Структура работы и её написание



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура работы и её написание



Перед началом написания многие испытывают так называ­емый «стресс чистого листа»: студенту непонятно, как может в его голове появиться логически связный текст достаточно боль­шого объема. «Лекарство» от такого стресса простое: начинай­те работу с того, что знаете, и продолжайте тщательно делать то, что логически вытекает из известного.

Следует быть готовым к неоднократному редактированию фраг­ментов текста. Трудно излагать свою мысль, одновременно изоб­ретая для нее наилучшую словесную форму. Создание граммати­ки стройного текста целесообразней делать путем его редактирования в несколько приемов. Поэтому процесс написания и переписывания является ключевым.

Написанию работы следует придать определенную последовательность. Первоначально подготавливается введение, первая глава (теория), вторая глава (организация и методики исследования), третья глава (описание результатов исследования), заключение. После этого редактируется основная часть работы. Затем уточняется содержание введения и заключения. В последующем формируется список литературы, перечень принятых сокращений (при необходимости), перечень принятых терминов (при необходимости), содержание, титульный лист. По завершении окончательно редактируется введение и заключение.

Первый вариант работы следует писать в максимально короткое время. Это связано с тем, что, во-первых, написание работы в короткий промежуток времени позволит избежать противоречий и повторений (человек удивительно быстро забывает даже то, что написал сам); во-вторых, процесс возврата к тому, на чем автор остановился в прошлый раз, очень длителен и составляет по опыту от 5 до 30 минут; в-третьих, написание работы в течение длительного времени приводит к высокому эмоциональному напряжению и работа начинает уже «давить» на автора, что способствует снижению работоспособности и появлению чувства отвращения к сочинительству.

Материал следует излагать в соответствии с названием и целевой установкой, логически стройно и последовательно. Вы должны четко осознавать, что цель работы состоит в анализе су­ществующих проблем в сфере психологической науки и практики. При написании текста следует помнить, что Вы пишете работу не для себя, а для читателя.

Разработка каждой составной части работы имеет свои осо­бенности!

Во введении дается обоснование, обозначаются объект и предмет исследования, формируются рабочая гипотеза, цель и задачи работы, определяется новизна исследования, теоретическая и практическая значимость, выбираются методы (методики) проведения исследования.

Обоснование выбора темы предполагает четкую формулировку актуальности проблемы исследования. В применении к выпускной квалификационной работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: умение выбрать тему и правильно ее понять и оценить с точки зрения его научной зрелости и профессиональной подготовленности.

Освещение актуальности не должно быть многословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной машинописной страницы показать главное – суть проблемной ситуации из чего и будет видна актуальность темы. Таким образом, формулировка проблемной ситуации – очень важная часть введения. Поэтому имеет смысл остановиться на понятии «проблема» более подробно.

Любое научное исследование (в данном случае дипломное) проводится для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Проблема всегда возникает тогда, когда старое знание уже обнаружило свою несостоятельность, а новое знание еще не приняло развитой формы. Таким образом, проблема в науке – это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Не случайно считается, что сформулировать научную проблему – значит показать умение отделить главное от второстепенного, выяснить то, что уже известно и что пока не известно науке о предмете исследования.

Рекомендуется указать информационную, методологическую базу исследования (методологическое основание), указать основных авторов или их теоретические положения, на которых базируется работа.

Цель работы формулируется исходя из проблемы, на решение которой направлена работа студента. Она должна заключаться в решении проблемной ситуации путем ее анализа, формирования критического отношения к существующим научным позициям и психологической практики, формулировке выводов и рекомендаций по совершенствованию методов и способов психологической работы.

Цель может быть сформулирована так: «Изучение особенностей образа ребёнка в сознании воспитателей с разными стилями педагогического общения».

Далее определяются объект и предмет исследования. Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание дипломника, именно предмет исследования определяет тему выпускной квалификационной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

 

Пример объекта исследования: «образ ребёнка в сознании воспитателя».

Пример предметаисследования: «различия в представлениях о ребёнке в сознании воспитателей с разными стилями педагогического общения».

 

Доказав актуальность выбранной темы, сформулировав цель, определив объект и предмет исследования логично перейти к выдвижению рабочей гипотезы, которые помогут определить и конкретные задачи. Задачи представляются в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выяснить…, выявить и т.п.).

Формулировки этих задач необходимо делать как можно тщательнее, поскольку описание их решения должно составить содержание глав исследовательской работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

 

Гипотеза исследования строится исходя их проблемы, цели и предмета исследования. Возможный вариант гипотезы: «Образ ребёнка в сознании воспитателя может выступать в качестве эталона-цели его профессиональной деятельности, специфика этого образа проявляется в отношении воспитателя к ребёнку и определяет стиль педагогического общения».

Задачи работы определяются в соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования. Так, исходя из обозначенной выше цели, предмета и гипотезы, можно сформулировать следующие задачи:

- провести анализ литературных источников по исследуемой проблеме с целью выявления теоретических основ исследования и обоснования необходимости решения выделенных задач работы;

- изучить особенности стиля педагогического общения воспитателей и их представлений об образе ребёнка;

- выявить различия в особенностях образа ребёнка в сознании воспитателей детских садов с разными стилями педагогического общения.

 

Очень важным этапом работы является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в ВКР цели.

Научная новизна работы характеризует вклад автора в развитие теории исследуемой проблемы. Она неразрывно связана с практической зна­чимостью работы. Однако не следует подменять эти два понятия: новизна не может заключаться в том, что «в данном учреждении (предприятии, организации…) подобное исследование ранее не проводилось»… Практическая значимость должна заклю­чаться в выработке конкретных мероприятий, которые следует провести для повышения эффективности психологической диагностики, коррекции и/или реабилитации. Научной новизной может быть новое видение проблемы, новые методические разработки, уточнение некоторых концептуальных положений, более детальная разработка методик психодиагностики и т.п.

Практическая значимость исследования более подробно представлена в практических рекомендациях. Во введении же следует кратко описать, в чём конкретно заключается ценность результатов исследования для практики.

При работе над введением Вам нужно быть готовым к тому, что текст этой составной части будет переработан два-три раза и от первоначальных формулировок может мало что остаться. Это связано с важностью данной части работы (введение прочитают все, кто будет ее оценивать), а также с тем, что процесс написания носит творческий характер, и Вам на первоначальном этапе все же еще не до конца представляется будущая работа.

В структуре работы следует указать: из каких элементов состоит ВКР (введение, главы, выводы по главам, заключение, библиография, приложения); сколько литературных источников Вами было использовано при подготовке ВКР, сколько из них на иностранном языке (если есть); сколько представлено приложений; каково количество страниц в работе; сколько таблиц и рисунков содержится в ВКР.

 

Итак, логичное построение введения состоит из следующих пунктов:

1) актуальность;

2) теоретико-методологическая база исследования;

3) цель;

4) объект исследования;

5) предмет исследования;

6) гипотеза;

7) задачи;

8) методы и методики исследования;

9) научная новизна работы;

10) практическая значимость;

11) структура работы.

 

Ряд примеров «Введения» приведен в Приложении 7 данного учебно-методического пособия, эти примеры основаны на реальных авторефератах соискателей ученой степени кандидата психологических наук и могут помочь Вам при работе над введением.

 

Далее идет описание процесса исследования и обсуждение (интерпретация) его результатов.

В ходе написания отдельных глав и параграфов используется подготовленный на этапе подбора литературы раз­вернутый план с тем, чтобы каждый вопрос был освещен по определенной схеме, не допускающей повторов, отрывочных логически не связанных между собой положений.

Содержание основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Любая научная рабо­та - это не сумма ее составных частей. Можно написать вели­колепные три отдельные главы. Однако еще не факт, что эти три главы составят удовлетвори­тельную выпускную квалификационную работу: важна логическая связь работы от ее первого предложения до последнего.

Логически построенная работа не содержит материала, который может быть изъят из нее без нарушения стройности.

При написании работы следует обращать внимание на правильность построения доказательств, выведения определений понятий.

Написание каждой главы работы имеет свои особен­ности. Рассмотрим специфику подготовки основной части работы, состоящей из трех глав (в ВКР их может быть меньше или больше в зависимости от необходимости).

Первая глава, как правило, посвящается рассмот­рению теоретических аспектов исследуемой проблемы и служит основой для дальнейшего изложения материала. В этой главе обычно рассматриваются сущность, содержание, ор­ганизация исследуемого процесса, его составные элементы. Первая глава должна носить характер аналитического обзора литературы. Обоснование цели ВКР и рабочей гипотезы должны опираться на рекомендации, содержащиеся в аналитическом обзоре, с учётом конкретных условий проведения научно-исследовательской работы.

Излагая вопросы теории, следует помнить, что эта часть рабо­ты не самоцель, а средство для создания теоретической базы для рассмотрения практических вопросов исследуемой проблемы. По­скольку проникновение в сущность изучаемого явления и процесса возможно только при условии использования системного подхода, то в первой главе целесообразно отвести отдельное место истории развития предмета изучения, анализу наличия в современной отечественной и зарубежной практической науке различных школ и групп ученых, по-разному трактующих отдельные вопросы, дать им соответствующую оценку, провести сравнительный анализ теоретических положений.

Полученные в результате рассмотрения первой главы выводы должны раскрыть научную новизну работы, которая формулируется во введении.

Необходимо также отразить собственную точку зрения по проблеме и основные выводы по главе.

Вторая глава предполагает описание выборки исследования (пол, возраст испытуемых, значимые характеристики, место работы, социальное положение, образование и т.д. в зависимости от тематики работы), а также описание методик исследования. Целесообразно отметить условия проведения исследования и некоторые моменты организации исследования. Выборка испытуемых для ВКР должна составлять не менее 80 человек. Количество в 60 человек допускается в том случае, если набрать большее количество респондентов в указанные сроки не представляется возможным из-за специфики темы. В этой же главе описываются применяемые в исследовании методики и методы математико-статистического анализа. В выводах по второй главе важно указать логику подбора именно такой выборки, именно таких методик и математико-статистических методов обработки данных.

Третья глава предполагает описание и анализ результатов исследования, проведённого студентом самостоятельно. Исследование должно проводиться с помощью количественных методик (т.е. в результате должны быть получены «сырые» баллы, которые можно количественно подсчитать с помощью методов математической статистики) и качественных методик (если их использование объективно обосновано). Обработка результатов исследования может быть произведена с помощью ЭВМ, например, в программе «Statistica 6.0» (либо других аналогичных статистических программах). Существуют различные виды анализа, которые можно применить в работе. Их выбор зависит от темы исследования. Корреляционный анализ (для выявления значимых связей между показателями методик), факторный (для группировки переменных в факторы, выявления структуры взаимосвязей), Т-критериальный анализ (для сравнения двух групп испытуемых), можно также провести кластерный и другие виды статистического анализа. Их выбор производится совместно с руководителем. Примеры интерпретации результатов математико-статистической обработки данных приведены в Приложении 8. Интерпретация полученных данных должна сопровождаться необходимыми схемами, таблицами, рисунками, графиками, в которых должны быть выделены значимые связи и значения. Проведение психологического исследования является самостоятельной научно-практической работой студента. Как правило, сформулированные и обоснованные выводы этой главы, определяют прак­тическую значимость работы, обозначенную во введении. В целом, в выводах должна прослеживаться логика обработки данных: как тот или иной использованный метод способствует достижению цели, доказательству (или опровержению) гипотезы.

Количество глав не регламентируется, 2 и 3 главу можно объединять в практическую часть, однако трехкомпонентная структура является стандартной для научных работ.

Названия глав и параграфов должны быть сформулированы кратко и четко, в них должна отражаться внутренняя логика содержания работы. Каждая глава завершается выводами.

Заключительным этапом хода научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты выполненной выпускной квалификационной работы. В заключении ВКР подводятся итоги и обобщаются результаты проведенного исследования. Заключение носит форму синтеза полученных в работе ре­зультатов. Этот синтез - последовательное, логически строй­ное изложение полученных выводов и их соотношение с целью работы и конкретными задачами, гипотезой, поставленными и сформули­рованными во введении. Выводов не должно быть много, чаще всего они определяются количеством поставленных задач.

В конце заключения можно привести вкратце практические рекомендации, которые более подробно могут быть раскрыты в приложении. Практические рекомендации должны также решать те задачи, которые были сформули­рованы во введении. Без разработки механизма реализации таких предложений они вы­глядят голословными. Предложения необходимо довести до уровня конкретных методик, рекомендаций. При этом практические рекомендации должны учитывать результаты проведенного Вами исследования, а не содержать общих положений, которые можно было изложить и без проведения исследований в данной области.

Для более полного осознания структуры работы схематично приведем логическую взаимосвязь цели, задач, методов, результатов и вывода (Рис. 1.)

 

Рис. 1. Взаимосвязь цели, задач, методов, результатов и вывода

Библиография должна включать только те работы, которые проработаны автором и на которые делаются ссылки в тексте. Она должна быть оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями (см. Оформление списка литературы).

ВКР может содержать Приложение, где представляются схемы, графики, диаграммы, описания методик, практические рекомендации и т.п., т.е. материалы, иллюстрирующие как теоретические положения, так и результаты экспериментальных исследований. Приложения необходимо располагать в порядке появления ссылок на них в тексте. Приложения должны иметь названия и нумерацию.

 

Апробация ВКР осуществляется на студенческих конференциях, спец. семинарах, в форме публикаций.

Соотношение объемов теоретической и практической глав предпочтительней делать в соотношении 1:2, поскольку рецензентом и комиссией оценивается, прежде всего, степень самостоятельности и глубины анализа фактического материала, умение творчески применить теоретические положения на практике.

Общий объем работы составляет примерно 80 страниц машинописного текста.

Завершенная выпускная квалификационная работа, подписанная студентом, предоставляется руководителю. После просмотра и одобрения ВКР – руководитель подписывает её и вместе со своим отзывом представляет заведующему кафедрой. В отзыве должна быть характеристика выполненной работы по всем разделам ВКР и обязательно отражается личный вклад студента в содержание работы.

 

Язык и стилистика ВКР

 

В ходе написания работы следует обратить внимание на язык изложения материала, особенно на лексику и фразеологию, мор­фологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию.

Для описания действий следует использовать глаголы. В ос­новном употребляется изъявительное наклонение глагола (на­пример, «рассмотрим»), редко - сослагательное наклонение (на­пример, «рассмотрели бы») и не употребляется повелительное наклонение (например, «рассмотрите»).

Для выражения логических связей между частями высказы­вания следует использовать указательные местоимения «этот», «тот», «такой» (например: «Эти данные служат достаточным основанием для вывода...»). Местоимения «что-то», «кое-что», «что-нибудь» в силу неопределенности их значения в тексте работ почти не используются.

При написании работы может возникнуть необходимость вы­сказывания автором своего личного мнения по какой-либо пробле­ме. В современных научных работах стало неписаным правилом, когда автор выступает во множественном числе и вместо «я» упо­требляет «мы», считая, что выражение авторства как формального коллектива с руководителем придает больший объективизм изло­жению. Вам также целесообразно следовать данному правилу.

Однако частого употребления местоимения «мы» быть не должно. Поэтому можно использовать конструкции, исключа­ющие употребление этого местоимения:

- неопределенно-личные предложения (например: «В начале производят отбор факторов для анализа, а затем устанавливают их влияние на показатель»);

- формы изложения от третьего лица (например: «Автор полага­ет...»); предложения со страдательным залогом (например: «Раз­работан комплексный подход к исследованию...»).

Синтаксис работ имеет свои особенности. Нужно стремиться строить краткие предложения, выражать свои мысли в доступной форме, не допускающей разночтений, использовать грамматические конструкции, предполагающие точное следование нормам связи слов в предложении.

При работе над текстом исследовательской работы (ВКР) принято следовать так называемому формально-логическому способу описания. Текст исследования имеет форму рассуждения, особенностями которого являются четкость, ясность и последовательность. В ВКР допускается использование аналогий, сравнений, афоризмов, которые делают ее более привлекательной для читателя

Объективность изложения - основная черта работы, кото­рая вытекает из стремления установить научную истину. Отсю­да возникает необходимость использования в тексте работ ввод­ных слов и словосочетаний, указывающих на степень достовер­ности сообщения. Благодаря этим словам, тот или иной факт можно представить: как вполне достоверный («конечно», «разу­меется», «действительно»), как предполагаемый («видимо», «надо полагать»), как возможный («возможно», «вероятно»).

Обязательным условием объективности изложения матери­ала является указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль, кому конкретно принадлежит то или иное выражение. В тексте это следует реализовывать по­средством использования специальных вводных слов и слово­сочетаний («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.).

При разработке материала следует добиться отсутствия оши­бок в орфографии и пунктуации. Необходимо помнить, что не может быть убедительных рекомендаций, неграмотно написан­ных и небрежно исполненных. Создание работы в электронном виде позволяет избежать большинства ошибок посредством ав­томатической проверки правописания. Однако проверка текста машиной не позволяет выявить случаи пропуска букв в словах при наборе и некоторых других ошибок. Например, если при наборе в слове «банки» пропущена буква «н», то компьютер не обна­ружит наличие ошибки, прочитав слово «баки». Следовательно, после проверки машиной текста на наличие ошибок, материал должен быть прочитан и проверен еще и автором.

При написании работы целесообразно представить, что Вы желаете поделиться имеющейся информацией и знаниями с людьми, которые этой информацией не располагают. Поэтому качествами, определяющими стиль работы, должны являться точность, ясность и краткость.

Исконно русские слова следует употреблять точно, в со­ответствии с их значением, чтобы не появилось фраз типа:

«Большая половина авизо осталась не отправленной», «Счетчик банкнот вооружен увеличительным стеклом». Очевидно, что половина не может быть большей или меньшей, а счетчик не может вооружаться чем-либо. Информацию следовало изложить, например, следующим образом: «Половина авизо осталась не отправленной», «На счетчике банкнот установлено уве­личительное стекло».

Вам следует при необходимости правильно использовать синонимы, не нарушая точности передачи информации. Синонимы нужны в работе для того, чтобы избежать повторений. Но си­нонимичные слова имеют, кроме сходства, и различия. Терми­нов-синонимов в одном высказывании быть не должно. Не сле­дует в одном предложении употреблять, например, такие тер­мины, как «сублимация» и «замещение».

При написании работы необходимо исключить двусмыслен­ность выражений.

Краткость позволяет избежать ненужных повторов, излиш­ней детализации. Краткость проявляется также в употреблении не слишком длинных предложений. Завершив написание текста работы, Вам следует прочитать всю работу и оценить ее на предмет соответствия составных частей друг другу. Сделать это целесообразно по прошествии нескольких дней после окончания написания текста для того, чтобы получить чувст­во «дистанции» между своей работой и собой. Если этих нескольких дней нет, то можно отложить работу на несколько часов, в те­чение которых заняться другим делом (поговорить с товарищами, заняться домашними делами), а затем - вернуться к работе.

При анализе работы на предмет соответствия ее составных частей друг другу следует обратить внимание на то, чтобы ука­занные во введении формулировки научной новизны, практиче­ской значимости были раскрыты в работе. Научная новизна ра­боты раскрывается чаще всего в первой главе (вопросе). Прак­тическая значимость работы, как правило, должна раскрывать­ся в третьей (а может быть и в другой главе ра­боты). Кроме того, раскрытие научной новизны и практической значимости работы должно найти свое отражение в заключении.

Следует также обратить внимание на соответствие указан­ной информационной базы исследования фактически исполь­зуемому материалу.

Если при анализе введения выявляется несоответствие вве­дения основной части, то в целях завершения работы в срок, как правило, корректировке подвергается введение.

При анализе заключения обращается внимание на то, что­бы итоговые выводы по решению всех задач, поставленных во введении, нашли отражение в заключении. Совершенно недо­пустимо указывать в заключении, что какая-либо из задач не решена. Если такая ситуация имела место, то необходимо либо все же эту задачу решить, либо, если задача не влияет на дости­жение цели исследования, во введении ее не ставить.

Отражение в заключении итоговых результатов по выпол­нению поставленных задач должно свидетельствовать о выпол­нении автором целевой установки, сформулированной во вве­дении. Последнее положение должно также найти отражение в заключении.

Для выявления ошибок в тексте можно попробовать про­читать работу вслух перед самим собой: восприятие на слух часто дает возможность почувствовать разницу между тем, что хотелось сказать, и тем, что действительно написано.

После завершения работы над текстом в целом Вам целесо­образно еще раз прочитать введение и заключение. Это связано с тем, что все, кто будут оценивать Вашу работу (научный руко­водитель, рецензент, члены экзаменационный комиссии), эти части работы прочтут обязательно. В связи с этим часто говорят, что введение и заключение - это визитная карточка работы.

Особое внимание при повторном чтении введения следует уде­лить формулировкам актуальности темы, целям и задачам работы, а также полученным выводам в заключении. При этом Вам целе­сообразно обратить внимание на то, чтобы в выводах, содержа­щихся в заключении, четко просматривалось достижение цели и задач работы, сформулированных во введении. В заключении обязательно должно быть озвучено, подтвердилась гипотеза исследования или нет.

 

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.017 с.)