Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Психология как наука, её структура, задачи, методы↑ Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие психологические исследования. В ней сохранены наиболее устоявшиеся и общепринятые темы и разделы курса, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания психологии в педагогических вузах. Внимание студентов привлекается к основным научным психологическим школам и отдельным исследованиям. Большая роль отводится усвоению основного понятийного аппарата Программа настоящего курса построена с учетом органической связи проблем общей, возрастной и педагогической психологии и ориентирована на создание у студентов целостного представления о предмете психологии и истории ее становления, ее основных категориях — личности, деятельности, познании и особенностях их развития. В процессе изучения курса студенты должны усвоить основные психологические категории, понять сущность их развития, научиться применять психологические знания для научного подхода к своей педагогической деятельности, приобрести навыки самостоятельной работы с научной психологической литературой, а также познакомиться с некоторыми диагностическими методами исследования. В процессе преподавания общей и возрастной психологии следует обеспечить тесную взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения. Ограниченное количество времени, отводимое в учебном плане на изучение различных разделов психологии требует от преподавателя большой гибкости и продуманности при отборе информации, выносимой на лекции и отводимой на самостоятельное изучение. Цель курса: создание условий для освоения бакалаврами общепсихологических знаний на научном, процессуально-описательном, процессуально-действенном уровнях. В рамках данного курса рассматриваются следующие задачи: 1. Формирование системы основных психологических категорий, законов и закономерностей психического развития человека; 2. Понимания сущности становления и развития психологического знания, многообразия взглядов и подходов; 3. Умения применять психологические знания для научного подхода к своей педагогической деятельности; 4. Формирование навыков самостоятельной работы с научной психологической литературой; 5. Развитие самосознания студентов, углубление интереса к себе, своим особенностям и потенциальным возможностям, дальнейшему развитию саморефлексии; 6. Формирование потребности совершенствовать свою профессиональную педагогическую деятельность и ее результаты. В процессе преподавания общей и возрастной психологии устанавливается тесная взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения. С этой целью на практических занятиях предусмотрено знакомство бакалавров с методами и методиками психологического исследования, изучение познавательной сферы личности и деятельности. Формами организации обучения в рамках учебной дисциплины служат лекции, семинары, самостоятельная работа. Экзамен является формой контроля над результатами освоения дисциплины. Содержание курса разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010), и спланировано с учетом предусмотренного учебным планом бюджета времени.
Тематический план по курсу «Общая психология. Возрастная психология» (отделение заочного обучения)
Темперамент Понятие о темпераменте как биологическом фундаменте, на котором формируется личность как социальное существо. Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. Типы темпераментов, их характеристика. Физиологические основы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности. Характер Понятие о характере. Характер и направленность личности. Обусловленность характера условиями жизни и общественными отношениями. Черты характера. Условия формирования характера. Акцентуации характера. Способности. Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Мыслительный и художественный тип как один из видов индивидуально-психологических различий, от которых зависит своеобразие способностей. Наследственность и способности. Роль задатков в развитии способностей. Общие и специальные способности. Уровни развития способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Общие умственные способности. Проблема диагностики способностей. Тесты способностей и их оценка. Тема 6. Эмоционально-волевая сфера. Эмоции и чувства. Историческая обусловленность чувств человека, их значение в жизни личности. Основные функции чувств — сигнальная, регулятивная, экспрессивная. Эмоциональные состояния, их внешнее выражение. Основные эмоциональные состояния — настроения, страсти, аффект, фрустрация, стресс. Классификация и виды эмоций. Моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства. Динамика развития чувств — продолжительность, интенсивность, глубина, осознанность. Воля. Понятие о воле. Волевые действия, их отличие от импульсивных и привычных действий. Значение воли для регуляции деятельности. Волевой акт и его структура. Принятие решения и его характеристика. Волевое усилие. Побудительная и тормозная функция воли. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. Тема 7. Деятельность. Общение.
Понятие о деятельности и ее целях. Специфика деятельности человека. Активность личности и мотивация деятельности. Принцип единства сознания и деятельности личности. Предметный характер человеческой деятельности. Структура деятельности. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Мотивационно-потребностная сфера деятельности: потребности как источник активности человека. Виды потребностей, классификация потребностей. Мотивы деятельности. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Внутренняя психическая и внешняя практическая деятельность. Понятия интериоризации и экстериоризации. Понятие общения. Роль и функции общения в процессе развития человека. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения. Коммуникативная компетентность. Стратегии общения: открытое – закрытое; монологическое - диалогическое; ролевое – личностное. Передача информации в процессе общения. Виды общения: непосредственное, опосредованное; деловое, личное; вербальное и невербальное. Средства общения. Общение и совместная деятельность. Барьеры общения. Тема 8. Познавательная сфера Мышление и речь Понятие о мышлении как процессе активного, творческого познания и преобразования действительности. Формы мышления — понятия, суждения, умозаключения. Формирование понятий в процессе обучения. Принципы деления мышления на виды: по форме (наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое); по характеру решаемых задач (теоретическое, эмпирическое, практическое); по степени развернутости и осознанности (дискурсивное и интуитивное); по степени новизны и оригинальности (репродуктивное и творческое). Логические операции мышления: анализ, синтез, абстракция, обобщение, сравнение, конкретизация. Мышление и речь. Значение речи в жизни личности. Функции речи. Речь как средство общения (коммуникации) и обобщения (мышления).
Внимание. Понятие о внимании. Основные функции внимания: активизация деятельности, обеспечение избирательности протекания психических процессов, общения между людьми. Виды внимания. Свойства внимания (объем, устойчивость, колебание, распределение, переключение). Рассеянность, развитие внимания в процессе обучения. Управление вниманием учащихся. Внимание как важнейшее условие успешности учения. Память. Понятие о памяти. Значение памяти в жизни и деятельности личности. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение. Виды памяти и их особенности. Принципы классификации памяти на виды по срокам хранения информации, по силе волевого усилия, по органам чувств и использованию мнемических средств: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная. Смысловое и механическое запоминание. Произвольное и непроизвольное запоминание. Условия успешного запоминания учебной информации. Рациональные приемы запоминания. Воображение. Понятие о воображении, его отличие от образов восприятия и памяти. Воображение и творческое мышление. Функции воображения. Виды воображения. Способы возникновения образов воображения: схематизация, агглютинация, гиперболизация. Тема 9. Возрастная психология как наука. Предмет, задачи, методы возрастной психологии Возрастная психология как отрасль психологии, занимающаяся изучением общих закономерностей психического развития человека от рождения до старости. Понятие психического развития, онтогенеза и филогенеза психики. Закономерности психического развития: необратимость, направленность, надстраивание высшего над низшим, нелинейность, гетерохронность, сензитивность. Понятие возраста. Житейское и научное понимание возраста. Хронологический, биологический, социальный и психологический возраст. Структура и динамика психологического возраста. Основные структурные компоненты психологического возраста: социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность. Стабильные и кризисные периоды. Этапы психического развития и основные разделы возрастной психологии: детская психология и психология юношества. Теоретические и практические задачи возрастной психологии. Место возрастной психологии в системе психолого-педагогических дисциплин. Стратегии исследования в возрастной психологии (Д. Б. Эльконин). Цели, достоинства, недостатки. Классификация методов возрастной психологии по Б.Г. Ананьеву. Особенности использования разных методов в зависимости от цели исследования и возраста испытуемых. Тема 10. Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития Понятие условий, источников и движущих сил психического развития. Проблема обучения и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие «зона ближайшего развития». Учение о сензитивных периодах развития. Зависимость психического развития от содержания и структуры деятельности ребенка. Понятие ведущей деятельности (А.Н. Леонтьев). Проблема периодизации психического развития в работах Д.Б. Эльконина, закон чередования ведущих типов деятельности. Связь содержания обучения и психического развития. Проблема периодизации психического развития в отечественной психологии. Генетическая и функциональная периодизации. Критерии периодизации Л.С. Выготского – Д.Б. Эльконина, понятия «социальная ситуация развития», «возрастные новообразования». Стабильные и критические возраста, особенности и значение кризисов в психическом развитии ребенка.
Тема 11. Особенности развития ребенка в разных возрастах Психология младенца Особенности кризиса новорожденности. Безусловные и первые условные рефлексы. Условия развития новорожденного. Улыбка как новообразование новорожденности. Социальная ситуация развития ребенка в младенческом возрасте, ее динамика. Непосредственно-эмоциональное общение как ведущий вид деятельности в младенческом возрасте и его развитие. «Комплекс оживления» как средство воздействия на взрослого. Развитие сенсорных процессов, их связь с моторикой. Возникновение акта хватания, его значение для психического развития младенца. Манипулятивная деятельность младенца. Новообразования возраста: ходьба, речь (Л. С. Выготский). Характеристика кризиса первого года жизни (симптомы, значение). Психология подростка Проблема кризиса подросткового возраста. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возрасту. Индивидуальные различия в темпах и характере физического, интеллектуального и социального развития, понятия акселерации и ретардации. Изменение социальной ситуации развития и отношений со взрослыми в подростковом возрасте. «Чувство взрослости». Кризис 13 лет. Интимно-личностное общение как ведущая деятельность подростка. Учебная деятельность подростков, факторы, влияющие на успеваемость подростков. Развитие самосознания, познавательной и эмоциональной сфер. Девиантное поведение. Самосознание как новообразование возраста. Литература по курсу «Общая психология» основная: 1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии – М.,1986. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию – М., 1996. 3. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер. - 2007. 4. Немов Р.С. Психология. В 3 томах – М., 1994. – Т.1. 5. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского – М.: Политиздат, 1985.
дополнительная: 6. Годфруа Ж Что такое психология. 2Т - М., 1992. 7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000. 8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность – М., 1975. 9. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1982. 10. Психология индивидуальных различий. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. – М., 2000. 11. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 1982. 12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2Т. - М., 1996. 13. Хрестоматия по общей психологии / Под ред. А.В. Петровского. – М., 1987. 14. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория Личности. – СПб. -1997. Литература по курсу «Возрастная психология» основная: 1. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М.,1995. 2. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.,1997. 3. Хухлаева О.В. Психология развития. – М., 2002. 4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). – М., 2004. дополнительная: 5. Гамезо М.В., Герасимов В.С. Возрастная психология: личность от молодости до старости. - М.,1999. 6. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. - М.,2001. 7. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.,1986. 8. Моргун В.Ф., Ткачева М.Ю. Проблемы периодизации развития личности в психологии. - М., 1981. 9. Психология дошкольника. Хрестоматия./ Под ред. Г.А. Урунтаевой. - М.,1997. 10. Хрестоматия по возрастной психологии./ Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.,1994. 11. Хрестоматия по детской психологии./ Под ред. Г.В. Бурменской. – М.,1996. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена с учетом современных требований, опирается на классические и новейшие психологические исследования. В ней сохранены наиболее устоявшиеся и общепринятые темы и разделы курса, значение которых на протяжении ряда лет было подтверждено практикой преподавания психологии в педагогических вузах. Внимание студентов привлекается к основным научным психологическим школам и отдельным исследованиям. Большая роль отводится усвоению основного понятийного аппарата Программа настоящего курса построена с учетом органической связи проблем общей, возрастной и педагогической психологии и ориентирована на создание у студентов целостного представления о предмете психологии и истории ее становления, ее основных категориях — личности, деятельности, познании и особенностях их развития. В процессе изучения курса студенты должны усвоить основные психологические категории, понять сущность их развития, научиться применять психологические знания для научного подхода к своей педагогической деятельности, приобрести навыки самостоятельной работы с научной психологической литературой, а также познакомиться с некоторыми диагностическими методами исследования. В процессе преподавания общей и возрастной психологии следует обеспечить тесную взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения. Ограниченное количество времени, отводимое в учебном плане на изучение различных разделов психологии требует от преподавателя большой гибкости и продуманности при отборе информации, выносимой на лекции и отводимой на самостоятельное изучение. Цель курса: создание условий для освоения бакалаврами общепсихологических знаний на научном, процессуально-описательном, процессуально-действенном уровнях. В рамках данного курса рассматриваются следующие задачи: 1. Формирование системы основных психологических категорий, законов и закономерностей психического развития человека; 2. Понимания сущности становления и развития психологического знания, многообразия взглядов и подходов; 3. Умения применять психологические знания для научного подхода к своей педагогической деятельности; 4. Формирование навыков самостоятельной работы с научной психологической литературой; 5. Развитие самосознания студентов, углубление интереса к себе, своим особенностям и потенциальным возможностям, дальнейшему развитию саморефлексии; 6. Формирование потребности совершенствовать свою профессиональную педагогическую деятельность и ее результаты. В процессе преподавания общей и возрастной психологии устанавливается тесная взаимосвязь теоретического и практического курсов обучения. С этой целью на практических занятиях предусмотрено знакомство бакалавров с методами и методиками психологического исследования, изучение познавательной сферы личности и деятельности. Формами организации обучения в рамках учебной дисциплины служат лекции, семинары, самостоятельная работа. Экзамен является формой контроля над результатами освоения дисциплины. Содержание курса разработано в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010), и спланировано с учетом предусмотренного учебным планом бюджета времени.
Тематический план по курсу «Общая психология. Возрастная психология» (отделение заочного обучения)
Тема 1. Психология как наука, её структура, задачи, методы Условия и закономерности развития психологических знаний. Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Методологические принципы психологии. Психология и философия. Психология и естественные науки. Психология и педагогика. Значение психологии для педагогической практики. Основные отрасли психологии. Принципы классификации отраслей психологии и структура современной психологической науки. Возникновение "стыковых" отраслей психологии. Общая психология и ее место в системе знаний о человеке. Методы психологии. Основные требования, предъявляемые к методам. 1. Эмпирические методы добывания научных знаний: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы (сравнительные, лонгитюдные, комплексные), наблюдение, собственно эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, опросники, социометрия, интервью). Анализ продуктов деятельности, биографические методы. Проективные методы. Моделирование в психологии. Генетический (близнецовый) метод. 2. Организация и проведение психологического исследования. Постановка проблемы. Гипотеза. Общие требования к организации психологического исследования и анализу экспериментальных данных. 3. Методы обработки полученных данных: количественный (статистический) и качественный анализы. Использование методов психологии в практической работе учителя. 4. Интерпретация фактов, полученных в результате исследования (генетический и структурный подход). Тема 2. Предмет психологической науки, основные направления развития психологического знания Основные этапы становления психологии как науки. Естественно-научные, генетические и философские предпосылки возникновения научной психологии. Возникновение и развитие психологических воззрений в античной философии. Психологические воззрения в эпоху средневековья. Идеалистические и материалистические ориентации в психологии. Развитие психологии как науки о сознании (В.Вундт, В.Джемс). Становление психологии как самостоятельной науки. Возникновение экспериментальной психологии. Основные научные психологические школы в конце XIX и начале XX в. Поиски новых объяснительных принципов и объективных методов исследования психики. Зарождение новых психологических школ. Общая характеристика методологических основ бихевиоризма (Д.Уотсон, Б.Скиннер), психоанализа (З.Фрейд), гештальтпсихологии, гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу). Формирование отечественной психологии, подходы к перестройке психологической науки на основе марксизма. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
Тема 3. Психика человека как предмет системного исследования Психика и эволюция нервной системы. Сигнальный характер психики. Отражательная и регуляторная функция психики. Развитие психики в филогенезе. Этапы развития психики — стадия элементарной, сенсорной психики; стадия перцептивной психики, стадия элементарного интеллекта. Основные предпосылки и факторы возникновения человеческого сознания. Трудовая деятельность и сознание человека. Общественная природа сознания. Сознание и язык. Структура сознания. Сознание и бессознательное, как особая форма отражения внешнего мира. Мозг и психика. Вклад А.Р. Лурия в изучение материального субстрата психики. Динамическая системность и целостность в работе мозга. Принцип динамической локализации. Основные функциональные блоки мозга, их роль в управлении поведением. Функциональная асимметрия коры больших полушарий мозга. Функции левого и правого полушарий в осуществлении психики. Тема 4. Психология личности. Понятие о личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность. Основные подходы к изучению личности в зарубежной и отечественной психологии. Системно-структурное представление о личности. Психоаналитическая теория личности З. Фрейда. Эпигенетическая теория личности Э. Эриксона. Понятие самосознания, его структура. Образ «Я». Уровень притязаний и уровень ожиданий личности. Оценка и самооценка, ее роль для становления самосознания личности. Условия формирования самооценки. Адекватная, завышенная, заниженная самооценка, влияние ее на поведение личности. Направленность личности: Мотивы и мотивация поведения. Виды мотивов. Осознанные мотивы – интересы, стремления, убеждения, их становление в связи с мировоззрением личности. Понимание личности в работах С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович. Неосознаваемые мотивы поведения — установки и стереотипные формы поведения личности: Внушение. Конформизм. Тема 5. Индивидуально-типологические особенности личности: Темперамент Понятие о темпераменте как биологическом фундаменте, на котором формируется личность как социальное существо. Устойчивость и постоянство темпераментов в процессе развития личности. Типы темпераментов, их характеристика. Физиологические основы темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности личности. Характер Понятие о характере. Характер и направленность личности. Обусловленность характера условиями жизни и общественными отношениями. Черты характера. Условия формирования характера. Акцентуации характера. Способности. Понятие о способностях. Качественная и количественная характеристика способностей. Мыслительный и художественный тип как один из видов индивидуально-психологических различий, от которых зависит своеобразие способностей. Наследственность и способности. Роль задатков в развитии способностей. Общие и специальные способности. Уровни развития способностей. Зависимость развития способностей от обучения. Общие умственные способности. Проблема диагностики способностей. Тесты способностей и их оценка. Тема 6. Эмоционально-волевая сфера. Эмоции и чувства. Историческая обусловленность чувств человека, их значение в жизни личности. Основные функции чувств — сигнальная, регулятивная, экспрессивная. Эмоциональные состояния, их внешнее выражение. Основные эмоциональные состояния — настроения, страсти, аффект, фрустрация, стресс. Классификация и виды эмоций. Моральные, интеллектуальные, эстетические, практические чувства. Динамика развития чувств — продолжительность, интенсивность, глубина, осознанность. Воля. Понятие о воле. Волевые действия, их отличие от импульсивных и привычных действий. Значение воли для регуляции деятельности. Волевой акт и его структура. Принятие решения и его характеристика. Волевое усилие. Побудительная и тормозная функция воли. Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли. Тема 7. Деятельность. Общение.
Понятие о деятельности и ее целях. Специфика деятельности человека. Активность личности и мотивация деятельности. Принцип единства сознания и деятельности личности. Предметный характер человеческой деятельности. Структура деятельности. Психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева. Мотивационно-потребностная сфера деятельности: потребности как источник активности человека. Виды потребностей, классификация потребностей. Мотивы деятельности. Осознаваемые и неосознаваемые мотивы. Внутренняя психическая и внешняя практическая деятельность. Понятия интериоризации и экстериоризации. Понятие общения. Роль и функции общения в процессе развития человека. Перцептивная, коммуникативная и интерактивная стороны общения. Коммуникативная компетентность. Стратегии общения: открытое – закрытое; монологическое - диалогическое; ролевое – личностное. Передача информации в процессе общения. Виды общения: непосредственное, опосредованное; деловое, личное; вербальное и невербальное. Средства общения. Общение и совместная деятельность. Барьеры общения. Тема 8. Познавательная сфера
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.92.213 (0.01 с.) |