Классификация методов по источнику получения знаний



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация методов по источнику получения знаний



Словесные методы Практические методы Наглядные методы
Рассказ Объяснение Беседа Дискуссия Лекция Работа с книгой Упражнения Практические работы Метод иллюстраций Метод демонстраций

Классификацию по источнику получения знаний неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главный недостаток этой классификации в том, что она не отражает характера познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе.

Следующая классификация – классификация методов по характеру познавательной деятельности учащихся включает в себя 5 методов.
Информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) – метод, состоящий в предъявлении готовой информации учителем и усвоении ее в виде учащимися.


Методы обучения и характер деятельности учителя и учащихся (по И. Я. Лернеру и М. Н. Скаткину)

Метод обучения Деятельность учителя Деятельность ученика
Информационно-рецептивный метод Предъявление информации. Организация действий ученика с объектом изучения Восприятие знаний. Осознание знаний. Запоминание (преимущественно произвольное)
Репродуктивный метод   Составление и предъявление задания на воспроизведение знаний и способов умственной и практической деятельности. Руководство и контроль за выполнением Актуализация знаний. Воспроизведение знаний и способов действий по образцам, показанным учителем. Произвольное и непроизвольное запоминание (в зависимости от характера задания)
Метод проблемного изложения   Постановка проблемы и раскрытие доказательного пути ее решения Восприятие знаний. Осознание знаний и проблемы. Внимание к последовательности и контроль над степенью убедительности решения проблемы. Мысленное прогнозирование очередных шагов логики решения. Запоминание (в значительной степени непроизвольное)
Эвристический метод   Постановка проблем. Составление и предъявление заданий на выполнение отдельных этапов решения познавательных и практических проблемных задач. Планирование шагов решения. Руководство деятельностью учащихся (корректировка и создание проблемных ситуаций) Восприятие задания, составляющего часть задачи. Осмысление условий задачи. Актуализация знаний о путях решения сходных задач. Самостоятельное решение части задачи. Самоконтроль в процессе решения и проверка его результатов. Преобладание непроизвольного запоминания материала, связанного с заданием. Воспроизведение хода решения и его самостоятельная мотивировка
Исследовательский метод   Составление и предъявление проблемных задач для поиска решений. Контроль за ходом решения Восприятие проблемы или самостоятельное усмотрение проблемы. Осмысление условий задачи. Планирование этапов исследования (решения) и способов исследования на каждом этапе. Самоконтроль в процессе исследования и его завершения. Преобладание непроизвольного запоминания. Воспроизведение хода исследования, мотивировка его результатов.

7. Структура учебного действия по горизонтали и вертикали. Основные умения и навыки. Уровни усвоения знаний.

Вертикаль УД. Уровни:

1)Актуального осознания.

2)Свернутый контроль.

3)Бессознательного контроля.

Принцип осознанности обучения русскому языку требует. Чтобы всё изучаемое сначала актуально осознавалось, затем было доведено до автоматизма.

Умения и навыки.

1)Умение – способность выполнять действия (действие – простое и сложное).

Навык – умение, доведенное до автоматизма (автоматизированное). Требует осознания этого действия.

2)Психологический подход. Навык – элементарная операция, умение – сложное действие.

Классификация умений и навыков:

1)Общедеятельностные умения (логические). Входят в структуру познавательных УД, относят:

- анализ

- сравнение

- умение давать определение понятиям (анализ и синтез)

- группирование

- классификация (предполагает выдвижение критерия, по которому классифицировать – группировка и обобщение).

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

2) Специфические (специальные) умения.

а) работа над лингвистич. понятиями (учебно-языковые).

- подведение языковых фактов под понятия.

- подбор понятий языковых фактов.

б) правописные умения.

- орфографические.

- пунктуационные.

в) речевые умения (коммуникативные).

- анализ текста.

- умения культуры речи.

.Знания могут усваиваться на разных уровнях:

- репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции;

- продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.

.И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоения знаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:

-уровень различения (или распознавания) предмета;

- уровень его запоминания;

-уровень понимания;

-уровень применения.

Беспалько:

0.(нулевой) Понимание - Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности.

I. Узнавание - Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие).

II. Воспроизведение - Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной.

III. Применение - Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное.

IV. Творчество - Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством.

 

Задания, задачи, упражнения по ря. Классификация упражнений, лингвометодический анализ упражнения.

Средства обучения русскому языку многообразны. Они подразделяются на основные и неосновные. Будучи материалами, включенными в учебник для формирования и закрепления ЗУНов, комплексы заданий и упражнений относятся к основным средствам обучения.

Задание – письменная или устная инструкция по работе с учебным материалом. Формулировка задания во многом определяет эффективность упражнения, в которое оно включено.

Примеры заданий, используемых в исследовательском методе (продуктивном методе усвоения и использования учебного материала): 1)увидеть новую проблему в языковом материале, определить характер; 2) подобрать языковые факты для решения поставленной проблемы; 3) построить доказательства… и т.д.

По Бабайцевой (многие лингвисты, да практически все, кроме неё и ещё парочки человек, не разделяют понятий «задача» и «упражнение»):

Задачи и упражнения – материалы, созданные для формирования и усвоения ЗУНов.

Задача позволяет самостоятельно открыть ученику новое в языке (явление, закономерность, факт). Решая задачу, ученик ищет способы её решения, опираясь на изученный материал, приходит к новым для себя выводам и т.д., что активизирует его познавательную деятельность, которая носит продуктивный характер.

Упражнение способствует формированию умений и навыков на основе репродуктивной деятельности, на основе выполнения заданий по образцу.

Классификация упражнений

-по характеру материала:

1.Языковые

2. Речевые

3. Правописные

 

-по характеру логических операций:

1. аналитические (вставьте, определите)

2. синтетические (образуйте, подберите, составьте)

 

Элементы упражнения:

-инструкция (задание)

-образец (может и не быть)

-языковой или речевой материал

-дополнительные задания

 

Методика работы с упражнением:

1) Постановка цели

2) Разбор образца решения

3) Непосредственное решение задачи

4) Контроль

5) Оценка

 

Лингвометодический анализ упражнения:

1) Вид упражнения по характеру материала

2) Вид упражнения по характеру логических операций

3) Структура упражнения

4) Методика работы (цель, алгоритм)

5) Способ выполнения


 

9.Лингвистический разбор и методика его проведения.

Включает разные виды разборов.

По форме:

1)письменный и 2)устный.

По полноте:

1)полный, 2) сокращенный, 3) выборочный.

Все разборы делаются по схеме. Схема имеет 2 варианта (устный и письменный). Каждый разбор имеет свою логику, последовательность.

Методика:

1)Название языковой единицы.

2)Название категории.

3)Мотивация (предложение сложное, т.к ...).



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.008 с.)