Русский язык как предмет изучения в школе. Цели обучения.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский язык как предмет изучения в школе. Цели обучения.



В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в шко­ле выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов.

В современной школе русский язык изучается с I по IX класс. В X-XI классах в течение многих лет он преподавался факульта­тивно (в зависимости от типа школ и возможностей ввести пред­ мет «русский язык» в учебный план). В настоящее время во мно­гих регионах России предусмотрена обязательность уроков рус­ского языка в старших классах.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЦЕЛИВ соответствии с социальным заказом (дать прочные знания о языке и сформировать свободное владение русским языком) со­ временный школьный курс русского языка имеет познавательно- практическую направленность, т.е. дает знания о языке и речи (познавательная сторона предмета) и формирует различные языковые и речевые умения (практическая сторона предмета)

Три основные познавательные цели:

· формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);

· вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);

· эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмет

Группы практических целей:

· формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

· вооружение учащихся нормами литературного языка;

· развитие умения связно излагать свои мысли.

ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ ЦЕЛИ

· воспитание учащихся;

· развитие логического мышления;

· обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке


 

Содержание обучения русскому яз в средней школе. Структура школьного курса.

При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы.

Из че­тырех типов учебного материала в школьный курс русского язы­ка входят три:

· знания о языке

· языковые умения

· способы дея­тельности с языковыми явлениями

Принципы отбора знаний и умений.В школе изучается только часть научного курса русского языка. Объясняется это и возрастом учащихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой це­лью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний.

Основой минимизации научного курса явились специальные критерии, т.е. принципы, вытекающие из задач школьного курса русского языка:

· мировоззренческий. отбор таких понятий, которые обеспечивают развитие у учащихся на­учного представления о языке - о его функциях, происхождении, развитии, системном характере, многообразии языков, их взаи­модействии, о месте русского языка в современном мире, о чле­нении русского национального языка на части, о русском лите­ратурном языке и его использовании во всех сферах общественной жизни, о языке и письменности.

· сис­темный. отбор понятий, которые в со­вокупности дали бы основу знаний о русском литературном языке как системе, приспособленной для общения, передачи и хранения информации. С этой целью необходимо учитывать особенности его структуры, его внутриуровневые и межуровневые связи.

· Функциональный- зависимость выбора языковых средств в процессе их употребления в речи от цели, ситуации, адресата и сферы общения

· Эстетический. отбор понятий, направленных на раскрытие прекрас­ного в языке и речи, богатства языка, его выразительных средств и норм, а также уместности использования языковых средств, на формирование у учащихся эстетического вкуса и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи.

· Коммуникативный - отбор та­ких понятий, которые обеспечивают теоретическую основу ра­боты по развитию связной речи учащихся, т.е. по обучению де­тей создавать тексты разных типов и стилей речи.

· Практический. определяет отбор понятий, связанных не только с расширением знаний учащихся, но и с фор­ мированием умений и навыков.

· исторический . призван дать ученику языко­вые факты, показывающие развитие языка, его связь с жизнью на­ рода.

· межпредметный. вводятся такие понятия, которые необходимы нашему учебному предмету для организации связей с другими учебными предметами

Состав и структура программы. Школьная программа состоит из двух основных компонентов: объяснительной записки и собственно программы.

Объяснительная записка – определяет основы организации учебного процесса: цели (задачи) курса в целом и отдельных его час­тей, состав и направления в работе, место в системе школьных дис­циплин, основные методические средства, преемственность с пре­дыдущим этапом и межпредметные связи.

Собственно программа - определяет состав курса и последовательность изучения его частей.

Существует два типа программ: линейная и линейно-ступенчатая.

В структуре школьной программы выделяют­ся два уровня: уровень программы в целом и уровень программы каждого класса. Структура программы в целом делится на органи­чески связанные, но самостоятельные программы для каждого клас­са. Школьная программа в целом - это совокупность поклассных программ, тесно связанных друг с другом. Эту совокуп­ность поклассных программ называют схемой программы школы по русскому языку.

Уровень каждого класса - перечень изучаемых тем, расположенных в определенной последовательности. Эту совокупность тем про­ граммы каждого класса называют схемой программы класса по русскому языку. В нее входят следующие компоненты: сведения о языке; повторение пройденного в предыдущем классе; грамма­ тика и правописание; повторение пройденного в конце года; развитие связной речи; требования к знаниям и умениям уча­щихся данного класса.

Структура языковой части школьного курса. Языковая часть курса каждого класса состоит в каждой теме из двух компонен­ тов: из сведений о языковых явлениях, включенных в программу данного класса, и требований к работе по культуре речи.

Структура речевой части школьного курса. В речевую часть школьной программы каждого класса, которая называется «Развитие связной речи», включены два вида учебного мате­ риала: речеведческие понятия и виды работ по развитию связ­ной речи.


Средства обучения русскому языку

Это пособия, другие материалы, которые помогают овладеть материалом. Основные средства: учебник, другие методические рекомендации для учителя, наглядные пособия, таблицы, словари, учебные принадлежности, информационные технологии.

 

Учебник

Структурные компоненты:

1. теоретические сведения о языке

2. аппарат организации: вопросы и задания, указатели

3. иллюстративный материал

4. аппарат ориентировки: оглавление, приложение, памятки, словари...

 

Учебные пособия

1. русский язык 5-9 класс. Ладыженская, Баранов. Под редакцией Шанского, с 1970г.
Учебник Ладыженской отражает структуру семантики, здесь четко прослеживается акцент на форму, затем содержание языка.

2. Русский язык 5-9 класс. Разумовская. По редакцией Разумовского, с1977г.
Учебник Разумовской отражает функциональный подход к языку:
-значение
-форма
-назначение (функция)
Специальные разделы посвящены употреблению речи изучаемых единиц.

3. Бабайцева. Русский язык:теория 5-9 класс. Русский язык: практика 5, 6-7, 8-9 классы.
Здесь систематизировано представлена речь. Недостаток: классификация придаточных предложений.

4. Никитина. Русская речь 5-7, 8-9 классы. С 1992г.

5. Львов, Львова. Русский язык 5-9 класс, с 2000г.

 

Наглядность

Относится к средствам обучения. Это специально организованный показ языкового материала с целью его понимания, усвоения и использования в речевой деятельности.

 

Функции:

1. информирование

2. контролирующая

3. систематизирующая — прояснить значения языковых единиц

4. автоматизирование

5. стимулирующая — создает опору для речевых высказываний

 

классификации:

1. По видам восприятия:

1.1. зрительная

1.2. слуховая

1.3. зрительно-слуховая

2. По характеру материала:

2.1. предметная

2.2. изобразительная

2.3. словесная

3. По принципам работы:

3.1. демонстрационная (для всех)

3.2. индивидуальная

4. По оснащенности:

4.1. с использованием информационных технологий

4.2. без них

Зрительная —90%. Специфика: у слова есть лексическое и грамматическое значения. Для уяснения лексического значения используется преимущественно предметная и зрительная наглядность, для грамматического — графическая. Грамматическое — абстрактное, мышление учеников наглядно-образное, грамматическая абстракция представлена наглядно.

Модели: схемы и таблицы, модели рфограмм.


 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.79.116 (0.034 с.)