Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Беседа как форма диалога и алгоритмыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Речевого поведения в ней Львиная доля всех слов, которые нам доводится произносить в нашей жизни, отлита в форму беседы. Согласно словарю В.Даля, «беседа - взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах». Это прямой и открытый диалог, в рамках которого говорящий и слушающий постоянно меняются местами, и каждый вынужден сообразовывать свои слова с высказываниями собеседника. А поскольку чужая мысль непредсказуема, ответ приходиться давать экспромтом, что придает речи отчетливо выраженный дискурсивный (поисковый) характер. Беседу спланировать труднее, чем монолог. Тем важнее уметь готовиться к ней, владеть необходимыми в этом плане технологиями и методикой.
Изучив данный раздел, студент должен знать: · суть и смысл беседы как самой частой формы бытового общения и диалогического речевого действия; · основные виды бесед, их видовые особенности и психологические детерминанты · содержательный смысл и суть бесед повышенной информационной насыщенности и значимости; · общее и частные стратегии (целевые установки) беседы в различных речевых ситуациях; · эффект мнимого пустословия и способы маскировки своих речевых целей; · приемы ухода от острых вопросов и метод «упаковки» беседы в иную функциональную форму; · риторические «хитрости» извлечения информации окольным путем.
Изучив данный раздел, студент должен уметь: · определять вид планируемый или начавшейся беседы, оценивать речевую роль собеседника и ставить свою собственную; · выбирать оптимальную общую и частную стратегии беседы и оперативно менять их при поворотах речевой ситуации; · ранжировать свои речевые цели по важности и определять, от каких из них можно отказаться, а какие следует отстаивать до конца; · исправлять свои оплошности и пользоваться оплошностями собеседника · пользоваться методами проксемики, маскировки своих намерений и выявления чужих и приемами ухода от нежелательной темы; · задавать острые вопросы под видом вопросов невинных и наивных, умело уходить от словесных ловушек; · выбирать оптимальную тему и оптимальную стратегию светской (салонной) беседы; · разбираться, чему верить, а чему не верить в эмоциональных беседах.
Изучив данный раздел, студент должен приобрести необходимые навыки и умение:
· быть психологически устойчивым и уверенно чувствовать себя в различных видах беседы; · различать главное и второстепенное, своевременно и адекватно реагировать на тезисы различной важности; · решать, что и как сказать, а о чем и в какой форме промолчать; · эффективно отстаивать свою точку зрения и навязывать ее собеседнику; · отличать искренние высказывания от высказываний неискренних, двойственных; · при необходимости играть роль простака, бесхитростного и простодушного собеседника; · парировать психологические атаки и уходить от психологических ловушек; · определять реальную цену себе и другим.
Соотношение монолога и диалога
В жанре беседы существует множество отдельных видов, среди которых различают беседы: непринужденные, дружеские; проблемные и ознакомительные; светские или салонные; деловые и информационные; застольные. Во всех этих беседах выделяют две основные стратегии речевого поведения – эгоистическая и альтруистическая. В эгоистической стратегии собеседники превращают диалог в монолог или ряд параллельных монологов, где каждый слушает только себя, преследуя речевую цель выговориться, заявить о себе, повластвовать, а то и просто подавить партнера. В альтруистической стратегии монолог уступает место подлинному диалогу. Проявляется уважение к собеседнику, желание понять мысли партнера и его личность, умение слушать, готовность к совместному поиску истины и разумному компромиссу, отсутствие излишней категоричности в содержании и форме высказываний. Эгоистическая стратегия беседы (и, шире – всей речевой культуры) заключена в желании, или просто самоутвердиться (похвастаться, выставив на обозрение свои заслуги в их подлинном или завышенном размере), или же самоутвердиться ценою унижения других (в самом крайнем случае унижение собеседника приобретает характер самоцели и выливается в откровенное хамство). Альтруистическая же стратегия варьирует от элементарной учтивости,такта (нежелания причинить собеседнику какую-либо обиду или огорчение) до подлинного, глубокого уважения и искренней любви. В отличие от собеседника-эгоиста, который предстает в образе человека невоспитанного и некультурного, собеседник-альтруист - его антипод. Впечатление от речевой манеры человека, особенно четко формирующееся в беседе, распространяется на личность в целом. Лучший способ узнать человека, пока он не успел проявить себя в деле – это побеседовать с ним. Собеседование при приеме на работу, традиционная беседа родителей невесты с женихом – это речевые пробы, призванные не столько дополнить данные письменной анкеты или многолетнего личного знакомства, сколько определить характер человека, и, прежде всего, его отношение к другим людям через исследование общей стратегии его речевого поведения. При этом вскрываются два пласта психологических качеств собеседника: Во-первых, то, что он расскажет без всякого нажима с вашей стороны о себе и обо всем остальном. Подвергнув этот слой беседы риторическому анализу, можно получить психологический автопортрет собеседника. Если он тараторит без умолку, не давая вам вставить ни слова (одна из типичных форм эгоистической стратегии), не досадуйте, а послушайте его повнимательнее, и он откроется перед вами во всей полноте как того, что хотел сказать, так и того, что хотел утаить. Не зря древние мудрецы утверждали: «в беседе важнее слушать, чем говорить», «слово – серебро, молчание – золото». Так что не всякий раз имеет смысл обрывать самозабвенного говоруна: толкуя даже о совершеннейших пустяках, он рассказывает о себе. Важно, прежде всего, понять, зачем он это делает: «считает стекло алмазами» по простоте душевной или, прикидываясь простачком, уводит разговор в сторону? Во-вторых, то, что выявляется в ходе вопросов и ответов, т.е. целенаправленного, сфокусированного воздействия на сознание собеседника. Если исследование первого рода натуралисты называют наблюдением, то второго – экспериментом. Эксперимент всегда предполагает некое воздействие на объект, что неизбежно нарушает его исходное состояние, и это очень огорчает современных физиков. Точно так же и не в меру откровенные вопросы могут насторожить собеседника и побудить его к неискренности. Поэтому для составления возможно более точного психологического портрета собеседника следует вначале дать ему выговориться, не перебивая и ни в чем его не оспаривая. Демонстрируя лишь общепринятые знаки внимания («так-так», «да-да», «ну-ну», «вот-вот», «угу», «очень интересно», «понятно», «верно» и т.п.). И только потом перейти к вопросам, вначале расплывчатым, нейтральным, а затем все более конкретным. Чтобы беседа при этом не напоминала допрос, следует придерживаться принципа взаимности (вспомним римскую поговорку: «do ut des – даю, чтобы ты дал»). Разумеется, эти правила имеют практический смысл отнюдь не во всех видах беседы, но в беседах ознакомительных, деловых и информационных они всегда приносят ощутимую пользу, позволяя отстаивать не только формально выдвинутые позиции, но и коренные, открыто не декларируемые интересы сторон.
Особенности речевого поведения в непринужденной Дружеской беседе
Непринужденная дружеская беседа важна не столько своим содержанием («разменом мыслей», по В.И.Далю), сколько созданием атмосферы общего душевного комфорта («разменом чувств»). Обмен информацией – лишь повод для погружения в эту атмосферу. Более того, избыток конкретной, требующей напряженного осмысления информации, а тем более любого рода тревожные сообщения мгновенно разрушают эту атмосферу. При этом достаточно отринуть стратегию эгоиста и принять стратегию альтруиста, и тогда сбудется замечание А. де Сент-Экзюпери: «высшая роскошь на Земле – это роскошь человеческого общения». Здесь уместно сделать одно принципиальное замечание. Весьма часто стратегия, кажущаяся на первый взгляд эгоистической (превращение диалога в ряд параллельных монологов) приводит к полнейшему взаимному удовлетворению всех участников разговора. Каждый «гнет свое», не слушая других, – и все довольны, все счастливы. Не противоречит ли это сказанному выше об эгоистической стратегии? Нисколько. Все дело в том, с какой целью это делается. Если вы желаете, чтобы вас непременно выслушали, посочувствовали, одобрили, развеяли опасения. Чтобы дали добрый совет и вспоминали о былом, но ваш собеседник, что называется, на этот счет «ни гу-гу» – тогда дело плохо. Но если вы оба сошлись лишь затем, чтобы выговориться, и реакция собеседника для вас не имеет (или почти не имеет) значения. Когда между вами царит полное взаимопонимание и равноправие, или же одна из сторон предпочитает почему-либо (по простоте или с умыслом) не говорить, а слушать, - то это совсем другое дело. Тогда каждый участник такой беседы имеет все основания считать свою речевую цель выполненной. Не следует, поэтому, считать все беседы подобного рода проявлением речевого бескультурья: если люди довольны (а больше им ничего и не надо), то все в порядке. Такие беседы несут важнейшую функцию снятия стресса -поговорили, и на душе стало легче. Сбрасывается груз опаснейших внушений, подрубаются корни депрессий и неврозов - что способствуют продлению жизни. Дружеская беседа, по своей сути, является эмоциональной речью со всеми характерными чертами этого жанра – ориентацией на психологию, а не на логику и факты. На дедуктивную подачу информации, требование (и охотное удовлетворение) заведомо некритичного восприятия материала («верю не умом, а сердцем»). А, с другой стороны, порою («пусть меня не слушают – лишь бы не спорили»), использование элементов художественного стиля и практически всегда – разговорно-бытового. Нередко вплоть до стиля утрированно-просторечного (особенно среди так называемых «выходцев из низов» – подобным образом беседовал с запорожскими казаками князь Г.А.Потемкин – Таврический). Замечательные примеры дружеских бесед, создающих атмосферу душевного комфорта и гармонии, содержит отечественная классическая литература. Петя дает Гаврику урок латинского языка: - Значит, так. Ну, там, в общем, потом этот самый классический литературный латинский язык приблизительно через триста лет утратил свое господство и уступил, понимаешь ты, место народному латинскому языку, и так далее, и так далее, и тому подобное – одним словом, это все не так важно. (Гаврик одобрительно кивнул головой). А важно, братец мой, то, что, в конечном счете, в этом самом латинском языке оказалось сначала двадцать букв, а потом прибавилось еще три буквы. - Всего, стало быть, двадцать три! – быстро и радостно подсказал Гаврик. - Совершенно верно. Всего двадцать три буквы. - А какие? - Не лезь поперек батьки в пекло! – сказал Петя традиционную поговорку гимназического учителя латинского языка, которому он все время незаметно для себя подражал. – Буквы латинского алфавита суть следующие. Записывай: A, B, C, D… Гаврик встрепенулся и, послюнив карандаш, стал красиво выводить в тетрадке латинские буквы. - Постой, чудак человек, что же ты пишешь? Надо писать не русское «Б», а латинское. - А какое латинское? - Такое самое, как русское «В». Понял? - Чего же тут не понять! - Сотри и напиши, как надо. Гаврик вынул из кармана своих широких бобриковых штанов кусочек аккуратно завернутой в бумажку полустертой резинки “слон” с оставшейся задней половинкой слона, стер русское “Б” и на его месте написал латинское “В”. - Впрочем, - сказал Петя, которому уже изрядно надоело преподавать, - ты пока тут переписывай латинский алфавит прямо из книжки, а я немножко разомнусь. В.П.Катаев. Хуторок в степи
Несомненно, с методической стороны такой урок нуждается в существенных коррективах, но зато какую восхитительную атмосферу подлинной дружбы, взаимоуважения и преклонения перед Наукой создают все эти бытовые лексические и синтаксические отклонения от идеальной академической схемы. Разумеется, дружеская беседа предстает со страниц любимых книг не только в форме языкового урока, но и в чистом виде. Вот толкуют между собой ребята, только что выкопавшие яму для зимовки пчел. - А я буду скучать по пчелам зимой, - сказал Гриша. Я к ним очень привык и полюбил их за то, что они такие хорошие маленькие труженики. - Я тоже буду скучать по пчелам зимой, - сказал Федя. - До зимы еще далеко, - ответил Толя. – А зимой мы будем учиться, и скучать будет некогда. - А ведь правду сказал нам дедушка – пчеловод: «Кто начнет заниматься пчеловодством, тот никогда не бросит этого дела», - сказал Павлик. – Вот я, например, - я уже твердо решил: когда вырасту, обязательно стану пчеловодом на колхозной пасеке. У меня будет много ульев, штук сто или двести. Скорее даже двести, чем сто! - Тебе хорошо, - ответил Федя. – А мне как быть? Ведь я уже решил сделаться инженером, чтобы строить мосты, тоннели, каналы… - Ну и что же? – говорю я. – Будь себе инженером, а дома у тебя будут ульи. Они ведь не помешают тебе. - Конечно, говорит Витя. – Вот я, например, буду художником и пчеловодом. Разве нельзя сразу по двум специальностям работать? - Художнику хорошо! – ответил Женя. – А мне-то как быть? Я хочу быть летчиком. - Ну и будь летчиком, - говорю я. – Не будешь же ты по целым дням на самолете летать. Полетаешь, полетаешь, и домой прилетишь, посмотришь на своих пчел и опять полетишь куда надо. - А если на несколько дней понадобиться куда-то лететь? - Несколько дней пчелы и без тебя проживут. Они сами о себе могут заботиться. Им не нужна нянька. - Летчику-то еще ничего, - сказал Юра. – Я вот хочу быть матросом или капитаном на пароходе, а пароход как уйдет в дальнее плавание, чуть ли не на весь год! - А ты улей поставь на палубе, - говорю я. – Пусть он и стоит себе. Пока плывешь по морю или по океану, затыкай леток, чтобы пчелы не разлетелись, а как остановишься у берега, выпускай пчел, чтоб они на берегу покормились. Вот и хорошо будет. Так мы разговаривали, и я всем доказал, что каждый может заниматься пчеловодством: и летчик, и шофер, и машинист, и шахтер. А потом я пошел домой и стал думать, как же мне самому быть. Ведь я уже решил работать в Арктике, а разве в Арктике могут жить пчелы? Там ведь нет ни цветов, ни деревьев, одни только льды да белые медведи. А потом я подумал, что, наверное, пока я вырасту, люди насадят в Арктике цветов и деревьев, так что и там можно будет разводить пчел. А если к тому времени не успеют насадить, то я их сам насажу, а пока цветы вырастут, буду кормить пчел сахарным сиропом. Обязательно разведу в Арктике пчел!
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 1118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.70.108 (0.009 с.) |