Типы уроков, их характеристика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы уроков, их характеристика



Уроки различаются своими целями и структурой. В соответст­ вии с этими параметрами они делятся на две группы: обучающие и контрольные уроки.

Обучающие уроки делятся на четыре самостоятельных вида:

1. уроки сообщения нового материала;

2. уроки формирования умений и навыков;

3. уроки повторения пройденного;

4. уроки работы над ошибками учащихся.

1) сообщения нового материала предназначены для озна­комления учащихся с новым языковым явлением и первоначаль­ного формирования соответствующего умения. Они могут состо­ять из всех перечисленных структурных элементов. Варьируются следующие структурные элементы: проверка домашнего задания и задавание на дом. Проверка домашнего задания не проводится, если тема сложная и с нею дети знакомятся впервые и если на уроке намеча­ ется самостоятельная работа. Последний структурный элемент обычно не реализуется на уроках в конце недели перед выходным днем или перед праздничными днями.

2) формирования умений и навыков служат закреплению полученных знаний и развитию на этой основе соответствующих умений. Такие уроки реальны в том случае, если на тему отводит­ся не менее 2 ч и если тема предлагает формирование умений. В структуре такого урока отсутствует объяснение как структурный элемент. Центр урока - выполнение упражнений, направленных на развитие умений, формирование которых заложено было на предыдущем заня­тии. Если на уроке объяснения использовались преимущественно специальные упражнения, направленные на развитие умений и на­выков, то на уроке формирования (или урок за­крепления) применяются, кроме того, неспециальные упражнения. Они одновременно служат нескольким целям. Так, составление предложений, предлагаемое учащимся при обучении орфографии, служит развитию речи, развитию норм формообразования и, конечно, орфографии

3) повторения пройденного предназначены для воспроизве­дения и закрепления ранее усвоенных знаний, их систематизации, выявления новых свойств при сравнении и сопоставлении изучен­ных явлений. В соответствии с перечисленными целями выделя­ются следующие разновидности уроков повторения:

· в начале учебного года - це­ль - воспроизвести и закрепить знания и умения, полученные в предыдущем классе

· в конце учебного года - предназначен в первую очередь для приведения знаний в систему, основу которой составляет работа над единицами языка и разде­лами науки о языке. Значительное место должны занимать уп­ ражнения, направленные на формирование норм языка и выявле­ние функций изучаемых явлений в речи.

· в конце изучения темы -предназначен для за­ крепления изученного и для его систематизации. Для решения этих задач целесообразнее всего, сгруппировав вопросы, провести систематизацию знаний учащихся и выполнить затем упражнение

· в начале изучения ступенчатой темы - Эти уроки непосредственно готовят учащихся к восприятию новых сведений по известной детям теме путем создания ассоциаций. Воспроизведение и уточнение ранее изученного - основные задачи такого повторения

4) работы над ошибками учащихся. Появление ошибок как в устной, так и в письменной форме - закономерное явление, поэтому необходимо не только их предупреждение, но и работа по их исправлению и объяснению. В зависимости от типа ошибок, допущенных учащимися, выделя­ются следующие разновидности этого вида уроков: - уроки работы над орфографическими ошибками; - уроки работы над пунктуационными ошибками; - уроки работы над ошибками в изложениях и сочинениях.

Контрольные уроки делятся на следующие виды:

1. контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений;

2. контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью;

3. контроль за овладением навыками связной речи.

1) Уроки контроля за усвоением знаний и учебно-языковых уме­ний. Основу этих уроков составляют ответы детей на вопросы, требующие сопоставления, сравнения и выводов о сходстве и раз­личии тех или иных языковых явлений. Такие уроки целесообраз­но проводить после изучения ряда сходных в чем-либо тем, на­ пример после ознакомления со всеми именами, после изучения местоимений (для сопоставления с именами), после изучения всех глагольных форм и т.п. Проверка знаний и учебно-языковых умений учащихся в на­стоящее время осуществляется попутно с проверкой орфографи­ ческих и пунктуационных умений и навыков в форме дополни­ тельных заданий к текстам диктантов. Задания формулируются с таким расчетом, чтобы с их помощью проверить знания, в том числе порядка разбора.

2) К. за орф. и пункт. грамот­ностью. Проверка орф. грамотности осуществляется с помощью контрольных диктантов. В ка­честве контрольных диктантов используются диктанты без изме­нения. Им не предшествует никакая подготовительная работа. Для контрольных диктантов привлекаются тексты, а не от­дельные предложения. Текст диктанта сначала читается целиком, чтобы дети поняли его смысл, затем - по предложениям. В конце работы текст вновь читается целиком, чтобы дать возможность детям проверить написанное. Текст контрольного диктанта должен включать проверяемые в данном разделе орфограммы, а также отражать те синтаксические структуры, которые требуют пунктуационного оформления в соответствии с изученными пунктуационными правилами.

3) К. за развитием связной речи предназна­чены для выявления сформированности умений излагать мысли на определенную тему, соблюдая последовательность их передачи, с учетом адресата и в форме определенного стиля. Проверяется так­ же умение использовать языковые средства в соответствии с темой, адресатом и избранным учеником стилем речи. Для этих целей про­водятся изложения и сочинения. Из трех видов изложений преимуще­ ственно применяется подробный пересказ исходного текста.

Комбинированные уроки - это уроки, сочетающие в себе эле­менты обучения и контроля. Сочетание контроля с обучением наиболее целесообразно в том случае, если на тему отводится не менее двух уроков, один из которых посвящен формированию умений. Этот урок можно осложнить небольшой самостоятельной работой, выполненной без предва­рительной подготовки. Комбинированный урок вместе с дополни­тельными заданиями к контрольным диктантам в той или иной ме­ре заменяет специальные уроки контроля за знаниями и учебно- языковыми умениями.

 


 

Требования к уроку, специфика урока русского языка.

Общие требования делятся на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.

Дидактические (образовательные):
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.
2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на от дельных его этапах.
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.
Воспитательные требования к уроку:
1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-политической направленности, коммунистической идейности и партийности.
2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)
5. Соблюдение учителем педагогического такта.
Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспитательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей.
Организационные требования к уроку:
1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
2. Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.
Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, т. е достижения желаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

В системе общего среднего образования предмет "Русский язык" занимает одно из ведущих мест. Представляя собой форму хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан практически со всеми учебными предметами, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения и общения. В связи с этим система обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях должна обеспечить, с одной стороны, достаточно высокий уровень знаний по предмету, а с другой стороны, научить учащихся умелому, коммуникативно целесообразному речевому общению в различных сферах жизнедеятельности.


 

14 вопрос. План урока. Виды планов. Конспект урока, требования

Планирование работы в уч. проц. необходимо для организации равномерной работы и для видения перспективы в изучении предмета. В зависимости от еди­ниц уч. проц. выделяются три вида учебных планов: календарный, тематический и план урока.

Календарный план. Этот вид плана представ. собой пере­чень программных тем, распределенных по неделям данного уч. года. Таким образом, учитель получает путеводную звезду, ведущую его к равномерной реализации целей, сформу­лированных для конкретного кл. При составлении календарного плана необходимо учитывать следующие факторы: школь­н. каникулы; кол-во недельн. часов в данном кл.; особенности календаря данного года; наличие спец. часов на развитие связной речи, которые в про­грамме даются отдельно в конце курса каждого кл. Чтобы учесть последний фактор, необходимо высчитать, сколько часов на развитие связной речи приходится на каждую из грамматико- правописных тем, т.к. уроки развития речи проводятся параллельно с ними. Для равномерности в работе по развитию связной речи часы на нее целесообразно распределить пропор­ционально. Покажем эту процедуру на примере V класса. Всего на русский язык в этом классе отводится 204 ч; из них на развитие связной речи - 34 ч. Высчитаем время, отводимое на грамматику и правописание: 204 ч - 34 ч = 170 ч. Следовательно, на один урок грамматики и правописания приходится 0,2 ч (34 ч:204 ч) на развитие связной речи. Теперь при составлении календарного плана эти 0,2 ч умножаем на кол-во часов, отводимых на каждую грамматико-орфографическую или грамматико-пунктуационную тему, и получаем число часов, которые целесооб­разно использовать на развитие связной речи при изучении язы­кового и правописного материала.

Тематический план. На каждую программную тему в целом от­водится то или иное кол-во вр.; это вр. необходимо распределить по частным вопросам данной темы. При этом сле­дует учитывать наличие тем, связанных с формированием умений и навыков, на которые нужно отводить не менее двух уроков. Так, частный вопрос о роде несклоняемых имен сущ. вкл. в себя сведения о литературной норме - согласование с ними прил-х и гл. в прош. вр. Следова­тельно, на изучение рода несклон.х имен сущ. нужно отвести не один урок. Изучение той или иной программной темы сопровождается на­писанием контрольн. раб. и работой над ошиб., поэтому в тематическом плане (т.е. в плане рабо­ты по той или иной теме) должны быть выделены часы на кон­трольн. раб. и ее анализ. Кроме того, в тематический план не­обходимо вкл. часы на развитие связной речи учащихся. Приводим пример тематического плана по теме «Имя числи­ тельное» (VI класс). На нее отводится 12 ч. Пропорционально данному кол-ву времени еще добавляется 2 ч на развитие связной речи. Из 12 ч необходимо выделить два урока на контр. раб. и ее анализ. В теме есть орфографический ма­териал, на изучение кот. нужно отвести по два урока.

План урока. Этот вид плана составляется на каждый урок или уточняется ранее использованный. Он служит учителю руководством для организации деятельности как своей, так и учащихся. План урока отражает тип урока, но во всех случаях в нем должны быть след. эл-ты: тема, цели, элементы повтор., средства обуч., последовательность рабо­ты учителя, итоги урока, домашнее задание. Тема урока представляет собою формулировку либо програм­мы, либо параграфа учебника. Темой урока может быть то или иное специально формируемое умение, а также контрольная ра­бота, ее анализ (работа над ошибками). Цели урока соотносятся с темой и дидактическим материалом, который используется учителем. Если изучается новый материал, формулируются конкретные познавательные цели. Например, при изучении темы «Безличные глаголы» ставится следующая позна­вательная цель: ознакомление со значением и формами безличных глаголов. Знания служат основой развития умений, поэтому формулируются практические цели. Так, в рассматриваемом случае конкретной практической целью будет следующая: формирование умения опознавать безличные глаголы и указывать формы, в ко­т. они употреблены. Используемый учителем дидактический материал определяет общепредметные цели. Он обеспеч. учителю возможность сформулир. одну из них: либо воспитание учащихся, либо развитие их логического мышления, либо формирование у детей умения самостоятельно пополнять свои знания по р.я. Повторение пройденного - важнейший элемент урока. По­вторяются две группы изученного материала: смежный с новой темой и правописный. Смежный материал является фоном изу­чения новой темы. Он служит ассоциативной основой, обеспе­чивая лучшее усвоение изучаемого. Смежный материал повторя­ется на уроке либо перед знакомством с новой темой, либо в процессе выполнения упражнений. Правописный материал, если он не связан по смежности с новой темой, включается для по­вторения главным образом при выполнении упражнений. Для него учитель отбирает наиболее трудные орфограммы и труд­ные случаи в применении соответствующих орфографич. или пунктуацион. правил.

Время урока распределяется, между структурными элементами в соответствии с их функциями и содержанием. Практика ведения уроков р.я. определила следующие временные про­порции: на проверку д/з достаточно отвести пя­тую часть (9-10 мин), на объяснение нового материала - третью часть (до 15 мин), на формирование умений и навыков - также третью часть (до 15 мин), на остальные структурные элементы - по 2-3 мин. Соблюдение этих временных пропорций, выработан­ных практикой, обеспечивает четкий ритм в работе.

Конспект урока, требования к его составлению.

Конструирование урока – центральный этап проектирования. Конструирование определяет взаимодействие учителя и учащихся в заданной ситуации урока. Его назначение – определение хода урока как процесса освоения учащимися под руководством учителя учебного материала согласно поставленной цели в контексте овладения универсальными действиями.

Конструирование урока для учителя видится в создании своей специфической методической и психологической структур в соответствии с моделью и проектом. На этом этапе учитель уточняет цели урока и промежуточные задачи в сопряжении предметных и метапредметных умений, принимает решение о конкретных вопросах, заданиях, логических связях между частями урока, разграничивает работу на уровнях (базовом и повышенном). Здесь разрабатывается конструкт – лингвометодическая структура урока как последовательность действий его учеников. Главной формой этого этапа проектирования является конспект урока и мультимедийная презентация.

Внутренняя структура конспектов довольно разнообразна. Чаще всего содержание и технология урока представлены как взаимосвязь двух видов деятельности – учителя и учащихся. Такое последовательное вертикальное структурирование деятельности может сочетаться с горизонтальным делением на части в зависимости от методики урока, т.е. раскрываться поэтапно.

Важным аспектом при разработке конспекта урока становится осмысление универсального характера производимых над содержанием учебного материала действий.

Создание конспекта урока начинается на стадии наполнения гипертекстовой формы-практикума в деятельностно-технологическом модуле и осмысления структуры урока с учетом УУД и завершается конкретным «продуктом», получающим словесную реализацию в виде точных формулировок вопросов, заданий, обогащенным электронными ресурсами, в конструктивно-информационном модуле.

Последним этапом проектирования является самоанализ урока. Он предполагает самопроверку проекта и конспекта урока: верно ли сделан выбор целей и задач и т.д.

Оформление конспекта.
1)Титульная страница. Дается общая модель урока (а)тема, класс, б)тип урока, в)цель –предметные, метапредметные, личностные, г)оборудование). +Ход урока (кратко), этапы.
2)Ход урока.


 

Методика опроса

Опрос — вид контроля с одной стороны и средство обучения с другой, т. к. способствует закреплению знаний, подготавливает к восприятию, усвоению нового, обеспечивает повтор.

Опрос — универсальное средство обучения, которое используется на уроках разных типов и на разных этапах урока.

Виды опроса:

1. По форме:

1.1. устный

1.2. письменный

2. По времени:

2.1. текущий

a) индивидуальный

b) фронтальный

c) уплотненный

2.2. итоговый

3. По способу:

3.1. с места

3.2. у доски

Индивидуальный - может проводиться как в устной, так и в письменной. Устный — проверка усвоения правил, определений, умений раскрыть сущность языковых явлений. Направлен на то, чтобы выявить глубину знаний и проверить владение речью.

Методика: когда тему (план) ответа предлагает учитель — меньшая самостоятельность, большая — когда ученик сам готовит и предлагает тему.

Способы активизации внимания класса:

1. составить план ответа

2. сделать исправления или добавления

3. провести анализ примера, подобрать собственные примеры

4. задать вопросы отвечающему

5. предложить памятку-рецензию на ответ:

5.1. соответствует ли ответ теме

5.2. есть ли необходимые определения

5.3. достаточно ли примеров

5.4. насколько последовательно изложение

5.5. указать на ошибки

5.6. дополнения

5.7. выразить свое отношение к сообщению

Минусы индивидуального опроса:

мало задействовано учеников

Плюсы:

1. непосредственный контакт между учителем и учеником

2. совершенствование речеведческих навыков

3. появляется опят публичных выступлений

Тихий опрос — разновидность индивидуального — ученик у стола учителя, ему лично отвечает тихо.

 

Фронтальный опрос -весь класс задействован.

Цель: быстрая проверка знаний у большого количества школьников, т. к. краткие ответы.

Это своеобразная умственная зарядка, которая активизирует работу класса. Позволяет выявить неподготовленных, может затрагивать широкий круг проблем, можно выставить некий балл, оценку.

Минусы:

1. невозможность показать глубину ответа

2. ограничивает возможность развернутых ответов

3. не развивает монологическую речь

4.

Уплотненный опрос

Для ответа одновременно вызывается несколько учеников (к доске, с места). Чаще всего для проверки ДЗ.

Цель: экономия времени, увеличение количества опрашиваемых.

Требование к формулировке вопросов:

1. воспроизводящие — к памяти учащихся, проверка знаний правил, определений, умение их применения

2. обобщающие — после изученной темы, систематизация знаний, формирование лингвистического мышления

Требования к формулировке вопросов:

1. формулировка вопросов должна быть конкретной по содержанию.
Пр: какого рода числа и падежа имя прилагательное?
В какой форме употреблено прилагательное?

2. Вопросы не должны быть элементарными для ответа

3. не должны быть подсказывающими:
это определение?
Есть ли в этом предложении...?

4. не должно быть вопросов, подталкивающих на невозможный ответ

5. вопросы не должны быть фамильярными и просторечными
Хотел бы я знать...
Кто мне расскажет...

Домашнее задание

Это воспроизведение того, что сделано дома

 

форма проверки ДЗ:

1. выборочное чтение, называние примеров

2. выписывание с доски слов по заданным критериям

3. построение графических схем

4. подбор примеров

5. составление собственных примеров

6. письмо по памяти

7. подберите примеры из других учебников

 

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 3106; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.172.94 (0.12 с.)