Древнеславянская этническая общность. Античные письменные источ-ники о славянах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнеславянская этническая общность. Античные письменные источ-ники о славянах



Древнеславянская этническая общность. Античные письменные источ-ники о славянах

Невры-по Геродоту. В греческих источниках употребляется такой этноним как ВЕНЕДЫ. Упомянутые Скифы(были НЕ славяне) Научная работа о происхождении и проживании Германцев. Говорится о Венедах. В его трудах говорится о том, что ВЕНЕДЫ-германцы и ВЕНЕДЫ-сарматы. ВЕНА-север, выше. Соответственно Венеды- те кто живёт севернее.

Великий географ Клавдий Птолемей в своём географическом руководстве упоминает Венедов. В последующем, Венеды=Славяне(Чехами, Словаками и Поляками). На основании источников можно предположить что под ВЕНЕДАМИ существовали и Восточные Славяне.

Прииск Пофийский 410-475 г(византийский учёный, дипломат, посол к гуннам)- он описывает в своих отчётах племена Гунов, Скифов и один из первых употребляет термин СКИФЫ- славяне. Он описывает участие их в походах на Константинополь, выращивали ПРОСО- которое всегда осоциировалось со славянами, а также плавали по рекам на лодках однодневках. Упоминается Медовуха- сделанная из мёда. Прокопий Кесарийский-родился на востоке(Палестина)-родился в знатной семье, получил риторическое образование, юридическое, занимал посты: секретаря, советника, посланника, при Елизарии. Побывал во многих странах: Сицилия, Карфагене, Италия. Он написал: История войн(войны с германскими племенами, 3-и книги о войнах с готтами, тайная история- книга о царствовании Византийского императора Юстиниана). Особенность: он являлся очевидцем большинства событий описанных им. О(племена эти склавины и анты неуправляются одним человеком, но издревне живут в народовластии. Учебник в помощь: А.М Сахоров. Нужно выяснить кто такие АНТЫ и СКЛАВИНЕ. Политическая форма правления-это демократия….. они считают, что у них один6 бог главный, создатель молнии, именно он есть единый владыка всего. Военная демократия должна обслуживать раннюю форму государственности. В 6 веке славяне стояли на ступени предгосударственности. Они посчитают реки, нимфы. Они живут в жалких хижинах, меняя на сколько можно местопоселения. Разбросанное жильё, свидетельство о землепашестве. Есть у тех и других единый язык. Высоки очень сильны и волосы не очень светлы и не рыжии. Этот источник весьма пространно рассказывает о СЛАВЯНАХ.

Маврикий 582-602 год- Византийский император. Написалк книгу Стратегикон, это своего рода инциклопедия, для обучения Военноначальников и воинов, как бороться с варварами. Ведут они жизжизнь разбойников. Пользуется засадами, любят воевать не нём а ночью, применяют всевозможные уловки. Прибывают в состоянии анархии и взаимной вражды. Не знают правил ведения войны, не хвастают своей силой. Славяне вероломны, не надёжны. Дают слово и берут обратно. Со славянами сражаться надо и нужно, но не нам, а пусть сами с собой воюют.

Описание Славянами Славян отображается в повести временных лет. Иллирийцы. Иллирийцы Славяне. Проблемы этногенеза Славян. Этногенез- пишу о рождение народа.

Источник: Иллирийская теория(повесть временных лет)- расселяются с блкан на дунай.

Дунайская теория прородины славян. Спустя много времени сели славяни по дунаю. Одни сели на реки имени морова-МОРОВИИ. Также эти славяне пришли и сели по днепру. Днепровская теория происхождения славян. Баварсая хроника(11-12) век. (САРМАТСКАЯ теория)

«… Славяне продвигались вдоль побережья чёрного моря на север и первоначально поселились в Южной России и были известны как древние скифы и сарматы, позднее Алана и Раксаланы. От сюда формируется 2-е теории(1. Сарматская, 2. Украинская).

Согласно Балканской хронике, славяне расселяются на ЮГ от корпат, а другие расселяются на север от карпат). –Балканская теория происхождения славян.

 

Геополитические процессы в Европе и распад древнеславянской этнической общности (IV – VII вв.)

Великое переселение народов. Его участниками стали, правда с большим опозданием, и народы Восточной Европы, в том числе славяне, угро-финны, балты, аланы и др. Первыми на территории Восточной Европы сдви-нулись с мест германские племена готов. Ранее они жили в Скандинавии, позднее расселились в Южной Прибалтике. Оттуда их потеснили западные славяне, и готы пустились в путь. Во II — III вв. через земли балтов и восточных славян готы пришли в степи со-

временной Украины и прожили там два столетия. От готов в славянском языке остались слова «хлеб», «плуг», «меч» и «шлем».Нашествие с востока гуннов (с 370-х гг.) — может быть, самое крупное явление в истории переселения народов. С появлением гуннов началось господство

тюркско-монгольских племен на степных просторах Евразии Участниками Великого переселения народов стали и славяне. Они пережили и сарматское нашествие, и нашествие гуннов. После

падения державы гуннов вновь наполнились людьми дунайские и днепровские берега, лесные поляны в чащах вдоль рек Припяти и Десны, в верховьях Оки. В V — VI вв. здесь произошел демографический взрыв, т.е. быстрое увеличение численности славянского населения и его распространение на больших пространствах Восточной Европы. Прежде всего славянское население выросло там,куда не доходила конница гуннов, — за Карпатами, в Центральной и Северной Европе. Укрывшиеся в северо-восточных лесах люди возвращались на юг, на свои исконные земли — в районы Среднего Поднепровья, в бассейны рек Днестра и Буга. Из Повисленья и из-за Карпат славяне двинулись на плодородные земли по Дунаю, и с V в. здешнее население надолго становится чисто славянским по своему составу. Славяне заняли территории, покинутые германцами, и продвинулись до реки Эльбы на западе. Из Среднего Поднепровья они распространились на восток.

Оказалось, что гунны не только принесли славянам огромный вред, но вместе с тем расчистили для них территории от других поселенцев и как бы указали пути движения. Одновременно в славянской среде произошли крупные перемены в составе общества — усилилась роль племенных вождей и старейшин, вокруг них складывались дружины, появились богатые и бедные. Возобновилась торговля поднепровских и подунайких жителей с Балканами и греческими городами. Мир и покой в славянских землях принесли свои плоды. Начиная с V в. на землях, где раньше хозяйничали скифы, сарматы и гунны, — в бассейнах Днепра и Днестра — сложился мощный союз восточнославянских племен, которых называли антами, что на иранском наречии означало «жители окраин». Таковыми они и были по отношению к иранским племенам, обитавшим в юго-восточной части Европы.

Древние греческие авторы рассказывают, что в V — VI вв. в юго-восточной части Европы сложились два крупных славянских племенных образования — склавины (славяне) и анты. Склавины жили в северной части Балканского полуострова, анты — на пространствах от Нижнего Дуная до берегов Азовского моря. Опираясь на освоенные ими территории, анты начали с V в. мощное движение в районы Подунавья, на Балканский полуостров, в пределы Византийской империи. При этом они враждовали с балканскими славянами. Византия даже пыталась противопоставить их друг другу.

Для дальних рискованных походов славяне создавали сильные военные союзы, объединяли племенные дружины, формировали речные и морские флотилии. Они нападали на византийские города, брали в плен жителей и требовали за них выкупы. Отряды славян доходили даже до средиземноморских берегов. Как и германские племена на западе, восточные славяне начали колонизацию территорий Византийской империи на Балканах. Чтобы сдержать натиск антов, византийские императоры построили ряд крепостей по Дунаю, пытались откупиться богатыми дарами — золотом, дорогими тканями, драгоценными сосудами, предоставляли антам некоторые пограничные территории, брали славянских вождей к себе на службу

 

Главный источник ПВЛ

Бужане в верховья Западного Буга. Княжение.

Волыняне –Центр – Волынь (в летописи упоминается с 1018). В 907 г. – союзник Киева. Княжение

Вятичи – союз восточнославянских племен верхнего и среднего течения р. Оки.

Древляне – племенное объединение, занимавшее в VI-X вв. территории Полесья, Правобережной Украины по теч. рр. Тетерев, Уж, Уборть, Ствига. Главный город – Искоростень.. Были обложены данью Олегом в 883 г. Княжение. Племеное обьеденение

Дреговичи – племенное объединение славян. Места обитания - северные области днепровского правобережья. В древности имели свое княжение с главным городом Туровом на Припяти.

Княжение. Племеное обьеденение

Дулебы - племенное объединение на территории Западной Волыни. В VII в. подвергались опустошительным набегам аваров. В 907 году дружина дулебов участвовала в походе Олега на Царьград.

Кривичи - союз восточнославянских племен в VI – X вв. Располагался на водоразделе Западной Двины, Днепра и Волги. Главные города – Смоленск, Полоцк и Изборск. Княжение. Племеное обьеденение.

Поляне – восточнославянский племенной союз по среднему течению Днепра от Припяти до Роси. Составили ядро древнерусского государства. КНЯЖЕНИЯ

Радимичи – племенное объединение, располагавшееся в восточной части верхнего Поднепровья, по р. Сож и ее притокам. платили дань Хазарам. В 885 году были присоединены Олегом, окончательно потеряли политическую самостоятельность

Северяне – союз племен в VII – IX вв., располагающийся по рр. Десне, Сейму, Суле. Платили дань хазарам.


5. Письменные источники о социально-экономической организации, хозяйстве и культуре восточных славян

Главный источник ПВЛ Бужане земледелие, животноводство, ремесло. Язычники славянский язык. Волыняне – земледелие, ремесло Язычники славянский язык. Вятичи – Патриорхально – родовой образ жизни, земледелие, животноводство, ремесло, охота. славянский язык.трупоположение Древляне – земледелие, животноводство, ремесло. Язычники славянский язык.трупосожение Дреговичи – земледелие, животноводство, ремесло, охота. славянский язык. Кривичи - земледелие, животноводство, ремесло, охота. славянский язык.трупоположение

Принятие христианства

В 988 г. на Руси, князем Владимиром было принято христианство по восточному образцу. Летопись так описывает момент принятия христианства: к нему приехали послы разных вероисповеданий, но Владимир выбрал христианство. В целом Русь уже была до этого знакома с христианством - это сказания о апостоле Андрее, войны с Византией, принятие христианства в высших кругах (например Ольга крестилась в 955 г.).С 988 г. христианство стало официально распространяться по всей Руси. Не везде крещение мирно: в Новгороде противостояние населения, верного традиционной религии, и христианской дружины вылилось в кровавое противостояние. В конце IX-XI вв. были основаны епископства в важнейших городах: Новгороде, Полоцке, Ростове, Белгороде, Чернигове, Переяславле. В Киеве строится соборная Десятинная церковь, на содержание которой князь выделил десятую часть своих доходов. В правление князя Ярослава появляется монашество. Греческое духовенство принесло вместе с новой религией и новые понятия о правах и обязанностях правителя и подданных, представление о правителе как о пастыре, ответственном перед Богом за благосостояние подвластного ему народа. Представители церковной иерархии явились на первых порах естественными союзниками князей. Личная власть князей после крещения Руси значительно окрепла. Введение христианства было не только огромным культурно-историческим событием, но и важнейшим политическим актом, укрепившим культурное и идейное единство молодого государства. С принятием христианства на Руси распространились грамотность, книжность, письменные законы, изменились представление о мире, смягчились нравы людей. Христианство на Руси сочеталось с язычеством, т.е было двоеверие.

 

Социальная борьба 11-12вв.

Утверждение феодального строя у восточных славян сопровождалось усилением социальной борьбы. Документы того времени очень немногочисленны. По сравнению с другими источниками несколько подробнее говорится о социальных движениях в Повести временных лет или Начальной летописи -летописном своде, составленном в Киеве в начале XII в. В основе свода лежат летописи более раннего времени, народные сказания и исторические песни. В него включены также некоторые юридические документы и сведения, заимствованные у греческих авторов. Наиболее раннее летописное известие о восстании смердов относится к 1024 г. Летопись очень скупо говорит под этим годом о движении в Суздальской земле, где поводом к открытому возмущению людей послужил голод. Основной движущей силой и этого и последующих движений были крестьяне-смерды и городские низы, выступавшие прежде всего против “старой чади” - т.е. верхушки феодализирующегося общества. Во главе восставших стояли волхвы - языческие жрецы. Княжеской дружине с большим трудом удалось расправиться с повстанцами и их предводителями.
Восстание 1071 г. в Ростовской земле и на Белоозере также имело определенно выраженную религиозную окраску. На дальних северо-восточных окраинах авторитет православных миссионеров оспаривали языческие волхвы. В 1071 г. князь Святослав послал в Ростовскую землю воеводу Яна Вышатича для сбора дани. Ростовскую землю поразил сильный голод, и воеводе трудно было выполнить поручение князя. Неподалеку от Белоозера Ян наткнулся на толпу голодных людей, которая направлялась из Ярославля на север и по пути грабила “лучших жен”. Во главе толпы шли волхвы. Они убили священника, сопровождавшего Яна. а затем, будучи приведены к воеводе, затеяли с ним спор о вере. По приказу воеводы кудесники были повешены на дереве. В Новгороде при князе Глебе народ едва не убил местного епископа по наущению волхва. Положение спасли князь и его дружина, собравшиеся на епископском дворе. Прения о вере закончились в Новгороде совершенно так же, как и в Ростовской земле. Волхв был убит князем. Даже после крещения русское население еще очень долгое время оставалось в массе языческим или же придерживалось двоеверия. Светские власти употребляли средства насилия против языческой стихии. Со временем церковь пустила глубокие корни на русской почве. Христианская проповедь способствовала упрочению авторитета княжеской власти. Что такое двоеверие? Чем можно объяснить живучесть языческих верований на Руси? Устанавливая причины и непосредственный повод к Киевскому восстанию 1068 г., следует обратить внимание на значение, которое имело поражение от половцев, понесенное воеводой Коснячко и Ярославичами при р. Альте. Однако причины напряженности в Киеве не ограничивались этим. Народное недовольство проявилось еще до этого, о чем свидетельствует наличие в темницах киевлян, заключенных туда ранее. Не случайна боязнь князя Изяслава выдать “людям” оружие и коней для продолжения борьбы с половцами. В ходе начавшегося восстания, когда Изяслав и его брат Всеволод бежали, князем киевским был провозглашен находившийся в киевской темнице полоцкий князь Всеслав. О чем это может свидетельствовать? Каким образом Всеслав оказался в Киеве? Только через семь месяцев, с помощью польских наемников вернувшись в Киев, Изяслав жестоко отомстит киевлянам.
В отличие от Северо-Восточной Руси социальный состав восставших в Киеве более сложен. Вместе с “людьем” на “торговищах” кричали и “гости” - торговцы, купцы, торговавшие с Византией и греками. Власть князя не ущемляла их личные достоинства, права и свободы, они не терпели такой нужды, как народ, в голодные периоды. И поэтому они, естественно, были заинтересованы только в изгнании половцев с русских земель, т.к. после поражения Изяслава на Альте основной торговый путь “из Варяг в Греки” стал не безопасен. Вот почему они освобождали из “порубов” “дружину свою” и Всеслава. Вот почему они грозились отступить в “Греческую землю”.

 

Культура Древней Руси

Славянская письменность и образование. Как уже говорилось, начатки письменности у древних славян появились еще во времена язычества. Однако только в IX в. был создан первый алфавит. Это исключительной важности событие связано с именами двух византийских миссионеров Кирилла и Мефодия, родом из македонского города Солуни (солунские братья). Кирилл (в миру Константин) изучал богословие, преподавал философию (отсюда: Константин-философ), владел несколькими языками. Он и составил славянскую азбуку, состоящую из 38 букв (глаголица). Часть их заимствована из греческого алфавита, другие были специально придуманы для передачи звуков славянских диалектов. Позже на основе греческого уставного письма возникла кириллица, которая отличалась формой букв. Именно этот алфавит отражал особенности родного языка и был хорошо понимаем всеми.При князе Владимире на Руси появились первые школы. «Послал он, – отмечает летописец, – собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый продолжает дело отца, прекрасно понимая, что для создания крепкого государства, для ограничения влияния Византии нужны свои священнослужители, писатели и философы, свои книги. Своеобразными научными центрами становятся монастыри, где работают школы, трудятся летописцы, переводчики, создаются религиозные, философские, литературные произведения. Не случайно, именно Ярослав смог назначить первого русского митрополита – Иллариона, до этого глава русской церкви присылался на Русь из Византии.

Письменность распространялась очень быстро. Горожане, видимо, в большинстве своем были грамотными, о чем свидетельствует множество берестяных грамот, найденных в Новгороде. В Киеве на стенах Софийского собора обнаружены надписи («граффити») и рисунки, сделанные посетителями. Археологи находят надписи на межевых камнях, посуде, оружии, на одежде, монетах, церковной утвари, орудиях труда. «Лолин прясел» – написала свое имя девушка на шиферном поясе, чтобы не перепутать его с другими во время девичьих посиделок.

Литература, книжное дело. Книжное искусство пришло на Русь вместе с кириллицей. Была заимствована система знаков препинания, появилось умение делать материал для письма из кожи животных – пергамент, составлять чернила, краски, украшать рукописи орнаментом и иллюстрациями, выполнять прочные переплеты. Долгое время на Руси сохранялась традиция рукописной книги.

Славянская литература начинается с переводов книг Священного Писания. Первые работы были сделаны Кириллом и Мефодием. Вначале переводили, в основном, с древнегреческого языка, в редких случаях – с латинских, древнееврейских и сирийских источников. Древнейшей рукописью является «Остромирово евангелие» (середина XI века), переписанное для новгородского посадника Остромира. Книга украшена миниатюрами, изображающими евангелистов, заставки заполнены растительным орнаментом.

Одним из наиболее ранних памятников собственной литературы стало «Слово о законе и благодати» Иллариона. «Слово» было произнесено в 1049 году по случаю окончания строи­тельства оборонительных сооружений в Киеве. Здесь нашли яркое отражение политические проблемы Киевской Руси. Илларион стремится показать необоснованность пре­тензии Византии на руководство русской церковью. Он решительно настаивает на том, что князь Владимир крестил Русь не по совету из Византии, а по своей инициативе. Заслуга Владимира подобна заслуге импера­тора Константина, объявившего христианство государ­ственной религией в Римской империи. Она даже выше, поскольку Владимир не слушал христианских пропо­ведников и не видел чудес, совершаемых «именем Хри­стовым». Илларион подводит слушателей к выводу о не­обходимости признать Владимира святым. Такой акт, против которого возражали в Византии, должен был су­щественно поднять авторитет и независимость русской церкви.

В начале XII века киевский монах Нестор закончил «Повесть временных лет», которая имела пространное название «Се повести времяньих лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». В нее вошли устные предания и письменные Киевские и Новгородские летописные своды, относящиеся ко времени утверждения христианства на Руси.

Нестор, несомненно, являлся образованным человеком, он знал большое количество византийских, болгарских и русских произведений. Его язык был богат и лаконичен. Очень образно автор описывает историю Руси, происхождение письменности, религии, показывает круг знаний русичей, их представление о мире, искусстве, международных связях, умело пользуется русским народным эпосом, вставляя в текст народные пословицы.

В Киево-Печерской лавре хранится реконструированный скульптурный портрет Нестора, выполненный учениками Герасимова. В последние годы жизни летописец был худощав, среднего роста, с высоким лбом, длинными спадающими на плечи волосами. Велика благодарность потомков этому выдающемуся деятелю древнерусской культуры, который не только оставил один из важнейших исторических источников, но и дал пример глубокого патриотического отношения к своему отечеству.

С именем Ярослава Мудрого связывают появление первого юридического документа на Руси «Русской Правды». Он написал пер­вые 17 статей, их обычно называют «Древнейшей Правдой» или «Правдой Ярослава». В конце XI века «Русская правда» была дополнена тремя братьями Ярославичами.

Таким образом, изначально на Руси складывается литература самых разнообразных жанров. Это были исторические повествования, биографии святых и князей, церковно-политические трактаты. В XI–XIII веках в обращении находилось около 140 тысяч книг нескольких сот наименований, при этом численность населения не превышала 7 млн. человек. Среди популярных сочинений были книги, уходящие своими истоками в дохристианскую эпоху: записи народных примет, рецепты врачевания, былины, сказания, где упоминались языческие боги.

Устное народное творчество. В собственно славянских книгах ярко прослеживаются традиции устного народного творчества. Русская земля всегда была богата сказками, пословицами, песнями, в которых сосредоточена веками накопленная мудрость и где можно найти ответы на все житейские вопросы. Нельзя не согласиться с А. Толстым, который писал: «Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов».

В X веке устное народное творчество продолжает развиваться и совершенствоваться. Появляются былины, которые по праву считаются вершиной устных поэтических произведений. В характерах их героев воплощались самые лучшие качества народа. С детства нам знакомые и любимые Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович героически сражались против воинственных чужеземцев, защищая русскую землю. Народные поэты фиксировали самые яркие события русской истории. Былины пели или рассказывали нараспев, чаще всего под гусли, воспевая дух патриотизма, единство Руси и ее величие.

 

Образование Новгородской феодальной республики. Политический строй

Феодальное государство Руси 12-15 вв. Тенденции к обособлению от Киева в Новгороде Великом - столице Н. ф. р. проявились уже в начале 11 в. Их выразителем являлось новгородское боярство, поддержанное городским населением, обязанным платить дань и поставлять войска для походов киевского князя. В начале 12 в. Новгород уже начинает приглашать князей без согласования с киевским великим князем. В 1136 боярство и купеческая верхушка Н. ф. р., использовав широкое движение народных масс, добились политической самостоятельности. Значительные торгово-ремесленные посады существовали в старинных новгородских городах - Старой Руссе, Ладоге, Торжке, Кореле, Орешке, имевших политическое самоуправление и считавшихся пригородами (вассалами) Великого Новгорода. В 12-13 вв. в состав Н. ф. р. входил Псков, который стал обособляться от Новгорода с середины 13 в. Юридически его независимость от Новгорода была признана Болотовским договором 1348. В 12-15 вв. происходило расширение территории Н. ф. р. в восточном и северо-восточном направлении. Осваивались Обонежье, Подвинье, берега Белого моря. Югорские племена, жившие на Северном Урале, уплачивали дань Великому Новгороду. Северные владения, богатые пушниной, морским зверем, рыбой, солью и др., имели большое экономическое значение для Н. ф. р. Политический строй Высшим органом власти Н. ф. р. являлось Вече, на которое могло собираться как городское, так и свободное сельское население. Оно избирало из среды боярства Посадника, тысяцкого и даже архиепископа (с 1156). Вече часто превращалось в арену острой классовой борьбы, фактическая власть находилась в руках боярства. Во главе исполнительной власти стоял архиепископ, самый крупный новгородский феодал, к которому перешла значительная часть земель и доходов киевского князя. В его ведении находились казна, внешние сношения Н. ф. р., право суда и некоторые др. вопросы. В политических делах участвовало торгово-ремесленное население Великого Новгорода, которое имело свои объединения - кончан (жителей "концов" города), уличан (жителей улиц), сотен, в том числе купеческих (см. "Иванское сто"). С середины 12 в. кончанские и уличанские старосты стали скреплять своими печатями важнейшие государственные грамоты Н. ф. р. Новгородский князь приглашался из др. княжеств вечем, которое с ним заключало договор ("ряд"). Договор ограждал сословные интересы новгородских бояр. Функции князя в Н. ф. р. были ограничены. Он был прежде всего военачальником. Его ограничили в праве на суд, перевели его резиденцию из центра города ("Детинца") за город (на Городище). С середины 13 в., с Александра Невского, новгородскими князьями становились обычно великие князья владимирские.

Культура Новгорода и Пскова

Новгородская архитектура. Церковь Спасо-Преображения на Нередице (1198) - небольшая, кубического характера постройка крестово-купольного типа, с четырьмя столбами, несущими единственный барабан, и тремя апсидами на востоке. Аналогичное строительство велось и в новгородских пригородах, из которых наиболее крупный архитектурный комплекс сохранила Старая Ладога. Местные церкви Успения и св. Георгия (50--60-е годы XII в.) почти во всем предваряют Спаса на Нередице. В изобразительном искусстве Новгорода XII--XIII вв. одно из ведущих мест принадлежало монументальной живописи. Редкий из новгородских каменных храмов не был тогда расписан фресками, хотя, к сожалению, почти все росписи уже погибли. Окончательное становление новгородской школы монументальной живописи относится ко второй половине XII в. Образы святых в это время наполняются еще большей энергией и суровостью. Усиливается линейное начало в трактовке фигур и предметов. Своего апогея линейная стилизация форм достигает в росписи Георгиевской церкви в Старой Ладоге (ок. 1167), исполненной выдающимися мастерами. Новгородская школа станковой живописи XII--XIII вв. представлена рядом выдающихся и глубоко своеобразных произведений, написанных в различной художественной манере. Две прекрасные иконы с изображением св. Георгия происходят из собора Юрьева монастыря. Среди различных видов прикладного искусства наиболее высокий уровень имело ювелирное дело. Два подписных кратира (евхаристических сосуда) новгородских мастеров Флора-Братилы и Косты и два сиона (Большой и Малый; сион -- модель храма) Софийского собора принадлежат к самым выдающимся творениям русских «кузнецов злату и серебру» Искусство Пскова Центральным памятником каменного зодчества древнейшей эпохи и одной из первых каменных построек Пскова является Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря (ок. 1156). Будучи по своему архитектурному плану одноглавым четырехстолпным храмом крестово-купольной системы, Мирожский собор вместе с тем очень оригинален. Его боковые западные своды были вдвое ниже сводов центральных нефов (основного креста), боковые апсиды понижены по отношению к средней и как бы «утоплены» внутрь здания. Благодаря этому перекрестье главных нефов, увенчанное могучим барабаном, доминировало в архитектурной конструкции. Монументальная живопись, по-видимому, не получила такого распространения, как в Новгороде. Единственный известный нам древний фресковый цикл находится на стенах собора Мирожского монастыря. Система росписей, сохранившихся почти полностью, в основном повторяет обычную византийскую схему, хотя и с некоторыми архаизмами. Композиционно фресковый ансамбль членится на несколько горизонтальных регистров, внутри которых сцены идут одна за другой сплошным фризом, так как вертикальная разгранка отсутствует. Но «строчный» принцип не выдерживается строго. Как и в новгородских памятниках, тектоничность стенной живописи нарушена.

 

Образование государства Чингисхана. Политическая структура


К концу 12 в. монгольские племена расселились на обширной территории от верховьев Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе. Именно в период правления Чингисхана монголы не только сплотились вокруг единого правителя, но и заняли господствующее положение на огромных просторах. В 1206 г. на берегу Онона собрался общемонгольский хурал (съезд, собрание). На него съехались “лучшие люди“монгольских родов и племен, представители нарождающейся монгольской аристократии, сыновья и остальные родственники Чингисхана. Они собрались в специальной юрте для проведения хурала. Пока шло совещание монгольской знати, его результатов в степи дожидалось войско. Знать избрала общемонгольским ханом Чингиса. После избрания Чингисхана правителем вельможи и “лучшие люди“различных родов и племен вышли к войску и объявили о решении хурала. Войско с большим воодушевлением встретило это сообщение.

Древнеславянская этническая общность. Античные письменные источ-ники о славянах

Невры-по Геродоту. В греческих источниках употребляется такой этноним как ВЕНЕДЫ. Упомянутые Скифы(были НЕ славяне) Научная работа о происхождении и проживании Германцев. Говорится о Венедах. В его трудах говорится о том, что ВЕНЕДЫ-германцы и ВЕНЕДЫ-сарматы. ВЕНА-север, выше. Соответственно Венеды- те кто живёт севернее.

Великий географ Клавдий Птолемей в своём географическом руководстве упоминает Венедов. В последующем, Венеды=Славяне(Чехами, Словаками и Поляками). На основании источников можно предположить что под ВЕНЕДАМИ существовали и Восточные Славяне.

Прииск Пофийский 410-475 г(византийский учёный, дипломат, посол к гуннам)- он описывает в своих отчётах племена Гунов, Скифов и один из первых употребляет термин СКИФЫ- славяне. Он описывает участие их в походах на Константинополь, выращивали ПРОСО- которое всегда осоциировалось со славянами, а также плавали по рекам на лодках однодневках. Упоминается Медовуха- сделанная из мёда. Прокопий Кесарийский-родился на востоке(Палестина)-родился в знатной семье, получил риторическое образование, юридическое, занимал посты: секретаря, советника, посланника, при Елизарии. Побывал во многих странах: Сицилия, Карфагене, Италия. Он написал: История войн(войны с германскими племенами, 3-и книги о войнах с готтами, тайная история- книга о царствовании Византийского императора Юстиниана). Особенность: он являлся очевидцем большинства событий описанных им. О(племена эти склавины и анты неуправляются одним человеком, но издревне живут в народовластии. Учебник в помощь: А.М Сахоров. Нужно выяснить кто такие АНТЫ и СКЛАВИНЕ. Политическая форма правления-это демократия….. они считают, что у них один6 бог главный, создатель молнии, именно он есть единый владыка всего. Военная демократия должна обслуживать раннюю форму государственности. В 6 веке славяне стояли на ступени предгосударственности. Они посчитают реки, нимфы. Они живут в жалких хижинах, меняя на сколько можно местопоселения. Разбросанное жильё, свидетельство о землепашестве. Есть у тех и других единый язык. Высоки очень сильны и волосы не очень светлы и не рыжии. Этот источник весьма пространно рассказывает о СЛАВЯНАХ.

Маврикий 582-602 год- Византийский император. Написалк книгу Стратегикон, это своего рода инциклопедия, для обучения Военноначальников и воинов, как бороться с варварами. Ведут они жизжизнь разбойников. Пользуется засадами, любят воевать не нём а ночью, применяют всевозможные уловки. Прибывают в состоянии анархии и взаимной вражды. Не знают правил ведения войны, не хвастают своей силой. Славяне вероломны, не надёжны. Дают слово и берут обратно. Со славянами сражаться надо и нужно, но не нам, а пусть сами с собой воюют.

Описание Славянами Славян отображается в повести временных лет. Иллирийцы. Иллирийцы Славяне. Проблемы этногенеза Славян. Этногенез- пишу о рождение народа.

Источник: Иллирийская теория(повесть временных лет)- расселяются с блкан на дунай.

Дунайская теория прородины славян. Спустя много времени сели славяни по дунаю. Одни сели на реки имени морова-МОРОВИИ. Также эти славяне пришли и сели по днепру. Днепровская теория происхождения славян. Баварсая хроника(11-12) век. (САРМАТСКАЯ теория)

«… Славяне продвигались вдоль побережья чёрного моря на север и первоначально поселились в Южной России и были известны как древние скифы и сарматы, позднее Алана и Раксаланы. От сюда формируется 2-е теории(1. Сарматская, 2. Украинская).

Согласно Балканской хронике, славяне расселяются на ЮГ от корпат, а другие расселяются на север от карпат). –Балканская теория происхождения славян.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.042 с.)