственность, аккуратность, дисциплинированность, коллективизм, бережливость, культуру труда, эстетический вкус. Различные виды деятельности на уроках труда требуют разностороннего и гибкого использования всех имеющихся в арсенале современного учителя форм, методов и приемов обучения, связи уроков трудового обучения с другими предметами, Типы уроков определяют по разным критериям. Одни методисты определяют типы уроков по содержанию, например урок по обработке ткани, бумаги, разных материалов, техническому моделированию; другие — по способу проведения, например уроки-экскурсии, киноуроки, уроки по самостоятельному изготовлению изделий; третьи — по целям обучения, например уроки по формированию политехнических знаний, трудовых умений, по закреплению знаний и умений, комбинированные уроки. Нетрудно заметить, что каждый подход к определению типов уроков строится на основании какого-нибудь одного признака. В настоящее время при определении типов уроков методисты начинают учитывать различные признаки и в основу их характеристики берут структурные единицы. При таком подходе уроки рассматривают не изолированно друг от друга, а в виде серии и подразделяют уроки на простые и комбинированные (составные) типы. К простым типам относят уроки, включающие в себя несколько однородных элементов и посвященные выполнению одной дидактической цели, например уроки по изучению свойств бумаги, формированию умений сгибать бумагу, закреплению умений резать бумагу и т. д. К комбинированным (составным) типам относят уроки, интегрирующие в себе несколько неоднородных элементов и посвященные выполнению нескольких дидактических целей. Сюда можно отнести уроки по изучению свойств бумаги и формированию умений обрабатывать ее, уроки по обучению разметке бумаги и закреплению умений сгибать, резать, склеивать бумагу и др. В первом случае учитель, как правило, осуществляет непосредственное руководство познавательной деятельностью учащихся: рассказывает, объясняет, инструктирует. Во втором случае учитель в основном осуществляет руководство познавательной деятельностью учащихся: создает проблемные ситуации, наблюдает и контролирует самостоятельную работу детей по обычным или программированным технологическим картам. Определение типов уроков по структурным единицам интегрирует дидактические задачи с организацией, содержанием и методами обучения
Структура уроков ТО Стр-а урока ТО определяется в зависим-и от его целей, темы, содерж-я, уровня развития детей и учебно-матер-й базы школы. В каждом конкретном случае учитель выбирает такую стр-у, к-я наиболее эффективно решает поставл-е перед уч-ся учебно-восп-ые задачи. В практике школы наибольшее распрост-е получила стр-а урока, включающая в себя 5 основных этапа: 1) орг. урока; 2) вступи-ная беседа; 3) анализ образца 4) практическую работу; 5) подвед-е итогов. На орг- урока, отводится до 1 мин, на вст. Беседу 3-5 мин, анализ образца 5-7 мин. на практ-ю работу с дополнит-и разъяснениями 30—35 мин, на под. итогов 3—5 мин. Политехнически направл-й урок включает в себя след-е элементы: 1. Проектиров-е продукта труда и планирование труд. процесса (конструкт-е фун-и). 2. Оснащение рабочего места (вспомогат-е фун-и). 3. Проведение размет-х, обработ-х, измерит-х, монтаж-х отделочных операций (технолог-ие фун-и). 4. Самок-ль и учет своего труда (психол-ие и технологи-е функции). Стр-а урока должна быть гибкой, она может изменяться в зависимости от окруж. условий. I. Орг-я урока чаще всего начинается с проверки готов-и уч-я к уроку. Если у нек-х уч-ся нет необход-х материалов, инструм-в, то учитель выдает их из дополнит-х запасов. Урок можно начинать, когда У убежден, что все уч-я имеют необход-е для урока материалы и инстр-ты. II. Излож-е нового матер-а на уроках ТО, провод-я в процессе бесед, к-я может носить ист-ие, куль-рно- худ-ые, произ-ые, технол-ие сведения. Проведение инстр-жа по использ-ю опред-ых материалов, инстр-ов. Затем определяет цель урока. 3 Анализ обр. Демонст-я образец или изображ-е, У спраш-ет, чем данное изделие нравится детям. В процессе беседы уч-я устанав-ют, какие материалы и в каком колич-е потребуются для изделия; к-и разметоч-и, обработоч-и, монтажными и отделоч-и инструм-и необходимо пользоваться при его изготовлении; в какой послед-сти следует осуществлять раб-у; как контрол-ть свою деят-ть. 4. Практ-я работа занимает основную часть урока. Наиболее ценными являются уроки, на к-х уч-я сам-но работают по программ-ным информац-ым картам Об эф-сти самост-й работы У судит по тому, насколько самос-о справляются уч-я с работой. Самос-я работа отнюдь не устраняет У от уч. процесса.,У осуществляет оперативный контроль за работой каждого уч-а, оказывает детям индивид-ю помощь, проводит при необход-ти дополн-й инструктаж, В процессе, инструк-а У указывает на допущенные ошибки и объясняет, чем они вызваны, как их исправить. При этом он не выполняет работу за уч-я, а лишь управляет их действиями. Основная цель У состоит в том, чтобы предуп-ть возможные ошибки уч-я. Диапазон прак-й деят-и уч-я на уроках необычайно широк: он включает в себя разно-ую деят-ть по констру-ю продукта труда, планир-ю труд. процесса, орган-и раб. места, проведению технолог-х операций, осуществлению самок-я. При такой широкой деят-и на успех можно рассч-ть только в том случае, когда задание интересно и посильно для основной массы уч-ся. А этого можно достигнуть когда каждое послед-е задание включает в себя элементы старого, известного и в то же время вносит новое, неизвестное, практ-ю работу следует орган-ать так, чтобы каждый послед-й урок постепенно прибавлял новые знания и умения. Основными стимулами эффек-и практ-й работы явл-тся общест-но полезная направлен-ь труда, соревнование на лучшую поделку, конкурс на право представл-я выполняемой работы на класс-ю, шко-ю выставку технич-го твор-ва. IV. Анализ и оценка работы, как правило, провод-я в конце урока. Подв-ие итогов обычно заверш-я оценкой учении-х поделок. В тех случаях, когда работа не закончена, У ограничивается общей характер-й деят-и уч--я. В анализе выполн-х работ активное участие должны принимать дети, указывать на дост-ва и недос-и изделий. Эф-ой формой подв-я итогов следует считать оценку изделия У непосредственно на рабочем месте уч-а. В этом случае каждая оценка мотив-тся и уч-к осознает, за что ему ставится выс-й или низ-иий балл. При оценке ученич-х работ учитель учитывает след-е критерии: 1) точность обработки изделия; 2) норму времени; 3) знания уч-ка; 4) правильность выполнения труд. приемов; 5) рациональную орган-ю раб. места; 6) соблюдение правил ТБ.
Планирование уроков ТО При разработке календ-х планов по каж-у кл. У должен опираться на основные требования реформы общеобр-й и профес-ой школы, в к-х сказано, что «для соверш-вания содер-ия образов-я необходимо: — предельно четко изложить основные понятия и ведущие идеи уч. дисциплин, обеспечить необх-е отражение в них новых достижений науки и практики; — коренным образом улучшить постановку труд-о восп-я, обучения и профес-ной ориентации в общеобраз-й школе; усилить политехн-ю направл-ть содерж-я образования; больше уделять внимания практ-им и лабор-м занятиям, показу технологич-о применения законов физ, хим, биол и др наук, создавая тем самым основу для ТО и профес-й ориентации молодежи... — по к-у предмету и кл. определить оптимальный объем умений и навыков, обязательных для овладения уч-я». На уроках ТО уч-я нач кл овладевают необход-ми в жизни элементар-и приемами работы с различными материалами, выращивания с/х растений, ремонта учебно-наглядных пособий, изготов-я игрушек, различных полезных предметов для школы, дет сада, дома и т. д. Уже на этой ступени начинается ознакомление с некот-и доступными для понимания детей профес-и. За основу темат-кого планиро-я на год и на все годы обучения в Нач. кл пед-ски наиболее целес-но принять продвижение уч-я в овладении комплексом программ-х зн-й и уме-й. Следует также учесть, что знания и умения, приобрет-е на уроках по одному виду технич-о труда, используются при проведении уроков по другим видам технич-о и в какой-то мере с/х труда. В методич-м отношении возможны различные варианты планирования уроков ТО, но при этом внимание У должно концентрироваться на том, чтобы с первых уроков технич-го и с/х труда начать продвижение детей в овладении целым комплексом программ-х знаний и умений, имеющим первонач-ое политехн-ое значение. Любой урок при всем разнообразии методов его проведения должен обеспечить на к-м этапе выполнение всего или какой-то части комплекса требов-й программы ТО. При подготовке к занятиям план-е уроков ТО занимает центральное место. У должен дать четкое предст-е о предметах труда, орудиях труда, продуктах труда, политех-х знаниях и умениях, труд. деят-ти. Все метод-ие, теоретич-е и практ-е задачи решаются У при составлении календарного плана на уч. год.
Подготовка учителя к уроку труда. Эффект-ть ТО в основном зависит от подготовки У к занятиям: тщательного продум-я струк-ы урока, содер-я и методов преподавания, подготовки матер-ов, инстр-ов, технолог-х карт, наглядных пособий. В подготовке У к уроку можно выделить 2 основ-х этапа: предварительный и непосредственный. Предвар-ая подг-вка У к урокам заключ-я в изучении предназнач-х для обработки матер-в (бумаги, картона, ткани, полуфабр-тов), ознаком-и с промыш-ым производ-ом этих матер-в, способами их обработки, изучении техники работы с простейш-и инструм-ми. У необходимо хорошо знать все труд-е операции и приемы, к-е будут осваивать уч-я на уроках труда и внеуроч-х занятиях. Важной задачей предварит-й подготовки следует считать изучение прогр-мы по ТО. В программе уч. темы даются в общем виде, конкретное воплощение их па уроке определяет У. Он сам решает, какие свойства матер-ов, какие операции и приемы должны освоить уч-я на уроке. На основе программы У намечает перечень изделий и составляет календ-й план уроков. Полезно по каждой теме подобрать неск-ко вариантов работ, с тем чтобы сильные уч-я имели дополнит-ый уч материал. Предварит-я подг-ка заверш-ся подбором матер-ов и инстр-в, необходимых для работы па определ-й отрезок времени. Непосред-я подготовка У к уроку включает в себя разработку определ-х конкретных тем, Назва-я тем уроков целесо-о давать не по изготавливаемому предмету, а по содерж-ю формир-х зн-й н ум-й, напр-р «Ознако-е со свойств-и бумаги», «Сгибание и склад-е бумаги» и т. д. В разделе «Цели и задачи урока» У раскрывает образ-е, восп-е и развив-е цели, осуществляя тем самым комплек-й.подход к учебно-воспит-у процессу. Далее У определяет продукты труда (изделия), указывает необх-е оборуд-е и планирует ход урока.
13. Подготовка к выполнению труд. задания. Методика провед-ия опытов и наблюдений. Опыты и набл-я не выделяются в спец-ые уроки, а включ-я в содерж-е разл-х уроков по изготов-ю конкрет-х изделий, выполн-ю работ на уроках с/х и технич-о труда. В одних случаях набл-я и опыты целесо-но провести перед началом обработ-х операций при анализе образца. В других — непосред-но перед труд. операциями по заготовке, сборке или отделке изделий. Довольно часто проведение опытов и набл-й завершает работу по изготов-ю изделия, используется при подвед-и итогов данного или неско-х уроков. Знания и умения, приобретаемые в процессе и в результате опытов и набл-й, не носят законченного хар-ра. Речь идет об общем развитии наблюдат-сти и технич-й зоркости. Дети продолжают накапливать представления о сво-ах материалов, о действии различных инстр-ов, приспособлений, ко-е помогают использовать эти св-ва в процессе труд. действий. Фактически любое изделие или работа может служить основой для проведения самых разнообразных набл-й и опытов, предусмот-х программой. Общее метод-ое требование, относящееся к набл-м и опытам, заключается в том, чтобы всю работу на уроках направить на развитие у детей умения, привычки и стремления извлекать знания и делать выводы о св-вах материалов, об изменениях, которые происходят в них в результате труд. действий, с тем чтобы как можно лучше и полнее использовать полученные знания в дальн-й труд. деят-сти. Проведение опыта должно вытекать из потребности получить ответ на вопрос, связанный с выбором наилучшего технич-о решения для выполнения изделия или работы. По своей форме и содержанию опыты должны быть разнообр-ми, остроумными, интересными. Учитывая возраст млад шк-в, рекомендуется шире использовать элементы игры, содействующие проявлению и развитию инициативы, сообразит-и, самост-и учеников.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-16; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.103.117 (0.009 с.) |