Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Восточные славяне — русские, украинцы, белорусыСтр 1 из 7Следующая ⇒
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ — РУССКИЕ, УКРАИНЦЫ, БЕЛОРУСЫ Современное расселение и численность В конце 80-х годов XX в. общая численность восточнославянских народов (русских, украинцев и белорусов) в мире составляла около 203 млн чел., большая часть их проживала в СССР. По данным Всесоюзной переписи населения 1989г., 164,5 млн восточных славян проживало на территории своих национально-государственных образований, а сейчас самостоятельных государств — Российской Федерации, Украины и Белоруссии. В других республиках СССР представителей восточнославянских народов насчитывалось примерно 35 млн чел., численность их затем стала быстро сокращаться, в основном за счет миграции в «свои» государства. Общее количество русских, украинцев и белорусов за пределами СССР в середине 80-х годов составляло немногим более Змлн чел.: значительным было число их в США—более 1,5 млн чел., Канаде — более 0,5млн, примерно столько же в Польше, по несколько десятков тысяч человек—в Югославии, Румынии, Франции. Восточных славян насчитывалось более полутора сотен тысяч в Аргентине, более ста тысяч—в Бразилии. По несколько десятков тысяч человек — русских, украинцев и белорусов проживало в государствах Азии и в Австралии, практически отсутствовало восточнославянское население на африканском континенте. (Данные по численности восточнославянских народов за пределами СССР приводятся по: Брук С.И. Население мира. Этнодемографический справочник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 1986.) арабских и западноевропейских. К этому времени относятся и самые ранние памятники археологической культуры Прага— Корчак (VI-VIIBB.), достоверно связываемой со славянами; она занимала территорию от верхнего и среднего течения Эльбы до Среднего Поднепровья. К раннеславянским некоторые исследователи относят также датируемые примерно тем же временем колочинскую археологическую культуру в бассейне Среднего Днепра и пеньковскую на территории от Среднего и Нижнего Подунавья до бассейнов левых притоков Среднего Днепра. Что же касается более ранней истории славян, то она— предмет долголетней полемики между исследователями, при ведении которой привлекаются данные различных наук, в основном письменной истории и археологии. Некоторые историки склонны считать предками славян сколотов Геродота Vs. до н.э., другие—венедов античных источников первых веков нашей еры, третьи— ртаванов Птолемея Ив. н. э.
Археологи ведут поиски археологических культур, которые могли принадлежать славянам до середины I тыс. н. э. Для одних линия славянского развития проходит от тшинецкокома-ровской к раннепшеворской и зарубинецкой культурам и далее к культуре корчак (Б. А. Рыбаков), для других — от зарубинецкой культуры к киевской, которые послужили основой для культур корчак, колочинской и пеньковской (П. Н. Третьяков), некоторые ведут ее от культур штрихованной керамики и киевской к культуре корчак (Л. А. Мачинский, М. Б. Щукин). К настоящему времени существует более десятка «археологических» гипотез происхождения славян. Широкое расселение славян и развитие языковых процессов приводят в VI-VII в. к разделению славян на три группы: восточных, западных и южных. О ранней истории восточных славян мы знаем благодаря «Повести Временных Лет». В ее вступительной части рассказывается о появлении славян на Дунае и их последующем расселении, о восточнославянских племенах — древлянах, вятичах, полянах и других, о их соседях. Археологами исследованы многочисленные памятники восточнославянских культур VII/VIII-X вв. — лука-райковецкал в лесостепной части правобережья Днепра, роменско-боршевская левобережья среднего Днепра и верхнего и среднего Подонья, длинных курганов и сопок на северо-западе Восточной Европы, а также некоторых других, предположительно связанных со славянами. В X в, на их основе образуется единая культура восточнославянского населения с различиями, не выходящими за рамки локальных вариантов. Начинают исчезать в исторических источниках племенные этнонимы. Так, последнее упоминание полян относится к 944г., древлян—970г., радимичей—984г., словен—к 1036г. Они поглощаются новым названием восточнославянского населения—«русь». Образовавшуюся народность в научной литературе, чтобы не путать ее с современными русскими, принято называть «древнерусской». К IX—началу X в. формируется этносоциальная общность восточных славян в пределах Древнерусского государства, в названии которого закрепляется новое этнонимическое образование.
РУССКИЕ Хозяйство ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. Основным занятием русских было пашенное земледелие, в северных лесных районах оно сочеталось с подсечно-огневым. Хозяйственный год начинался весенней подготовкой к вспашке почвы. На севере в лесных районах вырубалась растительность и сжигалась тут же на поле, что увеличивало плодородие почвы. На юге в лесостепной и степной зонах практиковалось залежное земледелие, когда истощенная земля не обрабатывалась некоторое время для восстановления плодородия. Господствовало трехполье—два участка отводилось под яровые и озимые культуры, а третий оставлялся «под паром», его не засевали. Вспашка, посев и уборка урожая яровых культур производились в одном календарном году. Под озимые пахали и сеяли их в течение лета—начала осени, уборка приходилась уже на следующий год. Сроки сельскохозяйственных работ определялись климатическими условиями, поэтому на севере по сравнению с югом они проводились примерно на месяц позднее. На севере землю пахали сохой, было известно несколько их типов — черкуша, курашимка, ярославская косуля и др., на юге—плугом, тоже нескольких разновидностей—«красный» плуг, сабан с колесным передком, плужницы. Тягловой силой на севере была лошадь, на юге—быки и волы, обычно запрягаемые попарно. После вспашки землю боронили, иногда боронение производили и после сева. Бороны были разными, и очень примитивными, сделанными из вершины ели с коротко обрубленными ветвями (суковатка), и более совершенными, в виде решетки из прутьев с деревянными зубьями (плетенка), решетка могла делаться из деревянных брусков, а зубья—из металла. В зажиточных хозяйствах борона могла быть целиком металлической. Сеяли, разбрасывая зерно рукой. С момента сева начинался очень рискованный период, когда судьба урожая зависела не столько от усилий земледельца, сколько от капризов погоды. Поэтому сев сопровождался многими обрядами—клали куриные яйца в мешки с семенами, чтобы зерна нового урожая были такими же крупными, везли семенное зерно на поле ночью, чтобы его не «сглазили», сеятель должен был надеть чистую рубаху — тогда на поле не будет сорняков, и т. д. Главное место в хозяйстве русских крестьян занимали зерновые. По климатическим условиям на севере в основном сеяли ячмень, в центральных районах — рожь, на юге — пшеницу. Выращивались также просо, гречиха, горох, овес, последний главным образом в качестве фуражной культуры. Зерновое земледелие давало не только пищу людям и домашним животным, но и солому, которая использовалась как топливо, для покрытия крыш, набивания матрацев и очень широко в обрядовых действиях. Значительное место в пищевом рационе русских отводилось репе, которую выращивали на специальных, участках—«репищах». С середины XIX в., несмотря на упорное сопротивление, которое оказывалось на первых порах, в крестьянских хозяйствах внедряется картофель, он занимает место репы в питании, становясь «вторым хлебом». Из технических культур выращивались лён (преобладал на севере) и конопля (главным образом, в южных районах), из их волокон делалась нить, шедшая на изготовление ткани, из которой производилась одежда, постельные принадлежности, полотенца и др. Из семян этих культур выжималось масло.
С XVIII в. начинается распространение новых полевых культур, в основном на юге России,—кукурузы, подсолнечника, табака, сахарной свеклы. Там же, в южных районах, русское население заимствует навыки бахчеводства и виноградарства. Кроме полевых культур, выращивали огородные—лук, чеснок, капусту, огурцы, хрен, редьку, позднее появляются помидоры. Существовало и садоводство, но оно не получило у крестьян широкого развития, на севере по причине климатических условий, на юге из-за недостатка земли. Единственным удобрением, которое вносилось на поля, был навоз, особенно много навоза надо было на севере с его малоплодородными почвами. Вывозился навоз на поле обычно в конце весны—начале лета. Везли его в специальных телегах, которые назывались навозницами, или наземницами. С июня начинался сенокос. При косьбе использовали косы двух типов—с длинной рукоятью, такая коса иногда называлась литовкой, и с короткой изогнутой—горбуша, последняя бытовала преимущественно на севере, где была удобнее на кочковатой, поросшей кустарником местности. Старались откоситься к концу июля, потому что с этого времени начиналась страда—уборка урожая. Зерновые убирали серпами, реже косами, к концу XIX в. появились механические жнейки. Существовала традиция начинать уборку.зерновых сообща. Сжатые снопы связывали и укладывали для просушки на поле разными способами. Такое сооружение называлось суслоном (бабкой, крестцом). Особые обряды были приурочены к окончанию жатвы: на поле оставляли несколько несжатых колосьев, их завивали, затем пригибали к земле, произнося при атом фразу: «Вот тебе, Илья, борода, а ты нам хлеба вороха»; последний сноп обвязывали красной лентой и торжественно вносили в избу, где ставили в переднем углу, его, необмолоченным, потом скармливали скоту. Снопы вывозили с полей и при необходимости перед обмолотом досушивали в специальных постройках-—шишах, овинах или ригах. Шиш был самым примитивным сооружением. Он представлял собой яму, в которой разводился огонь. Над ямой делался дощатый настил с отверстиями, а поверх нее ставился конус из жердей, на которые укладывали снопы для сушки. Овин—двухэтажное строение, в нижнем этаже разводили огонь, тепло от него поступало в верхний, который набивался снопами. Из-за легкой возгораемости овинов к концу XIX в. хлеб стали сушить в основном в ригах — одноэтажных постройках с печью.
Хлеб обмолачивали на току — ровной площадке, открытой, под навесом или в специальном помещении. Молотили зерно цепом, кичигой—палкой с кривым суком или корневым отростком, иногда прямой палкой, на юге пользовались каменными каталками-гарманами или прогоняли по снопам скот. Для получения неповрежденной соломы, которая шла на изготовление различных изделий, обивали снопы о бочку. В зажиточных хозяйствах использовались механические молотилки. После обмолота зерно веяли, подбрасывая деревянными лопатами на ветру или в решете, одновременно оно сортировалось—на семена, в пищу людям и на продажу, на корм скоту. Хранили зерно в амбарах, на севере их делали массивными бревенчатыми, иногда двухэтажными, на юге—из более тонких бревен, плах, обожженного кирпича, самана, иногда даже плетня, обмазанного глиной. Здесь практиковалось также хранение хлеба, в земляных ямах. Внутри амбаров вдоль стен отгораживались отсеки для различных видов зерна, они назывались сусеками. Для получения муки зерно размалывали на мельницах. Были ручные мельницы—жорны, но чаще для размола использовалась сила ветра или воды. Водяные мельницы были двух типов: наливные, когда вода на мельничное колесо падала сверху, и подошвенные—вода била по лопаткам колеса снизу. Также существовало два типа ветряных мельниц: столбовки вращались всем корпусом на столбе, на котором они были насажены, у шатровок поворачивалась только верхняя часть. Существовали мельницы, приводившиеся в движение силой животных. Особое приспособление могло быть установлено на мельнице для дробления зерна в крупу, в домашних условиях зерно дробили в ступах. ЖИВОТНОВОДСТВО давало мясо и молоко, кожи и шкуры, шерсть для изготовления одежды, рог, из которого делали гребни, пуговицы, музыкальные инструменты. Скот давал удобрение для полей, служил тягловой силой при выполнении хозяйственных работ и т. д. Держали русские крестьяне крупный рогатый скот, в основном коров, а также лошадей, овец и коз, свиней, домашнюю птицу. Корова была почти в каждой семье, в зажиточных по несколько. Разводили разные породы коров — сюземскую, ярославскую и др., преобладала холмогорская. Система содержания скота была стойлово-выгонная. В теплое время, когда была трава, скот выгоняли на пастбище, обычно под присмотром пастуха, профессия которого ввиду рискованности была связана с выполнением многих магических обрядов и предписаний. Особенно развита была пастушеская обрядность в северных районах, где скот приходилось выпасать в лесу и опасность утраты его была велика, меньше—на юге с его открытыми пространствами. На севере накануне сезона выпаса пастух брал «отпуск», т. е. заключал «договор» с «нечистой силой». Написанный на бумаге текст с заговором, иногда вместе с другими сакральными предметами—крестом, хлебом, кусочком воска, в который были закатаны волоски от всех животных стада, он прятал до конца выпаса в каком-нибудь укромном месте. Магические действия по сохранности стада им совершались при первом выгоне скота, обычно на Егорьев день — 23 апреля ст.ст. (6 мая нов. ст.) и ежедневно, например, утром пастух, распуская стадо, отмыкал замок, а вечером, собирая его, замыкал. Однако были в его арсенале и реальные приемы, обеспечивающие сохранность животных: пастух мазал медвежьим жиром растения на границах пастбища, чтобы скот не уходил за его пределы, прогонял животных утром между двух костров, тогда запах дыма отпугивал хищников и т. п.
Лошадей днем использовали в работах, а выпасали в ночное время. Зимой крестьянин, имеющий лошадь, мог заниматься извозом. Держали русские крестьяне также овец ради мяса, шерсти и овчин, коз, от которых получали молоко ц пух, с конца XIX в. стало активно развиваться свиноводство. Почти повсюду разводили домашнюю птицу—кур, гусей, уток, позже индюшек. Значительная роль домашних животных в крестьянском хозяйстве получила широкое отражение в культовой практике..Некоторые святые христианского пантеона считались покровителями всего скота—Егорий, Власий, Илья, другие—отдельных видов его, например, Флор и Лавр — лошадей, Косьма и Дамиан—кур. Устраивались так называемые «скотьи» праздники, во время которых выполнялись определенные обряды, направленные в основном на сохранность скота—животных кропили «святой» водой около церкви или часовни, после чего устраивалась общая трапеза сельчан, кости съеденного жертвенного животного, завернутые в его шкуру, закапывали где-нибудь. Обрядами сопровождались первый выгон скота на пастбище, покупка домашнего животного, особый комплекс магических действий—«опахивание» деревни—т производился при эпизоотиях. Народный календарь. Сроки хозяйственных работ определялись календарем. Народный календарь был соотнесен с христианским месяцесловом, поэтому, указывая даты, русский человек не называл числа и месяца, а говорил: «на Николу зимнего»(6/19 декабря) или «на Воздвиженье» (14/27 сентября), применительно к длительным промежуткам времени—«на Великий пост» (семь недель перед Пасхой), «на пестрой неделе» (одна Как бытовой предмет в конце XIX в. Крестьянский календарь представлял собой деревянный брусок с регулярными нарезками, обозначающими дни, и с отметками у тех, которые: имели особое значение: изображением сохи напротив дня 1/14 марта (Евдокия), потому что в этот день предписывалось чинить инвентарь, готовясь к началу земледельческих работ, косы у отметки 8/21 июля (Иоанн и Прокопий Устюжские)—начало сенокоса на севере, серпа, у дня 18/31 августа (флор и Лавр) — в некоторых районах в этот день начинали жатву и т. п. Были и вышивные календари, которые к этому времени утратили свое функциональное назначение и сохранялись в качестве образцов орнаментальных мотивов на бытовых вещах. Архаичные календари нередко были незамкнутыми, т. е. исчисляли не все дни года, благодаря чему компенсировалась високосность, которую нельзя было установить эмпирическим путем. По календарю определяли не только сроки агротехнических работ, но и погоду: природные приметы на тот или иной день предсказывали погоду на ближайшую или отдаленную перспективу. Иногда эти предсказания выражались в виде словесных формул, например: «На Сампсона дождь -— семь недель тож». Это означало, что дождь в день Сампсоиа-странноприимца (27 июня/10 июля) предвещает семинедельную мокрядь. Существовал у русских крестьян обширный арсенал предсказаний погоды и по другим природным приметам—поведению животных, особенностям развития растительности, направлению ветров и т. д. ПОДСОБНЫЕ ЗАНЯТИЯ, ПРОМЫСЛЫ И РЕМЕСЛА были очень разнообразны и варьировали в различных районах проживания русских. Повсеместно было распространено собирательство—грибов, орехов, ягод, трав, во многих местах — рыболовство, прежде всего, речное и озерное, а на Севере и морское. Использовались разные виды рыболовных орудий— сети, остроги, удочки, разнообразные ловушки (морды, верши и т. п.). Охота как подсобный крестьянский промысел была широко распространена только на Севере и в Сибири—с ружьем и собакой, установкой силков и других ловушек. Там, где была возможность, занимались бортничеством — добыванием меда диких пчел, но преобладало уже пчеловодство— содержание домашних пчел в ульях. Везде были развиты домашние ремесла. Те из ремесел, которые ориентировались на заказ или на рынок, получили развитие в основном в неземледельческих районах, существуя зачастую в качестве отхожих промыслов. Ремеслами крестьяне занимались, как правило, в зимнее время, свободное от полевых работ, но в ряде случаев, при ориентации уже не на заказ, а на рынок, само земледелие становилось подсобным занятием. В условиях господства натурального хозяйства в крестьянских семьях зачастую изготавливались полностью одежда и обувь, многие предметы утвари, сельскохозяйственные орудия труда, в зимнее время в лесных районах производились заготовка древесины, выжигание угля, гонка дегтя и т.д. Среди наиболее распространенных отхожих промыслов были плотницкий, шубный, печной, жестяной. Как правило, уже ремесленной специфики требовали такие виды производств, как кузнечное, гончарное, кожевенное, портняжное и ряд других. Одежда и украшения В культуре любого народа одежда и ее декор, кроме сугубо практической, имеют и ряд других функций—эстетическую, знаковую, а в народной культуре и магическую—продуцирующую и защищающую. МАТЕРИАЛЫ. Материалы для изготовления одежды у русских были как растительного — лен, пенька, кора деревьев, так и животного происхождения—шкуры, кожи, шерсть. Лен и коноплю обычно выдергивали из земли руками, оставляли на некоторое время на поле, затем из них выбивали семена, из которых выжимали масло. Стебли растений вымачивали в воде, мяли на мялке, трепали деревянным ножом, расчесывали. Получалась кудель, из которой на прялке при помощи веретена скручивали нить. Так же получали шерстяную нить. Из нити на ткацком станке ткали материю. Станки были разных типов—и упрощенные, для тканья рогож, поясов, сит, и более совершенные, для получения ткани из льна, конопли (холстов) и шерсти (сукна). Ткани затем подвергались отбеливанию, которое включало в себя несколько процедур—запаривание в зольном растворе, вымачивание, отбивание деревянными вальками. Холсты могли также отбеливать в навозе или в растворе из сыворотки, муки и гашеной извести. После этих процедур ткань становилась белее и мягче. Материю при необходимости красили. Красители получали из трав (горец, подмаренник, дрок), коры деревьев (дуба, ольхи), грибов и др. С XIX в. популярной становится так называемая кубовая краска (индиго). Узорная окраска делалась набойкой. На одной стороне деревянной дощечки (манер) вырезался или набивался металлическим штифтом узор. Эту сторону погружали в краску, потом дощечку накладывали на ткань и били по ней молотком, получая таким образом узор на материи. Другой способ нанесения разноцветной окраски—погружение ткани поочередно в емкости с различными красителями, при этом места, которые окраске не подлежали, покрывали специальным составом — вапой. На особых станках ткали ковры—ворсовые и гладкие. Из расчесанной и взбитой шерсти валяли войлок и делали войлочные изделия—валенки и головные уборы. Из шерстяной нити вязали спицами варежки, носки, платки. Кожи и шкуры получали как от домашних, так и от диких животных. Снятую шкуру вымачивали в воде и в зольном растворе, очищали от мездры (остатки мяса и жира), при необходимости удаляли волос, сбривая его или химическим путем, например, закапывая шкуру в болото или в навоз. Затем шкуру смазывали жиром или дегтем и размягчали, используя специальное приспособление — мяло, либо на мялке для льна и конопли. Таким образом получалась сыромять, которая шла на изготовление сбруи, ремней, поршней и т. д. Другие технологии позволяли получать разные сорта высококачественных кож— сафьян, юфть, шевро. Шкуры, которые шли на изготовление одежды, головных уборов, некоторых видов обуви, квасили и дубили. Квашение производилось в растворе кваса с другими компонентами, так обычно выделывались овчины белого цвета для пошива тулупов и полушубков. Для того чтобы шкура была более прочной, водонепроницаемой и окрашенной, ее дубили в растворах, сделанных с использованием коры различных деревьев: дуба, ивы и др. МУЖСКАЯ ОДЕЖДА. Традиционная мужская одежда русских была довольно едина по всей территории их проживания. Она состояла из рубахи, штанов и верхней одежды нескольких видов. Рубаха обычно шилась из неокрашенной материи. Существовали архаичные туникообразные рубахи, но к концу XIX в. преобладали рубахи более сложного кроя, со вставками подмышками (ластовицами) и иногда на плечах (поликами). На спине от плеча до пояса могла быть полотняная подкладка (подоплека). Рубаха, как правило, украшалась вышивкой или тканым орнаментом по вороту, на рукавах и на подоле. Длиной она была до середины бедра, более длинной у стариков. Воротник рубахи был либо невысокий стоячий, либо отложной, мог и отсутствовать, рубаха без воротника называлась голошейкой. На груди делался разрез, вертикальный посередине, сбоку или косой. Воротник затягивался тесемками, либо застегивался на пуговицу, оловянную или медную. Штаны — слово тюркского происхождения, вытеснившее более раннее название — порты, которое означало и одежду вообще и материю. Штаны у русских имели узкий шаг, верхний край их подшивался, в рубец вставляли шнурок или ремень, на которых они держались на поясе. Шили штаны из не однотонной материи, так называемой пестряди. Верхняя мужская одежда была довольно разнообразной как по покрою, который эволюционировал от прямого к отрезному в талии с большим количеством боковых вставок — боров, так и по номенклатуре, последняя с покроем далеко не всегда совпадала,— зипун, сермяга, пониток, однорядка, армяк и т.д. Шилась верхняя одежда обычно из сукна. Зимой также носили овчинную одежду мехом внутрь, дубленую и недубленую — отрезной в талии полушубок или длинный прямоспинный тулуп, сверху их могли для большего тепла покрывать материей. Из меха диких животных — лисы, волка, медведя — шились шубы, тоже широкие и прямоспинные, обычно с большим воротником, мехом наружу или внутрь. Запахивалась верхняя одежда на левую сторону и застегивалась или подвязывалась поясом, праздничную могли украсить вышивкой и аппликацией. Поясом подвязывались и рубахи, вообще ходить без него мужчинам и женщинам считалось таким же грехом, как и ходить без креста. Делались пояса из разных материалов — лыка, кожи, турецких и персидских шалей, самыми распространенными были тканые из шерстяных или хлопчатобумажных ниток. Мужские головные уборы не отличались разнообразием. В летнее время носили высокие цилиндрические или конические валяные шапки, которые назывались гречневики, черепники, матерки, зимой—меховые ушанки, малахаи, треухи. С конца XIX в. популярными становятся картузы из фабричной ткани с козырьком, близкие по форме к военной фуражке. Однотипны были прически у мужчин. Волосы на голове подстригали, для ровности надев горшок («в кружало»), парни брились, иногда оставляя усы, мужчины средних лет могли носить бороду, в то время как для старика она была обязательной принадлежностью. Из украшений только у самых больших щеголей на деревне могла быть серебряная серьга в левом ухе, а на пальцах перстни и кольца. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖЛА. У русских бытовало несколько комплексов традиционной женской одежды, наиболее распространенными из них были северно- и южнорусский. Общим элементом женской одежды была рубаха. Шилась она более длинной, чем мужская, часто имела плечевые вставки—полики, прямые у севернорусских, косые у южнорусских. Известны были туникообразные рубахи—их носили старообрядцы, они также входили в комплект погребальной одежды. Виды воротов были такие же, как у мужских рубах, а разрез делался вертикальным посредине груди. Женская рубаха могла состоять из двух частей — верхней (воротушка) и нижней (подстава), верхняя часть могла носиться самостоятельно. Рубахи женщин богато орнаментировались—вышивкой, ткачеством украшались полики, ворот, подол, рукава. В севернорусский комплекс женской одежды, кроме рубахи, входили сарафан и кокошник. Сарафан одевался поверх рубахи и подвязывался поясом. Известно было несколько его видов — сукман (самый архаичный), клинник, круглый, или московский, который чаще назывался по виду материи—атласник, штофник, клетовник и т. д. С сарафаном севернорусские женщины носили кокошник—головной убор различных форм и названий—кика, шишак, «седлом», однодворческий и др. Кокошник богато украшался жемчугом, золотной нитью, цветными стеклами и другими декоративными элементами и стоил довольно дорого. Для южнорусского комплекса женской одежды были характерны понева и кичка. Понева—поясная одежда, часто из шерстяной клетчатой ткани, держалась она на вздержке. Самая архаичная понева делалась из трех кусков несшитой материи, которые закреплялись на поясе, более поздними типами были растополка, у которой эти три куска ткани уже сшивались, и глухая—со вставленным другого цвета четвертым куском. Поневу девушка начинала носить со вступлением в брачный возраст, первое надевание ее сопровождалось обрядностью. К началу XX в. поневу стала вытеснять юбка. Поверх поневы южнорусские женщины носили другие виды одежды—занавеску, передник, насов и т. п. Женским головным убором у южной группы русских была обычно кичка, иногда рогатая, разных видов, как и кокошник, богато украшенная. Названия русских женских головных уборов и их частей часто имели орнитоморфный характер: кокошь — курица на яйцах (вариант — петух); кика—птица; сорока и т.д. Тяжелые, неудобные и дорогие, они в конце XIX—начале XX в. стали вытесняться платками и шалями. Женский головной убор полностью закрывал волосы, появиться с открытыми волосами на людях, «опростоволоситься», считалось крайне неприличным. От женских отличались девичьи головные уборы (повязки, венки, челки и т.д.), которые, наоборот, оставляли волосы открытыми. Различны были и прически — женщины волосы заплетали в две косы и укладывали их, а девушки волосы носили распущенными или заплетали в одну косу. Верхняя женская одежда отчасти была сходна с мужской — кафтаны, зипуны, овчинные полушубки и др., тоже с левым запахом. Но были и специфические виды женской одежды—шугаи, душегреи, епанечки и т. д., короткие, с сильным расширением от талии или выше, на лямках или с рукавами, нередко из дорогой материи и с богатой отделкой. Разнообразны были женские и девичьи украшения—височные подвески из бисера, стекляруса, птичьих перьев, серьги в ушах, перстни и кольца на пальцах рук, нагрудные, ожерелья из жемчуга, янтаря и др. Кроме северно- и южнорусского комплексов женской одежды бытовал еще западнорусский, состоявший из поневы в два полотнища или полосатой юбки (андарака), наметки в качестве головного убора и суконной свиты. Своеобразной была одежда казачества, в среде которого встречались оба основных комплекса и присутствовали также элементы одежды, заимствованные у других народов. Заимствования были характерны и для одежды русского населения Сибири. ОБУВЬ. У мужчин и у женщин обувь была довольно сходной. Самой распространенной были лапти, которые плелись в основном из липового лыка. Для русских лаптей характерно диагональное плетение и закругленность носов. Лапти широко использовались не только в повседневной, но и в обрядовой жизни—в них венчали, хоронили, ими били сватов перед сватовством и т. д. Зимние лапти подбивали паклей, они назывались «с подковыркой», делали праздничные лапти («писаные») —мелкого плетения из разноцветного лыка, что создавало шахматный узор. Лапти носили с онучами, представлявшими собой полоски белого или серого сукна, держались на ногах лапти и онучи оборами—веревочками из пеньки, лыка, шерсти, кожи. В грязь и в холод на ноги надевали ступни—обувь прямого плетения из широких полос березовой коры. Кроме плетеной обуви носили кожаную. Это—поршни, сделанные из одного куска кожи, присборенные в верхней части. Более распространены были сапоги, хотя повседневной обувью они были только в зажиточных семьях. Назывались они «русскими», отличались высокими голенищами и круглыми носами, имели каблук и шились из черной кожи, праздничные могли быть украшены разноцветной аппликацией. Специфически женской обувью были коты—высокие ботинки с частой шнуровкой, на высоком каблуке. Зимой носили войлочные валенки. ПИЩА Своеобразие пищи русских определялось особенностями их хозяйственных занятий—преобладало зерновое земледелие; религиозным фактором—пища делилась на постную и скоромную, количество дней постов доходило до 200 и более в году; сезоном—в конце осени и зимой было больше мясной пищи, весной и летом преобладала растительная, оказывали воздействие и такие факторы, как региональный, имущественный, социальный и др. Продукты в пищу употребляли, в основном, в переработанном виде, известно было много способов приготовления пищи—варение, печение, жарение, сушение, квашение, каление и т.д. Из всех продуктов питания главным был хлеб, выпекался, в основном, кислый хлеб, в качестве закваски использовались остатки старого теста. В зависимости от способа очистки муки различался хлеб мякинный, решетный, ситный, лучшим был крупчатый. Выпеченный на поду печи хлеб назывался подовым, в форме—формовым. На севере и в центральных районах преобладал ржаной и ячменный хлеб, в южных — пшеничный (калач). Делались также изделия из сдобного теста— баранки, бублики, крендели, из пресного — сочни, ватрушки, колобки. Особое место занимали пироги, разной формы и с разной начинкой, они были праздничным и обрядовым блюдом. Обрядовым хлебным изделием были также свадебные каравай, рыбник (на севере) и курник (на юге), пасха (сейчас—кулич), которую пекли в высокой форме к Светлому Христову Воскресенью, масленичные блины и др. Поедание этих блюд имело не столько физиологическое, сколько сакральное и социальное значение. Из муки также делались мучные каши—саломата, кулага, заваруха и др., на основе муки готовили кисели—традиционное повседневное и обрядовое блюдо, и очень популярный квас. Дроблением зерновых получали крупу, которая шла на приготовление каш, тоже игравших роль и обрядовой пищи. Различались они по крупам (перловая, гречневая, пшенная), варили их на воде или молоке, жидкими и густыми. Разнообразны были первые блюда, зимой преобладали горячие— щи, борщ, рассольник, летом холодные—свекольник, окрошка, тюря; их готовили на мясном бульоне, воде, квасе. С рыбой на первое варили уху. Главным компонентом первых блюд были овощи: капуста, картофель, лук, чеснок, огурцы, свекла и др. Ели овощи и отдельно в свежем, соленом, квашеном виде. Особенно много потребляли репы, затем ее вытесняет картофель, который произвел переворот в русской кухне, благодаря своей питательности и сочетаемости с разными видами продуктов. Существенную роль в питании играли продукты собирательства—грибы, ягоды, орехи, травы—щавель, хвощ, борщевник, в качестве напитков использовали соки деревьев — березовый, кленовый. Много потребляли рыбы, тем более что она считалась постной пищей. Преобладала речная рыба— сом, щука, лещ, карась и др., готовили ее по-разному—варили и жарили, вялили и сушили, коптили, у северных народов были заимствованы такие блюда, как квашеная рыба и строганина. Мясо на столе появлялось нечасто и обычно было приправой к другим блюдам. С мясом могли готовить первые блюда, из него делали жаркое, холодец, пельмени, особенно популярные в Сибири, мясо коптили, солили, но широкая заготовка мясных продуктов впрок в виде колбас, окороков для русских была нехарактерна. Масло употреблялось в пишу разное, и животного происхождения— сливочное, а больше топленое, говяжий, бараний, свиной жиры, и растительные масла—льняное, конопляное, с XIX в. подсолнечное, реже горчичное, маковое, тыквенное. Ели яйца, главным образом, вареные, молоко в свежем и сквашеном виде, творог и сыр, из творога делали обрядовую пасху. В качестве приправы к разным блюдам использовали сметану. Разнообразны были напитки, самые распространенные среди них квас и кисель. Праздничными хмельными напитками были пиво и брага, а в особо торжественных случаях водка. Производство и продажа ее были монополией государства, но в крестьянской среде практиковалась тайная выгонка водки, называвшейся самосидкой, или самогонкой. В городах был популярен горячий напиток на основе меда—сбитень, особенно охотно его пили зимой. Чай на Руси сначала известен был только травный, настоящий появляется в XVII в., но доступным по цене основной массе населения он становится лишь в XIX в. Обряды жизненного цикла По мере взросления человека менялись его права и обязанности. Это соответствие возраста и социального статуса фиксировалось в терминологии — кувятка (младенец), недоросль (ребенок 7-8 лет), борнавояок (мальчик постарше, помогающий отцу во время боронования пашни) и т. д. Понятно, что переход из одного состояния в другое происходил постепенно, но три момента в жизни человека имели практически дискретный Характер— рождение, брак и смерть, поэтому они сопровождались большим количеством обрядовых действий.
УКРАИНЦЫ Украинская народность формировалась на территории, которая была ядром Древнерусского государства,—Киевского, Чернигово-Северского и Переяславского княжеств. Впервые понятие «Украина» встречается в Киевской летописи под 1187 г. в связи с событиями в Переяславской земле—смертью князя Владимира Глебовича. Со временем оно стало применяться к территории Среднего Поднепровья. Сначала «Украина» была территориальным названием наряду с другими, но именно оно дает начало этнониму — украинцы. Под 1305г. впервые зафиксировано еще одно понятие—«Малая Русь» (сначала применительно к Галицкой митрополии, а затем к Галицким землям), происходящий от него этноним «малороссы» стал употребляться как аналогичный «украинцам».
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 964; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.222.212.138 (0.155 с.) |