Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика преподавания русского языка как наука. Предмет и задачи, связь с другими науками. Методы преподавания в методике, структура курса.

Поиск

Методика преподавания русского языка как наука. Предмет и задачи, связь с другими науками. Методы преподавания в методике, структура курса.

Методика изу­чает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков).

Иногда высказывается мнение о методике как о прикладной, практической отрасли педагогики, дающей рекомендации по обу­чению конкретному предмету, конкретной теме. Методика дейст­вительно дает такие рекомендации, но она имеет и теоретическую часть; практические решения опираются на познанные закономер­ности формирования грамматических понятий, овладения речью, усвоения письма и орфографии, навыков чтения, интонаций, на изученные трудности и ошибки учащихся. На познании закономер­ностей основываются диагностическая и прогностическая функции методики.

Предмет методики - процесс обучения русскому языку.

Понятие обучение включает в себя:

а) содержание обучения, языковой материал, который изуча­ется, языковые умения, которые должны быть усвоены;

б) деятель­ность учителя по отбору и «подаче» материала учащимся, по орга­низации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их зна­ний и умений;

в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и на­ выков. Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено. Деятельность учащихся и учителя методика рассматривает как взаимодействие, как совместную деятельность, как сотрудничест­во при ведущей роли учителя.

Методика решает четыре задачи:

1. «зачем изучать», т. е. цель

2. «чему учить», т.е. содержания обучения

3. «как учить»: технологии и способы обучения

4. «как контролировать усвоенное», т.е. определение критериев оценки, методов контроля.

Связь с другими науками. Учи­тель не может не быть одновременно психологом, лингвистом, литературоведом, дидактом.

Философия. Методика опирается на законы мироздания, которые осуществляются средствами языка.

Психология. Методика опирается на психологию в изучении процессов восприятия учебного материала по русскому языку, его запоминания, воспроизведения, в развитии мышления школьников и их речи (психолингвистика).В методике разрабатываются такие проблемы, в основе которых лежит психологический фено­мен: формирование умений и навыков правописания, усвоение язы­ковых понятий, активизация познавательной деятельности учащих­ся, развитие их познавательных интересов. В основе методических разработок и рекомендаций используются и мыслительные опе­рации, которые также изучаются психологией, -анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, определение понятий, сравне­ ние и противопоставление. Понятия знания, умения и навыки, раз­витие, широко используемые в методике, взяты из психологии.

Языкознание. Изучение в школе отражает системное представление о языке. В школе темы представлены не изолировано, а с подключением орфографических тем.

Методы исследования:

· Эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный)

· Диагностика и прогнозирование трудностей

· Изучение истории методики и метод. Учений

Диагностику и прогнозирование чаще всего учителя применяют при мониторинге. Для того чтобы корректировать процесс обучения.

Методы преподавания:

· Эвристический - частично-поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности. Наиболее выразительной формой Э.м. является эвристическая беседа, состоящая из серии взаимосвязанных вопросов, каждый из которых служит шагом на пути решения проблемы и которые требуют от учащихся осуществления небольшого поиска. Учитель направляет поиск, последовательно ставит проблемы, формулирует противоречия и т.д. Необходимо отличать Э.м. от исследовательского метода, предполагающего поиск решения целостной проблемной задачи.

· Догматический - способ преподавания или изложения, при котором то или иное положение принимается со слов учителя или из книги без самостоятельной работы мысли.


 

Русский язык как предмет изучения в школе. Цели обучения.

В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в шко­ле выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов.

В современной школе русский язык изучается с I по IX класс. В X-XI классах в течение многих лет он преподавался факульта­тивно (в зависимости от типа школ и возможностей ввести пред­ мет «русский язык» в учебный план). В настоящее время во мно­гих регионах России предусмотрена обязательность уроков рус­ского языка в старших классах.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИ В соответствии с социальным заказом (дать прочные знания о языке и сформировать свободное владение русским языком) со­ временный школьный курс русского языка имеет познавательно- практическую направленность, т.е. дает знания о языке и речи (познавательная сторона предмета) и формирует различные языковые и речевые умения (практическая сторона предмета)

Три основные познавательные цели:

· формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

· вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

· эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмет

Группы практических целей:

· формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

· вооружение учащихся нормами литературного языка;

· развитие умения связно излагать свои мысли.

ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ

· воспитание учащихся;

· развитие логического мышления;

· обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке


 

Содержание обучения русскому яз в средней школе. Структура школьного курса.

При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы.

Из че­тырех типов учебного материала в школьный курс русского язы­ка входят три:

· знания о языке

· языковые умения

· способы дея­тельности с языковыми явлениями

Принципы отбора знаний и умений. В школе изучается только часть научного курса русского языка. Объясняется это и возрастом учащихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой це­лью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний.

Основой минимизации научного курса явились специальные критерии, т.е. принципы, вытекающие из задач школьного курса русского языка:

· мировоззренческий. отбор таких понятий, которые обеспечивают развитие у учащихся на­учного представления о языке - о его функциях, происхождении, развитии, системном характере, многообразии языков, их взаи­модействии, о месте русского языка в современном мире, о чле­нении русского национального языка на части, о русском лите­ратурном языке и его использовании во всех сферах общественной жизни, о языке и письменности.

· сис­темный. отбор понятий, которые в со­вокупности дали бы основу знаний о русском литературном языке как системе, приспособленной для общения, передачи и хранения информации. С этой целью необходимо учитывать особенности его структуры, его внутриуровневые и межуровневые связи.

· Функциональный- зависимость выбора языковых средств в процессе их употребления в речи от цели, ситуации, адресата и сферы общения

· Эстетический. отбор понятий, направленных на раскрытие прекрас­ного в языке и речи, богатства языка, его выразительных средств и норм, а также уместности использования языковых средств, на формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.

· Коммуникативный - отбор та­ких понятий, которые обеспечивают теоретическую основу ра­боты по развитию связной речи учащихся, т.е. по обучению де­тей создавать тексты разных типов и стилей речи.

· Практический. определяет отбор понятий, связанных не только с расширением знаний учащихся, но и с фор­ мированием умений и навыков.

· исторический. призван дать ученику языко­вые факты, показывающие развитие языка, его связь с жизнью на­ рода.

· межпредметный. вводятся такие понятия, которые необходимы нашему учебному предмету для организации связей с другими учебными предметами

Состав и структура программы. Школьная программа состоит из двух основных компонентов: объяснительной записки и собственно программы.

Объяснительная записка – определяет основы организации учебного процесса: цели (задачи) курса в целом и отдельных его час­тей, состав и направления в работе, место в системе школьных дис­циплин, основные методические средства, преемственность с пре­дыдущим этапом и межпредметные связи.

Собственно программа - определяет состав курса и последовательность изучения его частей.

Существует два типа программ: линейная и линейно-ступенчатая.

В структуре школьной программы выделяют­ся два уровня: уровень программы в целом и уровень программы каждого класса. Структура программы в целом делится на органи­чески связанные, но самостоятельные программы для каждого клас­са. Школьная программа в целом - это совокупность поклассных программ, тесно связанных друг с другом. Эту совокуп­ность поклассных программ называют схемой программы школы по русскому языку.

Уровень каждого класса - перечень изучаемых тем, расположенных в определенной последовательности. Эту совокупность тем про­ граммы каждого класса называют схемой программы класса по русскому языку. В нее входят следующие компоненты: сведения о языке; повторение пройденного в предыдущем классе; грамма­ тика и правописание; повторение пройденного в конце года; развитие связной речи; требования к знаниям и умениям уча­щихся данного класса.

Структура языковой части школьного курса. Языковая часть курса каждого класса состоит в каждой теме из двух компонен­ тов: из сведений о языковых явлениях, включенных в программу данного класса, и требований к работе по культуре речи.

Структура речевой части школьного курса. В речевую часть школьной программы каждого класса, которая называется «Развитие связной речи», включены два вида учебного мате­ риала: речеведческие понятия и виды работ по развитию связ­ной речи.


Учебник

Структурные компоненты:

1. теоретические сведения о языке

2. аппарат организации: вопросы и задания, указатели

3. иллюстративный материал

4. аппарат ориентировки: оглавление, приложение, памятки, словари...

 

Учебные пособия

1. русский язык 5-9 класс. Ладыженская, Баранов. Под редакцией Шанского, с 1970г.
Учебник Ладыженской отражает структуру семантики, здесь четко прослеживается акцент на форму, затем содержание языка.

2. Русский язык 5-9 класс. Разумовская. По редакцией Разумовского, с1977г.
Учебник Разумовской отражает функциональный подход к языку:
-значение
-форма
-назначение (функция)
Специальные разделы посвящены употреблению речи изучаемых единиц.

3. Бабайцева. Русский язык:теория 5-9 класс. Русский язык: практика 5, 6-7, 8-9 классы.
Здесь систематизировано представлена речь. Недостаток: классификация придаточных предложений.

4. Никитина. Русская речь 5-7, 8-9 классы. С 1992г.

5. Львов, Львова. Русский язык 5-9 класс, с 2000г.

 

Наглядность

Относится к средствам обучения. Это специально организованный показ языкового материала с целью его понимания, усвоения и использования в речевой деятельности.

 

Функции:

1. информирование

2. контролирующая

3. систематизирующая — прояснить значения языковых единиц

4. автоматизирование

5. стимулирующая — создает опору для речевых высказываний

 

классификации:

1. По видам восприятия:

1.1. зрительная

1.2. слуховая

1.3. зрительно-слуховая

2. По характеру материала:

2.1. предметная

2.2. изобразительная

2.3. словесная

3. По принципам работы:

3.1. демонстрационная (для всех)

3.2. индивидуальная

4. По оснащенности:

4.1. с использованием информационных технологий

4.2. без них

Зрительная — 90%. Специфика: у слова есть лексическое и грамматическое значения. Для уяснения лексического значения используется преимущественно предметная и зрительная наглядность, для грамматического — графическая. Грамматическое — абстрактное, мышление учеников наглядно-образное, грамматическая абстракция представлена наглядно.

Модели: схемы и таблицы, модели рфограмм.


 

Задания, задачи, упражнения по ря. Классификация упражнений, лингвометодический анализ упражнения.

Средства обучения русскому языку многообразны. Они подразделяются на основные и неосновные. Будучи материалами, включенными в учебник для формирования и закрепления ЗУНов, комплексы заданий и упражнений относятся к основным средствам обучения.

Задание – письменная или устная инструкция по работе с учебным материалом. Формулировка задания во многом определяет эффективность упражнения, в которое оно включено.

Примеры заданий, используемых в исследовательском методе (продуктивном методе усвоения и использования учебного материала): 1)увидеть новую проблему в языковом материале, определить характер; 2) подобрать языковые факты для решения поставленной проблемы; 3) построить доказательства… и т.д.

По Бабайцевой (многие лингвисты, да практически все, кроме неё и ещё парочки человек, не разделяют понятий «задача» и «упражнение»):

Задачи и упражнения – материалы, созданные для формирования и усвоения ЗУНов.

Задача позволяет самостоятельно открыть ученику новое в языке (явление, закономерность, факт). Решая задачу, ученик ищет способы её решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себя выводам и т.д., что активизирует его познавательную деятельность, которая носит продуктивный характер.

Упражнение способствует формированию умений и навыков на основе репродуктивной деятельности, на основе выполнения заданий по образцу.

Классификация упражнений

-по характеру материала:

1.Языковые

2. Речевые

3. Правописные

 

-по характеру логических операций:

1. аналитические (вставьте, определите)

2. синтетические (образуйте, подберите, составьте)

 

Элементы упражнения:

-инструкция (задание)

-образец (может и не быть)

-языковой или речевой материал

-дополнительные задания

 

Методика работы с упражнением:

1) Постановка цели

2) Разбор образца решения

3) Непосредственное решение задачи

4) Контроль

5) Оценка

 

Лингвометодический анализ упражнения:

1) Вид упражнения по характеру материала

2) Вид упражнения по характеру логических операций

3) Структура упражнения

4) Методика работы (цель, алгоритм)

5) Способ выполнения


 

9.Лингвистический разбор и методика его проведения.

Включает разные виды разборов.

По форме:

1)письменный и 2)устный.

По полноте:

1)полный, 2) сокращенный, 3) выборочный.

Все разборы делаются по схеме. Схема имеет 2 варианта (устный и письменный). Каждый разбор имеет свою логику, последовательность.

Методика:

1)Название языковой единицы.

2)Название категории.

3)Мотивация (предложение сложное, т.к...).


Классификация правил.

По количеству норм:

  1. С одной нормой
  2. С двумя и более

По директиве:

  1. Позитивное
  2. Негативное

По количеству условий:

  1. Простое
  2. Сложное

По степени обобщения:

  1. Частные
  2. Обобщенные
  3. Классифиц.

По характеристики яз. единиц:

  1. Орфографические
  2. Пунктуационные

Методика работы.

При формировании умений грамотного письма нужно оперировать компонентами

  1. Правила норм
  2. Схема правил

Эталон схемы – СПП, где в главном описание нормы, а в подчиненном условия действия нормы.

  1. Алгоритм учебного действия
  2. Языкового материал.
  3. Модель правила (не эталон)

 

Требования к уроку, специфика урока русского языка.

Общие требования делятся на три группы: дидактические, воспитательные и организационные.

Дидактические (образовательные):
1. Четкое определение образовательных задач урока в целом и его составных элементов, а также места конкретного урока в общей системе уроков.
2. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы по предмету и целями урока, с учетом уровня подготовки учащихся, прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на уроке в целом, так и на от дельных его этапах.
3. Выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, оптимального взаимодействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной работы на уроке с самостоятельной деятельностью учащихся.
4 Осуществление на уроке принципов и условий успешного обучения, в частности межпредметных связей.
Воспитательные требования к уроку:
1. Постановка воспитательных задач урока, обеспечение идейно-политической направленности, коммунистической идейности и партийности.
2. Формирование у учащихся на основе приобретенных научных знаний диалектико-материалистического мировоззрения, высоких моральных качеств и эстетических вкусов, обеспечение тесной связи обучения с жизнью, с практикой коммунистического строительства.
3. Формирование и развитие у учащихся познавательных интересов, положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, умений и навыков самостоятельного овладения знаниями переноса знаний, творческой инициативы и активности.
4. Всестороннее изучение и учет уровня развития и психологических особенностей учащихся (типа мышления, памяти, внимания, наличия эмоций, воображения и др.)
5. Соблюдение учителем педагогического такта.
Следует иметь в виду, что требования, выражающие воспитательные задачи школы, реализуются и в других формах организации обучения и во всей системе внеучебной воспитательной работы с учащимися, проводимой школой и семьей.
Организационные требования к уроку:
1 Наличие продуманного плана проведения урока на основе тематического планирования.
2. Организационная четкость проведения урока (своевременность начала, максимальное использование каждой его мину ты, оптимальный темп обучения, логическая стройность и законченность, сознательная дисциплина учащихся на протяжении всего урока).
3. Подготовка и рациональное использование различных средств обучения, в том числе и ТСО.
Выполнение перечисленных требований является необходимым условием эффективности урока, т. е достижения желаемых результатов. Учитель должен хорошо знать эти требования, обеспечивать их выполнение при подготовке к уроку и его проведении.

В системе общего среднего образования предмет "Русский язык" занимает одно из ведущих мест. Представляя собой форму хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан практически со всеми учебными предметами, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения и общения. В связи с этим система обучения русскому языку в общеобразовательных учреждениях должна обеспечить, с одной стороны, достаточно высокий уровень знаний по предмету, а с другой стороны, научить учащихся умелому, коммуникативно целесообразному речевому общению в различных сферах жизнедеятельности.


 

14 вопрос. План урока. Виды планов. Конспект урока, требования

Планирование работы в уч. проц. необходимо для организации равномерной работы и для видения перспективы в изучении предмета. В зависимости от еди­ниц уч. проц. выделяются три вида учебных планов: календарный, тематический и план урока.

Календарный план. Этот вид плана представ. собой пере­чень программных тем, распределенных по неделям данного уч. года. Таким образом, учитель получает путеводную звезду, ведущую его к равномерной реализации целей, сформу­лированных для конкретного кл. При составлении календарного плана необходимо учитывать следующие факторы: школь­н. каникулы; кол-во недельн. часов в данном кл.; особенности календаря данного года; наличие спец. часов на развитие связной речи, которые в про­грамме даются отдельно в конце курса каждого кл. Чтобы учесть последний фактор, необходимо высчитать, сколько часов на развитие связной речи приходится на каждую из грамматико- правописных тем, т.к. уроки развития речи проводятся параллельно с ними. Для равномерности в работе по развитию связной речи часы на нее целесообразно распределить пропор­ционально. Покажем эту процедуру на примере V класса. Всего на русский язык в этом классе отводится 204 ч; из них на развитие связной речи - 34 ч. Высчитаем время, отводимое на грамматику и правописание: 204 ч - 34 ч = 170 ч. Следовательно, на один урок грамматики и правописания приходится 0,2 ч (34 ч:204 ч) на развитие связной речи. Теперь при составлении календарного плана эти 0,2 ч умножаем на кол-во часов, отводимых на каждую грамматико-орфографическую или грамматико-пунктуационную тему, и получаем число часов, которые целесооб­разно использовать на развитие связной речи при изучении язы­кового и правописного материала.

Тематический план. На каждую программную тему в целом от­водится то или иное кол-во вр.; это вр. необходимо распределить по частным вопросам данной темы. При этом сле­дует учитывать наличие тем, связанных с формированием умений и навыков, на которые нужно отводить не менее двух уроков. Так, частный вопрос о роде несклоняемых имен сущ. вкл. в себя сведения о литературной норме - согласование с ними прил-х и гл. в прош. вр. Следова­тельно, на изучение рода несклон.х имен сущ. нужно отвести не один урок. Изучение той или иной программной темы сопровождается на­писанием контрольн. раб. и работой над ошиб., поэтому в тематическом плане (т.е. в плане рабо­ты по той или иной теме) должны быть выделены часы на кон­трольн. раб. и ее анализ. Кроме того, в тематический план не­обходимо вкл. часы на развитие связной речи учащихся. Приводим пример тематического плана по теме «Имя числи­ тельное» (VI класс). На нее отводится 12 ч. Пропорционально данному кол-ву времени еще добавляется 2 ч на развитие связной речи. Из 12 ч необходимо выделить два урока на контр. раб. и ее анализ. В теме есть орфографический ма­териал, на изучение кот. нужно отвести по два урока.

План урока. Этот вид плана составляется на каждый урок или уточняется ранее использованный. Он служит учителю руководством для организации деятельности как своей, так и учащихся. План урока отражает тип урока, но во всех случаях в нем должны быть след. эл-ты: тема, цели, элементы повтор., средства обуч., последовательность рабо­ты учителя, итоги урока, домашнее задание. Тема урока представляет собою формулировку либо програм­мы, либо параграфа учебника. Темой урока может быть то или иное специально формируемое умение, а также контрольная ра­бота, ее анализ (работа над ошибками). Цели урока соотносятся с темой и дидактическим материалом, который используется учителем. Если изучается новый материал, формулируются конкретные познавательные цели. Например, при изучении темы «Безличные глаголы» ставится следующая позна­вательная цель: ознакомление со значением и формами безличных глаголов. Знания служат основой развития умений, поэтому формулируются практические цели. Так, в рассматриваемом случае конкретной практической целью будет следующая: формирование умения опознавать безличные глаголы и указывать формы, в ко­т. они употреблены. Используемый учителем дидактический материал определяет общепредметные цели. Он обеспеч. учителю возможность сформулир. одну из них: либо воспитание учащихся, либо развитие их логического мышления, либо формирование у детей умения самостоятельно пополнять свои знания по р.я. Повторение пройденного - важнейший элемент урока. По­вторяются две группы изученного материала: смежный с новой темой и правописный. Смежный материал является фоном изу­чения новой темы. Он служит ассоциативной основой, обеспе­чивая лучшее усвоение изучаемого. Смежный материал повторя­ется на уроке либо перед знакомством с новой темой, либо в процессе выполнения упражнений. Правописный материал, если он не связан по смежности с новой темой, включается для по­вторения главным образом при выполнении упражнений. Для него учитель отбирает наиболее трудные орфограммы и труд­ные случаи в применении соответствующих орфографич. или пунктуацион. правил.

Время урока распределяется, между структурными элементами в соответствии с их функциями и содержанием. Практика ведения уроков р.я. определила следующие временные про­порции: на проверку д/з достаточно отвести пя­тую часть (9-10 мин), на объяснение нового материала - третью часть (до 15 мин), на формирование умений и навыков - также третью часть (до 15 мин), на остальные структурные элементы - по 2-3 мин. Соблюдение этих временных пропорций, выработан­ных практикой, обеспечивает четкий ритм в работе.

Конспект урока, требования к его составлению.

Конструирование урока – центральный этап проектирования. Конструирование определяет взаимодействие учителя и учащихся в заданной ситуации урока. Его назначение – определение хода урока как процесса освоения учащимися под руководством учителя учебного материала согласно поставленной цели в контексте овладения универсальными действиями.

Конструирование урока для учителя видится в создании своей специфической методической и психологической структур в соответствии с моделью и проектом. На этом этапе учитель уточняет цели урока и промежуточные задачи в сопряжении предметных и метапредметных умений, принимает решение о конкретных вопросах, заданиях, логических связях между частями урока, разграничивает работу на уровнях (базовом и повышенном). Здесь разрабатывается конструкт – лингвометодическая структура урока как последовательность действий его учеников. Главной формой этого этапа проектирования является конспект урока и мультимедийная презентация.

Внутренняя структура конспектов довольно разнообразна. Чаще всего содержание и технология урока представлены как взаимосвязь двух видов деятельности – учителя и учащихся. Такое последовательное вертикальное структурирование деятельности может сочетаться с горизонтальным делением на части в зависимости от методики урока, т.е. раскрываться поэтапно.

Важным аспектом при разработке конспекта урока становится осмысление универсального характера производимых над содержанием учебного материала действий.

Создание конспекта урока начинается на стадии наполнения гипертекстовой формы-практикума в деятельностно-технологическом модуле и осмысления структуры урока с учетом УУД и завершается конкретным «продуктом», получающим словесную реализацию в виде точных формулировок вопросов, заданий, обогащенным электронными ресурсами, в конструктивно-информационном модуле.

Последним этапом проектирования является самоанализ урока. Он предполагает самопроверку проекта и конспекта урока: верно ли сделан выбор целей и задач и т.д.

Оформление конспекта.
1)Титульная страница. Дается общая модель урока (а)тема, класс, б)тип урока, в)цель –предметные, метапредметные, личностные, г)оборудование). +Ход урока (кратко), этапы.
2)Ход урока.


 

Методика опроса

Опрос — вид контроля с одной стороны и средство обучения с другой, т. к. способствует закреплению знаний, подготавливает к восприятию, усвоению нового, обеспечивает повтор.

Опрос — универсальное средство обучения, которое используется на уроках разных типов и на разных этапах урока.

Виды опроса:

1. По форме:

1.1. устный

1.2. письменный

2. По времени:

2.1. текущий

a) индивидуальный

b) фронтальный

c) уплотненный

2.2. итоговый

3. По способу:

3.1. с места

3.2. у доски

Индивидуальный - может проводиться как в устной, так и в письменной. Устный — проверка усвоения правил, определений, умений раскрыть сущность языковых явлений. Направлен на то, чтобы выявить глубину знаний и проверить владение речью.

Методика: когда тему (план) ответа предлагает учитель — меньшая самостоятельность, большая — когда ученик сам готовит и предлагает тему.

Способы активизации внимания класса:

1. составить план ответа

2. сделать исправления или добавления

3. провести анализ примера, подобрать собственные примеры

4. задать вопросы отвечающему

5. предложить памятку-рецензию на ответ:

5.1. соответствует ли ответ теме

5.2. есть ли необходимые определения

5.3. достаточно ли примеров

5.4. насколько последовательно изложение

5.5. указать на ошибки

5.6. дополнения

5.7. выразить свое отношение к сообщению

Минусы индивидуального опроса:

мало задействовано учеников

Плюсы:

1. непосредственный контакт между учителем и учеником

2. совершенствование речеведческих навыков

3. появляется опят публичных выступлений

Тихий опрос — разновидность индивидуального — ученик у стола учителя, ему лично отвечает тихо.

 

Фронтальный опрос -весь класс задействован.

Цель: быстрая проверка знаний у большого количества школьников, т. к. краткие ответы.

Это своеобразная умственная зарядка, которая активизирует работу класса. Позволяет выявить неподготовленных, может затрагивать широкий круг проблем, можно выставить некий балл, оценку.

Минусы:

1. невозможность показать глубину ответа

2. ограничивает возможность развернутых ответов

3. не развивает монологическую речь

4.

Уплотненный опрос

Для ответа одновременно вызывается несколько учеников (к доске, с места). Чаще всего для проверки ДЗ.

Цель: экономия времени, увеличение количества опрашиваемых.

Требование к формулировке вопросов:

1. воспроизводящие — к памяти учащихся, проверка знаний правил, определений, умение их применения

2. обобщающие — после изученной темы, систематизация знаний, формирование лингвистического мышления

Требования к формулировке вопросов:

1. формулировка вопросов должна быть конкретной по содержанию.
Пр: какого рода числа и падежа имя прилагательное?
В какой форме употреблено прилагательное?

2. Вопросы не должны быть элементарными для ответа

3. не должны быть подсказывающими:
это определение?
Есть ли в этом предложении...?

4. не должно быть вопросов, подталкивающих на невозможный ответ

5. вопросы не должны быть фамильярными и просторечными
Хотел бы я знать...
Кто мне расскажет...

Домашнее задание

Это воспроизведение того, что сделано дома

 

форма проверки ДЗ:

1. выборочное чтение, называние примеров

2. выписывание с доски слов по заданным критериям

3. построение графических схем

4. подбор примеров

5. составление собственных примеров

6. письмо по памяти

7. подберите примеры из других учебников

 

 


 

Урок-соревнование

Основу урока-соревнования составляют состязания команд при ответах на вопросы и решении чередующихся заданиях, предложенных учителем.

Форма проведения таких уроков самая различная. Это поединок, бой, эстафета, соревнования, построенные по сюжетам известных игр: КВН, Брейн-Ринг, Счастливый случай, Звездный час и. т.д.

В организации и проведении уроков-соревнований выделяют три основных этапа: подготовительный, игровой, подведение итогов.

Исключительное значение в соревновании имеет объективность оценки уровня знаний. В случае правильного ответа, как отмечалось, участники и команды получают определенное количество баллов. Заметим, что отказ от снятия баллов, как показывает опыт, отрицательно сказывается на предупреждении неправильных ответов и организации урока в целом.

 

Урок-зачет

Для проверки усвоения детьми теоретических знаний и практических навыков, а также для систематизации и обобщения знаний учащихся прово­дятся уроки-зачеты.

Они по­могают учащимся поверить в свои силы, в свои возможности, а так как работа проходит в группе, то повышается личная от­ветственность каждого ученика за результат учебы.

Уроки-зачеты проводятся в конце изучения темы или ряда тем. До изучения темы учитель предусматривает про­ведение зачета, планирует теоретические и практические вопросы, продумывает их последовательность и определяет задачи каждого вида работы так, чтобы была ясна картина усвоения темы каждым учеником класса.

Основная цель данного урока состоит в диагностике уровня усвоения знаний и умений каждым учащимся на определенном этапе обучения. Положительная отметка за зачет выставляется в случае, если ученик справился со всеми заданиями, соответствующими уровню обязательной подготовки по изученному предмету. Если хотя бы одно из таких заданий осталось невыполненным, то, как правило, положительная оценка не выставляется. В этом случае зачет подлежит пересдаче, причем ученик может пересдать не весь зачет целиком, а только те виды заданий, с которыми он не справился.

Театрализованный урок.

Выделение такого типа уроков связано с привлечением театральных средств, атрибутов и их элементов при изучении закреплении и обобщении программного материала. Театрализованные уроки привлекательны тем, что вносят в ученические будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяют ребятам проявить свою инициативу, способствуют выработке у них чувства взаимопомощи, коммуникативных умений.

Как правило, театрализованные уроки разделяют по форме их организации: спектакль, салон, сказка, студия и т.д.

При подготовке таких уроков даже работа над сценарием и изготовление элементов костюмов становятся результатом коллективной деятельности учителя и учащихся.

Непосредственно на самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет лишь функцию организатора представления. Оно начинается, как правило, со вступительного слова ведущего, обязанности которого необязательного возлагать на учителя.

Само представление после информативной части может быть продолжено постановкой проблемных заданий, которые непосредственно подключают в активную работу на уроке остальных учащихся. В заключительной части представления, еще в стадии разработки, желательно предусмотреть этап подведения итогов связанную с ним тщательную подборку критериев оценок, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке. Их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам.

 

18.Методика фонетики и графики.

I. Общие сведения. Фонетика и графика.

1)Значение раздела. Язык – это система знаков. Существует в идеальных формах – звуковой и графической. Звуковая форма первична, графическая вторична.

Без звуковой стороны язык не может существовать. Поэтому не можем изучать его вне звуковой оболочки.

Значение раздела определяется тем, что в изучении не разрывают устную речь и письменную, а сопоставляют.

2)Место раздела. 1 место. Это определяется характером я



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 2977; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.237.68 (0.021 с.)