Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проведение совещаний и беседСодержание книги Поиск на нашем сайте
В практической работе руководитель вагонного хозяйства значительную часть времени расходует на разговоры с отдельными исполнителями, группами исполнителей, выступает на собраниях коллектива, делает необходимые сообщения на совещаниях вышестоящих руководителей. Разговоры руководителя на предприятии делятся на деловые (производственные) и личные (разговоры по личным вопросам). Деловым разговорам должны быть свойственны краткость, точность, полнота определения производственно-технологической ситуации, доходчивость. Деловые разговоры могут проводиться как непосредственно на рабочих местах, так и на специальных совещаниях у руководителя. Разговоры по личным вопросам проводятся с целью поднятия настроения, для психологической разрядки, более близкого узнавания работников коллектива, а также для решения сугубо личных вопросов работников. Вежливость и тактичность должны определять стиль любого выступления или разговора руководителя. Однако в зависимости от обстановки, аудитории слушателей и целей стиль проведения совещаний и бесед надо изменять. Рассмотрим некоторые рекомендации по этому вопросу. Совещание — одна из важных форм организации управленческой деятельности. На совещании коллективно вырабатываются решения по наиболее актуальным и сложным производственным вопросам. В то же время совещание выполняет роль эффективной формы обмена информацией и передовым опытом между его участниками и способа быстрого доведения задания до исполнилей. Однако частые совещания оказывают отрицательное психологическое воздействие. Участники совещаний привыкают пассивно присутствовать на них, не разрешая никаких вопросов. Надо иметь в виду и то, что совещание — это самый дорогой способ передачи управленческой информации, если исходить из суммарных затрат рабочего времени его участников. В связи с этим совещания должны назначаться в строго определенные дни и тщательно подготавливаться. Прежде всего, необходимо спланировать работу совещания, т. е. определить дату и время его проведения, состав участников. Целесообразно назначать совещания на вторую половину дня, а их продолжительность не должна превышать 2 часа. По всем вопросам, которые будут рассмотрены на совещании, следует подготовить письменное сообщение или информацию и другие необходимые материалы. Очень важно основательно подготовить к совещанию его участников и выступающих Сообщения или информация по вопросам, подлежащим обсуждению, должны быть конкретными, ясными, краткими, а материалы, иллюстрирующие их, размещены так, что бы их могли видеть все участники совещания. Число участников совещания должно быть минимальным. Деловой обстановке на совещании способствует подготовка тезисов основных докладов, проектов решении, постановлений, рекомендаций и других документов. Наличие тезисов у участников совещания делает ненужным зачитывание развернутого доклада. Совещание сразу может начинаться с прений по заранее розданным всем участникам совещания материалам. Необходимо позаботиться, чтобы всем участникам было удобно сидеть и записывать, обеспечить хорошее освещение и вентиляцию. В начале каждого заседания полезно рассказать собравшимся о реализации ранее принятых решений по вопросам, связанным с повесткой дня. На железнодорожном транспорте совещания принято разделять на директивные, инструктивные, информационные, оперативные, диспетчерские, дискуссионные. На директивных, инструктивных и информационных совещаниях до сведения участников доводится новая информация. Очень распространенный вид заседаний – диспетчерские и селекторные совещания. Полезность селекторных совещаний достигается лишь при обязательном требовании: четкая постановка вопросов и конкретные ответы по существу, определение эффективных мер по улучшению работы. Любое оперативное совещание не должно занимать более 20-30 минут, прочие деловые совещания должны укладываться в 1-1,5 часа. Важная роль при проведении совещания отводится его председателю. Ему необходимо установить регламент совещания, заранее определить продолжительность обсуждений каждого вопроса и сообщений. Совещание следует начинать точно в назначенное время и строго соблюдать регламент. Рекомендуется через каждые 50 минут работы делать 5-минутный перерыв. На одном совещании не следует рассматривать более двух-трех вопросов. Замечено, что объявление о примерном сроке окончания заседания, сделанное председателем в его начале (всего одна фраза), сокращает продолжительность заседания на 5 — 10 %. Председательствующий отвечает за организацию нормального хода заседания. Он должен следить за соблюдением выступающими установленного регламента. Регламент надо соблюдать строжайшим образом, пресекая попытки болтливых людей затянуть выступление, запутать существо вопроса в многословии речей. Не возбраняется остановить пустопорожнего болтуна и спросить, какие конкретные предложения у него есть, в вежливой, корректной форме попросить (разумеется, при необходимости) придерживаться темы повестки дня или данного совещания. Желательно, чтобы председатель стоя объявлял фамилию, должность и тему выступления следующего оратора, тем самым подчеркивается уважение к оратору, да и присутствующим лучше слышно, кто будет выступать и о чем он будет говорить. Следует сдерживать стремление отдельных участников заседания несколько раз высказываться по одному и тому же вопросу. Люди должны твёрдо знать: прежде чем выступить, нужно собраться с мыслями и только потом выйти и изложить логично и убедительно, а не брать слово наспех. К сожалению, бывают случаи, когда председатель недостаточно подготовлен к ведению совещания, вследствие чего эффективность такого совещания крайне низкая. Завершающий этап совещания состоит в принятии решения. Решения могут подготавливаться двумя путями: специально выбранная комиссия по подготовке решения составляет его проект или председатель прямо на заседании подводит итоги обсуждения и формулирует конкретные решения. По степени конкретности принимаемых на заседании решений можно в определённой мере судить о сплоченности и работоспособности коллектива. Контроль за выполнением принятого решения целесообразно поручать руководителю, на которого официально возложена ответственность за осуществление функций, непосредственно относящихся к рассматриваемому вопросу. Реализация решения состоит из следующих этапов: установление сроков его выполнения, исполнителей, разработка мер, обеспечивающих их успешную деятельность, контроль за выполнением решения. Несколько слов необходимо сказать и о протоколе совещания. Полезно записать в протокол особое мнение меньшинства. Это поможет вернуться к вопросам прошедшего совещания, поразмыслить над мнением меньшинства и, может быть, найти в нём рациональное зерно. После совещания протокол отпечатывают и рассылают не только участникам заседания, но и другим работникам, которых касаются принятые решения. В заключение приведём несколько рекомендаций о стиле речей докладчика и выступающих. Умение хорошо выступить предполагает, прежде всего, наличие идей и мыслей, которые надо высказать. Опыт даже очень известных ораторов показывает, что каждое выступление необходимо тщательно готовить. Работу над выступлением можно расчленить на несколько этапов. Первый этап включает разработку идеи выступления. Этот этап имеет сугубо творческий характер и выполняется по следующей схеме. Прежде всего, необходимо уяснить: а) важна ли тема с точки зрения основных интересов слушателей; б) какова новизна темы и вероятность, что кто-то выступающий перед вами её уже осветит; в) важность заложенных в ней начал конфликта и реальность предложений для его преодоления. Второй состоит в формировании плана и логики речи с учетом аудитории, перед которой придется выступать, продолжительности выступления и т. д. Третий этап включает отработку языка речи, отбор вспомогательного материала — цитат, примеров, цифр и т.д. Четвертый этап предусматривает отработку техники произнесения речи, голоса, жестов и т. д. При формировании плана и логики речи необходимо учитывать категорию выступления. Различают информационное, агитационное, убеждающее и другие типы выступлений. Задача информационной речи состоит не только в том, чтобы пробудить интерес, но и дать новое представление о предмете Информационная речь может строиться как повествование, описание и объяснение. Повествование характеризуется движением во времени. Например: «Я вам расскажу по порядку, как мы знакомились с передовой организацией труда в вагонном депо Красноармейск. Сначала нас привезли...» Описание предусматривает расчленение информации на составные части, при этом изложению придается наглядный вид: «Что представляет собой вагонное депо Уссурийск? Сначала представим себе место, где расположен...» Объяснение показывает, каков предмет и каково его устройство: «Общая схема устройства автомата для измерения колесных пар представлена на плакате. Здесь можно выделить...» Агитационная речь может быть трех типов: воодушевляющая, убеждающая и призывающая. Главная цель воодушевляющей речи — поднять настроение, воодушевить слушателей, внести ясность с оптимистичных позиций. В ней обычно мало новых данных, но она воздействует на высокие чувства людей: поддерживает верность долгу, решимость бороться за правое дело, преданность и благодарность. Убеждающая речь предполагает, что оратор приводит убедительную логику, факты, доводы, которые опровергают или доказывают какое-либо положение. Призыв к действию направлен на побуждение слушателей повысить эффективность работы или прекратить какие-то действия. Призыв может быть прямым и косвенным с указанием времени (действовать немедленно, в точно указанное время или в точно определенном месте). Но речь должна идти о действиях именно данных слушателей, а не вообще. При подготовке выступления очень важно знать настрой аудитории, учитывать, способны ли слушатели к тем действиям, к которым призывает выступающий. Нельзя призывать людей к тому, чего они не могут сделать. Порой убедить настроенных против вас, но активных слушателей легче, чем безразличных. Если аудитория настроена против вас, то иногда лучше пожертвовать призывом к действию и ограничиться информационной речью. Важным моментом является психологический настрой на выступление. Некоторые опытные ораторы рекомендуют следующие вопросы для самопроверки и психологического настроя на выступление: действительно ли меня интересует выбранная для выступления тема; достаточно ли я знаю по этому вопросу; я хочу убедить других, убежден ли искренне я сам; будет ли соответствовать моя тема и уровень знаний интересам и подготовленности слушателей; смогу ли я уложиться в отведенное время. До к л ад ч и к а м и всем выступающим нужно учитывать основные правила устной речи, чтобы не показаться безграмотным, чтобы не вызвать невольного, непредусмотренного «неделового» оживления аудитории. Речь выступающего должна быть точной и четкой (длинные, расплывчатые фразы могут быть непонятны слушателям). Нежелательно употребление некоторых выражений, вполне допустимых в письменной речи. Например, многие докладчики заявляют: «Как я уже говорил выше», «Ниже я скажу...» На листе бумаги действительно есть «выше» и «ниже», но в речи, естественно, этого быть не может. Другое дело: «Как я уже сказал ранее», «Как я сообщу вам позднее» Если человек не может выговорить какое-то особенно длинное и сложное слово, специальный термин, то лучше привести сокращенное название или заменить его близким по значению словом, чем допускать в речи ошибку. Как бы ни был выступающий увлечен идеями, которыми он хочет поделиться со слушателями, он должен следить за своей речью. Неприятное впечатление оставляют частые паузы в выступлении, покашливание. Желательно во время выступления не читать заранее написанный текст, а по возможности стараться некоторые его части пересказывать. Неплохо вообще овладеть каждому приемами ораторского искусства. Не менее ответственный момент в работе руководителя — проведение бесед с подчиненными. Беседа является особой и чрезвычайно важной формой коммуникаций между руководителем и подчинённым. Она позволяет выявить и решить ряд вопросов, наладить непосредственный личный контакт. Беседа — эффективное средство воспитания подчиненных. К сожалению, некоторые руководители недооценивают значение бесед и проводят их от случая к случаю и то по чисто производственным вопросам. В то же время социологические исследования показывают, что большая часть подчиненных желает поделиться с настоящим руководителем волнующими их вопросами личного, производственного, политического и иного характера гораздо чаще, чем обычно принято полагать. Готовиться к беседе надо как руководителю, так и подчиненному. Приглашая к себе работника, руководителю хотя бы одной фразой следует предупредить его о теме предстоящего разговора. Многие психологи отмечают, что просто фраза «Зайдите ко мне, я хочу поговорить с Вами» в глубине души вызывает волнение, ожидание неприятного разговора. Руководитель, готовясь к беседе, должен уяснить ее цель, состав присутствующих, обеспечить обстановку, располагающую к взаимопониманию. При необходимости следует подобрать справочную документацию, приготовить личное дело, возможные варианты решений поставленных вопросов. В начале беседы руководитель должен вежливо встретить и предложить подчиненному сесть. Надо постараться сразу создать обстановку, располагающую к доверительной беседе. Кратко и ясно сформулировать тему разговора и подключить к беседе подчиненного. Это можно сделать, задавая вопросы собеседнику в такой форме, чтобы они не выводили его из равновесия. Необходимо предоставить собеседнику возможность спокойно высказаться. Если подчиненный потерял нить разговора или в беседе наступила заминка, следует помочь ему наводящими вопросами. Нередко руководители не умеют слушать подчиненных. Поэтому молодым руководителям надо учиться слушать, не прерывая собеседника. Приведем некоторые рекомендации по этому вопросу: слушая, пытайтесь сосредоточиться на главной мысли говорящего; мысленно суммируйте сказанное и запоминайте основные моменты, попытайтесь понять план речи; попытайтесь сразу выяснить и отделить из сказанного элементы нового, ранее неизвестного вам, ведите записи; боритесь с привычкой строить возражения или контраргументы, если собеседник еще не кончил говорить; оценивайте и учитывайте эмоциональное состояние говорящего не с точки зрения того, как проявляются его эмоции, а с точки зрения того, что за ними скрывается, не стремитесь давать совет до того, как Вас об этом попросят При проведении беседы надо быть объективным. Следует учитывать, что грубая откровенность, ирония могут полностью свести на нет результаты беседы. Успех беседы во многом зависит от логичности убеждения и индивидуальности подхода к каждому подчиненному. Хорошо воздействует на собеседника, например, такой подход: «Я не собираюсь что-либо навязывать, но мне необходимо совместно с Вами обсудить следующий вопрос...» или «Я вначале был против по таким-то соображениям, а теперь изменил позицию в силу того-то». Надо избегать доводов типа «Вы должны», «Я заставлю» и т. п. Если беседа протекает в критическом ключе, то критику следует развивать, побуждая подчиненного переходить от критических высказываний к конструктивным предложениям, к оценке их эффективности. В заключение беседы следует сформулировать ее результаты в присутствии собеседника, а также зафиксировать все пункты беседы, по которым достигнута договоренность. Некоторое отличие имеет беседа по просьбе подчиненного. Руководитель должен так поставить себя, чтобы подчиненный был уверен, что встретит понимание и душевное участие в разрешении вопроса. Человек не будет обижен даже отказом, если вместе с ним рассмотреть со всех сторон его просьбу и показать, что сейчас ее разрешить нет возможности. Во время беседы личного плана желательно действовать соответственно психологии подчиненного: робкого — ободрить, с подхалимом— быть начеку, развязного — приструнить официальным обращением и т. д. Руководителю важно уметь быстро переключить внимание на содержание просьбы, с которой пришел подчиненный. Нельзя давать обещаний, в выполнении которых не уверен. У руководителя за словом должно следовать дело. Умение слушать, входить в заботы каждого члена коллектива — качество для руководителя непременное. Должна быть в этом потребность. Когда у опытного руководителя спросили, почему его так уважают в коллективе, он ответил: «Надо любить людей. Нет любви — лучше уйти с руководящей работы и заняться другим делом. Руководителю нелюбовь к людям противопоказана». Для молодых руководителей можно сформулировать некоторые частные рекомендации по этому вопросу. Несмотря на разнохарактерность, все беседы можно объединить в следующие типы: производственные, дисциплинарные, воспитательные, личного характера и т. д. Например, без беседы нетактично временно перевести работника на другое место или назначить на новую должность, освободить его от выполнения прежних функций в результате рационализации и автоматизации производственных процессов, направить на учебу или курсы по повышению квалификации, принять на работу или уволить с нее, отправить на пенсию и т. д. Беседы могут проводиться по инициативе как руководителя, так и подчиненного. Ясно, что цели и содержание каждой конкретной беседы могут быть существенно различными, однако можно выявить в них общие закономерности. Все беседы должны готовиться, эффективно проводиться и приводить к решению тех или иных вопросов. 1.5. Социально-психологические аспекты организации работы трудового коллектива Центральным звеном на предприятии является первичный производственный коллектив (бригада, смена, участок, отдел), все члены которого находятся в постоянном деловом общении и непосредственном контакте друг с другом. В бригаде, смене, на участке, в отделе происходит взаимное влияние коллектива и личности, решается судьба производственного плана, выполняются другие задачи коллектива. Каждый член производственного коллектива субъективно выступает с определенными притязаниями на соответствующее место в группе. Если субъективная позиция члена коллектива соответствует его действительному положению, на которое он имеет притязания, то коллектив их принимает и его член занимает соответствующее ему место в межличностных отношениях. Если же субъективные и объективные позиции расходятся, то возникает конфликт. Основанием для притязаний личности является его самооценка. Разумеется, разобраться в этих отношениях сразу трудно, так как лежащие в основе некоторых из них такие факторы, как зависть, ненависть, корысть и т. п., могут тщательно скрываться, маскироваться. Первичные производственные коллективы по своим «индивидуальным» особенностям многообразны. Однако межличностное согласие — необходимое условие существования социальной организации любого уровня. В то же время рассматривать коллектив как простую сумму личностей нельзя. Обычно в коллективе постоянно возникают большие и малые группы, между которыми и происходит взаимодействие. Они могут быть замкнутыми или открытыми для других членов коллектива, активными или пассивными (в смысле привлечения других членов), стойкими и нестойкими, т.е. склонными к распаду, влиятельными или нет. Внутри группы происходит распределение ролей, и члены группы приспосабливаются к обстоятельствам, подражают и подчиняются лицам, которые признаны лидерами. Для успешного управления коллективом руководителю необходимо знать, имеются ли неформальные группы и какие лица являются их неофициальными лидерами, кто из них наиболее авторитетен для членов данной группы. В своей деятельности официальный руководитель должен учитывать мнение неформальных лидеров и при необходимости убеждать в первую очередь именно их. Социальные психологи отмечают, что лидер группы силен не столько сам по себе, сколько благодаря лицам, поддерживающим его наиболее активно. Отношения между лидером и его «командой» далеко не простые и подчас весьма противоречивые. Например, вступление каждого нового человека в группу не всегда происходит добровольно и бескорыстно, как это кажется на первый взгляд, а часто из опасения остаться в стороне от ведущих работников или из желания приобщиться к заслугам лидера. При этом оказывается возможным, не разделяя «программы» лидера или способов ее осуществления, избежать конфликтов с руководством и «командой» и даже попасть под их покровительство. В результате согласованных действий лидера и его сподвижников возникает мощная сила, не лишенная, однако, побочных эффектов. Поэтому при расстановке работников, формировании бригад, распределении поручений целесообразно по возможности учитывать сложившуюся неформальную структуру коллектива. В то же время важно не допускать обособления неформальных групп от коллектива. Следует иметь в виду, что попытки руководителя «расформировать» ту или иную нежелательную группу путем создания различных препятствий для контактов между ее членами (например, их пространственное разобщение) в ряде случаев не только не приводит к желаемому результату, но и может способствовать еще большему их сплочению. Интересен случай, когда руководитель сам становится лидером коллектива. Влияние его на коллектив значительно усиливается, но возникает одна особенность. Если руководитель- не лидер может легко скорректировать свое первоначальное решение, и коллектив примиряется с этим, то руководителю, который является и неформальным лидером, сделать это труднее. Изменение приказа обычно вызывает у последователей удивление, непонимание и протест вплоть до антагонизма к «изменившемуся» лидеру. «Команда» в значительной мере отождествляет лидера с собой и, поддерживая его, поднимает себя в собственных глазах и во мнении окружающих. Связывая с ним определенные перспективы, группа защищает свое будущее, но, возможно, поэтому бережно относится к лидеру, ограждает его от конфликтов, неприятной информации, образуя своими действиями иногда демпфер, иногда нет, а подчас глухую стену на пути к окружающему сложному миру. На практике это означает, что руководитель-лидер получает, как правило, в большей или меньшей степени отфильтрованную информацию. Итак, для успешного выполнения поставленных задач молодому руководителю необходимо: знать неформальную структуру вверенного ему коллектива; уяснить социально-психологические портреты его членов и неформальных лидеров; строить свои взаимоотношения с людьми так, чтобы создать (поддержать) хороший психологический климат в коллективе и побудить его на высококачественное выполнение поставленных заданий. Однако при реализации этих задач очень важно не сделать ошибок, которые обычно приводят к конфликтным ситуациям, для чего необходимо учитывать социально-психологические особенности подчиненных. Работа с людьми начинается с установления взаимопонимания, умения слушать, смотреть и видеть, чувствовать и понимать. В методике работы с людьми можно выделить несколько этапов: эмоциональная подготовка руководителя, анализ социально-психологических портретов членов коллектива, рекомендации по воздействию на личность и коллектив. К работе с людьми нужно готовиться заранее, мобилизовав свои лучшие качества: бодрость, энергичность, жизнерадостность, уравновешенность, сдержанность. Соответствующим должен быть и внешний облик. Изучение социально - психологических портретов подчиненных рекомендуется вести по следующим направлениям: знакомство с автобиографией и другими документами; беседы с подчиненным о его жизни и деятельности в самых различных направлениях; наблюдение за деятельностью подчиненного в различных ситуациях (на работе, в домашних условиях, на экскурсии, при совместном отдыхе и т.д.); обобщение «независимых характеристик», даваемых на изучаемого несколькими людьми независимо друг от друга; изучение приемов работы подчиненного, анализ результатов его деятельности. Молодым руководителям уместно напомнить, что у людей выделяют четыре типа темперамента: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. В связи с этим необходимо несколько изменять схему взаимодействия с людьми разного темперамента. К тому же следует поставить диагноз и самому себе и сделать соответствующий вывод. Как правило, наиболее трудно взаимодействуют люди одного и того же темперамента, характера и способностей. Раскроем особенности различных темпераментов. Своеобразие сангвиника состоит в том, что он деятелен, подвижен, не обидчив, чрезвычайно общителен. Это происходит из-за легкой переключаемости нервной системы от возбуждения к торможению и обратно. Он быстро «загорается», но также быстро «гаснет». Он энергичен, если занят интересным делом, однако может легко его бросить, если потребуется терпение и усидчивость. При взаимодействии сангвиника важно добиться устойчивости интересов, развития настойчивости, способности довести начатое дело до конца. Вовремя сказанное доброе слово, поощрение положительных проявлений личности возбуждает творческую активность сангвиника, увеличивает его работоспособность. Однако сангвиники нередко склонны переоценивать себя. Это обязывает руководителя к умеренной дозировке поощрений. Флегматики — люди спокойного нрава, покладисты, медлительны. Некоторые руководители склонны постоянно упрекать их в лености, нерасторопности, пытаясь таким образом их расшевелить. Упреки нередко вызывают у них обратную реакцию: они становятся еще более замкнутыми и вялыми, так как теряют уверенность в своих силах. По отношению к ним одобрение, похвала и другие меры поощрения за проявление активности являются важным средством развития и укрепления положительных качеств личности. Люди с холерическим темпераментом отличаются большим запасом жизненной энергии, они активны, напористы и нередко вспыльчивы. Им недостает сдержанности из-за слабого развития тормозных процессов. В связи с этим важной воспитательной задачей является научить людей сдерживать себя, владеть собой; быть терпеливыми. Встречая сопротивление своим устремлениям, холерики несдержанны в проявлении раздражения и гнева. Тактичное упоминание об умении владеть собой оказывает благотворное влияние, дисциплинирует. Люди меланхолического темперамента — как правило, впечатлительны, легко ранимы, застенчивы, молчаливы, малообщительны, склонны к робости и неуверенности, к уединению. Они теряются в непривычной обстановке, принимают близко к сердцу самые незначительные события, поэтому требуют особо осторожного, тактичного подхода к себе. Внимание руководителя к успехам меланхолика, поощрение целеустремленности, решительности и смелости в его действиях, способности отстоять свою правоту вселяет в него уверенность в свои силы и помогает преодолеть природную застенчивость. Однако постоянное захваливание вредно, так как оно развивает болезненное самолюбие. Резкий тон руководителя усиливает процесс торможения, который и без того преобладает у меланхолика. В ответ на повышенный тон он умолкает, теряется. Психологи утверждают, что у многих людей своеобразно сочетаются черты нескольких темпераментов, однако какой-то тип все же преобладает. Управление психологической атмосферой в коллективе является важной частью социально-организаторской деятельности руководителя. Механизм становления благоприятного психологического климата в трудовом коллективе достаточно сложен. Определяющим фактором выступают производственные отношения. Важнейшая роль в объединении коллектива принадлежит его руководителю. Он должен развить в себе умение привлекать людей, если хотите, нравиться им. Надо знать, что человека можно расположить к себе или оттолкнуть выражением лица, позой. Природа не всех одарила приятными и симпатичными лицами. Некоторые руководители не предполагают, что у них «холодный» взгляд и хмурый вид. Руководитель может быть строгим, но у него не должно быть злого лица. Он может быть недовольным, но лицо его не должно выражать раздражения и презрения. Для руководителя важно управлять своими эмоциями. Веселое, хорошее настроение, улыбка товарища по работе вызывают жизнерадостное, бодрое настроение, улыбку у соседей. Наоборот, хмурое лицо коллеги, особенно руководителя, угнетает. Замечено, как положительно влияют на окружающих те руководители, которые тактичны, приветливы, остроумны с подчиненными, но при этом умеют сохранить требовательность и взыскательность. Определенные требования руководитель должен предъявлять и к своему внешнему виду. Чистота, опрятность, аккуратность, элегантность хорошо воздействуют на окружающих, создают доброжелательность, вызывают приятное чувство. Одежда должна быть скромной и удобной для работы. Для руководителя важны личные контакты с подчиненными. Личные контакты обеспечивают объективную информацию о положении дел. Никакие доклады с мест не могут полностью их заменить. Любая информация воспринимается и оценивается субъективно, поэтому руководитель не может быть уверен, что доверенное лицо на все будет смотреть его глазами, и оценит ситуацию с его позиций. Кроме того, недостаточные личные контакты вызывают недовольство, недоброжелательность, неприязнь подчиненных. У них возникает мысль о недемократичности руководителя. Многие руководители не помнят имен своих подчиненных и оправдывают это тем, что у них не хватает времени на запоминание, что они очень заняты. При этом они забывают о том, что самый простой способ завоевать доверие, симпатии и хорошее отношение людей — называть их по имени и отчеству. Способность помнить имена в деловых отношениях чрезвычайно важна. Руководителю следует интересоваться личными делами и заботами своих подчиненных. Однако необходимо помнить, что повышенное внимание к личным нуждам подчиненных, будучи положительным фактором, может не только способствовать, но и препятствовать нормальной работе коллектива, особенно в критических ситуациях, требующих объективности оценок и постановки интересов коллектива превыше личных интересов. Руководитель должен быть в состоянии, если в этом возникает необходимость, строго отнестись к нерадивым работникам, по собственной вине неудовлетворительно справляющимся с возложенными на них обязанностями. Это требует объективности и независимости в принятии решения от эмоционально-личностного отношения руководителя к работнику. Форма обращения при личных контактах имеет очень большое значение. Некоторые руководители позволяют себе односторонне переходить с подчиненными на «ты», не задумываясь над тем, как они это воспринимают, или, будучи уверенными, что им такое обращение доставляет удовольствие. Младшие по возрасту часто действительно воспринимают обращение руководителя на «ты» как некоторое сближение, а равные и старшие по возрасту чаще относятся к этому отрицательно, так как ответить тем же они не могут. Фамильярность руководителя задевает их самолюбие. Вот свидетельство одного молодого рабочего: «Почему, если я в рабочей одежде, да еще молод, мастер считает себя вправе мне «тыкать» — не дружески, как старший, а с этаким превосходством». Руководитель при обращении к подчиненному должен соблюдать такт, не подчеркивать своего превосходства, употреблять вежливые выражения, такие, как «будьте добры», «пожалуйста», «спасибо» и др. Руководитель, как впрочем, и любой интеллигентный человек, не имеет права гневаться, стучать кулаком по столу, оскорблять человека даже в том случае, если он действительно провинился. Разбор ситуации или проступка следует вести объективно, со знанием дела, убедительно и не выходя из рамок вежливости. Психологи рекомендуют руководителю: в момент нарастающего раздражения как бы со стороны посмотреть на себя, не поддаваться усталости. Необходимо заметить, что понятие «компетентный руководитель» предполагает его мужество и, прежде всего мужество признать собственные ошибки и упущения. Чем скорее и энергичнее делает это руководитель, убедившись в том, что он был не прав, тем выше его авторитет в глазах подчиненных. Люди, как правило, признают за человеком возможность ошибки, но не прощают упорства в своей неправоте, когда это уже стало очевидно всем окружающим. Многолетний опыт показал, что выполнение приведенных выше рекомендаций в большинстве случаев позволяет создать или поддерживать хороший психологический климат, обеспечить выполнение поставленных задач, а молодому руководителю — стать неформальным лидером коллектива. В этом случае говорят, что руководитель имеет авторитет, работать ему в этом коллективе легко, его поддерживают. Вряд ли можно указать готовые рецепты управления коллективом. Слишком сложной системой со многими вероятностными элементами является даже группа из нескольких человек. Однако в литературе по управлению даются некоторые советы, исходя из которых, как правило, достигается наиболее эффективный стиль управления. Руководство коллективом должно опираться на активность всех членов коллектива, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого работника. Эффективное руководство коллективом достигается при постоянном учете изменяющейся ситуации как внутри коллектива во взаимоотношениях между его членами, так и вне его. Трудовой коллектив — одна из самых ярких иллюстраций диалектического процесса развития, ему чужды застой, раз и навсегда данные формы и методы управления. Руководитель коллектива, даже первичного, где подчас почти не проявляется различие в уровнях управления, нет таких атрибутов власти, как отдельный кабинет или телефон, должен всегда осознавать, что равными партнерами в решении управленческих задач по отношению к нему могут выступать только другие руководители, находящиеся по отношению к нему на одном управленческом уровне, но никак не члены подчиненного ему коллектива. Самые лучшие отношения в коллективе и оптимальный психологический климат, если допускается забвение этого принципа, не гарантируют от серьезных осложнений в оценке тех или иных управленческих ситуаций. Руководитель, даже тот, который признается членами коллектива как авторитетный и достойный лидер, даже тот, который стремится к демократическим методам руководства, должен понимать, что он занимает несколько обособленное положение в коллективе. Такое положение неизбежно вытекает из самого принципа единоначалия, без которого немыслимо любое производство. Следовательно, руководитель должен учитывать наличие объективных барьеров на пути обмена информацией между ним и членами коллектива, в результате которых иногда возникает непонимание, ложные представления. К сожалению, молодые специалисты, молодые руководители, у которых еще очень свежи представления о студенческой среде, где порой совершенно смазаны понятия об иерархии и доминируют несколько иные ценности, часто переносят эти стереотипы поведения и в производственную среду. Вероятно, молодой руководитель не должен пытаться не замечать этот барьер, а в качестве одно<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.179.177 (0.019 с.) |