Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности теле – и радио-риторики

Поиск

 

Огромную роль в современной информационной среде играют радио и телевидение. Большинство людей охотнее смотрит и слушает электронные СМИ, нежели читает газеты и журналы. Юристу, бизнесмену, политику, литератору, педагогу, любому общественному деятелю может представиться шанс выступить в эфире. Что следует иметь в виду, выступая перед микрофоном в радио- или телестудии? (См.: ниже следующую схему 19).

– Универсальность адресата. Ваши слушатели в своей массе – это среднестатистические граждане, многие из которых просто случайно попали на передачу. И если ваша речевая цель предполагает массовый охват публики, то следует в первую очередь удержать тех, кто вольно или невольно начал вас слушать, усилив в выступлении моменты, общие для наиболее широкого круга адресатов. Данный принцип можно условно назвать п ринципом «ромашки», когдавыделяется тематическая сердцевина – 5-6 важнейших групповых интересов («лепестков»). Причем это следует делать четче и ярче, чем в обычной речи, поскольку здесь никто не попросит уточнить высказанные положения, а повторяться в эфирной речи – значит не только транжирить драгоценное время, но и производить на слушателей крайне дурное впечатление.

- Любая ошибка в эфирном выступлении воспринимается слушателями в 4-5 раз критичнее, чем со сцены зала. Если вы наделали массу мелких лексических или даже концептуальных ошибок в беседе с публикой в аудитории, их могут и не заметить, особенно если тема весьма актуальна, а слушатель не слишком квалифицирован, но малейшая ваша оплошность в эфире пойдет гулять по народным устам с насмешливыми комментариями, заслоняя подчас самую суть сказанного. Все дело в оценочном стереотипе публики: на сцене оратор – обычный собеседник, мало чем отличающийся от сидящих в зале, и спрос с него соответствующий. В эфире его сравнивают уже не с простыми смертными, а с дикторами – профессионалами слова. Поэтому готовить эфирную речь надо гораздо тщательнее, чем обычную.

Схема 19

- Следует избегать малейшего разбавления речи любыми малосодержательными вставками и лирическими отступлениями: Утеряв внимание слушателя, вы уже не вернете его. Введение должно быть не более одной фразы, в коей следует моментально «брать быка за рога». Материал излагается плотно, лаконично; каждые 30-40 секунд вбрасывается освежитель внимания – яркий троп, эпитет или риторическая фигура, поговорка, пословица афоризм или короткий анекдот (особенно из свежих), которые не только оживляют интерес публики к теме, но и позволяют быстро перейти од одного вопроса к другому. К тому же все эти «цветы красноречия» заметно снижают изначально высокий критицизм эфирного слушателя. Фразы должны быть существенно короче, чем в обычной, зальной речи. Концовка должна быть бодрой, энергичной, непременно оптимистичной, состоящей из одной-двух подчеркнуто завершающих фраз. Или лозунгов, как, например, в предвыборной речи кандидата: «Я буду добиваться: трудоспособным – работы, работающим – зарплаты, пенсионерам и инвалидам – социальной помощи и всем – бесплатного медицинского обслуживания».

- Эмоциональные всплески следует передавать не увеличением громкости голоса и не повышением его тона, что подчас уместно в речах со сцены, а усилением выразительности, т.е. углублением интонационных перепадов и изменением тембра (звуковой окраски). Голос может делаться более проникновенным, взволнованным, доверительным, задушевным, решительным, чем обычно. Эту тембровую палитру надо использовать сполна, но нельзя ни кричать, ни шептать в микрофон. Не следует также «мычать», причмокивать, кряхтеть, злоупотреблять вводными словами. Весьма часто подобные ошибки происходят от элементарного волнения, но могут производить впечатление речевого бескультурья. Их надо преодолеть в процессе репетиции и психологической самонастройки.

- Ни на радио, ни на телевидении не следует стесняться читать речь по бумажке, если только вы не обладатель идеальной памяти или виртуоз слова. В конспекте следует выделить опорные слова и фразы подчеркиванием или значками на полях. Один взгляд на такое слово моментально оживит в вашей памяти весь смысловой блок. Подобная запись называется внутренним конспектом.

- Ранжируйте смысловые кванты и блоки эфирного речевого материала по важности и отметьте в конспекте, чем вы можете пожертвовать, если попадете в цейтнот, и что можете добавить при избытке времени. И то, и другое в любом случае – второстепенный материал (резервный текст); главное должно прозвучать при любых обстоятельствах.

- Сидя перед телекамерой, не следует прилипать взглядом к конспекту и не сверлить глазами объектив – обе крайности производят на зрителей весьма негативное впечатление. Примерно треть всего времени следует глядеть в конспект, еще треть – в объектив и еще столько же уместно «побегать глазами по сторонам», градусов на 10-15 вправо – влево от объектива. Это неплохая имитация естественного поведения, вполне приемлемая для новичка, но, очевидно, излишняя для завсегдатая телестудий.

- Эфирные выступления следует репетировать в 3-4 раза дольше, чем обычные, и делать это надо с использованием магнитофона в присутствии сведущих в риторике лиц. 7-8-минутную речь надо прочесть не менее 30 раз, учитывая абсолютно все, в том числе самые пристрастные замечания. Не возражайте и не оправдывайтесь, даже если в корне не согласны с критиками: вам предстоит выступать перед предельно широкой аудиторией, а теле-радио-публика, как и любой клиент, всегда права, и подобает не подлаживать ее под себя, а самому подлаживаться к ней. Это, естественно, касается лишь формы выступления, содержание же, как и всегда, определяется наложением речевых целей оратора и аудитории.

- Многие ораторы, особенно новички, замечают при репетиции удивительный эффект: 10-минутная речь при повторном чтении превращается в 8-минутную, при третьем – в 7-минутную и далее не меняется. Причиной этого является сокращение пауз размышления, затрачиваемых на осмысление и эмоциональное усвоение малознакомого текста. Если, тщательно отрепетировав речь, отложить ее на несколько дней, то обнаружится, что она вновь удлинится почти до исходной величины. Поэтому необходимо проводить последние репетиции непосредственно перед визитом в студию. В самой же студии, ожидая очереди в эфир, ничего репетировать уже не надо, - следует сосредоточиться и успокоиться.

- Подготовив текст выступления, полезно разметить его интонационными знаками, отмечающими паузы, повышения и понижения тона, и пользоваться им как на репетиции, таки в студии. Подобный эскиз выглядит следующим образом:

Интонационный эскиз не следует отягощать опорными словами и выражениями во избежание путаницы. Выберите тот тип записи, который больше подходит. Главные критерии выбора – уверенность и легкость чтения. А вот резервный текст, следует непременно выделить в любом типе конспекта.

- На теле-диспуте в прямом эфире не старайтесь обострять полемику, и так неизбежно возникающую между принципиальными соперниками. В глазах теле-радио-аудитории солиднее смотрится не тот, кто разносит в пух и в прах всех и вся, хотя бы было за что, а тот, кто сможет порадовать публику чем-то позитивным, будь то новый автомобиль, новый вид услуг или какая-нибудь идея. Как правило, чем менее сведущ слушатель в предлагаемой теме, тем больше значения имеет в оценке выступления чисто личностный аспект – имидж оратора.

- Если вы выступаете в эфире как представитель какого-либо сообщества – фирмы, спортивного клуба, института, академии, политической партии и т.п., то имейте в виду, что в большинстве случаев вы будете «тащить» ваш коллектив, а не он вас. Именно по вашей речи будут судить обо всем сообществе, раз уж вы удостоились всенародно представлять его по воле его руководства. Случайных людей к микрофону не подпускают – таков, в общем, справедливый оценочный стереотип теле-радио-аудитории. В эфире вы работаете на команду, за исключением тех случаев, когда команда выдвигает вас кандидатом на выборный пост. «Кто паровоз, а кто вагон «– это надо весьма четко, но корректно дать понять слушателям. Следует помнить, что хорошо режиссированное эфирное слово обладает большей внушающей силой, чем печатное.

В целом о подготовке устных выступлений любого жанра следует сказать, что это – необходимый этап работы для оратора любой квалификации; если оратор очень сильный, то от него многого и ждут. И если вы очень занятой человек и речи вам пишет кто-то другой, то психологическую самонастройку и репетицию за вас не выполнит никто.

________________________________________

 

Вопросы для повторения:

1. Для чего необходим, и какими способами устанавливается психологический контакт оратора с аудиторией?

2. Психологическая самооценка и самонастройка перед выступлением – эти действия важны только для начинающего или также и для опытного оратора? Что такое «правило тетерева»?

3. Какие функции выполняет репетиция устного выступления, и какие методы при этом используются?

4. В какой зависимости находятся качества ораторского голоса и успех выступления?

5. Какую роль в устном выступлении играют мимика, жесты и артистизм оратора?

6. Чем различаются эфирная и зальная речевые среды и речевые ситуации?

7. Какие правила теле-радио-риторики сильнее всего влияют на имидж оратора?

Чат:

 

В течение 15 минут обсудите проблемы проксемики (установки и поддержания психологического контакта оратора с аудиторией) и/или психологической подготовки к выступлению в различных речевых ситуациях. А также обменяйтесь мнениями по вопросу о том, отличается ли ораторский голос от голоса обычного «бытового», и если да, то чем?

Тренировочные задания:

1. В речах какого вида задача проксемики (установления психологического контакта с аудиторией) особенно актуальна?

2. Что дает оратору (и в отношении к себе, и в отношении к аудитории) следование «правилу тетерева» (радоваться успеху и не горевать при неудаче)?

3. В каком порядке (с точки зрения значимости) следует иерархизировать основные проксемические качества оратора? Что здесь первично, а что вторично?

4. Какую роль в достижении выразительности речи играют модуляции (переливы, изменения высоты и окраски) голоса оратора? Как, когда и в каких масштабах он должен прибегать к ним?

5. Чем подготовка к выступлению в эфире отличается от обычной репетиции?

Практикум:

 

Преподаватель (или специально подготовленный слушатель) читает заранее оговоренный текст речи на 8-10 минут - остальные конспектируют ее и задают оратору вопросы, каким образом он достиг того или иного положительного результата: есть ли это результат тренировки (репетиции данного выступления), природных качеств оратора или стихийного озарения (экспромта). Обсуждаются речевые цели использованных риторических приемов. Особо разбираются ошибки и упущения.

Параметры рассмотрения:

1. Причина выбора именно этой темы для данной аудитории. Представление оратора о речевых ожиданиях слушателей.

2. Речь выглядит:

а) отшлифованной, отточенной;

б) чересчур академичной;

в) заученный, равнодушной;

г) чересчур разговорной, приземленной;

д) напряженной, неестественной;

е) пронизанной излишним пафосом;

ж) монотонной, усыпляющей;

з) беспомощной, растерянной;

и) приятной, естественной;

к) растянутой или скомканной;

л) форма не соответствует содержанию.

3. Мотивация выбора оратором речевых средств с учетом свойств данной аудитории.

4. Какие из семи основных проксемических качеств оратора стремился в первую очередь проявить автор данного выступления, и почему?

5. Как оратор сам оценивает свое выступление через призму самонастройки, как перед выступлением, так и в ходе его?

6. Готовился ли оратор (и если да, то как) к вопросам и репликам из зала?

7. В процессе репетиции оратор больше всего заботился:

а) о дословном запоминании текста;

б) о запоминании идей;

в) о том, чтобы произвести хорошее впечатление на слушателей;

г) об установлении зрительного контакта с ними;

д) о создании атмосферы взаимного доверия.

8. Голосовые качества оратора:

а) дикция;

б) громкость;

в) тембр;

г) темп

д) интонация (эмоционально-смысловая модуляция высоты и тембра голоса).

9. Использование оратором пауз.

10. Мимика и жесты оратора. Маньеризмы и советы по их преодолению.

Вопросы для краткого эссе:

1. Какие приемы и технологии необходимо использовать для установления и поддержания психологического контакта оратора и аудитории?

2. Какова специфика психологической подготовки (самооценки и самонастройки) оратора к функционально разным видам устного выступления?

3. В чем заключаются преимущества и недостатки различных методов репетиции устных выступлений?

4. В чем схож, и в чем не схож типичный голос профессионального оратора, с голосом певца и обычного человека?

5. Какие функциональные роли играет в искусстве риторики ораторские мимика и жестикуляция?

6. Какие факторы и обстоятельства необходимо учитывать при переработке зальной речи в речь эфирную?

7. В чем схожа и чем отличается риторика для радио и риторика для телевидения?

Контрольный тест:

 

1. Проксемические риторические фигуры:

а) анафора;

б) период;

в) антитеза;

г) риторический вопрос;

д) эпифора;

е) мнимая чужая речь;

ж) мнимая уступка;

з) повтор;

и) одобрение и ободрение адресата;

к) градация;

л) риторическое обращение.

2. Проксемические качества оратора:

а) артистизм;

б) эрудиция;

в) искренность;

г) находчивость;

д) обаяние;

е) владение правилами этикета;

ж) дружелюбие;

з) настойчивость;

и) чувство юмора;

к) самокритичность;

л) вежливость;

м) смелость.

3. Для установления психологического контакта с аудиторией оратор должен, прежде всего:

а) продумать набор проксемических словесных фигур и приемов;

б) отрегулировать мимику и жесты;

в) выработать у себя правильную самооценку;

г) верно определить свою речевую цель;

д) верно определить свою речевую роль;

е) опираться на поддержку сторонников в публике;

ж) обеспечить действенный зрительный контакт со слушателями.

4. Правильнее всего поступает тот оратор, который:

а) радуется удаче своего выступления и горюет при неудаче;

б) и к успеху, и к провалу относится с олимпийским спокойствием;

в) сдержан в оценке успеха, но чувствителен к поражению;

г) радуется успеху и спокойно воспринимает провал;

д) предпочитает сначала успокоиться и затем лишь рассуждать об итогах своего выступления.

5. Прием психологической самонастройки оратора, называемый правилом «тетерева» (если промахнусь, то потеряю только патрон, но не жизнь), позволяет:

а) объективно оценить итоги собственного выступления;

б) верно спрогнозировать их;

в) правильно оценить поведение аудитории;

г) сберечь собственные нервы;

д) уточнить свою речевую роль при последующих выступлениях;

е) не робеть перед публикой;

ж) успешно вести полемику.

6. Из всех вариантов реакции аудитории на выступление лучше всего быть готовым:

а) к горячей поддержке;

б) освистыванию;

в) равнодушию;

г) поляризации мнений;

д) критическим репликам и вопросам;

е) просьбе развить тему;

ж) полемике с публикой или с другими ораторами;

з) скепсису;

и) сочувствию.

7. Выработка правильной самооценки у большинства ораторов происходит:

а) благодаря логическим аргументам;

б) благодаря самовнушению;

в) благодаря опыту;

г) благодаря репетиции;

д) благодаря самоанализу;

е) в ходе бесед с друзьями;

ж) в ходе бесед с оппонентами.

8. Рабочее состояние оратора:

а) обычное, штатное состояние сознания;

б) специальное, целевое состояние.

9. Репетиция речи позволяет оратору:

а) запомнить текст выступления;

б) отрегулировать темп речи в соответствии с отпущенным временем;

в) обвыкнуться в выбранной речевой роли;

г) уточнить свою речевую цель;

д) завоевать доверие аудитории;

е) подобрать оптимальный пакет проксемических приемов;

ж) уточнить ценностную ранжировку различных смысловых квантов и смысловых блоков речевого материала.

10. При репетиции имеет смысл запоминать;

а) словесную форму текста;

б) его суть.

11. К числу проксемических приемов изложения относится:

а) метод контрастной подачи материала;

б) переход от монолога к диалогу;

в) колоритное, эмоциональное вступление;

г) углубленная детализация;

д) наглядность;

е) убедительность;

ж) пафос.

12. Применение зеркала при репетиции:

а) отрабатывает мимику и жесты оратора;

б) имитирует зрительный контакт;

в) прививает манерность и искусственность;

г) задает излишне жесткий и надуманный шаблон поведения;

д) служит неплохой моделью диалога.

13. Репетиция на ходу:

а) позволяет отработать ритм дыхания;

б) способствует концентрации внимания;

в) создает гармонию умственной и физической нагрузок;

г) рассеивает внимание;

д) отводит часть энергии от мозга к ногам.

14. Главным индивидуальным признаком голоса является:

а) дикция;

б) громкость;

в) темп;

г) тембр;

д) тон.

15. Наибольшим проксемическим эффектом обладает голос:

а) громкий;

б) четкий (с хорошей дикцией);

в) раскатистый;

г) доверительный;

д) вкрадчивый;

е) пластичный;

ж) спокойный;

з) размеренный;

и) взволнованный;

к) задушевный;

л) чеканный;

м) поучающий.

16. Психологические паузы:

а) заостряют внимание слушателя на нужном фрагменте текста;

б) позволяют переключить внимание слушателя с одного предмета на другой;

в) дают оратору время подумать, что говорить дальше;

г) придают беседе особую доверительность и задушевность.

17. Зрительный контакт следует стремиться установить:

а) по возможности со всеми слушателями (если их немного);

б) только с теми, кто вас реально слушает;

в) только с теми, кто сам глядит вам в глаза;

г) с одним ключевым человеком;

д) с теми, кто сидит в ближних рядах;

е) с теми, кто заводит с вами диалог;

ж) с явными психологическими лидерами группы;

з) с вашими единомышленниками;

и) с детьми и подростками.

18. Жесты бывают уместными или неуместными:

а) сами по себе;

б) в зависимости от темы выступления;

в) в зависимости от культурного уровня и духовных запросов публики;

г) в зависимости от традиций страны;

д) в зависимости от репутации и речевого амплуа оратора.

19. Теле-радио-риторика:

а) дает возможность раскрыть максимально широкий набор актуальных для слушателя тем;

б) побуждает сосредоточиться на немногих ключевых темах;

в) требует естественной манеры речи;

г) требует тщательно отрепетированной имитации естественной манеры речи;

д) опирается на стереотип: «СМИ – это царство лжи, но послушать все равно надо»;

е) опирается на стереотип: «эфирное слово сверхценно, даже если противоречит фактам и логике» (эффект внушения).

20. По отношению к оратору эфирный слушатель по сравнению со слушателем зальным:

а) более снисходителен;

б) более критичен;

в) более внимателен к сути произносимого;

г) более внимателен к форме;

д) более терпелив (настроен выслушать речь до конца);

е) менее терпелив;

ж) более чуток к зрительному контакту (при трансляции по ТВ);

з) менее чуток;

и) более объективен в оценке личности оратора и качеств его речи;

к) более субъективен.


Раздел 5

__________________________



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 4310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.014 с.)