Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VI. Какие из приведенных ниже бесед Можно назвать ме- тодом научно-педагогического исследования. Почему.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Беседа классного руководителя с родителями о воспи- тании детей в семье. 2. Беседа учителя с опоздавшими на урок учениками. 3. Беседа с учениками о правилах поведения в обще- ственных местах. 4. Беседа учителя с учениками, в процессе которой выяс- как они понимают правила техники безопасности. 5. Беседа с учителем, в процессе которой выявляются эф- фективные приемы стимулирования интереса школьников к изучаемому материалу. 6. Беседа директора школы с мальчиком, обидевшим де- вочку. 7. Беседа классного руководителя о правах и обязаннос- тях школьников.
Педагогический эксперимент Слово «эксперимент» латинского происхождения и в пере- воде означает «опыт», «испытание». Педагогический экспери- мент — это научно поставленный опыт преобразования педаго- гического процесса в точно учитываемых условиях. В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует, экс- перимент в педагогике имеет созидательный характер. Экспе- риментальным например, пробивают дорогу в практику новые приемы, методы, формы, системы учебно-воспитатель- ной деятельности. Эксперимент — это по сути строго контролируемое педаго- гическое наблюдение, с той лишь разницей, что эксперимента- тор наблюдает процесс, который он сам целесообразно и пла- номерно осуществляет. Педагогический эксперимент может охватывать группу уче- ников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Исследования могут быть длительными или краткосрочными в зависимости от темы и цели. Педагогический эксперимент требует обоснования рабочей гипотезы, разработки исследуемого вопроса, составления де- плана проведения эксперимента, строгого соблюде- ния намеченного плана, точной фиксации результатов, тща- тельного анализа полученных данных, формулировки оконча- тельных выводов. Научной гипотезе, т. е. предположению, под- вергающемуся опытной проверке, принадлежит определяющая роль. Эксперимент замышляется и проводится для того, чтобы проверить возникшую гипотезу. Исследования «очищают» ги- потезы, устраняют некоторые из них, корректируют другие. Исследование гипотезы — это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития. Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверя- емых, должны быть тщательно уравнены. Если, например, про- веряется эффективность нового приема, то условия обучения, кроме проверяемого приема, необходимо сделать одинаковыми как в экспериментальном, так и в контрольном классе. Прини- мая во внимание множество влияющих на эффективность учебно-воспитательного процесса причин, соблюсти это требо- вание на практике очень трудно. Проводимые педагогами эксперименты многообразны. Их классифицируют по различным признакам — направленности, объектам исследования, месту и времени проведения и т. д. В зависимости от которую преследует экспери- мент, различают: 1) констатирующий эксперимент, при кото- ром изучаются существующие педагогические явления; 2) про- верочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипоте- за, созданная в процессе осмысления проблемы; 3) созидатель- ный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе ко- торого конструируются новые педагогические явления. Чаще всего выделенные виды эксперимента применяются не изолированно, а составляют неразрывную последователь- ность. Констатирующий эксперимент, называемый иногда так- же методом срезов, ориентирован обычно на установление фактического состояния исследуемого объекта, констатацию исходных или достигнутых параметров. Главная цель — зафик- сировать реалии. Они будут исходными для преобразующего эксперимента, в котором обычно ставится цель создать и про- верить эффективность новых методов, которые могут, по за- мыслу экспериментатора, повысить достигнутый уровень. Обычно для достижения устойчивого педагогического эффекта необходимы длительные созидательные усилия; рассчитывать на немедленное улучшение в воспитании и развитии обычно не приходится. По мест у проведени я различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент. Естественный представляет собой научно организованный опыт проверки вы- двинутой гипотезы без нарушения учебно-воспитательного процесса. Такой вид эксперимента избирается в том случае, когда есть основания предполагать, что сущность нововведения необходимо проверять только в реальных условиях и что ход и результаты эксперимента не вызовут нежелательных последст- вий. Объектами естественного эксперимента чаще всего стано- вятся планы и программы, учебники и учебные пособия, при- емы и методы обучения и воспитания, формы учебно-воспита- тельного процесса. Среди модификаций естественного эксперимента выделим параллельный и перекрестный эксперименты, смысл которых понятен из рис. 2.
Если нужно проверить какой-либо частный вопрос или если для получения необходимых данных надо обеспечить осо- бенно тщательное наблюдение за испытуемыми (иногда с при- менением специальной аппаратуры), эксперимент переносится в специально оборудованное помещение, в специально создан- ные исследовательские условия. Такой эксперимент называется лабораторным. В педагогических исследованиях он применяет- ся нечасто. Конечно, естественный эксперимент ценнее лабо- раторного, так как он ближе к реальной действительности. Од- нако в связи с тем, что здесь берутся естественные факторы во всей их сложности, возможность избирательной и точной про- верки роли каждого из них резко ухудшается. Приходится идти на дополнительные затраты и переносить исследование в лабо- раторию, чтобы влияние неконтролируемых факторов, побоч- ных причин свести к минимуму.
Экспериментальная педагогика Осознав возможности, силу эксперимента, педагоги-ис- следователи конца XIX — начала XX в. начинают связывать с ним большие надежды, уповая на то, что волшебным клю- чом эксперимента удастся открыть двери педагогической истине. Родилось мощное исследовательское течение, по- лучившее название «экспериментальная педагогика». Толчком послужили впечатляющие эксперименты А. Си- корского по изучению умственного утомления школьников с помощью учета ошибок в диктантах (1879), по запоминанию материала (1885), исследования круга пред- ставлений школьников, выполненные Холлом (1890), изуче- ние интеллекта учеников, начатое Бине и Симоном (1900), изучение типов представлений у школьников (Штерн, Неча- памяти у детей (Бурдон, Ист, и многие другие интересно задуманные и часто изящно выполненные опыты. И хотя результаты исследований значительного вли- яния на педагогическую практику не оказали, была доказана возможность проникнуть с помощью эксперимента в слож- нейшие проблемы воспитания. Не кажется, ни одной области, где бы педагоги не пытались применить эксперимент, вплоть до исследова- ния нравственной сферы и процессов, происходящих в кол- лективах. Распространился так называемый метод опреде-
лений: ребенок давал определение нравственному понятию или, наоборот, называл его по признакам. Для выяснения представлений использовались также методы оценки по- ступков литературных героев, метод недописанных рас- сказов и басен, из которых нужно было «вывести мораль». В начале 30-х годов был широко распространен метод кол- лизий, т. е. решений жизненных затруднений, из которых нужно было находить выход. Иногда для облегчения дава- лись готовые решения с разными установками: враждебной, нейтральной и положительной, — одну из них надо было вы- бирать. Для изучения настроений и интересов детей и под- ростков применялся метод анонимных записок: в специаль- ный ящик, вывешенный в школе, ребята опускали записки с интересующими их вопросами. Анализ вопросов показывал направленность интересов подростков, их настроения, уро- вень развития. немало сделали для педа- гогической науки. Многие связи, зафиксированные ими, вошли в золотой фонд педагогической теории. В силу известных причин, о которых расскажем ниже, экспериментальные исследова- ния педагогических проблем в нашей стране были приоста- новлены в середине 30-х годов и вновь возрождены лишь в 70-е годы. Что случилось? Почему? Как? Не захотите ли вы выяснить это? Преданья старины глубокой Обычно пишут, что метод эксперимента педагогика поза- имствовала у естественных наук. Вряд ли это соответствует действительности. Когда в X в. до н.э. поставил соци- ально-педагогический эксперимент, естественных наук не было и в помине. А произошло тогда вот что. Около 30 веков назад на полуострове Пелопоннес, самой южной части современной Греции, существовало могуще- ственное государство Спарта. Случилось так, что трон госу- дарства унаследовал несовершеннолетний сын царя Хари- лай. Править страной он не мог, и поэтому вся государ- ственная власть перешла в руки его дяди и опекуна Ликург был человеком наблюдательным. Немало време- ни и сил он отдал изучению естественных явлений. Многое понял. А главное — не побоялся сделать смелые выводы из своих наблюдений.
Если верить легенде, однажды продемонстриро- вал весьма показательный опыт, наглядно подтверждаю- щий силу воспитания. Он отобрал у ощенившейся суки двух щенков и посадил их в глубокую яму. Воду и пищу спускали вниз на веревке. Двух других щенков из того же помета он оставил расти на свободе. Пусть проходят курс «собачьей науки» в жизни. Когда щенята выросли, Ликург велел выпустить на виду у собак зайца. Как и следовало ожидать, щенки, выросшие на свободе, погнались за зайцем, догнали его и задавили. А щенки, выросшие в яме, бросились наутек. В историю Ликург вошел как автор законов, которые счи- тались образцом человеческой мудрости, о чем свидетель- ствует хотя бы тот факт, что они без всяких изменений при- в течение многих столетий. Граждане Спарты должны были вести здоровый и умеренный образ жизни. До самой смерти они были военнообязанными, не должны были уделять большого внимания своему быту, обедать могли только в общественных столовых — сиситиях. Пола- галось также воспитывать детей в государственных школах под руководством опытных наставников.
VII. В представленном ниже списке опытов выберите те, которые вероятнее всего можно отнести к научно-педа-
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-10; просмотров: 741; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.131.51 (0.008 с.) |