Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Предмет русский язык 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование учебного предмета: РУССКИЙ ЯЗЫК
Класс: 5
Уровень общего образования: средняя общеобразовательная школа
Учитель: Торгова В. А.
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2013-2014 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 35 часов, 1 час в неделю
Планирование составлено на основе: Программы по русскому языку 5-9 классы, издательство «Просвещение», 2011 год (стандарт второго поколения)
Учебник: Русский язык, 5 класс, в 2-х частях. Авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. Издательство «Просвещение», 2013год
Рабочую программу составила: _________________ В. А. Торгова
СОГЛАСОВАНО. Рассмотрено на заседании МО учителей русского
Зам.директора по УВР: ____________ Н.В. Кибакина языка и литературы.
Протокол № __1_ от 23.08.2013 года
Руководитель МО: _____________В. А. Торгова
Учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)
Предмет РУССКИЙ ЯЗЫК 5 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2011). Учебник «Русский язык 5 класс» в 2-х частях (авторы Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др., издательство: М.: Просвещение, 2013), рекомедован Министерством образования и науки Российской Федерации. Программа составлена для учащихся 5 класса и рассчитана на 175 часов: 140 часов + 35 часов развития речи. Программа по русскому языку для 5 класса основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения. Её характеризует направленность на достижение результатов освоения курса русского языка не только на предметном, но и на личностном и метапредметном уровнях, системно-деятельностный подход, актуализация воспитательной функции учебного предмета «Русский язык».
Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
· программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
· фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
· требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
· программы развития универсальных учебных действий.
В соответствии с ФГОС и Примерной программой содержание разработанного курса направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:
· воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;
· воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;
· овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности: развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивном, диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;
· овладение навыками самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими обшеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных т ипов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
· освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка: развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретённые знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
Общая характеристика курса
В 5 классе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка составляют основные сведения о нём. Вместе с тем в неё включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях.
Программа содержит:
- отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества и т. д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков, сведения об основных нормах русского литературного языка;
- сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Содержание курса русского (родного) языка в 5 классе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Развитие речи учащихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое.
Первое направление в развитии речи учащихся – овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребление слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Овладение нормами русского литературного языка предполагает систематическую работу по устранению из речи учащихся диалектизмов и жаргонизмов.
Второе направление – обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Обогащение словарного запаса слов на уроках русского языка обеспечивается систематической словарной работой. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц.
Третье направление в развитии речи учащихся – формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке изложений и сочинений. Она включает формирование и совершенствование умений анализировать тему, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства.
Работа по развитию речи включает в себя формирование навыков выразительного чтения. Занятиям по выразительному чтению предшествует и сопутствует работа над развитием речевого слуха учащихся (умение различать звуки в слове, отчётливо произносить слова, различать ударные и безударные слоги, определять границы предложения, повышать и понижать голос, убыстрять и замедлять темп речи, выделять слова, на которые падает логическое ударение).
Языковая и лингвистическая компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретениях необходимых знаний о лингвистике как о науке; освоение основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения; способность объяснять значения слов с национально-культурным компонентом.
В рабочей программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в знаниевой, но и в деятельностной форме. Направленность курса русского (родного) языка на формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции нашла отражение в структуре программы.
Школьный курс русского языка в 5 классе предполагает изучение фонетики и графики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии и орфографии, первоначальные сведения об основных понятиях синтаксиса и пунктуации. Предусмотрена работа по культуре речи. Вводные уроки о русском языке дают большие возможности для решения воспитательных задач и создают эмоциональный настрой, способствующий повышению интереса к предмету и успешному его изучению.
Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и в конце года выделяются специальные часы. В 5 классе в разделе «Повторение пройденного в 1 – 4 классах» определено содержание этой работы, что продиктовано необходимостью правильно решать вопросы преемственности между начальным и средним звеном обучения. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.
В программе специально выделены часы на развитие связной речи – пятая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются среди грамматического материала.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в 5 классе в объёме 175 часов.
Содержание курса (5 класс)
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Раздел 3. Текст
- Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.
- Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функционально-смысловому типу речи. Деление текста на смысловые части и составление плана. Соблюдение норм построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и т. д.). Оценивание и редактирование устного и письменного речевого высказывания.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций
Раздел 7. Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных. Способы обозначения [j].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, в СМС-сообщениях.
Раздел 8. Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, суффикс как словообразующие морфемы. Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слов. Варианты морфем.
- Возможность исторических изменений в структуре слова. Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования. Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Раздел 10. Морфология
- Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола, наречия. Словари грамматических трудностей.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи. Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Раздел 11. Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены. Структурные типы простых предложений: двусоставные и односоставные, распространённые и нераспространённые, предложения осложнённой и неосложнённой структуры. Однородные члены предложения, обращение. Классификация сложных предложений. Прямая речь
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений разных видов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции
Раздел 13. Язык и культура
- Взаимосвязь языка и культуры, истории народа. Русский речевой этикет.
- Уместное использование правил русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.
Календарно-тематическое планирование
№
| Дата
| Тема урока
| Тип урока
| Планируемые результаты
| Формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся
| Оборудование, ЭОР
| Вид контроля
| Понятия
| план
| факт
| предметные
| метапредметные
| личностные
| Язык и общение (2ч. - 1ч.)
|
|
|
| Ваш учебник
Вводный урок
| Урок изучения нового материала
| Осознавать роль учебной литературы в жизни человека, важность формирования умений в работе с книгой. Получить представление о языке как знаковой системе; о лингвистике как науке, о видах речевой деятельности.
| Регулятивные: выполнять самопроверку или взаимопроверку учебного задания; выполнять учебное задание в соответствии с целью.
Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение; различать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске и обосновывать своё суждение.
Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
| Понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа
| Знакомство с учебником, работа с терминами, выполнение упражнений, творческая работа
| Выставка книг учебной литературы, таблица «Язык как знаковая система».
| Оценка за творческую работу
| Язык как система знаков и средство человеческого общения.
|
|
|
| Язык и человек. Язык и культура. Язык и его единицы
| Комбинированный урок
| Соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала)
| Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную.
Познавательные: давать определение понятиям.
Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
| Проявлять интерес к изучению темы; осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
| Знакомство с материалом учебника (с. 5-8), с памятками, выполнение упражнений, словарная работа, просмотр презентации
| Таблица «Язык как знаковая система». Работа с компьютером для извлечения дополнительной информации в решении учебных лингвистических задач и самостоятельной познавательной деятельности; определении возможных источников её получения.
| Оценка за ответы на уроке, за выполнение словарной работы
| Язык как система знаков и средство человеческого общения.
|
|
|
| Р/р. Стили речи
| Урок изучения нового материала.
| Знать особенности разговорной, речи, языка художественной литературы и стилей речи, устанавливать принадлежность текста к определённой функциональной разновидности языка.
| Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания по учебнику (раздел “Советы помощника”)
Познавательные: работать со словарями, находить в них нужную информацию о слове.
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
| Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов.
| Работа с текстами, словарная работа, творческая работа, работа по материалу презентации
|
| Оценка за выполнение творческой работы
| Речевой этикет.
| Повторение материала, изученного в начальной школе (17ч. - 3ч.)
|
|
|
| Звуки и буквы. Произноше-ние и правописа-ние
| Комбинированный урок
| Различать звук и букву, разбирать слова по составу,
видеть звук в сильной и слабой позиции. Использовать знания алфавита при поиске информации в словарях и справочниках.
| Регулятивные:
в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
| Участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
| Работа по учебнику, знакомство с новыми терминами, транскрибирова-ние слов, самостоятельная работа
| Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, контролиру-емых Интернетом.
| Оценка за работу на уроке и самостоятельную работу
| Особенности произноше-ния. Транскрип-ция.
|
|
|
| Орфограм-ма
| Урок изучения нового материала
| Знать, что такое орфограмма, опознаватель-ные признаки орфограмм, уметь находить орфограммы в разных морфемах, дифференциро-вать их
| Регулятивные:
формулировать и удерживать учебную задачу, составлять план и последователь-ность действий. Познавательные:
строить объяснение в устной форме по предложенному плану; строить логическую цепь рассуждений
Коммуникативные:
задавать вопросы, строить понятные высказывания.
| Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
| Работа по учебнику, знакомство с новыми терминами, выполнение упражнений
| Презентация (Готовить и проводить презентацию).
| Оценка за работу на уроке
| Орфограмма.
|
|
|
| Правописа-ние проверя-емых безударных гласных в корне слова
| Комбинированный урок
| Выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с безударной гласной корня, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемые
| Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Познавательные:
владеть основами смыслового чтения текста,
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные:
задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
| Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и познавательных задач
| Работа по учебнику, выполнение тренировочных упражнений, проверочная работа, словарная работа, просмотр презентации по теме урока
| Таблица по теме урока. Рисунки.
| Оценка за работу на уроке и проверочную работу
| Правописа-ние проверяемых безударных гласных в корне слова
|
|
|
| Правописа-ние непроверя-емых безударных гласных в корне слова
| Комбинированный урок
| Выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с безударной гласной корня, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемые
| Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Познавательные:
владеть основами смыслового чтения текста,
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные:
задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
| Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникатив-ных и познавательных задач
| Словарный диктант, работа по учебнику, выполнение упражнений по теме урока, словарная работа
| Таблица по теме урока. Рисунки.
| Оценка за словарный диктант и ответы на уроке
| Правописа-ние непроверя-емых безударных гласных в корне слова
|
|
|
| Правописа-ние проверя-емых согласных в корне слова
| Комбинированный урок
| Совершенствовать орфографические умения при работе с орфограммой «Проверяемые согласные в корне слова»
| Регулятивные:
называть цели конкретного задания; планировать работу c ним (называть учебный алгоритм, правило, математическое свойство);
проверять свою работу, повторно следуя этапам плана,
находить и исправлять свои ошибки,
оценивать результат конечной работы, необходимость дальнейшей работы (свои индивидуальные проблемы), -оценивать результаты урока в целом
Познавательные:
работать с учебным текстом,
задавать вопросы в случае непонимания,
оформлять в тетради письменные работы в соответствии с принятыми нормами.
Коммуникативные:
высказывать и обосновывать свою точку зрения,
слушать и слышать других,
договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
| Умение отстаивать свое мнение
| Работа по учебнику, выполнение упражнений по учебнику, словарная работа, проверочная работа
| Таблица по теме урока. Рисунки.
| Оценка за ответы на уроке и проверочную работу
| Правописа-ние проверяемых согласных в корне слова
|
|
|
| Правописа-ние непроизно-симых согласных в корне слова
| Комбинирован-ный урок
| Совершенство-вать орфографиче-ские умения при работе с орфограммой «Непроизносимые согласные», делать транскрипцию слова.
| Регулятивные:
самостоятельно ставить новые учебные задачи и цели.
Познавательные:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
| Умение соотносить цели и результат
| Работа по учебнику, словарный диктант, проверочная тестовая работа, выполнение упражнений из учебника, работа со словарём
| Таблица по теме урока.
| Оценка за ответы на уроке и проверочную тестовую работу
| Правописа-ние непроизносимых согласных в корне слова.
|
|
|
| Буквы И, У, А после шипящих
| Урок обобщения и систематиза-ции ЗУН
| Выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с с гласными и, у, а после шипящих, различать безударные гласные проверяемые и непроверяемые
| Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Познавательные:
владеть основами смыслового чтения текста,
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные:
задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
| Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
| Выполнение упражнений на повторение и закрепление материала, словарная работа, творческая работа
| Таблица по теме урока.
| Оценка за ответы на уроке и творческую работу
| Буквы И, У, А после шипящих
|
|
|
| Разделительные Ъ и Ь
| Комбинированный урок
| Применять при письме данное орфографическое правило
| Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Познавательные:
владеть основами смыслового чтения текста,
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные:
задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
| Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
| Работа по учебнику, словарная работа, выполнение тренировочных упражнений, творческая работа
| Таблица по теме урока. Сигнальные карточки.
| Оценка за ответы на уроке, за выполнение упражнений
| Разделитель-ные Ъ и Ь
|
|
|
| Раздельное написание предлогов
| Комбинированный урок
| Применять при письме данное орфографическое правило.
| Регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу
обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей.
Познавательные:
владеть основами смыслового чтения текста,
подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные:
задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
| Проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
| Работа по материалу учебника, выполнение упражнений по теме урока, составление рассказа по рисунку
| Таблица по теме урока. Рисунки.
| Оценка за работу на уроке, за рассказ
| Раздельное написание предлогов
|
|
|
| Р/р Текст, тема текста
| Урок изучения нового материала
| Знать определение теста, составлять текст. Анализировать и характеризо-вать текст с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения.
| Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания по учебнику (раздел “Советы помощника”)
Познавательные: работать со словарями, находить в них нужную информацию о слове.
Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи
| Проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; проявлять познавательный интерес к происхождению слов.
| Работа по учебнику, работа с текстами, написание изложения от 3-го лица по данному плану
| Создавать тексты с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их
| Оценка за изложение
| Текст как речевое произведение.
Смысловая и композиционная цельность, связность текста.
|
|
|
| Части речи. Самостоятельные и служебные части речи
| Комбинированный урок
| Опознавать изученные самостоятельные части речи по общему грамматическому значению, синтаксической роли в предложении, типичным окончаниям, различать части речи по вопросу и значению
| Регулятивные:
формирование умения ставить учебную задачу
Познавательные:
развитие умения классифицировать явления
Коммуникативные:
Построение фраз с использованием лингвистических терминов
| Формирование уважительного отношения к иному мнению.
| Работа по материалу учебника, составление таблицы, выполнение упражнений из учебника, словарная работа
| Таблица по теме урока.
| Оценка за ответы на уроке
| Морфология как раздел науки о языке. Морфологические признаки слов. Грамматиче-ское значение.
|
|
|
| Глагол. -Тся и -ться в глаголах.
| Комбинированный урок
| Распознавать инфинитив и личные формы глагола. Приводить соответствующие примеры.
| Регулятивные:
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные:
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Коммуникативные:
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
| Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения
| Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, работа по иллюстрациям, составление мини-текста в жанре сказки
| Таблица по теме урока.
| Оценки за ответы на уроке за выполнение упражнений
| Личные и неопределён-ная формы глагола.
|
|
|
| Личные окончания глаголов
| Урок совершенство-вания ЗУН
| Применять при письме данное орфографическое правило.
| Регулятивные:
выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного.
Познавательные:
определять последовательность действий для решения предметной задачи,
осуществлять простейшее планирование своей работы.
Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
| Способность к саморазвитию, мотивация к познанию, учёбе.
| Работа по таблице, выполнение упражнений по теме урока, работа по перфокартам
| Таблица по теме урока. Перфокарты.
| Оценка за ответы на уроке, за выполнение работы на перфокартах
| Правила написания личных окончаний глагольных форм.
|
|
|
| Имя существительное
| Урок совершенство-вания ЗУН
| Определять грамматиче-ские признаки имён существитель-ных
| Регулятивные:
выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека.
Познавательные:
самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия;
уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.
Коммуникативные:
строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге,
аргументировать свою точку зрения.
| Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию
| Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя существительное», выполнение упражнений на закрепление материала,
| Таблица по теме урока. Перфокарты.
| Оценка за ответы на уроке, за выполнение упражнений
| Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имени существительного.
|
|
|
| Имя прилагательное
| Урок совершенство-вания ЗУН
| Опознавать прилагатель-ные в речи, выполнять частичный морфологический разбор прилагатель-ных, употреблять их в речи.
| Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные: поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.
| Способность к самооценке на основе критериев успешной учебной деятельности
| Повторение материала, изученного в начальных классах по теме «Имя прилагательное», выполнение упражнений на закрепление, словарная работа
| Таблица по теме урока. Рисункки.
| Оценка за ответы на уроках, за выполнение упражнений
| Имя прилагатель-ное как часть речи. Морфологические признаки имени прилагатель-ного.
|
|
|
| Р/р Устное сочинение по картине А.Пластова «Летом»
| Урок изучения нового материала по развитию речи
| Строить рассказ в соответствии с требования повествования, знать особенности композиции повествования, составлять устное сочинение по картине
| Регулятивные:
выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов).
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию.
| Осознавать и определять интерес к созданию собственных текстов, к письменной форме общения.
| Работа по картине (вопросы упр.106), словесное рисование, составление рабочего материала
| Картина А.Пластова «Летом».
| Оценка за сочинение
| Композиция сочинения по картине.
|
|
|
| Местоимение
| Урок совершенствования ЗУН
| Анализировать языковой материал по изучаемой теме, сопоставлять его по заданным признакам, обобщать наблюдения и делать выводы.
Определять грамматические признаки местоимений.
| Регулятивные: составление плана и последовательности действий
Познавательные: умение структурировать знания
Коммуникативные: умение с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
| Положительная мотивация учебной деятельности.
| Работа по материалу учебника, выполнение упражнений, творческая работа (упр. 112)
| Таблица по тем |
| Поделиться:
|
|